Дело № 33-813/2022
Судья Кононова Ю.С,
Судья-докладчик Сокол В.С.
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
04 февраля 2021 г., г. Симферополь, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе председательствующего судьи Сокола В.С., судей Беляевской О.Я., Пономаренко А.В., при секретаре Даевой Т.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Сокола В.С. гражданское дело по исковому заявлению ФИО1, ФИО2 к Департаменту имущественных и земельных отношений Администрации города Ялта, Администрации города Ялта, третье лицо - нотариус Керченского городского нотариального округа ФИО3 о включении в состав наследственной массы, признании права,
по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 05 октября 2020 г.,
У С Т А Н О В И Л А:
поданным 14.11.2016 г. исковым заявлением, с учетом письменных пояснений ФИО1.(л.д. 130-135) и ФИО2 С.У.(л.д. 143-148), относительно которого на л.д. 39 представителем Департамента имущественных и земельных отношений Администрации города Ялта ФИО4 поданы письменные возражения, истцы, как наследники первой очереди по закону после смерти 13.08.2011 г. отца - ФИО18 просили включить в состав наследственной массы принадлежащее наследодателю право на завершение оформления земельного участка по <адрес> общей площадью <данные изъяты> кв. м, кадастровый № в собственность и признать за ними право в порядке наследования по закону завершить оформления права собственности на вышеуказанный земельный участок, начатой при жизни наследодателя.
Указали, что истцы приняли наследство, при жизни ФИО13 по независящим от него причинам не успел оформить в собственность земельный участок, относительно которого ему решением Ялтинского городского Совета АР Крым 34 сессии 5 созыва № 234 от 21.08.2010 г. разрешена разработка проекта землеустройства по отводу в собственность.
Обжалуемым решением суда в удовлетворении исковых требований отказано.
По доводам апелляционной жалобы заявитель, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, просит об отмене решения суда с принятием по делу нового судебного акта об удовлетворении иска в полном объеме.
В судебном заседании апелляционного суда ФИО1 и ее представитель ФИО5 просили жалобу удовлетворить по ее доводам.
Проверив обжалуемое решение суда в пределах доводов апелляционной жалобы по материалам дела и объяснениям сторон, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
Из дела следует, что решением Ялтинского городского Совета АР Крым 34 сессии 5 созыва № 234 от 21.08.2010 г. ФИО14 разрешена разработка проекта землеустройства по отводу земельного участка ориентировочной площадью <данные изъяты> кв. м по <адрес> с последующей передачей в собственность.
13.08.2011 г. ФИО15 умер и при жизни проект землеустройства по отводу спорного земельного участка не разработал.
По данным содержащегося в материалах дела копии наследственного дела истцы приняли наследство после смерти ФИО16
Обращаясь с настоящим иском в суд, истцы ссылались на общие нормы наследственного права и специальное законодательство – ст. 13 Закона Республики Крым от 31.07.2014 г. № 38-3PK "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым".
Отказывая в иске, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что гарантированное право на завершение оформление земельного участка принадлежит исключительно тому лицу, которому оно изначально было предоставлено и связано с его личностью.
Доводы жалобы о неправильном применении приведенных выше норм права исходят из ошибочного понимания и толкования стороной применения норм права к возникшим правоотношениям.
Так, на дату смерти наследодателя на территории Республики Крым действовали нормы ГК Украины, согласно которым не входят в состав наследства права и обязанности, неразрывно связанные с личностью наследодателя, в частности, такие, которые предусмотрены в ст. 1219 ГК Украины, одними из них являются личные неимущественные права, к которым именно относится и право наследодателя ФИО17 на разработку проекта землеустройства по отводу спорного земельного участка.
Согласно ст. 12 Закона № 6-ФКЗ, на территориях Республик Крым и города федерального значения Севастополя действуют документы, в том числе подтверждающие гражданское состояние, образование, право собственности, право пользования, право на получение пенсий, пособий, компенсаций и иных видов социальных выплат, право на получение медицинской помощи, а также таможенные и разрешительные документы (лицензии, кроме лицензий на осуществление банковских операций и лицензий (разрешений) на осуществление деятельности некредитных финансовых организаций), выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами город Севастополя, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не предусмотрено статьей 12.2 настоящего конституционного закона, а также если иное не вытекает из самих документов или существа отношения.
Согласно ст. 23 Федерального Конституционного Закона РФ от 21 марта 2014 г. № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов Республики Крым и города федерального значения Севастополя» (далее - Закон № 6-ФКЗ), законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено Федеральным конституционным законом.
Согласно ч. 2 ст. 23 Закона № 6-ФКЗ нормативные правовые акты Автономной Республики Крым и города Севастополя, Республики Крым и города с особым статусом Севастополя действуют на территориях соответственно Республики Крым и города федерального значения Севастополя до окончания переходного периода или до принятия соответствующих нормативного правового акта Российской Федерации и (или) нормативного правового акта Республики Крым, нормативного правового акта Российской Федерации и (или) нормативного правового акта города федерального значения Севастополя.
В соответствии с ч. 1 ст. 12.1 Закона № 6-ФКЗ до 1 января 2019 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных, градостроительных, земельных и лесных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере. Особенности регулирования земельных и имущественных отношений, а также отношений в сфере государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Республики Крым установлены Законом Республики Крым от 31.07.2014 № 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым".
В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 13 Закона № 38-3PK завершение оформления права на земельные участки, начатого до принятия Федерального конституционного закона, осуществляется на основании решений органа местного самоуправления, органа исполнительной власти о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятых до 21 марта 2014 г. и действовавших на эту дату. Предоставление земельных участков, указанных в ч. 1 настоящей статьи, осуществляется без проведения торгов и предварительного согласования места размещения объекта, на следующих условиях: 1) бесплатно - в собственность гражданам Российской Федерации, а также юридическим лицам, указанным в частях 2 и 3 статьи 3 настоящего Закона; 2) за плату - в собственность юридическим лицам, иностранным гражданам, лицам без гражданства, иностранным юридическим лицам; 3) в аренду - лицам, указанным в пункте 2 части 2 настоящей статьи, если данные лица отказались от покупки земельного участка.
В соответствии с Законом № 6-ФКЗ, статьями 83, 84 Конституции Республики Крым, статьей 41 Закона Республики Крым от 29 мая 2014 года N 5-ЗРК "О системе исполнительных органов государственной власти Республики Крым", статьями 3 и 13 Закона № 38-ЗРК, постановлением Совета министров Республики Крым от 02.09.2014 N 313 был утвержден Порядок переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым (далее - Порядок).
Пунктом 1 Порядка установлено, что настоящий Порядок устанавливает правила предоставления земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым или муниципальной собственности, физическим и юридическим лицам в порядке переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки, начатого до вступления в силу Закона № 6-ФКЗ, на основании документов, указанных в абзаце втором части первой статьи 13 Закона № 38-ЗРК.
В соответствии с пунктом 4 Порядка, завершение оформления прав на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона, осуществляется на основании действующих решений органов местного самоуправления, органов исполнительной власти о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятых до 21 марта 2014 года.
В соответствии с п. 5 Порядка, возникновение прав на земельный участок в соответствии с настоящим Порядком осуществляется на основании заявления (далее заявление о предоставление земельного участка), которое заинтересованное лицо подает в соответствующий уполномоченный орган: в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым – в отношении земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым; в соответствующие органы местного самоуправления муниципальных образований – в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
Статьей 13 Закона от 31.07.2014 г. № 38-ЗРК предусмотрены правовые основания завершение оформления права на земельные участки, начатого до принятия Федерального конституционного закона, на основании решений органа местного самоуправления, органа исполнительной власти о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятых до 21.03.2014г. и действовавших на эту дату.
Из анализа положений Закона № 38-ЗРК и разработанного для реализации его положений Порядка, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Крым от 02.09.2014 г. № 313, следует, что правовые основания завершения оформления права на земельные участки установлены в отношении тех лиц, которым до принятия Федерального конституционного закона решениями органов местного самоуправления, органов исполнительной власти было дано разрешение на разработку документации по землеустройству и действовавших на 21.03.2014г.
Исходя из содержания вышеприведенных правовых норм, возможность наследования данного права(права на завершение оформления права на земельные участки) действующим законодательством не предусмотрена, поскольку гарантированное законодательством Украины право на приватизацию земельного участка являлось личным правом гражданина и наследованию не подлежало как по состоянию на дату принятия решения Ялтинского городского Совета АР Крым 34 сессии 5 созыва № 234 от 21.08.2010 г., так и на время открытия наследства.
Учитывая изложенное, судебная коллегия приходит к выводу о том, что суд первой инстанции, разрешая спор, правильно определил юридически значимые обстоятельства, дал им надлежащую правовую оценку и принял законное и обоснованное решение.
Доводы о проведении истцами работ по межеванию земельного участка и получению кадастрового номера к спору не относятся, эти работы истцы осуществили к чужому имуществу.
Иные доводы жалобы в той ее части, которой апеллянт приводит суждение со ссылкой на статьи 294-315 гл. 22 ГК Украины, которыми приведен перечень личных неимущественных прав и то как это понимает сторона о том, что этот перечень является исчерпывающим и в этот перечне нет права на завершение оформление земельного участка в собственность, приведены без учета ст. 270 ГК Украины, как общей нормы о видах личных неимущественных прав, согласно которой перечень личных неимущественных прав не является исчерпывающим.
Руководствуясь статьями 327-330 ГПК РФ, судебная коллегия,
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 05 октября 2020 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: