ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-8205/2015 от 21.05.2015 Верховного Суда Республики Башкортостан (Республика Башкортостан)

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

по делу № 33-8205/2015

21 мая 2015 года город Уфа

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:

председательствующего Хакимова А.Р.

судей Голубевой И.В.

Куловой Г.Р.

при секретаре Папикян Г.Г.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Зайнуллина Р.Г. на решение Белорецкого городского суда Республики Башкортостан от дата, которым постановлено:

в удовлетворении заявления (жалобы) Зайнуллина Р.Э. о признании неправомерными действия (бездействия) сотрудника полиции Хуснитдинова Т.А. отказать.

Заслушав доклад судьи Голубевой И.В., Судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Зайнуллин Р.Г. обратился в суд с жалобой о признании неправомерными действия (бездействия) сотрудника полиции Хуснитдинова Т.А.

В обоснование заявленных требований указал, что дата около ... часов он был доставлен в дежурную часть МО МВД России Белорецкий для выяснения обстоятельств, в ходе которых сотрудник полиции Хуснитдинов Т.А. без объяснений потребовал проехать по месту хранения принадлежащего ему оружия для проверки. По прибытии в квартиру по месту его регистрации по адресу: адрес, Хуснитдинов Т.А. в ..., т.е. в ночное время, незаконно совершил процессуальные действия - произвел осмотр сейфа. При этом он спросил полицейского как он сверяет оружие, если у него нет документов, на что последний ответил, что запомнит. После проверки условий хранения оружия Хуснитдинов Т.А., в нарушение установленного регламента, не составил акта проверки, изъяв у него разрешение на добычу охотничьих ресурсов. Его просьбу вернуть разрешение, Хуснитдинов Т.А. проигнорировал. дата Хуснитдинов Т.А. провел проверку условий хранения оружия по месту его временного проживания по адресу: адрес, провел опрос соседей по месту его регистрации по адрес. Заявитель полагает, что Хуснитдинов Т.А. совершил следующие неправомерные действия: принудительно препроводил его по месту его регистрации без его согласия без каких-либо законных поводов и оснований, в ночное время провел процессуальные действия в принадлежащей ему квартире; - незаконно изъял разрешение на добычу охотничьих ресурсов (без оснований и составления процессуальных документов); - несвоевременно составил акт проверки условий обеспечения сохранности оружия и патронов по адресу: адрес, с нарушением регламента; - в нарушение регламента не составил акт проверки условий обеспечения сохранности оружия и патронов по адресу: адрес; - неправомерно, в нарушение п. ... приказа №... от дата года, Закона «Об оружии» и постановления Правительства № №..., требовал наличие сейфа или металлического ящика по месту временного пребывания, в связи с чем незаконно привлек его к административной ответственности. Зайнуллин Р.Г. просил признать действия старшего инспектора лицензионно-разрешительной работы (ЛРР) отдела МВД России «Белорецкий» Хуснитдинова Т.А. незаконными.

Судом вынесено вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе Зайнуллин Р.Г. просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что судом необоснованно принято во внимание привлечение его к административной ответственности, в связи с чем принято неправильное решение. Составленный протокол и постановление по делу об административном правонарушении были отменены по протесту Белорецкого межрайонного прокурора. Судом ошибочно сделан вывод о том, что оружие должно храниться по месту постоянного проживания (регистрации), однако закон допускает хранение оружия в местах временного проживания даже без наличия сейфа. Судом также не изучены обстоятельства проверки сейфа и основания проведения указанной проверки. Судом не принято во внимание, что ранее Хуснитдинов Т.А. привлекался к дисциплинарной ответственности за ненадлежащее отношение к своим обязанностям и его действия носят характер повторности.

Лица, участвующие в деле, на судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке извещены надлежащим образом и своевременно. Судебная коллегия, руководствуясь ст.ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Информация о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы Зайнуллина Р.Г. на решение Белорецкого городского суда Республики Башкортостан от дата заблаговременно была размещена на интернет сайте Верховного Суда Республики Башкортостан.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями закона.

В силу ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

Разрешая спор по существу, суд исходил из того, что Зайнуллиным Р.Г. нарушены условия хранения оружия.

С данным выводом Судебная коллегия соглашается, поскольку он является правильным и подтверждается материалами дела.

В силу постановления Пленума Верховного Суда Poccийской Федерации от 10 февраля 2009 года № 2 в соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации и главой 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.

К решениям относятся акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных, муниципальных служащих и приравненных к ним лиц, принятые единолично или коллегиально, содержащие властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан и организаций. При этом необходимо учитывать, что решения могут быть приняты как в письменной, так и в устной форме (например, объявление военнослужащему дисциплинарного взыскания). В свою очередь, письменное решение принимается как в установленной законодательством определенной форме (в частности, распоряжение высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), так и в произвольной (например, письменное сообщение об отказе должностного лица в удовлетворении обращения гражданина).

К действиям органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных или муниципальных служащих по смыслу главы 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации относится властное волеизъявление названных органов и лиц, которое не облечено в форму решения, но повлекло нарушение прав и свобод граждан и организаций или создало препятствия к их осуществлению. К действиям, в частности, относятся выраженные в устной форме требования должностных лиц органов, осуществляющих государственный надзор и контроль.

По делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) согласно ч. 1 ст. 249 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации возлагается на орган или лицо, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).

В соответствии со ст. 53 Федерального закона от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции» действия (бездействие) сотрудника полиции, нарушающие права и законные интересы гражданина, государственного и муниципального органа, общественного объединения, религиозной и иной организации, могут быть обжалованы в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, в органы прокуратуры Российской Федерации либо в суд.

Согласно п.п. 11, 21 ст. 12 Федерального закона от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции» полиция обязана: пресекать административные правонарушения и осуществлять производство по делам об административных правонарушениях, отнесенных законодательством об административных правонарушениях к подведомственности полиции; контролировать оборот гражданского, служебного и наградного оружия, боеприпасов, патронов к оружию, сохранность и техническое состояние боевого ручного стрелкового и служебного оружия, находящегося во временном пользовании у граждан и организаций, а также соблюдение гражданами и организациями законодательства Российской Федерации в области оборота оружия.

В соответствии с п.п. 8, 13, 22 ст. 13 вышеназванного Федерального закона полиция имеет право: составлять протоколы об административных правонарушениях, собирать доказательства, применять меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, применять иные меры, предусмотренные законодательством об административных правонарушениях; доставлять граждан, то есть осуществлять их принудительное препровождение, в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции, в помещение муниципального органа, в иное служебное помещение в целях решения вопроса о задержании гражданина (при невозможности решения данного вопроса на месте); установления личности гражданина, если имеются основания полагать, что он находится в розыске; проводить проверки мест производства, хранения, торговли, коллекционирования и экспонирования оружия, основных частей огнестрельного оружия, ограничивать в установленном законодательством Российской Федерации порядке деятельность соответствующих объектов и применять иные меры, предусмотренные Федеральным законом от 13 декабря 1996 года № 150-ФЗ «Об оружии».

Часть 2 ст. 27 Федерального закона от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции» предусматривает, что сотрудник полиции независимо от замещаемой должности, места нахождения и времени суток обязан в случае выявления преступления, административного правонарушения, происшествия принять меры по спасению гражданина, предотвращению и (или) пресечению преступления, административного правонарушения, задержанию лиц, подозреваемых в их совершении, по охране места совершения преступления, административного правонарушения, места происшествия и сообщить об этом в ближайший территориальный орган или подразделение полиции.

В соответствии с ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции» сотрудник полиции независимо от замещаемой должности, места нахождения и времени суток при выполнении обязанностей, указанных в части 2 статьи 27 настоящего Федерального закона, имеет в том числе право: требовать от граждан и должностных лиц прекращения противоправных действий; проверять у граждан и должностных лиц документы, удостоверяющие их личность и (или) подтверждающие их полномочия; доставлять лиц, подозреваемых в совершении преступления, административного правонарушения, в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции, в помещение муниципального органа, в иное служебное помещение.

В силу ст. 28 Федерального закона от 13 декабря 1996 года № 150-ФЗ «Об оружии» контроль за оборотом гражданского и служебного оружия на территории Российской Федерации осуществляют органы внутренних дел и органы, уполномоченные Правительством Российской Федерации выдавать лицензии на производство гражданского и служебного оружия, а также органы государственного надзора за соблюдением государственных стандартов Российской Федерации.

Должностные лица органов, уполномоченных осуществлять контроль за оборотом гражданского и служебного оружия, имеют право: производить осмотр оружия в местах его хранения и уничтожения; требовать от юридических лиц и граждан представления документов или копий, письменной или устной информации, необходимых для выполнения контрольных функций.

Согласно ст. 22 Федерального закона от 13 декабря 1996 года № 150-ФЗ «Об оружии» хранение гражданского и служебного оружия и патронов к нему разрешается юридическим лицам и гражданам, получившим в органах внутренних дел разрешения на хранение или хранение и ношение оружия. Хранение гражданского оружия, которое приобретается без лицензии и регистрация которого в органах внутренних дел не требуется, осуществляется без разрешения на хранение оружия.

Гражданское и служебное оружие должно храниться в условиях, обеспечивающих его сохранность, безопасность хранения и исключающих доступ к нему посторонних лиц.

Требования к условиям хранения различных видов гражданского и служебного оружия и патронов к нему определяются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с Правилами оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 21 июля 1998 года № 814 хранение оружия и патронов разрешается юридическим и физическим лицам, получившим в органах внутренних дел разрешения на хранение, или хранение и использование, или хранение и ношение оружия (п. 54).

Согласно п. 59 указанных выше Правил оборота гражданского и служебного оружия принадлежащие гражданам Российской Федерации оружие и патроны должны храниться по месту их жительства с соблюдением условий, обеспечивающих их сохранность, безопасность хранения и исключающих доступ к ним посторонних лиц, в запирающихся на замок (замки) сейфах, сейфовых шкафах или металлических шкафах для хранения оружия, ящиках из высокопрочных материалов либо в деревянных ящиках, обитых железом. Органы внутренних дел по месту жительства владельцев имеют право проверять условия хранения зарегистрированного ими оружия.

Хранение оружия и патронов гражданами Российской Федерации в местах временного пребывания должно осуществляться с соблюдением условий, исключающих доступ к оружию посторонних лиц.

Порядок осуществления контроля за обеспечением сохранности и безопасности хранения оружия и патронов определен в Инструкции по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденной приказом МВД России от 12 апреля 1999 года № 288 «О мерах по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 года № 814».

В соответствии с п. 188 указанной инструкции при проверке условий хранения оружия и патронов, имеющихся у граждан Российской Федерации, сотрудниками органов внутренних дел выясняются:

а) соответствие имеющегося оружия выданным лицензиям и разрешениям, а также хранящихся у граждан патронов видам и моделям
зарегистрированного оружия;

б) наличие запирающегося на замок сейфа, металлического шкафа, ящика из высокопрочных материалов либо деревянного ящика, обитого железом;

в) количество патронов у граждан, получивших оружие и патроны во
временное пользование и указанных в разрешениях на хранение и ношение оружия.

Приказом МВД России от 29 июня 2012 года № 646 утвержден Административный регламент исполнения Министерством внутренних дел Российской Федерации государственной функции по контролю за оборотом гражданского, служебного и наградного оружия, боеприпасов, патронов к оружию, сохранностью и техническим состоянием боевого ручного стрелкового и служебного оружия, находящегося во временном пользовании у граждан и организаций, а также за соблюдением гражданами и организациями законодательства Российской Федерации в области оборота оружия (далее Административный регламент).

В соответствии с п. 5 указанного Административного регламента должностные лица ГУОООП МВД России, ГУТ МВД России и территориальных органов МВД России, исполняющие государственную функцию, имеют право:

5.1. Проводить проверки в том числе мест хранения оружия...

5.5. Требовать от физических или юридических лиц представления документов или их копий, письменной или устной информации, необходимой для выполнения контрольных функций...

5.7. Ограничивать в установленном законодательством Российской Федерации порядке оборот оружия и применять иные меры, предусмотренные Законом «Об оружии».

5.8. При выявлении нарушений принимать меры по приостановлению действия лицензий и разрешений, их аннулированию, а также иные меры, предусмотренные федеральным законом.

Пункт 8 указанного Административного регламента предусматривает, что физические или юридические лица, в отношении которых осуществляются мероприятия по контролю обязаны:

8.1. Обеспечить беспрепятственный доступ должностных лиц в места
хранения, использования, торговли оружием и патронами, утилизации
боеприпасов.

8.2. Предоставить служебную документацию, отражающую учет и
сохранность оружия и патронов.

8.3. Представить к осмотру оружие и патроны, а также дубликаты лицензий на приобретение либо разрешений на хранение, хранение и ношение или хранение и использование, транспортирование либо перевозку оружия и патронов.

8.4. Представить документы или их копии, письменную или устную
информацию, необходимую для выполнения контрольных функций.

8.5. Принять меры по устранению выявленных нарушений правил оборота оружия и патронов.

Согласно пункту 9 Административного регламента результатом исполнения государственной функции являются:

Установление факта отсутствия (наличия) нарушений правил оборота оружия.

Выявление и пресечение нарушений правил оборота оружия.

9.3. Принятие мер административного воздействия и иных мер в соответствии с законодательством Российской Федерации.

9.4. Выдача обязательного для исполнения предписания об устранении
выявленных нарушений правил оборота оружия.

9.5. Принятие необходимых мер по приостановлению действия лицензии,

аннулированию лицензии и (или) разрешения.

9.6. Изъятие в установленном порядке оружия и патронов.

Пункт 24 указанного административного регламента предусматривает, что срок исполнения государственной функции при проведении проверки наличия, организации хранения и учета, а также технического состояния оружия и патронов соответствует срокам выполнения отдельных административных процедур (действий) и осуществляется в отношении граждан - не реже 1 раза в год по месту хранения оружия. Срок осмотра оружия исчисляется из расчета не более 15 минут на 1 единицу оружия.

В соответствии с п. 76 Административного регламента основаниями для проверки наличия, организации хранения, учета и технического состояния оружия и патронов, находящихся у физических и юридических лиц являются в том числе:

наступление установленного в пункте 24 настоящего Административного регламента срока проведения проверки;

проведение профилактических и иных специальных мероприятий, объявленных приказами МВД России и территориальных органов МВД России на окружном, межрегиональном или региональном уровнях.

Согласно п.п. 81, 82 указанного Административного регламента предметом проверки является установление: соответствия количества, серий, номеров оружия, а также количества, калибра и номеров партий патронов учетным данным, указанным в лицензиях и (или) разрешениях; соблюдение физическим или юридическим лицом, в том числе лицензиатом, правил оборота оружия и патронов. При проверке условий хранения оружия и патронов, имеющихся у граждан (условий обеспечения сохранности оружия и патронов), должностными лицами устанавливаются: соответствие имеющегося оружия выданным лицензиям и разрешениям, а также хранящихся у граждан патронов видам и моделям зарегистрированного оружия; наличие запирающегося на замок сейфа или металлического шкафа, ящика из высокопрочных материалов либо деревянного ящика, обитого железом; условия, исключающие доступ посторонних лиц к оружию.

Пункты 88, 89, 90 Административного регламента предусматривают, что по результатам проведения проверки составляется акт проверки наличия, организации хранения, учета и технического состояния оружия и патронов, копия которого вручается руководителю юридического лица или лицензиату под расписку. В случае выявления нарушений в акте проверки указываются, какие именно требования, установленные Законом «Об оружии» или нормативными правовыми актами Российской Федерации, МВД России, нарушены, предложения по их устранению и срок устранения, который не должен превышать 30 дней с момента вручения акта проверки. При выявлении нарушения, состав которого предусмотрен Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, должностное лицо составляет протокол об административном правонарушении и принимает иные меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

Судом установлено и подтверждается справкой отдела ГЛРР Межмуниципального отдела МВД России «Белорецкий» от дата, что Зайнуллин Р.Г., зарегистрированный по адресу: адрес, имеет следующее оружие:

- ружье ...» №... (разрешение на хранение и ношение «...» №..., сроком действия до дата);

- ружье ..., №..., дата г.в. (разрешение на хранение и ношение «...», №..., сроком действия до дата);

- травматический пистолет «...№... (разрешение на ношение и хранение «...» №..., сроком действия до дата).

Из дела №... об административном правонарушении следует, что в рамках профилактического мероприятия, под условным названием «Браконьер» дата сотрудниками ЛРР выявлен факт нарушения правил хранения огнестрельного оружия Зайнуллиным Р.Г., проживающим по адресу: адрес, у которого согласно акту проверки условий обеспечения сохранности оружия и патронов, составленному дата старшим инспектором ЛРР МО МВД России «Белорецкий» Хуснитдиновым Т.А., «на момент проверки по адресу: адрес отсутствовал травматический пистолет, по требованию предоставить не смог, со слов Зайнуллина Р.Г. пистолет находится по другому адресу: адрес».

Согласно объяснениям Зайнуллина Р.Г. от дата, он в настоящее время проживает по адресу: адрес, ночует по месту жительства супруги и сына по адресу: адрес, где и находится травматический пистолет в недоступном для посторонних лиц месте - в тумбочке.

дата в отношении Зайнуллина Р.Г. старшим инспектором ЛРР МО МВД России «Белорецкий» Хуснитдиновым Т.А. составлен протокол об административном правонарушении №... по ... КоАП РФ, согласно которому дата в ... выявлено нарушение правил хранения оружия ограниченного поражения «...№..., которое отсутствовало по месту хранения по адресу: адрес. Со слов Зайнуллина Р.Г. данный пистолет хранится в тумбочке по адресу: адрес. Пистолет предоставить не смог, тем самым нарушил требования закона об оружии.

Постановлением по делу об административном правонарушении №..., вынесенным дата и.о. начальника полиции МО МВД России «Белорецкий» Завольским А.В., Зайнуллин Р.Г. привлечен к административной ответственности, предусмотренной ... КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в сумме ... рублей.

дата по результатам проведенной в рамках обращения Зайнуллина Р.Г. проверки административного дела №..., Белорецким межрайонным прокурором в адрес начальника МО МВД России «Белорецкий» внесен протест, по результатам рассмотрения которого решением начальника МО МВД России «Белорецкий» от дата постановление по делу об административном правонарушении по ... КоАП РФ в отношении Зайнуллина Р.Г. оставлено без изменения, а протест - без удовлетворения.

Решением начальника МО МВД РФ «Белорецкий» подполковника полиции Баймурзина P.P. от дата постановление по делу об административном правонарушении по ч. ... КоАП РФ в отношении Зайнуллина Р.Г. отменено, производство по делу прекращено.

По итогам проведенной служебной проверки, дата и.о. начальника полиции МО МВД России «Белорецкий» Хидиятовым Х.Г. дано заключение по факту прекращения административного дела №..., на основании которого дата издан приказ №..., в соответствии с которым за ненадлежащее отношение к своим должностным обязанностям, выразившимся в нарушении Федерального закона от дата№... «Об оружии», норм КоАП РФ майор полиции Хуснитдинов Т.А. заслуживает наложения дисциплинарного взыскания, однако, учитывая что приказом начальника МО МВД России «Белорецкий» №... от дата ему объявлен выговор, ограничиться наложенным взысканием.

В указанном административном материале отсутствуют сведения о принудительном препровождении Зайнуллина Р.Г. по месту его регистрации без его согласия и каких-либо законных поводов и оснований, в ночное время и проведение процессуальных действий в его квартире.

Указанные выше нормативно-правовые акты обязывают гражданина, имеющего разрешение на хранение и ношение оружия, обеспечить беспрепятственный доступ должностных лиц в места хранения оружия, представить к осмотру оружие и патроны, а также дубликаты лицензий на приобретение либо разрешений на хранение, хранение и ношение или хранение и использование, транспортирование либо перевозку оружия и патронов, представить документы или их копии, письменную или устную информацию, необходимую для выполнения контрольных функций (п. 8 Административного регламента).

В административном материале также отсутствуют сведения об изъятии Хуснитдиновым Т.А. у Зайнуллина Р.Г. разрешения на добычу охотничьих ресурсов.

В суде первой инстанции Зайнуллин Р.Г. пояснил, что изъятие разрешения может подтвердить лишь тем, что документы вернули в понедельник, а должностное лицо показало, что указанное разрешение он у Зайнуллина Р.Г. не изымал.

Таким образом, факт незаконного изъятия разрешения не нашел своего подтверждения в суде первой инстанции, в связи с чем суд пришел к выводу об отсутствии оснований для признании данного действия неправомерным.

Несвоевременность составления акта проверки условий обеспечения сохранности оружия и патронов к нему, Зайнуллин Р.Г. обосновывал тем, что копию данного акта он получил лишь дата. Между тем судом первой инстанции установлено, что акт не содержит в себе сведений о составлении его в другое время, в том числе не содержит никаких замечаний и со стороны Зайнуллина Р.Г., который имел возможность указать какие — либо замечания в силу положений п. 7.3 Административного регламента.

Не содержит в себе положений, обязывающих должностное лицо составлять акт проверки условий обеспечения сохранности оружия и патронов в конкретные сроки с момента проверки и действующее законодательство, регламентирующее порядок проведения процедуры проверки условий хранения оружия.

Учитывая, что в силу положений главы 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации могут быть обжалованы решения, действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, необходим доказанный факт совершения указанных действий. В данном же случае отсутствуют сведения о несвоевременности составления оспариваемого акта, так как указанный факт не доказан, а законодатель не предусмотрел временную границу составления данного акта.

Требования о признании неправомерными бездействия сотрудника, выразившегося в не составлении акта проверки условий обеспечения сохранности оружия и патронов к нему по адресу: адрес, суд первой инстанции также посчитал не подлежащими удовлетворению.

Указанные выше нормативно-правовые нормы предусматривают обязанность лица, имеющего разрешение на хранение и ношение оружия, хранить оружие по месту жительства и право должностного лица проверять условия хранения оружия по месту жительства гражданина.

Согласно ст. 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

В соответствии со ст. 27 Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. Ограничение данного конституционного права граждан допускается лишь на основании закона. Государство проводит регистрационный учет граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Органами регистрационного учета граждан (РФ и иностранных граждан) по месту пребывания и по месту жительства являются территориальные органы, уполномоченные на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции (Федеральная миграционная служба).

Статьей 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года №5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» определено, что местом пребывания является гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, медицинская организация или другое подобное учреждение, учреждение уголовно-исполнительной системы, исполняющее наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, либо не являющееся местом жительства гражданина Российской Федерации жилое помещение, в которых он проживает временно; место жительства - жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда (служебное жилое помещение, жилое помещение в общежитии, жилое помещение маневренного фонда, жилое помещение в доме системы социального обслуживания населения и другие) либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.

По смыслу правовой позиции, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 30 июня 2011 года № 13-П, вводя в правовое регулирование в качестве публично-правового механизма фиксации свободно избранного человеком места жительства институт регистрационного учета и закрепляя обязанность граждан Российской Федерации регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, федеральный законодатель исходил из того, что именно с местом жительства связывается, как правило, реализация гражданами Российской Федерации принадлежащих им прав и свобод как в публично-правовой, так и в частноправовой сферах, равно как и исполнение ими своих конституционных обязанностей перед обществом и государством, в том числе вытекающих из ст.ст. 57 и 59 Конституции Российской Федерации, а также возлагаемых на них законом либо договором обязанностей и обязательств перед другими гражданами, что согласуется с предписанием ст. 17 (ч. 3) Конституции Российской Федерации, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Отсутствие регистрации по фактическому месту жительства хотя и не является непреодолимым препятствием для реализации гражданином принадлежащих ему прав, но - применительно к конкретным правам и конкретным обстоятельствам - может, с одной стороны, создать такие неудобства в процессе правопользования, требующие дополнительных усилий, которые повлекут ограничения этих прав, несоразмерные конституционно значимым целям, а с другой стороны - привести к нарушению прав и свобод других лиц, что недопустимо в силу ст. 17 (ч. 3) Конституции Российской Федерации.

Таким образом, по смыслу приведенных положений правовых норм, факт постоянного или преимущественного проживания в определенном месте (место жительства) удостоверяется регистрацией по месту жительства. Факт временного проживания по какому-либо иному месту проживания (место пребывания) удостоверяется регистрацией по месту пребывания.

Судом первой инстанции и материалами дела не установлено, что Зайнуллин Р.Г. постоянно проживает по адресу: адрес, на законных основаниях (является собственником жилого помещения; проживает по найму (поднайму); иным основаниям, дающим право на проживание по указанному адресу), либо поставлен на регистрационный учет по месту пребывания.

При таких обстоятельствах, местом постоянного жительства ответчика является место его регистрации по адресу: адрес, по которому и должно осуществляться хранение оружие и проводиться мероприятия по проверке условий хранения оружия, в связи с чем у должностного лица отсутствовала обязанность составления акта проверки условий обеспечения сохранности оружия и патронов по адресу: адрес.

Требования Зайнуллина Р.Г. о признании неправомерным требований о наличии сейфа или металлического ящика по месту временного пребывания суд первой инстанции нашел необоснованным, поскольку Административный материал не содержит в себе сведений о требованиях должностного лица от Зайнуллина Р.Г. наличие сейфа по адресу временного пребывания последнего: адрес. В отношении Зайнуллина Р.Г. был составлен протокол об административном правонарушении, из содержания которого следует, что выявлено нарушение правил хранения оружия, а именно по месту хранения (месту регистрации заявителя): адрес, отсутствует травматический пистолет.

Исходя из изложенного в соответствии с ч. 4 ст. 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд правомерно отказал в удовлетворении заявления, поскольку установил, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.

Доводы апелляционной жалобы о том, что выводы суда о хранении оружия по месту постоянного проживания (регистрации) являются ошибочными, опровергаются изложенными выше обстоятельствами и не влекут отмену судебного решения.

Ссылка в жалобе о не принятии судом первой инстанции во внимание факта привлечения его к административной ответственности, которое впоследствии было отменено, не является основанием для удовлетворения заявленных требований Зайнуллина Р.Г. и отмены судебного постановления.

Таким образом, оснований к отмене решения по доводам апелляционной жалобы Зайнуллина Р.Г. Судебная коллегия не находит. Юридически значимые обстоятельства судом установлены правильно, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения суда, не имеется. Установленные судом обстоятельства подтверждены материалами дела и исследованными судом доказательствами, которым суд дал надлежащую оценку.

При таких обстоятельствах, решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Белорецкого городского суда Республики Башкортостан от дата оставить без изменения, апелляционную жалобу Зайнуллина Р.Г. – без удовлетворения.

Председательствующий А.Р. Хакимов

Судьи И.В. Голубева

Справка: судья Баженова Е.Г. Г.Р. Кулова