ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-818/2017 от 16.03.2017 Верховного Суда Республики Дагестан (Республика Дагестан)

Судья ФИО3, дело

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

16 марта 2017 г. г. Махачкала

Судебная коллегия по административным делам Верховного суда РД в составе: председательствующего ФИО9, судей ФИО11 и ФИО10, при секретаре судебных заседаний ФИО4

при рассмотрении апелляционной жалобы представителя ОАО « РЖД» ФИО5 ( доверенность в деле) на решение Ленинского районного суда г. Махачкалы от <дата>, которым постановлено:

«Иск Махачкалинского транспортного прокурора Южной транспортной прокуратуры удовлетворить в части.

Обязать ФИО1 устранить нарушения требований законодательства о пожарной безопасности на принадлежащей ему на праве собственности автозаправочной станции «Ликойл», расположенной по адресу: гор. Махачкала, <адрес>, оснастить резервуар с СУГ линией их аварийного опорожнения в АЦ (п.20.8 НПБ 111-98); оборудовать сбросный трубопровод высотой, не менее 3 м. от уровня планировочной площадки (п. 11 НПБ -98).

В удовлетворении иска Махачкалинского транспортного прокурора в остальной части отказать».

Заслушав доклад судьи Верховного суда РД ФИО11, объяснения представителя третьего лица ОАО « РЖД» ФИО5, просившего решение суда отменить в части, возражения прокурора Махачкалинской транспортной прокуратуры ФИО13, представителя ОНД МЧС по г. Махачкалы ФИО14, представителя ФИО1ФИО6 (доверенность в деле), просивших решение суда оставить без изменения, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А :

Махачкалинский транспортный прокурор обратился в суд с иском к ФИО1 об устранении нарушений правил пожарной безопасности на АЗС « Ликойл», расположенной в пер. Железнодорожный г. Махачкалы, ссылаясь на то, что Махачкалинской транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства в сфере пожарной безопасности при эксплуатации опасных производственных объектов, расположенных в полосе отвода железной дороги в гор. Махачкале. Федеральный закон Российской Федерации от <дата> № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», принятый в целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров, определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения. Нормы пожарной безопасности «Автозаправочные станции. Требования пожарной безопасности» (далее - НПБ 111-98) утверждены и введены в действие с <дата> главным государственным инспектором Российской Федерации по пожарному надзору (приказом ГУГПС МВД России от <дата> N 25).

Проведённой совместно с заместителем начальника отдела надзорной деятельности по <адрес> г. Махачкалы МЧС России по РД ФИО2 3. проверкой установлено, что автозаправочная станция «Ликойл», по адресу: г. Махачкала, <адрес> функционирует с грубыми нарушениями требований приведённого выше законодательства. Согласно справке начальника ОНД по <адрес> г. Махачкалы МЧС РФ по РД ФИО12от <дата>., на указанной автозаправочной станции имеют место следующие нарушения требований пожарной безопасности: - не созданы для целей ликвидации пожароопасных ситуаций и пожаров аварийные группы (п. 336 ППР РФ ); - между заправочными островками сжиженного углеводородного газа (СУГ) и заправочными островками с другими видами топлива не устроены защитные экраны из не горючего материала (металл, бетон, кирпич высотой не менее 2м) (приложение 6 п. 13 НПБ 111-98); - не представлена сопроводительная документация с информацией о показателях пожарной опасности на реализуемые СУГ и жидкое моторное топливо (ст. 133 ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»); - площадка для автоцистерн (далее также АЦ) с жидким моторным топливом не оборудована: отбортовкой высотой не менее 150 мм (п. 35 НПБ 111-98 п. 35); - для целей пожаротушения на территории АЗС не предусмотрена установка не менее двух пожарных гидрантов или пожарного водоема емкостью не менее 100 куб.м. Не установлены указатели их местонахождения (ст. 62 ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»); - резервуары для хранения топлива не оборудованы системами предотвращения их переполнения, обеспечивающими при достижении 90-процентного заполнения резервуара автоматическую сигнализацию (световую и звуковую) персоналу АЗС, а при 95% процентном заполнении - автоматическое прекращение заполнения резервуара топливом только в автоматическом режиме (п. 54 НПБ 111-98); - при въезде и выезде с территории АЗС не выполнены пологие повышенные участки высотой не менее 0.2м, или дренажные лотки, отводящие, загрязненные нефтепродуктами атмосферные осадки в очистные сооружения АЗС (п. 9 НПБ 111- 98);- расстояние от ёмкостей СУГ до проезжей части дороги менее 20м (ст. 71, таб. 15, 19, 20 ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; прил.6, п. 4, табл. п. 6.1 НПБ 111-98);- расстояние от ёмкостей СУГ до железной дороги менее 40м (ст. 71, таб. 15, 19, 20 ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; прил. 6, табл. п. 6.1 НПБ 111-98); -расстояние от зданий, сооружений и оборудования технологических систем АЗС до железной дороги менее 40м (до подошвы насыпи или бровки выемки) (прил.6, табл. п. 6.1 НПБ 111-98); - расстояние от зданий, сооружений и оборудования технологических систем АЗС до проезжей части дороги менее 25м (прил.6, табл. п. 6.1 НПБ 111-98); резервуары СУГ не оснащены линией их аварийного опорожнения в АЦ (п. 20.8 НПБ 111-98); - резервуар для хранения СУГ не оснащен системой автоматического предотвращения превышения предельно допустимого уровня их заполнения (85 % их геометрического объема) (п. 20.5 НПБ 111-98); -высота сбросного трубопровода от уровня планировочной площадки менее З м (п. 11 НПБ 111-98).

ФИО1, как собственником указанной автозаправочной станции и земельного участка, на котором указанная АЗС находится, требования законодательства в сфере пожарной безопасности не соблюдены. Несоблюдение ФИО1 приведенных выше требований действующего законодательства в сфере пожарной безопасности на автозаправочной станции «Ликойл» не обеспечивает защиту жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров.

Просит суд обязать ФИО1 устранить выявленные нарушения требований законодательства о пожарной безопасности на принадлежащей ему на праве собственности автозаправочной станции по адресу: Республика Дагестан, г. Махачкала, <адрес>.

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе представитель ОАО « РЖД» ФИО5 просит решение суда отменить в части, ссылаясь на то, что по поручения транспортного прокурора была проведена проверка от <дата> соблюдения правил пожарной безопасности при эксплуатации опасных производственных объектов, расположенный в полосе отвода железной дороги, и были установлены многочисленные нарушения пожарной безопасности, которые ФИО1 были устранены лишь частично, однако основные нарушения пожарной безопасности не были устранены. По поручению суда была проведена дополнительная проверка от <дата>, но без участия представителя ОАО « РЖД», в которой не было указано об основных нарушениях пожарной безопасности, что расстояние от емкостей СУГ до железной дороги и от зданий, сооружений, оборудования технологических систем АЗС до железной дороги менее 40 метров. Судом не учтено, что АЗС « Ликойл» расположена в непосредственной близости от железной дороги и создает угрозу безопасного функционирования железнодорожного транспорта.

В возражениях прокурор транспортной прокуратуры ФИО13, представитель ОНД МЧС по г. Махачкала ФИО14, представитель ФИО1ФИО6 просят решение суда оставить без изменения, т.к. судом установлено, что из указанных в акте проверки от <дата> нарушений пожарной безопасности ФИО1 многие нарушения устранены, оставшиеся два нарушения суд обязал его устранить, при этом сослался на дополнительную проверку от <дата>, проведенную по поручению суда специалистом ОНД МЧС по г. Махачкалы ФИО14, а также на заключение экспертов от о независимой оценке пожарного риска, согласно которым значение индивидуального пожарного риска соответствует нормативному значению и не превышает одну миллионную в год, поэтому АЗС «Ликойл» соответствует требованиям пожарной безопасности.

Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы и возражений, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что ФИО1 с <дата> является собственником АЗС « Ликойл», расположенной по пер. Железнодорожный г. Махачкалы, ранее эта АЗС принадлежала ФИО7 ( л.д. 16-17). Из материалов дела также следует, что ФИО7 земельный участок под строительство АЗС в пер. Железнодорожный г. Махачкалы был предоставлен решением дирекции Махачкалинской железной дороги в 2010 г., после чего ОАО « РЖД» дважды обращалась в суд к ответчику ФИО7 с требованиями об устранении препятствий в пользовании земельным участком, прилегающим к железнодорожному полотну, о признании недействительным кадастрового плана земельного участка под АЗС, однако в удовлетворении исков было отказано ( л.д. 56-68).

<дата> была проведена проверка соблюдения на АЗС «Ликойл» требований пожарной безопасности, установившая имеющиеся на АЗС нарушения пожарной безопасности ( л.д. 7-10).

Обращаясь в суд <дата> транспортный прокурор сослался именно на эти нарушения пожарной безопасности, просил их устранить.

Из материалов дела следует, что в ходе рассмотрения дела ФИО1 устранил часть выявленных ранее проверкой нарушений, что подтверждается проведенной по поручению суда проверкой от<дата> г., проведенной начальником ОНД и ПР по г. Махачкала УНД и ПГ ГУ МЧС России по РД ФИО8 ( л.д. 44-46). из которой следует, что в результате проведенных расчетов установлено, что при наличии вышеуказанных отступлений от требований нормативных документов, величина пожарного риска на территории, наружных установках, зданиях, сооружениях многотопливной автозаправочной станции «Ликойл» не превышает допустимое значение, что в целях обеспечения нормативного значения величины пожарного риска на АЗС «Ликойл» проведены компенсирующие мероприятия, резервуар СУГ, а также площадка для АЦ с СУГ оборудованы сигнализаторами загазованности, оповещающие об утечке СУГ из технологического оборудования при достижении концентрации 10% от взрывоопасной концентрации ( сигма-03); - резервуар с СУГ оборудован системой орошения, обеспечивающий подачу воды на всю поверхность резервуара;- площадка для УЦ с жидким моторным топливом и дыхательная арматура подземных резервуаров с жидким моторным топливом оборудованы извещателями пламени; - для ограничения воздействия избыточного давления и теплового излучения при возможных пожарах и взрывах паровоздушных облаков резервуарный парк оборудован противопожарной стеной 1-типа.

В целях устранения других нарушений, указанных ранее в ходе проверки, проведена работа: - заключен договор с нештатными аварийно-спасательными формированиями; - разработана сопроводительная документация с информацией о показателях пожарной безопасности на реализуемые СУГ и жидкое моторное топливо; - площадка для автоцистерны с жидким моторным топливом оборудована отбортовкой высотой 150 мм ( установлено выездом а место); - резервуары с СУГ оснащены линией из аварийного опорожнения в АЦ; - сбросный трубопровод оборудован высотой не менее 3 метров от уровня планировочной площадки. По результатам проверки сделан вывод о том, что пожарная безопасность на АЗС « Ликойл» считается обеспеченной ( л.д. 44-46).

Согласно статья 5 ФЗ от <дата> № 123-ФЗ ( в ред. от <дата>) «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности.

Целью создания системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты является предотвращение пожара, обеспечение безопасности людей и защита имущества при пожаре.

Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты включает в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности.

Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в обязательном порядке должна содержать комплекс мероприятий, исключающих возможность превышения значений допустимого пожарного риска, установленного настоящим Федеральным законом, и направленных на предотвращение опасности причинения вреда третьим лицам в результате пожара.

Статьей 6 указанного закона предусмотрены условия соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности.

Так, пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий:

1) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом;

2) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и нормативными документами по пожарной безопасности.

3. При выполнении обязательных требований пожарной безопасности, установленных техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и требований нормативных документов по пожарной безопасности, а также для объектов защиты, которые были введены в эксплуатацию или проектная документация на которые была направлена на экспертизу до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, расчет пожарного риска не требуется.

5. Собственник объекта защиты или лицо, владеющее объектом защиты на праве хозяйственного ведения, оперативного управления либо ином законном основании, предусмотренном федеральным законом или договором, должны в рамках реализации мер пожарной безопасности в соответствии со статьей 64 настоящего Федерального закона разработать и представить в уведомительном порядке декларацию пожарной безопасности.

Во исполнение указанных законов представителем ФИО1. – ФИО6 было представлено Заключение о независимой оценке пожарного риска от <дата> и от <дата>, выданного ООО «Научно-исследовательский институт Всероссийского добровольного пожарного общества по обеспечению пожарной безопасности» АЗС «Ликойл», расположенной по адресу: <...> согласно которому с учетом выполненных расчетов, при соблюдении правил и требований пожарной безопасности, вероятность возникновения пожара (взрыва) на территории АЗС меньше допустимого уровня пожарной безопасности, установленной ГОСТ. Требования ФЗ -Ф3 «Технический регламент о требовании пожарной безопасности» выполнены ( л.д. 75-94).

Из протокола судебного заседания следует, что указанное экспертное заключение было исследовано судом с участием сторон, в том числе представителя третьего лица ОАО « РЖД», однако никаких замечаний, дополнений, ходатайств не поступило ( л.д. 100-101).

С учетом изложенного доводы представителя ОАО « РЖД» ФИО5 о том, что проверка от <дата> была проведена без их участия, что часть существенных нарушений пожарной безопасности на АЗС « Ликойл» не устранены, не могут быть приняты во внимание, т.к. с учетом проведенных ФИО1 мероприятий по обеспечению пожарной безопасности и рассчитанной специалистами величины пожарного риска, не превышающего допустимого законом значения, пожарная безопасность на АЗС «Ликойл» считается обеспеченной.

Суд обоснованно со ссылкой на ст.6 ч.1 ФЗ от <дата> « Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» пришел к выводу, что на АЗС « Ликойл» в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, и пожарный риск не допускает предельных размеров, установленных ФЗ « Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», поэтому в удовлетворении требований прокурора отказал, за исключением двух: об обязании ФИО1 оснастить резервуар с СУГ линией их аварийного опорожнения в АЦ ( п.20.8 ППБ 111-98) и оборудовать сбросный трубопровод высотой не менее 3 метров от уровня планировочной площадки ( п.11 НПБ-98).

Доводы представителя ОАО « РЖД» ФИО5 о том, что остались не устраненными два нарушения пожарной безопасности, а именно: АЗС и ее сооружения расположены на расстоянии менее 40 метров от железнодорожных путей, также не могут быть приняты во внимание, поскольку указанные обстоятельства были исследованы в ходе дополнительной проверки, а также экспертами и с учетом проведенных ФИО1 компенсационных мероприятий (установка стены 1-типа и пр.) сделан вывод о том, что расчет пожарного риска на АЗС « Ликойл» находится в допустимых законом пределах, поэтому пожарная безопасность на АЗС « Ликойл» считается обеспеченной.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 308-309 КАС РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

Решение Ленинского районного суда г. Махачкалы от <дата> оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ОАО « РЖД» ФИО5 – без удовлетворения.

Председательствующий ФИО9

Судьи ФИО11

ФИО10