Судья Дятлов С.Ю.
Судья-докладчик Орлова Е.Ю. По делу № 33-8216/2014
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
02 октября 2014 года г. Иркутск
Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:
председательствующего Орловой Е.Ю.,
судей Александровой М.А., Малиновской А.Л.,
при секретаре Яковенко Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ленинского района г. Иркутска к администрации г.Иркутска и к Комитету городского обустройства администрации г.Иркутска об обязании привести остановочные пункты в соответствие с требованиями законодательства
по апелляционной жалобе представителя ответчика администрации г.Иркутска ФИО1
на решение Кировского районного суда г. Иркутска от 30 июня 2014 года
У С Т А Н О В И Л А:
Прокурор Ленинского района г. Иркутска обратился в суд с иском к Комитету городского обустройства администрации г. Иркутска об обязании привести остановочные пункты: (данные изъяты), в соответствие с требованиями законодательства, а именно:
1) остановочный пункт (данные изъяты)
- оборудовать посадочную площадку, заездной «карман», тротуары и пешеходные дорожки;
2) остановочный пункт (данные изъяты)
- оборудовать посадочную площадку, заездной «карман», тротуары и пешеходные дорожки;
3) остановочный пункт (данные изъяты)
- оборудовать посадочную площадку, автопавильон, заездной «карман»;
4) остановочный пункт (данные изъяты):
- оборудовать остановочную площадку, посадочную площадку, освещение, заездной «карман», тротуары и пешеходные дорожки; пешеходный переход;
5) остановочный пункт (данные изъяты)
- оборудовать посадочную площадку, пешеходный переход;
6) остановочный пункт (данные изъяты)
- оборудовать посадочную площадку, заездной «карман», тротуары и пешеходные дорожки;
7) остановочный пункт (данные изъяты)
- оборудовать остановочную площадку, посадочную площадку, освещение, заездной «карман», тротуары и пешеходные дорожки, пешеходный переход, автопавильон, скамьи.
На всех перечисленных остановочных пунктах установить дорожный знак 5.16 «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса»; указать наименование остановочного пункта; номера маршрутов регулярных перевозок, в состав которых включён остановочный пункт; адрес и контактные телефоны органа, обеспечивающего контроль за осуществлением перевозок пассажиров и багажа; наименование конечного остановочного пункта каждого маршрута регулярных перевозок.
В обоснование требований указал, что Прокуратурой Ленинского района г. Иркутска проведена проверка соблюдения субъектами транспортной инфраструктуры законодательства о транспортной безопасности и безопасности дорожного движения.
Согласно представленной Комитетом городского обустройства администрации г. Иркутска информации, на территории города действуют 136 остановочных пунктов, которые должны соответствовать требованиям законодательства о транспортной безопасности.
Перечисленные в заявлении остановочные пункты имеются в данном списке.
В ходе проверки было выявлено, что остановочные пункты Ленинского района г. Иркутска не соответствуют требованиям нормативно-правовых актов, в частности:
на остановочном пункте (данные изъяты) отсутствуют: посадочная площадка; заездной «карман»; тротуары и пешеходные дорожки;
на остановочном пункте (данные изъяты) отсутствуют: посадочная площадка; автопавильон; заездной «карман»;
на остановочном пункте (данные изъяты) отсутствуют: остановочная площадка; посадочная площадка; освещение; заездной «карман»; тротуары и пешеходные дорожки; пешеходный переход;
на остановочном пункте (данные изъяты) отсутствуют: посадочная площадка; пешеходный переход;
на остановочном пункте (данные изъяты) отсутствуют: посадочная площадка; заездной «карман»; тротуары и пешеходные дорожки;
на остановочном пункте (данные изъяты) отсутствуют: остановочная площадка; посадочная площадка; освещение; заездной «карман»; тротуары и пешеходные дорожки; пешеходный переход; автопавильон; скамьи;
на остановочном пункте (данные изъяты) отсутствуют: посадочная площадка; заездной «карман»; тротуары и пешеходные дорожки;
На всех перечисленных остановочных пунктах отсутствуют дорожный знак 5.16 «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса»; наименование остановочного пункта; номера маршрутов регулярных перевозок, в состав которых включён остановочный пункт; адрес и контактные телефоны органа, обеспечивающего контроль за осуществлением перевозок пассажиров и багажа; наименование конечного остановочного пункта каждого маршрута регулярных перевозок.
Определениями суда от 5 июня 2014 года к участию в деле в качестве соответчика привлечена администрация г. Иркутска.
В судебном заседании представитель истца Попова Ж.В. заявленные требования поддержала.
Представитель администрации г. Иркутска ФИО1 требования не признал.
Решением Кировского районного суда г. Иркутска от 30 июня 2014 года исковые требования удовлетворены в отношении администрации г.Иркутска.
В иске к Комитету городского обустройства Администрации г.Иркутска отказано.
В апелляционной жалобе представитель администрации г. Иркутска ФИО1 просит решение суда отменить, принять по делу новое решение.
В обоснование жалобы указывает, что все программы и планы реализуются только в рамках утвержденного бюджета. В случае дополнительного софинансирования необходимо внести изменения в программу, что занимает порядка (данные изъяты) месяцев, а также соблюсти процедуру осуществления госзакупки, которая занимает около (данные изъяты) месяцев. Для исполнения указанных в решении мероприятий в совокупности требуется (данные изъяты) месяцев.
Ссылается на то, что выполнение требований прокурора с превышением предусмотренных бюджетом г. Иркутска лимитов повлечет нецелевое использование бюджетных средств, что является нарушением законодательства. В связи с указанным полагает, что принятый по делу судебный акт нарушает права муниципального образования г. Иркутск.
В возражениях на апелляционную жалобу прокурор, участвующий в деле, Попова Ж.В. выражает согласие с решением суда.
Заслушав доклад судьи Орловой Е.Ю., объяснения прокурора Нарижняк О.Н., согласившегося с решением суда, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по доводам апелляционной жалобы и возражений относительно жалобы, обсудив приведенные в них доводы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно п. 4 ст. 6 ФЗ «О безопасности дорожного движения» к полномочиям органов местного самоуправления муниципального района в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района при осуществлении дорожной деятельности, включая: принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района в целях обеспечения безопасности дорожного движения; участие в осуществлении мероприятий по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма на территории муниципального района.
Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
В силу ч. 2 ст. 12 Закона обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.
В силу ч. 2 ст. 12 и ч. 4 ст. 6 ФЗ «О безопасности дорожного движения» органы местного самоуправления в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения.
Согласно п.п. 3, 5, 7 ч. 1 ст. 14 ФЗ от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится, в том числе, владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации; создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах поселения.
Из вышеуказанных положений закона следует, что обязанности в области дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них возложены на орган местного самоуправления.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 16 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 1 ст. 42 Устава г. Иркутска установлено, что администрация города осуществляет исполнительно-распорядительные полномочия по решению вопросов местного значения, отнесенных к ведению города, и реализует отдельные государственные полномочия, переданные органам местного самоуправления города Иркутска федеральными законами и законами Иркутской области.
К основным задачам Комитета относится, в том числе, создание условий для предоставления транспортных услуг населению города, и организация транспортного обслуживания населения в границах города Иркутска (п. 12).
Отношения, возникающие при оказании услуг автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, которые являются частью транспортной системы Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 08.11.2007 №259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта».
Согласно ч. 1 ст. 19 Устава, регулярные перевозки пассажиров и багажа осуществляются на основании публичного договора перевозки пассажира по маршруту регулярных перевозок.
Согласно ч. 6 ст. 19 Устава, в каждом остановочном пункте по маршруту регулярных перевозок должны быть размещены информация о виде регулярных перевозок пассажиров и багажа, расписании, времени начала и окончания движения транспортных средств по соответствующему маршруту, наименовании конечного остановочного пункта маршрута, информация о наименовании, об адресе и о номерах контактных телефонов органа, осуществляющего контроль за регулярными перевозками пассажиров и багажа. Состав информации, включаемой в расписание, определяется правилами перевозок пассажиров.
Порядок организации различных видов перевозок пассажиров и багажа, предусмотренных Федеральным законом «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», в том числе требования к перевозчикам, фрахтовщикам и владельцам объектов транспортной инфраструктуры, условия таких перевозок, а также условия предоставления транспортных средств для таких перевозок установлены Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 № 112.
Согласно п. 14 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, остановочные пункты оборудуются указателями, определяющими место остановки транспортного средства для посадки (высадки) пассажиров.
В соответствии с п. 15 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, на указателях (за исключением указателей на остановочных пунктах, расположенных на территории автовокзалов) размещается следующая информация:
а) условное обозначение транспортного средства (автобуса, троллейбуса, трамвая), используемого для осуществления регулярных перевозок пассажиров и багажа;
б) наименование остановочного пункта;
в) номера маршрутов регулярных перевозок, в состав которых включен остановочный пункт;
г) наименование конечного остановочного пункта каждого маршрута регулярных перевозок;
д) расписание для всех маршрутов регулярных перевозок, в состав которых включен остановочный пункт, за исключением остановочных пунктов, в которых посадка (высадка) пассажиров осуществляется по их требованию;
е) надпись «По требованию» в остановочных пунктах, в которых посадка (высадка) пассажиров осуществляется по их требованию;
ж) наименование, адрес и контактные телефоны органа, обеспечивающего контроль за осуществлением перевозок пассажиров и багажа.
Согласно п. 16 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, на указателях помимо информации, предусмотренной пунктом 15 настоящих Правил, может быть размещена другая информация, связанная с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа.
В соответствии с п. 50 Правил организации пассажирских перевозок на автомобильном транспорте, утвержденных Приказом Минавтотранса РСФСР от 31.12.1981 № 200, указатель остановочного пункта является знаком, определяющим место остановки общественного транспорта для посадки и высадки пассажиров, расположение на остановочном пункте транспортного средства и оповещающим пассажиров о направлении маршрутов и режиме их работы.
Согласно п. 52 Правил организации пассажирских перевозок на автомобильном транспорте, на указателях остановочных пунктов должна содержаться следующая информация: - вид городского общественного транспорта, к которому относится данный остановочный пункт; - название остановочного пункта; - является ли данный остановочный пункт временным или «по требованию» (если такой информации нет, то остановочный пункт является постоянным); - номера маршрутов, имеющие на нем остановки; - название конечной остановки каждого маршрута; - периоды времени действия остановочного пункта для тех маршрутов автобуса, которые имеют остановки на нем только в определенные часы; - интервалы движения по периодам суток (при малой частоте движения под указателем остановочного пункта должна помещаться табличка с расписанием движения); - время начала и конца движения. В городах, где установлено единое время начала и конца работы городского общественного транспорта, эта информация наносится только для маршрутов, у которых это время отличается от единого времени.
В силу п. 53 Правил организации пассажирских перевозок на автомобильном транспорте, указатели остановочных пунктов должны устанавливаться с таким расчетом, чтобы обеспечивать хорошую видимость их водителями и пешеходами. В темное время суток указатели остановочных пунктов должны освещаться.
Судебной коллегией установлено и следует из материалов дела, что остановочные пункты (данные изъяты) относятся к остановочным пунктам общественного пассажирского транспорта и включены в реестр маршрутов регулярных пассажирских перевозок г. Иркутска, что подтверждается Приложением №1 к постановлению администрации г. Иркутска от 12.07.2013 №031-06-1657/13.
Актами совместной проверки прокурора Ленинского района г.Иркутска и государственных инспекторов дорожного надзора отдела ГИБДД УМВД России по г. Иркутску от Дата изъята , подтверждается и не оспаривается ответчиком, что остановочные пункты «(данные изъяты) официально закреплены и используются как остановочные пункты, между тем, на всех перечисленных остановочных пунктах отсутствуют дорожный знак 5.16 «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса»; наименование остановочного пункта; номера маршрутов регулярных перевозок, в состав которых включён остановочный пункт; адрес и контактные телефоны органа, обеспечивающего контроль за осуществлением перевозок пассажиров и багажа; наименование конечного остановочного пункта каждого маршрута регулярных перевозок.
Кроме того,
на остановочном пункте (данные изъяты) отсутствуют: посадочная площадка; заездной «карман»; тротуары и пешеходные дорожки;
на остановочном пункте (данные изъяты) отсутствуют: посадочная площадка; автопавильон; заездной «карман»;
на остановочном пункте (данные изъяты) отсутствуют: остановочная площадка; посадочная площадка; освещение; заездной «карман»; тротуары и пешеходные дорожки; пешеходный переход;
на остановочном пункте (данные изъяты) отсутствуют: посадочная площадка; пешеходный переход;
на остановочном пункте (данные изъяты) отсутствуют: посадочная площадка; заездной «карман»; тротуары и пешеходные дорожки;
на остановочном пункте (данные изъяты) отсутствуют: остановочная площадка; посадочная площадка; освещение; заездной «карман»; тротуары и пешеходные дорожки; пешеходный переход; автопавильон; скамьи;
на остановочном пункте (данные изъяты) отсутствуют: посадочная площадка; заездной «карман»; тротуары и пешеходные дорожки;
При таких обстоятельствах, учитывая вышеприведенные нормы права, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что федеральным законодательством обязанности в области дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов и обеспечения безопасности дорожного движения на них возложены на органы местного самоуправления, при этом полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
В связи с чем, суд первой инстанции правильно признал заявленные прокурором исковые требования о возложении обязанности привести остановочные пункты в соответствие с нормами законодательства законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Доводы апелляционной жалобы о незаконном возложении судом на администрацию <адрес изъят> обязанности по приведению остановочных пунктов в соответствие с требованиями действующего законодательства РФ о транспортной безопасности и безопасности дорожного движения со ссылкой на отсутствие запланированных денежных средств правового значения не имеют и во внимание не принимаются. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований. Отсутствие или нехватка денежных средств в местном бюджете не освобождает орган местного самоуправления от исполнения обязательств по решению вопроса местного значения, связанного с созданием условий для предоставления транспортных услуг населению и организацией транспортного обслуживания населения в границах поселения. В связи с чем, доводы ответчика о необходимости для исполнения решения суда провести дополнительные согласования и внести изменения в утвержденную программу, не могут послужить основанием для отказа в иске.
Доводы жалобы относительно невозможности исполнения требования Прокурора в установленный в решении суда срок не могут быть приняты судебной коллегией, поскольку в силу действующего законодательства исполнительно-распорядительные полномочия по решению вопросов местного значения, в том числе, создание условий для предоставления транспортных услуг населению города и организация транспортного обслуживания населения в границах города Иркутска возложены на ответчика, который обязан принимать своевременные меры к созданию таких условий.
Выводы суда первой инстанции в решении мотивированы, основаны на нормах материального закона, правильно примененного судом, и фактических обстоятельствах, с ними следует согласиться. Нарушений норм процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом не допущено.
Таким образом, решение суда, проверенное в силу ч.1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Исходя из изложенного и руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Кировского районного суда г. Иркутска от 30 июня 2014 года по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя администрации г. Иркутска ФИО1 – без удовлетворения.
Председательствующий Е.Ю. Орлова
Судьи М.А. Александрова
А.Л. Малиновская