Апелл. дело №33-812/2013
Судья Паршуков А.В.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
11 апреля 2013 года город Салехард
Судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:
председательствующего Наумова И.В.
судей коллегии Домрачева И.Г., Ощепкова Н.Г.
при секретаре Архиповой Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Управления Министерства внутренних дел России по Ямало-Ненецкому автономному округу (далее - УМВД России по ЯНАО) ФИО1 на решение Салехардского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 12 февраля 2013 года, которым постановлено:
Обязать Управление Министерства внутренних дел России по Ямало-Ненецкому автономному округу включить в выслугу лет ФИО2 период прохождения им службы в органах финансовой (налоговой) полиции в Республике Казахстан с 02 августа 1999 года по 6 июля 2005 года и произвести выплату единовременного пособия в размере пяти окладов денежного содержания, внести изменения в приказ от 10 октября 2012 года №452 л/с в части исчисления выслуги лет ФИО2 и размера подлежащего выплате пособия при увольнении.
Заслушав доклад судьи суда Ямало-Ненецкого автономного округа Наумова И.В., объяснения представителя УМВД России по ЯНАО ФИО3, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа
УСТАНОВИЛА:
ФИО2 обратился в суд с иском к УМВД России по ЯНАО о возложении обязанности включить в выслугу лет период прохождения службы в органах финансовой (налоговой) полиции со 2 августа 1999 года по 6 июля 2005 года, выплатить единовременное пособие в размере 5 окладов денежного содержания и внести изменения в приказ от 10 октября 2012 года №452 в части исчисления выслуги лет и выплаты единовременного пособия.
В обоснование иска указал, что в период с 26 мая 2006 года по 15 октября 2012 года проходил службу в ОМВД России по Надымскому району в должности заместителя начальника следственного отдела. На основании приказа УМВД России по ЯНАО от 10 октября 2012 года №452 он уволен со службы с 15 октября 2012 года с правом получения пенсии за выслугу лет и выплаты единовременного пособия в размере 2 окладов денежного содержания. Ответчиком определена выслуга лет в календарном исчислении 15 лет 9 месяцев 3 дня, в льготном исчислении - 22 года 13 дней. При расчете выслуги лет не учтена его служба в период со 2 августа 1999 года по 6 июля 2005 года в аттестованной должности старшего следователя управления налоговой полиции по Семипалатинскому региону ГУКНП по ВКО Республики Казахстан, после реорганизации с 22 января 2001 года - в аттестованной должности старшего следователя управления финансовой полиции по Семипалатинскому региону Департамента финансовой полиции по ВКО в звании майор полиции. Полагал, что в соответствии с условиями Соглашения стран СНГ от 24 декабря 1993 года «О порядке пенсионного обеспечения и государственного страхования сотрудников органов внутренних дел государств-участников СНГ» указанный период подлежит включению в выслугу лет на льготных условиях.
Истец участия в судебном заседании не принимал, просил дело рассмотреть в его отсутствие.
Представитель ответчика - ФИО1 против иска возражала, ссылаясь на отсутствие в международном соглашении наименования должности, которую замещал истец.
Судом постановлено решение, резолютивная часть которого изложена выше. В апелляционной жалобе представитель УМВД России по ЯНАО ФИО1 просит решение суда отменить и принять новое об отказе в удовлетворении иска, ссылаясь на то, что ст. 2 Соглашения содержит исчерпывающий перечень служб, стаж в которых засчитывается в выслугу лет для назначения пенсий сотрудникам органов внутренних дел. Финансовая (налоговая) полиция, службу в которой истец проходил в Республике Казахстан, в данный перечень не входит.
В возражениях относительно апелляционной жалобы, ФИО2 просит решение суда оставить без изменения, полагая его законным и обоснованным.
Истец, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции, в судебное заседание не явился, в связи с чем судебная коллегия по гражданским делам суда ЯНАО находит возможным рассмотрение дела в его отсутствие на основании статьи 327 ГПК РФ.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения относительно неё, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного постановления.
В соответствии с ч.1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Судом установлено, что истец ФИО2 в период с 26 мая 2006 года по 15 октября 2012 года проходил службу в ОМВД России по Надымскому району в должности заместителя начальника следственного отдела. На основании приказа УМВД России по ЯНАО от 10 октября 2012 года №452 он уволен со службы по п.4 части 2 ст.82 Федерального закона от 30 ноября 2011 года №342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» по выслуге лет, дающей право на получение пенсии, с 15 октября 2012 года с выплатой единовременного пособия в размере 2 окладов денежного содержания и установлением выслуги лет для назначения пенсии в календарном исчислении 15 лет 9 месяцев 3 дня, в льготном исчислении - 22 года 13 дней.
Ответчиком не оспаривалось, что при расчете выслуги лет не учтена служба истца в период со 2 августа 1999 года по 6 июля 2005 года в аттестованной должности старшего следователя управления налоговой полиции по Семипалатинскому региону ГУКНП по ВКО Республики Казахстан, после реорганизации с 22 января 2001 года - в аттестованной должности старшего следователя управления финансовой полиции по Семипалатинскому региону Департамента финансовой полиции по ВКО в звании майор полиции, которая в календарном исчислении составляет 5 лет 11 месяцев 5 дней, в льготном исчислении - 8 лет 10 месяцев 2 дня.
В соответствии с ч.1 ст.38 ФЗ № 342-ФЗ стаж службы (выслуга лет) в органах внутренних дел исчисляется в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, в целях назначения пенсии за выслугу лет, ежемесячной надбавки за стаж службы (выслугу лет), выплаты единовременного пособия при увольнении сотрудника органов внутренних дел, предоставления дополнительного отпуска за стаж службы в органах внутренних дел, предоставления иных социальных гарантий, поощрения, представления к награждению государственными наградами Российской Федерации и ведомственными знаками отличия.
Часть 3 статьи 3 указанного Закона предусматривает, что если международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.
Удовлетворяя иск, суд правильно исходил из положений Соглашения о порядке пенсионного обеспечения и государственного страхования сотрудников органов внутренних дел государств - участников Содружества Независимых Государств от 24 декабря 1993 года, часть 1 статьи 1 которого устанавливает, что пенсионное обеспечение сотрудников органов внутренних дел Сторон, а также пенсионное обеспечение их семей осуществляются на условиях, по нормам и в порядке, которые установлены или будут установлены законодательством Сторон, на территории которых они постоянно проживают, а до принятия этими Сторонами законодательных актов по данным вопросам - на условиях, по нормам и в порядке, установленным законодательством бывшего Союза ССР. Для Российской Федерации указанное соглашение вступило в силу с 9 июля 1999 года, для Республики Казахстан - с 21 ноября 1994 года.
Статьей 2 названного Соглашения установлено, что в выслугу лет для назначения пенсий сотрудникам органов внутренних дел засчитывается служба (в том числе на льготных условиях) в Вооруженных Силах и других воинских формированиях, созданных высшими государственными органами, в органах безопасности и внутренних дел Сторон, а также бывшего Союза ССР и в Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств в порядке, установленном законодательством Сторон, где они проходили службу. Установленная выслуга лет не подлежит изменению другой стороной.
Из указанного следует, что сотрудникам органов внутренних дел в выслугу лет для назначения пенсий засчитывается служба в порядке, установленном законодательством Сторон, где они проходили службу.
Закон Республики Казахстан "О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан" от 20 июня 1997 года N 136-1 в статье 60 предусматривает, что право на пенсионные выплаты за выслугу лет имеют военнослужащие (кроме военнослужащих срочной службы), сотрудники органов внутренних дел и Комитета уголовно-исполнительной власти Министерства юстиции Республики Казахстан, органов финансовой полиции и государственной противопожарной службы, которым присвоены специальные звания и на которых распространяется порядок, установленный законодательством Республики Казахстан для сотрудников органов внутренних дел.
В соответствии с пунктом 5 статьи 18 Закона Республики Казахстан "Об органах финансовой полиции Республики Казахстан" от 4 июля 2002 года пенсионное обеспечение сотрудников органов финансовой полиции осуществляется в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан о пенсионном обеспечении для сотрудников органов внутренних дел.
Поскольку истец проходил службу в финансовой (налоговой) полиции в Республике Казахстан, то суд правильно применил Правила исчисления выслуги лет военнослужащим, сотрудникам ОВД, финансовой полиции, противопожарной службы, уголовно-исполнительной системы Министерства Юстиции Республики Казахстан, утвержденные постановлением Правительства Республики Казахстан от 26 августа 1998 года №803, согласно п.1 которого выслуга лет исчисляется в порядке, установленном законодательством соответствующих государств, на территории которых военнослужащие и сотрудники органов внутренних дел, финансовой (налоговой) полиции (милиции), государственной противопожарной службы, уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции проходили службу, если иное не установлено международным соглашением.
Из представленного начальником Департамента финансовой полиции Республики Казахстан расчета выслуги лет следует, что уполномоченным органом с сфере пенсионного обеспечения зачтен период службы истца со 2 августа 1999 года по 6 июля 2005 года в аттестованной должности старшего следователя управления налоговой полиции по Семипалатинскому региону ГУКНП по ВКО Республики Казахстан, после реорганизации с 22 января 2001 года - в аттестованной должности старшего следователя управления финансовой полиции по Семипалатинскому региону Департамента финансовой полиции по ВКО в выслугу лет для назначения пенсии.
Таким образом, установленная истцу в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан выслуга лет уполномоченным органом Республики Казахстан, в соответствии со статьей 2 Соглашения, должна была учтена ответчиком.
Довод апелляционной жалобы о том, что финансовая (налоговая) полиция, службу в которой истец проходил в Республике Казахстан, не включена в перечень служб, стаж в которых засчитывается в выслугу лет для назначения пенсий сотрудникам органов внутренних дел согласно Соглашению, подлежит отклонению по следующим основаниям.
Решение Экономического Суда Содружества Независимых Государств
от 13 мая 2004 г. N 01-1/7-03, подлежащее применению на территории Российской Федерации, определяет, что Соглашение о порядке пенсионного обеспечения и государственного страхования сотрудников органов внутренних дел государств - участников Содружества Независимых Государств от 24 декабря 1993 года носит рамочный характер и закрепляет принцип юрисдикции государства по вопросам пенсионного обеспечения сотрудников органов внутренних дел и их семей, на территории которого эти лица проживают.
Понятие "сотрудник органов внутренних дел" определено в национальном законодательстве государств-участников Соглашения от 24 декабря 1993 года. На момент принятия Соглашения оно имело одинаковое смысловое значение и охватывало одинаковый круг лиц. В связи с последующей реорганизацией системы органов внутренних дел круг лиц, относящихся к сотрудникам этих органов в государствах-участниках, стал различным. Пенсионное обеспечение лиц рядового и начальствующего состава реформированных органов было приравнено государствами к пенсионному обеспечению сотрудников органов внутренних дел.
В условиях реформирования системы органов внутренних дел обязательства государств по пенсионному обеспечению этих лиц сохраняются. Государства - участники Соглашения от 24 декабря 1993 года, производя реорганизацию системы органов внутренних дел (передавая отдельные службы и подразделения в ведение других министерств и ведомств либо создавая самостоятельные органы), должны определить, какие органы осуществляют пенсионное обеспечение прибывших на их территорию пенсионеров, либо с целью избежания коллизий национальных законодательств использовать механизм, предусмотренный статьей 6 Соглашения от 24 декабря 1993 года, - путем заключения двусторонних или многосторонних соглашений.
При этом в решении указано, что анализ национальных нормативных актов государств - участников Соглашения от 24 декабря 1993 года показывает, что проводя реорганизацию системы органов внутренних дел в различных формах (изменение подведомственности служб и подразделений, выделение их в самостоятельные органы и т.д.), государства с целью сохранения прав рядового и начальствующего состава вновь созданных органов приравняли их пенсионное обеспечение к пенсионному обеспечению сотрудников органов внутренних дел.
Так, согласно абзацу 3 подпункта "а" части 1 статьи 1 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" от 12 февраля 1993 года N 4468-1 с последующими изменениями и дополнениями условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения, предусмотренные указанным Законом, распространяются на лиц рядового и начальствующего состава, проходивших службу в органах внутренних дел Российской Федерации, бывшего Союза ССР, в Государственной противопожарной службе, в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы.
Статьей 11 указанного Закона на МВД России возложена выплата пенсий уволенным со службы лицам рядового и начальствующего состава Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, а также бывшим сотрудникам федеральных органов налоговой полиции и членам их семей.
В соответствии с Правилами назначения пенсионных выплат военнослужащим, сотрудникам органов внутренних дел, Комитета уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Республики Казахстан, органов финансовой полиции и Государственной противопожарной службы, которым присвоены специальные звания и на которых распространяется порядок, установленный законодательством Республики Казахстан для сотрудников органов внутренних дел, утвержденных Постановлением Правительства Республики Казахстан от 1 июля 2003 года N 634, Министерство внутренних дел Республики Казахстан производит начисление и выплату пенсий военнослужащим и сотрудникам, проходившим службу в органах внутренних дел, финансовой полиции, Государственной противопожарной службы и их подразделениях.
Таким образом, проведенный Экономическим Судом анализ национального законодательства государств-участников Соглашения от 24 декабря 1993 года показывает, что государствами созданы необходимые правовые условия для назначения, выплаты специальных пенсий лицам рядового и начальствующего состава реформированных органов.
В решении особо отмечено, что в отдельных государствах пенсионерам, прибывшим на постоянное место жительства, было отказано в пенсионном обеспечении на том основании, что перед выходом на пенсию они проходили службу в учреждениях и органах, не входящих в систему органов внутренних дел данного государства, в связи с чем имеет место нарушение прав граждан на пенсионное обеспечение.
Принимая во внимание изложенное, в том числе рассмотренные вопросы, касающиеся не только порядка исчисления выслуги лет, но и порядка назначения пенсий лицам, проходившим службу в учреждениях и органах, не входящих в систему органов внутренних дел данного государства, судебная коллегия считает вывод суда о включении периода службы истца в финансовой (налоговой) полиции в Республике Казахстан в выслугу лет правильным, основанным на нормах международного права с учетом их толкования Экономическим Судом Содружества Независимых Государств.
Оснований для отмены судебного постановления по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Салехардского городского суда от 12 февраля 2013 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий /подпись/
Судьи /подписи/
Копия верна: судья И.В. Наумов