ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-8142/2015 от 19.05.2015 Верховного Суда Республики Башкортостан (Республика Башкортостан)

дело № 33-8142/2015

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

Апелляционное определение

19 мая 2015 года г.Уфа

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе

председательствующего Мухаметовой Н.М.,

судей: Гонтарь Н.Ю.,

Михляевой Г.А.,

с участием прокурора Сафина А.Р.,

при секретаре Аминеве И.Р.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя ООО «Башкирская лесопромышленная компания» Гребнева А.Н. на решение Октябрьского городского суда Республики Башкортостан от 27 января 2015 года, которым постановлено:

в удовлетворении требований ООО «Башкирская лесопромышленная компания» об оспаривании нормативно-правового акта отказать.

Заслушав доклад председательствующего, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

ООО «Башкирская лесопромышленная компания» обратилась в суд с заявлением об оспаривании нормативно-правового акта, в обоснование требований указав, что 12 августа 2014 г. в отношении ООО «Башкирская лесопромышленная компания» (далее ООО «БашЛПК») административной комиссией городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан было вынесено постановление № 41-14 с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 70 000 (семидесяти тысяч) рублей по ч. 1 ст. 6.3. Кодекса Республики Башкортостан «Об административных правонарушениях». Заявителю было вменено необеспечение своевременной и качественной очистки и уборки прилегающей территории - в нарушение п. 8.2.1. и 8.5.7.1. Правил благоустройства городского округа город Октябрьский. Постановление обжаловано в Октябрьский городской суд Республики Башкортостан, решение на настоящий момент по нему непринято.

В п. 8.2.1. Правил указано, что физические и юридические лица, индивидуальные предприниматели обеспечивают своевременную и качественную очистку и уборку принадлежащих им на праве собственности или ином вещном праве земельных участков и прилегающих территорий в соответствии с действующим законодательством, разделом 8 настоящих Правил.

В п. 8.2.8. Правил сказано, что предприятия, учреждения, организации, а также владельцы индивидуальных домов убирают прилегающие территории в следующих границах:

на улицах с двухсторонней застройкой по длине занимаемого участка, по ширине - до оси проезжей части улицы;

на улицах с односторонней застройкой по длине занимаемого участка, а по ширине - на всю ширину улицы, включая противоположный тротуар и 10 метров за тротуаром;

на дорогах, подходах и подъездных путях к промышленным организациям, а также к жилым микрорайонам, карьерам, гаражам, складам и земельным участкам - по всей длине дороги, включая 10-метровую зеленую зону;

на строительных площадках - территория не менее 15 метров от ограждения стройки по всему периметру;

для некапитальных объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения - в радиусе не менее 15 метров.

В п. 8.2.12. Правил установлено, что содержание и уборка садов, скверов, парков, зеленых насаждений, находящихся в собственности предприятий, организаций, собственников помещений либо на прилегающих территориях, осуществляется силами и средствами этих предприятий, организаций, собственников помещений самостоятельно или по договорам со специализированными организациями под контролем органов местного самоуправления.

Пунктом 8.4.2. Правил установлено, что предприятия, учреждения, организации обеспечивают собственными силами уборку и вывоз снега на прилегающих территориях либо по договорам с дорожными эксплуатационными службами.

В п. 8.5.1.1. Правил содержится условие, что физические и юридические лица, индивидуальные предприниматели организуют содержание элементов благоустройства, расположенных на прилегающих территориях.

В п. 8.5.7.1. Правил указано, что собственники, пользователи земельных участков, предоставленных для индивидуальной застройки, а также садоводческих участков обязаны:

озеленять прилегающие к домовладениям территории, осуществлять регулярное скашивание травы (высота травостоя не более 15 см), не допускать на них скопления мусора, долгосрочного складирования строительных или иных материалов.

- не допускать образования скопления бытовых отходов на прилегающих территориях, заключать договоры со специализированными организациями на вывоз» мусора.

В п. 8.6.3. Правил установлена ответственность за содержание и сохранность зеленых насаждений, надлежащий уход за ними возлагается:

на владельцев зданий, строений, сооружений, индивидуальных домов - на улицах перед зданиями, строениями, сооружениями, индивидуальными домами до проезжей части;

на руководителей предприятий, учреждений, организаций - на территориях предприятий, учреждений, организаций, а также в пределах их санитарно-защитных зон.

Заявитель считает указанные условия Правил незаконными, нарушающими его права и законные интересы.

ООО «Башкирская лесопромышленная компания просит суд признать Правила благоустройства городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан, утвержденные решением Совета городского округа г.Октябрьский РБ от 24.05.2012 N 32 противоречащим федеральному законодательству и Конституции РФ в части:

п. 8.2.1. слов "и прилегающих территорий";

п. 8.2.8. полностью;

п. 8.2.12 слов "либо на прилегающих территориях";

п. 8.4.2. полностью;

п. 8.5.1.1. слов "Физические и юридические лица, индивидуальные предприниматели организуют содержание элементов благоустройства, расположенных на прилегающих территориях.";

п. 8.5.7.1. слов "озеленять прилегающие к домовладениям территории, осуществлять регулярное скашивание травы (высота травостоя не более 15 см), не допускать на них скопления мусора, долгосрочного складирования строительных или иных материалов" и "не допускать образования скопления бытовых отходов на прилегающих территориях, заключать договоры со специализированными организациями, на вывоз мусор".

п. 8.6.3. слов "на владельцев зданий, строений, сооружений, индивидуальных домов - на улицах перед зданиями, строениями, сооружениями, индивидуальными домами до проезжей части" и слов "а также в пределах их санитарно-защитных зон.

Также просит суд обязать Совет городского округа г. Октябрьский РБ опубликовать резолютивную часть решения суда после вступления его в законную силу в газете "Октябрьский нефтяник».

Судом вынесено вышеприведенное решение, об отмене которого в апелляционной жалобе просит представитель ООО «БашЛПК», указывая на незаконность решения, не правильный вывод суда об оспаривании заявителем полномочий представительного органа по принятию Правил благоустройства, ссылается на судебную практику Верховного Суда РФ, указывая на недопустимость возложения на собственника дополнительных расходов, на нарушение ст.71 Конституции РФ, ст.7 ч.4 Закона № 131-ФЗ, на неправильное определение обстоятельств, имеющих юридическое значение.

Проверив материалы дела, выслушав представителя ООО «БашЛПК» Гребнева А.Н. ( по доверенности), поддержавшего жалобу, представителя Совета ГО г.Октябрьский Храмовой В.М. (по доверенности), представителя Администрации ГО г.Октябрьский Давыдовой В.Н. (по доверенности), поддержавших решение, прокурора, полагающего решение подлежащим отмене, обсудив доводы жалобы, возражений на нее, коллегия находит жалобу подлежащей удовлетворению.

Согласно ст.195 ГПК РФ решение должно быть законным и обоснованным.

Законным решение является, когда оно вынесено при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, подлежащего применению к доказываемым правоотношениям.

Как установлено судом первой инстанции решением Совета городского округа г.Октябрьский Республики Башкортостан от 24.05.2012г. № 32 утверждены Правила благоустройства городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан.

В п. 8.2.1. Правил указано, что физические и юридические лица, индивидуальные предприниматели обеспечивают своевременную и качественную очистку и уборку принадлежащих им на праве собственности или ином вещном праве земельных участков и прилегающих территорий в соответствии с действующим законодательством, разделом 8 настоящих Правил.

В п. 8.2.8. Правил сказано, что предприятия, учреждения, организации, а также владельцы индивидуальных домов убирают прилегающие территории в следующих границах:

на улицах с двухсторонней застройкой по длине занимаемого участка, по ширине - до оси проезжей части улицы;

на улицах с односторонней застройкой по длине занимаемого участка, а по ширине - на всю ширину улицы, включая противоположный тротуар и 10 метров за тротуаром;

на дорогах, подходах и подъездных путях к промышленным организациям, а также к жилым микрорайонам, карьерам, гаражам, складам и земельным участкам - по всей длине дороги, включая 10-метровую зеленую зону;

на строительных площадках - территория не менее 15 метров от ограждения стройки по всему периметру;

для некапитальных объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения - в радиусе не менее 15 метров.

В п. 8.2.12. Правил установлено, что содержание и уборка садов, скверов, парков, зеленых насаждений, находящихся в собственности предприятий, организаций, собственников помещений либо на прилегающих территориях, осуществляется силами и средствами этих предприятий, организаций, собственников помещений самостоятельно или по договорам со специализированными организациями под контролем органов местного самоуправления.

Пунктом 8.4.2. Правил установлено, что предприятия, учреждения, организации обеспечивают собственными силами уборку и вывоз снега на прилегающих территориях либо по договорам с дорожными эксплуатационными службами.

В п. 8.5.1.1. Правил содержится условие, что физические и юридические лица, индивидуальные предприниматели организуют содержание элементов благоустройства, расположенных на прилегающих территориях.

В п. 8.5.7.1. Правил указано, что собственники, пользователи земельных участков, предоставленных для индивидуальной застройки, а также садоводческих участков обязаны:

озеленять прилегающие к домовладениям территории, осуществлять регулярное скашивание травы (высота травостоя не более 15 см), не допускать на них скопления мусора, долгосрочного складирования строительных или иных материалов.

- не допускать образования скопления бытовых отходов на прилегающих территориях, заключать договоры со специализированными организациями на вывоз» мусора.

В п. 8.6.3. Правил установлена ответственность за содержание и сохранность зеленых насаждений, надлежащий уход за ними возлагается:

на владельцев зданий, строений, сооружений, индивидуальных домов - на улицах перед зданиями, строениями, сооружениями, индивидуальными домами до проезжей части;

на руководителей предприятий, учреждений, организаций - на территориях предприятий, учреждений, организаций, а также в пределах их санитарно-защитных зон.

Полагая, что указанные Правила п. 8.2.1. слов "и прилегающих территорий";

п. 8.2.8. полностью;

п. 8.2.12 слов "либо на прилегающих территориях";

п. 8.4.2. полностью;

п. 8.5.1.1. слов "Физические и юридические лица, индивидуальные предприниматели организуют содержание элементов благоустройства, расположенных на прилегающих территориях.";

п. 8.5.7.1. слов "озеленять прилегающие к домовладениям территории, осуществлять регулярное скашивание травы (высота травостоя не более 15 см), не допускать на них скопления мусора, долгосрочного складирования строительных или иных материалов" и "не допускать образования скопления бытовых отходов на прилегающих территориях, заключать договоры со специализированными организациями, на вывоз мусор".

п. 8.6.3. слов "на владельцев зданий, строений, сооружений, индивидуальных домов - на улицах перед зданиями, строениями, сооружениями, индивидуальными домами до проезжей части" и слов "а также в пределах их санитарно-защитных зон противоречат положениям статьи 71 Конституции Российской Федерации, ст.210 ГК РФ, ч.4 ст.7 и ст. 16 Закона об общих принципах организации местного самоуправления, общество обратилось в суд с настоящим заявлением.

Согласно части 1 статьи 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, считающий, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти нарушаются его права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.

Согласно ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

Статья 255 ГПК РФ относит к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод.

Согласно разъяснениям, данным в п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", исходя из положений статьи 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

Из материалов дела следует, что постановлением Административной комиссии городского округа г.Октябрьский от 12.08.2014г. ООО «БашЛПК» признано виновным в совершении административного правонарушения, выразившегося в том, что ООО «БашЛПК» не обеспечило своевременную и качественную очистку, уборку прилегающей территории по адресу: Республика Башкортостан, г.Октябрьский, ул.Космонавтов, д.19, что является нарушением п.8.2.1, 8.5.7.1 Правил благоустройства городского округа г.Октябрьский, предусмотренного ч.1 ст.6.3 Кодекса Республики Башкортостан «Об административных правонарушениях».

Суд первой инстанции отказывая в удовлетворении заявления, указал на то, что письменных доказательств, подтверждающих обжалование постановления № 741-14 по делу об административном правонарушении от 12.08.2014г., вынесенного административной комиссией ГО г.Октябрьский о привлечении к административной ответственности ООО «БашЛПК» по ст.6.3 Кодекса Республики Башкортостан « Об административных правонарушениях» суду не представлено.

Вместе с тем, согласно п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 48 от 29.11.2007 года "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм(правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.

Вместе с тем, обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) согласно части 1 статьи 249 ГПК РФ возлагается на орган или лицо, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).

Как разъяснено п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 (ред. от 09.02.2012) "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" в целях правильного рассмотрения и разрешения дела суд вправе истребовать доказательства по своей инициативе. За неисполнение требований суда о предоставлении доказательств должностные лица могут быть подвергнуты штрафу в размере, установленном частью 2 статьи 249 ГПК РФ.

При этом суд также учел разъяснения, содержащиеся в пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 г. N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", в соответствии с которыми при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять, имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия. В случае, когда принятие или непринятие решения, совершение или несовершение действия в силу закона или иного нормативного правового акта отнесено к усмотрению органа или лица, решение, действие (бездействие) которых оспариваются, суд не вправе оценивать целесообразность такого решения, действия (бездействия).

В соответствии со статьей 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

В силу п. 25 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления", к вопросам местного значения городского округа относятся, в том числе утверждение правил благоустройства территории городского округа, устанавливающих в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории городского округа (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа;

(п. 25 в ред. Федерального закона от 30.11.2011 N 361-ФЗ)

Во исполнение пункта 1 перечня поручений Министра регионального развития Российской Федерации по итогам заседания Совета при Президенте Российской Федерации по развитию местного самоуправления от 26 октября 2010 г. приказом Минрегиона России от 27.12.2011 N 613 утверждены Методические рекомендации по разработке норм и правил по благоустройству территорий муниципальных образований.

В соответствии со статьей 7 Закона Об общих принципах организации местного самоуправления к вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.

Согласно ч.4 ст.7 Закона об общих принципах организации местного самоуправления муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актом Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Согласно п.1 ст.2 ГК РФ гражданское законодательство определяет правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальных прав), регулирует отношения, связанные с участием в корпоративных организациях или с управлением ими (корпоративные отношения), договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников.

В соответствии со ст.210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не установлено законом или договором.

Правом на использование земельных участков в соответствии со статьями 40,41 Земельного кодекса Российской Федерации наделены собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков. На указанных лиц в силу ст.42 данного Кодекса возложена, в том числе обязанность по соблюдению при использовании земельных участков требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, а также недопущению загрязнения и захламления.

Из системного толкования изложенных норм следует, что возложение на собственников, владельцев, пользователей земельных участков обязанности по содержанию территории, прилегающей к их земельным участкам, может быть осуществлено либо на основании федерального закона либо на основании договора.

Федеральное законодательство такой обязанности не предусматривает. В данном случае указанная обязанность возложена решением Совета городского округа город Октябрьский РБ. Ссылка представителя Совета и представителя администрации ГО г.Октябрьский на Методические рекомендации по разработке норм и правил по благоустройству территорий муниципальных образований противоречит вышеприведенным положениям закона.

Материалами дела установлено, что ООО «БашЛПК» является собственником 45642кв.м земельного участка, с кадастровым номером 02:57:031104:95 с разрешенным использованием: под промышленные предприятия, расположенного по адресу: РБ, г.Октябрьский, ул.Космонавтов, д.19 ( л.д.245). Доказательств обоснованности возложения на ООО «БашЛПК» дополнительного обременения в виде уборки прилегающей территории суду не представлено.

При указанных обстоятельствах, установив, что оспариваемые обществом положения Правил устанавливают для собственников, владельцев, пользователей земельных участков дополнительное бремя по содержанию имущества, не принадлежащего им, что не относится к компетенции органов местного самоуправления, а может устанавливаться только федеральным законом или договором, решение суда в части отказа в удовлетворении требований о признании Правил благоустройства городского округа город Октябрьский, утвержденные решением Совета городского округа г.Октябрьский РБ от 24.05.2012г. № 32 противоречащими федеральному законодательству и Конституции в части : п. 8.2.1. слов "и прилегающих территорий";

п. 8.2.8. полностью;

п. 8.2.12 слов "либо на прилегающих территориях";

п. 8.4.2. полностью;

п. 8.5.1.1. слов "Физические и юридические лица, индивидуальные предприниматели организуют содержание элементов благоустройства, расположенных на прилегающих территориях.";

п. 8.5.7.1. слов "озеленять прилегающие к домовладениям территории, осуществлять регулярное скашивание травы (высота травостоя не более 15 см), не допускать на них скопления мусора, долгосрочного складирования строительных или иных материалов" и "не допускать образования скопления бытовых отходов на прилегающих территориях, заключать договоры со специализированными организациями, на вывоз мусор".

п. 8.6.3. слов "на владельцев зданий, строений, сооружений, индивидуальных домов - на улицах перед зданиями, строениями, сооружениями, индивидуальными домами до проезжей части" и слов "а также в пределах их санитарно-защитных зон.

Сведения о признании нормативно-правового акта в части недействующим, необходимо довести до сведения граждан согласно ч. 3 ст. 253 ГПК РФ. Сообщение о данном решении подлежит публикации в газете "Октябрьский нефтяник".

Руководствуясь ст.ст.328-330 ГПК РФ, судебная коллегия

Определила:

решение Октябрьского городского суда Республики Башкортостан от 27 января 2015 года отменить.

По делу принять новое решение.

Признать Правила благоустройства городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан, утвержденные решением Совета городского округа г.Октябрьский Республики Башкортостан от 24.05.2012 № 32 противоречащими федеральному законодательству и Конституции Российской Федерации в части:

п. 8.2.1. слов "и прилегающих территорий";

п. 8.2.8. полностью;

п. 8.2.12 слов "либо на прилегающих территориях";

п. 8.4.2. полностью;

п. 8.5.1.1. слов "Физические и юридические лица, индивидуальные предприниматели организуют содержание элементов благоустройства, расположенных на прилегающих территориях.";

п. 8.5.7.1. слов "озеленять прилегающие к домовладениям территории, осуществлять регулярное скашивание травы (высота травостоя не более 15 см), не допускать на них скопления мусора, долгосрочного складирования строительных или иных материалов" и "не допускать образования скопления бытовых отходов на прилегающих территориях, заключать договоры со специализированными организациями, на вывоз мусор";

п. 8.6.3. слов "на владельцев зданий, строений, сооружений, индивидуальных домов - на улицах перед зданиями, строениями, сооружениями, индивидуальными домами до проезжей части" и слов "а также в пределах их санитарно-защитных зон.

Опубликовать резолютивную часть решения в газете «Октябрьский нефтяник».

Председательствующий: Н.М. Мухаметова

Судьи: Н.Ю. Гонтарь

Г.А. Михляева

Справка: судья Большакова С.Ю.