Судья Е.В. Зыбунова дело № 33 – 8087/2016
учет № 57
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
12 мая 2016 года г. Казань
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи А.Х. Хисамова,
судей Р.Ш. Адиятуллина, Р.Р. Хасаншина
при секретаре судебного заседания А.В. Дианкиной
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Р.Ш. Адиятуллина гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Региональной общественной организации «Союз потребителей Республики Татарстан» ФИО1 на решение Вахитовского районного суда г. Казани от 29 февраля 2016 года. Этим решением постановлено:
в удовлетворении иска Региональной общественной организации «Союз потребителей Республики Татарстан» в интересах неопределенного круга потребителей к муниципальному бюджетному учреждению «Организатор городского парковочного пространства», Муниципальному казенному учреждению «Комитет по транспорту исполнительного комитета муниципального образования г. Казани», исполнительному комитету муниципального образования г. Казани о признании действий по предоставлению услуг платной муниципальной парковки неправомерными, понуждении устранить нарушения прав потребителей отказать.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав возражения против доводов жалобы представителя муниципального бюджетного учреждения «Организатор городского парковочного пространства» ФИО2, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
региональная общественная организация «Союз потребителей Республики Татарстан» (далее по тексту – РОО «СПРТ») в интересах неопределенного круга потребителей обратилась с иском к муниципальному бюджетному учреждению «Организатор городского парковочного пространства» (далее по тексту - МБУ «ОГПП»), муниципальному казенному учреждению «Комитет по транспорту исполнительного комитета муниципального образования г. Казани» (далее по тексту – МКУ «Комитет по транспорту ИК МО г. Казани») о признании действий по предоставлению услуг платной муниципальной парковки неправомерными, понуждении устранить нарушения прав потребителей.
В обоснование заявленных требований указано, что с 1 апреля 2015 года в соответствии с постановлением исполнительного комитета г. Казани № 7660 от 30 декабря 2014 года на автомобильных дорогах общего пользования г. Казани начали работать платные муниципальные парковки.
30 апреля 2015 года в соответствии с направлением № 136/15 от 30 апреля 2015 года главным инспектором инспекционного отдела РОО «СПРТ» ФИО3 и главным экспертом ФИО4 проведена проверка деятельности МБУ «ОГПП» (директор ФИО5 ФИО11), расположенного по адресу: <адрес> (ОГРН .... ИНН № ....).
В ходе проверки установлены следующие нарушения:
- нарушение исполнителем обязанности довести до сведения потребителей юридический адрес организации и режим работы, размещая указанную информацию на вывеске;
- нарушение права на информацию вследствие отсутствия регламентов на услугу платных муниципальных парковок, а также отсутствие полной информации на знаках платных парковок, описания способа оплаты парковки;
- дискриминация по признаку инвалидности при пользовании платными муниципальными парковками;
- лишение права потребителя оплаты наличными средствами.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, истец просил признать действия ответчика по предоставлению услуг платной муниципальной парковки на улицах города Казани неправомерными; обязать ответчика устранить выявленные нарушения, а именно:
- на знаках платных муниципальных парковок указать юридический адрес организации и режим работы;
- разработать регламент услуги пользования платными муниципальными парковками и включить услугу пользования платными муниципальными парковками в реестр муниципальных услуг;
- переделать знаки платных парковок, указав возможность оплаты за 30 минут при оплате с помощью мобильного приложения, оплаты с помощью отправки смс сообщения, а также на бесплатность первых 15 минут парковки;
- отменить условия для инвалидов по внесению записи в реестр, чтобы любой инвалид либо его представитель, а также любой приехавший из другого города инвалид либо его представитель могли поставить свой автомобиль на данных парковках бесплатно;
- обеспечить возможность оплаты платных муниципальных парковок с использованием наличного расчета.
Обязать ответчика опубликовать резолютивную часть решения суда на специализированном национальном портале для потребителей в сети Интернет http://www.potrebinforms.ru/ в течение 10 дней с момента вступления его в законную силу.
Судом в качестве соответчика привлечен исполнительный комитет муниципального образования г. Казани.
В судебном заседании представитель истца исковые требования поддержал.
Представитель ответчика МКУ «Комитет по транспорту ИК МО г. Казани» иск не признал.
Представитель ответчика – МБУ «ОГПП» иск не признал.
Ответчик ИК МО г. Казани, извещенный о месте и времени рассмотрения дела, в суд своего представителя не направил.
Суд, отказав в удовлетворении исковых требований, принял решение в вышеприведенной формулировке.
В апелляционной жалобе представитель РОО «СПРТ» ФИО1 ставит вопрос об отмене решения суда и принятии нового решения об удовлетворении исковых требований. При этом настаивает на доводах, изложенных в исковом заявлении, о нарушении прав потребителей. Выражает несогласие с выводами суда о том, что на спорные правоотношения, связанные с деятельностью муниципальных парковок, требования закона «О защите прав потребителей» не распространяются.
В заседание суда апелляционной инстанции представитель МБУ «ОГПП» ФИО2 с доводами апелляционной жалобы не согласился.
Иные лица, участвующие в деле, не явились, извещены о заседании надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела ходатайств в апелляционную инстанцию не представили, о причинах неявки не сообщили. При указанных обстоятельствах, учитывая положения статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по доводам, изложенным в апелляционной жалобе (статья 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия полагает, что оснований для отмены или изменения вынесенного судебного постановления не имеется, поскольку при разрешении спора судом правильно применены нормы материального и процессуального права, определены обстоятельства, имеющие значение для дела.
В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 26 января 1996 года № 15-ФЗ «О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации» в случаях, когда одной из сторон в обязательстве является гражданин, использующий, приобретающий, заказывающий либо имеющий намерение приобрести или заказать товары (работы, услуги) для личных бытовых нужд, такой гражданин пользуется правами стороны в обязательстве в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, а также правами, предоставленными потребителю Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей" и изданными в соответствии с ним иными правовыми актами.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог, в том числе на платной основе, и осуществлением дорожной деятельности, регулируются Федеральным законом от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Согласно статье 4 названного Федерального закона законодательство об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из указанного Федерального закона, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации. На основании и во исполнение федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут издавать муниципальные правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности.
Из материалов дела усматривается, что 30 декабря 2014 года руководителем ИК МО г. Казани принято постановление № 7660 «О создании платных муниципальных парковок, расположенных на автомобильных дорогах местного значения г. Казани», в соответствии с которым с 01 января 2015 года создаются платные муниципальные парковки (парковочные места) на автомобильных дорогах общего пользования местного значения в центральной части г. Казани.
01 августа 2015 года председателем МКУ «Комитет по транспорту ИК МО г. Казани» утверждены Правила пользования платными муниципальными парковками на автомобильных дорогах общего пользования местного значения г. Казани и размещения на них транспортных средств, которые определяют порядок пользования платными муниципальными парковками, расположенными на автомобильных дорогах общего пользования местного значения г. Казани, и обязательны к выполнению всеми лицами, находящимися на территории платной муниципальной парковки.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей" на спорные правоотношения не распространяется, поскольку на созданных согласно постановлению исполнительного комитета г. Казани муниципальных парковках услуги не оказываются, работы не выполняются, о чем указано в Правилах пользования платными муниципальными парковками на автомобильных дорогах общего пользования местного значения г. Казани и размещения на них транспортных средств.
Судебная коллегия с отказом в удовлетворении исковых требований соглашается по следующим основаниям.
Закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей" регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.
В соответствии с разделом II Разъяснений "О некоторых вопросах, связанных с применением Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей", утвержденных Приказом Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства от 20 мая 1998 года N 160 (зарегистрировано в Минюсте Российской Федерации 28 декабря 1998 года N 1669), не регулируются законодательством о защите прав потребителей отношения между гражданами и органами, выполняющими в соответствии с законодательством возложенные на них государственно-властные или административно-распорядительные полномочия, в частности отношения, возникающие при осуществлении государственными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, государственными учреждениями возложенных на них законодательством административно-распорядительных полномочий.
В силу пунктов 3.1, 3.2 и 3.3 статьи 12 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности помимо прочего относятся принятие решений о создании и об использовании на платной основе парковок (парковочных мест), расположенных на автомобильных дорогах общего пользования регионального или межмуниципального значения; установление порядка создания и использования, в том числе на платной основе, парковок (парковочных мест), расположенных на автомобильных дорогах общего пользования регионального или межмуниципального значения; установление размера платы за пользование на платной основе парковками (парковочными местами), расположенными на автомобильных дорогах общего пользования регионального или межмуниципального значения.
Статьей 13 этого же Федерального закона установлены полномочия органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности, к числу которых отнесено, в том числе принятие решений о создании и об использовании на платной основе парковок (парковочных мест), расположенных на автомобильных дорогах общего пользования местного значения, и о прекращении такого использования; установление порядка создания и использования, в том числе на платной основе, парковок (парковочных мест), расположенных на автомобильных дорогах общего пользования местного значения; установление размера платы за пользование на платной основе парковками (парковочными
Статьей 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ предусмотрено, что к вопросам местного значения городского поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В целях реализации Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Закона Республики Татарстан от 03 августа 2009 года N 43-ЗРТ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности на территории Республики Татарстан", создания и обеспечения функционирования единого парковочного пространства на территории г. Казани, повышения безопасности дорожного движения в соответствии с постановлением исполнительного комитета г. Казани от 18 апреля 2014 года N 2096 "О порядке создания и использования, в том числе на платной основе, парковок (парковочных мест) в г. Казани", с учетом распоряжения первого заместителя руководителя исполнительного комитета г. Казани от 19 сентября 2014 года N 2504р "Об утверждении схем организации дорожного движения" с 01 января 2015 года созданы платные муниципальные парковки (парковочные места) на автомобильных дорогах общего пользования местного значения г. Казани.
Постановлением исполнительного комитета муниципального образования г. Казани от 24 июля 2014 года N 4263 "О создании Муниципального бюджетного учреждения "Организатор городского парковочного пространства" с 01 августа 2014 года учреждено муниципальное бюджетное учреждение "Организатор городского парковочного пространства", основным видом деятельности которого является выполнение работ по обеспечению функционирования системы единого городского парковочного пространства в г. Казани в части оборудования, текущего содержания, капитального ремонта и развития муниципальных парковок (парковочных мест), расположенных на автомобильных дорогах общего пользования местного значения, на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 123.21 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.
Согласно статье 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации государственное или муниципальное учреждение может быть казенным, бюджетным или автономным учреждением (пункт 1). Казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества (пункт 4).
Статья 6 Бюджетного Кодекса Российской Федерации определяет, что казенное учреждение – это государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.
В силу пункта 4 статьи 298 Гражданского кодекса Российской Федерации казенное учреждение может осуществлять приносящую доходы деятельность в соответствии со своими учредительными документами. Доходы, полученные от указанной деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.
На основании анализа приведенного выше законодательства судебная коллегия приходит к выводу о том, что МБУ «Организатор городского парковочного пространства» является некоммерческой организацией, осуществляющей возложенную на нее функцию по организации единого парковочного пространства города Казани в рамках реализации органами исполнительной власти предусмотренных законодательством административно-распорядительных полномочий по содержанию автомобильных дорог.
В связи с этим на спорные правоотношения не могут быть распространены положения законодательства о защите прав потребителей, вследствие чего в удовлетворении исковых требований правомерно отказано.
Все доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку обстоятельств и доказательств, исследованных судом первой инстанции. Судебная коллегия не может принять такие доводы во внимание, поскольку оценка доказательств произведена судом полно, всесторонне и объективно, в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, оснований для иной оценки тех же доказательств у судебной коллегии не имеется.
Все обстоятельства, которыми аргументирована апелляционная жалоба, являлись предметом обсуждения в суде первой инстанции при рассмотрении дела. Ссылок на какие-либо новые факты, которые остались без внимания суда, апелляционная жалоба не содержит.
При таких данных решение суда по данному делу следует признать законным и обоснованным, поскольку юридически значимые обстоятельства по гражданскому делу установлены судом правильно и в необходимом объёме, выводы судом сделаны с учетом обстоятельств дела, установленных на основании представленных сторонами доказательств, которым дана надлежащая оценка. Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения в указанной части, судом допущено не было.
Руководствуясь статьями 199, 327 – 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Вахитовского районного суда г. Казани от 29 февраля 2016 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Региональной общественной организации «Союз потребителей Республики Татарстан» ФИО1 – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу в день его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий
Судьи