ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-8087/2022 от 12.09.2022 Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым)

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

УИД

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

12 сентября 2022 года судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:

председательствующего судьи Любобратцевой Н.И.,

судей Курской А.Г.,

Синани А.М.,

при секретаре Устиновой А.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в гор. Симферополе гражданское дело по иску Г.А.А. к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым о признании решений незаконными, возложении обязанности совершить определенные действия,

по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым на решение Джанкойского районного суда Республики Крым от 06 июня 2022 года,

У С Т А Н О В И Л А :

15 ноября 2022 года Г.А.А. обратилась в суд с иском к ГУ ОПФ РФ по Республике Крым, уточнив который просила признать решения ответчика незаконными, обязать принять к учету справки о заработной плате и произвести перерасчет пенсии с ДД.ММ.ГГГГ, мотивируя свои требования тем, что с ноября ДД.ММ.ГГГГ года является получателем страховой пенсии по старости на основании решения пенсионного органа от ДД.ММ.ГГГГ. При этом пенсионный орган не принял к учету при расчете размера пенсии справки о заработной плате истца от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ.

Решением Джанкойского районного суда Республики Крым от 06 июня 2022 года исковые требования Г.А.А. удовлетворены частично.

Решение Государственного учреждения Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Республики Крым (межрайонное) от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в перерасчете размера пенсии Г.А.А. признано незаконным.

Решение Государственного учреждения Управление ПФР в РК (межрайонное) от ДД.ММ.ГГГГ о назначении Г.А.А. страховой пенсии по старости в части не принятия к учету справки № от ДД.ММ.ГГГГ и справки от ДД.ММ.ГГГГ, выданных архивным отделом Администрации , о заработной плате Г.А.А. за период с ДД.ММ.ГГГГ г. по ДД.ММ.ГГГГ признано незаконным.

На Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым возложена обязанность принять к учету справки № от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, выданные архивным отделом Администрации , о заработной плате Г.А.А. за период с ДД.ММ.ГГГГ г. и произвести перерасчет страховой пенсии по старости Г.А.А. с ДД.ММ.ГГГГ.

В остальной части иска отказано.

Не согласившись с таким решением суда, ДД.ММ.ГГГГ ГУ ОПФ РФ по Республике Крым подана апелляционная жалоба, в которой заявитель просит его отменить, постановить по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных Г.А.А. требований. Доводы жалобы сводятся к тому, что предоставленные справки о заработной плате истицы не могут быть приняты, поскольку в них не указаны денежные единицы, в которых производилась выплата заработной платы, в связи с чем учесть заработную плату за указанные в справках период нет законных оснований.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился представитель ГУ ОПФ РФ по Республике Крым, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежаще путем направления через организацию почтовой связи заказной корреспонденцией судебной повестки-извещения, которая в соответствии с почтовым уведомлением вручена адресату ДД.ММ.ГГГГ; в Верховный Суд Республики Крым поступило хлдатацство ответчика о рассмотрении дела в отсутствие его представиьеля.

Судебная коллегия, руководствуясь положениями ст.167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ГУ ОПФ РФ по Республике Крым, надлежащим образом извещенного о месте и времени судебного заседания.

Заслушав докладчика, пояснения истицы Г.А.А., ее представителя А.А.В., исследовав материалы дела и доводы апелляционной жалобы в пределах требований ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Удовлетворяя заявленные Г.А.А. требования, суд первой инстанции исходил из того, что предусмотренных законом оснований для отказа учесть архивные справки о заработной плате истицы № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ, выданные архивным отделом администрации , при назначении истице страховой пенсии по старости у ответчика не имелось, поскольку информация о введении в оборот денежных единиц в Украине в указанные периоды является официальной и общеизвестной, в связи с чем, дополнительного письменного подтверждения не требует.

С такими выводами суда в целом соглашается судебная коллегия, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным в ходе судебного разбирательства, и требованиям пенсионного законодательства.

Из материалов дела следует, что Г.А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является получателем страховой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ, размер которой по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составил 8882,24 руб.

При обращении ДД.ММ.ГГГГ в пенсионный орган с заявлением о назначении страховой пенсии истицей были представлены, в том числе, архивные справки № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ, в которых отражены сведения о размере начисленной зарплаты Г.А.А. в период с января ДД.ММ.ГГГГ г. по июнь ДД.ММ.ГГГГ г. и с июля ДД.ММ.ГГГГ г. по сентябрь ДД.ММ.ГГГГ г. без указания наименования денежной единицы.

ДД.ММ.ГГГГГ.А.А. обратилась в пенсионный орган с заявлением о перерасчете размера пенсии с учетом указанных архивных справок № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ.

Решением ГУ – УПФР в РК (межрайонное) от ДД.ММ.ГГГГГ.А.А. отказано в учете заработной платы за период с апреля 1992 г. по указанным архивным справкам в связи с тем, что в них не указаны денежные единицы, в которых производилось начисление и выплата заработной платы.

Данное решение пенсионного органа судом первой инстанции обоснованно признано не отвечающим требованиям закона.

Так, в соответствии с ч.4 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 г. №173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" расчетный размер трудовой пенсии, применяемый при исчислении страховой пенсии, определяется с учетом среднемесячного заработка застрахованного лица за 2000 – 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд до 01.01.2002 года на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами.

Согласно Указанию Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 18.01.1996 г. №1-1-У "О применении законодательства о пенсионном обеспечении в отношении лиц, прибывших на жительство в Россию из государств - бывших республик Союза ССР" (зарегистрировано в Минюсте РФ 21.03.1996 г. №1056) справка о заработной плате, учитываемая при исчислении пенсии, должна содержать информацию о денежных единицах (национальной валюте), в которых выплачивалась сумма заработка.

Указанием Минсоцзащиты Российской Федерации №1-68-У от 20 августа 1992 г. "О порядке оформления справки о заработке для назначения государственной пенсии" предприятиям, организациям, учреждениям разъяснено, что при оформлении справки периоды, принятые в подсчет заработка (денежного довольствия), следует указывать раздельно по каждому календарному году. Если предприятие (учреждение или организация), в котором работал обращающийся за пенсией, ликвидировано или прекратило свое существование по другим причинам, то справки о заработке для исчисления пенсии выдаются его правопреемником или архивами, принявшими на хранение бухгалтерские документы. Справки подписываются должностными лицами предприятий, учреждений, организаций или архивов. В тех случаях, когда архивные органы на основании имеющихся материалов не имеют возможности выдать справку по рекомендуемой форме, они могут выдавать справки, соответствующие сведениям, имеющимся в архивных фондах, без соблюдения этой формы.

До вступления в законную силу Федерального закона «О страховых пенсиях» №400-ФЗ от 28 декабря 2013 года правовые основания и условия назначения пенсий регулировались нормами Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» №173-Ф3 от 17 декабря 2001 года. С 1 января 2015 года основания назначения пенсии предусмотрены Федеральным законом «О страховых пенсиях» №400-ФЗ от 28 декабря 2013 года, поскольку согласно частям 1 и 3 статьи 36 названного Федерального закона со дня его вступления в силу (т.е. с 1 января 2015 года) Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с данным Федеральным законом в части, не противоречащей ему.

Федеральный закон от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» определял, что справка о заработной плате предоставляется в следующем порядке: до введения национальной валюты - только в советских рублях, после дня введения национальной валюты - в национальной валюте.

В декабре 1991 года в обороте Украины использовались рубли бывшего СССР. С 1 апреля 1992 года были введены купоны многоразового использования. Курс купона не установлен Центробанком Российской Федерации, это переходная денежная единица. С 12 ноября 1992 года единственным законным средством платежа стал украинский карбованец. Обмен советских рублей на украинский карбованец производился 1:1.

На основании Указа Президента Украины от 25 августа 1996 года №762/96 «О денежной реформе на Украине», опубликованном 29 августа 1996 года, с 02 сентября 1996 года в Украине была проведена денежная реформа - введение в обращение, национальной валюты Украины, которой является гривна и ее сотая часть – копейка.

Украинские карбованцы подлежали обмену на гривны по курсу 100000 карбованцев на 1 гривну.

Начиная с 24:00 часов 16 сентября 1996 года на территории Украины функционирование украинского карбованца прекращено. С этого момента единственным законным платежом на территории Украины является гривна.

Официальной информацией, опубликованной на сайте Центрального Банка России в сети Интернет (www.cbr.ru раздел «Курсы валют»), подтверждается наименование денежных единиц, действующих на территории до 10.01.1992 г. и по настоящее время. Данная информация не требует дополнительного письменного подтверждения, является официальной и общепризнанной.

Пенсионный орган располагает информацией о наименовании, сроках введения и периоде действия национальных валют (переходных денежных единиц) в государствах, ранее входивших в состав СССР, изложенной в Указании Министерства социальной защиты населения РФ от 18.01.1996года №1-1-У. Сведения об изменениях денежных единиц в странах СНГ являются открытой официальной информацией, в связи с этим ответчик вправе сам определить денежную единицу, указанную в справках.

Суд первой инстанции, исследовав имеющиеся в деле доказательства, правильно оценил их относимость, допустимость, достоверность, а также достаточность и взаимную связь в их совокупности, обоснованно удовлетворил требования Г.А.А.

В апелляционной жалобе ответчика не приведено доводов и доказательств, опровергающих установленные судом первой инстанции обстоятельства и выводы. Судебная коллегия не находит оснований для отмены решения, поскольку представленным доказательствам дана надлежащая правовая оценка в соответствии с требованиями статьи 67 ГПК, судом правильно применены нормы материального права, нарушений норм процессуального закона при разрешении спора не допущено.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 327, 327.1, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

Решение Джанкойского районного суда Республики Крым от 06 июня 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым - без удовлетворения.

Председательствующий судья Любобратцева Н.И.

Судьи: Курская А.Г.

Синани А.М.