ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-8053/17 от 21.11.2017 Ставропольского краевого суда (Ставропольский край)

Судья Саматов М.И. дело № 33-8053/2017

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Ставрополь 21 ноября 2017 года

Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе

председательствующего судьи Минаева Е.В.

судей краевого суда: Фоминова Р.Ю. и Меньшова С.В.

при секретаре судебного заседания Вяхиревой И.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе председателя ТСЖ «Интернациональная 22 «А» ФИО1 на решение Пятигорского городского суда Ставропольского края от 23 августа 2017 года

по гражданскому делу по иску прокурора города Железноводска в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц муниципального образования города-курорта Железноводска к товариществу собственников жилья «Интернациональная 22А» об обязании устранить нарушения требований законодательства о порядке раскрытия информации товариществами собственников жилья,

заслушав доклад судьи Фоминова Р.Ю.,

УСТАНОВИЛА:

Прокурор г.Железноводска в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц муниципального образования города-курорта Железноводска обратился в суд с иском к ТСЖ «Интернациональная 22А» об обязании устранить нарушения требований законодательства о порядке раскрытия информации товариществами собственников жилья.

В обосновании заявленных требований указал, что в прокуратуре города в порядке надзора за исполнением федерального законодательства проведена проверка исполнения жилищного законодательства в части раскрытия информации управляющими организациями и товариществами собственников жилья, осуществляющими свою деятельность на территории г. Железноводска, во исполнение указания прокуратуры Ставропольского края № 7/2-45-2014 от 18.03.2014 по исполнению Постановления Правительства РФ № 731 от 23.09.2010.

В ходе проверки, в нарушение требований п.п. 3,5.1.,6.8-14 Стандарта раскрытия информации, а также Приказа Минстроя России № 882/пр от 22.12.2014 ТСЖ «Интернациональная 22А» (ИНН <***>, ОГРН <***>, юридический адрес: <...>) информация о деятельности товарищества на официальном сайте в Сети Интернет www.reformagkh.ru в полном объеме не размещена. Так, в ней отсутствуют сведения об отчетах по управлению (общая информация выполненные работы, претензии по качеству работ, коммунальные услуги объемы по коммунальным услугам, претензионно -исковая работа), основные финансовых показателях.

Просит суд обязать ТСЖ «Интернациональная 22А» устранить нарушена требований законодательства РФ о порядке раскрытия информации товариществами собственников жилья, а именно на официальном сайте в Сети Интернет www.reformagkh.ru разместить в соответствии с п. 3 Стандарта раскрытия информации и Приказом Минстроя России № 882/пр от 22.12.2014 полную информацию об отчетах по управлению (общая информация, выполненные работы, претензии по качеству работ, коммунальные услуги, объемы по коммунальным услугам, претензионно - исковая работа), основных финансовых показателях в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Обжалуемым решением Железноводского городского суда Ставропольского края от 23 августа 2017 года исковые требования удовлетворены.

В апелляционной жалобе председатель ТСЖ «Интернациональная 22 «А» ФИО1 просит отменить решение, как незаконное и необоснованное, мотивировав свои доводы тем, что она не была надлежащим образом извещена о месте и времени рассмотрения дела судом первой инстанции, кроме того суд необоснованно сослался на п. 10 ст. 161 ЖК РФ поскольку она утратила свою силу, прокурором была безосновательно проведена прокурорская проверка.

Исследовав материалы гражданского дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов жалобы, судебная коллегия оснований для ее удовлетворения не нашла.

Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, в соответствии с п. 10 ст. 161 Жилищного кодекса РФ управляющая компания обязана обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, в соответствии со стандартами раскрытия информации, утвержденными Постановлением Правительства РФ. Особенности раскрытия информации о деятельности по управлению многоквартирным домом и предоставления для ознакомления документов, предусмотренных Жилищным кодексом РФ, ТСЖ либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, осуществляющими управлении многоквартирным домом (без заключения договора с управляющей организацией), устанавливаются этим стандартом раскрытии информации.

Постановлением Правительства РФ № 731 от 23.09.2010 утвержден Стандарт раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами.

На основании п. 2 Стандарта раскрытия информации под раскрытием информации в настоящем документе понимается обеспечение доступа неограниченного круга лиц к информации (независимо от цели ее получения) в соответствии с процедурой, гарантирующей нахождение и получение информации.

Согласно п. 3 Стандарта раскрытия информации управляющая организация обязана раскрывать следующую информацию: общая информация о товариществе; основные показатели финансово-хозяйственной деятельности управляющей организации; сведения о выполняемых работах (услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в доме; порядок и условия оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества в доме; сведения о стоимости работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в доме; сведения о ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы). Пунктам 8-14 Стандарта раскрытия информации подробно определены сведения, подлежащие раскрытию. В силу п.п. 5.1, 6 Стандарта раскрытии информации товариществами и кооперативами информация раскрывается путем: обязательного опубликования информации на официальном сайте в Сети Интернет, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также на сайтах в Сети Интернет, определяемых по выбору товарищества и кооператива (сайт органа исполнительной власти субъекта РФ, определяемого высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ или сайт органа местного самоуправления муниципального образования, на территории которого товарищество или кооператив осуществляют свою деятельность); размещения информации на информационных стендах (стойках), расположенных в помещении многоквартирного дома, доступном для всех собственников помещений в доме; предоставлении информации на основании запросов, поданных в письменном виде, при наличии технической возможности - также в электронном виде.

Согласно приказа Минрегиона России от 02.04.2013 № 124 официальным сайтом в Сети Интернет, предназначенным для раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, является сайт www.reformagkh.ru.

Приказом Минстроя России № 882/пр от 22.12.2014, вступившим в законную силу 08.05.2015, утверждена форма раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами.

Проведенной прокуратурой города Железноводска установлено, что в нарушение требований п.п. 3,5.1.,6.8-14 Стандарта раскрытия информации, а также Приказа Минстроя России № 882/пр от 22.12.2014 ТСЖ «Интернациональная 22А» (ИНН <***>, ОГРН<***>, юридический адрес: <...>) информация о деятельности товарищества на официальном сайте в сети Интернет www.reformagkh.ru в полном объеме не размещена. В ней отсутствуют сведения об отчетах по управлению (общая информация, выполненные работы, претензии по качеству работ, коммунальные услуги, объемы по коммунальным услугам, претензионно - исковая работа), основных финансовых показателях.

Федеральным законом от 28 декабря 2016 г. N 469-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 469-ФЗ) были внесены изменения в Жилищный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 21 июля 2014 года N 209-ФЗ "О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства", Федеральный закон от 21 июля 2014 года N 263-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О государственной информационной системе жилищно - коммунального хозяйства" (далее - Федеральный закон N 263-ФЗ), в соответствии с которыми были перенесены сроки возникновения обязанности по размещению информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (далее - ГИС ЖКХ) и продлены сроки раскрытия информации в соответствии с требованиями части 10 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации.

При этом, как правильно отметил суд первой инстанции, Федеральным законом N 469-ФЗ не вносились изменения в часть 4 статьи 6 Федерального закона N 263-ФЗ, на основании которой по истечении четырех месяцев после дня вступления в силу соглашения об опытной эксплуатации ГИС ЖКХ положения ч. 10 ст. 161 ЖК РФ не применяются на территориях субъектов РФ, заключивших соответствующие соглашения, поскольку их заключение повлекло за собой исполнение юридически значимых действий, в том числе обязанность поставщиков информации по размещению соответствующих данных в ГИС ЖКХ до 1 июля 2016 г.

При этом возникают расхождения между действующими нормативными правовыми актами, регулирующими одни и те же правоотношения. В данном случае при наличии общей и специальной нормы права применяется специальная норма, при наличии двух нормативных правовых актов одинаковой юридической силы применяется акт, принятый позднее.

На основании изложенного, в целях непрерывности размещения управляющими организациями информации о своей деятельности в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" положения Федерального закона N 469-ФЗ, предусматривающие новые сроки размещения информации в системе ГИС ЖКХ и раскрытия информации в соответствии со Стандартом раскрытия информации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 N 731, распространяются в том числе и на субъекты Российской Федерации, заключившие соглашения об опытной эксплуатации ГИС ЖКХ.

В связи с чем, суд правильно указал в решении, что ч. 10 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации специальная норма закона, которая обязывает ТСЖ обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о поря и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, соответствии со стандартом, ни кем не отменена, эта действующая статья.

Из вышеизложенного следует, что частью 3 статьи 5 Федерального закона от 28 декабря 2016 года N 469-ФЗ предусмотрено, что положения пункта 6 части 1 статьи Жилищного кодекса Российской Федерации подлежат применению до декабря 2017 года включительно. Следовательно, до 1 января 2018 г соблюдение требований к раскрытию информации, установленных частью статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, обязательно не тол для лицензиатов, но и для ТСЖ.

В противном случае члены ТСЖ «Интернациональная 22 А» и другие граждане будут лишены возможности получать необходимую информацию о данном ТСЖ, в отличии от других собственником многоквартирного дома, где выбран способ управления многоквартирным домом управление управляющей организацией.

Кроме того, не могут быть приняты во внимание доводы апелляционной жалобы о том, что проверка проведена в нарушение требований Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре РФ».

Как видно из материалов дела помощник прокурора Железноводска ФИО2 рапортом доложил заместителю прокурора Железноводска о том, что на основании приказа Генерального прокурора от декабря 2007 года № 195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законом, соблюдением прав и свобод человека и гражданина» в ходе мониторинга сети интернет установлено, что в нарушении требований п.п.3.5.1.6, 8-14 Стандарта раскрытия информации, а также приказа Минстроя России № 882/пр от 23.12.2014 ТСЖ «Интернациональная 22 А» не соблюдаются вышеуказанные требования.

На данном рапорте имеется резолюция заместителя прокурора г.Железноводска о принятии мер реагирования.

Согласно п. 3 ст. 3 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» положения настоящего Федерального закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются при осуществлении прокурорского надзора (за исключением случаев проведения органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля проверок по требованию прокурора), правосудия и проведении административного.

Также не может быть принят во внимание довод апелляционной жалобы, что суд не известил надлежащим образом председателя правления ТСЖ «Интернациональная 22 «А», чем лишил возможности воспользоваться своим законным правом при рассмотрении дела.

Как видно из материалов дела – доверенности (л.д. 10) ТСЖ «Интернациональная 22 «А» в лице председателя правления ТСЖ ФИО1 доверяет представлять ее интересы во всех судебных и иных органах власти и управления ФИО3, ФИО4

Согласно протокола судебного заседания от 23.08.2017 (л.д. 54 – 64) представители ФИО3 и ФИО4 принимали участие в судебном заседании и не возражали против рассмотрения дела в отсутствие председателя ТСЖ ФИО1

Кроме того, ФИО1 направлялось извещение о времени и мете рассмотрения настоящего дела (л.д. 37).

На основании изложенного, суд обоснованно со ссылкой на нормы закона, которые довольно подробно изложены в мотивировочной части решения суда удовлетворил исковые требования.

Доводы апелляционной жалобы были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, получили надлежащую правовую оценку, при этом выводов суда не опровергают, а сводятся лишь к несогласию с правовой оценкой установленных обстоятельств и фактически являются позицией ответчика, что не может служить основанием для отмены решения суда.

С учетом изложенного оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 328 - 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Железноводского городского суда Ставропольского края от 23 августа 2017 года оставить без изменения.

Апелляционную жалобу председателя ТСЖ «Интернациональная 22 «А» ФИО1 без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: