Судья Эйхман Л. А. дело № 33-8177/2015
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
02.06.2015 | г. Екатеринбург |
Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе
председательствующего Петровской О. В.
судей Кокшарова Е. В.
Лузянина В. Н.
при секретаре Килиной М. В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по искам ФИО1 и ФИО2 к администрации ... муниципального района о признании незаконным постановления Главы ... муниципального района ( / / ) «О внесении изменений в кадровый резерв органов местного самоуправления ... муниципального района», отмене постановления Главы ... муниципального района ( / / ) «О внесении изменений в кадровый резерв органов местного самоуправления ... муниципального района», восстановлении в кадровый резерв на замещение должности ..., восстановлении в кадровый резерв на замещение должности ...,
по апелляционной жалобе представителя ответчика администрации ... муниципального района – ФИО3 на решение Тавдинского районного суда Свердловской области от 27.02.2015.
Заслушав доклад судьи Лузянина В. Н., судебная коллегия
установила:
ФИО1 и ФИО2 обратились в суд с указанным иском. В обоснование иска указано, что ( / / ) по итогам конкурса на формирование кадрового резерва на замещение должности ... ФИО1 была поставлена в кадровый резерв, ФИО2 соответственно была зачислена в кадровый резерв администрации ... муниципального района на должность ...
В соответствии с п. 3 Положения о порядке проведения конкурса на замещение муниципальной службы в органах местного самоуправления (решение ... районной Думы ( / / )). Конкурс заключается в оценке профессионального уровня претендентов, их соответствия установленным квалификационным требованиям к должности муниципальной службы. Решение выносит конкурсная комиссия.
Постановлением Главы ... муниципального района ( / / ) истцы исключены из кадрового резерва. Полагают об отсутствии законных оснований для внесения изменений в сформированный на конкурсной основе кадровый резерв. Изменение условий конкурса (заключение трудового договора на неопределенный срок) не ухудшает положения работника, следовательно, в отмене результатов конкурса не было необходимости.
Решением Тавдинского районного суда Свердловской области постановлено: признать постановление Главы ... муниципального района ( / / ) «О внесении изменений в кадровый резерв органов местного самоуправления ... муниципального района», незаконным подлежащим отмене; восстановить ФИО1 в кадровый резерв на замещение должности ...; восстановить ФИО2 в кадровый резерв на замещение должности ...
Не согласившись с решением, полагая его незаконным и необоснованным, представитель ответчика обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить. В обоснование жалобы указано, что судом неправомерно был определен вид судопроизводства как исковое.
Полагает вывод суда о несущественности содержащегося в Постановлении главы ... муниципального района ( / / ) нарушения в виде утверждения проектов срочных трудовых договоров (на 1 год) для должностей ... не соответствующим закону.
Содержащееся в проекте трудовых договоров условие о их срочности входило в противоречие с требованиями Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» и существенно ограничило права неопределенного круга лиц, которые могли участвовать в конкурсе на формирование кадрового резерва на замещение должностей муниципальной службы.
В связи с тем, что конкурс был проведен с нарушениями действующего законодательства, постановлением главы ... муниципального района ( / / ) «О кадровом резерве органов местного самоуправления ... муниципального района», незаконно утвержден список лиц, включенных в кадровый резерв администрации ... муниципального района и список лиц, включенных в кадровый резерв Муниципального органа управления образованием ... муниципального района (ФИО2 на замещение должности ... и ФИО1 на замещение должности ...).
( / / ) заместителем прокурора ... был вынесен протест ... на постановление Главы ... муниципального района ( / / ) «О кадровом резерве органов местного самоуправления ... муниципального района», по результатам рассмотрения которого было вынесено оспариваемое постановление. Полагает, что данным обстоятельствам судом дана ненадлежащая оценка.
В своих возражениях на апелляционную жалобу ФИО1, ФИО2 полагали решение суда первой инстанции законным и обоснованным подлежащим оставлению без изменения, а апелляционную жалобу ответчика без удовлетворения.
В судебное заседание апелляционной инстанции стороны их представители, прокурор не явились, о слушании дела извещены ..., в том числе посредством размещения информации о времени и месте рассмотрения дела на сайте Свердловского областного суда.
С учетом изложенного, руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с тем, что стороны их представители и лица участвующие в деле извещены надлежащим образом и за срок, достаточный для обеспечения явки и подготовки к судебному заседанию, не сообщили суду о причинах неявки, не ходатайствовали об отложении судебного заседания, не представили доказательств уважительности причин неявки, для проверки доводов апелляционной жалобы личного участия истцов, представителя ответчика не требуется, поскольку требуется только оценка правильности применения норм права, участие в судебном заседании является правом, а не обязанностью лиц, участвующих в деле, каждому гарантируется право на рассмотрение дела в разумные сроки, отсутствие указанных лиц не препятствует рассмотрению дела, судебная коллегия определила о рассмотрении дела при данной явке.
Проверив законность решения суда первой инстанции по правилам ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено и подтверждено материалами дела Постановлением главы ... муниципального района ( / / ) «О проведении конкурсов по формированию и подготовке кадрового резерва для замещения вакантных должностей муниципальной службы ... муниципального района» был объявлен конкурс, в том числе по формированию и подготовке кадрового резерва для замещения вакантных должностей муниципальной службы администрации ... муниципального района (должность ...) и Муниципального органа управления образованием ... муниципального района (должность ...). Данным постановлением также были утверждены проекты трудовых договоров содержащих условие о срочности трудовых отношений сроком на 1 год для должностей ...
Объявления о проведении конкурса по формированию кадрового резерва были опубликованы в районной газете ... Проекты трудовых договоров, а также программа проведения указанного конкурса были размещены на официальном сайте ... муниципального района.
Постановлением Главы ... муниципального района ( / / ) утверждены списки лиц, включенных в кадровый резерв администрации ... муниципального района и Муниципального органа управления образованием ... муниципального района, в том числе ФИО2 и ФИО1 Данные списки были опубликованы ( / / ) в районной газете ...
Постановлением Главы ... муниципального района ( / / ), на основании рассмотренного и удовлетворенного протеста прокурора ..., отменены итоги конкурса по формированию и подготовке кадрового резерва для замещения вакантных должностей ... и исключены из кадрового резерва - ФИО2 и ФИО1
Удовлетворяя заявленные требования, отменяя Постановление Главы ... муниципального района ( / / ) и восстанавливая истцов в кадровый резерв по итогам конкурса ( / / ), суд первой инстанции пришел в к выводу о том, что процедура проведения конкурса по Постановлению Главы ... муниципального района ( / / ) не нарушена, а само по себе имевшее место нарушение, в виде утверждения проектов срочных трудовых договоров по вакантным должностям ..., на которые претендуют истцы не существенным.
Судебная коллегия не может согласиться с таким выводом суда, поскольку он основан на неправильном применении материального закона, регулирующего спорные правоотношения.
Отношения, связанные с поступлением на муниципальную службу граждан Российской Федерации, граждан иностранных государств - участников международных договоров Российской Федерации, в соответствии с которыми иностранные граждане имеют право находиться на муниципальной службе, прохождением и прекращением муниципальной службы, а также с определением правового положения (статуса) муниципальных служащих, составляют предмет регулирования Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (далее по тексту – Федеральный закон от 02.03.2007 № 25-ФЗ). В силу ст. ст. 2, 4, 5 данного Федерального закона муниципальная служба - профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта).
Профессионализм и компетентность муниципальных служащих, единство основных требований к муниципальной службе являются основополагающими принципами муниципальной службы.
При этом принцип равного доступа на муниципальную службу реализуется через проведение конкурсного отбора.
Согласно ч. 4 ст. 7 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, Федеральному закону № 131-ФЗ, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
В силу ст. 33 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ в муниципальных образованиях порядок создания кадрового резерва для замещения вакантных должностей муниципальной службы регулируется в соответствии с муниципальными правовыми актами.
По смыслу ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ при замещении должности муниципальной службы в муниципальном образовании заключению трудового договора может предшествовать конкурс, целью которого является оценка профессионального уровня претендентов на замещение должности муниципальной службы, их соответствия установленным квалификационным требованиям к должности муниципальной службы.
Порядок проведения конкурса на замещение должности муниципальной службы устанавливается муниципальным правовым актом, принимаемым представительным органом муниципального образования (ч. 2 ст. 17 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ).
При этом при формировании резерва кадров должны выполняться те же требования, что и при проведении конкурса, поскольку его целью также является выявление кандидатов, отвечающих квалификационным требованиям к соответствующей должности муниципальной службы.
Иными словами, порядок и критерии отбора граждан для формирования кадрового резерва должен быть идентичен порядку и критериям отбора граждан, претендующих на замещение вакантной должности муниципальной службы, на замещение которой был объявлен конкурс. В противном случае невозможно обеспечить соблюдение принципа равного доступа граждан, владеющих государственным языком Российской Федерации, к муниципальной службе, который установлен п. 2 ст. 4 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ, и смысл и значение которого заключается в том, что при приеме на муниципальную службу не допускается каких бы то ни было прямых или косвенных ограничений или преимуществ одних граждан перед другими.
Как было установлено судом первой инстанции и признается сторонами, постановлением Главы ... муниципального района ( / / ) одновременно с объявлением о проведении конкурса по формированию и подготовке кадрового резерва для замещения вакантных должностей... были утверждены проекты срочных трудовых договоров.
Условие заключения трудового договора сроком на 1 год противоречит требованиям ст. 2 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ, определяющей муниципальную службу, как профессиональную деятельность граждан, осуществляемую на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта), а также ст. 2 Закона Свердловской области от 29.10.2007 № 136-ОЗ «Об особенностях муниципальной службы на территории Свердловской области» воспроизводящей аналогичное понятие муниципальной службы. Кроме того, условие срочности трудового договора противоречит п. 5 ст. 1 Положения о порядке проведения конкурса на замещение вакантной должности муниципальной службы в органах местного самоуправления, иных муниципальных органах ... муниципального района (Приложение ... к решению ... районной Думы ( / / )), которым прямо запрещено проведение конкурса при заключении с муниципальным служащим срочного трудового договора.
При таких обстоятельствах на момент объявления конкурса, равно как на дату его проведения на замещение должности... для формирования воли претендентов в общедоступном месте, компетентным на то лицом, были размещены проекты срочных трудовых договоров (утверждены постановлением Главы ... муниципального района ( / / )) не соответствующие требованиям формальной определенности, что недопустимо, поскольку неопределенность содержания соответствующего законодательного регулирования ведет к нарушению закрепленного в ст. 4 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ принципа муниципальной службы о равном доступе граждан к муниципальной службе.
Учитывая, что нормативные правовые акты должны быть понятными, точными и недвусмысленными и согласованными с системой действующего правового регулирования, а иное означает возможность неоднозначного понимания, истолкования закона и его произвольного применения, размещение ответчиком с целью создания кадрового резерва проектов срочных трудовых договоров, искажающих информацию об объявленных вакансиях по виду трудового договора (контракта), и проведение ( / / ) конкурса на указанных условиях противоречит п. 2 ст. 4 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ, которым закреплен принцип равного доступа граждан, владеющих государственным языком Российской Федерации, к муниципальной службе.
При таких обстоятельствах судебная коллегия соглашается с доводами жалобы о том, что конкурс был проведен с нарушениями действующего законодательства, постановлением главы ... муниципального района ( / / ) «О кадровом резерве органов местного самоуправления ... муниципального района», незаконно утвержден список лиц, включенных в кадровый резерв администрации ... муниципального района и список лиц, включенных в кадровый резерв Муниципального органа управления образованием ... муниципального района (ФИО2 на замещение должности ... и ФИО1 на замещение должности ...). Восстановление истцов в резерве и повлечет нарушение гражданских прав и охраняемых законом интересов граждан, в том числе не заявившихся на конкурс по причине предполагаемых строчных трудовых отношений.
Вывод суда первой инстанции о том, что допущенное ответчиком нарушение при объявлении конкурса, так и при его проведении является несущественным, основан на неверном толковании п. 2 ст. 4 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ, ч. 2 ст. 32, ч. 1 ст. 37 Конституции Российской Федерации.
Доводы апелляционной жалобы о том, что настоящее гражданское дело относится к делам, возникающим из публичных правоотношений, носят ошибочный характер, так как настоящее гражданского дело в соответствии с положениями главы 23 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к делам, возникающим из публичных правоотношений, не относится. Настоящее гражданское дело с учетом характера возникших правоотношений относится к делам искового производства.
Права истцов быть избранными на заявленные в исковом заявлении муниципальные должности, не утрачены и могут быть реализованы на равных с другими кандидатами основаниях.
Принимая во внимание, что обстоятельства, имеющие значение для дела, судом первой инстанции установлены, судебная коллегия на основании пп. 1, 4 ч. 1 ст. 330, п. 2 ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильное истолкование и применение норм материального права) отменяя решение ... районного суда Свердловской области от 27.02.2015, принимает новое решение, об отказе в удовлетворении исковых требований.
Руководствуясь п. 2 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Тавдинского районного суда Свердловской области от 27.02.2015 отменить.
Принять новое решение, которым в удовлетворении исковых требований ФИО1, ФИО2 к администрации ... муниципального района о признании незаконным постановления Главы ... муниципального района ( / / ) «О внесении изменений в кадровый резерв органов местного самоуправления ... муниципального района», отмене постановления Главы ... муниципального района ( / / ) «О внесении изменений в кадровый резерв органов местного самоуправления ... муниципального района», восстановлении ФИО1 в кадровый резерв на замещение должности ..., восстановлении ФИО2 в кадровый резерв на замещение должности ... отказать.
Председательствующий: Петровская О. В.
Судьи: Кокшаров Е. В.
Лузянин В. Н.