ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-8093/2016 от 27.10.2016 Оренбургского областного суда (Оренбургская область)

№ 33-8093/2016

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Оренбург 27 октября 2016 года

Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе:

председательствующего судьи Полтевой В.А.,

судей Имамовой Р.А., Федотовой Е.В.,

при секретаре Гатченко О.О.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства лесного и охотничьего хозяйства Оренбургской области на решение Ленинского районного суда г. Оренбурга от 15 июля 2016 года по делу по иску ФИО1 к Министерству лесного и охотничьего хозяйства Оренбургской области о признании незаконным и подлежащим отмене приказа о наложении дисциплинарного взыскания, компенсации морального вреда.

Заслушав доклад судьи Полтевой В.А., пояснения представителей ответчика ФИО2, ФИО3, поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителя истца ФИО1 ФИО4, возражавшего против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия

установила:

ФИО1 обратился с указанным иском к ответчику, в обоснование требований ссылаясь на то, что приказом - от (дата) ему объявлено дисциплинарное взыскание в виде выговора. Считает данный приказ необоснованным и незаконным. В приказе он привлечен к ответственности за грубое, неоднократное халатное отношение к своим обязанностям в связи с тем, что при обращении гражданина для сдачи документов на получение охотничьего билета в ГБУ «Управление объектами животного мира и водными биологическими ресурсами Оренбургской области», руководителем которого является истец, в предоставлении такой услуги гражданину было отказано. При этом, работодатель указал, что ранее он привлекался к дисциплинарной ответственности. Указывая, что в полномочия ГБУ «Управление объектами животного мира и водными биологическими ресурсами Оренбургской области» не входит принятие заявлений граждан на выдачу охотничьих билетов, а нормативными документами лишь рекомендовано оказывать содействие Министерству лесного и охотничьего хозяйства Оренбургской области в их выдаче, полагает, что в его действиях отсутствует вина и состав дисциплинарного правонарушения. Просил суд признать незаконным и отменить приказ Министерства лесного и охотничьего хозяйства Оренбургской области -к от (дата) и взыскать с ответчика компенсацию морального вреда ***.

В судебном заседании представитель истца ФИО4, действующий на основании доверенности, исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представители ответчика ФИО3 и ФИО2, действующие на основании доверенностей, возражали против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в письменном отзыве. Полагали дисциплинарное взыскание наложенным правомерно, поскольку истцу на аппаратном совещании было дано поручение организовать работу по приему и регистрации заявлений, выдаче охотничьих билетов.

Решением суда иск ФИО1 удовлетворен. Суд признал незаконным приказ министерства лесного и охотничьего хозяйства Оренбургской области - от (дата) и взыскал с Министерства лесного и охотничьего хозяйства Оренбургской области в пользу истца компенсацию морального вреда в размере 2500 рублей.

В апелляционной жалобе Министерство лесного и охотничьего хозяйства Оренбургской области просит решение суда отменить как незаконное.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с нормами части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия приходит к следующему.

Судом установлено, что распоряжением от (дата) ФИО1 назначен на должность руководителя государственного учреждения «Управление объектами животного мира и водными биологическими ресурсами в Оренбургской области». 20 сентября 2011 года ГУ «Управление объектами животного мира и водными биологическими ресурсами в Оренбургской области» переименовано в ГБУ «Управление объектами животного мира и водными биологическими ресурсами Оренбургской области».

Между министерством лесного и охотничьего хозяйства Оренбургской области и ФИО1 (дата) заключен трудовой договор на неопределенный срок.

Приказом от (дата)-к Министерства лесного и охотничьего хозяйства Оренбургской области на ФИО1 наложено дисциплинарное взыскание в виде выговора за нарушение грубое, неоднократное, халатное отношение к своим обязанностям, выразившееся в игнорировании указаний министра, ведении политики, противоположной политики министерства, халатном отношении к своим должностным обязанностям.

Как следует из текста приказа, (дата) на аппаратном совещании министром лесного и охотничьего хозяйства Оренбургской области истцу было дано указание организовать работу по приему и регистрации заявлений, выдаче охотничьих билетов и установить режим работы в соответствии с приказом министерства «Об утверждении административных регламентов предоставления министерством государственных услуг».

Основанием для издания приказа о наложении дисциплинарного взыскания послужили заявление ФИО5 о неоказании ему государственной услуги и протокол аппаратного совещания от (дата).

Разрешая заявленные ФИО1 исковые требования и признавая приказ - от (дата) незаконным, суд первой инстанции исходил из того, что в действиях истца отсутствует факт нарушения трудовых обязанностей, а, следовательно, отсутствует и факт совершения дисциплинарного проступка, поскольку законодательством обязанность по приему заявлений о выдаче охотничьих билетов возложена на орган исполнительной власти субъекта РФ – министерство лесного и охотничьего хозяйства Оренбургской области, а из содержания представленного протокола аппаратного совещания от (дата) не следует, что ФИО1 либо ГБУ «Оренбургохотводбиоресурс» должны оказывать государственную услугу, т.е. принимать заявления на выдачу охотничьих билетов, истцу лишь дано указание организовать работу по приему и регистрации заявлений, выдаче охотничьих билетов и установить режим работы в соответствии с приказом «Об утверждении административных регламентов предоставления министерством государственных услуг». Действующим законодательством, в том числе административным регламентом предусмотрено, что предоставление государственной услуги по приему заявлений о выдаче охотничьих билетов возложено на орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в частности, на отдел использования животного мира и водных биологических ресурсов министерства лесного и охотничьего хозяйства Оренбургской области.

Судебная коллегия с указанными выводами суда первой инстанции соглашается в силу следующего.

Порядок выдачи охотничьих билетов установлен Федеральным законом от 24 июля 2009 года № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Согласно ст. 21 указанного Федерального закона охотничий билет выдается физическим лицам, обладающим гражданской дееспособностью в соответствии с гражданским законодательством, не имеющим непогашенной или неснятой судимости за совершение умышленного преступления и ознакомившимся с требованиями охотничьего минимума (далее - охотминимум) (часть 1). Охотничий билет выдается лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (часть 2). Охотничий билет является документом единого федерального образца без ограничения срока и территории его действия, имеет учетные серию и номер (часть 3). Охотничий билет признается действующим со дня внесения сведений о нем в государственный охотхозяйственный реестр (часть 4).

В силу ст. 34 названного Федерального закона выдача и аннулирование охотничьих билетов относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов.

Из Порядка выдачи и аннулирования охотничьего билета единого федерального образца, формы охотничьего билета, утвержденного Приказом Минприроды РФ от 20 января 2011 года № 13 следует, что охотничий билет выдается на основании заявления о получении охотничьего билета, составленного в письменной форме, которое подается в уполномоченный орган лично заявителем или направляется в адрес уполномоченного органа почтовым отправлением с описью вложения прилагаемых документов.

Положением о Министерстве лесного и охотничьего хозяйства Оренбургской области (утв.Указом Губернатора Оренбургской области от 19 января 2011 года № 16-ук) определено, что министерство организует выдачу и аннулирование охотничьих билетов в порядке, установленном уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания.

Распоряжением Министерства лесного и охотничьего хозяйства Оренбургской области № 106-р от 24 июня 2011 года установлен перечень должностных лиц министерства лесного и охотничьего хозяйства, уполномоченных на подписание охотничьих билетов, уведомлений о выдаче охотничьих билетов; также определены места приема заявлений на выдачу охотничьих билетов: нарочно - <...>/Ленинская, 50; <...>, каб.409.

В п.6 данного распоряжения отделу использования животного мира и водных биологических ресурсов Министерства лесного и охотничьего хозяйства предписано организовать прием и регистрацию заявлений на выдачу охотничьих билетов, в п.7 – ГУ «Управление объектами животного мира и водными биологическими ресурсами Оренбургской области предписано оказывать организационное содействие по выдаче охотничьих билетов должностным лицам министерства лесного и охотничьего хозяйства.

Приказом № 203 от 13 октября 2014 года утвержден Административный регламент предоставления министерством лесного и охотничьего хозяйства государственной услуги по выдаче и аннулированию охотничьего билета, согласно которому государственная услуга предоставляется Министерством лесного и охотничьего хозяйства Оренбургской области, непосредственное предоставление услуги возложено на отдел использования животного мира и водных биологических ресурсов (далее Отдел) (п.2.2, 2.5, 2.6).

В п.2.5 Административного регламента указано, что предоставление государственной услуги осуществляется Министерством лесного и охотничьего хозяйства.

В соответствии с п. 2.6.1. регламента для выдачи охотничьего билета заявление представляется в Отдел лично либо почтовым отправлением с описью вложения.

Согласно разделу 3 регламента заявления подаются в Министерство в приемные дни в установленное время; заявление о получении охотничьего билета заявитель может представить в Министерство лично либо направить почтовым отправлением.

Информация о порядке приема заявлений о выдаче охотничьего билета размещена также на сайте Министерства лесного и охотничьего хозяйства Оренбургской области, из которой следует, что заявления на выдачу охотничьего билета нарочно принимаются сотрудниками министерства лесного и охотничьего хозяйства Оренбургской области в здании подведомственного ГБУ «Управление объектами животного мира и водными биологическими ресурсами Оренбургской области» по адресу: <...>/Ленинская, д. 51-53/50.

Во исполнение распоряжения -р от (дата) об организационном содействии по выдаче охотничьих билетов ГБУ «Оренбургохотводбиоресурс» должностным лицам Министерства лесного и охотничьего хозяйства Оренбургской области выделен кабинет для приема заявлений по ул.Пушкинской в г.Оренбурге и компьютерная техника. Данные обстоятельства ответчиком в заседании не оспаривались.

С учетом изложенного, поскольку иных доказательств, подтверждающих неисполнение истцом без уважительных причин по своей вине возложенных на него трудовых обязанностей, в том числе нарушение требований законодательства, обязательств по трудовому договору, должностной инструкции, законных распоряжений работодателя, суду не представлено, является верным вывод суда о том, что обязанность по приему заявлений о выдаче охотничьих билетов возложена законодательством на орган исполнительной власти субъекта РФ – Министерство лесного и охотничьего хозяйства Оренбургской области, однако, к дисциплинарной ответственности за непринятие заявления о выдаче охотничьего билета привлечен истец, не являющийся сотрудником Министерства, в связи с чем суд обоснованно удовлетворил заявленные исковые требования и признал незаконным приказ - от (дата) о привлечении к дисциплинарной ответственности ФИО1

Ссылка апеллянта на то обстоятельство, что в обязанности истца входит выполнение поручений работодателя, что установлено п. 2.7.23. трудового договора, не может быть принята во внимание, поскольку указанное не свидетельствует о ненадлежащем исполнении истцом должностных обязанностей. Из протокола аппаратного совещания, на который ссылается сторона ответчика в обоснование своих доводов, не следует, что на ФИО1 либо на ГБУ возложена прямая обязанность по приему заявлений на выдачу охотничьих билетов.

Таким образом, доводы апелляционной жалобы не могут служить основанием для отмены решения суда, поскольку не содержат каких-либо сведений, опровергающих выводы суда первой инстанции и ставящих под сомнение решение суда, эти доводы были предметом рассмотрения суда первой инстанции, основаны на неверном толковании норм права, фактически направлены на переоценку и иное толкование ответчиком доказательств, собранных по делу, оспариванию обоснованности выводов суда об установленных им по делу обстоятельствах.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Ленинского районного суда г. Оренбурга от 15 июля 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства лесного и охотничьего хозяйства Оренбургской области – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: