САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД
Рег. № 33-8143/2020 | Судья: Савченко И.В. |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего | Кордюковой Г.Л. |
судей | ФИО1, ФИО2 |
при секретаре | ФИО3 |
рассмотрела в открытом судебном заседании 17 июня 2020 года апелляционную жалобу ФИО4 на решение Калининского районного суда Санкт-Петербурга от 5 декабря 2019 года по гражданскому делу № 2-7487/2019 по иску ФИО4 к администрации Калининского района Санкт-Петербурга, Комитету по социальной политике Санкт-Петербурга о признании незаконным решения об отказе в присвоении звания «Ветеран труда».
Заслушав доклад судьи Кордюковой Г.Л., выслушав объяснения истца ФИО4, представителя ответчика Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга - ФИО5, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО4 обратилась в Калининский районный суд Санкт-Петербурга с исковым заявлением к администрации Калининского района Санкт-Петербурга, Комитету по социальной политике Санкт-Петербурга, в котором просит признать принятое решение, оформленное протоколом № 3/2019 от 06.05.2019 года незаконным, обязать Администрацию Калининского района Санкт-Петербурга присвоить ей звание «Ветеран труда».
В обоснование заявленных требований истец ФИО4 указала, что в августе 2018 года обратилась с заявлением о присвоении ей звания «Ветеран труда», в подтверждение наличия оснований для присвоения звания представила копию приказа Министра транспорта РФ от 05.12.2000 № 919/н об объявлении благодарности Министра транспорта Российской Федерации участникам подготовки и проведения 2-й Международной евроазиатской конференции по транспорту, а также трудовую книжку, содержащую сведения о наличии трудового стажа не менее 20 лет. 24.08.2018 ее обращение было рассмотрено на Комиссии по присвоению звания «Ветеран труда», созданной при администрации Калининского района Санкт-Петербурга, и принято решение о направлении документов на рассмотрение Комиссии по рассмотрению конфликтных ситуаций по вопросам присвоения звания при Комитете по социальной политике Санкт-Петербурга, решением которой от 12.09.2018 в присвоении звания было отказано. Решением Комиссии по рассмотрению конфликтных ситуаций по вопросам присвоения звания при Комитете по социальной политике Санкт-Петербурга от 06.095.2019 принято решение о том, что Благодарность Министра транспорта не может быть отнесена в ведомственным знакам отличия в труде.
Решением Калининского районного суда Санкт-Петербурга от 5 декабря 2019 года в удовлетворении исковых требований ФИО4 отказано.
В апелляционной жалобе истец ФИО4 просит отменить решение суда, как незаконное и необоснованное, постановленное с нарушением норм процессуального права, при неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствии выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, и принять по делу новое решение, которым удовлетворить исковые требования.
На рассмотрение дела в суд апелляционной инстанции представитель ответчика администрации Калининского района Санкт-Петербурга не явился, о месте и времени слушания дела извещен надлежащим образом, доказательств уважительности причин неявки не представил, ходатайств об отложении судебного заседания или рассмотрении апелляционной жалобы в свое отсутствие не заявлял. При таких обстоятельствах, в соответствии со ст. 167, ч. 1 ст. 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося представителя ответчика.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, выслушав объяснения явившихся лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судом, что приказом от 05.12.2000 года № 919/н Министерства транспорта Российской Федерации была объявлена благодарность Министра транспорта Российской Федерации истице ФИО4 за оказание активной помощи при подготовке и проведении 2-й Международной евроазиатской конференции по транспорту.
Факт отказа в присвоении истице звания «Ветеран труда» подтверждается представленными в материалы дела ответами администрации Калининского района Санкт-Петербурга от 27.08.2018, 03.10.2018, а также письмом Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга от 21.05.2019 года, выпиской из протокола № 3/2019 от 06.05.2019.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ "О ветеранах", Закона Санкт-Петербурга «О порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда», исходил из того, что имеющаяся у истца благодарность, объявленная приказом от 05.12.2000 года № 919/н Министерства транспорта Российской Федерации за оказание активной помощи при подготовке и проведении 2-й Международной евроазиатской конференции по транспорту не относится к ведомственным знакам отличия органа государственной власти за особые отличия в труде и продолжительный труд, дающему право на присвоение звания "Ветеран труда", в связи с чем пришел к выводу о том, что правовые основания для признания оспариваемого решения ответчика незаконным, и возложении на ответчика обязанности присвоить истцу звание "Ветеран труда" отсутствуют.
Судебная коллегия соглашается с приведенными выводами суда первой инстанции и считает, что они основаны на надлежащей оценке доказательств по делу, сделаны в строгом соответствии с нормами материального права, регулирующего спорные правоотношения и при правильном установлении обстоятельств, имеющих значение для дела. Выводы суда основаны на полном и всестороннем исследовании всех обстоятельств дела, установленных по результатам надлежащей правовой оценки представленных доказательств, они подтверждаются материалами дела.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 12 января 1995 года 5-ФЗ "О ветеранах" с учетом заслуг по защите Отечества, безупречной военной службы, иной государственной службы и продолжительного добросовестного труда устанавливаются следующие категории ветеранов: ветераны Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий на территории СССР, на территории Российской Федерации и территориях других государств (далее - ветераны боевых действий), ветераны военной службы, ветераны государственной службы, ветераны труда.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 7 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее - Закон N 5-ФЗ), ветеранами труда являются лица, награжденные орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенные благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющие трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой (страховой) стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
Пунктом 4 части 1 статьи 7 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", установлено, что порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В силу 1.1 статьи 7 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", Порядок учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, и награждения указанными знаками отличия определяется Правительством Российской Федерации. Порядок учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", иными федеральными государственными органами, государственными корпорациями и награждения указанными знаками отличия определяется указанными органами, организациями, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (п. "ж" ч. 1. ст. 72). По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (ч. 2 и 5 ст. 76).
Пунктом 2 ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации относится, в том числе, решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания отдельных категорий граждан, к которым относятся и ветераны труда (подп. 24).
Согласно п. 3.1 ст. 26.3 названного Федерального закона по вопросам, указанным в п. 2 настоящей статьи, органы государственной власти субъекта Российской Федерации имеют право принимать законы, иные нормативные правовые акты, в том числе региональные программы субъектов Российской Федерации, вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.
Органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта РФ на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право. Финансирование указанных полномочий не является обязанностью субъекта Российской Федерации, осуществляется при наличии возможности (абз. 5, 6 ст. 26.3.1 указанного Федерального закона).
Как следует из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации в Определении от 2 апреля 2009 года N 529-О-О, отношения, связанные с предоставлением дополнительных мер социальной поддержки за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, регулируются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, при этом законодатель субъекта Российской Федерации, осуществляя самостоятельное правовое регулирование соответствующих отношений, определяет круг лиц, которым предоставляется такое обеспечение, устанавливает основания и условия его назначения и вправе определять круг лиц, на которых оно распространяется, с учетом избранных им критериев.
Порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" в Санкт-Петербурге регулируются Законом Санкт-Петербурга от 09.10.2006 N 447-70 "О порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда" в редакции от 26.12.2017 года.
Изменения, внесенные Законом Санкт-Петербурга от 26.12.2017 N 874-158, вступают в силу через 10 дней после дня официального опубликования (опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru - 26.12.2017) и распространяются на правоотношения, возникшие с 1 июля 2016 года.
В соответствии со статьей 1 Закона Санкт-Петербурга от 09.10.2006 N 447-70 звание "Ветеран труда" присваивается гражданам Российской Федерации, имеющим место жительства в Санкт-Петербурге, и гражданам без определенного места жительства при условии постановки их на учет в порядке, установленном Правительством Санкт-Петербурга, награжденным ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющим трудовой (страховой) стаж (не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин), учитываемый для назначения пенсии, или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении.
В соответствии с п.1 ст.5 Закона № 447-70 к ведомственным знакам отличия за заслуги в труде (службе) относятся учрежденные за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) награды, награждение которыми произведено:
1) Председателем Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации;
2) Председателем Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации;
3) руководителями аппаратов палат Федерального Собрания Российской Федерации;
4) Председателем Правительства Российской Федерации;
5) Руководителем Аппарата Правительства Российской Федерации;
6) Руководителем Администрации Президента Российской Федерации;
7) Председателем Следственного комитета Российской Федерации;
8) Генеральным директором Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации;
9) председателями Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;
10) Генеральным прокурором Российской Федерации;
11) руководителями федеральных органов исполнительной власти;
12) Председателем Центрального банка Российской Федерации;
13) руководителями межгосударственных (межправительственных) органов. созданных государствами-участниками Содружества Независимых Государств с участием Российской Федерации;
14) руководителями государственных корпораций.
Таким образом, реализуя свои полномочия в области установления мер социальной поддержки ветеранов труда за счет средств бюджета города, осуществляя самостоятельное правовое регулирование соответствующих отношений, Санкт-Петербург, как субъект федерации, определил в Законе № 447-70 перечень наград и ведомственных знаков отличия, являющихся основанием для присвоения звания "Ветеран труда", установил одновременно два условия присвоения звания "Ветеран труда": наличие ведомственного знака отличия в труде и соответствующего трудового стажа.
Таким образом, Санкт-Петербург, реализуя свои полномочия в области установления мер социальной поддержки за счет средств бюджета города ветеранов труда, в том числе порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" и осуществляя самостоятельное правовое регулирование соответствующих отношений, вправе был определить в Законе Санкт-Петербурга перечень наград и ведомственных знаков отличия, являющихся основанием для присвоения звания "Ветеран труда".
На момент объявления истице благодарности, действовало Указание Министерства путей сообщения РФ от 01.12.1999 № 306у, утвердившее Положение о благодарности Министра путей сообщения РФ, в соответствии с которым, благодарность была учреждена для поощрения работников федерального железнодорожного транспорта и активистов общественных организаций за вклад в обеспечение устойчивой работы и реализации социальных программ.
По состоянию на 05.12.2000 (дату награждения истца), Министерством транспорта РФ благодарность в качестве ведомственного знака отличия в труде не учреждалась.
Таким образом, суд правомерно исходил из того, что объявление благодарности не относится к наградам или знакам отличия, а является лишь видом поощрения истицы, работавшей согласно записям трудовой книжки с 01.01.1999 до момента объявления благодарности, то есть до 05.12.2000, референтом ООО «Ретур Бизнес Супорт», в связи с чем представленная истицей благодарность не может быть признана знаком отличия в труде, так как была вручена не за продолжительный труд, а за иной вклад истицы в общественной сфере.
Кроме того, судом учтено, что определяющее значение для разрешения вопроса о присвоении звания "Ветеран труда" в соответствии с приведенными выше правовыми нормами, регулирующими порядок и условия присвоения данного звания, имеет критерий продолжительности труда, тогда как благодарность ФИО4 была объявлена в связи с определенным событием, а именно в связи с проведением 2-й Международной евроазиатской конференции по транспорту и не связана с продолжительностью труда.
Принимая во внимание изложенное, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что поскольку благодарность за оказание активной помощи при подготовке и проведении 2-й Международной евроазиатской конференции по транспорту не относится к почетным званиям СССР и Российской Федерации, не является государственной наградой или ведомственным знаком отличия в труде, в связи с чем не может служить основанием для присвоения ФИО4 звания «Ветеран труда».
Довод апелляционной жалобы о том, что к настоящему спору подлежит применению предыдущая редакция пп.2 п.1 ст. 7 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ), согласно которой ветеранами труда являются лица награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет, судебная коллегия признает несостоятельным, в связи со следующим.
Федеральным законом от 29 декабря 2015 № 388-ФЗ внесены изменения в статью 7 Федерального закона «О ветеранах» в части установления критериев, в соответствии с которыми лица могут быть отнесены к категории «Ветеран труда». В частности, для присвоения звания «Ветеран труда» необходимо, чтобы награждение ведомственным знаком отличия за заслуги в труде было обусловлено продолжительной работой (службой) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности, и необходимо иметь трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначении пенсии (25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслуги лет, необходимой для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении).
Между тем, внося Федеральным законом от 29 декабря 2015 № 388-ФЗ изменения в статью 7 Федерального закона «О ветеранах» и вводя их в действие с 1 июля 2016 года, федеральный законодатель установил, что за гражданами, которые по состоянию на 30 июня 2016 года награждены ведомственными знаками отличия в труде, сохраняется право на присвоение звания «Ветеран труда» при наличии трудового (страхового) стажа, учитываемого для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслуги лет, необходимой для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении (ч. 3 ст. 8). Следовательно, для граждан, награжденных ведомственными знаками отличия в труде до 1 июля 2016 года, сохранены 2 условия присвоения звания «Ветеран труда», а именно награждение ведомственным знаком отличия в труде и наличие трудового (страхового) стажа, учитываемого для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин.
Вместе с тем, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об установлении Законом № 447-70 перечня наград и ведомственных знаков отличия, являющихся основанием для присвоения звания «Ветеран труда», а также двух условий присвоения звания «Ветеран труда»: наличие ведомственного знака отличия в труде и соответствующего трудового стажа.
Ссылка в апелляционной жалобе на то, что по состоянию на 05.12.2000 (дату награждения истца) Министерством транспорта РФ благодарность в качестве ведомственного знака отличия в труде не учреждалась, сделан без анализа нормативно-правовых актов и ничем не подтвержден, признается судебной коллегией также несостоятельной, поскольку на момент объявления истцу благодарности, действовало только Указание Министерства путей сообщения РФ от 01.12.1999 № 306у, утвердившее Положение о благодарности Министра путей сообщения РФ, в соответствии с которым, благодарность была учреждена для поощрения работников федерального железнодорожного транспорта и активистов общественных организаций за вклад в обеспечение устойчивости работы и реализации социальных программ.
Вместе с тем, отсутствуют доказательства, подтверждающие учреждение Министерством транспорта РФ благодарности, в качестве ведомственного знака отличия в труде на момент награждения ФИО4 (05.12.2000).
Также судебная коллегия не может согласиться со ссылкой в апелляционной жалобе на отнесение благодарности Министерства транспорта РФ к ведомственным наградам Министерства транспорта РФ, учрежденным приказом Минтранса РФ от 30.09.2016 № 285, поскольку п. 3 данного Приказа учрежден только один ведомственный знак отличия, дающий право на присвоение звания «Ветеран труда», а именно нагрудный знак «Почетный работник транспорта России».
Таким образом, разрешая спор, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.
Доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований к отмене решения суда, основаны на неверном толковании норм права, регулирующих спорные отношения, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, а также к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств, не содержат фактов, не проверенных и не учтенных судом первой инстанции при рассмотрении дела и имеющих юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияющих на обоснованность и законность судебного постановления, либо опровергающих выводы суда первой инстанции, в связи с чем являются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены законного и обоснованного решения суда.
Суд первой инстанции с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда первой инстанции не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, нормы материального права судом первой инстанции применены верно. Оснований для отмены решения суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Калининского районного суда Санкт-Петербурга от 5 декабря 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО4 - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: