ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-8059/2016 от 02.11.2016 Хабаровского краевого суда (Хабаровский край)

ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 02 ноября 2016 г. по делу N 33-8059/2016

Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:

председательствующего Шиловой О.М.,

судей Дорожко С.И., Романовой И.А.,

при секретаре Носаль М.С.,

рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению военного прокурора Хабаровского гарнизона к ООО «Главное управление жилищным фондом» о понуждении к совершению действий по оборудованию жилого дома по <адрес>, приборами учета,

по апелляционной жалобе ответчика ООО «ГУЖФ» на решение Железнодорожного районного суда г.Хабаровска от 28 июня 2016г.,

заслушав доклад судьи Романовой И.А., объяснения помощника военного прокурора Хабаровского гарнизона – Паниди О.О., судебная коллегия

установила:

Военный прокурор обратился с вышеуказанным исковым заявлением. В обоснование указал, что проведенной проверкой исполнения должностными лицами ООО «Главное управление жилищным фондом» требований законодательства о жилищно-коммунальном хозяйстве, при оборудовании жилого дома <адрес> общедомовыми приборами учета горячего и холодного водоснабжения, электроснабжения, отопления. Собственником многоквартирного дома, расположенного по <адрес>, является Министерство обороны. С 03.08.2015 г. обязательства по управлению указанным многоквартирным домом приняло ООО «ГУЖФ», на основании договора управления жилищным фондом , заключенного 27.07.2015 г. с Минобороны России. Проверкой установлено, что в указанном многоквартирном доме ни собственниками жилых помещений, ни управляющей компанией до настоящего времени, не принято мер по установке общедомовых приборов учета. Бездействие ответчика противоречит требованиям действующего законодательства и нарушает интересы РФ по стимулированию энергосбережения и повышения энергетической эффективности, а также права граждан, проживающих в жилых помещениях специализированного жилищного фонда.

Просит обязать ООО «ГУЖФ» в срок до 30 июля 2016 года организовать установку общедомовых приборов учета электрической и тепловой энергии, горячего и холодного водоснабжения в жилом многоквартирном доме по <адрес>.

Решением Железнодорожного районного суда г.Хабаровска от 28 июня 2016 г. исковые требования военного прокурора Хабаровского гарнизона удовлетворены, постановлено: обязать ООО «Главное управление жилищным фондом» установку общедомовых (коллективных) приборов учета тепловой энергии, холодного водоснабжения в жилом доме по <адрес> обеспечить ввод указанных приборов в эксплуатацию. Установить срок исполнения решения суда 3 месяца с момента вступления решения суда в законную силу.

В апелляционной жалобе представитель ООО «ГУЖФ» с решением суда не согласна, просит его отменить как незаконное и необоснованное, по тем основаниям, что ответчик управляет указанным домом, но не является его собственником, в связи с чем, у ответчика отсутствует обязанность по установке приборов учета. Установка коллективных приборов учета потребления ресурсов относится к работам по капитальному ремонту многоквартирного дома, что находится в ведении собственников жилого дома, которые не приняли решение о включении расходов на установку общедомовых приборов учета в плату за содержание и ремонт жилого помещения. Считает, что позиция суда о сроках исполнения решения суда не обоснована, не основана на процессуальных нормах, поскольку решение вопроса об установке общедомовых приборов учета должно производиться сообща с ресурсноснабжающими организациями, на основании договоров, которые еще не заключены. Кроме того, данные организации не были привлечены к участию в деле в качестве третьих лиц. Решение суда, не связанное с передачей имущества, исполняется по общим правилам вступления решения суда в законную силу в порядке исполнительного производства.

Письменных возражений на апелляционную жалобу не поступило.

Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, в соответствии со ст.327.1 ГПК РФ, выслушав представителя истца, возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему:

Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, на основании договора управления жилищным фондом, закрепленным за Вооруженными силами РФ от 27.07.2015 г., Министерство обороны РФ (заказчик), выполняющее полномочия собственника жилищного фонда, и ООО «Главное управление жилищным фондом» (управляющая организация), заключили договор, согласно которому Заказчик передает Управляющей организации в управление и эксплуатацию жилищный фонд, указанный в Перечне жилищного фонда, а управляющая организация принимает в управление жилищный фонд и обязуется оказывать услуги по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества жилищного фонда по адресам, упомянутым в перечне жилищного фонда, предоставлять коммунальные услуги нанимателям жилых помещений по договорам социального найма и членам их семей, нанимателям жилых помещений по договорам найма специализированного жилого помещения и членам их семей, арендаторам, иным законным пользователям помещений осуществлять иную направленную на достижение целей управления жилищным фондом деятельность.

В состав переданного ответчику жилищного фонда под пунктом 101 включен многоквартирный дом <адрес>.

Как следует из материалов проверки военной прокуратуры Хабаровского гарнизона исполнения ООО «ГУЖФ» требований жилищно-коммунального законодательства, в указанном прокурором многоквартирном доме отсутствуют общедомовые приборы учета тепловой энергии, горячего и холодного водоснабжения, что не оспаривалось ответчиком.

Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями ст.ст. 157, 161 ЖК РФ, ст.ст. 9, 13 Федерального закона от 23.11.2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 г. № 491, Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений многоквартирных домах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. № 307, оценив в совокупности установленные обстоятельства и собранные по делу доказательства, пришел к выводу, что собственниками помещений многоквартирного дома не решен вопрос об установке общедомовых приборов учета, в связи с чем, управляющая организация, представляя интересы собственников перед ресурсоснабжающими организациями, должна организовать работы по установке общедомовых приборов учета.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, которым правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, всем представленным сторонами доказательствам в совокупности, дана надлежащая оценка, по правилам ст. 67 ГПК РФ.

Выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам и нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения. Оснований для переоценки установленных судом обстоятельств, не имеется.

Довод апелляционной жалобы о том, что собственники помещений в многоквартирном доме не приняли решение о включении расходов на установку общедомовых приборов учета в плату за содержание и ремонт жилого помещения, в связи с чем, у ответчика отсутствует обязанность по обеспечению установки приборов учета, отклоняются судебной коллегией.

В силу п. 1 ст. 161 Жилищного кодекса РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.

Пунктом 2 ст.162 ЖК РФ предусмотрено, что по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

Требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда определены Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 г. N 170, которые являются обязательными для исполнения как собственниками помещений, так и управляющими организациями.

В силу названных Правил организация, обслуживающая жилищный фонд, и ее должностные лица должны обеспечивать нормальное функционирование зданий и их инженерных систем, осуществлять контроль за техническим состоянием жилищного фонда, поддерживать в исправном и работоспособном состоянии их конструктивные элементы, заданные параметры и режимы работы.

Лицами, ответственными за содержание жилых домов, жилых помещений, являются: их собственники; организация, принявшая на себя функции по обслуживанию, содержанию, эксплуатации, ремонту и обеспечению коммунальными услугами жилищного фонда (управляющая организация), а также организации, которым указанные функции переданы управляющей организацией на основании гражданско-правового договора.

При этом в названных Правилах перечислено, что именно должно включаться в содержание и техническое обслуживание дома, а также указаны параметры и условия, которым в целях безопасности людей и сохранности жилого дома в любом случае должны отвечать строительные конструкции этого дома независимо от желания собственников отдельных его помещений и включения ими соответствующих работ и услуг в договор с управляющей компанией.

Как следует из ч.ч. 3 - 6 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 г. N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» собственники зданий, сооружений, жилых домов, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение указанных объектов приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими приборами учета используемых воды, природного газа, электрической энергии.

Согласно подпункту «с» пункта 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 г. N 354, предусмотрена обязанность исполнителя обеспечить установку и ввод в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета, соответствующего требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, в том числе по показателям точности измерений, не позднее 3 месяцев со дня принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о включении расходов на приобретение и установку коллективного (общедомового) прибора учета в плату за содержание и ремонт жилого помещения, если иной срок не установлен таким решением.

В пункте 2 указанных Правил раскрывается содержание понятий, используемых в Правилах, согласно которым исполнитель – это юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.

Коллективный (общедомовой) прибор учета – средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), используемое для определения объемов (количества) коммунального ресурса, поданного в многоквартирный дом. Счетчики входят в состав соответствующих внутридомовых инженерных систем.

Согласно подп. «и», «к» п. 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 г. N 491, содержание общего имущества включает в себя проведение обязательных в отношении общего имущества мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенных в утвержденный в установленном законодательством Российской Федерации порядке перечень мероприятий: обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.).

Из приведенных норм следует, что действующим жилищным законодательством и законодательством об энергосбережении, мероприятия по энергосбережению включены в состав работ по содержанию многоквартирного дома, обязанность по установке общедомовых приборов учета воды в многоквартирном доме возложена на лиц, ответственных за содержание многоквартирного дома.

В силу изложенного, а также исходя из условий договора управления, ответчик как управляющая компания, осуществляющая управление спорным многоквартирным домом является исполнителем по договору оказания коммунальных услуг и лицом, ответственным за содержание многоквартирного дома и установку приборов учета используемых энергетических ресурсов. В связи с чем, несмотря на отсутствие решений собственников, управляющая компания должна была принять меры по установке общедомовых приборов учета, используемых энергетических ресурсов и ввода их в эксплуатацию. Однако возложенная законом обязанность ответчиком не исполнена.

Доводы апелляционной жалобы о неправомерном установлении судом срока исполнения решения основаны на неправильном толковании норм процессуального права. Судом принято решение по заявленным истцом требованиям, с учетом положений ст. 206 ГПК РФ. При наличии оснований, в случае недостаточности установленного срока для исполнения решения суда, ответчик не лишен возможности обратиться в суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда.

Довод апелляционной жалобы о не привлечении судом к участию в деле ресурсноснабжающих организаций является несостоятельным, поскольку суд не возлагал какую-либо обязанность на конкретные ресурсноснабжающие организации, состав которых может изменяться. Правоотношения с соответствующими ресурсноснабжающими организациями должны возникнуть по инициативе ответчика в процессе исполнения решения суда.

Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, сводятся к несогласию с ними, направлены на переоценку доказательств, обусловлены субъективным толкованием действующего законодательства. С учетом изложенного, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда по доводам апелляционной жалобы.

Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

Решение Железнодорожного районного суда города Хабаровска от 28 июня 2016г. по гражданскому делу по исковому заявлению военного прокурора Хабаровского гарнизона к ООО «Главное управление жилищным фондом» о понуждении к совершению действий по оборудованию жилого дома по <адрес>, приборами учета оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ООО «Главное управление жилищным фондом» - без удовлетворения.

Председательствующий: Шилова О.М.

Судьи: Дорожко С.И.

Романова И.А.