ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-8122/2016 от 25.10.2016 Оренбургского областного суда (Оренбургская область)

дело № 33-8122/2016

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г.Оренбург

Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе:

председательствующего судьи Федотовой Е.В.,

судей Полтевой В.А., Имамовой Р.А.,

при секретаре Шишко Е.И.,

рассмотрела 25 октября 2016 года в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ФИО1 на решение Ленинского районного суда г.Оренбурга от 28 июля 2016 года по делу по иску ФИО1 к администрации г.Оренбурга, Управлению Министерства внутренних дел России по Оренбургской области о признании членом семьи вынужденного переселенца и включении в сводный список.

Заслушав доклад судьи Федотовой Е.В., пояснения представителя ФИО1, Г. О.Н. (ордер от 25.10.2016 г.), поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителя УМВД России по Оренбургской области, Ж. В.М. (доверенность от 18.02.2016 г.), полагавшей решение суда законным и обоснованным, оценив доводы апелляционной жалобы и письменных возражений на нее, рассмотрев материалы дела в пределах этих доводов,

УСТАНОВИЛА:

ФИО1 обратилась в суд с вышеназванным исковым заявлением к администрации г.Оренбурга, УМВД России по Оренбургской области, указав, что она и ее дочь ФИО2 имеют статус вынужденных переселенцев с 15.10.1998 г. и включены в список вынужденных переселенцев. Совместно с ними проживает ФИО3, ее внучка.

В связи с изложенным просила признать ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, членом ее семьи и включить в сводный список вынужденных переселенцев, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

При рассмотрении дела судом постановлено решение об отказе в удовлетворении исковых требований ФИО1

С решением суда ФИО1 не согласна и в своей апелляционной жалобе просит об отмене судебного постановления, ссылаясь на его незаконность и необоснованность по основаниям, изложенным в жалобе.

В судебном заседании апелляционной инстанции ФИО1, ФИО2, представитель администрации г.Оренбурга, надлежащим образом извещенные о месте и времени его проведения, не присутствовали, судебная коллегия определила рассмотреть апелляционную жалобу в порядке статьи 167 ГПК РФ в отсутствие не явившихся лиц.

В соответствии с частью 1 статьи 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления. С учетом указанной правовой нормы судебная коллегия проверяет законность оспариваемого решения в пределах доводов апелляционной жалобы.

Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы, приходит к следующему.

Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что ФИО1 и ее дочь ФИО4 имеют статус вынужденных переселенцев с 15.12.1998 г., имеют соответствующие удостоверения; с 03.05.2005 г. зарегистрированы и проживают по адресу: <...>, ком. 102.

ДД.ММ.ГГГГ г. родилась ФИО3, матерью которой является ФИО2

Отказывая в удовлетворении исковых требований к администрации г.Оренбурга в части признания ФИО3 членом семьи вынужденного переселенца, суд пришел к выводу об отсутствии оснований для признания ФИО3 членом семьи вынужденного переселенца. При этом исходил из того, что Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации Подпрограммы не предусматривают включение внуков в состав семьи получателя сертификата.

Между тем, судебная коллегия не может согласиться с выводом суда в указанной части, поскольку он основан на неверном толковании закона.

Исходя из совокупности положений статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 2 части 1 статьи 7 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 года № 4530-1 «О вынужденных переселенцах», пунктов 37, 38 Положения о жилищном обустройстве вынужденных переселенцев в Российской Федерации (Постановление Правительства Российской Федерации от 08 ноября 2000 года № 845) учет вынужденных переселенцев, нуждающихся в улучшении жилищных условий осуществляют органы местного самоуправления по месту жительства вынужденных переселенцев в соответствии с жилищным законодательством путем ведения единого списка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Для принятия на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вынужденные переселенцы лично подают в установленном порядке в орган местного самоуправления заявление о предоставлении им постоянного жилья и представляют необходимые документы, в том числе удостоверение вынужденного переселенца.

Формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1050, является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.

Порядок выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы установлен Правилами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года № 153 (далее - Правила).

В соответствии с пп. «ж» п. 5 Правил (в редакции постановления Правительства РФ от 05.07.2016 г. № 629), граждане, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами, не обеспеченные жилыми помещениями для постоянного проживания и включенные территориальными органами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, в сводные списки вынужденных переселенцев, состоящих в органах местного самоуправления на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

В силу подпункта «б» пункта 17 Правил, применительно к условиям подпрограммы членами семьи гражданина - участника подпрограммы признаются следующие граждане: а) в отношении граждан, указанных в подпунктах "а" - "е" пункта 5 настоящих Правил: постоянно проживающие совместно с ним супруга (супруг), их дети, родители; другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, а в исключительных случаях и иные лица, постоянно проживающие совместно с данным гражданином, если они признаны членами семьи данного гражданина в судебном порядке; б) в

отношении граждан, указанных в подпункте "ж" пункта 5 настоящих Правил: проживающие с гражданином - участником подпрограммы независимо от наличия у них статуса вынужденного переселенца его супруга (супруг), дети и родители, а также другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, ведущие с ним общее хозяйство с даты регистрации ходатайства о признании гражданина Российской Федерации вынужденным переселенцем; в исключительных случаях иные лица, если они признаны членами семьи данного гражданина в судебном порядке.

Согласно ч. 3 ст. 1 Закона РФ от 19.02.1993 г. № 4530-1 «О вынужденных переселенцах» (в редакции ФЗ от 30.12.2015 г. № 467-ФЗ), члены семьи вынужденного переселенца - проживающие с вынужденным переселенцем независимо от наличия у них статуса вынужденного переселенца его супруга (супруг), дети и родители, а также другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, ведущие с ним общее хозяйство с даты регистрации ходатайства о признании гражданина Российской Федерации вынужденным переселенцем. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи вынужденного переселенца в судебном порядке.

Из буквального толкования вышеуказанных норм действующего законодательства следует, что допускается возможность признания других родственников, нетрудоспособных иждивенцев членами семьи вынужденного переселенца, если они вселены в качестве членов его семьи.

Поскольку на законодательном уровне у истца, как участника Программы, отсутствует возможность получения надлежащих документов, удостоверяющих указанный факт в соответствующих организациях, то данный факт, имеющий юридическое значение, устанавливается судом.

Из материалов дела следует, что несовершеннолетняя внучка истца ФИО3 с момента рождения зарегистрирована и проживает вместе с истцом и матерью ФИО2 по адресу: (адрес) одной семьей. Указанные обстоятельства, в том числе подтверждены справкой паспортиста от 25.02.2016 года, свидетелем ФИО5, допрошенным в судебном заседании. Доказательств обратного стороной ответчика не представлено.

Таким образом, учитывая, что внучка ФИО3 была вселена в жилое помещение по адресу: (адрес) в качестве члена семьи истца, приняв во внимание совместное проживание ФИО3 и ее матери ФИО2 с истцом, ведение ими общего хозяйства, судебная коллегия полагает необходимым отменить решение суда в части отказа в удовлетворении исковых требований ФИО1 к администрации г.Оренбурга о признании ФИО3 членом семьи вынужденного переселенца. Принять в указанной части новое решение, которым исковые требования удовлетворить, признать ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г. членом семьи ФИО1

Разрешая исковые требования к администрации г.Оренбурга в части включения ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г. в сводный список вынужденных переселенцев, нуждающихся в улучшении жилищных условий, суд обосновано исходил из того, включение в указанный сводный список и признание участником подпрограммы, осуществляется на основании заявления соответствующего гражданина.

Поскольку истец не обращалась в администрацию г. Оренбурга с заявлениями о постановке на учет в органе местного самоуправления вынужденных переселенцев нуждающихся в улучшении жилищных условий с учетом ФИО3, о признании ее участником подпрограммы, и включении в списки граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году, и в установленном порядке компетентным органом данные вопросы не рассматривались, решение по ним не принималось, то суд обосновано отказал в удовлетворении исковых требований о включении ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г. в сводный список вынужденных переселенцев, нуждающихся в улучшении жилищных условий к администрации г.Оренбурга, а к УВД России по Оренбургской области как к ненадлежащему ответчику.

С учетом изложенного оснований для отмены решения в указанной части по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Ленинского районного суда г.Оренбурга от 28 июля 2016 года в части отказа в удовлетворении исковых требований ФИО1 к администрации г.Оренбурга о признании членом семьи вынужденного переселенца – отменить.

Принять в указанной части новое решение, которым исковые требования ФИО1 удовлетворить.

Признать ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения членом семьи ФИО1.

В остальной части решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: