Судья Носова О.Г. Дело № 33-8169
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Ярославского областного суда в составе председательствующего Ломтевой Л.С.
судей Преснова В.С., Суринова М.Ю.
при секретаре Кадыковой О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Ярославль
24 ноября 2015 года
дело по частной жалобе ФИО1 на определение Гаврилов-Ямского районного суда Ярославской области от 16 октября 2015 года, которым постановлено:
«Предоставить администрации городского поселения Гаврилов-Ям Ярославской области отсрочку по исполнению решения Гаврилов-Ямского районного Ярославской области от ДД.ММ.ГГГГ в части предоставления во внеочередном порядке благоустроенного жилого помещения, отвечающего установленным требованиям, применительно к уровню благоустройства города Гаврилов-Ям, общей площадью, не менее ранее занимаемого жилого помещения, в г. Гаврилов-Ям Ярославской области по договору социального найма ФИО1, с учетом членов семьи в срок до ДД.ММ.ГГГГ (исполнительное производство №)».
Заслушав доклад судьи Преснова В.С., изучив материалы дела, оценив доводы частной жалобы, судебная коллегия
Установила:
Решением Гаврилов-Ямского районного суда Ярославской области от ДД.ММ.ГГГГ на администрацию городского поселения Гаврилов-Ям Ярославской области возложена обязанность принять меры для включения жилого дома <адрес> в региональную программу «Стимулирование развития жилищного строительства на территории Ярославской области на 2011-2020 годы», утвержденную постановлением Правительства Ярославской области № 9-п от 26 января 2011 года и расселению жилого дома, и возложена обязанность предоставить во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным требованиям, применительно к уровню благоустройства города Гаврилов-Ям, общей площадью, не менее ранее занимаемого жилого помещения, в г. Гаврилов-Ям Ярославской области по договору социального найма ФИО1, ФИО2, ФИО3, с учетом членов семьей, указанных лиц. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Администрация городского поселения Гаврилов-Ям обратилась в суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения указанного решения суда до ДД.ММ.ГГГГ в части предоставления во внеочередном порядке благоустроенного жилого помещения истцу ФИО1
В обосновании заявления указано, что ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем Гаврилов-Ямского районного отдела судебных приставов УФССП России по Ярославской области ФИО4 возбуждено исполнительное производство № об обязанности предоставления жилого помещения согласно данному судебному решению ФИО1 с установлением пятидневного срока для добровольного исполнения требований исполнительного документа. В рамках исполнения требований исполнительного документа ДД.ММ.ГГГГ в Департамент строительства Ярославский области направлено письмо с просьбой включить вышеуказанный дом в региональную программу «Стимулирование развития жилищного строительства на территории Ярославской области на 2011-2020 годы», утвержденную постановлением Правительства Ярославской области № 9-п от 26 января 2011 года. В настоящее время на территории городского поселения Гаврилов-Ям отсутствуют свободные жилые помещения. В связи с этим Администрация не имеет возможности исполнитель указанные требования в установленный срок. Но проводится работа, направленная на исполнение судебного решения. Принято решение по переоборудованию и перепланировке нежилых помещений № в жилые в многоквартирном доме по адресу: <адрес>. По результатам переоборудования появится 5 жилых комнат, соответствующих предъявляемым требованиям по благоустройству. ДД.ММ.ГГГГ заключен договор № с ООО <данные изъяты> для проведения проектных работ по разработке проектной документации, срок исполнения которых не позднее ДД.ММ.ГГГГ. По результатам проведенных работ определится объем финансирования, необходимый для проведения указанных работ, который возможно будет предусмотреть в расходных обязательствах бюджета 2016 года. Подготовку и проведение строительных работ возможно провести не ранее 2016 года. До настоящего времени Администрацией городского поселения Гаврилов-Ям предприняты исчерпывающие меры, направленные на исполнение судебного решения, но по независящим от администрации сроки оно не может быть исполнено.
Судом постановлено указанное выше определение.
В частной жалобе ставится вопрос об отмене определения и разрешении вопроса по существу. Доводы жалобы сводятся к нарушению норм процессуального права.
Проверив законность и обоснованность определения, исходя из доводов, изложенных в жалобе, заслушав ФИО1, поддержавшую доводы жалобы, судебная коллегия считает, что оснований для отмены или изменения определения суда не имеется.
Предоставляя отсрочку исполнения решения, суд исходил из того, что должник после вступления решения суда в законную силу предпринял меры к исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе. Исполнение решения суда предполагает расходование бюджетных средств, которое сопряжено с рядом обязательных требований, установленных законом. Для выполнения этих требований необходимо значительное время.
С указанными выводами судебная коллегия соглашается, так как они основаны на законе и материалах дела.
В соответствии со ст. 434 ГПК РФ, ст. 37 Закона об исполнительном производстве при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного постановления или постановлений иных органов, взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе поставить перед судом, рассмотревшим дело, или перед судом по месту исполнения судебного постановления вопрос об отсрочке или о рассрочке исполнения, об изменении способа и порядка исполнения, а также об индексации присужденных денежных сумм.
По смыслу положений указанных норм права основаниями для предоставления отсрочки или рассрочки исполнения исполнительного документа могут являться неустранимые на момент обращения в суд обстоятельства, препятствующие исполнению должником исполнительного документа в установленный срок.
Изменение сроков исполнения судебного решения должно быть обоснованным, основания такого изменения должны быть исключительными и реально соотноситься с тем, чтобы изменение сроков исполнения решения не являлось инструментом для безосновательного затягивания исполнения судебного акта.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ администрация городского поселения Гаврилов-Ям направило в Департамент строительства Ярославской области ходатайство о включении аварийного жилого дома <адрес> в региональную программу «Стимулирование развития жилищного строительства на территории Ярославской области на 2011-2020 годы» с приложением необходимых для этого документов.
Раздел IY указанной Программы предусматривает расселение граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания, и (или) жилищного фонда с высоким уровнем износа путем строительства нового жилья и (или) приобретения квартир на первичном рынке у частных застройщиков, в том числе в домах малоэтажной застройки.
В целях исполнения решения суда должником предприняты меры по переоборудованию нежилых помещений в жилые в одном из общежитий городского поселения.
Реализация Программы, равно как и приобретение либо строительство жилья для внеочередного предоставления, переоборудование нежилых помещений осуществляется за счет бюджетных средств.
С учетом особенностей формирования и исполнения бюджета, а также времени принятия решения суда, исполнение решения в настоящее время затруднительно по объективным причинам, обусловленными требованиями бюджетного законодательства.
В соответствии со ст. 169 Бюджетного кодекса РФ, ст. 4 Положения о бюджетном процессе в городском поселении Гаврилов-Ям, утвержденном решением муниципального совета городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ№, проект бюджета городского поселения Гаврилов-Ям составляется и утверждается сроком на три года (очередной финансовый год и плановый период), решение о бюджете вступает в силу с 1 января и действует по 31 декабря финансового года, если иное не предусмотрено решением о бюджете.
В соответствии со ст. 219 Бюджетного кодекса РФ исполнение бюджета по расходам предусматривает принятие бюджетных обязательств, в пределах лимитов бюджетных обязательств. Бюджетные обязательства принимаются путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или в соответствии с законом, иным правовым актом, соглашением.
Тем самым, расходование бюджетных средств возможно только в пределах лимитах бюджетных обязательств на текущий год, предусмотренных бюджетом соответствующего уровня.
Выделение бюджетных ассигнований на принятие новых видов расходных обязательств или увеличение бюджетных ассигнований на исполнение существующих видов расходных обязательств может осуществляться только с начала очередного финансового года при условии включения соответствующих бюджетных ассигнований в закон (решение) о бюджете либо в текущем финансовом году после внесения соответствующих изменений в закон (решение) о бюджете при наличии соответствующих источников дополнительных поступлений в бюджет и (или) при сокращении бюджетных ассигнований по отдельным статьям расходов бюджета (часть 2 статьи 83 Бюджетного кодекса РФ).
Учитывая, что решение суда вынесено после принятия бюджета на текущий 2015г., а также особенности бюджетного процесса, доводы должника об отсутствии денежных средств в бюджете на цели исполнения решения суда, и о возможности предусмотреть необходимые денежные средства в бюджете 2016г., являются обоснованными.
В силу требований Федерального закона № 44-ФЗ от 05 апреля 2013г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», ст. 219 Бюджетного кодекса РФ для реализации бюджетных средств, предусмотренных для приобретения либо строительства жилых помещений, должник обязан заключить муниципальный контракт после проведения закупочной процедуры, для проведения которой также требуется время.
Изложенное позволяет сделать вывод о том, что у суда имелись основания для предоставления отсрочки исполнения решения. Предоставленная отсрочка не свидетельствует о безосновательном затягивании исполнения судебного акта.
Доводы жалобы о том, что должник располагает свободными жилыми помещениями, которые могут быть предоставлены взыскателю, ничем объективно не подтверждается. Строительство жилых домов на территории городского поселения не свидетельствует об обоснованности этих утверждений. Судебным приставом-исполнителем доказательства, подтверждающие выявление свободных жилых помещений, не представлены.
Выводы взыскателя о том, что предстоящая перепланировка нежилых помещений в одном из общежитий городского поселения не будет отвечать требованиям, предъявляемым к жилым помещениям по степени благоустройства, являются преждевременными, так как проект перепланировки находится на стадии разработки.
Руководствуясь ст. 334 ГПК РФ судебная коллегия
определила:
Частную жалобу ФИО1 на определение Гаврилов-Ямского районного суда Ярославской области от 16 октября 2015г оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи