ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-804/2018 от 20.03.2018 Верховного Суда Республики Карелия (Республика Карелия)

Судья Гельфенштейн В.П. №33-804/2018

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

20 марта 2018 г. г. Петрозаводск

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в составе

председательствующего судьи Роговой И.В.,

судей Никитиной А.В., Душнюк Н.В.

при секретаре Чаловой Н.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе истцов на решение Костомукшского городского суда Республики Карелия от 20.12.2017 по иску ФИО1, ФИО2 к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Карелия о признании незаконными решений об отказе в предоставлении земельных участков, возложении обязанности по совершению определенных действий.

Заслушав доклад председательствующего, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Иск предъявлен по тем основаниям, что ФИО1 и ФИО2(...) соответственно, обратились в Государственный комитет Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок (далее в т.ч. Комитет) с заявлениями о бесплатном предоставлении их многодетным семьям земельных участков с приложением схем расположения испрашиваемых земельных участков. Распоряжениями Комитета от (...) и от (...) "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории" схемы расположения испрашиваемых земельных участков были утверждены. Истцам предложено образовать земельные участки в соответствии с утвержденными схемами, обеспечив выполнение кадастровых работ и осуществление кадастрового учета, после осуществления государственного кадастрового учета обратиться в Комитет с заявлениями о предоставлении в общую долевую собственность земельных участков с указанием их кадастрового номера. (...) земельные участки площадью (...) кв.м каждый были поставлены на кадастровый учет, им присвоены кадастровые номера (...), местоположение определено как: (.....), вид разрешенного использования - индивидуальное жилищное строительство, территориальная зона Ж-4. Зона застройки индивидуальными и блокированными жилыми домами. В (...). истцы вновь обратились в Комитет с заявлениями о бесплатном предоставлении в общую долевую собственность их многодетных семей земельных участков с кадастровыми номерами (...). Письмами от (...) Комитетом отказано в предоставлении испрашиваемых земельных участков. В обоснование отказа в адрес истцов направлено распоряжение от (...) об отмене распоряжений Комитета от (...) и от (...) об утверждении схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории. Указывают, что основанием для принятия указанного распоряжения и отказа в предоставлении земельных участков явилось наличие постановления администрации Костомукшского городского округа от (...) "Об утверждении перечней элементов планировочной структуры, застроенных многоквартирными домами, расположенных на территории города Костомукша, в границах которых исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории осуществляется образование земельных участков". Между тем, постановление , являясь муниципальным нормативным правовым актом, было опубликовано в газете "Новости Костомукши" от (...) без приложения, не было опубликовано постановление в полном объеме и в "Сборнике муниципальных правовых актов Костомукшского городского округа", а также не официальном сайте Костомукшского городского округа. Считают, что не вступивший в законную силу нормативный правовой акт не порождает никаких правовых последствий, не может являться основанием для принятия иных правовых актов. Полагая свое право нарушенным, истцы просили признать незаконным распоряжение Государственного комитета Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок от (...); отказ Комитета, изложенный в письме от (...), в предоставлении бесплатно в общую долевую собственность земельного участка с кадастровым номером (...); отказ Комитета, изложенный в письме от (...), в предоставлении бесплатно в общую долевую собственность земельного участка с кадастровым номером (...); обязать ответчика в срок не более 14 календарных дней со дня вступления решения суда в законную силу предоставить бесплатно в собственность многодетной семье ФИО1 земельный участок с кадастровым номером (...) площадью (...) кв.м, в собственность многодетной семье ФИО2 земельный участок с кадастровым номером (...) площадью (...) кв.м.

В ходе рассмотрения дела судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ГКУ Республики Карелия "Управление земельными ресурсами".

Решением суда в удовлетворении иска отказано.

С решением суда не согласны истцы, в апелляционной жалобе просят его отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований. В обоснование доводов жалобы указывают, что судом не установлена дата вступления постановления администрации Костомукшского городского округа от (...) в законную силу, не установлена фактическая дата его официального опубликования. Ссылаясь на положения Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", отмечают, что муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности гражданина вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). Уставом муниципального образования "Костомукшский городской округ" предусмотрено, что муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу со дня их официального опубликования (обнародования) в официальном печатном органе местного самоуправления не позднее 20 дней после дня их принятия, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом. Официальными печатными органами Костомукшского городского округа являются газета "Новости Костомукши" и периодическое ежемесячное издание "Сборник муниципальных правовых актов Костомукшского городского округа". Муниципальные правовые акты органов местного самоуправления могут быть обнародованы через сеть Интернет на официальном сайте Костомукшского городского округа. Между тем, постановление администрации Костомукшского городского округа в полном объеме с приложениями было размещено на официальном сайте округа только (...) и вступило в законную силу, по мнению подателей жалобы, (...). Оспариваемое распоряжение от (...) было принято ответчиком ранее даты официального опубликования постановления в полном объеме и вступления его в законную силу. Считают, что распоряжение Комитета от (...) и отказ в предоставлении в собственность семьям истцов спорных земельных участков не могут быть признаны законными.

В возражениях на апелляционную жалобу представитель администрации Костомукшского городского округа Трошина В.В., действующая на основании доверенности, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Указывает, что в силу подп.4 п.3 ст.11.3 Земельного кодекса Российской Федерации (далее в т.ч. ЗК РФ) исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории осуществляется образование земельных участков в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами. Отмечает, что испрашиваемые земельные участки расположены в границах элемента планировочной структуры, застроенных многоквартирными жилыми домами, в непосредственной близости от спорных участков расположен многоквартирный жилой дом по (.....). Полагает, распоряжения Комитета от (...) и от (...) "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории" были приняты в нарушение требований подп.4 п.3 ст.11.3 ЗК РФ и подлежали отмене.

В возражениях на апелляционную жалобу представитель Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия (постановлением Правительства РК от 26.09.2017 №326-П "Вопросы органов исполнительной власти Республики Карелия" Комитет преобразован в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия, далее в т.ч. Министерство), а также ГКУ РК "Управление земельными ресурсами" ФИО3, действующая на основании доверенностей, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения. Указывает, что постановление было опубликовано в газете "Новости Костомукши" от (...) и на официальном сайте Костомукшского городского округа без приложений, что в силу ст.47 Устава муниципального образования "Костомукшский городской округ" свидетельствует о его официальном опубликовании. Доводы, изложенные в жалобе, были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и не содержат обстоятельств, опровергающих выводы суда, не свидетельствуют о нарушении норм материального и процессуального права.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель истцов ФИО4 доводы жалобы поддержал.

Представитель Министерства ФИО3 относительно доводов жалобы возражала.

Иные лица, участвующие в деле, в судебном заседании суда апелляционной инстанции не присутствовали, о рассмотрении дела по жалобе извещены.

Заслушав участвующих в деле лиц, проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Согласно ст.1 Закона Республики Карелия от 29.12.2015 №1980-ЗРК "О перераспределении полномочий по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, между органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Карелия и органами государственной власти Республики Карелия" (далее в т.ч. Закон №1980-ЗРК) в соответствии с п.4 ст.2 Федерального закона от 25.10.2001 №137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", ч.1.2 ст.17 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы государственной власти Республики Карелия осуществляют полномочия органов местного самоуправления муниципальных образований в Республике Карелия по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.

В силу ст.3 Закона №1980-ЗРК полномочия, указанные в ст.1 настоящего Закона, осуществляются органом исполнительной власти Республики Карелия, уполномоченным Правительством Республики Карелия.

В соответствии с Положением о Государственном комитете Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок (утверждено постановлением Правительства Республики Карелия от 25.11.2010 №274-П) Комитет являлся органом исполнительной власти Республики Карелия, осуществляющим функции в сфере предоставления в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Республики Карелия земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена. Постановлением Правительства РК от 26.09.2017 №326-П "Вопросы органов исполнительной власти Республики Карелия" Комитет преобразован в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия. В соответствии с Положением о Министерстве имущественных и земельных отношений Республики Карелия (утверждено постановлением Правительства РК от 02.11.2017 №390-П) указанное Министерство является органом исполнительной власти Республики Карелия, осуществляющим функции в сфере предоставления в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Республики Карелия земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.

На основании распоряжения Правительства Республики Карелия от 30.12.2015 №827р-П было создано государственное казенное учреждение Республики Карелия "Управление земельными ресурсами". Основной целью деятельности Учреждения является обеспечение реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти Республики Карелия в области распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Карелия, а также взаимодействие с органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Карелия по вопросу распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.

В силу подп.6 ст.39.5 ЗК РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть предусмотрено требование о том, что такие граждане должны состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или у таких граждан имеются основания для постановки их на данный учет, а также установлена возможность предоставления таким гражданам с их согласия иных мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления им земельного участка в собственность бесплатно.

В соответствии со ст.39.19 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, отдельным категориям граждан в собственность бесплатно по основаниям, указанным в подпунктах 6 и 7 статьи 39.5 настоящего Кодекса, осуществляется однократно. Если иное не предусмотрено федеральными законами, порядок постановки граждан на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно по основаниям, указанным в подпунктах 6 и 7 статьи 39.5 настоящего Кодекса, порядок снятия граждан с данного учета, порядок предоставления гражданам земельных участков в собственность бесплатно, основания для отказа в данном предоставлении, предельные размеры земельных участков, предоставляемых этим гражданам, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.

В Республике Карелия указанный порядок предоставления земельных участков многодетным семьям урегулирован положениями Закона Республики Карелия от 06.03.2017 №2101-ЗРК "О некоторых вопросах предоставления отдельным категориям граждан земельных участков для индивидуального жилищного строительства на территории Республики Карелия" (далее в т.ч. Закон РК от 06.03.2017 №2101-ЗРК).

В соответствии с положениями ч.ч.1, 5, 7-13, 16 ст.4 Закона РК от 06.03.2017 №2101-ЗРК земельный участок предоставляется в собственность многодетным семьям на основании заявления о бесплатном предоставлении в собственность земельного участка многодетной семье, поданного одним из родителей, усыновителей, опекунов, попечителей или их супругов, являющимся членом многодетной семьи, в уполномоченный орган.

Решение о соответствии или несоответствии многодетной семьи требованиям, установленным ч.1 ст.2 настоящего Закона, принимается уполномоченным органом в срок не более 30 календарных дней со дня подачи заявителем заявления в уполномоченный орган.

В целях бесплатного предоставления в собственность многодетным семьям земельных участков уполномоченный орган в пределах своей компетенции утверждает перечень земельных участков, предназначенных для бесплатного предоставления в собственность.

Предоставление в собственность многодетным семьям земельных участков, включенных в перечень, осуществляется в той хронологической последовательности, в какой от них поступили заявления.

Многодетные семьи выбирают земельные участки, включенные в перечень, в той хронологической последовательности, в какой от них поступили заявления.

Заявитель в своем заявлении вправе указать местоположение земельного участка либо конкретный земельный участок (с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, подготовленной в соответствии с федеральным законодательством). Уполномоченный орган рассматривает возможность предоставления земельного участка с учетом экологических и градостроительных условий использования такого земельного участка в соответствии с документами территориального планирования, правилами землепользования и застройки и документацией по планировке территории.

Уполномоченный орган в течение 30 календарных дней с даты принятия решения о соответствии многодетной семьи требованиям, установленным ч.1 ст.2 настоящего Закона, при отсутствии оснований для отказа в бесплатном предоставлении в собственность многодетной семье земельного участка, предусмотренных ст.5 настоящего Закона, готовит схему расположения земельного участка и направляет заявителю заказным письмом с уведомлением предложение о бесплатном предоставлении ему в собственность земельного участка с приложением схемы расположения земельного участка.

Заявитель в течение 14 календарных дней с даты получения предложения о бесплатном предоставлении ему в собственность земельного участка направляет в уполномоченный орган заявление о своем согласии или несогласии на бесплатное приобретение предлагаемого земельного участка.

В случае согласия заявителя на бесплатное приобретение предлагаемого земельного участка уполномоченный орган в течение 10 календарных дней с даты получения заявления о согласии на бесплатное приобретение предлагаемого земельного участка утверждает схему расположения земельного участка.

Решение о бесплатном предоставлении в собственность многодетной семье земельного участка принимается уполномоченным органом в срок не более 14 календарных дней со дня получения уполномоченным органом кадастрового паспорта указанного земельного участка.

Судом установлено, что семьи ФИО1 и ФИО2 являются многодетными. Право семей истцов на получение земельного участка по указанным основаниям в соответствии с требованиями Закона РК от 06.03.2017 №2101-ЗРК ответчиком не оспаривалось.

Распоряжением Государственного комитета Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок от (...) на основании заявления ФИО2 утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории в кадастровом квартале (...), площадью (...) кв.м, местоположение: (.....). Земельный участок расположен в территориальной зоне "зона застройки индивидуальными и блокированными жилыми домами (Ж4)". Вид разрешенного использования образуемого земельного участка - индивидуальное жилищное строительство, категория земель - земли населенных пунктов. ФИО2 предложено обеспечить проведение работ по формированию земельного участка и постановке его на государственный кадастровый учет.

Из выписки из Единого государственного реестра недвижимости следует, что (...) земельный участок поставлен на кадастровый учет, ему присвоен кадастровый номер (...).

Распоряжением Государственного комитета Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок от (...) на основании заявления ФИО1 утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории в кадастровом квартале (...), площадью (...) кв.м, местоположение: (.....). Земельный участок расположен в территориальной зоне "зона застройки индивидуальными и блокированными жилыми домами (Ж4)". Вид разрешенного использования образуемого земельного участка - индивидуальное жилищное строительство, категория земель - земли населенных пунктов. ФИО1 предложено обеспечить проведение работ по формированию земельного участка и постановке его на государственный кадастровый учет.

Из выписки из Единого государственного реестра недвижимости следует, что (...) земельный участок поставлен на кадастровый учет, ему присвоен кадастровый номер (...).

Распоряжением Комитета от (...) в связи с допущенной технической ошибкой, в соответствии с пп.4 п.3 ст.11.3 ЗК РФ, постановлением администрации Костомукшского городского округа от (...) "Об утверждении перечней элементов планировочной структуры, застроенных многоквартирными домами, расположенных на территории города Костомукша, в границах которых исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории осуществляется образование земельных участков", распоряжения Комитета от (...) и от (...) отменены.

Письмами от (...) ГКУ РК "Управление земельными ресурсами" истцам направлено распоряжение об отмене распоряжений Комитета от (...) и от (...)

Письмами от (...) с исх. Комитет сообщил ФИО2, ФИО1 соответственно, об отказе в предоставлении их многодетным семьям в собственность указанных выше земельных участков.

Разрешая иск, суд пришел к вывод об отсутствии правовых оснований для его удовлетворения. Судебная коллегия с данным выводом суда соглашается, имея ввиду следующее.

Одним из основных принципов законодательства о градостроительной деятельности является принцип осуществления строительства на основе документов территориального планирования и правил землепользования и застройки и документации по планировке территории (п.4 ст.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее также - ГрК РФ).

В силу ч.1 ст.41 ГрК РФ в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства осуществляется подготовка документации по планировке территории. Видами документации по планировке территории являются: проект планировки территории; проект межевания территории (ч.4 ст.41 ГрК РФ).

Подготовка проектов планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории (ч.1 ст.42 ГрК РФ).

Согласно ч.1 ст.43 ГрК РФ подготовка проекта межевания территории осуществляется применительно к территории, расположенной в границах одного или нескольких смежных элементов планировочной структуры, границах определенной правилами землепользования и застройки территориальной зоны и (или) границах установленной схемой территориального планирования муниципального района, генеральным планом поселения, городского округа функциональной зоны.

В соответствии с ч.3 ст.8 ГрК РФ к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности в т.ч. относятся подготовка и утверждение документов территориального планирования городских округов, утверждение правил землепользования и застройки городских округов, утверждение документации по планировке территории в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

В соответствии с п.1 ст.11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов: проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации; проектная документация лесных участков; утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса (п.1 ст.11.3 ЗК РФ).

В силу пп.4 п.3 ст.11.3 ЗК РФ исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории осуществляется образование земельных участков в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами.

Как установлено судом первой инстанции, (...) администрацией Костомукшского городского округа было принято постановление "Об утверждении перечней элементов планировочной структуры, застроенных многоквартирными домами, расположенных на территории города Костомукша, в границах которых исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории осуществляется образование земельных участков" (далее в т.ч. постановление ), текст которого (с указанием на наличие Приложения ) в соответствии со ст.47 Устава муниципального образования "Костомукшский городской округ" был опубликован в газете "Новости Костомукши" от (...) и на официальном сайте Костомукшского городского округа. При данных обстоятельствах, с учетом приведенного законодательства, положений ст.47 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", указанное постановление не могло быть не учтено при разрешении Комитетом заявлений истцов. Согласно Приложению к постановлению кадастровый квартал (...), в котором расположены испрашиваемые истцами земельные участки, входит в перечень элементов планировочной структуры, застроенных многоквартирными домами (в непосредственной близости располагается земельный участок с кадастровым номером (...) с видом разрешенного использования - "для многоэтажной жилой застройки"), в границах которых образование земельных участков осуществляется исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории. При этом, размещение на официальном сайте округа в последующем приложения к постановлению не оспаривается истцами. В обращении Администрации в адрес Комитета от (...) указано, что постановление (...) администрацией Костомукшского городского округа было направлено на официальные электронные почтовые ящики, в т.ч. Комитета и ГКУ РК "Управление земельными ресурсами". Как следует из сообщений Министерства, Администрации, постановлением администрации Костомукшского городского округа от (...) "О подготовке документации по планировке территории" принято решение о подготовке проекта межевания территории квартала, ограниченного проектными (.....), ориентировочной площадью (...) кв.м (кадастровый квартал (...)). Кроме того, согласно отзыву Министерства на исковое заявление, в Министерство поступило обращение Администрации об инициировании снятия спорных земельных участков с кадастрового учета в связи с изданием постановления .

При таких обстоятельствах, с учетом приведенного законодательства, представленных доказательств, является верным вывод суда первой инстанции об отсутствии правовых оснований для удовлетворения предъявленного иска, поскольку образование испрашиваемых участков должно осуществляться исключительно в соответствии с проектом межевания территории.

С учетом установленных и изложенных выше обстоятельств, доводы истцов об отсутствии проекта межевания территории не свидетельствуют о наличии правовых оснований для образования земельных участков в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами, в порядке, отличном от предусмотренного положениями пп.4 п.3 ст.11.3 ЗК РФ.

Таким образом, решение суда основано на правильном применении и толковании норм материального права, нарушений требований процессуального закона, влекущих отмену решения, судом не допущено. Оснований для отмены решения суда по доводам жалобы не имеется.

Руководствуясь ст.ст.328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Костомукшского городского суда Республики Карелия от 20.12.2017 по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 и ФИО2 – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи