ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-8044/19 от 17.01.2018 Ярославского областного суда (Ярославская область)

Судья Кропотова Н.Л. Дело № 33-8044/2019

УИД 76МS0017-01-2018-001708-63

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Ярославского областного суда в составе:

председательствующего Семиколенных Т.В.

судей Пискуновой В.А., Архипова О.А.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Артюшовой Е.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании в г.Ярославле

28 ноября 2019 года

гражданское дело по апелляционным жалобам Антонова Ивана Валерьевича, Антонова Егора Валерьевича на решение Ярославского районного суда Ярославской области от 30 мая 2019 года, которым постановлено:

Исковые требования удовлетворить.

1. Признать постановление Администрации Карабихского сельского поселения ЯМР Ярославской области от 29.12.2016 № 1608 незаконным.

Признать постановление Администрации Карабихского сельского поселения ЯМР Ярославской области от 18.07.2016 № 833 незаконным.

Признать договор аренды земельного участка от 11.01.2017 №340 между Администрацией Карабихского сельского поселения ЯМР Ярославской области и Антоновым Егором Валерьевичем недействительным.

Применить последствия недействительности сделки:

Обязать Антонова Егора Валерьевича передать земельный участок площадью 1311 кв.м., с кадастровым номером , расположенный: <адрес>, в фонд земель государственная собственность на которые не разграничена, распоряжение земельными участками которого осуществляет Администрация Ярославского муниципального района Ярославской области.

Обязать Администрацию Ярославского муниципального района Ярославской области возвратить Антонову Егору Валерьевичу арендные платежи, уплаченные за пользование земельным участком с кадастровым номером в размере 3 290,41 рубль.

2. Признать постановление Администрации Карабихского сельского поселения ЯМР Ярославской области от 29.12.2016 № 1607 незаконным.

Признать постановление Администрации Карабихского сельского поселения ЯМР Ярославской области от 18.07.2016 № 834 незаконным.

Признать договор аренды земельного участка от 11.01.2017 № 339 между Администрацией Карабихского сельского поселения ЯМР Ярославской области и Антоновым Иваном Валерьевичем недействительным, применить последствия недействительности сделки.

Признать договор о передаче прав и обязанностей арендатора от 28.06.2017 между Антоновым Иваном Валерьевичем и Антоновым Егором Валерьевичем недействительным.

Применить последствия недействительности сделок.

Обязать Антонова Егора Валерьевича передать земельный участок площадью 1313 кв.м., с кадастровым номером , расположенный: Ярославская <адрес>, в фонд земель государственная собственность на которые не разграничена, распоряжение земельными участками которого осуществляет Администрация Ярославского муниципального района Ярославской области.

3. Признать постановление Администрации Карабихского сельского поселения ЯМР Ярославской области от 30.12.2016 № 1777 незаконным.

Признать постановление Администрации Карабихского сельского поселения ЯМР Ярославской области от 18.07.2016 № 838 незаконным.

Признать договор аренды земельного участка от 16.01.2017 № 346 между Администрацией Карабихского сельского поселения ЯМР Ярославской области и Максимовым Антоном Павловичем недействительным.

Признать договор о передаче прав и обязанностей арендатора от 25.04.2017 между Максимовым Антоном Павловичем и Антоновым Егором Валерьевичем недействительным.

Применить последствия недействительности сделок.

Обязать Антонова Егора Валерьевича передать земельный участок площадью 944 кв.м., с кадастровым номером , расположенный: <адрес>, в фонд земель государственная собственность на которые не разграничена, распоряжение земельными участками которого осуществляет Администрация Ярославского муниципального района Ярославской области.

4. Признать постановление Администрации Карабихского сельского поселения ЯМР Ярославской области от 20.04.2017 № 204 незаконным.

Признать постановление Администрации Карабихского сельского поселения ЯМР Ярославской области от 18.07.2016 № 846 незаконным.

Признать договор аренды земельного участка от 21.04.2017 № 359 между Администрацией Карабихского сельского поселения ЯМР Ярославской области и Рошка Василием Федоровичем недействительным.

Применить последствия недействительности сделки.

Обязать Рошка Василия Федоровича передать земельный участок площадью 935 кв.м., с кадастровым номером , расположенный: <адрес> в фонд земель государственная собственность на которые не разграничена, распоряжение земельными участками которого осуществляет Администрация Ярославского муниципального района Ярославской области.

5. Признать постановление Администрации Карабихского сельского поселения ЯМР Ярославской области от 20.04.2017 № 206 незаконным.

Признать постановление Администрации Карабихского сельского поселения ЯМР Ярославской области от 18.07.2016 № 843 незаконным.

Признать договор аренды земельного участка от 21.04.2017 № 361 между Администрацией Карабихского сельского поселения и Рошка Алиной Васильевной недействительным.

Применить последствия недействительности сделки.

Обязать Рошка Алину Васильевну передать земельный участок площадью 935 кв.м., с кадастровым номером , расположенный: <адрес>, в фонд земель государственная собственность на которые не разграничена, распоряжение земельными участками которого осуществляет Администрация Ярославского муниципального района.

Заслушав доклад судьи Пискуновой В.А., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Прокурор Ярославского района Ярославской области, действующий в интересах Российской Федерации и в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с исками к Администрация Карабихского сельского поселения Ярославского муниципального района Ярославской области, Антонову Е.В., Антонову И.В., Максимову А.П., Рошка В.Ф., Рошка А.В., Администрация Ярославского муниципального района Ярославской области, КУМИ Администрации Ярославского муниципального района Ярославской области.

Судом дела были соединены в одно производство. Истец с учетом уточнения исковых требований просил суд:

Признать постановление Администрации Карабихского сельского

поселения ЯМР Ярославской области от 29.12.2016 №1608 незаконным.

Признать постановление Администрации Карабихского сельского поселения ЯМР Ярославской области от 18.07.2016 №833 незаконным.

Признать договор аренды земельного участка от 11.01.2017 №340 между Администрацией Карабихского сельского поселения ЯМР Ярославской области и Антоновым Е.В. недействительным.

Применить последствия недействительности сделки: Антонову Е.В. передать земельный участок площадью 1311 кв.м, с кадастровым номером расположенный: <адрес> в фонд земель, государственная собственность на которые не разграничена, распоряжение земельными участками которого осуществляет Администрация Ярославского муниципального района Ярославской области. Администрации Ярославского муниципального района Ярославской области возвратить арендные платежи, уплаченные за пользование земельным участком с кадастровым номером в размере 3 290,41 руб.

Признать постановление Администрации Карабихского сельского

поселения ЯМР Ярославской области от 29.12.2016 №1607 незаконным.

Признать постановление Администрации Карабихского сельского поселения ЯМР Ярославской области от 18.07.2016 №834 незаконным.

Признать договор аренды земельного участка от 11.01.2017 №339 между Администрацией Карабихского сельского поселения ЯМР Ярославской области и Антоновым И.В. недействительным, применить последствия недействительности сделки.

Признать договор о передаче прав и обязанностей арендатора от 28.06.2017 между Антоновым И.В. и Антоновым Е.В. недействительным.

Применить последствия недействительности сделок: Антонову Е.В. передать земельный участок площадью 1313 кв.м, с кадастровым номером , расположенный: <адрес>, в фонд земель, государственная собственность на которые не разграничена, распоряжение земельными участками которого осуществляет Администрация Ярославского муниципального района Ярославской области.

Признать постановление Администрации Карабихского сельского поселения ЯМР Ярославской области от 30.12.2016 №1777 незаконным.

Признать постановление Администрации Карабихского сельского поселения ЯМР Ярославской области от 18.07.2016 №838 незаконным.

Признать договор аренды земельного участка от 16.01.2017 №346 между Администрацией Карабихского сельского поселения ЯМР Ярославской области и Максимовым А.П. недействительным.

Признать договор о передаче прав и обязанностей арендатора от 25.04.2017 между Максимовым А.П. и Антоновым Е.В. недействительным.

Применить последствия недействительности сделок: Антонову Е.В. передать земельный участок площадью 944 кв.м, с кадастровым номером , расположенный: <адрес> в фонд земель, государственная собственность на которые не разграничена, распоряжение земельными участками которого осуществляет Администрация Ярославского муниципального района Ярославской области.

4. Признать постановление Администрации Карабихского сельского поселения ЯМР Ярославской области от 20.04.2017 №204 незаконным.

Признать постановление Администрации Карабихского сельского поселения ЯМР Ярославской области от 18.07.2016 №846 незаконным.

Признать договор аренды земельного участка от 21.04.2017 №359 между Администрацией Карабихского сельского поселения ЯМР Ярославской области и Рошка В.Ф. недействительным.

Применить последствия недействительности сделки: Рошка В.Ф. передать земельный участок площадью 935 кв.м, с кадастровым номером , расположенный: <адрес>, в фонд земель, государственная собственность на которые не разграничена, распоряжение земельными участками которого осуществляет Администрация Ярославского муниципального района Ярославской области.

5. Признать постановление Администрации Карабихского сельского поселения ЯМР Ярославской области от 20.04.2017 №206 незаконным.

Признать постановление Администрации Карабихского сельского поселения ЯМР Ярославской области от 18.07.2016 №843 незаконным.

Признать договор аренды земельного участка от 21.04.2017 №361 между Администрацией Карабихского сельского поселения и Рошка А.В. недействительным.

Применить последствия недействительности сделки: Рошка А.В. передать земельный участок площадью 935 кв.м, с кадастровым номером , расположенный: Ярославская <адрес>, в фонд земель, государственная собственность на которые не разграничена, распоряжение земельными участками которого осуществляет Администрация Ярославского муниципального района.

Доводы иска мотивированы тем, что в соответствии с п.2 ст.3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N137-Ф3 «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 334-ФЭ) предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.

При предоставлении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, комитет по управлению муниципальным имуществом Ярославского муниципального района осуществляет функции органа местного самоуправления, уполномоченного на распоряжение земельными участками, находящимися как в муниципальной собственности, так и земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена (уполномоченного органа). При этом право владения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена у органов местного самоуправления отсутствует. Таким образом, распоряжаясь земельными участками государственная собственность на которые не разграничена, могут быть затронуты и интересы Российской Федерации.

Кроме того, нарушение процедуры предоставления земельных участков привело к ограничению прав неопределенного круга лиц на приобретение данных земельных участков.

В настоящее время имеет место фактическое пользование земельными участками, предоставленными с нарушениями закона.

Согласно абз.3 пункта 57 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N22 от 29.04.2010 (в ред. от 23.06.2015) «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», Постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 24.09.2013 №10715/12, если фактическое владение не прекратилось - срок исковой давности не течет.

В ходе осуществления надзорной деятельности за соблюдением земельного законодательства прокуратурой выявлены нарушения процедуры предоставления следующих земельных участков.

Постановлением Администрации Карабихского сельского поселения ЯМР Ярославской области от 29.12.2016 №1608 Антонову Е.В. предоставлен в аренду земельный участок с кадастровым номером , площадью 1311 кв.м.

11.01.2017 между Администрацией Карабихского сельского поселения ЯМР Ярославской области и Антоновым Е.В. заключен договор аренды указанного земельного участка № 340. Данный земельный участок передан Администрацией Карабихского сельского поселения ЯМР Ярославской области Антонову Е.В. по акту приема-передачи от 11.01.2017. Предоставление данного земельного участка Антонову Е.В., заключение договора аренды является незаконным.

Постановлением Администрации Карабихского сельского поселения ЯМР Ярославской области от 29.12.2016 №1607 Антонову И.В. предоставлен в аренду земельный участок с кадастровым номером площадью 1313 кв.м.

11.01.2017 между Администрацией Карабихского сельского поселения ЯМР Ярославской области и Антоновым И.В. заключен договор аренды указанного земельного участка №339. Данный земельный участок передан Администрацией Карабихского сельского поселения ЯМР Ярославской области Антонову И.В. по акту приема-передачи от 11.01.2017. Предоставление данного земельного участка Антонову И.В., заключение договора аренды является незаконным.

Постановлением Администрации Карабихского сельского поселения ЯМР Ярославской области от 30.12.2016 №1777 Максимову А.П. предоставлен в аренду земельный участок с кадастровым номером площадью 944 кв.м.

16.01.2017 между Администрацией Карабихского сельского поселения ЯМР Ярославской области и Максимовым А.П. заключен договор аренды указанного земельного участка № 346. 16.01.2017 данный земельный участок передан Администрацией Карабихского сельского поселения ЯМР Ярославской области Максимову А.П. по акту приема-передачи. Предоставление данного земельного участка Максимову А.П., заключение Договора аренды является незаконным

Постановлением Администрации Карабихского сельского поселения ЯМР Ярославской области от 20.04.2017 №204 Рошка В.Ф предоставлен в аренду земельный участок с кадастровым номером , площадью 935 кв.м.

21.04.2017 между Администрацией Карабихского сельского поселения ЯМР Ярославской области и Рошка В.Ф. заключен договор аренды указанного земельного участка №359. Данный земельный участок передан Администрацией Карабихского сельского поселения ЯМР Ярославской области Рошка В.Ф. по акту приема-передачи от 11.01.2017. Предоставление данного земельного участка Рошка В.Ф., заключение договора аренды является незаконным.

Постановлением Администрации Карабихского сельского поселения ЯМР Ярославской области от 20.04.2017 №206 Рошка А.В. предоставлен в аренду земельный участок с кадастровым номером площадью 935 кв.м. 21.04.2017 между Администрацией Карабихского сельского поселения ЯМР Ярославской области и Рошка А.В. заключен договор аренды указанного земельного участка №361. Данный земельный участок передан Администрацией Карабихского сельского поселения ЯМР Ярославской области Рошка А.В. по акту приема-передачи от 21.04.2017. Предоставление данного земельного участка Рошка А.В., заключение договора аренды является незаконным.

Судом постановлено вышеуказанное решение, с которым не согласны Антонов И.В., Антонов Е.В.

В апелляционных жалобах просят решение суда отменить, вынести новое решение, которым отказать в удовлетворении исковых требований. Доводы жалобы сводятся к несоответствию выводов суда фактическим обстоятельствам дела.

Проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с ч.2 ст.327-1 ГПК РФ лишь в обжалуемой части и в пределах доводов жалоб, выслушав Антонова Е.В., поддержавшего жалобу, прокурора Каныгину Т.И., возражавшую против жалоб, исследовав материалы дела, судебная коллегия считает, что апелляционные жалобы удовлетворению не подлежат ввиду следующего.

Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводам о том, что предоставление земельных участков Антонову Е.В., Антонову И.В., Максимову А.П., Рошка В.Ф., Рошка А.В. осуществлено без соблюдения установленного земельным законодательством порядка – на торгах; публикации, в соответствии с которыми подготовлены документы для предоставления земельных участков, не является извещением о торгах либо сообщением о наличии предлагаемых для передачи в аренду; земельные участки не были сформированы, не были предложены другим участникам земельных отношений; постановления о предварительном согласовании места размещения объекта и утверждении схемы расположения земельных участков основаны на недействующих во времени нормах закона, предоставление земельных участков в аренду осуществлено на незаконных постановлениях о предварительном согласовании места размещения объекта и утверждении схемы расположения земельных участков; договоры уступки прав в отношении спорных земельных участков незаконны ввиду того, что предоставление земельных участков состоялось с нарушением действующего земельного законодательства; кроме того, спорные земельные участки расположены в границах зоны охраняемого природного ландшафта, режим которой запрещается использование земельных участков для целей, в соответствии с которыми они были предоставлены ответчикам.

Судебная коллегия полагает данные выводы обоснованными, соответствующими установленным по делу обстоятельствам и положениям закона. Согласно положений п.2 ст.9, п.2 ст.10, п.2 ст.11 Земельного кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления вправе распоряжаться в пределах своей компетенции земельными участками, находящимися в собственности соответствующих публично-правовых образований.

Согласно п.1 ст.25 Земельного кодекса РФ право на земельный участок возникает по основаниям, установленным гражданским законодательством, одним из которых является акт (действие) государственного органа или акт (действие) органа местного самоуправления, должностного лица.

Согласно абз.6 ст.12, ст.13 Гражданского кодекса РФ признание судом акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным является одним из способов защиты гражданских прав.

Прокурором оспаривалась законность постановлений главы Администрации Карабихского сельского поселения Ярославского муниципального района Ярославской области о предоставлении в аренду ответчикам земельных участков в д.Ершово Карабихского сельского поселения, а также договоров аренды земельных участков.

Судом по делу установлено, что предоставленные в аренду ответчикам земельные участки с кадастровыми номерами (далее – ЗУ:), (далее – ЗУ:), (далее – ЗУ:), (далее – ЗУ), 76:17:151801:315 (далее – ЗУ:315) расположены в границах охранной зоны Государственного литературно-мемориального музея-заповедника Н.А.Некрасова «Карабиха», включенного в перечень объектов историко-культурного наследия Ярославской области, согласно Постановления главы Администрации Ярославской области №329 от 22.11.1993 г., а также в перечень объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 05.05.1995 г. №176 «Об утверждении Перечня объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения».

В целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия: охранная зона, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта.

Состав зон охраны объекта культурного наследия определяется Проектом зон охраны объекта культурного наследия музея-заповедника Н.А.Некрасова «Карабиха», утвержденного решением исполнительного комитета Ярославского Совета народных депутатов от 22.09.1989 г. №362.

Согласно п.1 ст.3 Федерального закона от 05.04.2016 г. №95-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» и статью 15 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» решения об утверждения зон охраны объектов культурного наследия, принятые в соответствии с законодательством РСФСР и Российской Федерации до дня вступления в силу этого закона, признаются действующими.

Проект зон охраны принят уполномоченным органом в установленном действующим на момент принятия законодательном порядке, соответственно, является действующим документом и подлежит применению.

Согласно п.2 решения исполнительного комитета Ярославского областного Совета народных депутатов от 22.09.1989 г. №362 «Об утверждении зон охраны Государственного литературно-мемориального музея-заповедника Н.А.Некрасова «Карабиха» предписано производить все виды строительства и использования земель в соответствии с утвержденными зонами охраны музея-заповедника.

Согласно п.22, 24 Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12.09.2015 г. №927, соблюдение режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах зон охраны объектов культурного наследия является обязательным при осуществлении градостроительной, хозяйственной и иной деятельности, отклонение от установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия режимов использования земель и градостроительных регламентов не допускается.

Спорные земельные участки расположены в границах зоны охраняемого природного ландшафта, режим которой запрещает строительство капитальных промышленных, сельскохозяйственных, жилых объектов. Указанные ограничения использования спорных земельных участков являются обязательными при осуществлении градостроительной, хозяйственной и иной деятельности, отклонение от установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия режимов использования земель и градостроительных регламентов не допускается.

Наличие указанных ограничений должно учитываться в силу ч.5, п.3 ч.6 ст.30, ч.2 ст.36 Градостроительного кодекса РФ при разработке правил землепользования и застройки, а также при предоставлении и использовании земельных участков.

Установление ограничений в режиме использования объектов недвижимости, находящихся в границах территории объекта культурного наследия, зонах их охраны, допускается Федеральным законом от 25.06.2002 г. №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», и направлено на сохранение, предотвращение повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика, нарушения установленного порядка использования объектов культурного наследия.

С 01.05.2015 г. вступили в силу изменения, внесенные Федеральным законом от 23.06.2014 г. №171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ», которыми предусмотрено, что полномочия по распоряжению земельными участками осуществляет орган местного самоуправления поселения.

В соответствии с п.2 ст.34 указанного Федерального закона от 23.06.2014 г. №171-ФЗ, вступившего в силу с 01.03.2015 г., в случае, если до дня вступления в силу настоящего Федерального закона органом местного самоуправления в соответствии с Земельным кодексом РФ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона) опубликовано извещение о проведении торгов (конкурса, аукциона) по продаже земельного участка или торгов (конкурса, аукциона) по продаже права на заключение договора аренды земельного участка либо сообщение о наличии предлагаемых для передачи в аренду и находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, предоставление таких земельных участков осуществляется в соответствии со ст.30, 38, 38.1 и 38.2 Земельного кодекса РФ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона).

Согласно п.14 ст.39.16 Земельного кодекса РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, при наличии хотя бы одного из следующих оснований: в том числе – разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, за исключением случаев размещения линейного объекта в соответствии с утвержденным проектом планировки территории.

Согласно п.8 ст.31 Земельного кодекса РФ (в редакции от 29.12.2014 г.) решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.

Согласно п.1 ст.39.6 Земельного кодекса РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных п.2 ст.39.6.

12.01.2015 г. Антонов Е.В. обратился с заявлением в Администрацию Ярославского муниципального района Ярославской области (Далее – Администрация ЯМР ЯО) о предоставлении в аренду на пять лет земельного участка для строительства дома рыбака.

12.01.2015 г. Антонов И.В. обратился в Администрацию ЯМР ЯО с заявлением о предоставлении в аренду на пять лет земельного участка для строительства дома рыболова площадью 1200 кв.м.

16.02.2015 г. Максимов А.П. обратился в Администрацию ЯМР ЯО с заявлением о предоставлении в аренду на пять лет земельного участка для строительства дома охотника и рыболова площадью 1100 кв.м.

16.02.2015 г. Рошка В.Ф. обратился в Администрацию ЯМР ЯО с заявлением о предоставлении в аренды на пять лет земельного участка для строительства дома охотника и рыболова площадью 1100 кв.м.

16.02.2015 г. Рошка А.В. обратилась в Администрацю ЯМР ЯР с заявлением о предоставлении в аренду на пять лет земельного участка для строительства дома охотника и рыболова площадью 1100 кв.м.

Опубликованные по указанным заявлениям 29.01.2015 г., 05.02.2015 г., 26.02.2015 г. соответственно в газете «Ярославский Агрокурьер» сообщения носили информационный характер о поступлении заявлений от граждан о предоставлении указанных земельных участков в аренду, а не извещали о проведении торгов (конкурса, аукциона) по продаже права на заключение договоров аренды земельных участков, при этом участки не были сформированы, их параметры приведены в сообщениях ориентировочно, что лишало иных претендентов понимания местонахождения указанных объектов.

Прийдя к выводу о ненадлежащем информировании иных лиц об аренде спорных земельных участков, которое не относится к основаниям, позволяющим осуществить предоставление участков в соответствии с положениями ст.30, 38, 38.1, 38.2 Земельного кодекса РФ в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Федерального закона №171-ФЗ, суд, соответственно, пришел к правильному выводу о том, что предоставление спорных земельных участков должно было осуществляться в порядке, действовавшем после внесения изменений в Земельный кодекса РФ и отдельные законодательные акты РФ (внесенных Федеральным законом №171-ФЗ от 23.06.2014 г.), вступившем в силу с 01.03.2015 г.

Однако, такой порядок предоставления земельных участков Администрацией ЯМР ЯО соблюден не был – документы были перенаправлены в Администрацию Карабихского сельского поселения ЯМР ЯО, которой первоначально в выдаче акта выбора спорных земельных участков для строительства домов рыбака и домов охотника и рыболова было отказано.

Впоследствии, по новым заявлениям ответчиков о предварительном согласовании места размещения объектов – домов рыбака и охотника, рыболова и утверждении акта о выборе земельного участка и на основании ранее выданных Администрацией ЯМР ЯО (в период 2015 г.) актов выбора земельных участков, шестимесячный срок действия которых истек, Администрацией Карабихского сельского поселения ЯМР ЯО были приняты постановления о предварительном согласовании места размещения объекта и утверждения схемы расположения земельного участка на КПТ для строительства в <адрес> от 18.07.2016 г. №388 в отношении ЗУ: (Антонову Е.В.), от 18.07.2016 г. №339 в отношении ЗУ (Антонову И.В.), от 18.07.2016 г. №838 в отношении ЗУ: (Максимову А.П.), от 18.07.2017 г. №846 в отношении ЗУ: (Рошка В.Ф.), от 18.07.2016 г. №843 в отношении ЗУ: (Рошка А.В.).

Ввиду вышеизложенного о том, что опубликованные извещения фактически не отвечали требованиям об извещениях о проведении торгов (конкурса, аукциона) по продаже права на заключение договоров аренды спорных земельных участков, Администрация ЯМР ЯО не завершила процедуры предоставления в аренду земельных участков до 01.03.2015 г., то есть до передачи полномочий органам местного самоуправления сельского поселения, решение комиссии по земельным и имущественным отношениям ЯМР не могло быть основанием принятия нормативного правового акта Администрацией Карабихского сельского поселения ЯМР ЯО; документы по заявлениям ответчиков – физических лиц, были переданы в Администрацию Карабихского сельского поселения ЯМР ЯО безосновательно, условия, установленные п.2 ст.34 Федерального закона №171-ФЗ соблюдены не были, ввиду чего не имелось правовых оснований для предоставления земельных участков по правилам положений Земельного кодекса РФ в редакции, действовавшей до 01.03.2015 г.

Основанные на вышеуказанных постановлениях Администрации Карабихского сельского поселения ЯМР ЯО, признанных незаконными, постановления о предоставлении спорных земельных участков в аренду ответчикам – физическим лицам, принятые Администрацией Карабихского сельского поселения, соответственно, также правильно признаны судом недействительными.

Доводы жалоб в оспаривание данных выводов суда первой инстанции судебная коллегия полагает несостоятельными. Доводы в целом повторяют позицию Антоновых Е.В., И.В., высказанную в суде первой инстанции, которой суд дал надлежащую оценку в обжалуемом решении. С данной оценкой и с выводами суда, изложенными в решении, судебная коллегия соглашается ввиду соответствия обстоятельствам по делу и положениям закона.

Ввиду того, что договоры о передаче прав и обязанностей арендатора (цессии) от 28.06.2017 г. между Антоновым И.В. и Антоновым Е.В., от 25.04.2017 г. между Максимовым А.П. и Антоновым Е.В. основаны на незаконном предоставлении Антонову И.В. и Максимову А.П. спорных земельных участков, в силу п.1 ст.388 Гражданского кодекса РФ также обоснованно признаны судом недействительными.

Кроме того, спорные земельные участки расположены в границах зоны охраняемого природного ландшафта, режим которой запрещает строительство капитальных промышленных, сельскохозяйственных, жилых объектов. Указанные ограничения использования спорных земельных участков являются обязательными при осуществлении градостроительной, хозяйственной и иной деятельности, отклонения от установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия режимов использования земель и градостроительных регламентов не допускается.

Предоставление спорных земельных участков в аренду для строительства домов рыбака, домов охотника-рыбака не соответствует закону, участки под указанные цели сформированы в нарушение требований закона.

Доводы жалоб о том, что при определении местоположения спорных участков необходимо руководствоваться Генеральным планом, Правилами землепользования и застройки Карабихского сельского поселения ЯМР ЯО, в которых сведения о характере и границах охранных зон, противоречат Проекту зон охраны 1989 г., судебная коллегия не принимает.

Как указывалось выше, Проект зон охраны, утвержденный решением уполномоченного исполнительного органа государственной власти – решением Исполкома Ярославского Совета народных депутатов от 22.09.1989 г. №362, принят в соответствии с законодательством, действующим на момент принятия указанного решения, содержит описание местоположения границ зон охраны в текстовой и графической форме, и в соответствии с Федеральным законом от 03.08.2018 г. №342-ФЗ утвержденные решением исполкома Ярославского Совета народных депутатов от 22.09.1989 г. №362 зоны охраны считаются установленными вне зависимости от соответствия решений об их установлении требованиям, установленным в соответствии со ст.106 Земельного кодекса РФ (в редакции настоящего Федерального закона).

Согласно п.2 вышеуказанного решения исполкома №362 Некрасовскому и Ярославскому райисполкомам предписано производить все виды строительства и использования земель в соответствии с утвержденными зонами охраны музея-заповедника.

Указанное свидетельствует об осведомленности органов местного самоуправления о действии на спорной территории Проекта зон охраны, и действия данных органов по предоставлению земельных участков не должны противоречить указанному Проекту.

Спорные земельные участки территориально расположены в <адрес>. Несмотря на то, что с 1989 г. по настоящее время границы территории населенного пункта расширились, изменения в границы зон регулирования застройки для территорий населенных пунктов, входящих в зону охраняемого природного ландшафта, не вносились.

Отсутствие отображения охранных зон в Генеральном плане и Правилах землепользования и застройки Карабихского сельского поселения ЯМР не свидетельствует об отсутствии ограничений в использовании земельных участков и не отменяет действие охранных зон, установленных вышеуказанным Проектом 1989 г. Приоритета в рассматриваемом споре Генерального плана и Правил землепользования перед Проектом зон охраны, утвержденном в соответствующем порядке уполномоченным органом, ввиду указанного не имеется.

Также не соглашается судебная коллегия и с доводом жалоб о применении в настоящем деле нового проекта объединенной зоны охраны объектов культурного наследия федерального наследия ввиду того, что указанный проект не утвержден в установленном порядке, по сообщению Департамента охраны объектов культурного наследия Ярославской области от 25.11.2019 г. акт государственной историко-культурной экспертизы проекта направлен на доработку в связи с несоответствием его Положению о зонах охраны объектов культурного наследия, утвержденному постановлением Правительства РФ от 12.09.2015 г. №972, соответственно не имеет юридической силы.

Довод жалоб о пропуске срока исковой давности для заявленных исковых требований судебной коллегией также не принимается по основаниям ст.181 п.1 Гражданского кодекса РФ, согласно которой срок исковой давности по требованиям о применении последствий недействительности ничтожной сделки и о признании такой сделки недействительной (п.3 ст.166 ГК РФ) составляет три года. Требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки заявлено прокурором в интересах неопределенного круга лиц, которые имеют охраняемый законом интерес в признании этой сделки недействительной. Интерес неопределенного круга лиц выражается в реализации конституционного права граждан Российской Федерации на доступ к культурным ценностям, на сохранение своей культурно-национальной самобытности, историко-культурной среды обитания, на защиту и сохранение источников информации о зарождении и развитии культуры.

Кроме того, как правильно указано судом первой инстанции в обжалуемом решении, течение срока исковой давности по требованию о применении последствий недействительности ничтожной сделки, составляющего три года, начинается со дня, когда началось исполнение этой сделки.

Таким образом, судом первой инстанции обстоятельства по настоящему делу были установлены верно, положения материального закона, регулирующие возникшие правоотношения, применены и истолкованы правильно.

Доказательствам, представленным по делу, судом дана надлежащая оценка, соответствующая требованиям ст.67 ГПК РФ. Оснований для иной оценки доказательств судебная коллегия не усматривает.

Нарушений норм процессуального права, влекущих в силу ч.4 ст.330 ГПК РФ безусловную отмену решения, судом не допущено.

Соответственно, апелляционные жалобы не содержат правовых оснований к отмене обжалуемого решения и удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь ст.328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Апелляционные жалобы Антонова Ивана Валерьевича, Антонова Егора Валерьевича на решение Ярославского районного суда Ярославской области от 30 мая 2019 года оставить без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи