Председательствующий: Эннс Т.Н. Дело № 33-8037/2015
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе:
Председательствующего Кудря Т.Л.,
судей областного суда Дьякова А.Н., Поповой Э.Н.,
при секретаре Бурлевич А.И.,
рассмотрела в судебном заседании 11 ноября 2015 года
дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Центрального районного суда города Омска от 19 августа 2015 года по иску ФИО1 к Министерству финансов Омской области, Министерству строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области о признании незаконными действий, взыскании компенсации денежных средств за невыданный сертификат, компенсации морального вреда, которым постановлено:
«В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Министерству финансов Омской области, Министерству строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области о признании незаконными действий, взыскании компенсации денежных средств за не выданный сертификат, взыскании компенсации морального вреда отказать в полном объеме».
Заслушав доклад судьи Омского областного суда Поповой Э.Н., судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратилась в суд с иском к Министерству финансов Омской области, Министерству строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области о признании незаконными действий, взыскании компенсации денежных средств за невыданный сертификат, компенсации морального вреда.
В обоснование заявленных требований указала, что ее отец - ФИО2, ветеран Великой Отечественной войны, умер <...>, ее мать - ФИО3 являлась вдовой ветерана Великой Отечественной войны. В апреле 2011 года в департамент жилищной политики Администрации г. Омска от имени матери ФИО3 она подала документы на постановку на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. Около года ФИО3 не признавали нуждающейся, мать проживала у нее, но в <...> у нее был дом. После того, как дом был признан не пригодным для проживания, мать поставили на учет. В апреле 2012 года на приеме у директора департамента жилищной политики Администрации г. Омска ей сказали, что ко Дню Победы будут выдавать сертификаты на улучшение жилищных условий. Но ни ко Дню Победы, ни после сертификат выдан не был. При обращении в Министерство ей разъяснили, что сертификаты будут выдавать в августе 2012 года, так как не перечислены денежные средства из федерального бюджета. При этом в Министерстве строительства ей сказали, что сертификаты выдадут в июне, а сейчас распределяются денежные средства между министерствами. В июне ей ответили, что денежные средства находятся в Министерстве труда и социального развития Омской области, проверяются списки, сертификаты будут выдавать в начале июля. Но затем изменилась цена на жилье, якобы возникла необходимость в пересмотре сумм. Считает, что ответчики умышленно затягивали исполнение возложенных на них обязательств по выдаче сертификатов. Из-за ненадлежащего отношения ответчиков к своим обязанностям, неуважительного отношения к ветеранам войны и членам их семей своевременно меры социальной поддержки ее матери ФИО3 не были предоставлены, она умерла <...>, не дождавшись нескольких дней до получения сертификата. Из ответа первого заместителя председателя Правительства Омской области следует, что денежные средства в Министерство строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области поступили еще при жизни ФИО3 - <...>, и на ее имя свидетельство уже было оформлено. В результате указанных действий ее матери и ей причинен материальный и моральный вред, поскольку жилищные условия они так и не смогли улучшить, ее мать до смерти проживала в условиях, не обеспечивающих нормальное проживание.
Просила признать бездействие Министерства труда и социального развития Омской области, Министерства строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области по своевременному предоставлению мер социальной поддержки (выдаче сертификата) ФИО3 незаконным; взыскать в ее пользу с ответчиков солидарно денежные средства, положенные ФИО3 в размере <...>, компенсацию морального вреда в размере <...> за использование этих денежных средств в течение двух месяцев (с июня по август), поступивших из федерального бюджета в Омскую область.
В процессе рассмотрения дела истец неоднократно уточняла исковые требования, в окончательном виде просила взыскать в ее пользу солидарно с Министерства финансов Омской области и Министерства строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области денежные средства, положенные ФИО3 в размере <...>, на том основании, что при жизни ФИО3 денежные средства находились в Министерстве финансов Омской области в течение 40 дней, сертификат на улучшение жилищных условий вдове ветерана войны выдан не был. Просила взыскать компенсацию морального вреда с Министерства финансов Омской области в размере <...>, с Министерства строительства и жилищно-коммунального комплекса в размере <...> за задержку выплаты денежных средств, поступивших из федерального бюджета в Омскую область и за смерть матери.
В судебном заседании истец ФИО1 заявленные требования с учетом уточнений поддержала в полном объеме.
Представитель ответчика Министерства финансов Омской области ФИО4 в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований по основаниям, изложенным в письменном отзыве (т. <...>). Указала, что сертификат был подготовлен в срок, однако мать истца умерла до получения сертификата. Со стороны Минфина нарушений не имеется. Полагала, что основания для возмещения морального вреда отсутствуют.
Представитель ответчика Министерства строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области ФИО5 в судебном заседании требования не признала. Представлен письменный отзыв (т. 1 <...>).
Представитель ответчика Министерства труда и социального развития Омской области ФИО6 в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований по основаниям, изложенным в письменном отзыве (т. <...>).
Представитель третьего лица Управления Федерального казначейства по Омской области ФИО7 в судебном заседании требования полагал необоснованными.
Привлеченные судом к участию в деле третьи лица: Администрация г. Омска, департамент жилищной политики Администрации г. Омска, Администрация Октябрьского АО г. Омска, Правительство Омской области, ФИО8, ФИО9, ФИО10 в судебном заседании участия не принимали, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе ФИО1 полагает решение подлежащим отмене. Указывает, что <...> Администрацией г. Омска принято постановление № <...>, в соответствии с которым ФИО3 принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма с <...>. Согласно п. 9 Порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, утвержденного постановлением Правительства Омской области от 26 июля 2006 года № 99-п, формирование списков граждан, претендующих на получение денежных выплат, осуществляется органами местного самоуправления в той же хронологической последовательности, в какой ветераны (члены их семьи) были приняты на учет. В сводном списке ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) участников войны, претендующих на получение денежных выплат, представленном Министерством труда и социального развития Омской области в Министерство строительства <...>, дата принятия ФИО3 на учет указана с <...>, а не с <...>. В разумный срок сертификат выдан не был. Причиненный ей моральный вред обосновывает неоднократными обращениями в вышеуказанные органы, оспариванием их решений, смертью матери.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель Правительства Омской области ФИО11 просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В отзыве на апелляционную жалобу представитель Министерства строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области ФИО5 просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции извещены надлежащим образом (т. <...>).
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав истца ФИО1, поддержавшую апелляционную жалобу, представителей ответчиков Министерства строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области, Министерства финансов Омской области, представителя третьего лица Правительства Омской области, согласившихся с решением суда, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого решения.
В соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Установлено, что мать истца - ФИО3 являлась вдовой ветерана Великой Отечественной войны, постановлением Администрации г. Омска от <...>№ <...> была принята на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма с <...>.
На основании положений ст. 23.2 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в пункте 1 настоящей статьи мер социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций.
Субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации.
Порядок расходования и учета средств на предоставление субвенций устанавливается Правительством Российской Федерации.
Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации ежеквартально представляют в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий выработку единой государственной финансовой, кредитной, денежной политики, отчет о расходовании предоставленных субвенций с указанием численности лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки, категорий получателей мер социальной поддержки, а в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения, - список лиц, которым предоставлены меры социальной поддержки, с указанием категорий получателей, основания получения мер социальной поддержки, размера занимаемой площади и стоимости предоставляемого или приобретаемого жилья. При необходимости дополнительные отчетные данные представляются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Средства на реализацию указанных полномочий носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели.
Определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность), а также единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения указанным в подпункте 2 пункта 3 настоящей статьи гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.
Во исполнение пунктов 11, 11.1 ст. 23.2 Федерального закона «О ветеранах», постановлением Правительства Омской области от 26 июля 2006 года № 99-п утвержден Порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов (далее - Порядок), которым определены правила предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, а также определены действия органов исполнительной власти Омской области и органов местного самоуправления, совершаемые ими в процессе предоставления социальных выплат.
Право на получение мер социальной поддержки в соответствии с настоящим Порядком имеют, в том числе проживающие на территории Омской области нуждающиеся в улучшении жилищных условий категории граждан, установленные статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 Федерального закона "О ветеранах" (п. 2).
Обеспечение граждан жилыми помещениями в соответствии с настоящим Порядком осуществляется один раз, в том числе в форме предоставления гражданам, указанным в подпунктах 2, 3 пункта 3 статьи 23.2 Федерального закона "О ветеранах", жилого помещения по договору социального найма либо единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения по их выбору (п. 4)
Уполномоченным органом исполнительной власти Омской области по предоставлению гражданам выплат согласно пункту 5 Порядка является Министерство строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области.
Органы местного самоуправления Омской области рассматривают документы, указанные в пункте 7 настоящего Порядка, и по результатам рассмотрения принимают решение о включении либо об отказе во включении заявителя в списки граждан, претендующих на получение выплат (п. 8).
Пунктом 9 Порядка предусмотрено, что формирование списков граждан, претендующих на получение выплат, осуществляется органами местного самоуправления Омской области в той же хронологической последовательности, в какой граждане были приняты на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, с учетом права граждан на внеочередное получение жилого помещения. Фамилии граждан, принятых на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в один и тот же день, включаются в список граждан, претендующих на получение выплат, в алфавитном порядке.
Органы местного самоуправления Омской области формируют отдельно в течение года списки граждан, претендующих на получение выплат, из числа категорий граждан, указанных в подпункте 2 пункта 3 статьи 23.2 Федерального закона "О ветеранах", а также до 1 января текущего года списки граждан, претендующих на получение выплат, из числа категорий граждан, указанных в подпункте 3 пункта 3 статьи 23.2 Федерального закона "О ветеранах", инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов.
Сформированные списки граждан, претендующих на получение выплат, направляются в Минтруд Омской области. В силу п. 10 Порядка Минтруд Омской области ежегодно формирует сводный список граждан, претендующих на получение выплат по муниципальным образованиям Омской области и представляет их в Минстрой Омской области.
В соответствии с пунктами 11, 12 Порядка Минстрой Омской области на основании сводных списков граждан и объема средств федерального и областного бюджетов формирует отдельно список граждан, претендующих на получение выплаты в текущем финансовом году, из числа категорий граждан, указанных в подпункте 2 пункта 3 статьи 23.2 Закона о ветеранах, а также список граждан, претендующих на получение выплаты в текущем финансовом году, из числа категорий граждан, указанных в подпункте 3 пункта 3 статьи 23.2 Закона о ветеранах, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов. Данные списки согласовываются с Минтрудом Омской области и доводятся до сведения органов местного самоуправления Омской области.
Минстрой Омской области на основании списков граждан, претендующих на получение выплаты в текущем финансовом году, ежегодно подготавливает и представляет в Правительство Омской области предложения по распределению средств, предусмотренных на предоставление выплат гражданам. Правительство Омской области ежегодно утверждает распределение данных средств по муниципальным образованиям Омской области.
Право гражданина на получение выплаты удостоверяется свидетельством о предоставлении выплаты (далее - свидетельство), которое оформляется Минстроем Омской области и передается органам местного самоуправления Омской области для вручения гражданину. В случае если органы местного самоуправления Омской области не принимают участия в реализации настоящего Порядка, вручение гражданам свидетельств осуществляет Минстрой Омской области.
Свидетельство является именным документом. Срок действия свидетельства составляет три месяца с даты его выдачи, указываемой в свидетельстве (п. 13).
Предоставление выплат производится путем перечисления денежных средств с лицевого счета Минстроя Омской области на банковский счет гражданина либо на счет организации или физического лица в соответствии с условиями заключенного гражданско-правового договора, направленного на приобретение (строительство) жилого помещения (п.15).
Судом установлено, что <...> в Омскую область на обеспечение жилыми помещениями ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны поступила субвенция в объеме <...> (первый транш).
Распределение бюджетных средств на 2012 год утверждено распоряжением Правительства Омской области от <...>№ <...>.
