ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-8076/2015 от 26.11.2015 Ярославского областного суда (Ярославская область)

Судья Зарубина В.В. Дело № 33-8076/2015

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Ярославль

Судебная коллегия по гражданским делам Ярославского областного суда в составе: председательствующего Равинской О.А.,

судей Гушкана С.А., Кутузова М.Ю.,

при секретаре Бушуевой Е.Н.,

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Равинской О.А.

26 ноября 2015 года

дело по апелляционной жалобе ФИО3 на решение Дзержинского районного суда города Ярославля от 7 сентября 2015 года, которым постановлено:

«Взыскать с ФИО3 в пользу ГКУ Ярославской области Центр занятости населения города Ярославля денежные средства в сумме <данные изъяты>, госпошлину в сумме <данные изъяты>, а всего <данные изъяты>».

По делу установлено:

<дата> между ГКУ Ярославской области Центр занятости населения города Ярославля и ФИО3, признанным в установленном порядке безработным, заключен договор о содействии самозанятости безработных граждан .

В соответствии с пунктом 2.2.3.указанного договора Центр занятости населения должен был выделить ФИО3 единовременную финансовую помощь в сумме <данные изъяты> для осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности.

Согласно пункту 2.1 ФИО3 обязался, в том числе организовать самозанятость и осуществлять техническое обслуживание и ремонт легковых автомобилей (пункт 2.1.2), получить свидетельство о государственной регистрации (пункт 2.1.3), осуществлять предусмотренную бизнес-планом предпринимательскую деятельность не менее одного года с даты государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя (пункт 2.1.9), ежеквартально в срок до 5-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, предъявлять Центру документы бухгалтерского учета и другие документы, подтверждающие ведение заявленной индивидуально-трудовой (предпринимательской) деятельности (пункт 2.1.13).

<дата> ФИО3 был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя.

<дата> на основании приказа ГКУ ЯО ЦЗН города Ярославля от <дата> ФИО3 была перечислена единовременная финансовая помощь по содействию самозанятости в размере <данные изъяты>.

ГКУ Ярославской области Центр занятости населения города Ярославля обратилось в суд с иском к ФИО3 и просило взыскать с ответчика денежные средства в сумме <данные изъяты>, возврат госпошлины в сумме <данные изъяты>. В обоснование иска указано, что ответчик нарушил условия пункта 2.1.13 договора, а именно ежеквартально в срок до 5-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, не предъявлял Центру документы бухгалтерского учёта и другие документы, подтверждающие ведение им заявленной предпринимательской деятельности, что является основанием для возврата ответчиком предоставленных ему финансовых средств в бюджет Ярославской области.

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения суда и принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении иска. Доводы апелляционной жалобы сводятся к несоответствию выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неправильному применению норм материального права.

В возражениях на жалобу ГКУ Ярославской области Центр занятости населения города Ярославля указано на правильность принятого судом решения.

Проверив законность и обоснованность решения, исходя из доводов, изложенных в жалобе и возражениях, выслушав в поддержание доводов жалобы ФИО3, возражения представителя ГКУ Ярославской области Центр занятости населения города Ярославля по доверенности ФИО4, исследовав материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.

Правилами предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2008 № 1089, установлены порядок и условия предоставления средств федерального бюджета в виде субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на указанные цели.

Реализуя полномочия, предусмотренные статьёй 7.1-1 ФЗ «О занятости населения в Российской Федерации», постановлением Правительства Ярославской области от 6 февраля 2012 № 52-п утвержден «Порядок финансирования и расходования средств областного бюджета на мероприятия по содействию занятости населения Ярославской области», которым установлены порядок и условия взаимодействия заинтересованных сторон по вопросу финансирования оказания органами службы занятости услуги по содействию самозанятости безработных граждан; условия предоставления безработному гражданину финансовой помощи при регистрации и на подготовку документов; основания для отказа в предоставлении финансовой помощи, а также случаи, когда средства финансовой помощи подлежат возврату в бюджет области.

Согласно пункту 15 названного Порядка ответственность за нецелевое использование средств финансовой помощи при регистрации и невыполнение условий договора о самозанятости, заключенного между центром занятости и безработным гражданином, возлагается на гражданина, получившего указанные бюджетные средства.

Средства финансовой помощи при регистрации, выделенные безработному гражданину на организацию предпринимательской деятельности, подлежат возврату в полном объеме в бюджет Ярославской области в установленном законодательством порядке в случаях: нецелевого использования; прекращения деятельности в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя или крестьянского (фермерского) хозяйства до истечения одного года с момента государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя или крестьянского (фермерского) хозяйства; неиспользования гражданином финансовой помощи при регистрации в течение срока, предусмотренного в бизнес-плане, но не более чем в течение одного года со дня поступления финансовой помощи при регистрации на лицевой счет гражданина, открытый в кредитной организации.

Из материалов дела следует, что <дата> между ГКУ ЯО Центром занятости населения города Ярославля и ФИО3 был заключен договор о содействии самозанятости безработных граждан (л.д. 5-8).

Согласно разделу 2 данного договора ФИО3 принял на себя обязательства представить в Центр занятости населения технико-экономическое обоснование (бизнес-план), подтверждающее эффективность выбранного вида деятельности (пункт 2.1.1); организовать самозанятость - техническое обслуживание и ремонт легковых автомобилей (пункт 2.1.2); получить свидетельство о государственной регистрации индивидуального предпринимателя (пункт 2.1.3), представить в Центр в течение 2-х недель после внесения записи в Единый реестр индивидуальных предпринимателей свидетельство о государственной регистрации индивидуального предпринимателя (пункт 2.1.4), представить в Центр свидетельство о постановке на налоговый учет (пункт 2.1.5), предъявить в Центр в течение 2-х недель после внесения записи в Единый реестр индивидуальных предпринимателей документы, подтверждающие оплату государственной пошлины (2.1.6.), использовать единовременную финансовую помощь при государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, в течение трех месяцев со дня поступления денежных средств на лицевой счет, (пункт 2.1.7), предъявить в Центр в течение четырех месяцев от даты поступления на лицевой счет финансовой помощи при государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя документы, подтверждающие расходы на организацию собственного дела (оплаченные счета за приобретенное оборудование и оказанные услуги; товарные и кассовые чеки, товарные накладные и другие финансово-отчетные документы, подтверждающие произведенные расходы в объемах, указанных в бизнес-плане) (пункт 2.1.8), осуществлять предусмотренную бизнес-планом предпринимательскую деятельность не менее одного года с даты государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя (пункт 2.1.9), использовать выделенную финансовую помощь при государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя строго по целевому назначению в соответствии с одобренным бизнес-планом и указанным направлением экономической деятельности (пункт 2.1.10), не претендовать на статус безработного гражданина в течение одного года с даты государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя (пункт 2.1.11), ежеквартально, в срок до 5-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, предъявлять Центру документы бухгалтерского учета и другие документы, подтверждающие ведение заявленной индивидуально-трудовой (предпринимательской) деятельности (пункт 2.1.13).

Центр занятости населания в свою очередь обязался предоставить единовременную финансовую помощь при государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя в сумме <данные изъяты> (пункт 2.2.3).

Согласно разделу 3 стороны договорились, что каждая из сторон настоящего договора несет ответственность за неисполнение возложенных на них обязательств на основании и в порядке, определенном действующим законодательством. Ответственность за нецелевое использование средств финансовой помощи при регистрации возлагается на гражданина, получившего указанные бюджетные средства. В случае выявления фактов нецелевого использования выделенных финансовых средств либо нарушения гражданином условий и сроков, установленных пунктами 2.1.7 - 2.1.14 данного договора, ненадлежащего исполнения иных условий договора, предоставленные финансовые средства подлежат возврату в полном объёме в бюджет Ярославской области в установленном законодательством порядке (л.д. 5-8).

Судом установлено, что ФИО3 был зарегистрирован и поставлен на налоговый учёт <дата> в качестве индивидуального предпринимателя, в качестве видов деятельности указаны техническое обслуживание и ремонт легковых автомобилей, производство санитарно-технических работ, деятельность такси (л.д. 12,13,20), что подтверждается выпиской из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, свидетельством о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

<дата> денежные средства от Центра занятости населения в размере <данные изъяты> поступили на счёт ФИО3 (л.д. 11).

<дата> ФИО3 заключил договор возмездного оказания услуг по обучению кузовному ремонту автомобилей по технологии PDR с ФИО1. Стоимость услуг по обучению ФИО3 составила <данные изъяты>, которая им была оплачена (л.д. 51-54).

ФИО3 был выдан сертификат об окончании практических курсов по кузовному ремонту автомобилей по технологии PDR (л.д. 55).

<дата> ФИО3 у ФИО1 приобретены инструменты, необходимые для занятия деятельностью по кузовному ремонту, на сумму <данные изъяты>, что подтверждается накладной, контрольно-кассовым чеком (л.д. 56).

<дата> ФИО3 заключил с ФИО2 договор аренды гаражного бокса в многоэтажной стоянке по адресу: <адрес> на срок 12 месяцев, стоимость аренды гаражного бокса в месяц – <данные изъяты> (пункт 3.1. договора) (л.д. 57). Факт оплаты договора аренды гаража с <дата> по <дата> подтверждается листом оплаты (л.д. 58).

Статус индивидуального предпринимателя ФИО3 прекратил <дата>.

Из объяснений ФИО3 следует, что он до настоящего времени занимается деятельностью по кузовному ремонту легковых транспортных средств в арендованном гараже, в Центр занятости населения с целью трудоустройства более не обращался.

Из указанных обстоятельств следует, что ФИО3 <дата> зарегистрировался в качестве индивидуального предпринимателя и прекратил данный статус <дата>, т.е. находился в статусе индивидуального предпринимателя более года с момента государственной регистрации в указанном качестве.

Денежные средства в сумме <данные изъяты> были израсходованы ФИО3 в течение одного года со дня поступления финансовой помощи на его лицевой счёт и на цели, для которых указанная финансовая помощь выделялась, а именно на обучение кузовному ремонту автомобилей в размере <данные изъяты>, на приобретение необходимых инструментов на общую сумму <данные изъяты> и на аренду гаражного бокса для осуществления предпринимательской деятельности по ремонту транспортных средств.

Таким образом, предоставленная ответчику ФИО3 финансовая помощь была израсходована им в соответствии с условиями договора о содействии самозанятости безработных граждан от <дата>. Ответчик выполнил все существенные условия договора, принял меры к самозанятости, и в Центр занятости населения с целью трудоустройства более не обращался.

Действительно, ФИО3 нарушил пункт 2.1.13 договора от 23 октября 2013 года, ежеквартально не предъявлял в Центр занятости населения документы, подтверждающие расходование им средств финансовой помощи и ведение предпринимательской деятельности по ремонту транспортных средств. Однако данное нарушение является формальным, несущественным и не являющееся основанием в соответствии с пунктом 15 Порядка финансирования и расходования средств областного бюджета на мероприятия по содействию занятости населения Ярославской области для возврата средств финансовой помощи в полном объёме в бюджет Ярославской области.

Учитывая изложенное, факт того, что средства финансовой помощи были израсходованы в полном объёме на организацию самозанятости ответчика, т.е. на цели указанные в договоре, нарушений, влекущих в силу пункта 15 вышеназванного Порядка, возврат указанных денежных средств в бюджет, ответчиком не допущено, то правовых оснований для удовлетворения исковых требований не имелось, в связи с чем постановленное судом решение подлежит отмене, с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.

Руководствуясь статьёй 328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Дзержинского районного суда города Ярославля от 7 сентября 2015 года отменить.

Принять по делу новое решение.

В удовлетворении исковых требований ГКУ Ярославской области Центр занятости населения города Ярославля отказать.

Председательствующий

Судьи