ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-8095/2021 от 11.08.2021 Пермского краевого суда (Пермский край)

Судья Шакирзянова Е.А.

Дело № 33-8095/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе председательствующего Ворониной Е.И.,

судей Крюгер М.В., Лобанова В.В.,

при секретаре Косогоровой К.Б.

рассмотрела 11 августа 2021 года в г. Перми в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе истца ФИО1, действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетних Б., Г1., на решение Чусовского городского суда Пермского края от 12 мая 2021 года по делу № 2-719/2021, которым постановлено:

отказать в удовлетворении исковых требований ФИО1, действующей в интересах несовершеннолетних Б., ** года рождения, Г1., ** года рождения, о признании незаконным решения жилищной комиссии администрации Чусовского городского округа от 21.01.2021 об отказе в предоставлении дополнительной социальной выплаты молодой семье, возложении на администрацию Чусовского городского округа, Министерство социального развития Пермского края обязанности по предоставлению дополнительной социальной выплаты при рождении одного ребёнка за счет средств бюджета Пермского края, возмещении расходов по оплате услуг адвоката в размере 3 500 руб.

Заслушав доклад судьи Лобанова В.В., объяснения представителя истцов ФИО2, исследовав материалы дела, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

1 апреля 2021 года истец ФИО1, действующая в своих интересах и интересах несовершеннолетних Б., Г1., обратилась в суд с иском к ответчикам администрации Чусовского городского округа Пермского края, Министерству социального развития Пермского края, просила:

- признать незаконным решение жилищной комиссии при администрации Чусовского городского округа от 21 января 2021 года об отказе в предоставлении дополнительной социальной выплаты по обеспечению жильём молодой семье ФИО1 в связи с рождением ** года ребёнка Г1.,

- возложить обязанность на администрацию Чусовского городского округа, Министерство социального развития Пермского края предоставить дополнительную социальную выплату по обеспечению жильём молодой семье ФИО1 в связи с рождением ** года ребёнка Г1. и возложить обязанность на Министерство социального развития Пермского края перечислить денежные средства на банковский счёт молодой семьи ФИО1 в соответствии с постановлением Правительства Пермского края от 1 апреля 2014 года № 215-п "О реализации мероприятий подпрограммы 1 "Социальная поддержка семей с детьми. Профилактика социального сиротства и защита прав детей-сирот" государственной программы "Социальная поддержка жителей Пермского края", утверждённой постановлением Правительства Пермского края от 3 октября 2013 года № 1321-п".

В обоснование заявленных требований указано, что молодая семья ФИО1 является участницей подпрограммы 1 "Государственная социальная поддержка семей с детьми. Профилактика социального сиротства и защита прав детей-сирот" государственной программы "Социальная поддержка жителей Пермского края",

03.06.2020 семье составом: ФИО1 и несовершеннолетний сын Б., - было выдано свидетельство № ** серии Д о праве на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья на сумму 141 947 руб.,

05.06.2020 Управлением жилищно-коммунального хозяйства и энергетики администрации Чусовского городского округа заключен Договор о предоставлении социальной выплаты,

10.06.2020 свидетельство предъявлено в ПАО Сбербанк, заключен Договор банковского счета для обслуживания целевых жилищных программ,

социальная выплата была использована на приобретение квартиры из двух комнат по адресу: ****, - общей площадью 39,6 кв. м стоимостью 550 000 руб.,

договор купли-продажи заключен 10.11.2020,

17.12.2020 денежные средства списаны в счет оплаты за приобретённую квартиру,

в период реализации свидетельства о праве на получение социальной выплаты ** у ФИО1 родилась дочь Г1.,

в январе 2021 года ФИО1 обратилась в администрацию Чусовского городского округа с заявлением на получение дополнительной социальной выплаты в связи с рождением дочери,

21.01.2021 жилищной комиссией при администрации Чусовского городского округа было принято решение об отказе в предоставлении дополнительной социальной выплаты в размере 100 % от суммы, указанной в свидетельстве от 03.06.2020, со ссылкой на несоответствие семьи условию пункта 3 подпрограммы,

с решением жилищной комиссии истец ФИО1 не согласна, поскольку пункт 3 Порядка предоставления молодой семье - участнице подпрограммы 1 "Социальная поддержка семей с детьми. Профилактика социального сиротства и защита прав детей-сирот" государственной программы "Социальная поддержка жителей Пермского края", утверждённой Постановлением Правительства Пермского края от 3 октября 2013 года № 1321-п, дополнительной социальной выплаты при рождении (усыновлении) одного ребёнка, утверждённого постановлением Правительства Пермского края от 1 апреля 2014 года № 215-п (далее по тексту – Порядок), устанавливает, что условием предоставления дополнительной социальной выплаты является рождение (усыновление) одного ребёнка в течение двух лет со дня реализации свидетельства,

фактически основанием для отказа семье в предоставлении дополнительной социальной выплаты явилось то обстоятельство, что ребёнок был рождён до реализации полученного свидетельства, тогда как Порядок не раскрывает понятие "день реализации свидетельства", дата исполнения банком распоряжения о перечислении суммы является датой предоставления социальной выплаты,

Порядок не предусматривает соответствия даты предоставления выплаты дню реализации свидетельства,

сам по себе процесс реализации свидетельства носит длительный характер и включает: получение свидетельства, предъявление его в банк, открытие блокированного банковского счета получателя социальной выплаты, заключение договора купли-продажи и др.,

таким образом, дочь ФИО1 Г1. родилась в период реализации выданного ранее свидетельства о праве на меры социальной поддержки, что не может ограничивать права семьи истца на получение государственной поддержки,

запрет на предоставление дополнительной социальной выплаты при рождении в семье ребёнка до реализации свидетельства положения Порядка не содержат,

иной подход к толкованию указанных норм Порядка в их совокупности ставит в неравное положение семьи, получившие одновременно свидетельство на меры социальной поддержки, но рождение последующих детей в которых состоялось соответственно до даты исполнения банком распоряжения о перечислении суммы, которая является датой предоставления социальной выплаты, и после указанной даты, что противоречит общим принципам Конституции Российской Федерации (части 1, 2 статьи 19, части 1 статьи 39).

Судом постановлено вышеприведённое решение, которое в апелляционной жалобе истец просит отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении иска, считает, что нарушены нормы материального права, что привело к принятию неправильного решения суда,

представитель истцов в судебном заседании суда апелляционной инстанции поддержал доводы апелляционной жалобы.

Ответчик администрация Чусовского городского округа представила письменные возражения относительно доводов апелляционной жалобы истца, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, не явились, о времени и месте судебного заседания они были извещены заблаговременно и надлежащим образом, об отложении разбирательства дела не просили, об уважительных причинах неявки не сообщил, ответчик администрация Чусовского городского округа просила рассмотреть дело в отсутствие её представителя, руководствуясь статьёй 167 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений относительно неё, проверив законность и обоснованность состоявшегося решения по правилам статьи 327.1 ГПК Российской Федерации в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия находит подлежащим отмене решение суда в связи с нарушением норм материального права (пункт 4 части первой статья 330 ГПК Российской Федерации).

Как следует из материалов дела и установлено судебной коллегией на основании имеющихся в деле доказательств, 06.04.2016 семья ФИО1 составом: ФИО1 и несовершеннолетний сын Б., - решением жилищной комиссии администрации Скальнинского сельского поселения признана молодой семьёй, нуждающейся в улучшении жилищных условий, в том числе для участия в реализации мероприятий по обеспечению жильем молодых семей подпрограммы 1 "Государственная социальная поддержка семей и детей" государственной программы "Семья и дети Пермского края", утверждённой постановлением Правительства Пермского края от 03.10.2013 № 1322-п.

Постановление Правительства Пермского края от 03.10.2013 № 1322-п утратило силу с 1 января 2018 года в связи с изданием Постановления Правительства Пермского края от 28.09.2017 № 807-п.

Жилищной комиссией при администрации Чусовского городского округа от 22.05.2020, протокол № 15, семья ФИО1 признана нуждающейся в улучшении жилищных условий в связи с желанием принять участие в реализации мероприятий по обеспечению жильем молодых семей подпрограммы 1 "Социальная поддержка семей с детьми. Профилактика социального сиротства и защита прав детей сирот" государственной программы "Социальная поддержка жителей Пермского края", утверждённой постановлением Правительства Пермского края от 03.10.2013 № 1321-п.

03.06.2020 ФИО1, как участнице подпрограммы 1 "Социальная поддержка семей с детьми. Профилактика социального сиротства и защита прав детей сирот" государственной программы "Социальная поддержка жителей Пермского края", выдано свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья № **, действительное до 03.12.2020 (включительно), на сумму 141 947 руб. на приобретение (строительство) жилья на территории Пермского края.

С условием использования социальной выплаты ФИО1 и Б., действующий с согласия матери, 10.11.2020 заключили договор купли-продажи квартиры, денежные средства в сумме 141 947 руб. перечислены банком согласно платёжному поручению № ** от 17.12.2020.

14.01.2021 ФИО1 обратилась с адресованным Министерству социального развития Пермского края заявлением на получение дополнительной социальной выплаты молодой семьёй - участницей подпрограммы 1 "Социальная поддержка семей с детьми. Профилактика социального сиротства и защита прав детей сирот" государственной программы "Социальная поддержка жителей Пермского края", при рождении (усыновлении) одного ребёнка, обосновывая тем, что ** у неё родилась дочь Г1.

В соответствии с протоколом от 21.01.2021 № 3 жилищная комиссия при администрации Чусовского городского округа приняла решение об отказе в предоставлении семье ФИО1 дополнительной социальной выплаты на основании пункта 13.3 Порядка предоставления молодой семье-участнице подпрограммы 1 "Социальная поддержка семей с детьми. Профилактика социального сиротства и защита прав детей сирот" государственной программы "Социальная поддержка жителей Пермского края", утверждённого постановлением Правительства Пермского края от 03.10.2013 № 1321-п, в связи с несоответствием участницы подпрограммы условию, указанному в пункте 3 Порядка.

Постановлением Правительства Пермского края от 01.04.2014 № 215-п "О реализации мероприятий подпрограммы 1 "Социальная поддержка семей с детьми. Профилактика социального сиротства и защита прав детей-сирот" государственной программы "Социальная поддержка жителей Пермского края", утверждённой Постановлением Правительства Пермского края от 3 октября 2013 года N 1321-п", утверждён Порядок предоставления молодой семье - участнице подпрограммы "Социальная поддержка семей с детьми. Профилактика социального сиротства и защита прав детей-сирот" государственной программы "Социальная поддержка жителей Пермского края", утверждённой постановлением Правительства Пермского края от 3 октября 2013 года № 1321-п, дополнительной социальной выплаты при рождении (усыновлении) одного ребёнка.

В соответствии с пунктом 2 данного Порядка дополнительная выплата предоставляется молодой семье - участнице Подпрограммы в размере 100 процентов от суммы, указанной в свидетельстве, путем перечисления соответствующих денежных средств на банковский счет участницы Подпрограммы.

Согласно пункту 3 Порядка условием представления дополнительной социальной выплаты является рождение (усыновление) одного ребёнка в течение двух лет со дня реализации свидетельства.

Согласно абзацу второму пункта 6.3 Порядка социальная выплата считается предоставленной участнице Подпрограммы с даты исполнения банком распоряжения распорядителя счета о перечислении банком зачисленных на его банковский счет средств в счет оплаты приобретаемого жилого помещения, оплаты первоначального взноса при получении жилищного кредита, в том числе ипотечного, или займа на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома, договора с уполномоченной организацией, погашения основной суммы долга и уплаты процентов по ипотечному жилищному кредиту или займу на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома либо уплаты оставшейся части паевого взноса члена кооператива.

Принимая решение об отказе в удовлетворении иска, суд первой инстанции исходил из того, что права истца как участника названной выше подпрограммы ответчиками не нарушены,

ребёнок у ФИО1 родился не в течение двух лет со дня реализации свидетельства, которое, по смыслу названного выше Порядка, связано с датой исполнения банком распоряжения распорядителя счета о перечислении банком зачисленных на его банковский счет средств, но в период реализации данного свидетельства, что и послужило основанием для принятия оспариваемого решения в соответствии с подпунктом 13.3 пункта 13 Порядка,

ФИО1 не реализовала в рамках подпрограммы свои права, связанные с изменением количественного состава семьи, что является личным усмотрением участника мероприятий по обеспечению жильем молодых семей.

Судебная коллегия считает, что данные выводы суда первой инстанции об отказе в удовлетворении исковых требований являются ошибочными, не соответствуют обстоятельствам дела, основаны на неправильном применении норм материального права, регулирующих спорные отношения.

По мнению судебной коллегии заслуживают внимания доводы апелляционной жалобы истца о том, что в соответствии с пунктом 3 Порядка условием представления дополнительной социальной выплаты является рождение (усыновление) одного ребёнка в течение двух лет со дня реализации свидетельства,

03.06.2020 ФИО1, как участнице подпрограммы 1 "Социальная поддержка семей с детьми. Профилактика социального сиротства и защита прав детей сирот" государственной программы "Социальная поддержка жителей Пермского края", выдано свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья № **, действительное до 03.12.2020 (включительно), на сумму 141 947 руб. на приобретение (строительство) жилья на территории Пермского края,

10.06.2020 свидетельство предъявлено в ПАО Сбербанк, заключен Договор банковского счета для обслуживания целевых жилищных программ,

таким образом, реализация свидетельства произведена стороной ответчиков в пользу семьи истца в период с 3 по 10 июня 2020 года, последующие действия истца были направлены на получение денежных средств по реализованному в пользу его семьи свидетельству о праве на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья № ** серии Д,

в период заключения истцом договора купли-продажи квартиры и получения денежных средств по реализованному в пользу семьи истца свидетельству о праве на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья у ФИО1 ** родилась дочь Г1.

В соответствии с пунктами 1 и 2 Порядка дополнительная социальная выплата за счет средств бюджета Пермского края предоставляется молодой семье - участнице мероприятий по обеспечению жильем молодых семей подпрограммы 1 "Социальная поддержка семей с детьми. Профилактика социального сиротства и защита прав детей-сирот" государственной программы "Социальная поддержка жителей Пермского края" при рождении (усыновлении) одного ребёнка в течение двух лет со дня реализации свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья в размере 10 процентов расчётной (средней) жилья,

дополнительная выплата предоставляется молодой семье - участнице Подпрограммы в размере 100 процентов от суммы, указанной в свидетельстве, путем перечисления соответствующих денежных средств на банковский счет участницы Подпрограммы.

Поэтому решение жилищной комиссией при администрации Чусовского городского округа от 21.01.2021 об отказе семье истца в предоставлении дополнительной социальной выплаты в размере 100 % от суммы, указанной в свидетельстве от 03.06.2020, со ссылкой на несоответствие семьи условию пункта 3 Порядка следует признать незаконным,

такое решение администрации Чусовского городского округа основано на неверном толковании норм материального права о праве семьи истца на предоставление дополнительной социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья при рождении одного ребёнка 23 октября 2020 года в течение двух лет со дня реализации свидетельства от 3 июня 2020 года о праве на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья в размере 10 процентов расчётной (средней) жилья,

указанное решение противоречит задачам подпрограммы 1 "Социальная поддержка семей с детьми. Профилактика социального сиротства и защита прав детей-сирот" государственной программы "Социальная поддержка жителей Пермского края", утверждённой Постановлением Правительства Пермского края от 3 октября 2013 года № 1321-п: создание условий для улучшения благосостояния семей с детьми, сокращение бедности среди семей с детьми, поддержка семей, воспитывающих детей, нуждающихся в особой заботе государства.

При изложенных обстоятельствах у суда первой инстанции отсутствовали основания для отказа в удовлетворении исковых требований, вследствие чего состоявшееся решение нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене.

Отменяя решение суда первой инстанции, судебная коллегия, руководствуясь положениями указанных норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, полагает возможным постановить по делу новое решение об удовлетворении иска, поскольку все обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены, следует признать незаконным решение жилищной комиссии при администрации Чусовского городского округа от 21 января 2021 года об отказе в предоставлении дополнительной социальной выплаты по обеспечению жильём молодой семье ФИО1 в связи с рождением ребёнка ** года,

возложить обязанность на администрацию Чусовского городского округа, Министерство социального развития Пермского края предоставить дополнительную социальную выплату по обеспечению жильём молодой семье ФИО1 в связи с рождением ребёнка ** года, и возложить обязанность на Министерство социального развития Пермского края перечислить денежные средства на банковский счёт молодой семьи ФИО1 в соответствии с постановлением Правительства Пермского края от 1 апреля 2014 года № 215-п "О реализации мероприятий подпрограммы 1 "Социальная поддержка семей с детьми. Профилактика социального сиротства и защита прав детей-сирот" государственной программы "Социальная поддержка жителей Пермского края", утверждённой постановлением Правительства Пермского края от 3 октября 2013 года № 1321-п",

обязанности органа местного самоуправления администрацию Чусовского городского округа изложены в пунктах 6, 12, 14 Порядка, обязанности Министерства социального развития Пермского края изложены в пункт 15 Порядка.

В пункте 73 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22.06.2021 № 16 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции" предусмотрено, что в случае изменения судом апелляционной инстанции судебного постановления суда первой инстанции, а также в случае его отмены и принятия нового судебного постановления суд апелляционной инстанции изменяет или отменяет решение суда первой инстанции о распределении судебных расходов, в том числе если это сделано отдельным постановлением суда первой инстанции (часть 3 статьи 98 ГПК РФ),

если суд апелляционной инстанции не изменил распределение судебных расходов, то в соответствии с частью 1 статьи 103.1 ГПК РФ этот вопрос разрешается судом первой инстанции по заявлению заинтересованного лица, которое может быть подано в суд, рассматривавший дело в качестве суда первой инстанции, в течение трёх месяцев со дня вынесения апелляционного определения, данный срок может быть восстановлен судом первой инстанции в случае его пропуска по уважительным причинам (часть 2 статьи 103.1 ГПК РФ),

поэтому стороне истца следует обратиться в суд первой инстанции с заявлением для возмещения судебных расходов по настоящему делу в установленном ГПК Российской Федерации порядке.

Руководствуясь статьями 328, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

Решение Чусовского городского суда Пермского края от 12 мая 2021 года отменить полностью и принять по делу новое решение.

Исковые требования ФИО1, действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетних Б., Г1., к администрации Чусовского городского округа, Министерству социального развития Пермского края удовлетворить полностью.

Признать незаконным решение жилищной комиссии при администрации Чусовского городского округа от 21 января 2021 года об отказе в предоставлении дополнительной социальной выплаты по обеспечению жильём молодой семье ФИО1 в связи с рождением ребёнка ** года.

Возложить обязанность на администрацию Чусовского городского округа, Министерство социального развития Пермского края предоставить дополнительную социальную выплату по обеспечению жильём молодой семье ФИО1 в связи с рождением ребёнка ** года, и возложить обязанность на Министерство социального развития Пермского края перечислить денежные средства на банковский счёт молодой семьи ФИО1 в соответствии с постановлением Правительства Пермского края от 1 апреля 2014 года № 215-п "О реализации мероприятий подпрограммы 1 "Социальная поддержка семей с детьми. Профилактика социального сиротства и защита прав детей-сирот" государственной программы "Социальная поддержка жителей Пермского края", утверждённой постановлением Правительства Пермского края от 3 октября 2013 года № 1321-п"

Председательствующий

Судьи