ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-8081/18 от 06.08.2018 Пермского краевого суда (Пермский край)

Судья Акладская Е.В.

Дело № 33-8081/2018

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда всоставе председательствующего Ворониной Е.И.,

судей Казанцевой Е.С., Лобанова В.В.,

при секретаре Полушкиной Ю.П.

рассмотрела 6 августа 2018 года в г. Перми в открытом судебном заседании дело по апелляционному представлению прокурора Ныробской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях прокуратуры Пермского края, апелляционной жалобе Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Пермскому краю на решение Чердынского районного суда Пермского края от 21 мая 2018 г., которым постановлено:

исковые требования Ныробского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях удовлетворить в части,

возложить на ГУФСИН России по Пермскому краю обязанность обеспечить ФКУ ОИК-** ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю вещевым довольствием в объёмах иколичестве в соответствии с нормой, установленной Приложением № 1 Приказа Министерства юстиции Российской Федерации от 03.12.2013 № 216 "Об утверждении норм вещевогодовольствия осуждённых к лишению свободы и лиц, содержащихся вследственных изоляторах",

возложить на ФКУ ОИК-** ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю обязанность довести вещевое довольствие, выделенное ГУФСИН России по Пермскому краюв соответствии с нормой, установленной Приложением № 1 Приказа Министерства юстиции Российской Федерации от 03.12.2013 № 216 "Об утверждении норм вещевого довольствияосуждённых к лишению свободы и лиц, содержащихся в следственныхизоляторах", до осуждённых, отбывающих наказание в ИК-** и ИК-** ФКУОИК-** ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю,

в удовлетворении остальной части иска отказать.

Заслушав доклад судьи Лобанова В.В., объяснения представителя прокуратуры Пермского края Третьяковой О.В., представителя ответчиков ФСИН России, ГУФСИН России по Пермскому краю, ФКУ ОИК-** ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю ФИО1, исследовав материалы дела, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

25 апреля 2018 года прокурор Ныробский прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Прокуратуры Пермского края обратился в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц к ответчикам Федеральной службе исполнения наказаний (далее по тексту – ФСИН России), Главному управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Пермскому краю (далее по тексту - ГУФСИН России по Пермскому краю), Федеральному казённому учреждению «Объединение исправительных колоний № ** с особыми условиями хозяйственной деятельности Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Пермскому краю» (далее по тексту – ФКУ ОИК-** ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю), просил возложить обязанности:

- на ФСИН России в соответствии с пунктом 2 приказа МинюстаРоссии от 03.12.2013 № 216 "Об утверждении норм вещевого довольствияосуждённых к лишению свободы и лиц, содержащихся в следственныхизоляторах" обеспечить выполнение норм вещевого довольствия для осуждённых,отбывающих наказания в ФКУ ОИК-** ОУХД ГУФСИН России по Пермскомукраю,

- на ГУФСИН России по Пермскому краю обеспечить ФКУ ОИК-** ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю вещевым довольствием в объёмах иколичестве в соответствии с нормой, установленной Приложением № 1 ПриказаМинюста России от 03.12.2013 № 216 "Об утверждении норм вещевогодовольствия осуждённых к лишению свободы и лиц, содержащихся вследственных изоляторах",

- на ФКУ ОИК-** ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю довести вещевое довольствие, выделенное ГУФСИН России по Пермскому краюв соответствии с нормой, установленной Приложением № 1 Приказа МинюстаРоссии от 03.12.2013 № 216 "Об утверждении норм вещевого довольствияосуждённых к лишению свободы и лиц, содержащихся в следственныхизоляторах", до осуждённых, отбывающих наказание в ИК-** и ИК-** ФКУОИК-** ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю.

В обоснование требований указано, что ответчики в соответствии с компетенцией каждого из них и возложенными на них
обязанностями должны принять необходимые меры по обеспечению осуждённых, отбывающих уголовное наказание в виде лишения свободы в ИК- ** и ИК-** ФКУОИК-** ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю, вещевым довольствием в соответствии с нормами вещевого довольствия, установленных в Приложении № 1 Приказа Министерства юстиции Российской Федерации от 03.12.2013 № 216 "Об утверждении норм вещевого довольствияосуждённых к лишению свободы и лиц, содержащихся в следственныхизоляторах", поскольку указанные нормы не выполняются в полной мере,

в ходе рассмотрения многочисленных жалоб осуждённых, отбывающих уголовное наказания в ИК-**, ИК-** и КП-** ФКУОИК-** ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю в части обеспечения иходеждой по сезону, выявлены нарушения уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации, в ходе комплексных проверок учреждений ФКУ ОИК-** ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю,проводимых в декабре 2017 года, было установлено, что в нарушение положений уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации осуждённые не обеспеченыодеждой по сезону с учётом климатических условий в полном объёме, а именно: носками полушерстяными, бельём нательным тёплым,

необеспечение осуждённых вещевым довольствием в полном объёмевлечёт нарушение их прав в части надлежащего материально-бытовогообеспечения; в условиях холодного климата Чердынского района Пермскогокрая в зимнее время, понижения температуры атмосферного воздуха в отдельные периоды времени ниже -35 градусов, необеспечение осуждённых предметамивещевого довольствия, и в первую очередь по сезону (бельём нательным тёплым,носками полушерстяными), несёт за собой угрозу здоровью осуждённых, а такжепричинение им моральных и физических страданий,

ответчики ФСИНРоссии, ГУФСИН России по Пермскому краю, ФКУ ОИК-** ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю, в соответствии с компетенцией каждого из них ивозложенными на них обязанностями, должны принять необходимые меры поустранению имеющихся нарушений закона, предусматривающих материально-бытовое обеспечение осуждённых, в части норм вещевого довольствия.

Судом постановлено вышеприведённое решение.

В апелляционном представлении прокурор Ныробский прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Прокуратуры Пермского края просит решение суда отменить, гражданское дело направить на новое рассмотрение по существу в тот же суд, считает, что выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела, нарушены нормы материального права, что привело к принятию неправильного решения суда.

В апелляционной жалобе ответчик ГУФСИН России по Пермскому краю просит решение суда отменить в части возложения на ГУФСИН России по Пермскому краю обязанности обеспечить ФКУ ОИК-** ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю вещевым довольствием в объёмах иколичестве в соответствии с нормой, установленной Приложением № 1 Приказа Министерства юстиции Российской Федерации от 03.12.2013 № 216 "Об утверждении норм вещевогодовольствия осуждённых к лишению свободы и лиц, содержащихся вследственных изоляторах", считает, что выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела, нарушены нормы материального права, что привело к принятию неправильного решения суда, полагает, что материально-техническое обеспечение деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы осуществляет ФСИН России, обеспеченность спецконтингента основными предметами вещевого имущества составила на 01.01.2016 86,7 %., на 01.01.2017 65,93%, на 01.01.2018 87,7%.

Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления и апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность состоявшегося решения по правилам статьи 327.1 ГПК Российской Федерации в пределах доводов, изложенных в апелляционном представлении и апелляционной жалобе, судебная коллегия находит подлежащим отмене решение суда в связи с тем, что выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела, нарушены, неправильно применены нормы материального права, суд не применил закон, подлежащий применению, что привело к принятию неправильного решения суда (пункты 3, 4 части первой статьи 330 ГПК Российской Федерации).

Как следует из материалов дела и установлено судом, факт нарушений требований законодательства в части материально-бытового обеспечения осуждённых ответчиками ГУФСИН России по Пермскому краю, ФКУ ОИК-** ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю, не оспаривается, доказательств, свидетельствующих о принимаемых мерах и действиях для выполнения требований законодательства, в материалах дела не представлено, до настоящего времени указанные нарушения законодательства о материально-бытовом обеспечении осуждённых ответчиками не устранены.

В соответствии с пунктом 5 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утверждённого Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2014 года № 1314, ФСИН России осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через свои территориальные органы, учреждения, исполняющие наказания, следственные изоляторы, а также предприятия, учреждения и организации, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы.

Непосредственный контроль за деятельностью учреждений исполняющихнаказания, в соответствии со статьёй 38 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 № 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", осуществляют федеральный орган уголовно-исполнительной системы и территориальные органы уголовно-исполнительной системы.

Установив приведённые выше обстоятельства, оценив по правилам статьи 67 ГПК Российской Федерации имеющиеся в деле доказательства, суд первой инстанции, руководствуясь положениями части четвёртой статьи 82, части второй статьи 99 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации об обеспечении осуждённых одеждой установленного образца, материально-бытовом обеспечении осуждённых к лишению свободы, Приложения № 1 Приказа Министерства юстиции Российской Федерации от 03.12.2013 № 216 "Об утверждении норм вещевого довольствияосуждённых к лишению свободы и лиц, содержащихся в следственныхизоляторах" о нормах вещевого довольствия осуждённых мужчин, отбывающих наказания в исправительных колониях общего, строго, особого режимов и колониях-поселениях, сделал правильный вывод о том, что требования прокурора являются обоснованными и подлежат удовлетворению в части возложения обязанностей на ответчиков ГУФСИН России по Пермскому краю, ФКУ ОИК-** ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю.

Делая такие выводы, суд правильно исходил из того, что права осуждённых на охрану здоровья корреспондирует обязанность администрации исправительного учреждения, наряду с прочим, обеспечить их по сезону одеждой установленного образца, недостаточное финансирование не может являться основанием к освобождению ответчиков ГУФСИН России по Пермскому краю, ФКУ ОИК-** ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю от исполнения императивных положений уголовно-исполнительного законодательства в части обеспечения осуждённых к лишению свободы вещевым имуществом.

Судебная коллегия полагает, что разрешая спор по существу и удовлетворяя исковые требования прокурора о возложении обязанностей на ответчиков ГУФСИН России по Пермскому краю, ФКУ ОИК-** ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю, суд правильно определил обстоятельства, имеющие юридическое значение для данного дела, и применил нормы материального права, регулирующие возникшие по делу правоотношения. Доводами апелляционной жалобы ответчика ГУФСИН России по Пермскому краю эти выводы не опровергнуты.

Решением суда на ГУФСИН России по Пермскому краю возложена обязанность обеспечить ФКУ ОИК-** ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю вещевым довольствием в объёмах иколичестве в соответствии с нормой, установленной Приложением № 1 Приказа Министерства юстиции Российской Федерации от 03.12.2013 № 216 "Об утверждении норм вещевогодовольствия осуждённых к лишению свободы и лиц, содержащихся вследственных изоляторах",

в соответствии с пунктами 1 и 4 Положения о ГУФСИН России по Пермскому краю, утверждённому приказом ФСИН России от 11 июня 2015 года № 518, ГУФСИН России по Пермскому краю является территориальным органом ФСИН России, участником бюджетного процесса, распорядителем (получателем) бюджетных средств, поэтому несёт обязанности по материально-бытовому обеспечении осуждённых к лишению свободы.

Вместе с тем заслуживают внимания доводы апелляционного представления прокурора о том, что не соответствуют обстоятельствам дела выводы суда о том, что не нашёл своего подтверждения факт ненадлежащего финансирования ГУФСИН России по Пермскому краю со стороны ФСИН России, ГУФСИН России по Пермскому краю представило информацию о том, что финансирование приобретения вещевого имущества для спецконтингента осуществлялось в 2016-2018 годах в неполном объёме, от 36 % до 38,6 % от фактической потребности, факт неисполнения требований Приказа Министерства юстиции Российской Федерации от 03.12.2013 № 216 "Об утверждении норм вещевого довольствияосуждённых к лишению свободы и лиц, содержащихся в следственныхизоляторах" ответчиками не оспаривается.

ФСИН России осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на неё функций, в силу своих полномочий, предоставленных статьёй 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, осуществляет финансовое обеспечение деятельности территориальных органов уголовно-исполнительной системы и учреждений, исполняющих уголовные наказания, в том числе ГУФСИН России по Пермскому краю,

Положениями подпунктов 3, 6 пункта 3, подпунктов 2, 6 пункта 7 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утверждённого Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года № 1314, об основных задачах ФСИН России, пункта 1 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации о бюджетных полномочиях главного распорядителя бюджетных средств предусмотрено, что ФСИН России осуществляет материально-техническое обеспечение деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, предприятий учреждений, исполняющих наказания, а также иных предприятий, учреждений и организаций, специально созданных для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, функций главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на неё функций.

Как следует из представленных суду ГУФСИН России по Пермскому краю доказательств, материально-техническое обеспечение деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы осуществляет ФСИН России, обеспеченность спецконтингента основными предметами вещевого имущества составила на 01.01.2016 86,7 %., на 01.01.2017 65,93%, на 01.01.2018 87,7%, финансирование приобретения вещевого имущества для спецконтингента осуществлялось ФСИН России в 2016-2018 годах в неполном объёме.

Исходя из изложенного, состоявшееся решение суда подлежит отмене в части отказа в удовлетворении исковых требований прокурора к ФСИН России о возложении обязанности, следует принять в этой части новое решение об удовлетворении исковых требований прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц к ФСИН России, возложить на ФСИН России обязанность обеспечить выполнение норм вещевого довольствия для осуждённых, отбывающих наказание в ФКУ ОИК-** ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю, в соответствии с нормой вещевого довольствия осуждённых к лишению свободы, утверждённых Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 03.12.2013 № 216 (приложение № 1), в остальной части решение Чердынского районного суда Пермского края от 21мая 2018 года следует оставить без изменения, апелляционную жалобу ГУФСИН России по Пермскому краю без удовлетворения, поскольку все обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены.

Руководствуясь статьями 328, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

Решение Чердынского районного суда Пермского края от 21 мая 2018 года отменить в части отказа в удовлетворении исковых требований прокурора Ныробской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях прокуратуры Пермского края к Федеральной службе исполнения наказаний о возложении обязанности, принять в этой части новое решение об удовлетворении исковых требований прокурора Ныробской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях прокуратуры Пермского края в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц к Федеральной службе исполнения наказаний.

Возложить на Федеральную службу исполнения наказаний обязанность обеспечить выполнение норм вещевого довольствия для осуждённых, отбывающих наказание в Федеральном казённом учреждении Объединение исправительных колоний № ** с особыми условиями хозяйственной деятельности Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Пермскому краю, в соответствии с нормой вещевого довольствия осуждённых к лишению свободы, утверждённых Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 03.12.2013 № 216 (приложение № 1).

В остальной части решение Чердынского районного суда Пермского края от 21 мая 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Пермскому краю – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи