ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-809 от 27.03.2018 Пензенского областного суда (Пензенская область)

Судья Черненок Т.В.Дело № 33-809

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

27 марта 2018 года судебная коллегия по гражданским делам Пензенского областного суда в составе:

председательствующего Прошиной Л.П.

судей Прудентовой Е.В., Мананниковой В.Н.

при секретаре Трофимовой Е.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу Прудентовой Е.В. дело по апелляционной жалобе представителя ответчика начальника Управления жилищно-коммунального хозяйства города Пензы ФИО1 на решение Ленинского районного суда г.Пензы от 12 октября 2017 года, которым постановлено:

Исковые требования ФИО2 кУправлению жилищно-коммунального хозяйства города Пензы опонуждении произвести капитальный ремонт автомобильной дороги удовлетворить.

Признать Управление жилищно-коммунального хозяйства города Пензы нарушившим право ФИО2 набезопасность дорожного движения, предусмотренное Федеральным законом от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения».

Обязать Управление жилищно-коммунального хозяйства города Пензы в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу произвести капитальный ремонт автомобильной дороги по <адрес> и автомобильной дороги по <адрес>, приведя указанные автомобильные дороги всостояние, соответствующее требованиям ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования кэксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения».

Проверив материалы дела, судебная коллегия,

установила:

У С Т А Н О В И Л:

ФИО2 обратился в суд с иском, указав, что проживает поадресу: <адрес> Ежедневно онвынужден пользоваться участком автомобильной дороги по <адрес>. Автомобильная дорога «разбита», на ней многочисленные ямы, выбоины, трещины, повреждения асфальтового покрытия, которые препятствуют нормальному движению транспортных средств. Представил экспертное исследование, согласно которому состояние указанной автомобильной дороги не соответствует требованиям нормативно-технической документации, в т.ч. ГОСТ Р 50597-93.

ФИО2 просил суд признать Управление жилищно-коммунального хозяйства города Пензы нарушившим его право набезопасность дорожного движения, предусмотренное Федеральным законом от 10 декабря 1995года №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», обязать Управление жилищно-коммунального хозяйства города Пензы втечение 6 месяцев со дня вступления решения суда взаконную силу произвести капитальный ремонт автомобильной дороги по <адрес> и автомобильной дороги по <адрес> и привести указанные автомобильные дороги всостояние, соответствующее требованиям ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения».

Ленинский районный суд г. Пензы постановил вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе представитель ответчика начальник Управления жилищно-коммунального хозяйства города Пензы Г.А.ВБ. просит решение отменить и принять решение об отказе виске. Вапелляционной жалобе указывает на неверное применение судом первой инстанции норм материального права, неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела. Указывает, что Управление является ненадлежащим ответчиком. Обязанность по содержанию автомобильных дорог городского округа, капитальному ремонту дорог администрацией города закреплена за МКУ «Департамент ЖКХ г.Пензы». Распоряжаться и отвечать посвоим обязательствам Управление может лишь поступившими в его распоряжение денежными средствами из бюджета г. Пензы. Постановлением Администрации г. Пензы от 29 сентября 2014 года N1131/4 утверждена муниципальная программа города Пензы «Модернизация, развитие жилищно-коммунального хозяйства и благоустройство города Пензы на 2015-2020 годы» за счет всех источников финансирования. МКУ «Департамент ЖКХ г. Пензы» является участником программы. Суд не привлек Финансовое управление города Пензы, которое организует исполнение бюджета города Пензы, и Управление муниципального имущества администрации города Пензы, которое осуществляет полномочия собственника имущества, являющегося муниципальной собственностью.

В возражениях истец и третье лицо МКУ «Департамент ЖКХ г.Пензы» указали, что спорные дороги не переданы МКУ «Департамент ЖКХ г. Пензы».

Представитель МКУ «Департамент жилищно-коммунального хозяйства г.Пензы», извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в суд апелляционной инстанции не явился, доказательств уважительности причин неявки суду не представил.

В силу статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка лиц, участвующих в деле, извещенных оместе и времени судебного разбирательства, не является препятствием к рассмотрению дела всуде апелляционной инстанции.

Проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов апелляционной жалобы, заслушав представителя ответчика Управления жилищно-коммунального хозяйства города Пензы ФИО3, истца ФИО2, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия считает, что имеются основания для отмены решения, принятия решения об отказе в иске по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных врешении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права. Неправильным применением норм материального права являются: неприменение закона, подлежащего применению; применение закона, неподлежащего применению; неправильное истолкование закона.

Судом первой инстанции неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, что повлекло неправильное применение норм материального права. Выводы суда первой инстанции, изложенные в решении суда, не соответствуют обстоятельствам дела.

Автомобильные дороги по <адрес> и по <адрес> находятся в границах муниципального образования «город Пенза» и относятся кавтомобильным дорогам местного значения.

Согласно акту экспертного исследования АНО «ПЛСЭ» отДД.ММ.ГГГГ состояние дорожного покрытия по <адрес> и дорожного покрытия <адрес> несоответствует требованиям нормативно-технической документации, в том числе ГОСТ Р 50597-93.

Удовлетворяя иск, признавая Управление жилищно-коммунального хозяйства города Пензы нарушившим право ФИО2 набезопасность дорожного движения, возлагая обязанность произвести капитальный ремонт дорог, суд первой инстанции исходил изтого, что Управление жилищно-коммунального хозяйства города Пензы является главным распорядителем средств бюджета города Пензы по отрасли жилищно-коммунальное хозяйство, что указанный земельный участок находится в муниципальной собственности, аУправление ЖКХ г. Пензы осуществляет дорожную деятельность вотношении автомобильных дорог местного значения в границах города Пензы.

Действительно, в деле имеются доказательства того, что состояние автомобильной дороги по <адрес> и автомобильной дороги <адрес> несоответствует требованиям п.п. 3.1.1, 3.1.2 ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому поусловиям обеспечения безопасности дорожного движения».

Однако суд первой инстанции пришел к неправильному выводу отом, что лицом, ответственным за содержание дороги в безопасном длядорожного движения состоянии, является Управление жилищно-коммунального хозяйства города Пензы, по следующим основаниям.

В силу пункта 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090, должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать дороги и дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии стребованиями стандартов, норм и правил.

Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности вРоссийской Федерации, регулируются Федеральным законом от8ноября 2007 года N 257-ФЗ. "Об автомобильных дорогах и одорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений вотдельные законодательные акты Российской Федерации".

Согласно пункту 6 части 3 названного Федерального закона дорожной деятельностью признается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

Содержание автомобильной дороги - это комплекс работ поподдержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (пункт 12 статьи 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ).

В силу пункта 2 статьи 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" обязанность пообеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

Согласно пункту 4 статьи 6 указанного Федерального закона полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

В соответствии с пунктом 6 статьи 13, части 3 статьи 15 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения относится кполномочиям органов местного самоуправления вобласти использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности, и обеспечивается данными органами.

Пунктом 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003года N 131-ФЗ установлено, что к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения вграницах городского округа, а также осуществление иных полномочий вобласти использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, обязанность по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, втом числе по их ремонту и содержанию, и обеспечению безопасности дорожного движения, всилу закона возложена на соответствующий орган местного самоуправления.

Договором о передаче объектов внешнего благоустройства отДД.ММ.ГГГГ дороги переданы из муниципальной имущественной казны города Пензы в безвозмездное пользование муниципальному учреждению «Департамент жилищно-коммунального хозяйства г.Пензы». Прием-передача дорог подтверждается актом приемки-передачи от ДД.ММ.ГГГГ, решением Пензенской городской Думы отДД.ММ.ГГГГ, перечнем объектов внешнего благоустройства, передаваемых из муниципальной имущественной казны г. Пензы в безвозмездное пользование МУ «Департамент жилищно-коммунального хозяйства». Дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ Управление по имущественным и градостроительным отношениям передало из муниципальной имущественной казны города Пензы в безвозмездное пользование муниципальному учреждению «Департамент жилищно-коммунального хозяйства г.Пензы» спорные дороги, что подтверждается актом приема передачи от ДД.ММ.ГГГГг.

В соответствии с п. 1.1 Постановления Администрации г. Пензы от30декабря 2011 г. N 1614 "Об утверждении устава муниципального казенного учреждения "Департамент жилищно-коммунального хозяйства города Пензы" в новой редакции" Муниципальное казенное учреждение "Департамент жилищно-коммунального хозяйства города Пензы" создано наосновании постановления администрации города Пензы от ДД.ММ.ГГГГ N путем изменения типа существующего муниципального учреждения "Департамент жилищно-коммунального хозяйства г. Пензы" дляосуществления функций поуправлению в сфере жилищно-коммунального хозяйства в городе.

В соответствии с п. 2.2.12 Устава Муниципального казенного учреждения «Департамент жилищно-коммунального хозяйства города Пензы», утв. Постановлением администрации города Пензы отДД.ММ.ГГГГ, целью учреждения является организация работ покапитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений, переданных Учреждению вбезвозмездное пользование и оперативное управление.

Лицом, ответственным за содержание дороги в безопасном длядорожного движения состоянии в г. Пензе, является МКУ «Департамент жилищно-коммунального хозяйства г. Пензы».

Исходя из приведенных выше норм материального права на лиц, ответственных за содержание дорог и дорожных сооружений, возложена обязанность не только своевременно устранять недостатки и неисправности дорог и дорожных сооружений, но и постоянно содержать их в безопасном для движения состоянии.

Кроме того, Постановлением Администрации г. Пензы отДД.ММ.ГГГГ утверждена муниципальная программа города Пензы «Модернизация, развитие жилищно-коммунального хозяйства и благоустройство города Пензы на 2015-2020 годы» за счет всех источников финансирования. МКУ «Департамент ЖКХ г. Пензы» является участником программы, которому предусмотрено выделение средств на осуществление этих мероприятий, в том числе на проведение капитального ремонта, что подтверждается текстом программы, финансовым планом.

Бюджетные средства на организацию дорожной деятельности закреплены за МКУ «Департамент ЖКХ г. Пензы. Выделение средств наосуществление дорожной деятельности Управлению жилищно-коммунального хозяйства города Пензы не предусмотрено.

Изложенное позволяет говорить о том, что в 2017 году Управление жилищно-коммунального хозяйства города Пензы не являлось тем лицом, на которое непосредственно возложена обязанность по содержанию автомобильных дорог в г. Пензе.

Поскольку Управление жилищно-коммунального хозяйства города Пензы не являлось тем лицом, на которое в г. Пензе возлагалась обязанность по осуществлению дорожной деятельности в части обязанности по ремонту и содержанию автомобильных дорог, то обязанность по выполнению капитального ремонта дороги не может быть возложена на ответчика. Доказательства того, что Управление жилищно-коммунального хозяйства города Пензы не исполняет обязательства по предоставлению денежных средств на ремонт дороги как главный распорядитель денежных средств, не имеется.

ФИО2 в иске кУправлению жилищно-коммунального хозяйства города Пензы опризнании нарушенным права, понуждении произвести капитальный ремонт автомобильной дороги следует отказать.

С требованием о признании незаконным бездействия ответчика в порядке, предусмотренном КАС РФ, истец не обращался.

Доводы истца о том, что ответчик является главным распорядителем денежных средств в области жилищно-коммунального хозяйства, не является достаточным основанием для удовлетворения иска по вышеизложенным основаниям.

Доводы истца и третьего лица МКУ «Департамент жилищно-коммунального хозяйства г. Пензы» о том, что спорные дороги МКУ «Департамент жилищно-коммунального хозяйства г. Пензы» непереданы, опровергаются актом приема-передачи, договором.

В соответствии со ст. 14 решения Пензенской городской Думы отДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Положения «О порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся вмуниципальной собственности города Пензы» принятие решения обезвозмездной передаче муниципального имущества относится ккомпетенции Пензенской городской Думы. В рамках своей компетенции ДД.ММ.ГГГГ Пензенской городской Думой принято решение о передаче в безвозмездное пользование МКУ «Департамент жилищно-коммунального хозяйства г. Пензы» объектов внешнего благоустройства согласно приложению. Пунктом 2 указанного решения Управлению по имущественным и градостроительным отношениям администрации г. Пензы поручено внести изменения вдоговор о передаче объектов внешнего благоустройства измуниципальной казны города Пензы в безвозмездное пользование МКУ «Департамент жилищно-коммунального хозяйства г. Пензы» отДД.ММ.ГГГГ Во исполнение указанного решения было заключено дополнительное соглашение к договору о передаче объектов внешнего благоустройства из муниципальной казны. Управление поимущественным и градостроительным отношениям передало измуниципальной имущественной казны города Пензы в безвозмездное пользование муниципальному учреждению «Департамент жилищно-коммунального хозяйства г.Пензы» спорные дороги, что подтверждается актом приема передачи от ДД.ММ.ГГГГг.

Доводы МКУ «Департамент жилищно-коммунального хозяйства г. Пензы» о том, что указанное дополнительное соглашение является недействующим в связи с принятием администрацией города Пензы постановления от ДД.ММ.ГГГГ, необоснованны. Дополнительное соглашение от ДД.ММ.ГГГГ было заключено на основании решения Пензенской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ, а не на основании постановления администрации г. Пензы.

Статьей 215 ГК РФ предусмотрено, что органы местного самоуправления осуществляют права собственника от имени муниципального образования. Органы местного самоуправления врамках их компетенции своими действиями могут приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде от имени муниципального образования. Управление жилищно-коммунального хозяйства не является собственником спорных дорог. Обязанность по ремонту автомобильных дорог, в том числе и капитального ремонта, возложены на МКУ «Департамент жилищно-коммунального хозяйства г. Пензы». Управление жилищно-коммунального хозяйства г. Пензы при таких обстоятельствах является ненадлежащим ответчиком.

В соответствии со ст. 695 ГК РФ ссудополучатель обязан поддерживать вещь, полученную в безвозмездное пользование, висправном состоянии, включая осуществление текущего и капитального ремонта, и нести все расходы на ее содержание, если иное не предусмотрено договором безвозмездного пользования. Принятые органами муниципального управления решения в отношении спорных дорог не противоречат действующему законодательству.

Возложение наМКУ «Департамент жилищно-коммунального хозяйства г. Пензы» обязанностей по содержанию автомобильных дорог подтверждается также муниципальным контрактом № отДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым МКУ «Департамент жилищно-коммунального хозяйства г. Пензы» поручил МУП «Пензадормост» выполнять работы по содержанию автомобильных дорог общего пользования, в том числе, тротуаров.

Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Ленинского районного суда г. Пензы от 12 октября 2017года отменить, принять новое решение, которым

ФИО2 в иске кУправлению жилищно-коммунального хозяйства города Пензы опонуждении произвести капитальный ремонт автомобильной дороги отказать.

Апелляционную жалобу представителя ответчика начальника Управления жилищно-коммунального хозяйства города Пензы Г.А.ВВ. удовлетворить.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий Л.П.Прошина

Судьи В.Н. Мананникова

Е.В.Прудентова