Исходя из объема выделенных средств из федерального бюджета, в список включено <...> ветерана Великой Отечественной войны и членов семей, вставших на учет до <...> и до <...> частично. Из указанного списка единовременные денежные выплаты были предоставлены лицам, вставшим на учет <...>, фамилии которых начинались с буквы <...> до буквы <...>. Таким образом, в число лиц, которым был выдан сертификат после поступления первого транша, ФИО3 не попала.
Распоряжением Правительства Омской области от <...>№ <...> «О внесении изменения в распоряжение Правительства Омской области от <...>№ <...>» утверждено распределение дополнительных бюджетных средств на предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями граждан в объеме <...> (второй транш).
Согласно указанному списку, исходя из объема выделенных средств из федерального бюджета, поступивших в Омскую область <...>, было включено <...> ветерана Великой Отечественной войны, вставших на учет до <...>, в том числе ФИО3 На имя ФИО3 было оформлено свидетельство, которое <...> поступило в департамент жилищной политики Администрации г. Омска для вручения ФИО3 Однако свидетельство получателю вручено не было в связи с тем, что <...>ФИО3 умерла. <...> свидетельство, оформленное на имя ФИО3, было возвращено в Минстрой Омской области, в связи со смертью получателя выплаты.
Вышеизложенные обстоятельства подтверждаются представленными в материалы дела документами.
Суд, установив, что с учетом вышеуказанного Порядка органами государственной власти Омской области выполнены все необходимые действия в целях предоставления социальной выплаты, применительно к ст. 1069 ГК РФ факт незаконных действий (бездействия) органов власти своего подтверждения не нашел, свидетельство о предоставлении выплаты (сертификат) ФИО3 получено не было в связи со смертью, отказал в удовлетворении исковых требований.
Судебная коллегия с данными выводами суда соглашается.
Довод апелляционной жалобы о том, что в сводном списке граждан, претендующих на получение выплат, ФИО3 значится с датой постановки на учет <...>, опровергается материалами дела (л.д. <...>).
Довод о том, что первоначальный отказ ФИО3 в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, помешал получить ей сертификат, судебной коллегией отклоняется, поскольку из материалов дела следует, что на учет в качестве нуждающейся ФИО3 была принята с <...>, при этом вопрос о выдаче сертификатов лицам, поставленным на учет в 2011 году, разрешался в 2012 году.
Факт нарушения ответчиками Порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов судом не установлен.
Как уже было указано выше, распоряжением Правительства Омской области от <...>№ <...> утверждено первое распределение бюджетных средств на предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан на 2012 год в объеме <...>. При этом в список граждан, претендующих на получение выплат, были включены лица, вставшие на учет до <...>, а также вставшие на учет <...>, фамилии которых начинались с буквы <...> до буквы <...>; применительно к п. 9 вышеуказанного Порядка ФИО3 в указанный список не вошла.
В дальнейшем распоряжением Правительства Омской области от <...>№ <...> было утверждено выделение второго транша в объеме <...>, в дополнительный список были включены лица, вставшие на учет до <...>, в том числе и ФИО3 Однако в связи с ее смертью жилищный сертификат выдан не был.
При вынесении решения суд с учетом положений ст. 1112 ГК РФ правильно исходил из того, что сертификат является именным документом, подтверждающим право гражданина на получение жилищной субсидии, которое могло быть реализовано только ФИО3, поскольку данное право неразрывно связано с личностью ФИО3
Сам сертификат подтверждает лишь право на приобретение (строительство) жилого помещения с использованием средств федерального бюджета. Право на получение сертификата носит исключительно субъективный характер, неразрывно связано с личностью получателя единовременной денежной выплаты.
Таким образом, в связи со смертью ФИО3 её право на получение сертификата в состав наследства входить не могло, поскольку действующим законодательством права и обязанности, неразрывно связанные с личностью наследодателя, в порядке наследования не передаются.
При изложенных обстоятельствах, учитывая, что выплата по сертификату ФИО3 не производилась, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, определены судом верно, представленные доказательства оценены правильно в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения суда в соответствии со ст. 330 ГПК РФ не допущено.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда
определила:
решение Центрального районного суда города Омска от 19 августа 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи