ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-8142/2016 от 22.06.2016 Красноярского краевого суда (Красноярский край)

Судья Лучина Н.Б. Дело № 33-8142/2016 А-099г

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

22 июня 2016 года судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:

председательствующего Гаус Т.И.

судей Лоншаковой Е.О., Тихоновой Т.В.

при секретаре Х

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Гаус Т.И.

гражданское дело по иску по иску ФИО1, Сорочинской ВН, действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетней дочери Сорочинской ЕС, к администрации г. Ачинска о признании проживающими в жилом помещении на условиях договора социального найма, признании права на приватизацию жилого помещения, возложении на ответчика обязанности заключить договор приватизации жилого помещения

по апелляционной жалобе администрации г. Ачинска

на решение Ачинского городского суда Красноярского края от 14 апреля 2016 года, которым постановлено:

«Признать Сорочинскую ВН, Сорочинскую ЕС, ФИО1 проживающими в жилом помещении квартире <адрес>, Красноярского края на условиях социального найма с 2004 года.

Признать за Сорочинской ВН, Сорочинской ЕС, ФИО1 право на приватизацию жилого помещения <адрес>, Красноярского края.

Обязать Администрацию г. Ачинска заключить с Сорочинской ВН, Сорочинской ЕС. ФИО1 договор о безвозмездной передаче жилья в собственность <адрес>, Красноярского края.

Заслушав докладчика, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

ФИО1, ФИО2, действующая в своих интересах и интересах несовершеннолетней дочери ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратились в суд с иском к администрации г. Ачинска о признании проживающими в жилом помещении, расположенном по адресу: г<адрес>, на условиях договора социального найма, признании права на приватизацию жилого помещения и возложении на ответчика обязанности заключить с ними договор приватизации данного жилого помещения.

В обоснование заявленных требований истцы указали, что в вышеуказанную квартиру вселились на основании договора безвозмездного пользования от 10 ноября 2004 года, заключенного между администрацией г. Ачинска и ФИО2 сроком на 10 лет. Квартира была приобретена администрацией г. Ачинска за счет субвенций краевого бюджета и предоставлена ФИО2 как педагогу общеобразовательной школы в соответствии с Законом Красноярского края от 06 июля 2004 года №11-2171 «О краевой целевой программе «Приобретение жилых помещений педагогическим работникам муниципальных учреждений Красноярского края на 2004 год». В договор в качестве члена семьи включен сын ФИО2 – ФИО1 В 2005 году у ФИО2 родилась дочь – ФИО4 По условиям договора (п.2.5) администрация г. Ачинска обязалась по истечении срока договора передать жилое помещение в собственность пользователя. Однако данное условие ответчиком не соблюдено, в передаче квартиры в собственность ФИО2 было отказано. Порядок передачи жилья в собственность в договоре от 10 ноября 2004 года не определен, не предусмотрено такого порядка и в законе. Истцы ссылаются на то, что на момент предоставления спорного жилого помещения являлись нуждающимися в улучшении жилищных условий, до настоящего времени проживают в квартире, считают, что на условиях договора социального найма. Истцы просили признать их проживающими в квартире <адрес> на условиях договора социального найма с 2004 года, признать за ними право на приватизацию данного жилого помещения и обязать администрацию г. Ачинска заключить с ними договор приватизации жилого помещения.

Судом первой инстанции постановлено приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе представитель администрации г. Ачинска Л ставит вопрос об отмене решения и отказе в удовлетворении заявленных исковых требований, поскольку ФИО2 не является нуждающейся в улучшении жилищных условий, в связи с чем администрация г. Ачинска правомерно отказала ей и членам ее семьи в предоставлении спорной квартиры в собственность.

ФИО2, ФИО1 и администрация г. Ачинска о рассмотрении апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о причинах неявки не сообщили, ходатайств об отложении дела не заявили, в связи с чем судебная коллегия, руководствуясь ч. 3 ст. 167, ч. 1 ст. 327 ГПК РФ, признала возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.

Проверив материалы дела, решение суда в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, заслушав объяснения представителя ФИО2 – К., полагавшего решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а доводы жалобы необоснованными, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалобы и отмены решения суда.

Согласно ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.

Статей 7 указанного Закона установлено, что передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым местной администрацией с гражданином, получающим жилое помещение в собственность.

Каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз (ст. 11 Закона).

В соответствии с п. 10 ст. 36 Жилищного кодекса РСФСР (в ред. от 20.07.2004 г.), учителям и другим педагогическим работникам общеобразовательных школ и профессионально-технических учебных заведений, жилые помещения должны предоставляться в первую очередь.

Пунктом 5 ст. 47 Закона РФ «Об образовании» (в ред. от 22.08.2004 г. и в последующих редакциях) предусмотрено право на предоставление педагогическим работникам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, вне очереди жилых помещений по договорам социального найма.

Законом Красноярского края от 06 июля 2004 года №11-2171 «О краевой целевой программе «Приобретение жилых помещений педагогическим работникам муниципальных учреждений системы общего образования Красноярского края на 2004 год» установлено, что целями программы являются стабилизация кадровой ситуации в учреждениях системы общего образования Красноярского края за счет оказания государственной помощи отдельным категориям педагогических работников в виде приобретения жилых помещений и социальная защита (трудоустройство и обеспечение жилыми помещениями) педагогических работников муниципальных учреждений системы общего образования Красноярского края. Программа реализуется путем заключения органами местного самоуправления договоров безвозмездного пользования жилыми помещениями с педагогическими работниками муниципальных учреждений системы общего образования Красноярского края со специалистами, имеющими стаж педагогической работы от 3 до 10 лет, на срок 10 лет, с последующей безвозмездной передачей в собственность. Обязательным условием предоставления жилого помещения в собственность указанным категориям педагогических работников является признание их нуждающимися в улучшении жилищных условий и наличие трудовых отношений с муниципальными учреждениями системы общего образования Красноярского края на период действия договора безвозмездного пользования жилыми помещениями. Договоры безвозмездного пользования жилыми помещениями в качестве обязательных должны содержать следующее условие: о порядке и условиях передачи жилых помещений в собственность педагогических работников муниципальных учреждений системы общего образования Красноярского края.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 01 сентября 1998 года ФИО2 принята на работу в МОУ «Средняя общеобразовательная школа №7» г. Ачинска должность и по настоящее время работает в указанном образовательном учреждении.

На основании заявления от 20 декабря 2001 года Сорочинская (ФИО5) была поставлена в очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту работы как молодой специалист, что подтверждается списком очередности на 2004 год.

На основании решения Управления образованием администрации г. Ачинска и Ачинской Территориальной (городской) организации профсоюза работников образования от 06 июня 2004 года и от 07 июля 2004 года ФИО2, как работнику образовательного учреждения школы № 7 г. Ачинска, было предоставлено жилое помещение по адресу: г. <адрес>

10 ноября 2004 года между администрацией г. Ачинска и ФИО2 заключен договор безвозмездного пользования жилым помещением, расположенным по адресу: г<адрес>

Согласно указанному договору жилое помещение из муниципального жилищного фонда предоставлено ФИО2, как должность МОУ «Средняя общеобразовательная школа №7», в целях реализации Закона Красноярского края от 06 июля 2004 года №11-2170 «О краевой целевой программе «Приобретение жилых помещений педагогическим работникам муниципальных учреждений системы общего образования Красноярского края на 2004год».

В соответствии с п.п. 1.1, 1.4 договора администрация г. Ачинска предоставила пользователю ФИО2 и членам ее семьи - ФИО1 в срочное безвозмездное пользование жилое помещение для проживания с правом регистрации по месту жительства сроком на 10 лет при условии наличия трудовых отношений между пользователем и МОУ «Средняя общеобразовательная школа №7» в течение срока действия договора безвозмездного пользования.

Пунктом 1.5 договора срок его действия определен до 10 ноября 2014 года, за исключением случаев его расторжения либо досрочного прекращения.

Согласно п. 1.7 по истечении срока действия договора квартира передается пользователю безвозмездно в собственность.

<адрес> числится в реестре муниципальной собственности, право муниципальной собственности зарегистрировано в установленном законом порядке 16 мая 2006 года.

Согласно выписке из домовой книги на регистрационном учете по адресу спорной квартиры с 01 февраля 2007 года состоят ФИО2, ФИО1 и ФИО3

По делу установлено, что истцы постоянно проживают в вышеуказанной квартире с момента ее предоставления, законность вселения в спорную квартиру и факт проживания в ней истцов ответчиком не оспаривается.

Судом при рассмотрении дела установлено, что ФИО2 и члены ее семьи на момент предоставления спорной квартиры по договору от 10 ноября 2004 года являлись нуждающимися в улучшении жилищных условий в соответствии с действующим на тот момент законодательством и имели право на получение в пользование жилого помещения в домах государственного или общественного жилищного фонда.

То обстоятельство, что ФИО2 с 20 декабря 2001 года состояла на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту работы, подтверждается списком очередности на жилплощадь в 2004 году работников муниципальных образовательных учреждений г. Ачинска, состоящих на очереди на получение жилья при Управлении образованием г. Ачинска, утвержденным на совместном заседании комитета профсоюза работников народного образования и науки РФ и администрации Управления образования г.Ачинска 05 января 2004 года, а также выпиской из протокола заседания жилищно-бытовой комиссии при Управлении образованием администрации г.Ачинска от 06 июля 2004 года.

ФИО2 обращалась в администрацию г. Ачинска с заявлениями о передаче ей в собственность занимаемой спорной квартиры в соответствии с Законом Красноярского края от 06 июля 2004 года №11-21171.

Администрация г. Ачинска в передаче квартиры в собственность ФИО2 отказала со ссылкой на то, что на момент заключения договора безвозмездного пользования нуждаемость в улучшении жилищных условий у ФИО2 отсутствовала.

Разрешая при указанных обстоятельствах спор, суд первой инстанции, оценив представленные в дело доказательства, руководствуясь положениями закона, подлежащего применению к правоотношениям сторон, пришел к выводу об удовлетворении заявленных исковых требований.

Суд исходил из того, квартира <адрес> включена в реестр муниципального имущества без каких-либо ограничений, обременений, указаний на особые цели использования, отнесена к муниципальному жилищному фонду, предоставлена ФИО2 в установленном законом порядке как работнику МОУ «Средняя образовательная школа №7», на момент предоставления спорного жилого помещения истица ФИО2 и члены ее семьи нуждались в улучшении жилищных условий, до настоящего времени проживают в спорной квартире, состоят в ней на регистрационном учете, несут бремя его содержания, много жилья истцы не имеют, в связи с чем пришел к обоснованному выводу, что между сторонами фактически сложились отношения по социальному найму жилого помещения.

Установив, что спорная квартира является объектом муниципальной собственности и истцы приобрели право пользования жилым помещением на условиях договора социального найма, желают воспользоваться своим правом на бесплатную приватизацию жилья, которое ранее не использовали, суд первой инстанции пришел к выводу о признании за ФИО2, ФИО3, ФИО1 права на приватизацию жилого помещения – квартиры <адрес> обязав администрацию г. Ачинска заключить с ФИО2, ФИО3 и ФИО1 договор о безвозмездной передаче данного жилого помещения в их собственность.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на фактических обстоятельствах дела, правильном применении норм материального права, регулирующих спорное правоотношение, подтверждены представленными в материалы дела и исследованными судом доказательствами, надлежащая оценка которым дана в решении по правилам ст. 67 ГПК РФ.

Довод апелляционной жалобы о том, что ФИО2 не являлась нуждающейся в улучшении жилищных условий на момент заключения договора, что исключает возможность передачи квартиры ей и членам ее семьи в собственность, необоснован и опровергается представленными в дело доказательствами.

Так, согласно статье 33 ЖК РСФСР (действовавшего до 01 марта 2005 года) жилые помещения предоставлялись гражданам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет и включения в списки на получение жилых помещений.

При этом в силу ч. 2 ст.30 ЖК РСФСР учет нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, работающих на предприятиях, в учреждениях, организациях, был возможен по месту работы, а по их желанию - также и по месту жительства.

Принятие на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту работы, как предусмотрено ч. 1 ст. 31 ЖК РФ, производилось по совместному решению администрации и профсоюзного комитета предприятия, учреждения, организации.

Аналогичная норма содержалась и в пункте 15 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Красноярском крае, утвержденных Постановлением исполкома Красноярского Совета народных депутатов и Президиума крайсовпрофа от 1 марта 1990 года, действовавшими в 2004 году.

Выпиской из протокола заседания жилищно-бытовой комиссии при Управлении образованием администрации г.Ачинска от 06 июля 2004 года, а также списком очередности на жилплощадь в 2004 году работников муниципальных образовательных учреждений г. Ачинска, состоящих на очереди на получение жилья при Управлении образованием г. Ачинска, утвержденным на совместном заседании комитета профсоюза работников народного образования и науки РФ и администрации Управления образования г.Ачинска 05 января 2004 года, подтвержден тот факт, что ФИО6 была поставлена на учет на получение жилья по месту работы в 2001 году.

При предоставлении семье ФИО2 спорного жилого помещения в установленном программой порядке решающим фактором являлась именно ее нуждаемость в предоставлении жилья.

Доводов, опровергающих выводы суда первой инстанцией, ответчиком в апелляционной жалобе не приводится.

По существу доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного решения по существу, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции объективно исследовал материалы дела, полно и правильно установил юридически значимые для рассмотрения дела обстоятельства, собранным по делу доказательствам дал надлежащую правовую оценку.

Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Ачинского городского суда Красноярского края от 14 апреля 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации г. Ачинска – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: