ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 13 февраля 2018 года по делу № 33-818/2018
Судья Гасанов Ш.О.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе: председательствующего Устаевой Н.Х.,
Судей Алиевой Э.З. и Магадовой А.В.,
при секретаре Пирмагомедовой Ш.А.,
с участием прокурора Биакаева М.К.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Алибековой Х. Ш. к Администрации MP «Кайтагский район», Правительству РД. Правительству РФ, Министерству финансов РФ, МЧС РФ, Министерству строительства и ЖКХ РФ о признании истца и членов его семьи пострадавшими в результате чрезвычайных ситуаций, признании за ним право на получение государственного жилищного сертификата, обязании включить в список граждан на получение жилищного сертификата
по апелляционной жалобе представителя Минстроя России по доверенности Мацаевой Т.В. и апелляционной жалобе и дополнении к ней представителя Министерства финансов РФ по доверенности Ткаченко Н.Г.
на решение Советского районного суда г.Махачкала Республики Дагестан от 22 июня 2017 года, которым постановлено:
«Исковые требования Алибековой Х. Ш. удовлетворить частично.
Признать Алибекову Х. Ш.<дата> г.р.. и членов ее семьи: А. А. А.<дата> г.р., Абакарову К. С.<дата> г.р., Абакарову М. А.<дата> г.р., Абакарову Э. А.<дата> г.р., Абдурахманова Ш. Н.<дата>.р.. Качамкадиева А. А.<дата> г.р., Качамкадиеву Н. Н.<дата> г.р. лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации - сильных ливневых дождей и схода селей, прошедших в Республике Дагестан, в Кайтагском районе, сел. Баршамай с 18 на 19 мая 2013 года.
Признать за Алибековой Х. Ш.<дата> г.р.. Абакаровым А. А.<дата> г.р., Абакаровой К. С.<дата> г.р.. Абакаровой М. А.<дата> г.р., Абакаровой Э. А.<дата> г.р., Абдурахмановым Ш. Н.<дата>.р., Качамкадиевым А. А.<дата> г.р., Качамкадиевой Н. Н.<дата> г.р., право на получение государственного жилищного сертификата, выдаваемого в соответствии с Порядком выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями, утвержденным постановлением Правительства РФ от 09.10.1995 г. № 982:
Обязать Правительство Российской Федерации принять решение о выдаче государственного жилищного сертификата серии «А» Республике Дагестан для предоставления Алибековой Х. Ш.<дата> г.р., и членам ее семьи: А. А. А.<дата> г.р., Абакаровой К. С.<дата> г.р., Абакаровой М. А.<дата> г.р., Абакаровой Э. А.<дата> г.р., Абдурахманову Ш. Н.<дата>.р., Качамкадиеву А. А.<дата> г.р., Качамкадиевой Н. Н.<дата> г.р., лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации - сильных ливневых дождей и схода селей, прошедших в сел. Баршамай Кайтагского района Республики Дагестан с 18 на 19 мая 2013 года, исходя из 18 кв.м. на каждого члена семьи, составляющей 144 кв.м.
Обязать Министерство финансов РФ и Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ рассмотреть и согласовать проект решения Правительства Российской Федерации о выдаче государственного жилищного сертификата серии «А» Республике Дагестан для предоставления Алибековой Х. Ш.<дата> г.р. и членам ее семьи: А. А. А.<дата> г.р., Абакаровой К. С.<дата> г.р., Абакаровой М. А.<дата> г.р., Абакаровой Э. А.<дата> г.р., Абдурахманову Ш. Н.<дата>.р., Качамкадиеву А. А.<дата> г.р., Качамкадиевой Н. Н.<дата> г.р., лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации - сильных ливневых дождей и схода селей, прошедших в сел. Баршамай Кайтагского района Республики Дагестан с 18 на 19 мая 2013 года, исходя из 18 кв.м. на каждого члена семьи, составляющей 144 кв.м.
В иске Алибековой Х.Ш. к Администрации MP «Кайтагский район», Правительству Республики Дагестан, Министерству РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, отказать».
Заслушав доклад судьи Верховного суда Республики Дагестан Устаевой Н.Х., выслушав объяснения представителя истца адвоката Джунайдиева А.Г., просившего решение суда оставить без изменения, заключение прокурора, полагавшего апелляционную жалобу удовлетворить, Судебная коллегия,
Установила:
Алибекова Х. Ш. обратилась в суд с иском к Администрации MP «<адрес>», Правительству РД, Правительству РФ, Министерству финансов РФ, МЧС РФ, Министерству строительства и ЖКХ РФ с требованиями:
Признать Алибекову Х. Ш.<дата> г.р., и членов ее семьи: А. А. А.<дата> г.р., Абакарову К. С.<дата> г.р., Абакарову М. А.<дата> г.р., Абакарову Э. А.<дата> г.р., Абдурахманова Ш. Н.<дата> р., Качамкадиева А. А.<дата> г.р.. Качамкадиеву Н. Н.<дата> г.р. пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, возникшей на территории Республики Дагестан, в результате стихии - сильных ливневых дождей и схода селей, прошедших в <адрес>, сел. Баршамай с 18 на <дата>.
Признать за Алибековой Х. Ш.<дата> г.р., Абакаровым А. А.<дата> г.р.. Абакаровой К. С.<дата> г.р., Абакаровой М. А.<дата> г.р., Абакаровой Э. А. 10.05.2011г.р., Абдурахмановым Ш. Н.<дата>Качамкадиевым А. А.<дата> г.р., Качамкадиевой Н. Н.<дата> право на получение государственного жилищного сертификата, выдаваемого в соответствие с Порядком выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями, утвержденным постановлением Правительства РФ от 09.10.1995 г. № 982;
Обязать Администрацию MP «Кайтагский район» в соответствии с Порядком выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам РФ. лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов и при пресечении террористических актов правомерными действиями, утвержденным постановлением Правительства РФ от <дата>, №, включить Алибекову Х. Ш.<дата> г.р., А. А. А.<дата> г.р., Абакарову К. С.<дата> г.р., Абакарову М. А.<дата> г.р., Абакарову Э. А.<дата> г.р., Абдурахманова Ш. Н.<дата>.р., Качамкадиева А. А.<дата> г.р., Качамкадиеву Н. Н.<дата> г.р., в список граждан на получение государственных жилищных сертификатов, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации на территории сел. Баршамай Кайтагского района Республики Дагестан, исходя из 18 кв.м. на каждого члена семьи, составляющей 144 кв.м.;
Обязать Правительство Республики Дагестан в соответствии с Порядком выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам РФ, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями, утвержденным постановлением Правительства РФ от 09.10.1995 г. № 982, утвердить и включить в список граждан на получение государственного жилищного сертификата, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации на территории Республики Дагестан, Кайтагский район сел. Баршамай Алибекову Х. Ш.<дата> г.р., А. А. А.<дата> г.р., Абакарову К. С.<дата> г.р., Абакарову М. А.<дата> г.р., Абакарову Э. А.<дата> г.р., Абдурахманова Ш. Н.<дата> г.р., Качамкадиева А. А.<дата> г.р., Качамкадиеву Н. Н.<дата> г.р. исходя из 18 кв.м. на каждого члена семьи, составляющей 144 кв.м.;
Обязать Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в соответствии с Порядком выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам РФ, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов- правомерными действиями, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 09.10.1995 г. № 982, согласовать список граждан на получение государственного жилищного сертификата, лишившимся жилого помещения в результате последствий чрезвычайной ситуации - сильных ливневых дождей и схода селей, прошедших сел. Баршамай Кайтагского района Республики Дагестан с 18 на 19 мая 2013 года, с включением в него Алибекову Х. Ш.<дата> г.р., А. А. А.<дата> г.р., Абакарову К. С.<дата> г.р., Абакарову М. А.<дата> г.р., Абакарову Э. А.<дата> г.р., Абдурахманова Ш. Н.<дата>.р., Качамкадиева А. А.<дата> г.р., Качамкадиеву Н. Н.<дата> г.р., согласовать с Министерством финансов РФ и Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ и представить в Правительство Российской Федерации проект распоряжения Правительства Российской Федерации о выдаче Минфином России государственного жилищного сертификата серии «А» Республике Дагестан, исходя из 18 кв.м. на каждого члена семьи, составляющей 144 кв.м.;
Обязать Правительство Российской Федерации принять решение о выдаче государственного жилищного сертификата серии «А» Республике Дагестан для предоставления Алибековой Х. Ш.<дата> г.р., и членам ее семьи: А. А. А.<дата> г.р., Абакаровой К. С.<дата> г.р., Абакаровой М. А.<дата> г.р., Абакаровой Э. А.<дата> г.р., Абдурахманову Ш. Н.<дата>, Качамкадиеву А. А.<дата> г.р., Качамкадиевой Н. Н.<дата> г.р., пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации - сильных ливневых дождей и схода селей, прошедших в сел. Баршамай Кайтагского района Республики Дагестан с 18 на 19 мая 2013 года, исходя из 18 кв.м. на каждого члена семьи, составляющей 144 кв.м.;
Обязать Министерство финансов РФ и Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ рассмотреть и согласовать проект решения Правительства Российской Федерации о выдаче государственного жилищного сертификата серии «А» Республике Дагестан для предоставления Алибековой Х. Ш.<дата> г.р. и членам ее семьи: А. А. А.<дата> г.р., Абакаровой К. С.<дата> г.р., Абакаровой М. А.<дата> г.р., Абакаровой Э. А.<дата> г.р., Абдурахманову Ш. Н.<дата>.р., Качамкадиеву А. А.<дата> г.р., Качамкадиевой Н. Н.<дата> г.р., пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации - сильных ливневых дождей и схода селей, прошедших в сел. Баршамай Кайтагского района Республики Дагестан с 18 на 19 мая 2013 года, исходя из 18 кв.м. на каждого члена семьи, составляющей 144 кв.м.
Исковые требования мотивированы тем, что в результате стихии - сильных ливневых дождей и схода селей, прошедших в с. Баршамай с 18 на 19 мая 2013 года, домовладение получило значительные, многочисленные повреждения.
Указом Президента РД от <дата>, в целях ликвидации последствий чрезвычайной ситуации, имевших место на территории РД 16-19 мая 2013 года, введен с 29 мая 2013 года режим чрезвычайной ситуации на территории нескольких муниципальных образований, в том числе в Кайтагскм районе.
Согласно Акту № от <дата>. и Заключению № от <дата> межведомственной комиссией, в состав которой также вошли инженер ГУП «Дагестангражданкоммунпроект» РД и представителя ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» по РД, дом признан непригодным для проживания.
В связи с недостаточностью собственных средств Правительство Республики Дагестан обратилось в Правительство Российской Федерации с просьбой о выделении бюджетных ассигнований на ликвидацию последствий стихийных явлений.
По результатам рассмотрения представленных документов Распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 марта 2014 года № 444-р Правительству Республики Дагестан выделены бюджетные ассигнования в сумме 156004 тыс. рублей, в том числе: 34240 тыс. рублей на оказание гражданам единовременной материальной помощи; 21600 тыс. рублей на оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества и 100164 тыс. рублей на проведение неотложных аварийно-восстановительных работ на объектах жилищно-коммунального хозяйства. Распоряжением Правительства Республики Дагестан от <дата>№-р поступившие из федерального бюджета средства направлены в администрации муниципальных образований для целевого использования. Также Распоряжением Правительства РД от <дата>
№ «О реестре жилых помещений, признанных непригодными для проживания в результате ливневых дождей и схода селей в результате произошедших 16-19 мая 2013 года на территории Республики Дагестан, на получение государственных жилищных сертификатов» утвержден реестр жилых домов признанных непригодными для проживания, и список граждан на получение государственных жилищных сертификатов.
В вышеуказанном списке граждан на получение государственного жилищного сертификата значится Алибекова Х. Ш.<дата> г.р., как глава семьи.
На основании представленных документов МЧС России был подготовлен проект распоряжения Правительства Российской Федерации о выдаче в установленном порядке 26 ГЖС для предоставления гражданам, лишившимся жилья. Однако Минфином России проект распоряжения не согласован со ссылкой на пункт 5 Правил выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2014 года № 110, принятым с отменой ранее действовавшего постановления Правительства Российской Федерации от 13 октября 2008 г. № 750.
На момент чрезвычайной ситуации постоянно проживающими и зарегистрированными являются 8 человек, являющиеся членами одной семьи, а именно Алибекова Х. Ш., как глава семьи с членами семьи: А. А. А.<дата> г.р., Абакарова К. С.<дата> г.р., Абакарова М. А.<дата>, Абакарова Э. А.<дата> г.р.. Абдурахманов Ш. Н.<дата>.р., Качамкадиев А. А.<дата> г.р., Качамкадиева Н. Н.<дата> г.р., а общая площадь утраченного домовладения составляла 142,7 кв.м. Кроме разрушенного домовладения истец и члены ее семьи иного жилья ни на праве собственности, ни по договору социального найма, не имеют.
С учетом изложенного считает, что ее семье должен быть выдан государственный жилищный сертификат за утраченное жилье исходя из расчета по 18 кв.м. на каждого члена семьи, что на всю семью из 8 человек составляет 144 кв.м. общей площади жилья.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель Минстроя России по доверенности Мацаева Т.В. просит отменить решение суда, как незаконное, по следующим основаниям.
Обращение должно содержать обоснование предполагаемых расходов с указанием данных о количестве людей, погибших или получивших ущерб (вред), причиненный их здоровью, размере материального ущерба и об объемах направленных на ликвидацию чрезвычайной ситуации, последствий террористического акта или пресечения террористического акта правомерными действиями расходов соответствующих бюджетов, а также расходов страховых фондов и других источников, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Для обоснования необходимых расходов на погашение в установленном порядке государственных жилищных сертификатов к документам, обосновывающим размер запрашиваемых бюджетных ассигнований, прилагается заключение Минстроя России по объектам (зданиям и сооружениям), имеющим повреждения основных несущих конструкций. Объекты (здания, сооружения), имеющие повреждения основных несущих конструкций, должны иметь присвоенные им в установленном порядке адреса местонахождения.
Рассмотрение вопросов о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда и внесение по результатам их рассмотрения в Правительство Российской Федерации соответствующих предложений осуществляются по поручению Председателя Правительства Российской Федерации или одного из заместителей Председателя Правительства Российской Федерации в части финансового обеспечения погашения государственных жилищных сертификатов, Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий совместно с Министерством финансов Российской Федерации, другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и организациями - в срок, установленный в поручении, или в 3-месячный срок со дня передачи материальных ценностей в распоряжение МЧС России, если в поручении срок не указан.
Кроме того, судом не учтены положения статьи 24 Федерального закона № 68-ФЗ, согласно которой финансовое обеспечение мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций федерального и межрегионального характера, является расходным обязательством Российской Федерации, регионального и межмуниципального характера -расходным обязательством субъектов Российской Федерации.
Согласно пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 21 мая 2007 г. № 304 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» произошедшая в мае 2013 г. на территории Республики Дагестан чрезвычайная ситуация классифицируется как региональная. В связи с чем, оказание помощи пострадавшим в чрезвычайной ситуации гражданам является расходным обязательством Республики Дагестан.
Таким образом, судом сделан ошибочный вывод о возникновении у Российской Федерации безусловной обязанности по выделению средств федерального бюджета в бюджет Республики Дагестан на указанные выше цели.
Судом первой инстанции не принято во внимание, что в соответствии с пунктом 2 статьи 18 Федерального закона № 68-ФЗ порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации Сформированный список граждан на получение сертификата утверждается постановлением (распоряжением) главы местной администрации. Далее орган местного самоуправления направляет в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации реестр домов, признанных непригодными для проживания, и список граждан - получателей ГЖС в соответствии с принятыми муниципальными правовыми актами.
Сформированный и утвержденный органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации список граждан - получателей ГЖС, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 9 октября 1995 г. № 982 «Об утверждении Порядка выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями» (далее - Постановление № 982) органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации направляется в МЧС России вместе с документами, обосновывающими выдачу органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации ГЖС, для последующей выдачи их гражданам.
Сертификаты выпускаются государственным заказчиком в строгом соответствии с графиком выпуска и распределения сертификатов на соответствующий год, в пределах средств, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год.
Закон (решение) о бюджете вступает в силу с 1 января и действует по 31 декабря финансового года, подлежит опубликованию (статья 5 БК РФ).
Средства, предоставляемые главным распорядителем бюджетных средств, на реализацию возложенных на них полномочий носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели.
В силу статьи 306.4 БК РФ направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, признается нецелевым использованием бюджетных средств.
Таким образом, выпуск жилищного сертификата осуществляется исключительно в пределах лимитов бюджетных средств, предусмотренных законодательством о бюджете на очередной финансовый год, при строгом соблюдении бюджетного процесса.
Вопрос о выделении истцу сертификата не может быть разрешен судом, поскольку денежные средства в бюджет Республики Дагестан не доводились, решение Министерства финансов Российской Федерации об отказе в предоставлении средств из резервного фонда Российской Федерации не оспаривалось, иных решений, нормативных правовых актов Российской Федерацией о предоставлении Республике Дагестан средств федерального бюджета для оказания помощи гражданам, пострадавшим в чрезвычайной ситуации, не принималось.
Судом не принято во внимание, что изменение условий межбюджетного взаимодействия между органами государственной власти федерального и регионального уровней, требует внесения соответствующих изменений в законодательство Российской Федерации, что отнесено к исключительной компетенции федерального законодателя и не входит в полномочия суда, что также гарантировано Конституцией Российской Федерации.
Суд не вправе контролировать исполнение обязательств Российской Федерации, давать оценку достаточности выделения средств из бюджета Российской Федерации на те или иные цели, вносить своим решением коррективы в бюджетную роспись.
В апелляционной жалобе и дополнении к ней представитель Министерства финансов России по доверенности Ткаченко Н.Г. также просит отменить решение суда, как незаконное, по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 24 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» финансовое обеспечение мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций федерального и межрегионального характера является расходным обязательством Российской Федерации, регионального и межмуниципального характера - расходным обязательством субъектов Российской Федерации.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации самостоятельно организовывают и проводят аварийно-спасательные и другие неотложные работы при чрезвычайных ситуациях межмуниципального и регионального характера, при недостаточности собственных сил и средств обращаются к Правительству Российской Федерации за оказанием помощи.
Размер запрашиваемых Правительством Республики Дагестан бюджетных ассигнований на выдачу государственных жилищных сертификатов составлял 77,3 млн. рублей. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 марта 2014 г. № 444-р предусмотрено выделение из резервного фонда бюджетных ассигнований на сумму 156,0 млн. рублей на оказание гражданам единовременной материальной помощи, финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости, на проведение неотложных аварийно-восстановительных работ на объектах.
Общий объем запрашиваемых субъектом Российской Федерации бюджетных ассигнований на ликвидацию последствий- указанной чрезвычайной ситуации составлял 233,3 млн. рублей, что соответствует в процентном отношении - 0,32% от объема налоговых, неналоговых доходов бюджета субъекта Российской Федерации, утвержденных на 2014 год законом о бюджете.
Указанным законом о бюджете на 2014 год также был предусмотрен резервный фонд Правительства Республики Дагестан, резервный фонд Правительства Республики Дагестан по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, резервный фонд Республики Дагестан в сумме 620,4 млн. рублей.
В связи с изложенным, недостаточность средств бюджета Республики Дагестан для ликвидации чрезвычайной ситуации регионального характера, произошедшей с 16-19 мая 2013 года на территории республики, которая должна являться основанием для предоставления средств резервного фонда бюджету субъекта Российской Федерации, отсутствовала.
Оказание материальной помощи лицам, пострадавшим от чрезвычайных ситуаций является мерой государственной поддержки, направленной на компенсацию ущерба, а не обязанностью по возмещению вреда, причиненного имуществу граждан в результате чрезвычайной ситуации.
Обязанность Российской Федерации по выплате различного рода компенсаций в возмещение ущерба, причиненного в результате чрезвычайных ситуаций, возникает только при условии соблюдения условий, установленных законодательством Российской Федерации.
В спорных правоотношениях отсутствовали законные основания для обращения органов исполнительной власти Республики Дагестан за выделением объемов бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации.
В соответствии со статьей 5 Закона виды квалификации чрезвычайных ситуаций устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 21 мая 2007 года № 304 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» чрезвычайные ситуации подразделяются на чрезвычайные ситуации локального характера, муниципального характера, межрегионального характера, федерального характера.
В силу подпункта «г» пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 21 мая 2007 года № 304 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» чрезвычайной ситуацией регионального характера является такая ситуация, в результате которой зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы территории одного субъекта Российской Федерации, при этом количество пострадавших составляет свыше 50 человек, но не более 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 5 млн. рублей, но не более 500 млн. рублей.
Пунктом 30 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 года № 794, предусмотрено, что ликвидация чрезвычайных ситуаций локального характера осуществляется силами и средствами организации; ликвидация чрезвычайных ситуаций муниципального характера осуществляется силами и средствами органов местного самоуправления; ликвидация чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера осуществляется силами и средствами органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации; ликвидация чрезвычайных ситуаций межрегионального и федерального характера осуществляется силами и средствами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации.
С учетом изложенного, оснований для обязания федеральных органов исполнительной власти осуществить действия по выдаче государственного жилищного сертификата не имеется, поскольку ситуация, сложившаяся в результате сильных ливневых дождей, произошедших в селе Баршамай Кайтагского района Республики Дагестан с 18 на 19 мая 2013 года не относится к чрезвычайной ситуации федерального характера.
В соответствии с пунктом «л» части 1 статьи 11 Закона органы государственной власти субъектов Российской Федерации уполномочены принимать решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены.
При этом в соответствии с подпунктом «ж» пункта 1 статьи 11 Закона органы государственной власти субъектов Российской Федерации создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера (подпункт «ж» пункта 1 статьи 11 Закона).
В соответствии со статьей 10 Закона Республики Дагестан от 19 октября 2001 года № 34 "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" Правительство Республики Дагестан создает резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций межмуниципального и республиканского характера; создает постоянно действующую комиссию по чрезвычайным ситуациям; принимает решения о непосредственном руководстве ликвидацией чрезвычайных ситуаций и оказании помощи в случае их возникновения.
Постановление Правительства Республики Дагестан от 21 декабря 2009 года № 459 утверждены Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Республики Дагестан по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий.
Таким образом, в случае причинения ущерба имуществу истца в результате чрезвычайной ситуация - сильных ливневых дождей, произошедших в селе Баршамай Кайтагского района Республики Дагестан с 18 на 19 мая 2013 года Республика Дагестан была уполномочена на принятие самостоятельного решения о выделении единовременной денежной компенсации Истцу из бюджетных средств Республики Дагестан.
Указанные обстоятельства ранее были предметом рассмотрения в суде и в силу статьи 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не доказываются вновь.
Согласно статье 12 Закона Республики Дагестан от 19 октября 2001 года № 34 (в редакции от 07.12.2015) «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» для осуществления управления и координации деятельности республиканских органов исполнительной власти в области зашиты населения от чрезвычайных ситуаций создается республиканский орган исполнительной власти, уполномоченный на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Согласно пункту 1.1 Положения о Министерстве по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Республики Дагестан, утвержденного постановлением Правительства Республики Дагестан от 14 октября 2014 года № 480, Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Республики Дагестан является исполнительным органом государственной власти Республики Дагестан, осуществляющим функции по выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию, управлению и контролю в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах в пределах установленных полномочий, а также координирующим деятельность в этой сфере иных органов исполнительной власти Республики Дагестан.
Согласно статье 34 Закона Республики Дагестан «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» финансовое обеспечение деятельности органа исполнительной власти Республики Дагестан, уполномоченного на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в соответствии с Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» является расходным обязательством Республики Дагестан.
Заявленные Алибековой Х.Ш. исковые требования к Министерству финансов Российской Федерации, Управлению Федерального казначейства Российской Федерации по Республике Дагестан, Правительству Республики Дагестан, Министерству Республики Дагестан не подлежат удовлетворению, поскольку указанные юридические лица не являются надлежащими ответчиками по делу.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, Судебная коллегия приходит к следующему.
Правовое регулирование отношений в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций основывается на общепризнанных принципах и нормах международного права и осуществляется Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее - Федеральный закон № 68-ФЗ), принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В силу статьи 7 Федерального закона № 68-ФЗ ликвидация чрезвычайных ситуаций осуществляется силами и средствами организаций, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых сложилась чрезвычайная ситуация. При недостаточности вышеуказанных сил и средств в установленном законодательством Российской Федерации порядке привлекаются силы и средства федеральных органов исполнительной власти.
В силу статьи 11 Федерального закона № 68-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций относится осуществление финансирования мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера; принятие решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены.
Граждане Российской Федерации, в свою очередь, имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций в порядке и на условиях, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (статья 18 Федерального закона № 68-ФЗ).
Как усматривается из материалов дела и установлено судом, в результате стихии - сильных ливневых дождей и схода селей, прошедших в сел. Баршамай Кайтагского района Республики Дагестан с 18 на 19 мая 2013 года, домовладение Алибековой Х.Ш. получило значительные, многочисленные повреждения.
Указом Президента РД от <дата>, в целях ликвидации последствий чрезвычайной ситуации, имевшей место на территории Республики Дагестан 16-19 мая 2013 года, введен с 29 мая 2013 года режим чрезвычайной ситуации на территории нескольких муниципальных образований, в том числе в Кайтагском районе.
Согласно Акта № от <дата> и Заключения № от <дата> межведомственной комиссией, в состав которой также вошли инженер ГУП «Дагестангражданкоммунпроект» РД и представителя ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» по РД, ее дом признан непригодным для проживания.
Распоряжением Правительства РФ от 26 марта 2014 г. №444-р Правительству РД из резервного фонда Правительства РФ решено выделить бюджетные ассигнования, в том числе на оказание пострадавшим гражданам единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с утратой имущества.
В связи с недостаточностью собственных средств Правительство Республики Дагестан обратилось в Правительство Российской Федерации с просьбой о выделении бюджетных ассигнований на ликвидацию последствий стихийных явлений.
По результатам рассмотрения представленных документов указанным распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 марта 2014 года № 444-р Правительству Республики Дагестан выделены бюджетные ассигнования в сумме 156004 тыс. рублей, в том числе: 34240 тыс. рублей на оказание гражданам единовременной материальной помощи; 21600 тыс. рублей на оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества и 100164 тыс. рублей на проведение неотложных аварийно-восстановительных работ на объектах жилищно-коммунального хозяйства.
Распоряжением Правительства Республики Дагестан от <дата>№ поступившие из федерального бюджета средства направлены в администрации муниципальных образований для целевого использования.
Также Распоряжением Правительства РД от <дата>№ «О реестре жилых помещений, признанных непригодными для проживания в результате ливневых дождей и схода селей в результате произошедших 16-19 мая 2013 года на территории Республики Дагестан, на получение государственных жилищных сертификатов» утвержден реестр жилых домов, признанных непригодными для проживания (приложение №), и список граждан на получение государственных жилищных сертификатов (приложение №).
В вышеуказанном списке граждан на получение государственного жилищного сертификата значится и Алибекова Х.Ш., <дата> г.р., как глава семьи, с членами семьи: А. А. А.<дата> г.р., Абакарова К. С.<дата> г.р., Абакарова М. А.<дата>, Абакарова Э. А.<дата> г.р., Абдурахманов Ш. Н.<дата>., Качамкадиев А. А.<дата> г.р., Качамкадиева Н. Н.<дата> г.р.
На основании представленных документов МЧС России был подготовлен проект распоряжения Правительства Российской Федерации о выдаче в установленном порядке 26 ГЖС для предоставления гражданам, лишившимся жилья.
Однако, порядок и условия выделения средств из резервного фонда Правительства РФ изменился и в силу пункта 5 Правил выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2014 г. № 110 органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации при недостаточности бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджетах субъектов Российской Федерации для ликвидации чрезвычайных ситуаций, и в случае, если объем запрашиваемых бюджетных ассигнований, связанных с ликвидацией чрезвычайной ситуации, составляет более 0,5 процента объема налоговых, неналоговых доходов бюджета субъекта Российской Федерации и дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, утвержденного законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на текущий финансовый год и плановый период, не позднее одного месяца со дня возникновения чрезвычайной ситуации обращаются в Правительство Российской Федерации с просьбой о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайной ситуации.
Указанное обращение должно содержать обоснование предполагаемых расходов с указанием данных о количестве людей, погибших или получивших ущерб (вред), причиненный их здоровью, размере материального ущерба и об объемах направленных на ликвидацию чрезвычайной ситуации, последствий террористического акта или пресечения террористического акта правомерными действиями расходов соответствующих бюджетов, а также расходов страховых фондов и других источников, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
В письме Министерства финансов Российской Федерации от <дата>№ указано правовое и экономическое обоснование отказа в предоставлении бюджету Республики Дагестан средств из резервного фонда Правительства Российской Федерации, который был мотивирован следующим.
Согласно Закону Республики Дагестан от 30 декабря 2013 г. № 110 «О республиканском бюджете Республики Дагестан на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» (далее - закон о бюджете) налоговые и неналоговые доходы запланированы в объеме 26,18 млрд. рублей, дотация на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации в объеме 43,78 млрд. руб.
Размер запрашиваемых бюджетных ассигнований на выдачу государственных жилищных сертификатов составляет 77,3 млн. рублей. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 марта 2014 г. № 444-р предусмотрено выделение из резервного фонда бюджетных ассигнований на сумму 156,0 млн. рублей на оказание гражданам единовременной материальной помощи, финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости, на проведение неотложных аварийно-восстановительных работ на объектах.
Общий объем запрашиваемых субъектом Российской Федерации бюджетных ассигнований на ликвидацию последствий указанной чрезвычайной ситуации составляет 233,3 млн. рублей, что соответствует в процентном отношении - 0,32% от объема налоговых, неналоговых доходов бюджета субъекта Российской Федерации, утвержденных на 2014 год законом о бюджете.
Более того, указанным законом о бюджете на 2014 год также предусмотрен резервный фонд Правительства Республики Дагестан по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий в сумме 620,4 млн. рублей.
Данное обстоятельство имеет значение и с учетом того, что Постановлением Правительства РД от 21 декабря 2009 N 459 (ред. от 06.06.2016) "Об утверждении Правил выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Республики Дагестан по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий" были утверждены Правила, которые устанавливают порядок выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Республики Дагестан по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий (далее - резервный фонд) на финансовое обеспечение мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий регионального и межмуниципального характера (далее - чрезвычайные ситуации).
Финансирование мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций производится за счет средств организаций, находящихся в зонах чрезвычайных ситуаций, органов исполнительной власти Республики Дагестан, средств соответствующих бюджетов, страховых фондов и иных источников.
При отсутствии или недостаточности собственных средств органы исполнительной власти Республики Дагестан, администрации муниципальных районов и городских округов Республики Дагестан не позднее одного месяца с даты возникновения чрезвычайной ситуации могут обращаться в Правительство Республики Дагестан с просьбой о выделении бюджетных ассигнований. В обращении должны быть указаны данные о количестве людей, погибших или получивших ущерб (вред), причиненный их здоровью, размере материального ущерба, размере выделенных и израсходованных на ликвидацию чрезвычайной ситуации средств организаций, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти Республики Дагестан, страховых фондов и иных источников, а также о наличии у них резервов материальных и финансовых ресурсов.
Выплата компенсаций гражданам за утраченное жилое помещение из расчета предоставления гражданам общей площади по социальной норме в размере 33 кв. метров для одиноких граждан, 42 кв. метра на семью из 2 человек и по 18 кв. метров на каждого члена семьи при составе семьи 3 и более человек, но не более общей площади утраченного жилого помещения.
Доказательств того, что в изложенном выше порядке принимались меры и они исчерпаны, в связи с чем просят возложить обязанность по обеспечению средствами для приобретения жилого помещения истцу Алибековой Х.Ш. на федеральные органы исполнительной власти, в деле не имеется.
Кроме того, как указано выше, в соответствии со статьей 24 Федерального закона от 21 декабря 1994 года №68-ФЗ «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» финансовое обеспечение мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций федерального и межрегионального характера, является расходным обязательством Российской Федерации, регионального и межмуниципального характера, расходным обязательством субъектов Российской Федерации.
Согласно пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 21 мая 2007 г. № 304 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» произошедшая в мае 2013 г. на территории Республики Дагестан чрезвычайная ситуация классифицируется как региональная. В связи с чем, оказание помощи пострадавшим в чрезвычайной ситуации гражданам является расходным обязательством Республики Дагестан.
Таким образом, судом первой инстанции сделан ошибочный вывод о возникновении у Российской Федерации безусловной обязанности по выделению средств федерального бюджета в бюджет Республики Дагестан на указанные выше цели.
Выделение средств из федерального бюджета осуществляется исключительно в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и путем принятия соответствующего закона Российской Федерации о бюджете на очередной финансовый год и плановый период (статьи 169, 184 БК РФ).
Закон (решение) о бюджете вступает в силу с 1 января и действует по 31 декабря финансового года, подлежит опубликованию (статья 5 БК РФ).
Средства, предоставляемые главным распорядителем бюджетных средств на реализацию возложенных на них полномочий, носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели.
Таким образом, недостаточность средств бюджета Республики Дагестан для ликвидации чрезвычайной ситуации регионального характера, произошедшей в 16-19 мая 2013 года на территории республики, в том числе и за счет собственного резервного фонда, которая должна являться основанием для предоставления средств резервного фонда бюджету субъекта Российской Федерации, не подтверждена.
В связи с чем, Минфин России не поддержал предложения МЧС России и возвратил документы и проект распоряжения Правительства Российской Федерации о выдаче 26 государственных жилищных сертификатов для предоставления их гражданам, лишившимся жилого помещения в результате ливневых дождей и схода селей, прошедших 16-19 мая 2013 г. на территории Республики.
Между тем, с учетом того, что решение Министерства финансов Российской Федерации об отказе в предоставлении средств из резервного фонда Российской Федерации не оспаривалось, а иных решений, нормативных правовых актов, в частности Постановление Правительством Российской Федерации о предоставлении Республике Дагестан средств федерального бюджета для оказания помощи гражданам, пострадавшим чрезвычайной ситуации, не принималось, обязание судом первой инстанции Правительства РФ принять решение о выдаче гос.жилищного сертфиката истцу и членам его семьи, а также возложении обязанности на Министерство финансов РФ и Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ рассмотреть и согласовать проект решения Правительства РФ о выдаче указанного гос.жилищного сертификата, является незаконным.
Является незаконным и вывод суда в части удовлетворения требований истца о признании его и членов его семьи пострадавшими в результате указанной чрезвычайной ситуации, поскольку данное обстоятельство никем не оспаривается и это подтверждено в установленном законом порядке.
С учетом изложенного, решение суда в части удовлетворения требований истца подлежит отмене с принятием по делу в указанной части нового решения.
Руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ,
Судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Советского районного суда г.Махачкалы Республики Дагестан от 22 июня 2017 года в части удовлетворения иска Алибековой Х.Ш. отменить, принять по делу в этой части новое решение.
В удовлетворении иска о признании Алибековой Х. Ш.<дата> г.р., и членов ее семьи: А. А. А.<дата> г.р., Абакарову К. С.<дата> г.р., Абакарову М. А.<дата> г.р., Абакарову Э. А.<дата> г.р., Абдурахманова Ш. Н.<дата>.р., Качамкадиева А. А.<дата> г.р., Качамкадиеву Н. Н.<дата> г.р., лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации - сильных ливневых дождей и схода селей, прошедших в Республике Дагестан, в Кайтагском районе, сел. Баршамай с 18 на 19 мая 2013 года;
признании за Алибековой Х. Ш.<дата> г.р., Абакаровым А. А.<дата> г.р., Абакаровой К. С.<дата> г.р., Абакаровой М. А.<дата> г.р., Абакаровой Э. А.<дата> г.р., Абдурахмановым Ш. Н.<дата>.р., Качамкадиевым А. А.<дата> г.р., Качамкадиевой Н. Н.<дата> г.р., право на получение государственного жилищного сертификата, выдаваемого в соответствии с Порядком выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями, утвержденным постановлением Правительства РФ от 09.10.1995 г. № 982;
обязании Правительства Российской Федерации принять решение о выдаче государственного жилищного сертификата серии «А» Республики Дагестан для предоставления Алибековой Х. Ш.<дата> г.р., и членам ее семьи: А. А. А.<дата> г.р., Абакаровой К. С.<дата> г.р., Абакаровой М. А.<дата> г.р., Абакаровой Э. А.<дата> г.р., Абдурахманову Ш. Н.<дата>.р., Качамкадиеву А. А.<дата> г.р., Качамкадиевой Н. Н.<дата> г.р., лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации - сильных ливневых дождей и схода селей, прошедших в сел. Баршамай Кайтагского района Республики Дагестан с 18 на 19 мая 2013 года, исходя из 18 кв.м. на каждого члена семьи, составляющей 144 кв.м.;
обязании Министерства финансов РФ и Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ рассмотреть и согласовать проект решения Правительства Российской Федерации о выдаче государственного жилищного сертификата серии «А» Республике Дагестан для предоставления Алибековой Х. Ш.<дата> г.р., и членам ее семьи: А. А. А.<дата> г.р., Абакаровой К. С.<дата> г.р., Абакаровой М. А.<дата> г.р., Абакаровой Э. А.<дата> г.р., Абдурахманову Ш. Н.<дата>.р., Качамкадиеву А. А.<дата> г.р., Качамкадиевой Н. Н.<дата> г.р., лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации - сильных ливневых дождей и схода селей, прошедших в сел. Баршамай Кайтагского района Республики Дагестан с 18 на 19 мая 2013 года, исходя из 18 кв.м. на каждого члена семьи, составляющей 144 кв.м.-отказать.
В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу с момента принятия и может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в шестимесячный срок.
Председательствующий:
Судьи: