ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-8121/19 от 19.06.2019 Волгоградского областного суда (Волгоградская область)

Судья Галахова И.В. Дело № 33 – 8121/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г.Волгоград 19 июня 2019г.

Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:

председательствующего судьи Олейниковой В.В.,

судей Лисовского А.М., Алябьева Д.Н.,

при секретаре Вершковой Ю.Г.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к ООО «Концессии теплоснабжения» о возложении обязанности установить общедомовой (коллективный) прибор учёта тепловой энергии в многоквартирном доме,

по апелляционной жалобе истца ФИО1 на решение Центрального районного суда г.Волгограда от 11 марта 2019г., которым в удовлетворении иска ФИО1 к ООО «Концессии теплоснабжения» о возложении обязанности установить общедомовой (коллективный) прибор учёта тепловой энергии в многоквартирном доме – отказано.

Заслушав доклад судьи Лисовского А.М., судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда

установила:

ФИО1 обратился в суд с вышеназванным иском к ООО «Концессии Теплоснабжения» о возложении обязанности установить общедомовой (коллективный) прибор учёта тепловой энергии в многоквартирном доме.

В обоснование заявленных требований указал, что является собственником <адрес>, расположенной в <адрес>, который обслуживается ООО «УК Центрального района».

Согласно ответу ООО «УК Центрального района» указанный многоквартирный дом не оборудован общедомовым прибором учёта, в связи с чем начисление платы осуществляется по нормативам потребления тепловой энергии.

На основании договора № 006030 от 1 октября 2016г. поставщиком услуг тепловой энергии в <адрес> в <адрес> является ООО «Концессии теплоснабжения».

Ссылаясь на указанное, а также положения Федерального закона от 23 ноября 2009г. №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности…», согласно которым, в случае неисполнения собственниками помещений многоквартирных домов в установленный срок обязанности по оснащению этих домов коллективными приборами учёта, считает, что установка таких приборов должна быть произведена в срок до 1 июля 2013г. ресурсоснабжающими организациями за счёт собственников помещений указанных домов.

Поскольку в указанном многоквартирном доме отсутствует коллективный прибор учёта тепловой энергии, нарушаются требования федерального законодательства, а также его права как собственника жилого помещения.

В этой связи, ФИО1 просил возложить на ООО «Концессии теплоснабжения» обязанность в трёхмесячный срок со дня вступления судебного решения в законную силу совершить действия по установке (оснащению) общедомовым (коллективным) прибором учёта тепловой энергии, используемой собственниками помещений в многоквартирном <адрес>.

Судом первой инстанции постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе истец ФИО1 оспаривает законность и обоснованность постановленного судом первой инстанции решения, в виду неправильного применения норм материального и процессуального права, несоответствия выводов фактическим обстоятельствам дела, неправильной оценки представленным в дело доказательствам, в связи с чем просит его отменить, принять по делу новое решение, которым заявленные требования удовлетворить.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещённые о времени и месте рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции, в судебное заседание не явились, доказательств уважительности причин неявки не представили, в связи с чем на основании ст.167 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, оценив имеющиеся в деле доказательства, судебная коллегия приходит к следующему.

Из представленных материалов дела следует, что ФИО1 является собственником <адрес>.

Согласно договору управления многоквартирным домом от 1 июня 2010г. № 03-70-15, многоквартирный <адрес> находится в управлении ООО «УК Центрального района».

8 февраля 2019 г. ООО «УК Центрального района» обратилось в ООО «Концессии теплоснабжения» с заявлением № УКЦ1902/318 от 8 февраля 2019г. о заключении договора на установку (замену) и эксплуатацию приборов учёта используемых энергетических ресурсов в указанном многоквартирном доме.

21 февраля 2019г. проведено совместное с представителями ООО «Концессии теплоснабжения» и ООО «УК Центрального района» обследование внутридомовых инженерных сетей многоквартирного <адрес> на предмет наличия (отсутствия) технической возможности установки общедомового узла учёта тепловой энергии, по итогам которого составлен соответствующий акт от 21 февраля 2019г.

В результате проведённого обследования установлено наличие технической возможности устройства общедомового прибора учёта тепловой энергии в многоквартирном <адрес>.

В настоящее время договор находится на согласовании в ООО «УК Центрального района».

Отношения по энергосбережению и повышению энергетической эффективности регулируются Федеральным законом от 23 ноября 2009г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», целью которого является создание правовых, экономических и организационных основ стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

В соответствии со ст.13 названного Закона до 1 июля 2012г. собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введённых в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учёта используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учёта в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учёта используемых: воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учёта используемых воды, электрической энергии (ч.5).

В случае неисполнения собственниками помещений многоквартирных домов в установленный срок обязанности по оснащению этих домов коллективными приборами учёта, установка таких приборов должна быть произведена в срок до 1 июля 2013г. соответствующими ресурсоснабжающими организациями за счёт собственников помещений указанных домов (ч.12).

Таким образом, нормами Федерального закона № 261-ФЗ обязанность по оснащению многоквартирного дома общедомовыми приборами учёта потребляемых ресурсов возложена на собственников помещений дома.

Проведение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности многоквартирного дома, которые обязательны в силу Федерального закона от 23 ноября 2009г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» для собственников помещений в многоквартирном доме, становится обязательным и для соответствующей управляющей компании. Поэтому в силу ч.4 ст.12 указанного закона именно на лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, отнесена обязанность проводить таковые мероприятия, включая установку общедомовых приборов учёта, за исключением случаев проведения указанных мероприятий ранее и сохранения результатов их проведения.

В соответствии с ч.11 ст.2 Закона № 261-ФЗ лицом ответственным за содержание многоквартирного дома, является лицо, на которое в соответствии с жилищным законодательством возложены обязанности по управлению многоквартирным домом.

Подпунктом «а» п. 16 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждённых постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006г. № 491, определено, что надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений путём заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией – в соответствии с ч.5 ст.161 и ст.162 Жилищного кодекса РФ.

В соответствии с п. 6 Правил № 491 коллективные (общедомовые) приборы учёта тепловой энергии включаются в состав общего имущества многоквартирного дома.

Содержание общего имущества включает в себя проведение обязательных в отношении общего имущества мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенных в утверждённый в установленном законодательством Российской Федерации порядке перечень мероприятий; обеспечение установки и ввода в эксплуатацию, в том числе коллективных (общедомовых) приборов учёта тепловой энергии, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учёта и т.д.) (пп. «и», «к» п. 11 Правил № 491).

Управляющая организация при управлении многоквартирным домом в силу ч.2.3 ст.161 Жилищного кодекса РФ несёт ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством РФ правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.

Работы по установке приборов учёта используемых энергетических ресурсов в многоквартирном жилом доме отнесены к обязательным работам по содержанию жилого дома и должны осуществляться независимо от того, имеется ли по вопросу необходимости их выполнения решение общего собрания собственников помещений в доме.

В соответствии с ч.9 ст.13 Закона № 261-ФЗ организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учёта используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учёта используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.

Данные организации не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учёта используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Цена такого договора определяется соглашением сторон. Порядок заключения и существенные условия такого договора утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Порядок заключения и существенные условия договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учёта используемых энергетических ресурсов утверждён приказом Министерства энергетики РФ от 7 апреля 2010г. № 149 (далее – Порядок № 149).

В п. 3 Порядка № 149 определено, что договор является публичным договором и заключается между организацией, которая осуществляет снабжение энергетическим ресурсом или его передачу и сети инженерно-технического обеспечения которой имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих оснащению приборами учёта используемых энергетических ресурсов (далее – исполнитель), и обратившимся к исполнителю с предложением заключить договор собственников (физическое или юридическое лицо, либо уполномоченное им лицо) (далее – заказчик) здания, строения, сооружения, помещения в многоквартирном доме, иного объекта, в процессе эксплуатации которого используются энергетические ресурсы, в том числе временного объекта, подлежащего оснащению приборами учёта используемых энергетических ресурсов, и имеющего непосредственное присоединение к сетям инженерно-технического обеспечения исполнителя (далее – объект заказчика), в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации с учётом особенностей, предусмотренных названным порядком.

В качестве заказчика по договору об установке (замене) и (или) эксплуатации коллективных приборов учёта используемых энергетических ресурсов может выступать лицо, ответственное за содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, либо лицо, представляющее интересы собственников жилых (дачных, садовых) домов, объединенных общими сетями инженерно-технического обеспечения.

При таких обстоятельствах, учитывая, что собрания собственников дома по вопросу установки коллективного (общедомового) прибора учёта тепловой энергии было не принято, при этом договор на установку общедомового прибора учёта с ООО «Концессии теплоснабжения» вправе заключить только лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, то есть ООО «УК Центрального района», суд первой инстанции верно признал заявленные требования неправомерными, в связи с чем отказал в иске.

Кроме того, суд первой инстанции верно указал, что действующим законодательством не предусмотрено обращение в индивидуальном порядке собственника квартиры в многоквартирном доме с заявлением об установке общедомового прибора учёта.

Судебная коллегия также принимает во внимание, что во исполнение требований п.11 Порядка № 149, согласно которым при наличии технической возможности выполнить работы по установке общедомового прибора учёта, исполнитель после проведения осмотра объекта, направляет заказчику для подписания проект договора, в настоящее время в ООО «УК Центрального района» находится на согласовании договор по установке общедомового прибора учёта тепловой энергии.

При таких обстоятельствах, оснований не согласиться с обоснованностью и правомерностью постановленного судом первой инстанции по делу решения у судебной коллегии не имеется.

При этом, судебная коллегия отклоняет доводы апелляционной жалобы о том, что судом первой инстанции были рассмотрены иные требования, нежели заявлены истцом, поскольку, как верно указано судом первой инстанции обращение в индивидуальном порядке собственника квартиры в многоквартирном доме с заявлением об установке общедомового прибора учёта, не предусмотрено, при этом, со своей стороны ответчик исполнил предусмотренные Порядком № 149 действия, направленные на заключение с правомочным лицом договора на установку общедомового прибора учёта тепловой энергии.

Таким образом, предметом рассмотрения суда первой инстанции были именно требования о возложении на ответчика обязанности по совершению действий по установке общедомового прибора учёта тепловой энергии, оснований для удовлетворения которых, суд первой инстанции правомерно не усмотрел.

Выводы суда первой инстанции согласуются с положениями приведённых норм права в единой взаимосвязи с доказательствами по делу, в связи с чем подлежат отклонению доводы апелляционной жалобы о неверном применении судом первой инстанции норм материального права.

Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, по существу сводятся к несогласию с принятым решением и не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судебной коллегией несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального и процессуального права, и не могут служить основанием для отмены судебного решения.

При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований к его отмене, о чём содержится просьба в апелляционной жалобе, не усматривается.

На основании изложенного, руководствуясь ст.328Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда

определила:

решение Центрального районного суда г.Волгограда от 11 марта 2019г. – оставить без изменения, апелляционную жалобу истца ФИО1 – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: