ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
УИД № |
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
12 сентября 2022 года судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего судьи Любобратцевой Н.И.,
судей Курской А.Г.,
Синани А.М.,
при секретаре Устиновой А.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в гор. Симферополе гражданское дело по иску Г.А.А. к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым о признании решений незаконными, возложении обязанности совершить определенные действия,
по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым на решение Джанкойского районного суда Республики Крым от 06 июня 2022 года,
У С Т А Н О В И Л А :
15 ноября 2022 года Г.А.А. обратилась в суд с иском к ГУ ОПФ РФ по Республике Крым, уточнив который просила признать решения ответчика незаконными, обязать принять к учету справки о заработной плате и произвести перерасчет пенсии с ДД.ММ.ГГГГ, мотивируя свои требования тем, что с ноября ДД.ММ.ГГГГ года является получателем страховой пенсии по старости на основании решения пенсионного органа от ДД.ММ.ГГГГ№. При этом пенсионный орган не принял к учету при расчете размера пенсии справки о заработной плате истца от ДД.ММ.ГГГГ №№, от ДД.ММ.ГГГГ №№.
Решением Джанкойского районного суда Республики Крым от 06 июня 2022 года исковые требования Г.А.А. удовлетворены частично.
Решение Государственного учреждения Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Республики Крым (межрайонное) № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в перерасчете размера пенсии Г.А.А. признано незаконным.
Решение Государственного учреждения Управление ПФР в РК (межрайонное) № от ДД.ММ.ГГГГ о назначении Г.А.А. страховой пенсии по старости в части не принятия к учету справки №№ от ДД.ММ.ГГГГ и справки № от ДД.ММ.ГГГГ, выданных архивным отделом Администрации , о заработной плате Г.А.А. за период с ДД.ММ.ГГГГ г. по ДД.ММ.ГГГГ признано незаконным.
На Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым возложена обязанность принять к учету справки №№ от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, выданные архивным отделом Администрации , о заработной плате Г.А.А. за период с ДД.ММ.ГГГГ г. и произвести перерасчет страховой пенсии по старости Г.А.А. с ДД.ММ.ГГГГ.
В остальной части иска отказано.
Не согласившись с таким решением суда, ДД.ММ.ГГГГ ГУ ОПФ РФ по Республике Крым подана апелляционная жалоба, в которой заявитель просит его отменить, постановить по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных Г.А.А. требований. Доводы жалобы сводятся к тому, что предоставленные справки о заработной плате истицы не могут быть приняты, поскольку в них не указаны денежные единицы, в которых производилась выплата заработной платы, в связи с чем учесть заработную плату за указанные в справках период нет законных оснований.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился представитель ГУ ОПФ РФ по Республике Крым, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежаще путем направления через организацию почтовой связи заказной корреспонденцией судебной повестки-извещения, которая в соответствии с почтовым уведомлением вручена адресату ДД.ММ.ГГГГ; в Верховный Суд Республики Крым поступило хлдатацство ответчика о рассмотрении дела в отсутствие его представиьеля.
Судебная коллегия, руководствуясь положениями ст.167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ГУ ОПФ РФ по Республике Крым, надлежащим образом извещенного о месте и времени судебного заседания.
Заслушав докладчика, пояснения истицы Г.А.А., ее представителя А.А.В., исследовав материалы дела и доводы апелляционной жалобы в пределах требований ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Удовлетворяя заявленные Г.А.А. требования, суд первой инстанции исходил из того, что предусмотренных законом оснований для отказа учесть архивные справки о заработной плате истицы №№ от ДД.ММ.ГГГГ и №№ от ДД.ММ.ГГГГ, выданные архивным отделом администрации , при назначении истице страховой пенсии по старости у ответчика не имелось, поскольку информация о введении в оборот денежных единиц в Украине в указанные периоды является официальной и общеизвестной, в связи с чем, дополнительного письменного подтверждения не требует.
С такими выводами суда в целом соглашается судебная коллегия, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным в ходе судебного разбирательства, и требованиям пенсионного законодательства.
Из материалов дела следует, что Г.А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является получателем страховой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ, размер которой по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составил 8882,24 руб.
При обращении ДД.ММ.ГГГГ в пенсионный орган с заявлением о назначении страховой пенсии истицей были представлены, в том числе, архивные справки №№ от ДД.ММ.ГГГГ и №№ от ДД.ММ.ГГГГ, в которых отражены сведения о размере начисленной зарплаты Г.А.А. в период с января ДД.ММ.ГГГГ г. по июнь ДД.ММ.ГГГГ г. и с июля ДД.ММ.ГГГГ г. по сентябрь ДД.ММ.ГГГГ г. без указания наименования денежной единицы.
ДД.ММ.ГГГГГ.А.А. обратилась в пенсионный орган с заявлением о перерасчете размера пенсии с учетом указанных архивных справок № № от ДД.ММ.ГГГГ и №№ от ДД.ММ.ГГГГ.
Решением ГУ – УПФР в РК (межрайонное) № от ДД.ММ.ГГГГГ.А.А. отказано в учете заработной платы за период с апреля 1992 г. по указанным архивным справкам в связи с тем, что в них не указаны денежные единицы, в которых производилось начисление и выплата заработной платы.
Данное решение пенсионного органа судом первой инстанции обоснованно признано не отвечающим требованиям закона.
Так, в соответствии с ч.4 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 г. №173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" расчетный размер трудовой пенсии, применяемый при исчислении страховой пенсии, определяется с учетом среднемесячного заработка застрахованного лица за 2000 – 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд до 01.01.2002 года на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами.
Согласно Указанию Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 18.01.1996 г. №1-1-У "О применении законодательства о пенсионном обеспечении в отношении лиц, прибывших на жительство в Россию из государств - бывших республик Союза ССР" (зарегистрировано в Минюсте РФ 21.03.1996 г. №1056) справка о заработной плате, учитываемая при исчислении пенсии, должна содержать информацию о денежных единицах (национальной валюте), в которых выплачивалась сумма заработка.
Указанием Минсоцзащиты Российской Федерации №1-68-У от 20 августа 1992 г. "О порядке оформления справки о заработке для назначения государственной пенсии" предприятиям, организациям, учреждениям разъяснено, что при оформлении справки периоды, принятые в подсчет заработка (денежного довольствия), следует указывать раздельно по каждому календарному году. Если предприятие (учреждение или организация), в котором работал обращающийся за пенсией, ликвидировано или прекратило свое существование по другим причинам, то справки о заработке для исчисления пенсии выдаются его правопреемником или архивами, принявшими на хранение бухгалтерские документы. Справки подписываются должностными лицами предприятий, учреждений, организаций или архивов. В тех случаях, когда архивные органы на основании имеющихся материалов не имеют возможности выдать справку по рекомендуемой форме, они могут выдавать справки, соответствующие сведениям, имеющимся в архивных фондах, без соблюдения этой формы.
До вступления в законную силу Федерального закона «О страховых пенсиях» №400-ФЗ от 28 декабря 2013 года правовые основания и условия назначения пенсий регулировались нормами Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» №173-Ф3 от 17 декабря 2001 года. С 1 января 2015 года основания назначения пенсии предусмотрены Федеральным законом «О страховых пенсиях» №400-ФЗ от 28 декабря 2013 года, поскольку согласно частям 1 и 3 статьи 36 названного Федерального закона со дня его вступления в силу (т.е. с 1 января 2015 года) Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с данным Федеральным законом в части, не противоречащей ему.
Федеральный закон от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» определял, что справка о заработной плате предоставляется в следующем порядке: до введения национальной валюты - только в советских рублях, после дня введения национальной валюты - в национальной валюте.
В декабре 1991 года в обороте Украины использовались рубли бывшего СССР. С 1 апреля 1992 года были введены купоны многоразового использования. Курс купона не установлен Центробанком Российской Федерации, это переходная денежная единица. С 12 ноября 1992 года единственным законным средством платежа стал украинский карбованец. Обмен советских рублей на украинский карбованец производился 1:1.
На основании Указа Президента Украины от 25 августа 1996 года №762/96 «О денежной реформе на Украине», опубликованном 29 августа 1996 года, с 02 сентября 1996 года в Украине была проведена денежная реформа - введение в обращение, национальной валюты Украины, которой является гривна и ее сотая часть – копейка.
Украинские карбованцы подлежали обмену на гривны по курсу 100000 карбованцев на 1 гривну.
Начиная с 24:00 часов 16 сентября 1996 года на территории Украины функционирование украинского карбованца прекращено. С этого момента единственным законным платежом на территории Украины является гривна.
Официальной информацией, опубликованной на сайте Центрального Банка России в сети Интернет (www.cbr.ru раздел «Курсы валют»), подтверждается наименование денежных единиц, действующих на территории до 10.01.1992 г. и по настоящее время. Данная информация не требует дополнительного письменного подтверждения, является официальной и общепризнанной.
Пенсионный орган располагает информацией о наименовании, сроках введения и периоде действия национальных валют (переходных денежных единиц) в государствах, ранее входивших в состав СССР, изложенной в Указании Министерства социальной защиты населения РФ от 18.01.1996года №1-1-У. Сведения об изменениях денежных единиц в странах СНГ являются открытой официальной информацией, в связи с этим ответчик вправе сам определить денежную единицу, указанную в справках.
Суд первой инстанции, исследовав имеющиеся в деле доказательства, правильно оценил их относимость, допустимость, достоверность, а также достаточность и взаимную связь в их совокупности, обоснованно удовлетворил требования Г.А.А.
В апелляционной жалобе ответчика не приведено доводов и доказательств, опровергающих установленные судом первой инстанции обстоятельства и выводы. Судебная коллегия не находит оснований для отмены решения, поскольку представленным доказательствам дана надлежащая правовая оценка в соответствии с требованиями статьи 67 ГПК, судом правильно применены нормы материального права, нарушений норм процессуального закона при разрешении спора не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 327, 327.1, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
Решение Джанкойского районного суда Республики Крым от 06 июня 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым - без удовлетворения.
Председательствующий судья Любобратцева Н.И.
Судьи: Курская А.Г.
Синани А.М.