ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-803/2021 от 24.03.2021 Тамбовского областного суда (Тамбовская область)

68RS0015-01-2019-001503-30

Дело № 33-803/2021

Судья: Комаровой И.А.(2-1173/2019)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

24 марта 2021 года г.Тамбов

Судебная коллегия по гражданским делам Тамбовского областного суда в составе:

председательствующего: Арзамасцевой Г.В.

судей: Дрокиной С.Г., Малининой О.Н.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Тёткиной Е.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Акционерному обществу «Тамбовская сетевая компания» в лице Моршанского филиала об освобождении от оплаты услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами,

по апелляционной жалобе директора Моршанского филиала АО «ТСК» на решение Моршанского районного суда Тамбовской области от 12 ноября 2019 года.

Заслушав доклад судьи Арзамасцевой Г.В., судебная коллегия

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в суд с иском к Акционерному обществу «Тамбовская сетевая компания» в лице Моршанского филиала об освобождении от уплаты услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами.

В обоснование заявленных требований указала, что является сособственником жилого дома №***, в котором зарегистрирована и проживает с семьей.

С марта 2019 года в квитанциях на оплату коммунальных услуг, поступающих на ее электронную почту, появилась строка обращение с ТКО, с учетом долга за январь-февраль 2019 года. Услуга по вывозу ТКО не предоставляется, договор на услуги по обращению с ТКО по адресу: *** между АО «ТСК» Моршанский филиал и ей не заключался, однако ежемесячно производятся начисления платы за обращение с ТКО. В соответствии с Постановлением Ивенского сельского совета от 18.03.2019 № 19 «Об определении маршрута движения и остановок специализированных средств для сбора твердых коммунальных отходов бестарным способом от населения и перечня населенных пунктов, где будет осуществляться сбор и вывоз твердых коммунальных отходов на территории Ивенского сельсовета Моршанского района Тамбовской области» определены места остановок транспортных средств, для сбора ТКО бестарным способом по субботам по адресам: <...> в районе домов 3, 34 и <...> около ФАПа, в районе домов 20, 14, 7, 2, 36, что располагаются на удаленном расстоянии (более 2 км) от места их проживания. Вывоз ТКО с улицы Набережная не осуществляется.

АО «ТСК» является региональным оператором на указанной территории, злоупотребляет доминирующим положением на рынке, вступает в публичные отношения в одностороннем порядке без создания условий. Фактически услуга по адресу: ***, по обращению с твердыми коммунальными отходами ей не предоставлялась, выставление платы со стороны АО «ТСК» за не предоставленные услуги, является незаконным, влекущим необоснованное обогащение АО «ТСК», нарушающим принципы действующего законодательства.

Ею были направлены письменные обращения в адрес акционерного общества «Тамбовская сетевая компания» Моршанский филиал для решения вопроса о перерасчете платы за данную услугу. В июне было направлено коллективное обращение жителей улиц Набережная, Садовая, Школьная с. Питерское в прокуратуру и администрацию Моршанского района. Однако вывоз так и не осуществляется, а плата ежемесячно начисляется.

В ходе рассмотрения дела истицей ФИО1 были уточнены исковые требования, в связи с тем, что услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами по адресу: <...> стала оказываться с сентября 2019 года, поэтому просила суд освободить ее от уплаты, выставленных в ее адрес требований об уплате денежных средств за услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами по адресу: ***, за период с 01.01.2019 года по 31.08.2019 года, а также взыскать с акционерного общества «Тамбовская сетевая компания» Моршанский филиал в ее пользу госпошлину сумме *** рублей. Требования о признании публичного договора не заключенным, не поддерживает.

Решением Моршанского районного суда Тамбовской области от 12 ноября 2019 года исковые требования ФИО1 Акционерному обществу «Тамбовская сетевая компания» Моршанского филиала об освобождении от оплаты услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами удовлетворены.

ФИО1 освобождена от уплаты денежных средств за услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами по адресу: ***

*** за период с января 2019 года по 31 августа 2019 года.

С Акционерного общества «Тамбовская сетевая компания Моршанский филиал в пользу ФИО1, взыскана госпошлина в размере *** рублей.

Не согласившись с данным решением суда, директор Моршанского филиала АО «ТСК» обратился с апелляционной жалобой, просит решение суда отменить, принять по делу новое решение.

Автор жалобы указал, что обязанность по заключению договора на оказание услуги по обращению с ТКО лежит на самом истце и он, совершая действия по выносу мусора в установленные места, приступил к исполнению публичного договора.

Апеллянт указывает, что судом не принято во внимание Постановление №19 от 18.03.2019 года, в котором указаны места накопления ТКО для всей территории Ивенского сельсовета, в том числе и на всей территории с.Питерское. В период с 01.01.2019 года по 16.04.2019 года региональный оператор с установленной периодичностью осуществлял вывоз ТКО с созданных в с.Питерское мест накоплений ТКО.

Податель жалобы указывает, что после того как постановлением администрации Ивенского сельсовета Моршанского района № 26 от 16.04.2019 года было расширено количество адресов, по которым организован бестарный способ складирования ТКО, работниками АО «ТКС» регионального филиала выявлено, что движение мусоровоза по улицам с грунтовым покрытием не представляется возможным, проезжая часть узкая, отсутствуют места для разворота, имеются крутые склоны, об этом было сообщено главе Ивенского сельсовета в письме от 24.04.2019 №106/1491.

В суде первой инстанции истица и не отрицала, что твердые коммунальные отходы в ее домовладении образуются. На вопрос АО «ТКС», каким образом организовано обращение с твердыми коммунальными отходами в ее домовладении пояснила, что пользовалась услугами нанимаемых физических лиц, которые на своем автотранспорте вывозили твердые коммунальные отходы. Согласно форме типового договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в случае нарушения региональным оператором обязательств по настоящему договору потребитель с участием представителя регионального оператора составляет акт о нарушении региональным оператором обязательств по договору и вручает его представителю регионального оператора. Но данный акт потребителем не составлялся, АО «ТСК» не вручался. Документы, подтверждающие оказание услуг по обращению с ТКО за восемь в 2019 года с лицом, имеющим права оказывать услугу по обращению с ТКО по адресу *** в суд не предоставлялись. Вторично обращаем внимание суда, что на территории Тамбовской области запрещено: несанкционированное размещение ТКО; сбор ТКО вне установленных мест, без наличия установленных разрешительных документов и специализированного оборудования.

Следовательно, истица пользовалась услугами регионального оператора АО «ТСК» в лице Моршанского филиала с 01.01.2019 года по настоящее время. Судом данные факты исследовались и не рассматривались, не дана надлежащая правовая оценка.

Таким образом, услуга по обращению с ТКО в период с 01.01.2019 г. по 16.04.2019 г. была оказана всем потребителям, проживающим в селе Питерское, в том числе истцу.

В апелляционной жалобе приведено, что на территории Ивенского сельсовета организована бестарная система вывоза ТКО. В соответствии с Порядком сбора ТКО (в том числе их раздельного сбора) на территории Тамбовской области, утвержденным приказом Управления ТЭК и ЖКХ Тамбовской области от 13.06.2017 №52, на территории области сбор ТКО осуществляется, в том числе, путем сбора в пакеты или другие предназначенные для их сбора емкости мусоровозным транспортом непосредственно от населения без использования каких-либо дополнительных устройств для (предварительного сбора (бестарная система).

Каких-либо нормативных требований по расстоянию от мест накопления ТКО до потребителей при бестарной системе сбора ТКО не установлено.

В связи с указанным, не соответствует фактическим обстоятельствам дела вывод суда о том, что «до настоящего времени не определен способ вывоза мусора по ул. Колхозная с Питерское Моршанского района, данная улица находится на значительном удалении от существующего маршрута движения мусоросборной техники и мусор по этой улице фактически не вывозится».

16.04.2019 г. администрацией Ивенского сельсовета Моршанского района Тамбовской области вынесено постановление №26 «О внесении изменений в приложение к постановлению от 18.03.2019 №19 «Об определении маршрута движения и остановок специальных транспортных средств для сбора твердых коммунальных отходов бестарным способом от населения и перечня населенных пунктов, где будет осуществляться сбор и вывоз твердых коммунальных отходов на территории Ивенского сельсовета Моршанского района Тамбовской области».

Постановлением №26 от 16.04.2019 г. внесены изменения в приложение к постановлению № 19, согласно которых значительно увеличилось количество адресов (улиц), по которым организован бестарный способ складирования ТКО:

<...>

При объезде АО «ТСК» указанных улиц с целью проверки состояния дорожного полотна, подъездных путей, ширины проезжей части, наличия мест для разворота специализированного автотранспорта для сбора ТКО, выявлено, что движение мусоровоза по улицам с грунтовым покрытием не представляется возможным, проезжая часть узкая, отсутствуют места для разворота, имеются крутые склоны, что затрудняет прохождения транспорта. Об этом АО «ТСК» сообщило главе Ивенского сельсовета в письме от 24.04.2019 г. №106/1491.

В таких условиях оказание услуги по обращению с ТКО невозможно. Важно, что администрация Ивенского сельсовета, вынося Постановление №26 от 16.04.2019 г., заведомо знала о его неисполнимости, поскольку информацию о том, что проезд по указанным улицам затруднен, сообщила АО «ТСК» в письме от 22.03.2019 г. №01-55/1123 (за 26 дней до вынесения постановления №26).

Согласно п. 150 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, исполнитель освобождается от ответственности за нарушение качества предоставления коммунальных услуг, если такое нарушение произошло вследствие обстоятельств непреодолимой силы.

В соответствии с ч. 2 ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог. Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечиваются уполномоченными органами местного самоуправления (ч. 3 ст. 15 Федерального 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации»).

Таким образом, в связи с ненадлежащим участием администрации Ивенского сельсовета Моршанского района Тамбовской области в организации деятельности по накоплению и транспортированию ТКО (п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»), а именно в непринятии мер по организации проезда к местам накопления ТКО, АО «ТСК» не может нести ответственность за нарушение качества предоставления коммунальных услуг в период с 17.04.2019г. по настоящее время в виде перерасчета истцу размера платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО. В связи с указанным, вывод суда о том, что «Принимая постановления о бестарной очистке улиц в селе Питерское, в том числе улицы Набережная, Ивенский сельсовет тем самым выполнял обязанность, установленную ему Федеральным законом №131-Ф3», не соответствует фактическим обстоятельствам дела и основан на неправильном истолковании закона №131-Ф3.

Поскольку участие администрации Ивенского сельсовета в транспортировании ТКО, заключается в том, чтобы не просто определить адреса, по которым производится складирование ТКО бестарным способом, но и создать инфраструктурные условия (дорожные условия) для проезда специализированного транспорта регионального оператора к этим местам. В связи с чем появилась необходимость в замене специализированной техники. Принимая во внимание, что в процессе жизнедеятельности истца образуются ТКО, которыми он не вправе самостоятельно, по своему усмотрению распоряжаться и нуждается в оказании yслуг по обращению с ТКО, между истцом и ответчиком сложились договорные отношения.

ФИО1 поданы возражения на апелляционную жалобу, в которой она просит решение Моршанского районного суда Тамбовской области от 12 ноября 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Определением судебной коллегией по гражданским делам Второго кассационного суда от 23 июля 2020 года апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тамбовского областного суда от 27 января 2020 года отменено по кассационной жалобе Директора Моршанского филиала АО «ТКС», дело направлено на новое апелляционное рассмотрение.

Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.

При рассмотрении возникшего спора судом установлено, что ФИО1 на праве общей долевой собственности принадлежит ? доли на жилой дом, расположенный по адресу: *** Оставшиеся доли в указном жилом доме принадлежат ФИО2, *** года рождения, ФИО3 *** года рождения, ФИО4, *** года рождения по ? доли каждому.

С января 2019 года за оказание услуги по обращению твердых коммунальных отходов по указанному адресу к оплате выставляются счета-извещения по открытому на имя ФИО1 счету.

Как следует из материалов дела, региональным оператором на территории Тамбовской области по результатам конкурсного отбора признано АО «Тамбовская сетевая компания», с которым Управлением топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Тамбовской области 31 августа 2018 года заключено соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Тамбовской области. Начало действия регионального оператора на территории Тамбовской области 01 января 2019 года.

Поводом для обращения в суд с настоящим иском явилось то, что оборудованные контейнерные площадки находятся на расстоянии более 2000 метров от жилого дома истца, что не соответствует требованиям СанПиН 42-128-4690-88 и неисполнение региональным оператором услуги по вывозу твердых коммунальных отходов, вследствие чего начисление платы денежных средств за услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами по адресу: ***, за период с 01.01.2019 года по 31.08.2019 года является незаконным.

Разрешая такой спор, суд первой инстанции руководствовался положениями Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года N 354, постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 года N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности", Федерального закона Российской Федерации от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", требованиями СанПиН 42-128-4690-88 и исходил из доказанности ненадлежащего исполнения региональным оператором своих обязательств по вывозу ТКО по указанному адресу. При этом суд учел, что дом истца не оборудован контейнерной площадкой, ближайшие контейнерные площадки находятся на значительном расстоянии, что не соответствует пункту 2.2.3. СанПиН 42-128-4690-88 и свидетельствует о нарушении прав истца как потребителя указанной услуги, что явилось основанием для удовлетворения исковых требований ФИО1

Судебная коллегия находит указанные выводы судов основанными на неверном применении норм материального и процессуального права.

По правилам частей 1 и 2 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у нанимателя жилого помещения по договору социального найма с момента заключения такого договора.

Часть 1 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривает, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, включается в себя плату за пользованием жилым помещением (плата за наем); плату за содержание жилого помещения; плату за коммунальные услуги.

Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения по договору социального найма, включают в себя: плату за наем жилого помещения и плату за коммунальные услуги (часть 1.1 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В силу части 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.

Твердые коммунальные отходы согласно Федеральному закону от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" - это отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами (статья 1).

С 01 января 2016 года собственник жилого дома или части жилого дома согласно части 5 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. Под обращением с твердыми коммунальными отходами для целей указанного кодекса и иных актов жилищного законодательства понимаются транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов.

Федеральный закон от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" в статье 8 относит к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений и муниципальных районов в области обращения с ТКО создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.

Статьей 13.4 указанного Закона установлено, что органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления ТКО и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления ТКО в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления ТКО и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления ТКО, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления ТКО, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления ТКО.

Порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию указанного реестра определен Правилами обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018 года N 1039.

Согласно пункту 3 названных Правил места (площадки) накопления ТКО создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) ТКО отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления ТКО.

В случае если в соответствии с законодательством Российской Федерации обязанность по созданию места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов лежит на других лицах, такие лица согласовывают создание места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов с органом местного самоуправления (далее соответственно - заявитель, уполномоченный орган) на основании письменной заявки, форма которой устанавливается уполномоченным органом (пункт 4 Правил).

Действующее экономическое регулирование в области обращения с твердыми отходами предусматривает систему финансирования соответствующих мероприятий, осуществляемых как публичными образованиями разного уровня за счет бюджетных средств, так и хозяйствующими субъектами, которая предполагает в том числе взимание ряда экологических платежей, а также их распределение между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в целях наиболее эффективного использования собранных средств (глава V Федерального закона "Об отходах производства и потребления").

Подпункт 18 части 1 статьи 14, подпункт 18 части 1 статьи 15, подпункт 24 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" также относит к вопросам местного значения городского, сельского поселения, муниципального района, городского округа, в том числе участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) ТКО на территориях соответствующих муниципальных образований.

Исходя из совокупного анализа вышеприведенных норм права, полномочия по определению схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведению реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов отнесены к полномочиям органов местного самоуправления.

Вместе с тем, положения указанного закона необходимо рассматривать в совокупности с требованиями жилищного законодательства, учитывая, что данная обязанность лежит на органе местного самоуправления в случае, если законом она не возложена на иное лицо.

Так, в соответствии с пунктом 3.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу N 170 от 27 сентября 2003 года организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов, своевременную уборку территории и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием; организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов; свободный подъезд и освещение около площадок под установку контейнеров и мусоросборников; содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и бункеров, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории.

Порядок осуществления накопления, сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов, заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, а также основания, по которым юридическое лицо может быть лишено статуса регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами установлен Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года N 1156 (далее Правила N 1156).

Положения данных Правил подлежат применению к отношениям, возникающим между собственниками и (или) пользователями жилых помещений в многоквартирных домах и управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищно-строительными кооперативами, иными специализированными потребительскими кооперативами, между собственниками помещений, пользователями жилых помещений в многоквартирных домах, собственниками жилых домов и региональными операторами, между собственниками жилых домов и организациями (в том числе некоммерческими объединениями), которые от своего имени и в интересах собственника жилого дома заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с соответствующими региональными операторами, связанным с обеспечением предоставления указанным собственникам и пользователями коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, в части, не урегулированной жилищным законодательством Российской Федерации.

На основании статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации бремя содержания имущества (отхода), в том числе ответственность за соблюдение требований природоохранного законодательства при обращении с отходами, несет его собственник, если иное не предусмотрено законом или договором.

В соответствии с пунктом 3 статьи 24.7 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" собственники ТКО обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их накопления.

Аналогичное положение следует из пункта 5 Правил N 1156, согласно которому договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается между потребителем и региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места (площадки) их накопления, в порядке, предусмотренном разделом I(1) Правил.

Потребителем согласно пункту 2 Правил N 1156 является собственник ТКО или уполномоченное им лицо, заключившее или обязанное заключить с региональным оператором договор на оказание услуг по обращению с ТКО.

В соответствии с пунктом 9 Правил N 1156 потребители осуществляют складирование твердых коммунальных отходов в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, определенных договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в соответствии со схемой обращения с отходами.

При этом в силу пункта 15 Правил N 1156 потребителям запрещается осуществлять складирование твердых коммунальных отходов в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, не указанных в договоре на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Потребителям запрещается складировать твердые коммунальные отходы вне контейнеров или в контейнеры, не предназначенные для таких видов отходов, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации.

Из изложенных норм следует, что действующим законодательством предусмотрена обязанность потребителей осуществлять складирование ТКО в местах (площадка) накопления, предусмотренных в договоре на оказание услуг по обращению с ТКО.

По договору на оказание услуг по обращению с ТКО региональный оператор обязуется принимать ТКО в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник ТКО обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора (пункт 2 статьи 24.7 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления").

В соответствии с пунктом 13 Правил N 1156 региональный оператор несет ответственность за обращение с твердыми коммунальными отходами с момента погрузки таких отходов в мусоровоз в местах сбора и накопления твердых коммунальных отходов.

Согласно пункту 2 Правил N 1156 под вывозом ТКО понимается транспортирование ТКО от мест (площадок) их накопления до объектов, используемых для обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов. Под погрузкой ТКО - перемещение твердых коммунальных отходов из мест (площадок) накопления ТКО или иных мест, с которых осуществляется погрузка ТКО, в мусоровоз в целях их транспортирования, а также уборка мест погрузки твердых коммунальных отходов.

Из материалов дела следует, что 28 декабря 2018 года АО «ТСК» в печатном издании общественно-политической газеты «Тамбовская жизнь» от 28 декабря 2018 года, а так же на официальном сайте АО «ТСК» разместило свое предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора (далее публичная оферта).

К правоотношениям, связанным с оказанием физическим лицам такой услуги, как сбор и вывоз твердых бытовых отходов и мусора применимы правила ст. 426 Гражданского кодекса Российской Федерации о публичном договоре.

Согласно пункту 8.17. Правил региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Федеральным законом "Об отходах производства и потребления" договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также в средствах массовой информации.

Региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения размещает одновременно в печатных средствах массовой информации, установленных для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, и на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора.

Потребитель в течение 15 рабочих дней, со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8.5 - 8.7 настоящих Правил. Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 8.8 - 8.16 настоящих Правил.

В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8.5 - 8.7 настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Установлено, что АО «ТСК» оказывает услуги по сбору и вывозу твердых бытовых отходов на территории с. Питерское Моршанского района.

К полномочиям органов местного самоуправления относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов (ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", п. 14 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").

Постановлением администрации Ивенского сельсовета Моршанского района Тамбовской области от 18 марта 2019 года №19 определен маршрут движения и остановок специальных транспортных средств для сбора твердых коммунальных отходов бестарным способом от населения и перечня населенных пунктов, где будет осуществляться сбор и вывоз твердых коммунальных отходов на территории Ивенского сельсовета Моршанского района Тамбовской области определен маршрут движения и остановок спецсредств для сбора ТКО в с. Питерское бестарным способом – это ул. Центральная в районе домов 3 и 34 и <...> около ФАПа, в районе домов 20,14,7,2,36. Вывоз мусора производится 1 раз в неделю.

В соответствии с треками системы Глонасс и маршрутным графикам движения мусоровоза ГАЗ С41 Р33 (4805АВ) О815АМ спецмашина для сбора ТКО останавливалась именно по данным адресам.

16 апреля 2019 года администрацией Ивенского сельсовета было вынесено постановление №26 «О внесении изменений в приложение к вышеуказанному постановлению от 18.03.2019г. №19, в котором определены места остановок специальных транспортных средств для сбора твердых коммунальных отходов бестарным способом от населения Ивенского сельсовета Моршанского района, а именно в <...> в районе домов 3, 34; ул. Молодежная около ФАПа, в районе домов 20, 14, 7, 2, 36; ул. Набережная, в районе домов 3, 14, 19, 30, 33; ул. Садовая, в районе домов 10, 14, ул. Школьная, в районе домов 1, 6, 7, 12, 14, 22, 26, в районе домов 1, 5, 12, 20, 34, 42; ул. Кооперативная, в районе домов 1, 6, 18А; ул. Спортивная, в районе домов 4, 7, 13, 26; ул. Колхозная, в районе домов 4,8,18,26,34,41,46,29; ул. Питерский Лужок, в районе домов 10, 14, 19, 27; пер. Придорожный, в районе домов 1, 14, 19, 23, 28; ул. Полевая, в районе домов 2, 6, 10, 15, 20; ул. Нагорная, в районе домов 2, 1, около заправки, бестарно, раз в неделю.

Согласно выписке из реестра муниципального имущества Ивенского сельсовета Моршанского района, автомобильная дорога по ул. Набережная с. Питерское имеет протяженность 1,1 км., которая не имеет твердого покрытия.

В этой связи 24.04.2019 года АО «ТСК» в адрес Главы Ивенского сельсовета направлена информация о том, что движение мусоровоза по улицам с грунтовым покрытием не представляется возможным, так как многие улицы имеют узкую проезжую часть, отсутствуют места, позволяющие произвести разворот, на многих улицах образовались крутые склоны и бугры, что затрудняет прохождение спецавтотранспорта по сбору ТКО. В связи с этим предлагают с участием представителя регионального оператора и транспортировщика ТКО определить места накопления отходов (оборудовать контейнерные площадки), расположенные в непосредственной близости от непроездных улиц.

При этом, доказательств того, что в с спорный период ( с 1 января 2019г. по 16 апреля 2019г.) региональный оператор не осуществлял вывоз ТКО с созданных в с. Питерское мест накопления стороной истца не представлено, напротив, как следует из данных с аппаратуры спутниковой навигации ГЛОНАСС, установленных на транспортных средствах, предназначенных для транспортирования ТКО, маршрутных графиков, услуга по обращению с ТКО в указанный период была оказана всем потребителям, проживающим в с. Питерское, в том числе и истцу.

ФИО1 в рамках данного дела не доказано, что в спорный период она осуществляла самостоятельный вывоз и утилизацию ТКО с соблюдением требований санитарно-эпидемиологического законодательства и Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды". Договоров с третьими лицами, на основании которых суд мог сделать вывод о том, что истец не пользуется услугой по вывозу ТКО, предоставляемой ответчиком представлено не было.

Отсутствие надлежащей организации мест вывоза ТКО в спорный период, находящейся в ведении органа местного самоуправления согласно п. 3 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" не может рассматриваться как обстоятельство, свидетельствующее о ненадлежащем оказании услуг со стороны ответчика.

По договору, заключаемому между региональным оператором и органом местного самоуправления, на оказание услуг по обращению с ТКО региональный оператор обязуется принимать ТКО в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение, начало предоставление услуги по вывозу ТКО определяется моментом принятия ТКО региональным оператором (п. 2 ст. 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления").

Анализируя изложенное, судебная коллегия приходит к выводу о том, что отсутствие мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в указанном истцом месте, не является основанием считать услугу по вывозу ТБО не оказанной и основанием для освобождения истца от оплаты этой коммунальной услуги. Создание мест (площадок) накопления ТКО не относится к сфере обязательств исполнителя услуги - ответчика по делу, а также не свидетельствует о том, что истец не пользуется указанной услугой. Доказательств обратного истцом суду в ходе рассмотрения дела не представлено.

Таким образом, у суда первой инстанции отсутствовали основания для удовлетворения исковых требований ФИО1

В силу статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.

Согласно постановлению Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении" решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Принимая во внимание, что поименованные выше требования процессуального закона и указания Пленума Верховного Суда Российской Федерации судом не выполнены, решение Моршанского районного суда Тамбовской области от 12 ноября 2019 года подлежит отмене с принятием нового решения об отказе ФИО5 в удовлетворении заявленных исковых требований.

Руководствуясь ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Моршанского районного суда Тамбовской области от 12 ноября 2019 года - отменить.

Принять по делу новое решение об отказе ФИО1, к Акционерному обществу «Тамбовская сетевая компания» в лице Моршанского филиала об освобождении от оплаты услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Председательствующий

Судьи