ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-8210/2018 от 10.07.2018 Самарского областного суда (Самарская область)

Судья: Азязов А.М. Гр. дело № 33-8210/2018

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

10 июля 2018 года г. Самара

Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:

председательствующего Акининой О.А.,

судей Хаировой А.Х., Ермаковой Е.И.,

при секретаре Астафьевой Д.Д.

рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к администрации г.о. Тольятти о признании снижения размера премии незаконным, взыскании заработной платы,процентов за задержку выплат, компенсации морального вреда,

с апелляционной жалобой ФИО1 на решение Автозаводского районного суда г. Тольятти Самарской области от 18 апреля 2018 года, которым постановлено:

«В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Администрации г.о. Тольятти о признании снижения премии незаконным, взыскании заработной платы – отказать в полном объеме.

В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Администрации г.о. Тольятти о взыскании морального вреда – отказать».

Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Хаировой А.Х. по делу, пояснения истца ФИО1 и его представителя ФИО2, допущенной к участию в деле по устному ходатайству истца в соответствии с ч. 6 ст. 53 ГПК РФ, поддержавших доводы апелляционной жалобы, возражения представителя ответчика - администрации г.о. Тольятти – ФИО3.(по доверенности) на доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

установила:

Истец ФИО1 обратился в суд с иском к ответчику администрации г.о. Тольятти о признании снижения размера премии незаконным, взыскании заработной платы, процентов за задержку выплат, компенсации морального вреда. В обоснование заявленных требований истец указал, что в соответствии с постановлением администрации г.о. Тольятти от 18.04.2017 г. -п/1 он назначен на должность директора муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования комплексной специализированной детско-юношеской спортивной школы олимпийского резерва № 13 «Волгарь» (далее по тексту – Учреждение), с ним заключен трудовой договор от 18.04.2017 г., Учреждение находится в ведомственном подчинении управления физической культуры и спорта администрации г.о. Тольятти. В соответствии с п. 16 трудового договора от 18.04.2017 года, заработная плата руководителя Учреждения состоит из должностного оклада и выплат компенсационного и стимулирующего характера, устанавливаемых в соответствии с трудовым договором. Согласно п. 8.10.2 Положения о системе оплаты труда, ежемесячная премия в размере до 40 % от должностного оклада руководителя Учреждения устанавливается ему за фактически отработанное время в месяце, предшествующее текущему. Размер ежемесячной премии устанавливается на основании согласованной заместителем мэра по социальным вопросам служебной записки руководителя Управления и оформляется соответствующим приказом руководителя Учреждения. В соответствии с п. 8.10.3 Положения о системе оплаты труда, ежегодная премия в размере до 100 % от должностного оклада руководителя Учреждения устанавливается по итогам работы за год. Истец указал, что трудовые обязанности он исполнял добросовестно, в полном соответствии с нормами действующего законодательства, Уставом Учреждения, должностной инструкцией и условиями трудового договора. В период с октября 2017 г. по февраль 2018 г. размер ежемесячной премии истцу ответчиком необоснованно снижался. В соответствии с пунктом 8.10.3 Положения о системе оплаты труда ежегодная премия в размере до 100% от должностного оклада руководителя Учреждения устанавливается по итогам работы за год. Ответчиком размер премии истцу по итогам работы за 2017 год установлен – 60 %, что истец считает незаконным и необоснованным.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, истец просил суд:

- признать незаконным снижение ответчиком размера премии истца за октябрь, ноябрь, декабрь 2017 года, февраль 2018 года незаконным;

- взыскать с ответчика задолженность по заработной плате за октябрь 2017 г. в размере 2 759,88 руб., за ноябрь 2017 г. - 2 989,87 руб., за декабрь 2017 г. - 1 609,93 руб., за февраль 2018 г. - 6 899,70 руб., а также проценты за нарушение работодателем установленного срока выплаты заработной платы;

- признать незаконным установление премии по результатам работы за 2017 г. в заниженном размере;

- взыскать с ответчика задолженность по заработной плате за декабрь 2018 г. в размере 9 199,60 руб., а также проценты за нарушение работодателем установленного срока выплаты заработной платы;

- взыскать с ответчика в счет компенсации морального вреда 50 000 руб.

Судом постановленное вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе ФИО1 просит отменить решение суда первой инстанции, принять новое решение об удовлетворении исковых требований. Ссылается на то, что судом первой инстанции нарушены нормы материального и процессуального права. Указывает, что судом первой инстанции необоснованно сделаны выводы о том, что размер ежемесячной премии зависит от решения работодателя. Указывает, что при отсутствии предусмотренных отраслевым положением оснований установления размера премии в пониженном размере, равно как и при отсутствии оснований для снижения установленного размера ежемесячной премии, работодатель не вправе безосновательно, произвольно снижать размер премии. Ссылаясь на Положение о системе оплаты труда работников муниципальных учреждений, находящихся в ведомственном подчинении Управления физической культуры и спорта администрации г.о. Тольятти, утвержденное постановлением мэрии г.о. Тольятти Самарской области от 03.11.2016 года № 3495-п/1, указывает, что размер ежемесячной премии входит в систему оплаты труда и является обязательным к выплате (при отсутствии оснований, предусмотренных отраслевым положением).

Проверив законность и обоснованность оспариваемого решения суда в порядке, установленном главой 39 Гражданского процессуального кодекса РФ, с учетом ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, в пределах доводов жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на апелляционную жалобу, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, судебная коллегия не находит оснований для отмены постановленного решения суда.

В силу ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Таких оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Судом установлено и из материалов дела следует, что ФИО1 в соответствии с постановлением администрации г.о. Тольятти от 18.04.2017 -п/1 назначен на должность директора муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования комплексной специализированной детско-юношеской спортивной школы олимпийского резерва № 13 «Волгарь» г.о. Тольятти, которое, согласно постановлению администрации г.о. Тольятти Самарской области от 15.06.2017 г. N 1981-п/1, находится в ведомственном подчинении управления физической культуры и администрации городского округа Тольятти.

18.04.2017 г. между администрацией г.о. Тольятти и ФИО1 ( руководителем муниципального учреждения) заключен трудовой договор . Согласно п. 16 трудового договора, заработная плата руководителя состоит из должностного оклада и выплат компенсационного и стимулирующего характера, устанавливаемых в соответствии с настоящим трудовым договором.

Из п. 19 трудового договора следует, что в качестве поощрения руководителю устанавливаются выплаты стимулирующего характера, в том числе: ежемесячная премия по итогам работы учреждения за месяц (до 40 % от должностного оклада), ежегодная премия (до 100 % от должностного оклада).

Указанные выплаты осуществляются в соответствии с Положением об оплате труда работников муниципальных бюджетных учреждений, находящихся в ведомственном подчинении управления физической культуры и спорта, утвержденным постановлением мэрии г.о. Тольятти от 10.10.2011 г. № 3053-п/1 и устанавливаются приказом руководителя учреждения на основании согласованной заместителем мэра по социальным вопросам служебной записки руководителя Управления физической культуры и спорта.

Одним из условий осуществления выплаты стимулирующего характера является достижение значений показателей, предусмотренных подпунктом «ц» п. 9 настоящего трудового договора (обеспечивать достижение установленных учреждению ежегодных значений показателей соотношения средней заработной платы отдельных категорий работников учреждения со средней заработной платой в соответствующем субъекте Российской Федерации, указанных в дополнительном соглашении, являющемся неотъемлемой частью трудового договора, в случае их установления).

Постановлением мэрии г.о. Тольятти Самарской области от 3 ноября 2016 года № 3495-п/1 утверждено Положение о системе оплаты труда работников муниципальных бюджетных учреждений, находящихся в ведомственном подчинении Управления физической культуры и спорта администрации г.о. Тольятти (далее - Положение).

Согласно п. 8.1 Положения, заработная плата руководителя Учреждения, его заместителей и главного бухгалтера состоит из должностного оклада, выплат компенсационного и стимулирующего характера.

В целях объективной оценки деятельности труда руководителей Учреждений приказом руководителя Управления создается рабочая группа по подготовке предложений по соотнесению результатов деятельности труда руководителей к группе по оплате труда. В состав рабочей группы входят специалисты Управления, представители Учреждений. Управление готовит представление о группе по оплате труда на заместителя мэра по социальным вопросам по каждому руководителю. Заместитель мэра по социальным вопросам издает соответствующее распоряжение (п. 8.6 Положения).

В соответствии с п. 8.10.2 Положения, ежемесячная премия в размере до 40% от должностного оклада руководителя Учреждения устанавливается ему за фактически отработанное время в месяце, предшествующем текущему.

Размер указанной премии определяется исходя из достигнутых значений соответствующих показателей, установленных приложением N 5 к настоящему Положению, по итогам работы в месяце, предшествующем текущему.

Размер ежемесячной премии устанавливается на основании согласованной заместителем мэра по социальным вопросам служебной записки руководителя Управления и оформляется соответствующим приказом руководителя Учреждения.

Согласно п. 8.10.3 Положения, ежегодная премия в размере до 100% от должностного оклада руководителя Учреждения устанавливается по итогам работы за год. Подведение итогов деятельности руководителя Учреждения за год, а также результат определения показателей его деятельности осуществляется на основании служебной записки руководителя Управления, согласованной заместителем мэра по социальным вопросам, и оформляется соответствующим приказом руководителя Учреждения.

Согласно пункту 8.11 Положения, ежемесячная премия руководителю Учреждения устанавливается в более низких размерах:

а) за нарушение сроков оформления (переоформления) лицензии на право ведения образовательной деятельности или за работу образовательного учреждения без лицензии уменьшается на 95 % от установленного размера премии руководителя;

б) на основании представления органа, осуществляющего контроль и надзор в сфере образования, за ненадлежащее исполнение законодательства Российской Федерации, Самарской области в сере образования уменьшается на 50 % от установленного размера премии руководителя;

в) за дисциплинарное взыскание в виде выговора уменьшается на 95 % установленного размера премии руководителя, в виде замечания – на 50% установленного размера руководителя.

Установление премии в более низких размерах производится за расчетный период, в котором было выявлено нарушение в работе.

Согласно пункту 8.12 Положения, перечень показателей эффективности деятельности Учреждения, их значения, а также форма и сроки представления отчетов о результатах деятельности Учреждения утверждаетются руководителем Управления.

Согласно пункту 8.13 Положения, размер стимулирующих выплат руководителю Учреждения устанавливается на основании согласованной заместителем мэра по социальным вопросам служебной записки руководителя Управления, исполненной по форме согласно приложению № 6 к настоящему Положению и оформляется соответствующим приказом руководителя Учреждения.

Согласно протокола от 19.10.2017 г. заседания комиссии по рассмотрению вопроса о премировании руководителей, размер премии за октябрь 2017 года ФИО1 установлен - 28%.

Согласно протокола от 21.11.2017 г. заседания комиссии по рассмотрению вопроса о премировании руководителей, размер премии за ноябрь 2017 года ФИО1 установлен - 27%.

Согласно протокола от 19.12.2017 г. заседания комиссии по рассмотрению вопроса о премировании руководителей, премия за декабрь 2017 года ФИО1 установлена в размере 33%.

Согласно протокола от 21.02.2018 г. заседания комиссии по рассмотрению вопроса о премировании руководителей, размер премии за февраль 2018 года ФИО1 установлен - 10%.

Согласно протокола от 19.12.2017 г. заседания комиссии по рассмотрению вопроса о премировании руководителей по итогам 2017 г., ФИО1 размер ежегодной премии установлен - 60%.

Исследовав и оценив представленные доказательства в их совокупности, на основании норм права, подлежащих применению в данном случае, учитывая, что по условиям трудового договора, Положения о системе оплаты труда работников муниципальных бюджетных учреждений, находящихся в ведомственном подчинении Управления физической культуры и спорта администрации г.о. Тольятти, выплата премии является правом ответчика, то есть является выплатой стимулирующего характера, суд обоснованно пришел к выводу об отказе в удовлетворении требований истца ФИО1 о признании незаконным снижения работодателем размера премии за октябрь, ноябрь, декабрь 2017 г., февраль 2018 года, размера премии по результатам работы за 2017 год незаконным.

Судебная коллегия в полной мере соглашается с приведенными в решении суда выводами и не находит оснований для его отмены. При этом, судебная коллегия исходит из следующего.

Статья 2 Трудового кодекса Российской Федерации к основным принципам правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений относит в том числе обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

В соответствии с абзацем пятым части 1 статьи 21 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, количеством и качеством выполненной работы.

Данному праву работника в силу абзаца седьмого части 2 статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации корреспондирует обязанность работодателя выплачивать в полном размере причитающуюся работнику заработную плату в установленные законом или трудовым договором сроки и соблюдать трудовое законодательство, локальные нормативные акты, условия коллективного договора и трудового договора.

Регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из Трудового кодекса Российской Федерации, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права, иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (абзацы первый и второй части 1 статьи 5).

Трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения регулируются также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права (часть 2 статьи 5 Трудового кодекса Российской Федерации).

Частью 1 статьи 8 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что работодатели, за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права (далее - локальные нормативные акты), в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.

Нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а также локальные нормативные акты, принятые без соблюдения установленного статьей 372 названного кодекса порядка учета мнения представительного органа работников, не подлежат применению. В таких случаях применяются трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, коллективный договор, соглашения (часть 4 статьи 8 Трудового кодекса Российской Федерации).

Частью 1 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.

Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (часть 2 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации).

Статья 129 Трудового кодекса Российской Федерации определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) (часть 1).

Согласно статье 191 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель поощряет работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности (объявляет благодарность, выдает премию, награждает ценным подарком, почетной грамотой, представляет к званию лучшего по профессии). Другие виды поощрений работников за труд определяются коллективными договорами или правилами внутреннего распорядка, а также уставами и положениями о дисциплине.

По смыслу приведенных норм Трудового кодекса Российской Федерации в их взаимосвязи, заработная плата работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и устанавливается трудовым договором в соответствии с действующей у работодателя системой оплаты труда. При этом системы оплаты труда и системы премирования устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами и должны соответствовать трудовому законодательству и иными нормативным правовым актам, содержащим нормы трудового права. Система оплаты труда включает помимо фиксированного размера оплаты труда (оклад, тарифные ставки), доплат и надбавок компенсационного характера доплаты и надбавки стимулирующего характера, к числу которых относится премия, являющаяся мерой поощрения работников за добросовестный и эффективный труд, применение которой относится к компетенции работодателя.

Ввиду изложенного при разрешении споров работников и работодателей по поводу наличия задолженности по заработной плате подлежат применению положения локальных нормативных актов, устанавливающих системы оплаты труда, а также условий трудового договора, заключенного между работником и работодателем.

В соответствии с разделом 5 трудового договора, заключенного между ФИО1 и администрацией г.о. Тольятти, заработная плата руководителя состоит из должностного оклада и выплат компенсационного и стимулирующего характера, устанавливаемых в соответствии с настоящим трудовым договором (п.16 трудового договора)

В качестве поощрения руководителю устанавливаются следующие выплаты стимулирующего характера: ежемесячная надбавка за интенсивность и напряженность труда – до 60% от должностного оклада; ежемесячная надбавка за звание и государственные награды, связанные со спортивной или непосредственно осуществляемой профессиональной деятельностью – до 25 % должностного оклада; ежемесячная премия по итогам работы учреждения за месяц – до 40% от должностного оклада; ежемесячная доплата за организацию приносящий доход деятельности за счет средств, поступающих от приносящей доход деятельности – до 100 % от должностного оклада; ежегодная премия – до 100 % от должностного оклада (пункт 19 трудового договора).

Таким образом, трудовым договором не предусмотрена и не гарантирована ФИО1 выплата в обязательном порядке ежемесячной премии в размере 40 % от должностного оклада и ежегодной премии в размере 100 % от должностного оклада.

В Положении о системе оплаты труда работников муниципальных бюджетных учреждений, находящихся в ведомственном подчинении Управления физической культуры и спорта администрации г.о. Тольятти, отсутствует норма о том, что ежемесячная премия является обязательной частью заработной платы и гарантированной выплатой.

При таких обстоятельствах доводы апелляционной жалобы о том, что размер ежемесячной премии и ежегодной премии не может быть уменьшен работодателем, основан на ошибочном толковании норм трудового законодательства и Положении о системе оплаты труда работников муниципальных бюджетных учреждений, находящихся в ведомственном подчинении Управления физической культуры и спорта администрации г.о. Тольятти, устанавливающих, что премия относится к стимулирующим выплатам, не входит в состав обязательной части заработной платы, ее выплата производится в порядке, на условиях и в размерах, которые предусмотрены в трудовом договоре и локальных нормативных актах работодателя, и является правом, а не обязанностью работодателя.

Судебная коллегия также учитывает, что в соответствии с нормами статьи 191 Трудового кодекса Российской Федерации премия является одним из видов поощрения работника, добросовестно исполняющего трудовые обязанности, размер и условия выплаты которого работодатель определяет с учетом совокупности обстоятельств, предусматривающих самостоятельную оценку работодателем выполненных работником трудовых обязанностей, и иных условий, влияющих на размер премии, в том числе результатов экономической деятельности самой организации. Трудовое законодательство не устанавливает порядок и условия назначения и выплаты работодателем стимулирующих выплат, а лишь предусматривает, что такие выплаты входят в систему оплаты труда, а условия их назначения устанавливаются локальными нормативными актами работодателя.

Ссылка истца в апелляционной жалобе на п. 8.11 Положения, которым предусмотрены основания установления ежемесячной премии в более низких размерах, не может служить основанием для отмены решения, поскольку данный пункт Положения не применяется к обстоятельствам установления ежемесячной премии в размере до 40 % от должностного оклада.

Учитывая, что истцом не представлено доказательств нарушения ответчиком его трудовых прав, а иные требования иска являются производными от требований о признании незаконным снижения ответчиком размера премии, то суд правомерно отказал в удовлетворении иска о взыскании задолженности по заработной плате, процентов за несвоевременную выплату, компенсации морального вреда.

Иные доводы апелляционной жалобы истца повторяют доводы искового заявления, были предметом исследования и оценки суда первой инстанции, в связи с чем направлены на переоценку собранных по делу доказательств либо неправильное применение и толкование действующего трудового законодательства, локальных нормативных актов ответчика, условий трудового договора заключенного с истцом.

С учетом вышеизложенного, судебная коллегия считает, что, разрешая спор, суд, руководствуясь нормами трудового законодательства, правильно определил юридически значимые обстоятельства; данные обстоятельства подтверждены материалами дела и исследованными доказательствами, которым дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам; нормы материального права судом применены верно, нарушений норм процессуального права не допущено, а доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований, установленных ст. 330 ГПК РФ, к отмене решения суда.

Руководствуясь ст.ст. 328,329,330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда

определила:

Решение Автозаводского районного суда г. Тольятти Самарской области от 18 апреля 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.

Председательствующий

Судьи

.