Дело № 33-8025/2022
УИД 66RS0006-01-2021-006991-33
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Екатеринбург 02.06.2022
Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего Кокшарова Е.В.,
судей Сорокиной С.В.,
Мурашовой Ж.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Михайловой Н.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в порядке апелляционного производства гражданское дело по иску ФИО1 к Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области - Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области №23 о признании решения незаконным, взыскании компенсации расходов на погребение реабилитированного лица,
по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Орджоникидзевского районного суда г.Екатеринбурга от 09.03.2022.
Заслушав доклад судьи Кокшарова Е.В., объяснения представителя ФИО1 - адвоката Яроменок Ю.В., действующей на основании ордера №003001 от 02.06.2022, представителя Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области - Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области №23 - ФИО2, действующей на основании доверенности № 13 от 10.01.2022, судебная коллегия,
установила:
ФИО1 обратился в суд с иском к Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области - Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области №23 (далее - Управление социальной политики №23) о признании решения от 20.10.2021 №12/2016 об отказе в выплате компенсации расходов по погребению умершего реабилитированного лица незаконным; взыскании компенсации расходов по погребению умершего реабилитированного лица в размере 126038 руб. 73 коп.
В обоснование иска указал, что 30.08.2021 умер его отец - ФИО3, 1935 г.рождения, имевший статус лица, подвергшегося политическим репрессиям и реабилитированного. В связи со смертью близкого человека, ФИО1 понесены расходы на погребение ФИО3 в сумме 47 250 руб. 18.10.2021 ФИО1 обратился в Управление социальной политики №23 с заявлением о возмещении понесенных расходов, в соответствии с ч.2 ст.2 Закона Свердловской области от 25.11.2004 №191-ОЗ «О социальной поддержке реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий в Свердловской области». Ответчик произвел выплату компенсации расходов по погребению умершего реабилитированного лица в размере 23211 руб. 27 коп., за вычетом социального пособия на погребение (7388 руб. 73 коп.), полученного истцом через территориальный орган пенсионного фонда. 20.10.2021 ФИО1 повторно обратился в Управление социальной политики №23 с заявлением о возмещении понесенных расходов на приобретение надгробного знака в размере 102000 руб. Оспариваемым решением, оформленным протоколом от 20.10.2021 №12/2016, ФИО1 отказано в выплате компенсации расходов по погребению умершего реабилитированного лица, поскольку указанные расходы не входят в гарантированный перечень услуг по погребению, установленный законом. Полагая, что отказ в возмещении фактически понесенных расходов на погребение реабилитированного лица является незаконным, ФИО1 обратился в суд с настоящим иском.
Решением Орджоникидзевского районного суда г.Екатеринбурга от 09.03.2022 иск ФИО1 оставлен без удовлетворения.
Не согласившись с решением суда, истцом подана апелляционная жалоба, содержащая просьбу отменить судебное постановление, принять по делу новое решение об удовлетворении требований ФИО1 в полном объеме, поскольку выводы суда, изложенные в судебном постановлении, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, судом неправильно применены нормы материального права.
В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает на то, что компенсации подлежат расходы по следующим видам ритуальных услуг: оформление документов, необходимых для погребения (медицинское свидетельство о смерти, свидетельство о смерти); предоставление и доставка гроба (включая расходы на его обивку) и других предметов, необходимых для погребения (урна, венок, надгробный знак); перевозка тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий); погребение (кремация с последующей выдачей урны с прахом). Единственным основанием для отказа в выплате компенсации расходов на погребение умершего реабилитированного лица (при представлении таким лицом всех необходимых документов), является отсутствие у лица, подавшего заявление, права на компенсацию расходов на погребение умершего реабилитированного лица. Указывает, что положения закона не содержат каких-либо ограничений, связанных с характеристиками надгробного знака на могиле (металлическая табличка или памятник из камня). Полагает, что все оказанные услуги по погребению входят в гарантированный перечень.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции явились представитель истца, поддержавший доводы апелляционной жалобы, представитель ответчика, указавший на законность и обоснованность решения суда, не подлежащего отмене по доводам апелляционной жалобы.
ФИО1, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции, в том числе посредством заблаговременного (11.05.2022) размещения соответствующей информации на официальном сайте Свердловского областного суда в сети «Интернет», направления 16.05.2022 заказного письма с уведомлением о вручении, в судебное заседание не явился, воспользовался правом на участие в деле через своего представителя.
Судебная коллегия не нашла оснований для отложения судебного разбирательства и сочла возможным рассмотреть дело при данной явке.
Выслушав объяснения явившихся в судебное заседание лиц, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений на неё, в соответствии с ч. 1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не находит правовых оснований для отмены либо изменения решения суда, который правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, верно применил нормы материального права, регулирующие возникшие правоотношения, на основании исследования и оценки имеющихся в деле доказательств в соответствии со ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации сделал обоснованный вывод об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных истцом требований.
В соответствии с п.п. 1, 2 ст. 16 Закона Российской Федерации от 18.10.1991 №1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий» реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, обеспечиваются мерами социальной поддержки в соответствии с законами субъектов Российской Федерации. Расходные обязательства по обеспечению мерами социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
Таким законом на территории Свердловской области является Закон от 25.11.2004 №191-ОЗ «О социальной поддержке реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий в Свердловской области» (далее - Закон от 25.11.2004 №191-ОЗ).
В силу положений ч.3 п.2 ст.2 Закона от 25.11.2004 №191-ОЗ в случае смерти реабилитированного лица лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, выплачивается компенсация 100 % расходов на оплату услуг по погребению умершего реабилитированного лица, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, установленному федеральным законом.
В соответствии с ч.1 п.1 ст.4 Закона от 25.11.2004 №191-ОЗ компенсация 100 % расходов на оплату услуг по погребению умершего реабилитированного лица, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, установленному федеральным законом, предоставляется лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, на основании заявления, подаваемого в территориальный исполнительный орган государственной власти Свердловской области в сфере социальной защиты населения по последнему месту жительства реабилитированного лица. Лицо, подавшее заявление, предъявляет паспорт или иной документ, удостоверяющий личность, и удостоверение, дающее право на получение мер социальной поддержки, выданное на имя реабилитированного лица. К заявлению прилагаются документы, подтверждающие осуществление лицом, подавшим заявление, расходов на оплату услуг по погребению умершего реабилитированного лица.
Согласно п. 2 ст. 4 Закона от 25.11.2004 № 191-ОЗ компенсация 100 процентов расходов на оплату услуг по погребению умершего реабилитированного лица, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, установленному федеральным законом, осуществляется территориальными исполнительными органами государственной власти Свердловской области в сфере социальной защиты населения, если заявление об этой компенсации подано не позднее чем через 12 месяцев со дня смерти реабилитированного лица.
Рассмотрение территориальными исполнительными органами государственной власти Свердловской области в сфере социальной защиты населения заявлений о компенсации 100 процентов расходов на оплату услуг по погребению умершего реабилитированного лица, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, установленному федеральным законом, и выплата этой компенсации осуществляются в порядке, предусмотренном Правительством Свердловской области в соответствии с настоящим Законом Свердловской области.
С учетом приведенных нормативных положений для получения компенсации расходов по погребению умершего реабилитированного лица необходимо обратиться в территориальный исполнительный орган государственной власти Свердловской области в сфере социальной защиты населения с соответствующим заявлением, к которому должен быть приложен установленный перечень документов.
При этом, в силу п.п. 3 п. 5 Порядка рассмотрения заявлений о компенсации 100% расходов на оплату услуг по погребению умершего реабилитированного лица, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, установленному федеральным законом, и выплаты этой компенсации, утвержденного постановлением Правительства Свердловской области от 28.12.2004 № 1178-ПП, и п. 20 Административного регламента предоставления территориальными отраслевыми исполнительными органами государственной власти Свердловской области - управлениями социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области государственной услуги «Предоставление компенсации 100% расходов на оплату услуг по погребению умершего реабилитированного лица, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, установленному федеральным законом», утвержденного приказом Министерства социальной политики Свердловской области от 26.12.2016 № 617, Управление социальной политики отказывает в назначении компенсации расходов на оплату услуг по погребению в случае, если расходы, понесенные заявителем, не входят в гарантированный перечень услуг по погребению, установленный федеральным законом.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что ФИО1 является сыном ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, признанного реабилитированным лицом в соответствии с Законом Российской Федерации от 18.10.1991 №1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий» (л.д.15-16).
30.08.2021 ФИО3 умер, что подтверждается копией свидетельства о смерти V-AИ <№> от 01.09.2021 (л.д.13).
18.10.2021 ФИО1 обратился в Управление социальной политики №23 с заявлением о назначении компенсации 100 процентов расходов на оплату услуг по погребению умершего реабилитированного лица, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, установленному федеральным законом, представив в подтверждение несения таких расходов квитанцию от 30.08.2021 №027740, выданную индивидуальным предпринимателем ( / / )6, и кассовые чеки от 30.08.2021 на сумму 47250 руб., согласно которым истцом понесены расходы по следующим видам услуг (л.д. 56, 20-22):
принадлежности: гроб - 5 800 руб., подушка - 500 руб., защелки - 500 руб., покрывало - 800 руб., церковный набор - 150 руб.;
услуги работников ритуальной службы: услуги бригады - 5000 руб.;
услуги по подготовке тела умершего к захоронению: предпохоронная подготовка умершего - 5500 руб., бритье - 1000 руб.;
услуги агента ритуальной службы: оформление документов - 2000 руб.;
прочие услуги: кремация - 18000 руб.;
дополнительное сервисное обслуживание: панихида, прощание в траурном зале - 3000 руб.;
услуги катафального транспорта: катафалк - 5000 руб.
Решением Управления социальной политики №23, оформленным протоколом от 20.10.2021 №12/204-Е/1 ФИО1 компенсированы расходы в размере 23 211 руб. 27 коп., согласно перечня: гроб - 5 800 руб., подушка - 500 руб., защелки - 500 руб., покрывало - 800 руб., кремация - 18000 руб.; катафалк - 5000 руб., всего на сумму 30600 руб., за вычетом социального пособия на погребение в размере 7388 руб. 73 коп., полученного истцом через территориальный орган пенсионного фонда (л.д. 57-58).
20.10.2021 ФИО1 повторно обратился в Управление социальной политики №23 с заявлением о назначении компенсации 100 процентов расходов на оплату услуг по погребению умершего реабилитированного лица, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, установленному федеральным законом, представив в подтверждение несения таких расходов квитанцию от 12.10.2021 №021412, выданную индивидуальным предпринимателем ( / / )6, кассовый чек от 12.10.2021 на сумму 102 000 руб., на оплату надгробного знака, а также акт выполненных работ от 12.10.2021 по захоронению урны, изготовлению и монтажу надгробного знака (л.д. 10-12, 17-19).
Оспариваемым решением, оформленным протоколом от 20.10.2021 №12/2016, ФИО1 отказано в выплате компенсации расходов по погребению умершего реабилитированного лица, на основании п.п.3 п.5 Порядка рассмотрения заявлений о компенсации 100% расходов на оплату услуг по погребению умершего реабилитированного лица, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, установленному федеральным законом, и выплаты этой компенсации, утвержденного постановлением Правительства Свердловской области от 28.12.2004 №1178-ПП, поскольку указанные расходы не входят в гарантированный перечень услуг по погребению, установленный законом.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 12.01.1996 №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», Закона Российской Федерации от 18.10.1991 №1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий», Закона Свердловской области от 25.11.2004 №191-ОЗ «О социальной поддержке реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий в Свердловской области», Порядка рассмотрения заявлений о компенсации 100% расходов на оплату услуг по погребению умершего реабилитированного лица, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, установленному федеральным законом, и выплаты этой компенсации, утвержденного постановлением Правительства Свердловской области от 28.12.2004 №1178-ПП, постановления главы г.Екатеринбурга от 02.03.2009 №443 «О стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению в муниципальном образовании «город Екатеринбург», а также установленными по делу фактическими обстоятельствами, исходил из того, что истец, понесший расходы на погребение ФИО3, имеющего статус реабилитированного лица, имеет право на получение компенсации таких расходов лишь в пределах гарантированного перечня услуг по погребению, установленного федеральным законом, к каковым церковный набор, услуги бригады без их конкретизации, предпохоронная подготовка умершего, бритье, оформление документов как услуги агента, панихида, прощание в траурном зале, изготовление и установка надгробного памятника (надмогильного сооружения) не относятся, в связи с чем отсутствуют установленные законом основания для компенсации соответствующих расходов.
Оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции у судебной коллегии не имеется, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, верной оценке представленных в материалы дела доказательств.
Из правильно установленных судом обстоятельств следует, что право на компенсацию расходов по погребению умершего реабилитированного лица реализуется путем подачи соответствующего заявления с приложением документов, подтверждающих факт несения расходов, связанных с оказанием работ (услуг) по погребению реабилитированного лица, входящих в гарантированный перечень услуг по погребению, установленный федеральным законом. При этом, на лице подавшим заявление о компенсации лежит обязанность по предоставлению доказательств адресности и целевого характера несения расходов на погребение реабилитированного лица.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 12.01.1996 №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», под погребением понимаются обрядовые действия по захоронению тела (останков) человека после его смерти в соответствии с обычаями и традициями, не противоречащими санитарным и иным требованиям. Погребение может осуществляться путем предания тела (останков) умершего земле (захоронение в могилу, склеп), огню (кремация с последующим захоронением урны с прахом), воде (захоронение в воду в порядке, определенном нормативными правовыми актами Российской Федерации).
Перечень услуг по погребению, оказание которых супругу, близким родственникам, иным родственникам, законному представителю или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, гарантируется на безвозмездной основе, установлен ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 12.01.1996 №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» и включает в себя следующие услуги:
1) оформление документов, необходимых для погребения;
2) предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения;
3) перевозка тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий);
4) погребение (кремация с последующей выдачей урны с прахом).
В соответствии с постановлением главы г.Екатеринбурга от 02.03.2009 №443 «О стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению в муниципальном образовании «город Екатеринбург», принятым в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1996 №8 «О погребении и похоронном деле»:
услуга по оформлению документов, необходимых для погребения, включает в себя получение свидетельства о смерти, справки о смерти (форма №11);
услуга по предоставлению и доставке гроба и других предметов, необходимых для погребения, включает в себя предоставление гроба, надгробного знака, их доставка в пределах населенного пункта (гроб стандартный нестроганый, изготовленный из пиломатериалов или комбинированного материала (из древесно-волокнистых плит и пиломатериалов); табличка металлическая с указанием фамилии, имени, отчества (последнее - при наличии), даты рождения, даты смерти и регистрационного номера; стойка металлическая; погрузка гроба в транспортное средство; доставка гроба в место нахождения умершего в пределах муниципального образования «г.Екатеринбург»);
перевозка тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий) включает транспортировку только тела (останков) умершего от места хранения на кладбище (в крематорий) в пределах муниципального образования «город Екатеринбург» без дополнительных остановок и заездов по какой-либо необходимости и в отсутствие сопровождающих лиц;
погребение (кремация с последующей выдачей урны с прахом) включает в себя рытье могилы, забивание крышки гроба, опускание его в могилу, устройство холма и установка надгробного знака; при кремации тела (останков) умершего - предание тела (останков) умершего огню с последующей выдачей урны с прахом.
Из приведенных выше нормативных положений следует, что церковный набор; услуги бригады без их конкретизации; предпохоронная подготовка умершего, бритье; оформление документов как услуги агента; панихида, прощание в траурном зале не относятся к гарантированному перечню услуг по погребению, предусмотренному ст.9 Федерального закона от 12.01.1996 №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», в связи с чем, как верно указал суд первой инстанции, отсутствуют установленные законом основания для компенсации соответствующих расходов.
Правильность вывода суда о невозможности отнесения расходов на изготовление и установку надгробного памятника к расходам, необходимым для погребения, а надгробного памятника - к надгробному знаку, также подтверждается постановлением главы г.Екатеринбурга от 02.03.2009 №443 «О стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению в муниципальном образовании «город Екатеринбург», согласно которому, надгробный знак, предоставляемый на территории муниципального образования «г.Екатеринбург» в рамках гарантированного перечня услуг по погребению, - это устанавливаемая на могиле на металлической стойке металлическая табличка с указанием необходимой информации об умершем.
Признавая несостоятельными доводы истца о том, что расходы, понесенные на изготовление надгробного знака, указанного в квитанции от 12.10.2021 №021412, и заявленные к компенсации, являются тем надгробным знаком, который включен в перечень предметов, необходимых для погребения, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что надгробный знак - это предмет, который в силу сложившихся обычаев и традиций является необходимым для осуществления процедуры погребения и устанавливается на месте захоронения (могиле). Надгробный памятник, в отличие от надгробного знака, является надмогильным сооружением, одной из форм сохранения памяти об умершем.
Поскольку фактически заявленные истцом к возмещению расходы в остальной сумме (102 000 руб.), не связаны с приобретением надгробного знака, а понесены на изготовление и установку памятника (надмогильного сооружения), не входят в гарантированный перечень услуг по погребению, установленный федеральным законом, то предусмотренных законом основания для их компенсации также не имеется.
Установленный Управлением социальной политики №23, перечень расходов подлежащих компенсации ФИО1, как лицу, понесшему такие расходы на погребение ФИО3, имеющего статус реабилитированного лица (гроб - 5 800 руб., подушка - 500 руб., защелки - 500 руб., покрывало - 800 руб., кремация - 18000 руб.; катафалк - 5000 руб.) в полной мере соответствует положениям ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 12.01.1996 №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», постановления главы г.Екатеринбурга от 02.03.2009 №443 «О стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению в муниципальном образовании «город Екатеринбург».
При определении размера компенсации расходов по погребению умершего реабилитированного лица (23211 руб. 27 коп.), Управлением социальной политики №23 учтены положения п.7 Порядка рассмотрения заявлений о компенсации 100% расходов на оплату услуг по погребению умершего реабилитированного лица, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, установленному федеральным законом, и выплаты этой компенсации, утвержденного постановлением Правительства Свердловской области от 28.12.2004 №1178-ПП, предусматривающие, что выплата компенсации расходов на оплату услуг по погребению осуществляется единовременно в месяце, следующем за месяцем, в котором управлением социальной политики было принято решение о назначении компенсации расходов на оплату услуг по погребению, с учетом выплаты социального пособия на погребение (7388 руб. 73 коп.).
Доводы апелляционной жалобы о том, что единственным основанием для отказа в выплате компенсации расходов на погребение умершего реабилитированного лица (при представлении таким лицом всех необходимых документов), является отсутствие у лица, подавшего заявление, права на компенсацию расходов на погребение умершего реабилитированного лица, в связи с чем компенсации подлежат расходы по следующим видам ритуальных услуг: оформление документов, необходимых для погребения (медицинское свидетельство о смерти, свидетельство о смерти); предоставление и доставка гроба (включая расходы на его обивку) и других предметов, необходимых для погребения (урна, венок, надгробный знак); перевозка тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий); погребение (кремация с последующей выдачей урны с прахом), не опровергают выводов суда, которые являлись предметом исследования и оценки судом первой инстанции, необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов, оснований для их переоценки у судебной коллегии не имеется.
В целом доводов, опровергающих выводы суда, апелляционная жалоба не содержит. Её содержание по существу содержит иную, ошибочную трактовку существа спорных правоотношений и норм материального права их регулирующих, что основанием к отмене решения явиться не может.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены решения суда первой инстанции, судебная коллегия по материалам дела не усматривает.
Руководствуясь ст.327, ст. 327.1, п. 1 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Орджоникидзевского районного суда г.Екатеринбурга от 09.03.2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.
Председательствующий: Е.В. Кокшаров
Судья: С.В. Сорокина
Судья: Ж.А. Мурашова