ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-817 от 30.01.2013 Красноярского краевого суда (Красноярский край)

КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судья Панченко Н.В Дело № 33-817

Б-52

30 января 2013 года судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:

председательствующего Платова А.С.,

судей Беляковой Н.В., Емельянова В.А.,

при секретаре Ларионовой Н.М.

заслушала в открытом судебном заседании по докладу судьи Беляковой Н.В.

гражданское дело по иску ФИО1  к Управлению социальной защиты населения Администрации г. Ачинска об обязании направить заявление на предоставление меры социальной поддержки, к Министерству социальной политики Красноярского края, о признании права на получение меры социальной поддержки, обязании предоставить меру социальной поддержки,

по апелляционной жалобе Министерства социальной политики Красноярского края

на решение Ачинского городского суда Красноярского края от 27 ноября 2012 г., которым постановлено:

«Исковые требования ФИО1 удовлетворить частично.

Признать за ФИО1  право на получение меры социальной поддержки по обеспечению жильем, предусмотренной законом Красноярского края от 18 февраля 2010 г. №10-4386 «О порядке обеспечения жильем в Красноярском крае ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов».

Обязать Министерство социальной политики Красноярского края предоставить ФИО1  меру социальной поддержки по обеспечению жильем путем предоставления единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения суда, в остальной части иска отказать».

Заслушав докладчика, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

ФИО1 обратилась в суд с иском к Управлению социальной защиты населения Администрации г. Ачинска об обязании направить заявление на предоставление меры социальной поддержки в Министерство, к Министерству социальной политики Красноярского края о признании права на получение меры социальной поддержки, обязании предоставить меру социальной поддержки как вдове участника Великой Отечественной войны (далее ВОВ).

Свои требования мотивировала тем, что решением Ачинского городского суда от 30.09.2011 г., оставленным без изменения судебной коллегий по гражданским делам Красноярского краевого суда, Администрация г. Ачинска обязана поставить ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.

УСЗН Администрации г. Ачинска передало в Министерство социальной политики ее заявление с приложением необходимых документов на предоставление единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения. Письмом от 25.09.2012 г. Министерством в предоставлении этой меры социальной поддержки ей отказано незаконно и необоснованно, так как вступившим в законную силу решением суда установлены обстоятельства, имеющие значение для установления ее права на данную меру социальной поддержки, поэтому в соответствии с законом «О ветеранах», с законом края «О порядке обеспечения жильем ветеранов ВОВ 1941-1945 г.г.» истица просила признать за ней право на получение меры социальной поддержки по обеспечению жильем, обязать УСЗН направить в Министерство документы на льготу, обязать Министерством предоставить ей меру социальной поддержки по обеспечению жильем.

Судом первой инстанции постановлено приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Министерство социальной политики Красноярского края просит отменить решение суда как необоснованное, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального и процессуального права.

Проверив материалы дела, выслушав представителя Министерства социальной политики Красноярского края по доверенности от 29.12.2012 г. № 14804-07 ФИО2, поддержавшую доводы апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Указом Президента Российской Федерации №714 от 7 мая 2008 года «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» постановлено необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» (пункт1). В соответствии с п.п.4 п.1 ст.21 Федерального закона «О ветеранах» члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.

В силу ст.4 Закона Красноярского края от 18.02.2010 г. № 10-4386 «О порядке обеспечения жильем в Красноярском крае ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» меры социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов реализуются путем предоставления ветерану жилого помещения в собственность или, по его письменному заявлению (письменному заявлению законного представителя), путем предоставления единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, а также путем предоставления жилого помещения по договору социального найма в случае обеспечения жильем путем строительства.

Пунктом 6 ст.1 указанного Закона предусмотрено, что действие закона распространяется на членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны.

Статья 51 Жилищного кодекса Российской Федерации содержит перечень оснований признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, указывая в качестве таковых, в том числе, членов семьи собственника жилого помещения и обеспеченных общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

Согласно ст.31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся совместно проживающие с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи.

Таким образом, из указанных положений материального закона следует, что меры социальной поддержки по обеспечению жильем предоставляются членам семьи погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, которые являются нуждающимися в улучшении жилищных условий в соответствии с действующим жилищным законодательством.

Удовлетворяя исковые требования ФИО1 о признании за ней права на получение меры социальной поддержки по обеспечению жильем и обязании Министерства социальной политики Красноярского края предоставить данную меру поддержки путем предоставления единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения, суд первой инстанции, дав надлежащую правовую оценку представленным доказательствам, доводам и возражениям сторон, правильно применив нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, пришел к обоснованному выводу об удовлетворении данных требований в полном объеме.

При этом суд правомерно исходил из того, что ФИО1, являясь вдовой участника Великой Отечественной войны, относится к категории лиц, подлежащих обеспечению жильем в рамках реализации Указа Президента Российской Федерации №714 от 7 мая 2008 года «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов», в том числе путем предоставления единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения при условии нуждаемости в жилом помещении (ст. 51 ЖК РФ), если соответствующая мера социальной поддержки ранее не была предоставлена.

Наличие у истицы вышеуказанного статуса вдовы участника Великой Отечественной войны, не предоставление ей ранее меры социальной поддержки, предусмотренной п.п. 4 п.1 ст. 21 Федерального закона от 12.01.1995г. №5-ФЗ «О ветеранах», факт постановки её на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, как члена семьи умершего участника Великой Отечественной войны и отсутствие прав на иные жилые помещения, объективно подтверждается материалами дела и не вызывает сомнений у судебной коллегии.

Признавая незаконным решение Комиссии Министерства социальной политики Красноярского края по решению вопросов обеспечения жильем граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, из числа ветеранов Великой отечественной войны 1941-1945 годов от 20.09.2012 г. об отказе в удовлетворении заявления ФИО1 о предоставлении единовременной денежной выплаты, со ссылкой на подпункт «а» пункта 5 ст. 7 закона края, а именно факт проживания
заявителя с 28.10.2010 г. в качестве члена семьи с дочерью и зятем в <адрес> принадлежащей дочери ФИО3, обшей площадью 53, 3 кв.м., где право пользования не ограничено, и обеспеченностью жильем площадью более учетной нормы, действующей в г. Ачинске, суд обоснованно исходил из следующего.

Решением Ачинского городского суда от 30.09.2011 г. по делу по иску ФИО1 к администрации г. Ачинска постановлено признать незаконными действия администрации г. Ачинска об отказе в принятии ФИО1 на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, на администрацию г. Ачинска возложена обязанность принять ФИО1 на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. В качестве третьего лица по данному делу принимало участие Министерство социальной политики Красноярского края.

Как следует из содержания данного решения, в ходе рассмотрения дела судом были проанализированы жилищные условия ФИО1, а именно временное проживание с дочерью и зятем в двухкомнатной квартире по адресу <адрес>, принадлежащей дочери ФИО3, общей площадью 53, 3 кв.м. и установлен факт нуждаемости ФИО1 в улучшении жилищных условий. Указанное решение вступило в законную силу.

Таким образом, на момент принятия Комиссией Министерства социальной политики Красноярского края по решению вопросов обеспечения жильем граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, из числа ветеранов Великой отечественной войны 1941-1945 годов решения от 20.09.2012 г. об отказе в удовлетворении заявления ФИО1 ответчику было известно об установлении факта нуждаемости ФИО1 в улучшении жилищных условий решением суда, и о том, что жилищные условия ФИО1 не изменились, однако данное обстоятельство комиссией не было принято во внимание, и принято решение об отказе в предоставлении единовременной денежной выплаты в виду отсутствия факта нуждаемости ФИО1 в улучшении жилищных условий, что в силу действующего законодательства является недопустимым.

Судебная коллегия данные выводы суда считает правильными и не принимает во внимание доводы апелляционной жалобы об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований ФИО1, поскольку они основаны на неверном толковании норм материального права. Оснований для переоценки по существу правильных выводов суда судебная коллегия не находит.

Отказывая в удовлетворении исковых требований ФИО1 к УСЗН
администрации г. Ачинска об обязании направить ее заявление с приложенными документами на предоставление меры социальной поддержки в Министерство социальной политики Красноярского края, суд правильно исходил из того, что в ходе рассмотрения дела было установлено, что оснований для обязания УСЗН совершить указанные действия не имеется, так как данные действия уже совершены.

Вместе с тем, судебная коллегия находит необходимым исключить из резолютивной части решения суда указание на его исполнения в течение одного месяца со дня вступления его в законную силу, поскольку для этого не имеется правовых оснований.

Процессуальных нарушений, влекущих отмену решения, судебной коллегией не установлено.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Исключить из резолютивной части решения Ачинского городского суда Красноярского края от 27 ноября 2012 г. указание на его исполнение в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения суда, в остальной части решение Ачинского городского суда Красноярского края от 27 ноября 2012 г. оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства социальной политики Красноярского края – без удовлетворения.

Председательствующий: Платов А.С.

Судьи: Белякова Н.В.

Емельянов В.А.