Судья: Козина Н.С. Дело №33-8157/2020 (2-351/2020)
Докладчик: Казачков В.В.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
22 октября 2020 года г. Кемерово
Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе:
председательствующего Молчановой Л.А.,
судей: Казачкова В.В., Овчаренко О.А.,
при секретаре Сергиенко А.В.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Казачкова В.В. гражданское дело по апелляционной жалобе ИП ФИО1 на решение Гурьевского городского суда Кемеровской области от 13 июля 2020 года,
по делу по иску Гурьевского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю ФИО1 о понуждении к совершению действий,
УСТАНОВИЛА:
Гурьевский межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился с иском к индивидуальному предпринимателю ФИО1 о понуждении к совершению действий.
Требования мотивировал тем, что в ходе проведенной проверки по обращению жителей многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес> было выяснено, что ответчик, арендуя нежилое помещение, использует его для осуществления деятельности по реализации товаров ритуального назначения.
Размещение и организация магазина по реализации ритуальной атрибутики и похоронных принадлежностей противоречит требованиям действующего законодательства, в частности п. 4.10 ""СП №. Свод правил. Здания жилые многоквартирные. Актуализированная редакция СНиП №".
Кроме того, ФИО1 организовав похоронную службу «Г» не в полной мере, выполняет обязанность по принятию мер по предупреждению коррупции, установленную ст. 13.3 Закона № 273-ФЗ.
ИП ФИО1 не были разработаны локальные нормативные акты о противодействии коррупции. Ответственное лицо за профилактику коррупционных и иных правонарушений, предусмотренных локальным актом в организации не определено. Отсутствует локальный акт, устанавливающий порядок обращения в правоохранительные органы в случае выявления коррупционных правонарушений, локальный акт по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, в котором должны быть установлены правила поведения работников при возникновении конфликта интересов, склонении к совершению действий, которые могут повлечь возникновение конфликта интересов, кодекс этики и поведения работников организации.
Полагает, что отсутствие в организации ответчика системы мер предупреждения коррупции свидетельствует о несоблюдении организацией российского антикоррупционного законодательства.
Просил суд запретить ответчику осуществлять хозяйственную деятельность по реализации товаров ритуального назначения в магазине по адресу: <адрес>
Обязать ответчика разработать и принять меры по предупреждению коррупции, предусмотренные ч.2 ст. 13.3 Федерального закона №273 от 25.12.2008 «О противодействии коррупции» в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Решением Гурьевского городского суда Кемеровской области от 13 июля 2020 года постановлено:
Исковые требования Гурьевского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю ФИО1 о понуждении к совершению действий удовлетворить.
Запретить индивидуальному предпринимателю ФИО1 осуществлять хозяйственную деятельность по реализации товаров ритуального назначения в магазине по адресу: <адрес>
Обязать индивидуального предпринимателя ФИО1 разработать и принять меры по предупреждению коррупции, предусмотренные ч.2 ст. 13.3 Федерального закона №273 от 25.12.2008 «О противодействии коррупции» в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В апелляционной жалобе ИП ФИО1 просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное в связи с нарушением норм процессуального и материального права.
Полагает, что он не был извещен судом надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, что является существенным нарушением прав ответчика и безусловным основанием для отмены решения суда.
Полагает, что прокурор, основывая свои требования на Федеральном Законе от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» не приводит какие именно нарушения санитарных норм и правил допущено ИП ФИО1 при осуществлении деятельности. Суд первой инстанции также не указывает на данные нарушения в решении суда.
Ссылается на то, что суд пришел к неверному выводу о том, что ответчик организовал магазин ритуальных услуг по адресу <адрес>, так как по указанному адресу работает магазин розничной торговли похоронными принадлежностями, услуги по данному адресу не оказываются и не продаются.
СП № СНиП № не содержит запрета на осуществление розничной торговли похоронными принадлежностями как товара, а запрещает продажу непосредственно ритуальных услуг. Торговля ритуальными услугами по указанному адресу не осуществляется и ритуальные услуги не предоставляются.
Деятельность по оказанию ритуальных услуг, в том числе их продажа и оформление - ОКВЭД № Организация похорон и предоставление связанных с ними услуг (транспортные услуги по доставке тела умершего к месту погребения, захоронение (кремация), благоустройство мест захоронения и т.п.) осуществляется по адресу <адрес> - соседнее нежилое здание рядом с жилым домом по <адрес>.
Суд при вынесении решения основывает свои выводы исключительно на устных доводах прокурора, не принимая во внимание сведения из отзыва ответчика, не устанавливая, какая именно деятельность ведется по адресу <адрес>8, что является не допустимым, поскольку решение суда должно быть обоснованным и подтвержденным доказательствами, представленными суду.
Также выражает несогласие с выводами суда о законности требований прокурора о необходимости разработки ИП локальных нормативных актов о противодействии коррупции, назначении ответственного лица за профилактику коррупционных и иных правонарушений, поскольку индивидуальный предприниматель не является юридическим лицом, а данные требования не основаны на законе.
Считает, что антикоррупционный закон не содержит прямого указания на обязанность индивидуального предпринимателя разрабатывать антикоррупционную политику, что говорит о том, что данная обязанность возложена только на юридических лиц.
Полагает, что судом не было приведено и не доказано в ходе рассмотрения дела, что расположение магазина в нежилом помещении, с обратной от подъездов дома, негативно влияет на психическое состояние граждан.
Относительно апелляционной жалобы и.о. Гурьевского межрайонного прокурора принесены письменные возражения.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 06.10.2020 постановлено перейти к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 ГПК РФ ввиду нарушения судом положений п. 2 ч. 4 ст. 330 ГПК РФ в связи с рассмотрением дела в отсутствие ответчика, не извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Согласно п. 2 ч. 4 ст. 330 ГПК РФ основанием для отмены решения суда первой инстанции в любом случае является рассмотрение дела в отсутствие кого-либо из лиц, участвующих в деле и не извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
В связи с тем, что судом при вынесении решения было допущено нарушение норм процессуального права, решение суда нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене.
Отменяя решение суда и разрешая исковые требования по правилам суда первой инстанции, заслушав прокурора, поддержавшего исковые требования, судебная коллегия полагает, что исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч.1 ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).
Согласно ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется путем, в том числе, восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В силу ст. 228 Гражданского кодекса Российской Федерации размещение собственником в принадлежащем ему жилом помещении предприятий, учреждений, организаций допускается только после перевода такого помещения в нежилое
В соответствии с ч. 10 ст. 23 Жилищного кодекса Российской Федерации при использовании помещения после его перевода в качестве жилого или нежилого помещения должны соблюдаться требования пожарной безопасности, санитарно-гигиенические, экологические и иные установленные законодательством требования, в том числе требования к использованию нежилых помещений в многоквартирных домах.
Согласно ст. 24 Согласно Федерального закона от 30.03.1999 N52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны приостановить либо прекратить свою деятельность или работу отдельных цехов, участков, эксплуатацию зданий, сооружений, оборудования, транспорта, выполнение отдельных видов работ и оказание услуг в случаях, если при осуществлении указанных деятельности, работ и услуг нарушаются санитарные правила.
Из материалов дела следует, что ФИО1 зарегистрирован в установленном законом порядке в качестве индивидуального предпринимателя, видами осуществляемой деятельности, в том числе, является организация похорон и предоставление связанных с ними услуг, торговля розничная предметами культового и религиозного назначения, похоронными принадлежностями в специализированных магазинах.
Дом по адресу: <адрес> является многоквартирным домом.
Помещение по адресу: <адрес> является нежилым помещением.
На основании договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ указанное помещение передано собственником ДВИ арендатору ФИО1 во временное пользование для эксплуатации розничного магазина похоронных принадлежностей.
От граждан, проживающих в жилом доме по адресу: <адрес> в Гурьевскую межрайонную поступила жалоба на размещение в данном жилом доме магазина ритуальных услуг.
В ходе прокурорской проверки установлено и не оспаривалось стороной ответчика, что ФИО1 в нежилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>8, осуществляет хозяйственную деятельность по реализации товаров ритуального назначения (венки, ленты, кресты, одежды и др.).
По мнению истца, указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что ответчик в нарушение п. 4.10 "СП №. Свод правил. Здания жилые многоквартирные. Актуализированная редакция СНиП №", ИП ФИО1 осуществляет деятельность по реализации товаров ритуального назначения в магазине, расположенном по адресу: <адрес>, что является основанием для запрета ответчику осуществлять хозяйственную деятельность по реализации товаров ритуального назначения в магазине, расположенном по адресу: <адрес>.
Судебная коллегия находит доводы истца несостоятельными ввиду следующего.
В соответствии с пунктом 2.1.4 «ГОСТа 32609-2014. Межгосударственный стандарт. Услуги бытовые. Услуги ритуальные. Термины и определения», введенном в действие Приказом Росстандарта от 11.06.2014 №551-ст, ритуальные услуги: результат непосредственного взаимодействия исполнителя и потребителя, а также деятельности исполнителя по погребению останков, праха умерших или погибших, проведению похорон, содержанию мест захоронений. Под ритуальными услугами понимаются похоронные и мемориальные услуги.
Национальным стандартом Российской Федерации "ГОСТ 32609-2014. Межгосударственный стандарт. Услуги бытовые. Услуги ритуальные. Термины и определения" (введен в действие Приказом Росстандарта от 11.06.2014 N 551-ст), установлены общие понятия и основания виды ритуальных услуг.
Так, бюро похоронного обслуживания (пункт приема заказов): здание или помещение, где проводится прием заказов от населения на организацию похорон. В соответствии с примечанием бюро похоронного обслуживания может осуществлять торговлю предметами похоронного назначения или намогильными сооружениями (пункт 2.5.9). Салон-магазин: здание или группа помещений, в которых осуществляется торговля похоронными принадлежностями и намогильными сооружениями. В соответствии с примечанием, в салонах-магазинах должны быть представлены образцы похоронной продукции и прейскуранты на нее (пункт 2.5.10).
Под магазином понимается специально оборудованное здание (его часть), предназначенное для продажи товаров и оказания услуг покупателям и обеспеченное торговыми, подсобными, административно-бытовыми помещениями, а также помещениями для приема, хранения товаров и подготовки их к продаже (ст. 346.27 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 8.11 «МДК 11-01.2002. Рекомендации о порядке похорон и содержании кладбищ в Российской Федерации» (рекомендованы Протоколом Госстроя РФ от 25.12.2001 N 01-НС-22/1) бюро и бюро-магазины похоронного обслуживания рекомендуется размещать на селитебной территории. Указанные учреждения не разрешается размещать ближе 100м от жилых зданий, лечебных, детских, спортивных и культурно-просветительских учреждений.
Действующий "СП 54.13330.2016. Свод правил. Здания жилые многоквартирные. Актуализированная редакция СНиП 31-01-2003" действительно содержит запрет на размещение в нежилых помещениях первого этажа жилых зданий учреждений и магазинов ритуальных услуг (пункт 4.10).
Между тем, как следует из приведенных правовых норм, оказание ритуальных услуг и торговля предметами культового и религиозного назначения, похоронными принадлежностями являются разными видами хозяйственной деятельности, что также следует из Общероссийского классификатора видов экономической деятельности: коды № и № соответственно.
Однако, действующие нормы права не содержат запрета на размещение в многоквартирном доме в нежилом помещении магазина, специализирующегося на торговле предметами культового и религиозного назначения, похоронными принадлежностями.
Таким образом, оснований для запрета индивидуальному предпринимателю ФИО1 осуществлять хозяйственную деятельность по реализации товаров ритуального назначения в магазине по адресу: <адрес>, с учетом установленных по делу обстоятельств и приведенных норм права, судебная коллегия не усматривает.
Разрешая требования Гурьевского межрайонного прокурора в части возложения на ответчика обязанности принимать меры по противодействию коррупции, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 6 ст. 5 Федерального закона от 25.12.2008 N273-ФЗ "О противодействии коррупции" генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры в пределах своих полномочий координируют деятельность органов внутренних дел Российской Федерации, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации и других правоохранительных органов по борьбе с коррупцией и реализуют иные полномочия в области противодействия коррупции, установленные федеральными законами.
В силу подп а. п. 1 ст. 1 Федерального закона от 25.12.2008 N273-ФЗ "О противодействии коррупции" под коррупцией понимается злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами.
Согласно п. 2 ст. 1 Федерального закона от 25.12.2008 N273-ФЗ "О противодействии коррупции" противодействие коррупции - деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий: а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции); б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией); в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.
В соответствии с ч. 1 ст. 13.3 Федерального закона от 25.12.2008 N273-ФЗ "О противодействии коррупции" организации обязаны разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции.
В ч. 2 ст. 13.3 указанного закона определены меры по предупреждению коррупции, которые могут включать: 1) определение подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений; 2) сотрудничество организации с правоохранительными органами; 3) разработку и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации; 4) принятие кодекса этики и служебного поведения работников организации; 5) предотвращение и урегулирование конфликта интересов; 6) недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов.
Таким образом, исходя из буквального толкования ч. 1 ст. 13.3 Федерального закона от 25.12.2008 N273-ФЗ "О противодействии коррупции", обязанность разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции возлагаются только на организации, т.е. юридические лица.
Указанная норма права такой обязанности для индивидуальных предпринимателей не предусматривает, в связи с чем иск прокурора в указанной части также не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ч.1 ст. 327.1, ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Гурьевского городского суда Кемеровской области от 13 июля 2020 года отменить.
Принять по делу новое решение.
В удовлетворении исковых т требований Гурьевского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю ФИО1 о понуждении к совершению действий, отказать.
Председательствующий: Л.А. Молчанова
Судьи: В.В. Казачков
О.А. Овчаренко