ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-810-2021 от 11.03.2021 Курского областного суда (Курская область)

Судья Перфильева Н.А.

46RS0031-01-2020-003652-91 Дело № 33-810 – 2021 г.

КУРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУДАПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Курск

Судебная коллегия по гражданским делам Курского областного суда в составе

председательствующего Апалькова А.М.,

судей Брынцевой Н.В. и Клевцовой Г.П.,

с участием помощника судьи Шестопаловой Г.Ю.,

при секретаре Сибилевой Г.Г.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело

по иску Романова Владимира Леонидовича к Управлению на транспорте МВД России по ЦФО, Федеральному агентству по управлению государственным имуществом в лице Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственными имуществом в Курской и Белгородской областях, МВД России о признании недействительным договора безвозмездного пользования жилым помещением, обязании заключить договор социального найма жилого помещения, о передаче жилого помещения из федеральной собственности в муниципальную собственность,

поступившее с апелляционной жалобой МВД России, Управления на транспорте МВД России по ЦФО и третьего лица Курского линейного отдела МВД России на транспорте по доверенностям Гайдуковой Ю.П. на решение Промышленного районного суда г. Курска от 2 декабря 2020 года, которым постановлено:

«Исковые требования Романова Владимира Леонидовича к Управлению на транспорте МВД России по ЦФО, Федеральному агентству по управлению государственным имуществом в лице Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственными имуществом в Курской и Белгородской областях, МВД России о признании недействительным договора безвозмездного пользования жилым помещением, об обязании заключить договор социального найма жилого помещения, передачи жилого помещения из федеральной собственности в муниципальную собственность удовлетворить.

Признать договор безвозмездного пользования жилым помещением № 143 от 30.07.2018 года, заключенный между УТ МВД России по ЦФО и Романовым Владимиром Леонидовичем, недействительным.

Обязать УТ МВД России по ЦФО устранить допущенные нарушения прав и законных интересов истца путем заключения с Романовым В.Л. договора социального найма квартиры в жилом доме по адресу: <адрес>

Обязать МТУ Росимущества в Курской и Белгородской областях совершить все необходимые действия по передаче кв. в жилом доме по адресу: <адрес> из федеральной собственности в муниципальную собственность в соответствии с положениями п. 4.2.11 Положения о Межрегиональном территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Курской и Белгородской областях, утвержденного Приказом Росимущества от 19.12.2016 N 473.

Обязать МВД РФ подготовить все необходимые документы, предусмотренные п.п. «д» п. 1 постановления Правительства РФ от 13.06.2006 N 374 «О перечнях документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность, из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную собственность или муниципальную собственность, из муниципальной собственности в федеральную собственность или собственность субъекта Российской Федерации», для передачи кв. № в жилом доме по адресу: <адрес><адрес>» из федеральной собственности в муниципальную собственность.

Обязать УТ МВД РФ по ЦФО подготовить все необходимые документы, предусмотренные п.п. «а – г, е – м» п. 1 постановления Правительства РФ от 13.06.2006 N 374 «О перечнях документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность, из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную собственность или муниципальную собственность, из муниципальной собственности в федеральную собственность или собственность субъекта Российской Федерации», для передачи кв. № в жилом доме по адресу: <адрес> из федеральной собственности в муниципальную собственность».

Заслушав доклад судьи Апалькова А.М., объяснения представителя ответчика Управления на транспорте МВД России по ЦФО, МВД РФ и третьего лица Курского линейного отдела МВД России на транспорте по доверенностям Гайдуковой Ю.П., поддержавшей апелляционную жалобу, представителя истца Романова В.Л. по доверенности Асеевой И.В., возражавшей против удовлетворения жалобы, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Романов В.Л. обратился в суд с иском к Управлению на транспорте МВД России по ЦФО, Федеральному агентству по управлению государственным имуществом в лице Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственными имуществом в Курской и Белгородской областях, МВД России о признании недействительным договора безвозмездного пользования жилым помещением, обязании заключить договор социального найма жилого помещения, о передаче жилого помещения из федеральной собственности в муниципальную собственность, ссылаясь на то, что распоряжением Межрегионального территориального Управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Курской и Белгородской областях №137-р от 28.03.2018 г. закреплено на праве оперативного управления за Управлением на транспорте МВД РФ по Центральному федеральному округу недвижимое имущество – квартира № площадью 54.8 кв.м. в <адрес>. Согласно протоколу от 21 мая 2018 года № 4/2018 заседания жилищно-бытовой комиссии Курского ЛO МВД России на транспорте и протоколу от 29 июня 2018 года № 3/2018 комиссии по жилищно-бытовым вопросам УТ МВД России по ЦФО по вопросу о распределении и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в жилом доме в <адрес> было решено предоставить Романову В.Л. на условиях социального найма квартиру в доме <адрес><адрес>. Однако 30 июля 2018 года Управлением на транспорте МВД РФ по Центральному округу в лице начальника Калинкина О.В. с истцом был заключен договор № безвозмездного пользования данным жилым помещением.

Истец проходил службу в органах внутренних дел с 1985 года по 2003 год. 8 декабря 2003 года уволен по выслуге срока службы, дающего право на пенсию. С 17 августа 1999 года поставлен на учет по улучшению жилищных условий. На обращение Романова В.Л. от 26.12.2018 г. в УТ МВД России по ЦФО с просьбой о заключении с ним договора социального найма квартиры, дачи согласия на ее приватизацию ему было отказано.

Просил обязать УТ МВД России по ЦФО устранить допущенные нарушения прав и законных интересов истца и заключить с Романовым В.Л. договор социального найма квартиры в доме <адрес><адрес> Обязать ответчиков совершить необходимые действия по передаче <адрес> по <адрес> из федеральной собственности в муниципальную собственность муниципального образования «<адрес>» в соответствии с п. 1 ст. 6 Федерального закона от 19.07.2011 N 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», п. 1 постановления Правительства РФ от 13.06.2006 N 374 «О перечнях документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную, из собственности субъекта РФ в федеральную собственность или муниципальную собственность, из муниципальной собственности в федеральную собственность или собственность субъекта Российской Федерации, в соответствии с п. 4.2 приказа Росимущества от 19.12.2016 N 473 «О реорганизации территориальных управлений Федерального агентства по управлению государственным имуществом» (вместе с «Положением о Межрегиональном территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Курской и Белгородской областях»).

Судом постановлено указанное решение.

В апелляционной жалобе представитель ответчиков МВД России, Управления на транспорте МВД России по ЦФО и третьего лица Курского линейного отдела МВД России на транспорте по доверенностям Гайдукова Ю.П. просит отменить решение как незаконное.

В возражении на апелляционную жалобу представитель истца Романова В.Л. по доверенности Асеева И.В. считает решение законным и обоснованным и просит оставить его без изменений.

Рассмотрев апелляционную жалобу в пределах изложенных в ней доводов, оценив имеющиеся в деле доказательства, судебная коллегия считает решение суда подлежащим оставлению без изменений.

Разрешая спор, суд исходил из положений норм материального права, регулирующих отношения в сфере жилищного законодательства, регламентирующих обеспечение жилыми помещениями сотрудников органов внутренних дел.

Отношения, связанные с обеспечением сотрудников органов внутренних дел жилыми помещениями, а также с предоставлением им иных социальных гарантий, регулируются Федеральным законом от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В части 1 ст. 6 данного Федерального закона предусмотрено предоставление жилого помещения жилищного фонда РФ по договору социального найма сотрудникам органов внутренних дел РФ, гражданам РФ, уволенным со службы в органах внутренних дел и принятым на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 1 марта 2005 г., и совместно проживающим с ними членам их семей.

Данное положение основано на норме ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 29.12.2004 г. N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», согласно которой граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года (до вступления в силу Жилищного кодекса РФ) в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма.

Там же установлено, что указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 – 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие данного Кодекса (т.е. до 1 марта 2005 г.) давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма; указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном ЖК РФ, с учетом положений данной части.

Согласно позиции Конституционного Суда России, изложенной в определении от 1.12.2009 г. N 1549-О-П по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования часть 2 ст. 6 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» не предполагает возможность снятия с учета нуждающихся в жилых помещениях граждан, до 1 марта 2005 г. принятых на учет для предоставления жилья по договорам социального найма, по причине изменения после указанной даты в законодательном порядке оснований постановки на такой учет.

В соответствии с ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» указанным в данной норме лицам жилые помещения жилищного фонда РФ предоставляются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел по договору социального найма с последующей передачей этих помещений в муниципальную собственность.

Суд установил, что Романов В.Л. проходил службу в органах внутренних дел с 1985 года по 2003 год, уволен по выслуге срока службы, дающего право на пенсию. С 17 августа 1999 года поставлен на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.

Согласно протоколам заседания жилищно-бытовой комиссии Курского ЛО МВД России на транспорте от 21 мая 2018 года № 4/2018 и от 22 мая 2018 года № 5/2018 было решено предоставить Романову В.Л. на условиях социального найма <адрес> с заключением договора социального найма на данное жилое помещение. Но, вопреки принятым решениям, 30 июля 2018 года с истцом был заключен договор безвозмездного бессрочного пользования указанной квартирой.

Суд, основываясь на приведенных положениях закона и установленных обстоятельствах дела, правильно пришел к выводу, что заключение договора безвозмездного бессрочного пользования с Романовым В.Л. как с работником органов внутренних дел, ушедшим в отставку, не предусмотрено Постановлением Правительства РФ от 26.01.2006 г. N 42 и Федеральным законом от 19.07.2011 г. N 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Согласно распоряжению МТУ Росимущества в Курской и Белгородской областях № 137-р от 28.03.2018 г., <адрес> передана в оперативное управление УТ МВД России по ЦФО.

Согласно ч. 2 ст. 44 Закона «О полиции» полиция имеет специализированный жилищный фонд, формируемый федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно правовой позиции Верховного Суда РФ, изложенной в Определении Судебной коллегии по гражданским делам от 16.02.2016 г. N 37-КГ15-8, в соответствии с предусмотренными сметами управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъектам Российской Федерации за счет средств федерального бюджета осуществляют строительство жилых помещений и предоставляют их по договорам социального найма сотрудникам (работникам), принятым на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в установленном порядке. Полномочиями по реализации жилищных прав сотрудников и работников органов внутренних дел в ином порядке, ответчик не обладает.

То есть, суд правильно пришел к выводу, что действующее законодательство предусматривает наличие у полиции специализированного жилищного фонда либо осуществление строительства жилых помещений и предоставление их по договорам социального найма сотрудникам (работникам), принятым на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в установленном порядке, с последующей передачей этих помещений в муниципальную собственность.

Как установлено, квартира в доме <адрес> не была включена в специализированный жилищный фонд и не была предоставлена по договору социального найма с последующей передачей этих помещений в муниципальную собственность.

Оценивая договор безвозмездного пользования, суд правильно указал, что согласно п. 8 Типового положения о находящемся в государственной собственности служебном жилищном фонде, переданном в оперативное управление органам внутренних дел, органам Федеральной службы безопасности, органам по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенным органам Российской Федерации и внутренним войскам Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2002 г. N 897, срок найма служебного жилого помещения устанавливается балансодержателем и не может превышать период службы (военной службы) сотрудника (военнослужащего). А истец является пенсионером МВД и спорная квартира не может быть предоставлена ему на период службы.

Согласно ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

Романов В.Л. состоял на очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий с 17 августа 1999 года, был принят Курским ЛОВД России на транспорте на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения до 1 марта 2005 года и у него возникло право на получение квартиры на условиях договора социального найма.

Отсюда, в силу наличия у Романова В.Л. права на предоставление жилого помещения на условиях договора социального найма, ответчиком необоснованно предоставлено ему как сотруднику ОВД, не имеющему иного жилья, жилое помещение на условиях безвозмездного пользования. Поэтому заключенный между сторонами договор безвозмездного пользования от 30.07.2018 года обоснованно признан судом недействительным.

Доводы жалобы о том, что право распоряжения жилыми помещениями, находящимися на праве оперативного управления, ограничено согласием собственника имущества, которое отсутствует, рассмотрены судом и также обоснованно отвергнуты.

Согласно п. 14.7 Положения об УТ МВД РФ по ЦФО, утвержденного Приказом МВД РФ от 01.07.2011 г. № 781, управление в целях реализации свои полномочий имеет право осуществлять управление жилищным фоном, закрепленным на праве оперативного управления, в соответствии с его назначением. Поскольку спорное жилое помещение было предоставлено истцу в порядке, установленном законом, Управление, являющееся обязанной стороной договора, неправомерно уклоняется от заключения с истцом договора социального найма. Согласно п. 9 Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 21.12.2016 N 699 «Об утверждении Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации» МВД России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом органов внутренних дел.

Выводы суда о наличии оснований для удовлетворения иска основаны на нормах материального права и представленных сторонами доказательствах. Данная этим доказательствам оценка отвечает требованиям процессуального закона об относимости, допустимости и достоверности. Иных доказательств, которые опровергали выводу суда, ответчиками не представлено.

Иные доводы апелляционной жалобы дублируют основные доводы, которые рассмотрены судом, не имеют правового значения для дела и также не влияют на законность и обоснованность принятого решения.

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

Решение Промышленного районного суда г. Курска от 2 декабря 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ответчиков МВД России, Управления на транспорте МВД России по ЦФО и третьего лица Курского линейного отдела МВД России на транспорте по доверенностям Гайдуковой Ю.П. без удовлетворения.

Председательствующий

судьи