ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-8131/2014 от 14.04.2014 Московского областного суда (Московская область)

  Судья: Кириллова Н.Ю. дело № 33-8131/2014

 АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:

 председательствующего Гаценко О.Н.,

 судей Киреевой И.В., Шмелева А.Л.

 при секретаре Мгоян С.С.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании от 14 апреля 2014 года апелляционную жалобу ФИО1

 на решение Озерского городского суда Московской области от 15 января 2014 года по делу по иску ФИО1 к Администрации Озерского муниципального района Московской области о недействительным и отмене постановления об изменении вида разрешенного использования земельных участков, и признании права пользования земельными участками, заслушав доклад судьи Шмелева А.Л., объяснения представителей ФИО1 – ФИО2, ФИО3,

 УСТАНОВИЛА:

 ФИО1 предъявлен иск к Администрации Озерского муниципального района Московской области о признании недействительным постановления главы Озерского муниципального района № 652 от 12 августа 2009 года. Иск мотивирован тем, что постановлением главы Озерского муниципального района Московской области от 19 января 2009 года № 12 был изменен вид разрешенного использования двух земельных участков, принадлежащих истцу на праве собственности, - с «для ведения крестьянского хозяйства» на «под дачное хозяйство». В связи с протестом прокурора от 03 августа 2009 года, постановлением главы Озерского муниципального района от 12 августа 2009 года № 652 постановление № 12 от 19 января 2009 года отменено, о чём истец узнал в июне 2013 года. При этом, оспариваемое постановление принято без проведения предварительных публичных слушаний и без уведомления истца и дальнейшего опубликования.

 Представитель администрации Озерского муниципального района Московской области по доверенности ФИО4 иск не признал.

 Представитель Главы Озерского муниципального района Московской области не явился, надлежащим образом извещен.

 Решением Озерского городского суда Московской области от 15 января 2014 года в удовлетворении исковых требований было отказано.

 Не соглашаясь с постановленным решением, ФИО1 в апелляционной жалобе просит его отменить, как незаконное и необоснованное.

 Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения явившихся лиц, судебная коллегия считает решение суда правильным, оснований для его отмены не имеется.

 Из материалов дела усматривается, что ФИО1 на праве собственности принадлежат два земельных участка по адресу: <данные изъяты> (кадастровый номер <данные изъяты>) и площадью 217700 кв.м. (кадастровый номер <данные изъяты> категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для ведения крестьянского хозяйства.

 В 2008 году, по заявлению ФИО1 были проведены публичные слушания и на основании заключения Главы Озерского муниципального района от 29 декабря 2008 года «О результатах публичных слушаний об изменении вида разрешенного использования земельных участков» издано постановление главы Озерского муниципального района Московской области № 12 от 19 января 2009 года «Об изменении вида разрешенного использования земельных участков». Постановлено: изменить вид разрешенного использования земельных участков площадью 217700 кв.м. с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью 126700 кв.м. с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенных вблизи д. Донашово, Озерского района, Московской области с разрешенным видом использования «для ведения крестьянского хозяйства» на другой вид использования «под дачное хозяйство».

 По протесту Озерского городского прокурора от 03 августа 2009 года, постановлением № 652 от 12 августа 2009 года постановления главы Озерского муниципального района от 19 января 2009 года № 12 «Об изменении вида разрешенного использования земельных участков» было отменено.

 По общему правилу разрешенное использование земельных участков определяется градостроительным регламентом, содержащимся в правилах землепользования и застройки.

 В то же время в силу п. 6 ст. 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительные регламенты, определяющие разрешенное использование земельных участков, не устанавливаются для отдельных категорий земель, и в том числе для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения.

 Порядок принятия решения об изменении разрешенного использования земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, в настоящее время федеральным законодательством не определен. При этом п. 3 ст. 4 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» определено, что вплоть до принятия в установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации порядке правил землепользования и застройки, но не позднее чем до 01 января 2012 года решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования принимается главой местной администрации, за исключением установленных законом случаев, с учетом результатов публичных слушаний.

 Таким образом, до принятия правил землепользования и застройки, но не позднее 01 января 2012 года изменение разрешенного использования земельных участков, относящихся к сельскохозяйственным угодьям в составе земель сельскохозяйственного назначения, осуществляется решением органа местного самоуправления с учетом результатов публичных слушаний.

 Кроме того, согласно ч. ч. 1, 2 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации подразделяются на категории по целевому назначению и должны использоваться в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель должен определяться исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.

 Вместе с тем вид разрешенного использования должен устанавливаться и с учетом необходимости рационального использования и охраны земель (ч. 1 ст. 9 Конституции Российской Федерации, ст. 12 Земельного кодекса Российской Федерации, абз. 5 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», при том, что в силу ч. 1 ст. 79 Земельного кодекса Российской Федерации сельскохозяйственные угодья в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.

 Из вышеизложенного следует, что орган местного самоуправления вправе самостоятельно, по своему усмотрению осуществлять изменение разрешенного использования, с учетом требований вышеперечисленных норм.

 Также, согласно правилам подп. 8 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации необходимо предварительное проведение зонирования территорий для определения мест размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений, а также создание соответствующего объединения граждан. Нормы Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 15 апреля 1998 года № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» допускают использование для дачного строительства тех земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения, которые предоставлены для этих целей в установленном порядке некоммерческим объединениям граждан. В данном же случае заявителем не было предоставлено доказательств проведения соответствующего зонирования территории, в границах которой расположены принадлежащие ей земельные участки, а также создания садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства на указанной территории.

 На основании части 1 статьи 48 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» орган местного самоуправления вправе отменить изданный им ранее муниципальный правовой акт при наличии к тому правовых оснований.

 Кроме того, суд правильно исходил из того, что заявителем пропущен установленный законом срок обжалования акта органа местного самоуправления, при отсутствии доказанности наличия уважительности пропуска срока такого обжалования.

 Судом первой инстанции правильно определены правоотношения, возникшие между сторонами по делу, а также закон, подлежащий применению, определены и установлены в полном объеме юридически значимые обстоятельства, доводам сторон и представленным ими доказательствам дана правовая оценка в их совокупности.

 Судебная коллегия считает правильным исключить из первого абзаца резолютивной части решения слова: «и признании права пользования земельными участками», поскольку вопрос о праве ФИО1 на земельные участки не являлся предметом его заявления и судом не разрешался.

 Доводы апелляционной жалобы, не опровергают правильность выводов суда первой инстанции, с которыми согласилась судебная коллегия, в связи с чем, не могут служить основанием к отмене постановленного по делу решения. Правовых доводов, которые бы в силу закона могли повлечь отмену решения суда, апелляционная жалоба не содержит.

 Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

 ОПРЕДЕЛИЛА:

 Решение Озерского городского суда Московской области от 15 января 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1, исключив из первого абзаца резолютивной части решения слова: «и признании права пользования земельными участками».

 Председательствующий:

 Судьи: