Судья Гридасова Т.Ю. УИД 24RS0032-01-2019-002466-56
дело № 33-8056/2020 А- 209
КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
29 июля 2020 года г. Красноярск
Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего Гареевой Е.Б.,
судей Петрушиной Л.М., Александрова А.О.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Терентьевой Л.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Гареевой Е.Б.,
гражданское дело по иску прокурора Ленинского района г. Красноярска в интересах неопределенного круга лиц к МБДОУ «Детский сад № 77 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно – эстетическому направлению развития детей», администрации г. Красноярска, Главному управлению образования администрации г. Красноярска о возложении обязанности,
по апелляционной жалобе представителя администрации г. Красноярска Покидышевой М.В.,
на решение Ленинского районного суда г. Красноярска от 18 февраля 2020 года, которым постановлено:
«Исковые требования прокурора Ленинского района г. Красноярска удовлетворить.
Обязать МБДОУ «Детский сад № 77 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно – эстетическому направлению развития детей» обеспечить охрану объекта (территории) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, в течение 4 (четырех) месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Обязать Администрацию г. Красноярска, Главное управление образования администрации г. Красноярска выделить финансирование МБДОУ «Детский сад № 77 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно – эстетическому направлению развития детей» на обеспечение вышеуказанного мероприятия по охране объекта (территории) в течение 2 (двух) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу».
Заслушав докладчика, судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Ленинского района г. Красноярска обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к МБДОУ «Детский сад № 77 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно – эстетическому направлению развития детей» о возложении обязанности обеспечить охрану объектов сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти.
Требования мотивированы тем, что в результате прокурорской проверки установлено, что МБДОУ «Детский сад № 77», расположенное по адресу: <данные изъяты>, не охраняется сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны; соответствующий договор на охрану не заключен. Охрану учреждения осуществляют сторожа и дежурные, не обладающие специальными навыками и не проходившие специальную подготовку, у которых отсутствуют спецсредства для охраны и защиты от возможных преступных посягательств. Согласно паспорту безопасности 2018 года, объекту присвоена 2 категория опасности, в заключение комиссии указано на необходимость заключения договора на обеспечение объектов сотрудниками частных охранных организаций на период работы объектов. На момент проверки МБДОУ «Детский сад № 77» мер по устранения замечания не принято. Выявленные нарушения свидетельствуют о неисполнении должностными лицами требований законодательства о противодействии терроризму, об образовании, ненадлежащем исполнении должностными лицами возложенных обязанностей, что повлекло нарушение законных прав и интересов детей. С учетом представленных уточнений, просил обязать администрацию г. Красноярска, Главное управление образования администрации г. Красноярска, МБДОУ «Детский сад № 77» обеспечить охрану объекта сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны в течение четырех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, обязать администрацию г. Красноярска, Главное управление образования администрации г. Красноярска выделить финансирование МБДОУ «Детский сад № 77» на обеспечение вышеуказанного мероприятия по охране объекта (территории) в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Определением Ленинского районного суда г. Красноярска от 1 августа 2019 года к участию в деле в качестве соответчиков привлечены: администрация г. Красноярска и Главное управление образования администрации г. Красноярска.
Судом постановлено вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе представитель администрации г. Красноярска ФИО1 ставит вопрос об отмене решения, настаивая на отказе в удовлетворении заявленных требований. Ссылается на неправильное применение норм материального права и на то, что администрация г. Красноярска не является надлежащим ответчиком по делу, поскольку не является финансовым органом муниципального образования г. Красноярск, не осуществляет распоряжение средствами бюджета.
В возражениях на апелляционную жалобу помощник прокурора Ленинского района г. Красноярска Миронова Н.С. настаивает на оставлении решения суда первой инстанции без изменения, а апелляционной жалобы – без удовлетворения.
Проверив решение суда по правилам апелляционного производства, в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав представителя истца прокурора Воротынскую О.О., поддержавшую решение суда первой инстанции, и полагая возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса, надлежаще уведомленных о времени и месте судебного заседания и не просивших об отложении дела, судебная коллегия не находит оснований к отмене или изменению постанрвленного судом решения.
В силу п. 7 ст. 2, ч. 3.1 ст. 5 ФЗ «О противодействии терроризму» одним из основных принципов противодействия терроризму является приоритет мер его предупреждения, в целях осуществления которых юридические лица обеспечивают выполнение требований антитеррористической защищенности в отношении объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.
Согласно пп. а, б п. 4, п. 6 ч. 1 ст. 3 приведенного закона, противодействие терроризму - это деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); антитеррористическая защищенность объекта (территории) - это состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта. При этом под местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования поселения или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более пятидесяти человек.
Органы местного самоуправления при решении вопросов местного значения по участию профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления; осуществляют иные полномочия по решению вопросов местного значения и участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений (пп. 4, 6 ч. 1 ст. 5.2 данного ФЗ).
В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 5 ФЗ «О противодействии терроризму», правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорт безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса).
Согласно пп. б п. 25 постановления Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 № 1006 «Об утверждении требований антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территории), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)» в отношении объектов (территорий) третьей категории опасности дополнительно к мероприятиям, предусмотренным пунктом 24 настоящих требований, осуществляются мероприятия по обеспечению охраны объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в ходе проведения прокуратурой Ленинского района г. Красноярска проверки в части исполнения требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) министерства образования установлено, что МБДОУ «Детский сад № 77» не охраняется сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны. Соответствующий договор на охрану не заключен, охрану учреждения осуществляют сторожа и дежурные, не обладающие специальными навыками, не проходившие специальную подготовку, у которых отсутствуют спецсредства для охраны и защиты от возможных преступных посягательств.
30 ноября 2018 года в адрес заведующей МБДОУ «Детский сад № 77» направлено предостережение о недопустимости нарушения законодательства в сфере противодействия экстремизму и терроризму, а 27 марта 2019 года вынесено представление об устранении нарушений законодательства в сфере противодействия экстремизму и терроризму.
В ответе на предостережение заведующей учреждения указано, что в МБДОУ «Детский сад № 77» имеется тревожная кнопка, вахтер и дежурный администратор, осуществляющие пропускной режим, в ночное время МБДОУ охраняется сторожами, имеются камеры внутреннего и наружного наблюдения с выводом на монитор, на дверях установлены чипы.
26 апреля 2019 года заведующей МБДОУ «ДС №77» в адрес начальника территориального отдела главного управления образования администрации г. Красноярска направлена служебная записка о выделении дополнительных средств в размере 330 000 руб. (27 500 руб. в месяц) на заключение договора для обеспечения охраны сотрудниками частных охранных организаций сроком на 1 год.
Судом также установлено, что в соответствии с Уставом МБДОУ «Детский сад № 77», учредителем МБДОУ является муниципальное образование г. Красноярск. Функции и полномочия учредителя осуществляет орган местного самоуправления - администрация г. Красноярска.
Органом администрации г. Красноярска, координирующим деятельность МБДОУ, а также осуществляющим в отношении него отдельные функции и полномочия учредителя, переданные данному органу в соответствии с правовыми актами города, является Главное управление образования администрации г. Красноярска.
МБДОУ «Детский сад № 77» является юридическим лицом, имеет обособленное имущество, закрепленное на праве оперативного управления, самостоятельный баланс, может иметь самостоятельный баланс, от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, имеет лицевые счета в органах казначейства, самостоятельно осуществляет финансово-хозяйственную деятельность.
1 января 2019 года МБДОУ «Детский сад № 77» заключило сроком на 1 год контракт №<данные изъяты> с ФГКУ «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ по Красноярскому краю» об оказании услуг по централизованному наблюдению за объектом и реагировании на тревожные сообщения, в соответствии с которым охрана взяла обязательства по осуществлению реагирования нарядом группы задержания по сигналу «Тревога», поступающему с объектов заказчика, для выяснения причин поступления сигнала «Тревога», а заказчик - по оплате услуг охраны. Аналогичный контракт заключен МБДОУ и на 2020 год.
23 января 2020 года руководителем Главного управления образования администрации г. Красноярска утвержден паспорт безопасности МБДОУ «Детский сад №77», согласно которому учреждению присвоена третья категория опасности. По заключению комиссии, для обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территории) необходимо рассмотреть вопрос по выводу охранной сигнализацией на пульт ПЦО № 3 УВО по г. Красноярску, оборудовать объект физическим постом охраны силами подразделения вневедомственной охраны или сотрудниками частных охранных организаций, оборудовать МБДОУ стационарными или ручными металлоискателями.
Разрешая заявленные требования, руководствуясь вышеприведенными нормами права, регулирующими спорные правоотношения, суд первой инстанции исходил из того, что МБДОУ «Детский сад №77», относящееся к объектам третьей группы опасности, обязано осуществить мероприятия по обеспечению охраны объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.
Установив, что охрана в указанном учреждении осуществляется не в соответствии с Требованиями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 № 1006 (отсутствует круглосуточная охрана специализированной охранной организацией), а заключенный контракт на охрану детского сада с ФГКУ «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ по Красноярскому краю» не обеспечивает исполнение образовательным учреждением пп. «б» п. 25 указанных Требований, поскольку не подразумевает постоянное нахождение на территории МБДОУ сотрудников ФГКУ «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ по Красноярскому краю», предусматривает их выезд в случае возникновения опасности нарушения общественного порядка, а также совершения правонарушений, районный суд пришел к обоснованному выводу о том, что ответчиками не в полном объеме соблюдаются требования законодательства об антитеррористической защищенности рассматриваемого объекта образования, правомерно, с учетом положений ст. 17 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 210 ГК РФ, а также ст. ст. 9, 139, 140 Бюджетного кодекса РФ, возложив на администрацию г. Красноярска и Главное управление образования администрации г. Красноярска, (органы, осуществляющие полномочия учредителя МБДОУ) обязанность выделить финансирование МБДОУ «Детский сад № 77 на обеспечение о мероприятий по охране объекта (территории), а на само учреждение - обязанность обеспечить охрану объекта (территории) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.
Сроки выполнения приведенных обязанностей установлены судом в соответствии с положениями ст. 206 ГПК РФ.
Доводы заявителя апелляционной жалобы о том, что требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) не распространяются на МБДОУ «Детский сад №77», как и ссылки за заключенный учреждением контракт на охрану объекта с ФГКУ «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ по Красноярскому краю» в обоснование доводов о выполнении мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности, признаются несостоятельными.
Как правомерно указано судом первой инстанции, исходя из системного толкования Постановления Правительства РФ от 02.08.2019 №1006, необходимость осуществления мероприятий по обеспечению охраны объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны (обязательное физическое присутствие сотрудников охранных организаций в зданиях образовательных учреждений) обусловлена особым статусом образовательных учреждений (детские сады, школы) и необходимостью обеспечения их большей антитеррористической защищенности.
Между тем, контракт, заключенный МБДОУ «Детский сад №77» с ФГКУ «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ по Красноярскому краю» об оказании услуг по централизованному наблюдению за объектом и реагировании на тревожные сообщения, не предусматривает условий о постоянном (физическом) присутствии сотрудников охранной организации в указанном учреждении.
Ссылки заявителя о том, что администрация г. Красноярска не является надлежащим ответчиком по делу, поскольку не является финансовым органом муниципального образования г. Красноярск и не осуществляет распоряжение средствами бюджета, являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции и получили надлежащую правовую оценку, не согласиться с которой у судебной коллегии оснований не имеется.
По существу доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с решением суда, не содержат фактов, которые не проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения.
При таких обстоятельствах, решение является законным и обоснованным, оснований к его отмене не усматривается.
Процессуальных нарушений, влекущих отмену решения, при рассмотрении дела судом первой инстанции допущено не было.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда г. Красноярска от 18 февраля 2020 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя администрации г. Красноярска ФИО1 – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: