ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-8169/19 от 07.11.2019 Хабаровского краевого суда (Хабаровский край)

В суде первой инстанции дело рассматривал судья Ярошенко Т.П.

Дело № 33-8169/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда

в составе

председательствующего Жельнио Е.С.

судей Дорожкиной О.Б., Флюг Т.В.

при секретаре Беляниновой А.Д.

рассмотрела в открытом судебном заседании 07 ноября 2019 года в городе Хабаровске гражданское дело № 2-6739/2019 по иску Благовещенского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Федеральному бюджетному учреждению «Администрация Амурского бассейна внутренних водных путей» о возложении обязанности организовать удаление и утилизацию остова разрушенного судна,

по апелляционной жалобе Федерального бюджетного учреждения «Администрация Амурского бассейна внутренних водных путей» на решение Центрального районного суда г.Хабаровска от 28 августа 2019 года,

заслушав доклад судьи Т.В. Флюг, объяснения представителя истца ФИО1, представителя ответчика ФИО2, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Благовещенский межрайонный природоохранный прокурор, действуя в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Федеральному бюджетному учреждению «Администрация Амурского бассейна внутренних водных путей» о возложении обязанности организовать удаление и утилизацию остова разрушенного судна.

В обоснование иска указав, что в ходе проведенной проверки исполнения требований природоохранного законодательства выявлены нарушения ст.56 Водного кодекса РФ (далее ВК РФ), ст.ст.3, 8, ч.ч. 1,2 ст. 45, ст. 47.1 ч.1 ст. 49 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации (далее КВВТ РФ), учреждением не исполняются меры, направленные на подъем и утилизацию металлического остова разрушенного судна, без идентификационных номеров, вышедшего из эксплуатации, а также утратившего свои потребительские свойства, которое находится на территории муниципального образования Сковородинский район на 2552,7 км реки Амур (участок Верхнего Амура на 628,7 км) в 80 метрах от оси судового хода. Носовая часть остова судна находится в точке с географическими координатами 53°12’52.6 СШ, 124°29’10.4 ВД, кормовая часть - 53°12’53.2 СШ, 124о29’10.9 ВД. Собственник у названного судна отсутствует.

Распоряжением Правительства Российской Федерации утвержден перечень внутренних водных путей РФ, согласно которому река Амур по границы течения от слияния рек Аргуни и Шилки до г. Николаевска-на-Амуре относится к водным путям Российской Федерации.

Согласно информации Хабаровского филиала ФГБНУ «ВНИРО» от 05.04.2019 года нахождение в водном объекте бесхозяйственных затопленных или частично затопленных плавсредств или их частей и остовов, оказывает негативное воздействие на водные биоресурсы и среду их обитания (утрата нагульных площадей, нарушение путей миграции, ухудшение гидрохимического и гидрологического режимов водного объекта).

Таким образом, рассматриваемый остов разрушенного судна оказывает негативное влияние на реку Амур и обитающие в ней водные биоресурсы.

Обязанность по удалению и утилизации рассматриваемого разрушенного остова судна лежит на администрации внутренних водных путей - ФБУ «Администрация Амурводпуть», которое согласно уставу является подведомственным Федеральному агентству морского и речного транспорта учреждением, осуществляющим функции администрации Амурского бассейна внутренних водных путей по выполнению государственных работ и оказанию государственных услуг в сфере внутреннего водного транспорта в соответствии с КВВТ РФ.

Решением Центрального районного суда г. Хабаровска от 28 августа 2019 г. исковые требования Благовещенского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворены.

Судом постановлено. Обязать Федеральное бюджетное учреждение «Администрация Амурского бассейна внутренних водных путей» организовать удаление и утилизацию остова разрушенного судна, находящегося на 2552,7 км реки Амур, в точках с географическими координатами 53°12’52.6 СШ, 124°29’10.4 ВД; 53°12’53.2 СШ, 124°29’10.9 ВД в срок один год со дня вступления решения суда в законную силу.

В апелляционной жалобе Федеральное бюджетное учреждение «Администрация Амурского бассейна внутренних водных путей», не согласившись с решением суда, просит его отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. В обоснование доводов жалобы указав, что указанный в иске остов находится за пределами судовых ходов, в пограничной зоне, относится к военному имуществу, при этом доказательств принадлежности судна Российской Федерации не предоставлено. Решение о принадлежности по остову судна (чья страна, военное или гражданское имущество) должно быть принято на совместном совещании Смешанной российско-китайской комиссии. При этом разрушенный остов не оказывает угрозы безопасности судоходства, не препятствует деятельности на внутреннем водном транспорте, а также проводимым на внутренних водных путях путевым работам.

В письменных возражениях Благовещенский межрайонный природоохранный прокурор просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Разрешая заявленные исковые требования, суд первой инстанции, руководствуясь ст. 42 Конституции РФ, ст.ст. 3,4 Федерального закона РФ от 10.01.2002г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст.ст.3,8,10,19, 45,47.1,49,56 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ, установив, что на территории муниципального образования Сковородинский район на 2552,7 км реки Амур (участок Верхнего Амура на 628,7 км) в 80 метрах от оси судового хода находится разрушенный, без идентификационных номеров металлический остов судна, вышедший из эксплуатации, утративший свои потребительские свойства, с географическими координатами 53°12’52.6 СШ, 124°29’10.4 ВД, 53°12’53.2 СШ, 124о29’10.9 ВД, собственник судна отсутствует, пришел к выводу о возложении обязанности на ответчика организовать удаление и утилизацию остова разрушенного судна, отклонив доводы ответчика о том, что спорный объект находится в пограничной зоне и судно принадлежит КНР.

Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции и отклоняет доводы апелляционной жалобы по следующим основаниям.

В соответствии со ст.49 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ администрация бассейна внутренних водных путей поднимает затонувшее судно или иное затонувшее имущество и при необходимости удаляет либо утилизирует их, если владелец затонувшего судна или собственник иного затонувшего имущества не поднимет затонувшее судно или иное затонувшее имущество в срок, установленный в соответствии с пунктами 4 и 5 статьи 47.1 настоящего Кодекса, и такое имущество создает серьезную и непосредственную угрозу безопасности судоходства или непосредственную угрозу причинения значительного ущерба окружающей среде загрязнением либо значительно препятствует осуществлению рыболовства, деятельности на внутреннем водном транспорте и проводимым на внутренних водных путях путевым работам.

Федеральное бюджетное учреждение «Администрация Амурского бассейна внутренних водных путей» является подведомственным Федеральному агентству морского и речного транспорта учреждением, осуществляющим функции администрации Амурского бассейна внутренних водных путей по выполнению государственных работ и оказанию государственных услуг в сфере внутреннего водного транспорта в соответствии с Кодексом внутреннего водного транспорта РФ, в соответствии со ст. 49 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ уполномочено на осуществление указанных мероприятий.

Перечнем внутренних водных путей Российской Федерации, утвержденным распоряжением Правительства РФ от 19.12.2002 г. N 1900-р, предусмотрено, что река Амур является внутренним водным путем Российской Федерации.

Затонувшее имущество (остов разрушенного судна), находится на 2552,7 км. р.Амур, географические координаты СШ 53°12’52.6, ВД 124°29’10.4 носовая часть, СШ 53°12’53.2, 124о29’10.9 ВД. кормовая часть, включено в перечень затонувшего имущества по Амурскому бассейну.

Доводы апелляционной жалобы о нахождении имущества на пограничном участке реки Амур, принадлежности его КНР и военному имуществу не подтверждены надлежащими доказательствами по делу, акт от 18.05.2018г. не является достаточным доказательством, позволяющим сделать вывод о том, что остов относится к иностранному судну КНР. Воспоминания старейшего работника ФИО3 о наличии боеприпасов около остова приведены в доводах апелляционной жалобы, и не могут быть отнесены к числу допустимого доказательства о принадлежности судна к военному имуществу.

Доводы апелляционной жалобы об отсутствии угрозы безопасности судоходства, причинения значительного ущерба окружающей среде судебной коллегией отклоняются, поскольку в силу требований ст. 47.1 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ подъем затонувшего судна или иного затонувшего имущества осуществляется независимо от наличия или отсутствия угрозы безопасности судоходства.

Согласно информации Хабаровского филиала ФГБНУ «ВНИРО» от 05.04.2019 года нахождение в водном объекте бесхозяйственных затопленных или частично затопленных плавсредств или их частей и остовов, оказывает негативное воздействие на водные биоресурсы и среду их обитания (утрата нагульных площадей, нарушение путей миграции, ухудшение гидрохимического и гидрологического режимов водного объекта).

Таким образом, поскольку доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, других доказательств суду не представлено, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, по делу не установлено, судебная коллегия считает, что обжалуемое решение суда является законным и обоснованным, оснований к отмене решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь ст.ст.328,329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Центрального районного суда г. Хабаровска от 28 августа 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Федерального бюджетного учреждения «Администрация Амурского бассейна внутренних водных путей» без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия. Судебные постановления суда первой и апелляционной инстанции могут быть обжалованы в суд кассационной инстанции в течение трех месяцев со дня их вступления в законную силу, путем подачи кассационной жалобы в Девятый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции.

Председательствующий: Е.С. Жельнио

Судьи: О.Б. Дорожкина

Т.В. Флюг