ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-8203/2021 от 25.05.2021 Верховного Суда Республики Башкортостан (Республика Башкортостан)

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 25 мая 2021 года по делу № 33-8203/2021 (2-42/2021)

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:

председательствующего Алексеенко О. В.,

судей Индан И. Я., Фахрисламовой Г. З.,

при секретаре Галиеве Д. В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Уфа Республики Башкортостан гражданское дело по иску Лобастова Е. П. к ООО «Буровая компания «Урал», ООО трест «НефтеГазВзрывПромСтрой» о возложении обязанности по внесению корректировок в сведения о состоянии индивидуального лицевого счета,

по апелляционной жалобе представителя ООО «Буровая компания «Урал» - ФИО3 на решение Иглинского межрайонного суда Республики Башкортостан от 03 февраля 2021 года.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Индан И. Я., судебная коллегия

установила:

Лобастов Е. П. обратился в суд с иском к ООО «Буровая компания «Урал», ООО трест «НефтеГазВзрывПромСтрой» о возложении обязанности по внесению корректировок в сведения о состоянии индивидуального (персонифицированного) лицевого счета застрахованного лица. В обоснование иска указал, что решением пенсионного органа ему отказано в установлении пенсии в связи с отсутствием требуемой продолжительности специального стажа 10 лет на работах с тяжелыми условиями труда, не включены в специальный стаж периоды работы: с 15 февраля 2007 года
по 08 мая 2012 года, с 21 января 2014 года по 05 ноября 2014 года в качестве взрывника ООО треста «НефтеГазВзрывПромСтрой»; с 19 марта 2013 года по 26 декабря 2013 года, с 12 августа 2014 года по 17 ноября 2016 года,
с 31 марта 2017 года по 25 апреля 2017 года в качестве взрывника ООО «Буровая компания «Урал»; с 09 января 2017 года по 21 марта 2018 года в качестве взрывника ООО «Специальные и буровые работы», в связи с тем, что индивидуальные сведения представлены работодателями без указания кода особых условий туда. Сведения индивидуального учета о его трудовой деятельности в спорные периоды предоставлены работодателями без указания кода особых условий труда. Он направил работодателям письменные заявления с просьбой предоставить в органы пенсионного фонда коды льгот в связи с особыми условиями труда в спорные периоды. Со стороны ООО «Специальные и буровые работы» такие корректирующие сведения внесены. ООО трест «НефтеГазВзрывПромСтрой» и ООО «Буровая компания «Урал» обращение оставлено без удовлетворения. Бездействие ответчиков в корректировке сведений индивидуального учета нарушает его пенсионные права, не позволяет ему реализовать свое право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.

Просил обязать ООО трест «НефтеГазВзрывПромСтрой» внести корректировку в сведения о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица: предоставить в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда в Иглинском районе Республики Башкортостан коды особых условий труда, подтверждающих выполнение работ с тяжелыми условиями труда в качестве взрывника в период
с 15 февраля 2007 года по 08 мая 2012 года, с 21 января 2014 года по 05 ноября 2014 года; обязать ООО «БК «Урал» внести корректировку в сведения о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица: предоставить в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда в Иглинском районе Республики Башкортостан коды особых условий труда, подтверждающих выполнение работ с тяжелыми условиями труда в качестве взрывника в период с 19 марта 2013 года по 26 декабря 2013 года,
с 12 августа 2014 года по 17 ноября 2016 года, с 31 марта 2017 года
по 25 апреля 2017 года.

Решением Иглинского межрайонного суда Республики Башкортостан от 03 февраля 2021 года постановлено: обязать ООО «Буровая компания «Урал» предоставить в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда в Иглинском районе Республики Башкортостан сведения об особых условиях труда Лобастова Е. П. в периоды с 19 марта 2013 года по 26 декабря 2013 года, с 12 августа 2014 года по 17 ноября 2016 года. Обязать ООО трест «НефтеГазВзрывСтрой» предоставить в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда в Иглинском районе Республики Башкортостан сведения об особых условиях труда Лобастова Е. П. в периоды с 23 февраля 2007 года по 05 ноября 2007 года, с 13 ноября 2007 года
по 16 ноября 2008 года, с 20 ноября 2008 года по 15 декабря 2008 года,
с 20 декабря 2008 года по 31 мая 2009 года, с 06 июня 2009 года по 31 августа 2009 года, с 01 октября 2009 года по 28 февраля 2010 года, с 05 марта 2010 года по 17 марта 2011 года, с 01 апреля 2011 года по 17 июля 2011 года,
с 01 августа 2011 года по 07 ноября 2011 года, с 24 ноября 2011 года
по 08 мая 2012 года, с 21 января 2014 года по 06 апреля 2014 года, 01 июня 2014 года. В удовлетворении исковых требований Лобастова Е. П. к ООО трест «НефтеГазВзрывСтрой» о возложении обязанности на предоставить в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда в Иглинском районе Республики Башкортостан сведения об особых условиях труда Лобастова Е. П. в периоды с 15 февраля 2007 года по 22 февраля 2007 года, с 06 ноября 2007 года по 12 ноября 2007 года, с 17 ноября 2008 года
по 19 ноября 2008 года, с 16 декабря 2008 года по 19 декабря 2008 года,
с 01 июня 2009 года по 05 июня 2009 года, с 01 сентября 2009 года
по 30 сентября 2009 года, с 01 марта 2010 года по 04 марта 2010 года,
с 18 марта 2011 года по 31 марта 2011 года, с 18 июля 2011 года по 31 июля 2011 года, с 08 ноября 2011 года по 23 ноября 2011 года, с 07 апреля 2014 года по 31 мая 2014 года, с 02 июня 2014 года по 05 ноября 2014 года, отказать.

В апелляционной жалобе представитель ООО «Буровая компания «Урал» - ФИО3 просит об отмене решения суда по мотиву его незаконности и необоснованности. Указывает, что в соответствии с позицией 2010100а-11429 Списка № 2 от 26 января 1991 года правом на досрочное назначение пенсии пользуются взрывники, занятые буровзрывными работами в карьерах, разрезах и других горных объектах. В представленной суду справке подтверждается, что у Лобастова Е. П. не было полной занятости по указанной деятельности в спорный период, а частичная занятость не предполагает направление соответствующих кодов классификации информации о застрахованном лице в пенсионный фонд. Также в своем решении суд приходит к выводу, что требования истца обоснованы представленной копией справки, уточняющей особый характер работы или условий труда, однако данные справки надлежаще не заполнены, о чем было указано представителем ответчика в судебном заседании.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о дате и времени судебного заседания. Участвующие по делу лица также извещались публично путем заблаговременного размещения информации о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы на интернет-сайте Верховного Суда Республики Башкортостан в соответствии со ст. 14, 16 Федерального закона от 22 декабря 2008 года № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации». Неявившиеся лица о причинах уважительности неявки не сообщили, в связи с чем, руководствуясь ст. 167, 327 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие неявившихся лиц.

В силу требований ст. 327.1 ГПК Российской Федерации законность и обоснованность решения суда проверяется в пределах доводов апелляционной жалобы.

Решение суда в части удовлетворения исковых требований к ООО трест «НефтеГазВзрывСтрой» о возложении обязанности предоставить в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда в Иглинском районе Республики Башкортостан сведения об особых условиях труда не обжаловано и не является предметом проверки суда апелляционной инстанции.

Проверив и оценив фактические обстоятельства дела и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционной жалобы в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав
явившихся лиц, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со ст. 330 ГПК Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

При рассмотрении данного дела такие нарушения судом первой инстанции не допущены, поскольку, разрешая спор, суд первой инстанции правильно установил обстоятельства, имеющие значение для дела, и дал им надлежащую оценку в соответствии с нормами материального права, регулирующими спорные правоотношения.

Как следует из материалов дела и установлено судом, истцом оспариваются действия работодателей по предоставлению в пенсионный орган недостоверных сведений индивидуального (персонифицированного) учета за период с 19 марта 2013 года по 26 декабря 2013 года; с 12 августа 2014 года по 17 ноября 2016 года; с 31 марта 2017 года по 25 апреля 2017 года в качестве взрывника ООО «Буровая компания «Урал», не подтверждающих его право на досрочную страховую пенсию в связи с тяжелыми условиями труда.

08 июля 2019 года Лобастова Е. П. обратился в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Решениями Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда в Иглинском районе Республики Башкортостан №... от 16.08.2019, №...-Д от 19.09.2019 истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии по п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с отсутствием требуемого стажа работы с тяжелыми условиями труда. В его стаж работы включены следующие периоды работы: с 05 апреля 1985 года по 25 июля 1988 года – слесарь автобазы № 9 треста Уренгойтрубопроводстрой» - ЯНАО; с 12 сентября 1988 года по 03 октября 1989 года – машинист буровой установки Управления БВР «Уфимского БАПС». В его стаж работы не включены следующие периоды работы: с 15 февраля 2007 года по 08 мая 2012 года; с 21 января 2014 года по 05 ноября 2014 года - в качестве взрывника ООО треста «НефтеГазВзрывПромСтрой»; с 19 марта 2013 года по 26 декабря 2013 года; с 12 августа 2014 года по 17 ноября 2016 года; с 31 марта 2017 года
по 25 апреля 2017 года - в качестве взрывника ООО «Буровая компания «Урал»; с 09 января 2017 года по 21 марта 2018 года - в качестве взрывника ООО «Специальные и буровые работы». Страховой стаж истца исчислен продолжительностью 34 года 7 месяцев 26 дней, специальный – 04 года 04 месяца 13 дней (том 1 л. д. 18-19, 20-21).

Истец, с целью корректировки данных о периодах его работы, содержащихся в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета, направил работодателям письменные заявления с просьбой предоставить в органы пенсионного фонда коды льгот в связи с особыми условиями труда в спорные периоды (том 1 л. д. 29-33).

Со стороны ООО «Специальные и буровые работы» такие корректирующие сведения в орган пенсионного фонда были внесены.

ООО трест «НефтеГазВзрывПромСтрой» и ООО «Буровая компания «Урал», обращение истца оставлено без удовлетворения.

Из материалов дела следует, что согласно приказам №.../к от 19 марта 2013 года, №.../к от 12 августа 2014 года Лобастова Е. П. был принят в ООО «Буровая компания «Урал» на должность взрывника 5 разряда на условиях основного места работы с полной занятостью. Указанные обстоятельства подтверждаются копиями трудовой книжки истца, приказами №.../к от 19 марта 2013 года, №.../к от 12 августа 2014 года, №.../к от 21 января 2014 года, трудовыми договорами №... от 21 января 2014 года, от 19 марта 2013 года, от 12 августа 2014 года, от 15 февраля 2007 года, дополнительным соглашением от 01 февраля 2008 года (том 1 л. д. 8-17, 78-83).

Разрешая исковые требования, суд пришел к выводу, что представление ООО «Буровая компания «Урал» индивидуальных сведений о работе истца без указания льготных кодов, не может лишать истца права на включение периодов в подсчет специального стажа, так как обязанность надлежащего ведения индивидуального счета застрахованного лица возложена на работодателя. Факт занятости истца на работе с вредными условиями труда, предусмотренными Списком №..., в течение полного рабочего дня в качестве взрывника подтверждается копиями трудовой книжки истца, приказами №.../к от 19 марта 2013 года, №.../к от 12 августа 2014 года, №...
от 21 января 2014 года, трудовыми договорами №... от 21 января 2014 года, от 19 марта 2013 года, от 12 августа 2014 года, от 15 февраля 2007 года, дополнительным соглашением от 01 февраля 2008 года, справками, уточняющими особый характер работы или условий труда от 23 октября 2018 года, от 09 сентября 2019 года, следовательно, данные периоды подлежат включению в специальный стаж истца, необходимый для досрочного назначения страховой пенсии, путем возложения на ответчиков обязанности предоставить в учреждение пенсионного фонда сведения об особых условиях труда истца.

Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда первой инстанции, так как мотивы, по которым суд пришел к выводу об удовлетворении исковых требований, а также оценка доказательств, подтверждающих эти выводы, приведены в мотивировочной части решения суда, и считать их неправильными у судебной коллегии не имеется оснований.

Проверяя доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия учитывает следующее.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены вступившим в силу с 01 января 2015 года федеральным законом от 28 декабря 2013 года
№ 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

По общему правилу, право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к Федеральному закону) (ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ).

Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ.

Согласно пп. 2 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 настоящего Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. В случае если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного ст. 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.

Частью 2 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ, списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

В целях реализации положений ст. 30 указанного Закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 года № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение».

В соответствии с пп. «б» п. 1 данного постановления при определении стажа в целях досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда, применяется Список № 2 производств, работ, профессий и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10 «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение».

Буровзрывные работы - это отдельный вид работ, которые предусмотрены в подразделе 1 раздела 1 «Открытые горные работы на поверхности».

В соответствии с позицией «2010100а-11429» правом на досрочное назначение трудовой пенсии пользуются взрывники, занятые буровзрывными работами в карьерах, разрезах и других горных объектах.

Условия и порядок подтверждения страхового стажа, в том числе для назначения досрочной страховой пенсии по старости, определены ст. 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ.

При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены ст. 11 и 12 этого закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ).

При подсчете страхового стажа периоды работы, которые предусмотрены ст. 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхо-вания», подтверждаются на основании сведений индивидуального (персо-нифицированного) учета (ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ).

Из ст. 3 Федерального закона от 01 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» следует, что целями индивидуального (персонифицированного) учета являются в том числе создание условий для назначения страховых и накопительных пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении (абз. 1 - 3 ст. 3 Федерального закона от 01 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»).

Исходя из положений пп. 10.1 п. 2 ст. 6 Федерального закона
от 01 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персони-фицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» в общей части индивидуального лицевого счета застрахованного лица указываются в том числе периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пп. 1 - 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ, за которые уплачены страховые взносы в соответствии с дополнительными тарифами, предусмотренными ст. 33.2 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

В силу п. 1, 2 ст. 11 Федерального закона от 01 апреля 1996 года
№ 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров. Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ.

В соответствии с абз. 4 п. 30 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития России от 14 декабря 2009 года № 987н (действовавшей в период возникновения спорных отношений и
до 19 февраля 2017 года – даты вступления в силу приказа Министерства труда России от 21 декабря 2016 года № 766н «Об утверждении Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах»), сведения о трудовом (страховом) стаже представляются на основании приказов, других документов по учету кадров и иных документов, подтверждающих условия трудовой деятельности застрахованного лица, а также данных бухгалтерского учета о начислении и уплате страховых взносов.

Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (ст. 8.1 Федерального закона от 01 апреля 1996 года № 27-ФЗ).

В соответствии со ст. 28 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Перед сдачей отчетности предприятия, имеющие льготные профессии, представляют в орган Пенсионного фонда Российской Федерации документы, подтверждающие льготу, персонально по каждому работающему у него по льготной профессии человеку.

Статьей 16 Федерального закона от 01 апреля 1996 года № 27-ФЗ предусмотрено, что органы Пенсионного фонда Российской Федерации имеют право требовать от страхователей (работодателей) своевременного и правильного представления сведений для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, в необходимых случаях по результатам проверки достоверности сведений, представляемых страхователями, осуществлять корректировку этих сведений и вносить уточнения в индивидуальный лицевой счет, сообщив об этом застрахованному лицу. При этом органы Пенсионного фонда Российской Федерации обязаны обеспечивать своевременное включение в соответствующие индивидуальные лицевые счета сведений, представленных страхователями, осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений, определенных названным законом, в том числе по их учетным данным.

Согласно п. 40 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 14 декабря 2009 года № 987н, территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации осуществляют контроль за достоверностью индивидуальных сведений: начисленных и уплаченных страховых взносах, трудовом (страховом) стаже за период до и после регистрации в системе обязательного пенсионного страхования, заработной плате (доходе), представляемых страхователями, в том числе застрахованными лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы, путем проведения проверок, истребования необходимых документов, справок и сведений.

По запросу территориального органа фонда страхователь в срок, указанный в запросе, представляет требуемые документы, справки и сведения, в том числе подтверждающие начисление и уплату страховых взносов, трудовой (страховой) стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, за периоды до и после регистрации в системе обязательного пенсионного страхования работающих у него застрахованных лиц.

При обнаружении несоответствия между представленными индивидуальными сведениями и результатами проведенной проверки территориальный орган фонда направляет страхователю уведомление об устранении имеющихся расхождений.

Страхователь в двухнедельный срок после получения уведомления территориального органа фонда об устранении имеющихся расхождений представляет в территориальный орган фонда уточненные сведения.

Если страхователь в установленный срок не устранил имеющиеся расхождения, территориальный орган фонда принимает решение о корректировке индивидуальных сведений и уточнении лицевых счетов застрахованных лиц и не позднее 7 дней со дня принятия такого решения сообщает об этом страхователю и застрахованным лицам (п. 41 Инструкции от 14 декабря 2009 года № 987н).

По смыслу приведенных нормативных положений, персонифи-цированный учет используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов, обязанность по уплате которых законом возложена на работодателей. Работодатель представляет в пенсионный орган о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, после получения которых пенсионный фонд вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица. При этом работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для ведения персонифицированного учета в системе обязательного пенсионного страхования.

По общему правилу периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений персонифицированного учета. В случае отсутствия в сведениях персонифицированного учета данных о периодах работы и (или) иной деятельности, с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, либо оспаривания достоверности таких сведений факт выполнения гражданином работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, может быть подтвержден путем представления письменных доказательств, отвечающих требованиям ст. 59, 60 ГПК Российской Федерации.

Лобастов Е. П. зарегистрирован в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», что не оспаривалось.

Согласно сведениям лицевого счета застрахованного лица, за периоды работы Лобастова Е. П. в качестве взрывника с 19 марта 2013 года
по 26 декабря 2013 года, с 12 августа 2014 года по 17 ноября 2016 года в ООО «Буровая компания «Урал», коды особых условий труда для льготного исчисления по списку № 2, утвержденному постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10, не проставлены.

Справки, уточняющие особый характер работы или условий труда от 23 октября 2018 года, от 09 сентября 2019 года, необходимые по Списку № 2, утвержденному постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10, выданы Лобастова Е. П. работодателем (том 1 л. д. 104, 105), однако в последующем отозваны ООО «Буровая компания «Урал», их содержание оспаривается работодателем с указание на полную занятость истца.

Вместе с тем, проверяя доводы апеллянта, судебная коллегия истребовала дополнительные доказательства, свидетельствующие об условиях труда истца.

Вопреки доводам апеллянта, к спорным отношениям подлежат применению положения нормативных актов, регулирующих охрану труда и порядок проведения специальной оценки условий труда.

Так, картой специальной оценки условий труда № 26а
на дату приведения измерений с 07 марта 2012 года по 16 августа 2012 года, по должности взрывника предусмотрено право на досрочное назначение трудовой пенсии в соответствии со Списком № 2, утвержденного постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10, -подраздел 1 раздела 1 «Открытые горные работы на поверхности» позиция «2010100а-11429».

В силу абз. 10 ч. 2 ст. 212 ТК Российской Федерации работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.

Отношения, возникающие в связи с проведением специальной оценки условий труда, а также с реализацией обязанности работодателя по обеспечению безопасности работников в процессе их трудовой деятельности и прав работников на рабочие места, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, регулируются Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», вступившим в силу с 1 января 2014 года.

Специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников (ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ).

По результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах (ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ).

В соответствие с п. 1 ст. 18 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ «О специальной оценки условий труда», результаты проведения специальной оценки условий труда подлежат передаче в Федеральную государственную информационную систему учета результатов проведения специальной оценки условий труда (далее информационная система учета).

Результаты проведения специальной оценки условий труда могут применяться в том числе для: разработки и реализации мероприятий, направленных на улучшение условий труда работников; информирования работников об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения их здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов и о полагающихся работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, гарантиях и компенсациях; обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, а также оснащения рабочих мест средствами коллективной защиты; осуществления контроля за состоянием условий труда на рабочих местах; организации в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров работников; установления работникам предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации гарантий и компенсаций; установления дополнительного тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации с учетом класса (подкласса) условий труда на рабочем месте (ст. 7 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ).

Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 января 2014 года № 33н утверждены Методика проведения специальной оценки условий труда, Классификатор вредных и (или) опасных производственных факторов, форма отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкция по ее заполнению.

Пунктом 1 Методики проведения специальной оценки условий труда установлены обязательные требования к последовательно реализуемым в рамках проведения специальной оценки условий труда процедурам: идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов; исследованиям (испытаниям) и измерениям вредных и (или) опасных производственных факторов; отнесению условий труда на рабочем месте по степени вредности и (или) опасности к классу (подклассу) условий труда по результатам проведения исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов; оформлению результатов проведения специальной оценки условий труда.

Из приведенных нормативных положений следует, что специальная оценка условий труда проводится в целях создания безопасных условий труда, сохранения жизни и здоровья работника в процессе трудовой деятельности, представляет собой комплекс мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.

В соответствии со ст. 26 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ установлен как внесудебный, так и судебный порядок разрешения разногласий и споров, связанных с проведением специальной оценки условий труда.

Между тем в рассматриваемом случае материалы дела не содержат данных о том, что результаты специальной оценки условий труда на рабочем месте истца были оспорены в установленном порядке.

Напротив, по данным карты специальной оценки условий труда № 26а
на дату приведения измерений с 07 марта 2012 года по 16 августа 2012 года, по должности взрывника определен класс вредных условий труда истца по разделу микроклимат – 3,1.

Проведенные оценки условий труда рабочего места взрывника основывались на конкретных протоколах измерений различных показателей на рабочем месте и выполняемых функций. По данным карты специальной оценки условий труда № 26а работа истца отнесена по Списку № 2, что давало право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ. Результаты измерений и содержание карты оценки условий труда в установленном законом порядке не оспаривались, недействительными не признаны.

В трудовом договоре есть пункт: работник не занят на работах с вредными и (или) опасными условиями труда. Однако, условия труда на рабочем месте Лобастова Е. П. должны были быть уточнены с учетом проведения специальной оценки.

Доводы апелляционной жалобы о неполной занятости истца не подтверждены материалами дела.

В материалах дела содержится справка № 49 от 23 декабря 2020 года содержащая оказание работодателя на неполную занятость истца, указано количество взрывов, произведенных им за период работы помесячно (том 1 л. д. 90-91).

При этом расчет занятости производился на основании локального акта работодателя – приказа об утверждении норм и расценок за выполнение комплекса взрывных работ, согласно которому норма времени на один взрыв – 12 чел./час.

Вместе с тем, утвержденные нормы и расценки выполнения комплекса взрывных работ положены работодателем в основу оплаты труда истца, а не нормирования его рабочего времени, что видно из нарядов на выполненные Лобастовым Е. П. взрывные работы (том 2 л. д. 1-187).

Кроме того, судебная коллегия учитывает, что периоды работы для получения права на досрочную пенсию по старости, которая выполнялась в режиме неполной рабочей недели, но полного рабочего дня в связи с сокращением объемов производства (за исключением работ, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 13 и 19 - 21 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»), а также периоды работ, определяемых Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации или предусмотренных списками, которые по условиям организации труда не могут выполняться постоянно, исчисляются по фактически отработанному времени (п. 6 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516).

В целях представления сведений о страховом стаже работников Постановлением Правления Пенсионного фонда России от 06 декабря 2018 года № 507п утверждена форма СЗВ-СТАЖ. Порядок заполнения формы СЗВ-СТАЖ изложен в Приложении 5 к Постановлению Правления Пенсионного фонда России от 06 декабря 2018 года № 507п.

Согласно п. 2.3.6, 2.3.14 - 2.3.16 Порядка заполнения формы СЗВ-СТАЖ, если работник выполняет работы в течение полного рабочего дня в режиме неполной рабочей недели, период работы отражается по фактически отработанному рабочему времени в виде календарных месяцев и дней по графе 11 формы.

Если сотрудник работает неполную рабочую неделю или занят на работах, которые по организации труда не могут выполняться постоянно (определены Минтрудом России по согласованию с Пенсионным фондои России), сведения о периодах работы исчисляются и отражаются в графе 8 по фактически отработанному рабочему времени.

Согласно п. 2.3.6 Порядка заполнения формы СЗВ-СТАЖ, если работник выполняет работы в режиме неполного рабочего дня, в графе 8 отражается объем работ (доля ставки) в указанный период.

Вместе с тем, сведения персонифицированного учета Лобастова Е. П. не содержат данных о том, что работодателем при заполнении формы СЗВ-СТАЖ были предоставлены в пенсионный орган сведения о том, что он выполнял работы в режиме неполного рабочего дня. Нет данных о нахождении его в простое.

Одновременно, по запросу судебной коллегии ООО «Буровая компания «Урал» было предложено представить приказы о неполном рабочем дне истца, о периодах нахождения его в простое, табели учета рабочего времени.

Однако указанные документы по трудовой деятельности истца не представлены. Кроме того, ранее было указано на утрату табелей учета его рабочего времени (том 1 л. д. 77).

Таким образом, данных о введении режима неполного рабочего дня или простоях истца судом первой и апелляционной инстанции не добыто.

Представленные же суду письменные доказательства, в том числе: карта специальной оценки условий труда взрывника, трудовая книжка
Лобастова Е. П., наряды на выполненные взрывные работы, подтверждают факт осуществления истцом трудовой деятельности в особых условиях, эти доказательства отвечают требованиям ст. 59, 60 ГПК Российской Федерации.

Исходя из анализа всей совокупности представленных в материалы дела доказательств, судебная коллегия, отклоняя доводы апелляционной жалобы, приходит к выводу об обоснованности выводов суда возложении обязанности на ООО «Буровая компания «Урал» предоставить в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда в Иглинском районе Республики Башкортостан сведения об особых условиях труда Лобастова Е. П. в периоды с 19 марта 2013 года по 26 декабря 2013 года, с 12 августа 2014 года по 17 ноября 2016 года.

Приведенные в апелляционной жалобе доводы проверены в полном объеме и признаются судебной коллегией необоснованными. Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, не свидетельствуют о допущенных судом нарушениях норм материального и процессуального права, и не содержат оснований для отмены либо изменения решения суда в апелляционном порядке.

Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции также не установлено.

Руководствуясь ст. 328, 329 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Иглинского межрайонного суда Республики Башкортостан от 03 февраля 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ООО «Буровая компания «Урал» - ФИО3 – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

О. В. Алексеенко

И. Я. Индан

Г. З. Фахрисламова

Справка: федеральный судья Тарасова Н. Г.