ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-8084/2016 от 21.10.2016 Хабаровского краевого суда (Хабаровский край)

Дело № 33-8084/2016

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

21 октября 2016 года город Хабаровск

Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:

председательствующего С.В. Кустовой

судей Т.В. Масловой, А.А. Тарасовой

при секретаре С.А. Никитченко

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению военного прокурора Хабаровского гарнизона в интересах неопределенного круга лиц к Министерству обороны Российской Федерации, Федеральному государственному казенному учреждению «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации о понуждении к совершению определенных действий, по апелляционным жалобам Министерства обороны РФ, ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ на решение Кировского районного суда г. Хабаровска от 04 августа 2016 года.

Заслушав доклад судьи С.В. Кустовой, пояснения прокурора Е.В. Максименко, представителя ФГКУ «ДВТУИО» В.А. Ли, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А :

Военный прокурор Хабаровского гарнизона обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Министерству обороны РФ, ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ о понуждении к совершению определенных действий.

В обоснование заявленных требований указал, что в январе 2016 года проведена проверка исполнения должностными лицами Министерства обороны РФ требований законодательства о сохранности федеральной собственности при содержании и обслуживании здания казармы инв. , здания продовольственного склада с овощехранилищем и вещевым складом инв. , здания контрольно-технического пункта инв. , здания контрольно-пропускного пункта , здания хранилища с мастерскими инв. , здания пункта заправки инв. , здания хранилища инв. , расположенных на территории в/ч 35479, военный городок № 138. Установлено, что согласно положению о Министерстве обороны РФ, утвержденному Указом Президента РФ от 16.08.2004 г. № 1082, а также Постановлению Правительства РФ от 29.12.2008 г. № 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом», Министерство обороны РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил РФ на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений. Собственником казарменного фонда в настоящее время является Министерство обороны РФ в лице ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ. Согласно акту общего осеннего осмотра объектов имущественного комплекса от 13.10.2015 г., произведен осмотр здания казармы инв. по результатам которого установлено, что здание требует проведение капитального ремонта фундамента, кровли, пола, окон, дверей, канализации, внутренней территории, а также текущего ремонта стен, фасада, перекрытий, перегородок, лестницы, системы отопления, систем горячего и холодного водоснабжения, электрооборудования. Согласно акту общего осеннего осмотра объекта имущественного комплекса от 13.10.2015 г. произведен осмотр здания продовольственного склада с овощехранилищем и вещевым складом инв. по результатам которого установлено, что здание требует проведение капитального ремонта кровли, дверей, теплового узла, а также проведение текущего ремонта фундамента, цоколя, стен, фасада, перекрытий, полов, перегородок, окон, электрооборудования, вентиляции. Согласно акту общего осеннего осмотра объектов имущественного комплекса от 13.10.2015 г. произведен осмотр здания контрольно-технического пункта инв. , по результатам которого установлено, что здание требует проведение капитального ремонта водоотводящего устройства, окон, дверей, электрооборудования, а также проведения текущего ремонта фундамента, стен, фасада, кровли, перекрытий, полов, перегородок, системы отопления, теплового узла. Согласно акту общего осеннего осмотра объектов имущественного комплекса от 13.10.2015 г. произведен осмотр здания контрольно-пропускного пункта инв. , по результатам которого установлено, что здание требует проведение капитального ремонта кровли, дверей, полов, а также текущего ремонта фундамента, цоколя, стен, фасада, перекрытия, перегородок, окон, системы отопления электрооборудования. Согласно акту общего осеннего осмотра объектов имущественного комплекса от 13.10.2015 г. произведен осмотр здания хранилища с мастерскими инв. , по результатам которого установлено, что здание требует проведение капитального ремонта фасада, водоотводящих устройств, кровли, системы отопления, электрооборудования, а также текущего ремонта фундамента, цоколя, стен, перекрытий, полов, перегородок, окон, дверей. Согласно акту общего осеннего осмотра объектов имущественного комплекса от 13.10.2015 г. произведен осмотр здания пункта заправки инв. , по результатам которого установлено, что здание требует проведение капитального ремонта стен, кровли, а также текущего ремонта фундамента, цоколя, фасада, пола, окон, дверей, электрооборудования. Согласно акту общего осеннего осмотра объектов имущественного комплекса от 13.10.2015 г. произведен осмотр здания хранилища инв. , по результатам которого установлено, что здание требует проведение капитального ремонта стен, водоотводящего устройства, кровли, а также текущего ремонта фундамента, цоколя, фасада, перекрытий, пола, перегородок, дверей, системы отопления, электрооборудования. В связи с не проведением ремонта вышеуказанных объектов создаются предпосылки для их разрушения и причинения вреда жизни и здоровью военнослужащих и гражданского персонала в/ч 35479, а также причинению вреда имуществу Министерства обороны РФ. Основной целью ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ в соответствии с п. 4 Устава является решение задач по организации учета, контроля за использованием и сохранностью имущества Вооруженных Сил РФ, а также управление и распоряжение имуществом Вооруженных Сил РФ по решениям Министерства обороны РФ. Таким образом, не проведение ремонта вышеуказанных объектов противоречит требованиям действующего законодательства. На основании изложенного истец просил суд обязать ответчиков до 30.03.2016 г. организовать проведение капитального ремонта фундамента, кровли, пола, окон, дверей, канализации, внутренней территории, а также текущего ремонта стен, фасада, перекрытий, перегородок, лестницы, системы отопления, систем горячего и холодного водоснабжения, электрооборудования казармы инв. , расположенного на территории в/ч 35479, военный городок № 138; организовать проведение капитального ремонта кровли, дверей, теплового узла, а также проведение текущего ремонта фундамента, цоколя, стен, фасада, перекрытий, полов, перегородок, окон, электрооборудования, вентиляции здания продовольственного склада с овощехранилищем и вещевым складом инв. , расположенного на территории в/ч 35479, военный городок № 138; организовать проведение капитального ремонта водоотводящего устройства, окон, дверей, электрооборудования, а также проведения текущего ремонта, фундамента, стен, фасада, кровли, перекрытий, полов, перегородок, системы отопления, теплового узла здания контрольно-технического пункта инв. , расположенного на территории в/ч 35479, военный городок № 138; организовать проведение капитального ремонта кровли, дверей, полов, а также текущего ремонта фундамента, цоколя, стен, фасада, перекрытия, перегородок, окон, системы отопления, электрооборудования здания контрольно-пропускного пункта инв. , расположенного на территории в/ч 35479, военный городок № 138; организовать проведение капитального ремонта фасада, водоотводящих устройств, кровли, системы отопления, электрооборудования, а также текущего ремонта фундамента, цоколя, стен, перекрытий, полов, перегородок, окон, дверей здания хранилища с мастерскими инв. , расположенного на территории в/ч 35479, военный городок № 138; организовать проведение капитального ремонта стен, кровли, а также текущего ремонта фундамента, цоколя, фасада, пола, окон, дверей, электрооборудования здания пункта заправки инв. , расположенного на территории в/ч 35479, военный городок № 138; организовать проведение капитального ремонта стен, водоотводящего устройства, кровли, а также текущего ремонта фундамента, цоколя, фасада, перекрытий, пола, перегородок, дверей, системы отопления, электрооборудования здания хранилища инв. , расположенного на территории в/ч 35479, военный городок № 138.

Решением Кировского районного суда г. Хабаровска от 04 августа 2016 года исковые требования военный прокурор Хабаровского гарнизона удовлетворены.

На Министерство обороны РФ, ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ возложена обязанность в срок до ДД.ММ.ГГГГ организовать: проведение капитального ремонта фундамента, кровли, пола, окон, дверей, канализации, внутренней территории, а также текущего ремонта стен, фасада, перекрытий, перегородок, лестницы, системы отопления, систем горячего и холодного водоснабжения, электрооборудования казармы инв. , расположенного на территории в/ч 35479, военный городок № 138; проведение капитального ремонта кровли, дверей, теплового узла, а также проведение текущего ремонта фундамента, цоколя, стен, фасада, перекрытий, полов, перегородок, окон, электрооборудования, вентиляции здания продовольственного склада с овощехранилищем и вещевым складом инв. , расположенного на территории в/ч 35479, военный городок № 138; проведение капитального ремонта водоотводящего устройства, окон, дверей, электрооборудования, а также проведения текущего ремонта фундамента, стен, фасада, кровли, перекрытий, полов, перегородок, системы отопления, теплового узла здания контрольно-технического пункта инв. , расположенного на территории в/ч 35479, военный городок № 138; проведение капитального ремонта кровли, дверей, полов, а также текущего ремонта фундамента, цоколя, стен, фасада, перекрытия, перегородок, окон, системы отопления, электрооборудования здания контрольно-пропускного пункта инв. , расположенного на территории в/ч 35479, военный городок № 138; проведение капитального ремонта фасада, водоотводящих устройств, кровли, системы отопления, электрооборудования, а также текущего ремонта фундамента, цоколя, стен, перекрытий, полов, перегородок, окон, дверей здания хранилища с мастерскими инв. , расположенного на территории в/ч 35479, военный городок № 138; проведение капитального ремонта стен, кровли, а также текущего ремонта фундамента, цоколя, фасада, пола, окон, дверей, электрооборудования здания пункта заправки инв. , расположенного на территории в/ч 35479, военный городок № 138; проведение капитального ремонта стен, водоотводящего устройства, кровли, а также текущего ремонта фундамента, цоколя, фасада, перекрытий, пола, перегородок, дверей, системы отопления, электрооборудования здания хранилища инв. , расположенного на территории в/ч 35479, военный городок № 138.

В апелляционной жалобе Министерство обороны РФ просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований, ссылаясь на нарушения судом норм материального и процессуального права. Указывает, что организация и проведение процедур по ремонту сооружений котельной с учетом требований законодательства составляет от 3 до 6 месяцев в зависимости от сложности объекта. Организация проведения работ по текущему либо капитальному ремонту объектов недвижимости является трудоемкой и осуществляется посредством заключения соответствующих договоров с юридическими лицами, выполняющими специализированные работы по договорам подряда, в обязательном порядке направляются заявки на ремонтно-восстановительные работы от заинтересованных лиц. По изложенным доводам провести ремонтно-восстановительные работы указанных в иске объектов недвижимости в срок до 01.01.2017 г. фактически невозможно.

В апелляционной жалобе ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ просит решение суда отменить, отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, нарушение судом норм материального права. Указывает, что проведение текущего либо капитального ремонта объектов недвижимости, находящихся в федеральной собственности, не относится к Уставной деятельности ответчика. Штатным расписанием ответчика не предусмотрены должности, к функциональным обязанностям которых можно отнести проведение работ по текущему и капитальному ремонту. На основании государственного контракта от 19.05.2015 г. объекты недвижимого имущества поименованного в иске обслуживаются АО «ГУ ЖКХ».

В письменных возражениях относительно доводов апелляционных жалоб военный прокурор Хабаровского гарнизона полагает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, апелляционные жалобы без удовлетворения.

В соответствии с п. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, возражений, выслушав участников процесса, судебная коллегия не находит оснований для отмены постановленного судом решения.

Как следует из акта общего осеннего осмотра объектов имущественного комплекса от 13.10.2015 г., проведенного членами комиссии в составе заместителя командира в/ч 35479 заместителя начальника 885 отдела, начальника центра обеспечения, нештатного начальника службы КЭС, представителя АО «Славянка» мастера РЭУ , зданию казармы инв. военного городка № 138, Хабаровского гарнизона, <адрес>, требуется капитальный и текущий ремонт.

Согласно акту общего осеннего осмотра объектов имущественного комплекса от 13.10.2015 г., проведенного членами комиссии в том же составе, продовольственному складу с овощехранилищем и вещевым складом инв. военного городка № 138, Хабаровского гарнизона, <адрес>, требуется капитальный и текущий ремонт.

Из акта общего осеннего осмотра объектов имущественного комплекса от 13.10.2015 г., проведенного указанной комиссией, следует, что зданию контрольно-технического пункта инв. военного городка № 138, Хабаровского гарнизона, <адрес>, требуется капитальный и текущий ремонт.

Согласно акту общего осеннего осмотра объектов имущественного комплекса от 13.10.2015 г., проведенного теми же членами комиссии, зданию контрольно-пропускного пункта инв. , военного городка № 138, Хабаровского гарнизона, <адрес>, требуется капитальный и текущий ремонт.

Как следует из акта общего осеннего осмотра объектов имущественного комплекса от 13.10.2015 г., проведенного указанной комиссией, зданию хранилища с мастерскими инв. , военного городка № 138, Хабаровского гарнизона, <адрес>, требуется капитальный и текущий ремонт.

Согласно акту общего осеннего осмотра объектов имущественного комплекса от 13.10.2015 г., проведенного той же комиссией, зданию пункта заправки инв. военного городка № 138, Хабаровского гарнизона, <адрес>, требуется капитальный и текущий ремонт.

Как следует из акта общего осеннего осмотра объектов имущественного комплекса от 13.10.2015 г., проведенного членами комиссии в том же составе, зданию хранилища инв. военного городка № 138, Хабаровского гарнизона, <адрес>, требуется капитальный и текущий ремонт.

Согласно положению о Министерстве обороны РФ, утвержденному Указом Президента РФ от 16.08.2004 г. № 1082, а также Постановлению Правительства РФ от 29.12.2008 г. № 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом», Министерство обороны РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил РФ на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений.

25.12.2014 г. между Министерством обороны РФ и ОАО «Главное управление обустройства войск» был заключен государственный контракт на выполнение работ по ремонту зданий и сооружений военных городков Министерства обороны РФ и иных фондов, используемых в интересах Министерства обороны РФ на 2015-2017 г.г., по условиям которого государственный заказчик – Министерство обороны РФ осуществляет финансирование, обеспечение выполнения и контроль за выполнением работ, а генеральный подрядчик выполняет работы по ремонту объекта в соответствии с условиями контракта.

В соответствии с п. 12 ст. 1 Федерального закона «Об обороне» имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.

Указом Президента РФ от 16.08.2004 г. № 1082 утверждено Положение о Министерстве обороны РФ, в котором закреплены его полномочия.

Министерство обороны РФ является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций (абз. 1 п. 1 Положения).

В соответствии с п. 71 раздела II названного Положения Министерство обороны РФ осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами РФ.

В соответствии с ч. 1 ст. 209 Гражданского кодекса РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

Статья 210 Гражданского кодекса РФ предусматривает, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Как правильно установлено судом первой инстанции, правомочия собственника указанных зданий выполняет Министерство обороны РФ в лице ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ.

Оценив исследованные доказательства, на основании вышеназванных норм права, подлежащих применению в данном случае, суд правильно исходил из регламентированной законом обязанности собственника по содержанию принадлежащего ему имущества. Установив, что указанные здания требуют восстановления и ремонта, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о возложении обязанности по организации проведения ремонта на выполняющих правомочия собственника указанных объектов недвижимости – Министерство обороны РФ и ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ, поскольку ненадлежащее содержание объектов недвижимого имущества, нарушает права военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, гражданского персонала в/ч 35479.

Судебная коллегия в полной мере соглашается с приведенными в решении суда выводами.

Доводы апелляционных жалоб по существу сводятся к неправильному толкованию ее авторами норм действующего законодательства и переоценке доказательств, которым судом первой инстанции дана надлежащая оценка, и не могут служить основанием к отмене постановленного по делу решения.

Судебная коллегия полагает, что постановленное по делу решение суда отвечает требованиям ст. 195 Гражданского процессуального кодекса РФ о законности и обоснованности. Оснований, предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ для отмены решения суда в апелляционном порядке не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 328 – 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

Решение Кировского районного суда г. Хабаровска от 04 августа 2016 года по гражданскому делу по исковому заявлению военного прокурора Хабаровского гарнизона в интересах неопределенного круга лиц к Министерству обороны Российской Федерации, Федеральному государственному казенному учреждению «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации о понуждении к совершению определенных действий – оставить без изменения, апелляционные жалобы Министерства обороны РФ, ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ – без удовлетворения.

Председательствующий С.В. Кустова

Судьи Т.В. Маслова

ФИО1