ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-8200/2023 от 16.11.2023 Оренбургского областного суда (Оренбургская область)

дело

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

16 ноября 2023 года (адрес)

Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе председательствующего судьи Самохиной Л.М., судей Зудерман Е.П., Сенякина И.И., при секретаре ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора (адрес) к Муниципальному общеобразовательному автономному учреждению «Средняя общеобразовательная школа », Управлению образования администрации (адрес) о возложении обязанности совершить действия,

по апелляционной жалобе Управления образования администрации (адрес) на решение Дзержинского районного суда (адрес) от (дата),

заслушав доклад судьи Самохиной Л.М.,

объяснения представителя Управления образования администрации (адрес)ФИО3, поддержавшей апелляционную жалобу,

объяснения представителя Муниципального общеобразовательного автономного учреждения «Средняя общеобразовательная школа » - ФИО4, не возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы,

представителя истца - прокурора ФИО5, возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы,

установила:

прокурор (адрес) обратился в суд с вышеуказанным иском, в обоснование которого указал, что прокуратурой (адрес) проведена проверка исполнения требований законодательства об образовании, в том числе при организации безопасных условий обучения в Муниципальном общеобразовательном автономном учреждении «Средняя общеобразовательная школа » (далее - МОАУ «СОШ »).

В результате проверки выявлено, что здание МОАУ «СОШ » не отвечает требованиям по механической безопасности, что создаёт реальную угрозу причинения вреда жизни и здоровью обучающихся, работников образовательной организации.

Согласно выводам проведённого документально-инструментального исследования строительных конструкций здания МОАУ «СОШ », для обеспечения требований по механической безопасности и дальнейшей классификации технического состояния строительных конструкций как работоспособного, необходимо выполнить капитальный ремонт здания.

Уточнив исковые требования, просил обязать Управление образования администрации (адрес) запланировать бюджетные ассигнования, путём направления в Финансовое управление администрации (адрес) плана бюджетных ассигнований на 2024 год в срок до (дата), в целях устранения нарушения дефектов механической безопасности здания МОАУ «СОШ » и довести бюджетные ассигнования бюджета (адрес) до МОАУ «СОШ » в срок до (дата), в целях устранения нарушений дефектов механической безопасности здания МОАУ «СОШ ». Обязать МОАУ «СОШ » устранить нарушения дефектов механической безопасности здания по адресу: (адрес), в срок до (дата), посредством осуществления следующих видов работ: устройство уклона грунта от здания путем выполнения работ по вертикальной планировке; замену или ремонт конструкции отмостки по всему периметру; капитальный ремонт всех инженерных сетей; ремонт внутренней отделки помещений здания в осях 5-9, Г-К; установка гипсовых маяков на раскрывшиеся трещины (адрес) регулярное наблюдение за их состоянием. В случае отсутствия неравномерных деформаций выполнить инъектирование трещин специальными полимерными смесями; заделка трещин и ремонт отделки на участках с трещинами в перегородках (адрес); демонтаж и устройство новых перегородок подвала в осях 2-3, Д-Е, перегородок второго этажа в осях 6-7, Г-Д; замена облицовочного слоя кирпичной кладки на участках с повреждениями (адрес); ремонт кирпичной кладки стены на участке с повреждениями ДЗ; утепление и отделка фасада для повышения теплотехнических свойств ограждающей конструкции стены, а также для исключения образования и развития температурно-влажностных трещин в наружных стенах. Ремонт заполнений стыков наружных стеновых панелей; капитальный ремонт стен и ж.б. перемычек здания бассейна в осях 24-26, Б-И на участках с повреждениями (адрес); ремонт защитного слоя бетона железобетонных ригелей в подвале на участках с повреждениями (адрес); ремонт внутренней отделки плит перекрытия и покрытия, стен на участках с протечками кровли; заделка трещин в местах продольных стыков плит перекрытия; капитальный ремонт двух плит перекрытия подвала на участках с повреждениями (адрес); устройство нормативных уклонов кровли на конструкции кровли тип 1; утепление и устройство нормативных уклонов кровли на конструкции кровли тип 2; капитальный ремонт кровли с заменой всех слоев пирога кровли на конструкции кровли 3-4 типов; замена парапетных крышек на участках с повреждениями (адрес); замена парапетных стальных отливов по всему периметру кровли. Ремонт железобетонных крышек вентиляционных труб; замена окон с повреждениями (адрес); замена всех внутренних дверей и наружных с дефектами (адрес); обработка антикоррозийными составами и покраска стальной эвакуационной лестницы с повреждениями (адрес); ремонт ступеней лестничной клетки в осях 9-10, Е-К на участках с повреждениями (адрес); капитальный ремонт крылец на участках с повреждениями (адрес); ремонт конструкции пола в спортивном зале в осях 15-23, Г-К.

Определением суда к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привечено Министерство образования (адрес).

Решением Дзержинского районного суда (адрес) от (дата) исковые требования прокурора Дзержинского районного суда (адрес) удовлетворены.

Суд обязал Управление образования администрации (адрес) запланировать бюджетные ассигнования, путём направления в финансовое управление администрации (адрес) плана бюджетных ассигнований на 2024 год в срок до (дата), в целях устранения нарушения дефектов механической безопасности здания МОАУ «СОШ », путём проведения следующих видов работ: устройство уклона грунта от здания путём выполнения работ по вертикальной планировке; замена или ремонт конструкции отмостки по всему периметру, капитальный ремонт всех инженерных сетей; ремонт внутренней отделки помещений здания в осях 5-9, Г-К; установка гипсовых маяков на раскрывшиеся трещины (адрес) регулярное наблюдение за их состоянием. В случае отсутствия неравномерных деформаций выполнить инъектирование трещин специальными полимерными смесями; заделка трещин и ремонт отделки на участках с трещинами в перегородках (адрес); демонтаж и устройство новых перегородок подвала в осях 2-3, Д-Е, перегородок второго этажа в осях 6-7, Г-Д; замена облицовочного слоя кирпичной кладки на участках с повреждениями (адрес); ремонт кирпичной кладки стены на участке с повреждениями ДЗ; утепление и отделка фасада для повышения теплотехнических свойств ограждающей конструкции стены, а также для исключения образования и развития температурно-влажностных трещин в наружных стенах. Ремонт заполнений стыков наружных стеновых панелей; капитальный ремонт стен и ж.б. перемычек здания бассейна в осях 24-26, Б-И на участках с повреждениями (адрес); ремонт защитного слоя бетона железобетонных ригелей в подвале на участках с повреждениями (адрес); ремонт внутренней отделки плит перекрытия и покрытия, стен на участках с протечками кровли; заделка трещин в местах продольных стыков плит перекрытия; капитальный ремонт двух плит перекрытия подвала на участках с повреждениями (адрес); устройство нормативных уклонов кровли на конструкции кровли тип 1; утепление и устройство нормативных уклонов кровли на конструкции кровли тип 2; капитальный ремонт кровли с заменой всех слоев пирога кровли на конструкции кровли 3-4 типов; замена парапетных крышек на участках с повреждениями (адрес); замена парапетных стальных отливов по всему периметру кровли. Ремонт железобетонных крышек вентиляционных труб; замена окон с повреждениями (адрес); замена всех внутренних дверей и наружных с дефектами (адрес); обработка антикоррозийными составами и покраска стальной эвакуационной лестницы с повреждениями (адрес); ремонт ступеней лестничной клетки в осях 9-10, Е-К на участках с повреждениями (адрес); капитальный ремонт крылец на участках с повреждениями (адрес); ремонт конструкции пола в спортивном зале в осях 15-23, Г-К.

Суд также обязал Управление образования администрации (адрес) довести бюджетные ассигнования бюджета (адрес) до МОАУ «СОШ » в срок до (дата), в целях устранения нарушений дефектов механической безопасности здания МОАУ «СОШ », путём поведения вышеуказанных работ.

Суд обязал МОАУ «СОШ » устранить нарушения дефектов механической безопасности здания школы по адресу: (адрес), в срок до (дата), путём проведения следующих видов работ: устройство уклона грунта от здания путём выполнения работ по вертикальной планировке; замена или ремонт конструкции отмостки по всему периметру, капитальный ремонт всех инженерных сетей; ремонт внутренней отделки помещений здания в осях 5-9, Г-К; установка гипсовых маяков на раскрывшиеся трещины (адрес) регулярное наблюдение за их состоянием. В случае отсутствия неравномерных деформаций выполнить инъектирование трещин специальными полимерными смесями; заделка трещин и ремонт отделки на участках с трещинами в перегородках (адрес); демонтаж и устройство новых перегородок подвала в осях 2-3, Д-Е, перегородок второго этажа в осях 6-7, Г-Д; замена облицовочного слоя кирпичной кладки на участках с повреждениями (адрес); ремонт кирпичной кладки стены на участке с повреждениями ДЗ; утепление и отделка фасада для повышения теплотехнических свойств ограждающей конструкции стены, а также для исключения образования и развития температурно-влажностных трещин в наружных стенах. Ремонт заполнений стыков наружных стеновых панелей; капитальный ремонт стен и ж.б. перемычек здания бассейна в осях 24-26, Б-И на участках с повреждениями (адрес); ремонт защитного слоя бетона железобетонных ригелей в подвале на участках с повреждениями (адрес); ремонт внутренней отделки плит перекрытия и покрытия, стен на участках с протечками кровли; заделка трещин в местах продольных стыков плит перекрытия; капитальный ремонт двух плит перекрытия подвала на участках с повреждениями (адрес); устройство нормативных уклонов кровли на конструкции кровли тип 1; утепление и устройство нормативных уклонов кровли на конструкции кровли тип 2; капитальный ремонт кровли с заменой всех слоев пирога кровли на конструкции кровли 3-4 типов; замена парапетных крышек на участках с повреждениями (адрес); замена парапетных стальных отливов по всему периметру кровли. Ремонт железобетонных крышек вентиляционных труб; замена окон с повреждениями (адрес); замена всех внутренних дверей и наружных с дефектами (адрес); обработка антикоррозийными составами и покраска стальной эвакуационной лестницы с повреждениями (адрес); ремонт ступеней лестничной клетки в осях 9-10, Е-К на участках с повреждениями (адрес); капитальный ремонт крылец на участках с повреждениями (адрес); ремонт конструкции пола в спортивном зале в осях 15-23, Г-К.

В апелляционной жалобе Управление образования администрации (адрес), ссылаясь на незаконность и необоснованность решения суда, просит его отменить, вынести новое решение.

Изучив материалы дела, заслушав участников процесса, полагая возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в порядке, предусмотренном пунктом 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Судом первой инстанции установлено и из материалов дела следует, что прокуратурой (адрес) проведена проверка исполнения МОАУ «СОШ » требований федерального законодательства об образовании, по результатам проведённого документально-инструментального обследования строительных конструкций здания МОАУ «СОШ ».

Согласно техническому года по результатам документально-инструментального обследования строительных конструкций здания МОАУ «СОШ », расположенного по адресу: (адрес), текущее техническое состояние фундаментов оценивается как работоспособное, текущее техническое состояние конструкции отмостки оценивается как недопустимое, текущее техническое состояние наружных стен здания бассейна на участках с повреждениями (адрес) оценивается как аварийное, текущее техническое состояние наружных стен на участке с повреждениями ДЗ оценивается как недопустимое, текущее техническое состояние остальных стен оценивается как ограниченно-работоспособное, текущее техническое состояние колонн оценивается как работоспособное, текущее техническое состояние ригелей с повреждениями (адрес) оценивается как ограниченно-работоспособное, текущее техническое состояние остальных ригелей оценивается как работоспособное, текущее техническое состояние балок покрытия оценивается как работоспособное, текущее техническое состояние двух плит перекрытия подвала с дефектами и повреждениями (адрес) оценивается как недопустимое, текущее техническое состояние остальных плит перекрытия и покрытия оценивается как ограниченно-работоспособное, текущее техническое состояние конструкции кровли тип 1 оценивается как работоспособное, текущее техническое состояние конструкции кровли тип 2 оценивается как ограниченно-работоспособное, текущее техническое состояние конструкции кровли тип 3 оценивается как ограниченно-работоспособное, текущее техническое состояние конструкции кровли тип 4 в осях 13-20, А-Г оценивается как недопустимое, текущее техническое состояние конструкции кровли тип 4 в осях 23-26, Б-И оценивается как аварийное, текущее техническое состояние деревянных и ПВХ оконных блоков с повреждениями (адрес) оценивается как недопустимое, текущее техническое состояние остальных оконных блоков оценивается как работоспособное, текущее техническое состояние внутренних и наружных дверей с дефектами (адрес) оценивается как недопустимое, текущее техническое состояние остальных наружных стальных дверей оценивается как работоспособное, текущее техническое состояние стальной лестницы с повреждениями (адрес) оценивается как ограниченно-работоспособное, текущее техническое состояние остальных лестниц оценивается как работоспособное, текущее техническое состояние крылец с повреждениями (адрес) оценивается как недопустимое, текущее техническое состояние остальных крылец оценивается как работоспособное, текущее техническое состояние деревянного пола спортивного зала в осях 15-23, Г-К оценивается как недопустимое, текущее техническое состояние остальных полов оценивается как ограниченно-работоспособное. Здание не отвечает требованиям по механической безопасности. Эксплуатация помещений бассейна в осях 24-26, Б-И не допускается.

Для обеспечения требований по механической безопасности и дальнейшей классификации технического состояния строительных конструкций как работоспособного, необходимо выполнить капитальный ремонт здания, включающий в себя следующие виды работ: устройство уклона грунта от здания путём выполнения работ по вертикальной планировке; замена или ремонт конструкции отмостки по всему периметру; капитальный ремонт всех инженерных сетей; ремонт внутренней отделки помещений здания в осях 5-9, Г-К; установка гипсовых маяков на раскрывшиеся трещины (адрес) регулярное наблюдение за их состоянием. В случае отсутствия неравномерных деформаций выполнить инъектирование трещин специальными полимерными смесями; заделка трещин и ремонт отделки на участках с трещинами в перегородках (адрес); демонтаж и устройство новых перегородок подвала в осях 2-3, Д-Е, перегородок второго этажа в осях 6-7, Г-Д; замена облицовочного слоя кирпичной кладки на участках с повреждениями (адрес); ремонт кирпичной кладки стены на участке с повреждениями ДЗ; утепление и отделка фасада для повышения теплотехнических свойств ограждающей конструкции стены, а также для исключения образования и развития температурно-влажностных трещин в наружных стенах. Ремонт заполнений стыков наружных стеновых панелей; капитальный ремонт стен и ж.б. перемычек здания бассейна в осях 24-26, Б-И на участках с повреждениями (адрес); ремонт защитного слоя бетона железобетонных ригелей в подвале на участках с повреждениями (адрес); ремонт внутренней отделки плит перекрытия и покрытия, стен на участках с протечками кровли; заделка трещин в местах продольных стыков плит перекрытия; капитальный ремонт двух плит перекрытия подвала на участках с повреждениями (адрес); устройство нормативных уклонов кровли на конструкции кровли тип 1; утепление и устройство нормативных уклонов кровли на конструкции кровли тип 2; капитальный ремонт кровли с заменой всех слоев пирога кровли на конструкции кровли 3-4 типов; замена парапетных крышек на участках с повреждениями (адрес); замена парапетных стальных отливов по всему периметру кровли. Ремонт железобетонных крышек вентиляционных труб; замена окон с повреждениями (адрес); замена всех внутренних дверей и наружных с дефектами (адрес); обработка антикоррозийными составами и покраска стальной эвакуационной лестницы с повреждениями (адрес); ремонт ступеней лестничной клетки в осях 9-10, Е-К на участках с повреждениями (адрес); капитальный ремонт крылец на участках с повреждениями (адрес); ремонт конструкции пола в спортивном зале в осях 15-23, Г-К.

До начала ремонтных работ необходимо производить регулярный визуальный осмотр конструкций с повреждениями (не реже 1 раза в месяц), с занесением результатов в журнал наблюдений. Все работы по капитальному ремонту строительных конструкций вести по специально разработанному проекту.

Разрешая заявленные требования, руководствуясь пунктами 2 и 15 части 3, пунктом 2 части 6, частью 7 статьи 28, пунктом 8 части 1 статьи 41 Федерального закона от (дата) № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральным законом от (дата) N 384-Ф3 «Технический регламент о безопасности зданий и сооруженийя», пунктами 4.1, 4.3, 5.1.1, 5.1.3, (дата) Межгосударственного стандарта ГОСТ 31937-2011 «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния», утвержденного Приказом Росстандарта от (дата)-ст, частями 5, 6, 7 статьи 55.24 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пунктами 2.48, 2.49, 2.68 Решения Оренбургского городского Совета от (дата) «Об утверждении Положения об управлении образования администрации (адрес)», оценив собранные по делу доказательства, установив, что функции и полномочия учредителя школы осуществляет Управление образования администрации (адрес), выявленные в ходе проверки нарушения, допущенные в образовательном учреждении несут реальную угрозу жизни и здоровью неопределённого круга лиц, до настоящего времени не устранены, ремонтные работы не проведены, суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу об удовлетворении заявленных требований к Управлению образования администрации (адрес), поскольку на данного ответчика возложены обязанности по обеспечению безопасности здания.

В жалобе апеллянт указывает, что суд необоснованно не принял во внимание объяснения специалиста, из которых следует, что имеющиеся повреждения не угрожают жизни и здоровью, в результате чего не нарушают права, свободы, законные интересы неопределённого круга лиц.

В соответствии со статьёй 16 Федерального закона N 131-ФЗ от (дата) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения городского округа относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального, городского округа, а также организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также осуществление в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья (пункт 13).

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 9 Федерального закона от (дата) N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

Согласно пункту 2 статьи 51 Федерального закона N 131-ФЗ, органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами

Согласно уставу МОАУ «СОШ », учреждение создано с целью образовательной деятельности, то есть, оказания муниципальных услуг и (или) исполнения муниципальных функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления в сфере образования.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от (дата) N 174-ФЗ «Об автономных учреждениях», автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов публичной власти федеральной территории, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, средств массовой информации, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами (в том числе при проведении мероприятий по работе с детьми и молодежью в указанных сферах).

МОАУ «СОШ » является некоммерческой организацией (пункт 1.1 Устава), обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово - экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с действующим законодательством, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункты 1.1, 3.1 устава).

Учредителем МОАУ «СОШ » является муниципальное образование «(адрес)». Функции и полномочия учредителя осуществляет Администрация (адрес) в лице Управления образования администрации (адрес). Имущество учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления (пункты 1.6, 6.5 устава).

В соответствии с пунктом 6.3 устава, финансовое обеспечение Учреждения осуществляется в виде субсидий в соответствии с утверждённым муниципальным заданием.

Таким образом, в данных обстоятельствах МОАУ «СОШ » выступает как организация, осуществляющая функции органа местного самоуправления по содержанию в надлежащем состоянии муниципального имущества в целях организации начального, основного общего образования.

Апеллянт не согласен с решением суда о возложении на МОАУ «СОШ » обязанности устранить нарушения дефектов механической безопасности здания.

Указанный довод судебная коллегия находит несостоятельным, поскольку апеллянт является самостоятельным юридическим лицом и решением суда на него указанные выше обязанности не возложены. МОАУ «СОШ » обладает статусом юридического лица, самостоятельно осуществляет свои права и обязанности, в том числе и в области судебной защиты своих прав. МОАУ «СОШ » не наделяло апеллянта правом обжалования в своих интересах решения суда. Сам апеллянт решение суда не обжаловал. Данные обстоятельства не позволяют прийти к выводу о нарушении решением суда в указанной части прав и законных интересов Управления образования администрации (адрес).

Вместе с тем, с выводом суда первой инстанции в части удовлетворения исковых требований к Управлению образования администрации (адрес) о возложении обязанности запланировать бюджетные ассигнования и довести их до МОАУ «СОШ » в целях обеспечения организации безопасных условий обучения, судебная коллегия согласиться не может ввиду следующего.

В соответствии со статьёй 2 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, задачами гражданского судопроизводства являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, прав и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых или иных правоотношений. Гражданское судопроизводство должно способствовать укреплению законности и правопорядка, предупреждению правонарушений, формированию уважительного отношения к закону и суду.

Согласно пункту 2 части 6 статьи 28 Федерального закона от (дата) № 273-ФЗ, образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, создавать безопасные условия обучения, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

На основании части 7 статьи 28 закона № 273-ФЗ, образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за жизнь и здоровье обучающихся.

Статьёй 19 закона (адрес) от (дата)-V-ОЗ «Об образовании в (адрес)» также предусмотрено, что в образовательных организациях (адрес) создаются условия для охраны жизни и здоровья обучающихся.

Согласно части 1 статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

Статьями 296, 298 Гражданского кодекса Российской Федерации не предусмотрено сохранение обязанности собственника по содержанию переданного в оперативное управление имущества, поэтому собственник, передав во владение имущество на данном ограниченном вещном праве, возлагает и обязанности по его содержанию.

В уставе образовательной организации, указано, что имущество учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления (пункт 6.5 устава)

К компетенции учреждения, в соответствии с законом № 273-ФЗ относится, в том числе, материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами (подпункт 2 пункта 3.4 устава МОАУ «СОШ »).

Материалами дела подтверждается, что Управлением образования администрации (адрес) ведётся работа по организации выделения средств для ремонта здания материальных средств. Выделены субсидии на улучшение технического состояния зданий в образовательных организациях, их территорий, в сумме 194 756,36 руб. по соглашению С о порядке и условиях предоставления субсидий на иные цели от (дата) МОАУ «СОШ » и в сумме 8 194 756,36 руб. на основании дополнительного соглашения от (дата) к соглашению С о порядке и условиях предоставления субсидий на иные цели от (дата).

Для устранения нарушений, МОАУ «СОШ » заключило договоры подряда на выполнение капитального ремонта строительных конструкций здания школы (ремонт межпанельных швов), ремонт уличного участка школы, вырубку и санитарную обрезку деревьев, выполнение капитального ремонта строительных конструкций здания школы (отмостки), текущего ремонта кровли МОАУ «СОШ ».

Кроме того, судебная коллегия отмечает, что в силу статьи 65 Бюджетного кодекса Российской Федерации, формирование расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными установленным законодательством Российской Федерации разграничением полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, исполнение которых согласно законодательству Российской Федерации, международным и иным договорам и соглашениям должно происходить в очередном финансовом году (очередном финансовом году и плановом периоде) за счет средств соответствующих бюджетов.

Частью 1 статьи 132 Конституции Российской Федерации определено, что органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

Пунктом 1 части 1 статьи 15 Федерального закона от (дата) № 131-ФЗ предусмотрено, что составление и рассмотрение проекта бюджета района, утверждение и исполнение бюджета района, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчёта об исполнении бюджета района относится к вопросам местного значения муниципального района.

Утверждение местного бюджета действующее законодательство относит к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования (пункт 2 части 10 статьи 35 закона -Ф3), возложение на орган местного самоуправления обязанности запланировать бюджетные ассигнования и довести их до общеобразовательного учреждения в целях обеспечения организации безопасных условий обучения, является ограничением права органа местного самоуправления на самостоятельное решение вопросов местного значения в пределах предоставленных законодательством полномочий и нарушает установленный статьёй 10 Конституции Российской Федерации принцип разделения властей.

В рассматриваемом случае, учитывая изложенное выше правовое регулирование и установленные по делу обстоятельства, с учётом того, что бездействие ответчика - Управления образования администрации (адрес) судом не установлено, судебная коллегия считает, что понуждение органа местного самоуправления к выделению финансирования в указанные сроки является ограничением права главного распорядителя средств на самостоятельное решение вопросов, отнесенных к компетенции данного органа, вмешательством в административно-хозяйственную деятельность органа местного самоуправления и нарушает установленный статьёй 10 Конституции Российской Федерации принцип разделения властей.

Согласно пункту 1 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд осуществляет защиту только нарушенных или оспариваемых гражданских прав.

Вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации (пункт 2 статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Оснований для вывода о том, что после возложения в судебном порядке на МОАУ «СОШ » обязанности совершить вышеуказанные действия Управление образования администрации (адрес) уклонится от финансирования при необходимости этого, не имеется. Предъявление прокурором данного требования в рассматриваемой ситуации представляется судебной коллегии преждевременным.

В связи с этим судебная коллегия находит апелляционную жалобу Управления образования администрации (адрес) подлежащей удовлетворению, а решение суда первой инстанции – подлежащим отмене в части удовлетворения исковых требований, предъявленных к данному ответчику о возложении обязанности запланировать бюджетные ассигнования и довести их до МОАУ «СОШ » в целях обеспечения организации безопасных условий обучения.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,

определила:

решение Дзержинского районного суда (адрес) от (дата) отменить в части удовлетворения исковых требований прокурора (адрес), в защиту интересов неопределённого круга лиц, к Управлению образования администрации (адрес) о возложении обязанности запланировать бюджетные ассигнования и довести их до Муниципального общеобразовательного автономного учреждения «Средняя общеобразовательная школа » в целях обеспечения организации безопасных условий обучения.

Принять в данной части новое решение, которым исковые требования прокурора (адрес), в защиту интересов неопределённого круга лиц, к Управлению образования администрации (адрес) о возложении обязанности запланировать бюджетные ассигнования и довести их до Муниципального общеобразовательного автономного учреждения «Средняя общеобразовательная школа » в целях обеспечения организации безопасных условий обучения оставить без удовлетворения.

В остальной части решение суда оставить без изменения.

Председательствующий Л.М. Самохина

Судьи Е.П. Зудерман

И.И. Сенякин

Мотивированное апелляционное определение составлено (дата).