судья Степанова Е.В. дело № 33-8079/17
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Ставрополь 01 ноября 2017 года
Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда
в составе: председательствующего судьи Меньшова С.В.
судей краевого суда: Безгиновой Л.А., Мирошниченко Д.С.
при секретаре Вяхиревой И.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании 01 ноября 2017 года
дело по апелляционной жалобе представителя ФИО1 по доверенности ФИО2
на решение Промышленного районного суда г.Ставрополя от 24 января 2017 года по гражданскому делу по иску ФИО1 к Администрации г.Ставрополя, Администрации Промышленного района г.Ставрополя о признании права пользования жилым помещением и об обязании заключить договор социального найма,
заслушав доклад судьи Безгиновой Л.А.,
У С Т А Н О В И Л А:
ФИО1 обратился в суд с иском, впоследствии уточненным, к Администрации г.Ставрополя, Администрации Промышленного района г.Ставрополя и просил признать незаконными действия главы администрации г.Ставрополя, связанные с отказом в предоставлении жилого помещения по адресу: Ставропольский край, г.»», литер «», кв.»», признать за ним право пользования жилым помещением по адресу: Ставропольский край, г.»», литер «», кв.»», обязать администрацию Промышленного района г.Ставрополя заключить с ним договор социального найма указанного жилого помещения.
В обоснование иска он указал, что является военнослужащим Второго объединенного авиационного отряда ФСБ России (2 ОАО ФСБ России).
В связи с достижением предельного возраста пребывания на военной службе, он подлежит увольнению с военной службы на основании подпункта «а» п.1 ст.51 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».
В соответствии с п.14 ст.15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» имеет право при увольнении на обеспечение жилым помещением по избранному месту жительства.
Решением жилищной комиссии 2 ОАО ФСБ России от «» года № «» он и члены его семьи (супруга ФИО3, дочь ФИО4, дочь ФИО4) были признаны нуждающимися в жилом помещении по избранному месту жительства в г.Ставрополь, что подтверждается выпиской из протокола заседания жилищной комиссии.
Решением жилищной комиссии 2 ОАО ФСБ России от «»г. № «» ему было распределено на условиях социального найма жилое помещение по адресу: Ставропольский край, г.»», литер «», кв.118 (кадастровый номер «» (площадь «» кв.м.)) (выписка из протокола заседания жилищной комиссии № «»).
Он обратился с заявлением в администрацию г.Ставрополя о заключении договора социального найма на жилое помещение по адресу: «», литер «», кв.»», в чем ему было отказано, так как он не состоит на жилищном учете в администрации г.Ставрополя, и заключение договора социального найма жилого помещения с ним возможно только на основании решения органа местного самоуправления о передаче ему в пользование этого жилого помещения.
Считает данный отказ незаконным по следующим основаниям.
В «» году на средства федерального бюджета для военнослужащих органов федеральной службы безопасности, в том числе для сотрудников 2 ОАО ФСБ России, был построен жилой дом и выделены квартиры по адресу: Ставропольский край, г.»», литер «» ( в их составе спорная квартира была распределена военнослужащему Отряда ФИО5 и членам его семьи, что подтверждается выпиской из протокола заседания жилищной комиссии от «» года № «».
Распоряжением территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Ставропольскому краю от «» года № «» жилой дом по адресу: «», литер «» передан из федеральной собственности в муниципальную собственность муниципального образования г.Ставрополя.
«» года между ФИО5 и Управлением ФСБ России по Ставропольскому краю был заключен договор социального найма спорной квартиры, что подтверждается справкой жилищной комиссии 2 ОАО ФСБ России «» года № «».
В связи с переводом к новому месту военной службы ФИО5, спорная квартира была сдана им представителю администрации Промышленного района г.Ставрополя, что подтверждается актом приема-передачи жилого помещения от «»г.
Распределяя данное жилое помещение ему на условиях социального найма, жилищная комиссия 2 ОАО ФСБ России руководствовалась следующим.
ФСБ России является федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба.
Нормативным правовым актом, устанавливающим единый порядок принятия на учет сотрудников органов безопасности, нуждающихся в жилых помещениях, и предоставления им жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищного фонда является приказ ФСБ России от «»г. № «» «Об утверждении Правил организации в органах федеральной службы безопасности работы по обеспечению жилыми помещениями» (зарегистрирован в Минюсте России «»г., регистрационный номер № «»).
Согласно положениям названных Правил, жилищные комиссии органов безопасности наделены право принятия решений о признании военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях и предоставления им жилых помещений.
Согласно п.5 ст.15 ФЗ от 27.05.1998г. №76-ФЗ «О статусе военнослужащих» в случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности, указанные помещения предоставляются другим военнослужащим и членам их семей.
Правовая природа механизма повторного заселения жилых помещений военнослужащими и членами их семей, ранее занимаемых другими военнослужащими и членами их семей и освободившихся за их выездом, в том числе из состава жилых помещений муниципального жилищного фонда, подробно описана в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 25.12.2003 года № 453-0.
Так, в нем указано, что «военная служба по смыслу статей 59 и 71 (пункт «т») Конституции Российской Федерации представляет собой особый вид федеральной государственной службы, что обуславливает и особый правовой статус военнослужащих, выражающийся, в частности, в порядке их жилищного обеспечения, которое осуществляется на основе специального законодательства и по специальным правилам.
В развитие названных конституционных положений ФЗ «О статусе военнослужащих» устанавливает основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы, и членов их семей, предусматривая механизм реализации ими права на жилище (ст.40 Конституции РФ), в том числе и при обеспечении жилой площадью в домах государственного и муниципального жилищного фонда на условиях договора социального найма жилого помещения.
Осуществляя регулирование отношений, связанных с обеспечением функционирования и сохранения целевого назначения объектов жилищного фонда, законодатель, исходя из публичных целей и независимо от принадлежности жилищного фонда к государственной или муниципальной форме собственности, вправе установить специальный порядок их передачи (заселения) той или иной категории граждан, нуждающихся в социальной защите, в том числе военнослужащим.
Верховный суд в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.05.2014 года №8 разъяснил, что в случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности, такие жилые помещения предоставляются другим военнослужащим и членам их семей.
Таким образом, предоставление ему, как военнослужащему, спорного жилого помещения из муниципального жилищного фонда, освободившегося в связи с выездом другого военнослужащего, на основании решения жилищной комиссии 2 ОАО ФСБ России, в порядке повторного заселения является обязанностью, а не правом администрации муниципального образования.
Решением Промышленного районного суда г.Ставрополя от 24 января 2017 года в удовлетворении исковых требований ФИО1 к Администрации г.Ставрополя, администрации Промышленного района г.Ставрополя отказано в полном объеме.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 23.05.2017 года решение Промышленного районного суда г.Ставрополя от 24 января 2017 года оставлено без изменения, апелляционная жалоба ФИО1 в лице его представителя – без удовлетворения.
Постановлением суда кассационной инстанции от 26.09.2017 года апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 23.05.2017 года отменено и дело направлено на новое апелляционное рассмотрение.
В апелляционной жалобе представитель ФИО1 по доверенности ФИО2 просит решение суда отменить и принять по делу новое решение, которым удовлетворить требования ФИО1 в полном объеме, так как решение суда основано на неверном толковании обстоятельств, имеющих существенное значение для дела. Не согласен с выводом суда, что избран неверный способ защиты права.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель администрации города Ставрополя по доверенности ФИО6 просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В заседание судебной коллегии не явился представитель администрации Промышленного района г.Ставрополя, о времени и месте рассмотрения дела был извещен своевременно и надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил.
Исходя из положений ч.3 ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в его отсутствии.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, выслушав ФИО1 и его представителя по доверенности ФИО2, просивших удовлетворить апелляционную жалобу, решение суда отменить, постановить новое решение, которым удовлетворить исковые требования, представителя администрации г. Ставрополя по доверенности ФИО7, просившую оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения, обсудив доводы апелляционной жалобы, приходит к выводу об отмене решения суда по следующим основаниям.
В соответствии со ст.195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
В соответствии с п.2,3 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 19.12.2003 №23 « О судебном решении» решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соответствии норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права.
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Обжалуемое решение суда указанным требованиям не отвечает.
Судом установлено, что истец ФИО1 является военнослужащим Второго объединенного авиационного отряда ФСБ России, подлежит увольнению с военной службы на основании п.п. «а» п.1 ст.51 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (по возрасту- по достижении предельного возраста на военной службе»).
В соответствии с п.14 ст.15 ФЗ «О статусе военнослужащих» ФИО1 имеет право при увольнении на обеспечение жилым помещением по избранному месту жительства.
Согласно п.1ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» государство гарантирует предоставление военнослужащим жилых помещений.
Из материалов дела следует, что решением жилищной комиссии 2 ОАО ФСБ России от «» года № «» он и члены его семьи (супруга ФИО3, дочь ФИО4, дочь ФИО4) были признаны нуждающимися в жилом помещении по избранному месту жительства в г.Ставрополь.
Решением жилищной комиссии 2 ОАО ФСБ России от «»г. № «»ФИО1 было распределено на условиях социального найма жилое помещение по адресу: Ставропольский край, г.»», литер «», кв.»».
Указанный дом был построен в «» году на средства федерального бюджета для военнослужащих органов федеральной службы безопасности, в том числе для сотрудников 2 ОАО ФСБ России, что подтверждается письмом Управления авиации ФСБ России от «» № «».
Согласно очередности предоставления жилых помещений, квартира № «» по ул.»» литер «» в г.»», была предоставлена военнослужащему 2 ОАО ФСБ России ФИО5 и членам его семьи (протокола заседания жилищной комиссии № «» года) и «» года между ФИО5 и Управлением ФСБ России по Ставропольскому краю был заключен договор социального найма № «» спорной квартиры, что подтверждается справкой жилищной комиссии 2 ОАО ФСБ России № «» года.
При переводе ФИО5 к новому месту военной службы, в связи с процедурой передачи имущества, находящегося в федеральной собственности (в управлении ФСБ России по Ставропольскому краю- на праве оперативного управления), в муниципальную собственность города Ставрополя по акту приема-передачи жилого помещения от «», квартира № «» по ул.»», литер «» в «», была сдана им в Администрацию Промышленного района г.Ставрополя.
Администрацией Промышленного района г. Ставрополя ФИО1 было отказано в заключении договора найма жилого помещения квартира № «» по ул.»», литер «» в г.»», которое было распределено ему решением жилищной комиссии 2 ОАО ФСБ России от «»г. № «» в связи с тем, что на жилищном учете в администрации города Ставрополя он не состоит и решения Администрацией города Ставрополя о предоставлении ему жилого помещения по договору социального найма не принималось.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении исковых требований ФИО1, исходил именно из этого.
Однако судом не учтено, что военная служба, по смыслу статей 59и 71(пункт «т») Конституции Российской Федерации представляет собой особый вид федеральной государственной службы, что обуславливает и особый правовой статус военнослужащих, выражающийся, в частности, в порядке их жилищного обеспечения, которое осуществляется на основе специального законодательства и по специальным правилам.
Федеральный закон от 27.07.1998 №76-ФЗ « О статусе военнослужащих» устанавливая основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы, и членов их семей, предусматривает механизм реализации ими права на жилище, закрепленное ст.40 Конституции Российской Федерации, в том числе при обеспечении жилой площадью в домах государственного и муниципального жилищного фонда на условиях договора социального найма жилого помещения.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 25.12.2003г. № 453-О, несмотря на то, что содержание и использование муниципального жилищного фонда в силу закона относится к вопросам местного значения, вопросы обеспечения жильем военнослужащих и членов их семей как граждан, проживающих на территории соответствующего муниципального образования, имеют не только местное, но и общегосударственное значение, а потому должны решаться совместно государственными органами и органами местного самоуправления. Разрешение же вопроса о формах участия органов местного самоуправления в обеспечении жильем военнослужащих составляет прерогативу законодателя.
В соответствии с п.5 ст.15 ФЗ от 27 мая 1998г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», в случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности, указанные помещения предоставляются другим военнослужащим и членам их семей.
Следовательно, праву военнослужащих на предоставление им жилых помещений в случае их освобождения военнослужащими и членами их семей корреспондирует обязанность органов местного самоуправления по распределению освободившихся помещений также военнослужащим и членам их семей.
При этом правовое регулирование вопроса о праве военнослужащих на повторное заселение жилых помещений, освобожденных военнослужащими и членами их семей, с ведением в действие ФЗ от 22.08.2004г. №122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не изменилось.
В соответствии с ч.ч.3и4 ст.57 ЖК РФ основанием заключения договора социального найма жилого помещения является решение органа местного самоуправления о предоставлении жилого помещения гражданину, состоящему на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Согласно ч.3,ч.4 ст. 49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанным по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными органами полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями.
Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Приказом Федеральной службой безопасности Российской Федерации от 24.10.2011 №590 утверждены Правила организации в органах федеральной службы безопасности работы по обеспечению жилыми помещениями, в п.2 которых указано, что вопросы, связанные с обеспечением военнослужащих (граждан) и членов их семей жилыми помещениями, решаются в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Жилищным кодексом Российской Федерации, федеральными законами, указами президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, жилищным законодательством субъектов Российской Федерации и организуется в порядке предусмотренном настоящими Правилами.
Из пунктов 37,50 указанных Правил следует, что решение о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма принимается жилищной комиссией органов федеральной службы безопасности.
Таким образом, решение жилищной комиссии 2 ОАО ФСБ России от «»г. № «» о распределении ФИО1 на условиях социального найма жилое помещение по адресу: Ставропольский край, г.»», литер «», кв.»» было принято уполномоченным органом и является основанием для заключения с ним договора социального найма.
На основании изложенного решение суда первой инстанции не может быть признано законным и обоснованным и подлежит отмене с вынесением по делу нового решения об удовлетворении исковых требований ФИО1
Руководствуясь ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Промышленного районного суда г.Ставрополя от 24 января 2017 года отменить, принять по делу новое решение.
Исковые требования ФИО1 к Администрации г.Ставрополя, Администрации Промышленного района г.Ставрополя, признать незаконным отказ в предоставлении жилого помещения и заключении договора социального найма жилого помещения по адресу: г.»» литер «» кв.»», признать право пользования жилым помещением, обязать заключить договор социального найма удовлетворить.
Признать незаконным отказ ФИО1 в предоставлении жилого помещения и заключении договора социального найма жилого помещения по адресу: г.»» литер «» кв.»».
Признать за ФИО1 право пользования жилым помещением по адресу: г. «» литер «» кв.»».
Обязать администрацию Промышленного района г.Ставрополя заключить с ФИО1 договор социального найма жилого помещения по адресу: г.»» литер «» кв.»».
Взыскать с Администрации г.Ставрополя, Администрации Промышленного района г. Старополя в пользу ФИО1 в солидарном порядке судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере «» рублей
Апелляционную жалобу удовлетворить.
Председательствующий:
Судьи:
9 |