ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-819/2018 от 27.03.2018 Томского областного суда (Томская область)

Судья Лысых Е.Н. Дело № 33-819/2018

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 27 марта 2018 года

Судебная коллегия по гражданским делам Томского областного суда в составе:

председательствующего Кребеля М.В.,

судей: Мурованной М.В., Миркиной Е.И.,

при секретаре Беликовой А.Р.

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Томске гражданское дело по иску Ясюкевич Надежды Шамильевны к УМП «Томскстройзаказчик» об урегулировании разногласий по договору участия в долевом строительстве многоквартирного дома в части установления цены объекта долевого строительства

по апелляционной жалобе истца Ясюкевич Надежды Шамильевны на решение Ленинского районного суда г. Томска от 22 декабря 2017 года.

Заслушав доклад председательствующего, объяснения представителя истца Ясюкевич Н.Ш. Мельник Е.Ю., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, объяснения представителя ответчика УМП «Томскстройзаказчик» Алембековой А.Р., возражавшей против апелляционной жалобы, судебная коллегия

установила:

Ясюкевич Н.Ш. обратилась в суд с исковым заявление к УМП «Томскстройзаказчик», в котором просила урегулировать разногласия, возникшие при заключении соглашения № /__/ к договору о долевом участии в строительстве жилого дома /__/ от 06.12.2012 и договора участия в долевом строительстве многоквартирного дома № /__/ от 30.12.2016, установив цену (стоимость) объекта недвижимости – двухкомнатной квартиры /__/ площадью /__/ кв.м, расположенной по адресу: /__/ (строительный) 10-18 этажного жилого здания, подъезд 1, этаж 11, в размере 1720925 руб., распределить судебные расходы.

В обоснование исковых требований указала, что 06.12.2012 заключила с ООО «Строительное предприятие «Рекон» договор долевого участия в строительстве жилого здания со встроенными помещениями административного назначения и встроенно-пристроенной стоянкой № /__/, по которому застройщик принял на себя обязательства осуществить строительство квартиры /__/ площадью /__/ кв.м по адресу: /__/ (1 очередь, 2 этап), а дольщик оплатить стоимость квартиры в сумме 1720925 руб., которая оплачена истцом по договору цессии от 26.12.2012. В предусмотренные договором сроки строительство дома завершено не было. Решением заседания областной межведомственной комиссии по вопросам защиты прав и законных интересов граждан-участников долевого строительства на территории Томской области от 07.07.2011 указанный дом включен в Реестр проблемных объектов, в связи с чем принято решение предоставить квартиры гражданам в строящемся жилом комплексе по /__/ (1 и 2 этап) и по /__/ в /__/. В указанной связи ответчиком предложено истцу заключить соглашение о расторжении ранее заключенного договора долевого участия в строительстве № /__/ от 06.12.2012 и заключить новый договор долевого участия № /__/ от 30.12.2016, по которому произвести доплату за строящийся объект в сумме 2637687 руб. Не согласившись с предложенными условиями, истец направила ответчику протоколы разногласий с условиями о том, что оплаченная Ясюкевич Н.Ш. ООО «Строительное предприятие «Рекон» денежная сумма в размере 1720925 руб. включается в стоимость договора, которые отклонены. В указанной связи полагала, что имеются предусмотренные законом основания для урегулирования разногласий сторон при заключении договора в отношении стоимости объекта недвижимости в судебном порядке.

В судебном заседании представители истца Логвинец Е.А. и Мельник Е.Ю. поддержали заявленные исковые требования в полном объеме.

Представители ответчика УМП «Томскстройзаказчик» Закутинская А.В. и Алембекова А.Р. возражали против удовлетворения иска по основаниям, изложенным в письменном отзыве.

Обжалуемым решением на основании ст. 308 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 5.1, ч. 1 ст. 7 Закона Томской области № 58-ОЗ «О защите прав и законных интересов граждан-участников долевого строительства многоквартирных домой на территории Томской области», Закона Томкой области от 28.12.2012 № 33б-ОЗ «О предоставлении межбюджетных трансфертов», Порядка предоставления в 2017 году субсидий юридическим лицам – производителям товаров, работ и услуг, выполняющим работы по строительству (завершению строительства) многоквартирных домов и принявшим на себя обязательства по передаче жилых помещений физическим лицам, на частичное возмещение затрат, связанных с выполнением работ по завершению строительства многоквартирных домов, переданных от других застройщиков, утвержденного постановлением администрации города Томска от 09.08.2017 № 699, исковые требования оставлены без удовлетворения в полном объеме.

В апелляционной жалобе истец Ясюкевич Н.Ш. просит решение отменить и принять новое, которым исковые требования удовлетворить.

В обоснование доводов жалобы, подробно приводя обстоятельства, изложенные в исковом заявлении, указывает, что в нарушение требований ст. 67, 148, 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд не определил и не установил юридически значимые обстоятельства, а установленным обстоятельствам не дал надлежащей правовой оценки в их совокупности с учетом доводов сторон и представленных ими доказательств.

Выражает несогласие с выводом суда о том, что при предложении заключить с Ясюкевич Н.Ш. новый договор долевого участия на строительство квартиры общей площадью /__/ кв.м. по /__/ в /__/ ответчиком зачтены ранее оплаченные истцом в пользу ООО «СП «Рекон» денежные средства в размере 1720925 руб.

Оспаривает вывод суда о том, что УМП «Томскстройзаказчик» не является правопреемником ООО «СП «Рекон», поскольку у ответчика не имеется оснований для расторжения договора № /__/ от 06.12.2012, заключенного между ООО «СП «Рекон» и истцом, который в установленном порядке был зарегистрирован в Управлении федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Томской области.

Руководствуясь статьями 327 и 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие истца, извещенного о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, не сообщившего о причинах неявки.

Проверив законность и обоснованность решения суда по правилам абзаца первого части 1 и абзаца первого части 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Судом первой инстанции установлено и следует из материалов гражданского дела, что решением заседания областной межведомственной комиссии по вопросам защиты прав и законных интересов граждан-участников долевого строительства на территории Томской области от 07.07.2011 объект строительства, расположенный по адресу: /__/ (1 очередь, 2 этап), включен в Реестр многоквартирных домов, расположенных на территории Томской области, в строительство которых привлечены денежные средства граждан-участников долевого строительства, но строительство которых не начато в течение шести месяцев с момента выдачи разрешения на строительство или приостановлено на срок более шести месяцев (далее Реестр).

Строительство указанного объекта осуществляло ООО «СП «Рекон», однако до настоящего времени строительство застройщиком не завершено.

06.12.2012 между ООО «СП «Рекон» и Ясюкевич Н.Ш. заключен договор о долевом участии в строительстве жилого здания со встроенными помещениями административного назначения и встроенно-пристроенной стоянкой /__/, по которому застройщик принял на себя обязательства осуществить строительство квартиры /__/ площадью /__/ кв.м по адресу: /__/ (1 очередь, 2 этап), в срок, ориентировочно, IV квартал 2014 года, а дольщик оплатить стоимость квартиры в сумме 1720925 руб., которая оплачена истцом по договору цессии от 26.12.2012.

Указанный договор зарегистрирован в установленном законом порядке 21.02.2013.

Также 06.12.2012 между ООО «СП «Рекон» и Ясюкевич Н.Ш. заключен договор о долевом участии в строительстве жилого здания со встроенными помещениями административного назначения и встроенно-пристроенной стоянкой /__/, по которому застройщик принял на себя обязательства осуществить строительство квартиры /__/ площадью /__/ кв.м по адресу: /__/ (1 очередь, 2 этап), в срок, ориентировочно, IV квартал 2014 года, а дольщик оплатить стоимость квартиры в сумме 1720925 руб., который зарегистрирован в установленном законом порядке 21.02.2013.

28.08.2014 между УМП «Томскстройзаказчик» и Ясюкевич Н.Ш. заключено дополнительное соглашение № 88 к договору участия в долевом строительстве /__/ от 06.12.2012, по условиям которого, в том числе, произошла замена застройщика по договору участия в долевом строительстве /__/ от 06.12.2012 с ООО «СП «Рекон» на УМП «Томскстройзаказчик», изменение объекта долевого строительства – с квартиры /__/ площадью /__/ кв.м по адресу: /__/ (1 очередь, 2 этап), на квартиру /__/ площадью /__/ кв.м по адресу: /__/ (1 этап), и срока окончания строительства – I квартал 2015 года, а также установлена обязанность дольщика оплатить застройщику дополнительный взнос в размере 47489 руб., в связи с чем общая стоимость договора согласована сторонами в размере 1768414 руб.

Указанное дополнительное соглашение зарегистрировано Управлением Росреестра по Томской области 15.09.2014.

28.02.2013 на основании договора купли-продажи недвижимого имущества 28.02.2013 ООО «Строительное предприятие «Рекон» передало в собственность УМП «Томскстройзаказчик» объект незавершенного строительства (степень готовности 8 %) по адресу: /__/, и земельный участок по указанному адресу, переход права собственности на указанный объект недвижимости зарегистрирован в установленном законом порядке.

30.12.2014 на основании акта приема-передачи УМП «Томскстройзаказчик» передало Ясюкевич Н.Ш. двухкомнатную квартиру № /__/ общей площадью /__/ кв.м, расположенную на 4 этаже 17-этажного жилого дома по адресу: /__/ (1 этап).

Из протокола заседания рабочей группы областной межведомственной комиссии по вопросам защиты прав и законных интересов граждан - участников долевого строительства на территории Томской области 19.12.2014, на которое были приглашены директор УМП «Томскстройзаказчик» и генеральный директор ОАО «Монолит», следует, что на указанном заседании заслушивались предложения по установлению размера доплат за квадратные метры жилых помещений гражданами, чьи денежные средства привлечены на строительство «проблемных» объектов, и принято решение, в соответствии с которым восстановление прав граждан - участников строительства «проблемных» объектов, в том числе по адресу: /__/ (2 этап, ж/д 7), осуществляет УМП «Томскстройзаказчик» путем предоставления квартир в строящемся жилом комплексе по /__/ (1 и 2 этап).

В указанной связи УМП «Томскстройзаказчик» рекомендованы размеры доплат, взимаемых с граждан - участников строительства, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов до даты включения объекта в Реестр проблемных объектов, в том числе в случае наличия у гражданина нескольких квартир в проблемных объектах (в отношении второй и более квартир) - доплата за ранее оплаченную площадь прежнему застройщику в размере не менее объема средств, затраченных на строительство 1 кв.м объекта, в котором предоставляется квартира, за кв.м фактически предоставленной площади, свыше - не менее средней стоимости одного квадратного метра общей площади жилых помещений для всех типов квартир на первичном рынке жилья на территории Томской области, определяемой согласно информации Федеральной службы государственной статистики за кв.м фактически предоставленной площади (пункт 7 Протокола).

Также в данном решении предусмотрено, что в случае непринятия участниками строительства решения об установлении доплат (не ниже рекомендованных размеров) размер субсидии на завершение строительства проблемного объекта определяется исходя из доплат граждан - участников строительства, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов, установленных данным решением (пункт 13).

Из письма УМП «Томскстройзаказчик» № 227 от 20.04.2016 следует, что по состоянию на 19.04.2016 размер объема средств, затраченных на строительство 1 кв.м объекта долевого строительства, составляет 43170 руб., из расчета которого необходимо определять стоимость доплаты за объект долевого строительства.

Из письма УМП «Томскстройзаказчик» от 15.05.2017 № 200/1, адресованного Ясюкевич Н.Ш., следует, что 14.04.2017 ответчиком от истца получен протокол разногласий от 31.03.2017 к договору № /__/ без даты, который отклонен, в связи с чем УМП «Томскстройзаказчик» обратилось к Ясюкевич Н.Ш. с предложением заключить соглашение № /__/ от 30.12.2016 к договору в долевом участии в строительстве жилого здания со встроенными помещениями административного назначения и встроенно-пристроенной стоянкой № /__/ от 06.12.2012, по котором произвести замену застройщика с ООО «СП «Рекон» на УМП «Томскстройзаказчик», согласовать условие о расторжении договора № /__/ 06.12.2012, а оплаченную ООО «СП «Рекон» денежную сумму в размере 1720925 руб. указать в договоре № /__/ участия в долевом строительстве многоквартирного дома от 30.12.2016 по адресу: /__/, заключенного сторонами, как сумму, уплаченную предыдущему застройщику.

Также УМП «Томскстройзаказчик» обратилось к Ясюкевич Н.Ш. с предложением заключить договор участия в долевом строительстве многоквартирного дома № /__/ от 30.12.2016, по условиям которого застройщик привлекает участника долевого строительства к софинансированию строительства жилого здания по адресу: /__/, и после получения на разрешение на ввод в эксплуатацию жилого дома передает участнику долевого строительства объект долевого строительства - двухкомнатную квартиру /__/ проектной площадью /__/ кв.м в первом подъезде на 11 этаже.

В п. 2.1 указанного договора предусмотрено условие о том, что в связи со сменой застройщика (ООО «СП «Рекон») участник долевого строительства оплачивает застройщику (УМП «Томскстройзаказчик») сумму в размере 2637687 руб. из расчета 43170 руб. за каждый кв.м общей площади квартиры.

В 2.3. договора отражено, что первоначальному застройщику ООО «СП «Рекон» участник долевого строительства оплатил 1720925 руб. за /__/ кв.м общей площади, которая в цену настоящего договора не входит.

Указанные соглашение № /__/ от 30.12.2016 и договор участия в долевом строительстве многоквартирного дома № /__/ от 30.12.2016 подписаны и направлены истцом в адрес ответчика с учетом подготовленных ее протоколов разногласий от 22.06.2017, в соответствии с которыми уплаченная Ясюкевич Н.Ш. ООО «СП «Рекон» денежная сумма в размере 1720925 руб. за /__/ кв.м общей площади квартиры является составной частью объекта недвижимости по договору участия в долевом строительстве многоквартирного дома № /__/ от 30.12.2016, в связи с чем соинвестиционный взнос участника долевого строительства должен определяться в размере 916167 руб.

Сведения о согласии ответчика с указанными протоколами разногласий отсутствуют.

Обращаясь за судебной защитой, истец полагала, что имеются предусмотренные законом основания для урегулирования судом разногласий при заключении договора, с чем суд первой инстанции не согласился.

Судебная коллегия не находит правовых оснований не согласиться с указанными выводами.

Так, участие в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости является способом реализации права каждого на жилище, гарантированного Конституцией Российской Федерации (часть 2 статьи 40 Конституции Российской Федерации).

В силу ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают, в частности, из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности.

На основании ст. 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством (п. 1).

Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (п. 3).

Согласно п. 1 ст. 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.

Федеральный закон от 30 декабря 2004 года № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» регулирует отношения, связанные с привлечением денежных средств граждан и юридических лиц для долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости и возникновением у участников долевого строительства права собственности на объекты долевого строительства и права общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме и (или) ином объекте недвижимости, а также устанавливает гарантии защиты прав, законных интересов и имущества участников долевого строительства (часть 1 статьи 1).

В силу части 1 статьи 23 Федерального закона от 30 декабря 2004 г. № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 214-ФЗ) государственное регулирование в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости осуществляется в соответствии с данным законом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (далее - уполномоченным органом), а также другими федеральными органами исполнительной власти в пределах их компетенции. Государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого осуществляется данное строительство (часть 2 той же статьи).

Федеральным законом № 214-ФЗ в части 4 статьи 23 определено, что уполномоченный орган осуществляет координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти по вопросам реализации государственной политики в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, устанавливает критерии, в соответствии с которыми граждане, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, относятся к числу пострадавших, и правила ведения контролирующим органом реестра таких граждан.

Согласно части 7 статьи 23 Федерального закона № 214-ФЗ контролирующий орган признает в соответствии с установленными уполномоченным органом критериями граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, пострадавшими и ведет реестр таких граждан.

Во исполнение приведенных положений Федерального закона № 214-ФЗ Министерством регионального развития Российской Федерации издан приказ от 12.08.2016 № 506/пр (далее - Приказ № 506/пр), в приложении № 1 которого определены Критерии отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших. В приложении № 2 к Приказу № 506/пр установлены Правила ведения реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены.

Критерии отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших устанавливаются исключительно в целях ведения реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены (пункт 1 Критериев).

В соответствии с частью 3 статьи 26.3-1 Федерального закона № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан, в том числе исходя из установленных законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации критериев нуждаемости, вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.

С учетом полномочий, предусмотренных вышеназванными правовыми предписаниями, законодателем Томской области принят Закон Томской области от 14 апреля 2011 года № 58-ОЗ «О защите прав и законных интересов граждан - участников долевого строительства многоквартирных домов на территории Томской области» (далее - Закон Томской области №58-ОЗ), который регулирует отношения, связанные с защитой прав и законных интересов граждан - участников долевого строительства многоквартирных домов на территории Томской области (статья 1).

Полномочия органа исполнительной власти Томской области, осуществляющего на территории Томской области государственный контроль (надзор) в области долевого строительства (далее – уполномоченный орган), в силу части 1 статьи 3 Закона Томской области № 58-ОЗ определяются в соответствии с Федеральным законом.

В статье 5-1 Закона Томской области № 58-ОЗ закреплено, что уполномоченный орган организует учет многоквартирных домов, расположенных на территории Томской области, в строительство которых привлечены денежные средства граждан, но строительство не начато в течение шести месяцев с момента выдачи разрешения на строительство или приостановлено на срок более шести месяцев (далее - реестр проблемных объектов). Реестр проблемных объектов формируется и ведется для объединения всей имеющейся информации по проблемным объектам на соответствующей территории. Порядок формирования и ведения реестра многоквартирных домов устанавливается уполномоченным органом.

На территории Томской области полномочиями по осуществлению контроля и надзора в области долевого строительства многоквартирных домов и иных объектов недвижимости осуществляет Департамент архитектуры и строительства Томской области, который в пределах имеет право издавать приказы и распоряжения в сфере своей деятельности (подпункт 18 пункта 9, подпункт 1 пункта 10 Положения о Департаменте архитектуры и строительства Томской области, утвержденного постановлением Губернатора Томской области от 12 марта 2013 года № 26).

В силу части 1 статьи 7 Закона Томской области от 14 апреля 2011 года № 58-ОЗ «О защите прав и законных интересов граждан - участников долевого строительства многоквартирных домов на территории Томской области» исполнительные органы государственной власти Томской области в пределах своей компетенции осуществляют государственную поддержку граждан - участников долевого строительства и их объединений, в том числе в виде: предоставления субсидий объединениям граждан - участников долевого строительства для подключения (присоединения) многоквартирных домов к сетям инженерно-технического обеспечения, благоустройства, ввода в эксплуатацию многоквартирных домов, оформления необходимой документации; погашения части процентной ставки по кредитам, полученным гражданами - участниками долевого строительства на окончание строительства жилых помещений в многоквартирных домах; частичной компенсации гражданам - участникам долевого строительства затрат, связанных с наймом (арендой) жилых помещений.

Порядок предоставления государственной поддержки граждан - участников долевого строительства и их объединений определяется Администрацией Томской области (часть 2 названной статьи).

Во исполнение приведенного положения Администрацией Томской области приняты постановления, которыми утверждены: порядок определения объема и предоставления из областного бюджета субсидий объединениям граждан для подключения (присоединения) многоквартирных домов к сетям инженерно-технического обеспечения, благоустройства, ввода в эксплуатацию многоквартирных домов, оформления необходимой документации, Порядок предоставления государственной поддержки в виде погашения части процентной ставки по кредитам, полученным гражданами - участниками долевого строительства на окончание строительства жилых помещений в многоквартирных домах, согласно приложению к настоящему постановлению, Порядок предоставления государственной поддержки в виде частичной компенсации гражданам - участникам долевого строительства затрат, связанных с наймом (арендой) жилых помещений, согласно приложению к настоящему постановлению.

Вместе с тем перечисленный в части 1 статьи 7 Закона Томской области от 14 апреля 2011 № 58-ОЗ список мер государственной поддержки не является закрытым.

Так, в рамках государственной программы «Обеспечение доступности жилья и улучшение качества жилищных условий населения Томской области», утвержденной постановлением Администрации Томской области от 12 декабря 2014 года № 490а, принята подпрограмма 3 «Стимулирование развития жилищного строительства в Томской области», одной из задач которой является защита прав и законных интересов граждан - участников долевого строительства многоквартирных домов. Для выполнения данной задачи предусмотрены мероприятия: в 2015 году - субсидия бюджету муниципального образования «Город Томск» на предоставление субсидий юридическим лицам, выполняющим работы по строительству (завершению строительства) многоквартирных домов и принявшим на себя обязательства по передаче жилых помещений физическим лицам, в целях возмещения затрат, в том числе из областного бюджета, в размере 100 000 тыс. руб.; в 2016 году - иной межбюджетный трансферт бюджету муниципального образования «Город Томск» на предоставление субсидий юридическим лицам, выполняющим работы по строительству (завершению строительства) многоквартирных домов и принявшим на себя обязательства по передаче жилых помещений физическим лицам, в целях возмещения затрат, в том числе из областного бюджета, в размере 100 000 тыс. руб.

В соответствии с пунктом 7 Порядка предоставления из областного бюджета субсидий бюджетам муниципальных образований Томской области и их расходования предоставление субсидий бюджетам муниципальных образований осуществляется на основании соглашений о предоставлении субсидий из областного бюджета (далее - соглашение). Условиями расходования субсидий являются: целевое использование субсидий; своевременное представление отчетов об использовании субсидий (пункт 12 Порядка).

Постановлением администрации города Томска от 12 марта 2015 года № 236 в целях урегулирования отношений, связанных с предоставлением субсидий из бюджета муниципального образования «Город Томск», утвержден Порядок предоставления в 2015 году субсидии юридическим лицам - производителям товаров, работ и услуг, выполняющим работы по строительству (завершению строительства) многоквартирных домов и принявшим на себя обязательства по передаче жилых помещений физическим лицам, на частичное возмещение затрат, связанных с выполнением работ по завершению строительства многоквартирных жилых домов, переданных от других застройщиков.

В соответствии с абзацем 5 подпункта 1 пункта 5 названного Порядка субсидии юридическому лицу, соответствующему критериям, предусмотренным пунктом 4, предоставляются в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных администрацией города Томска решением о бюджете муниципального образования «Город Томск», в размере, не превышающем сметной стоимости завершения строительства жилых помещений в многоквартирном доме, переданном от другого застройщика, за вычетом, в том числе, планируемого объема средств, подлежащих сбору с физических лиц, включенных в установленном законодательством порядке в соответствующие разделы реестра объектов, строительство которых осуществляется с нарушением прав и законных интересов граждан - участников долевого строительства - списки граждан, денежные средства которых привлечены для строительства проблемного объекта либо сведения об участии которых в долевом строительстве объектов, включенных в реестр проблемных домов, содержатся в Едином государственном реестре прав, для заключения договоров (соглашений) с которыми юридическим лицом зарезервированы жилые помещения.

Объем средств на достройку объекта, подлежащих сбору с физических и юридических лиц, в отношении которых юридическим лицом на день передачи многоквартирного дома от первоначального застройщика юридическому лицу приняты обязательства по передаче жилых помещений, определяется исходя из площади жилых помещений в многоквартирном доме, в отношении которых юридическим лицом приняты обязательства по передаче их физическим и юридическим лицам, и размера доплаты, определенного решениями рабочей группы по решению проблем «обманутых дольщиков» Томской области при областной межведомственной комиссии по вопросам защиты прав и законных интересов граждан - участников долевого строительства на территории Томской области (подпункт 3 приведенного пункта).

В целях определения организационных, экономических и других мер, направленных на защиту прав, законных интересов граждан - участников долевого строительства на территории Томской области в соответствии со статьей 4 Закона Томской области от 14 апреля 2011 года № 58-ОЗ распоряжением Губернатора Томской области от 16 июня 2011 года № 186-р образована областная межведомственная комиссия по вопросам защиты прав и законных интересов граждан - участников долевого строительства на территории Томской области, являющаяся постоянно действующим совещательным органом при Губернаторе Томской области.

При осуществлении своей деятельности комиссия: рассматривает вопросы, связанные с предоставлением субсидий юридическим лицам, выполняющим работы по строительству (завершению строительства) многоквартирных домов и принявшим на себя обязательства по передаче жилых помещений физическим лицам, в целях возмещения затрат; принимает и направляет исполнительным органам государственной власти Томской области, органам местного самоуправления муниципальных образований Томской области, застройщикам решения, имеющие рекомендательный характер, направленные на устранение недостатков в сфере отношений, связанных с привлечением денежных средств граждан - участников долевого строительства; рассматривает иные вопросы в соответствии с действующим законодательством (пункт 5 распоряжения Губернатора Томской области от 16 июня 2011 года № 186-р).

Из анализа приведенных нормативных положений и принятых в их исполнение органами власти субъекта решений следует, что лица, включенные в список граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства проблемных объектов, который ведется в составе реестра проблемных объектов на основании приказа Департамента архитектуры и строительства Томской области от 3 февраля 2012 года № 4-п, имеют права на заключение договора участия в долевом строительстве с новым застройщиком на определенных льготных условиях, то есть доплата за строительство квартиры ими осуществляется за кв.м площади по цене, ниже рыночной, с учетом денежных средств, предоставленных застройщику в виде субсидии, в том числе из областного бюджета.

Как следует из п. 2 ст. 445 Гражданского кодекса Российской Федерации, в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение тридцати дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий.

При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.

По смыслу п. 1 ст. 446 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании ст. 445 настоящего Кодекса либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.

Руководствуясь положениями указанных правовых норм, судебная коллегия полагает, что избранный истцом способ защиты нарушенного права путем урегулирования разногласий при заключении договора не основан на положениях ст. 445-446 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку ни указанным кодексам, ни положениями других законов на УМП «Томскстройзаказчик» не возложена обязанность заключить с Ясюкевич Н.Ш., чьи денежные средства привлечены для строительства проблемного объекта, договор долевого участия, учитывая отсутствие между сторонами соглашения о передаче разногласий на рассмотрение суда.

В указанной связи у суда первой инстанции имелись предусмотренные законом основания для отказа в удовлетворении иска.

Доводы апеллянта о том, что УМП «Томскстройзаказчик» не является правопреемником ООО «СП «Рекон», доказательствами не подтверждены, опровергаются материалами гражданского дела, в связи с чем, учитывая положения ч. 3 ст. 308 Гражданского кодекса Российской Федерации о том, что обязательство не создает обязанностей для лиц, не участвующих в нем в качестве сторон (для третьих лиц), подлежат отклонению.

Иные доводы апелляционной жалобы правовых оснований к отмене решения суда не содержат, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, и к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств и обстоятельств. Ссылок на какие-либо процессуальные нарушения, являющиеся безусловным основанием для отмены правильного по существу решения суда, апелляционная жалоба не содержит.

Судом первой инстанции подробно исследованы основания, на которые стороны ссылались в обоснование заявленных требований, и доказательства, представленные сторонами в подтверждение своих доводов и в опровержение доводов другой стороны, при этом суд привел мотивы, по которым он принял одни доказательства и отверг другие. Оснований для несогласия с указанными мотивами у судебной коллегии не имеется.

При указанных обстоятельствах оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает.

Руководствуясь п. 1 статьи 328, статьи 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Ленинского районного суда г. Томска от 22 декабря 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Ясюкевич Надежды Шамильевны – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи: