ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-822 от 02.04.2014 Тамбовского областного суда (Тамбовская область)

 ДЕЛО № 33-822 \ 2014

 Судья: Макарова А.В.

 Апелляционное определение

 02 апреля 2014 года г. Тамбов

 Апелляционная инстанция судебной коллегии по гражданским делам Тамбовского областного суда в составе:

 Председательствующего судьи: Ваганюк Н.Н.

 Судей: Клепиковой Е.А., Андриановой И.В.

 При секретаре: Шевченко О.В.

 рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Толстеневой Н.Е. на решение Бондарского районного суда Тамбовской области от 10 декабря 2013 года

 по гражданскому делу по иску Толстеневой Н.Е.

 к ФГБУ « Федеральная кадастровая палата Росреестра » и Комитету по управлению имуществом Тамбовской области о признании недействительным межевого плана земельных участков, признание незаконной постановку на кадастровый учет земельных участков и обязании снятии с государственного кадастрового учета земельных участков,

 Заслушав доклад судьи Клепиковой Е.А., судебная коллегия

 УСТАНОВИЛА:

      Толстенева Н.Е. обратилась в суд с исковым заявлением к ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» и Комитету по управлению имуществом Тамбовской области о признании недействительным межевого плана земельных участков, признании незаконной постановку на кадастровый учет земельных участков и снятии с государственного кадастрового учета земельных участков, мотивируя тем, что является собственником *** земельных долей в праве общей долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером ***, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серия *** АБ №*** от 13.05.2013г., о чем в ЕГРП сделана запись регистрации №***.

 16 апреля 2013 года в газете «Тамбовская жизнь» №*** ***), специальный выпуск №***) ею было опубликовано извещение о согласовании проекта межевания земельного участка, выделяемого в счет *** земельных долей из земельного участка с кадастровым номером ***. В рамках указанного выдела выделялись и *** долей, принадлежащих ей.

 В установленные извещением сроки (с 16.04.2013 по 16.05.2013 года) возражений относительно размера и местоположения выделяемого - земельного участка от иных собственников земельных долей не поступило.

 01.06.2013г. кадастровый инженер обратился в отдел учета земельных участков №1 филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Тамбовской области с заявлением о постановке выделяемого земельного участка на кадастровый учет.

     Решением от 14 июня 2013 года №*** осуществление кадастрового учета земельного участка было приостановлено. Согласно указанному решению, основанием приостановления кадастрового учета послужило наложение границ образуемых земельных участков с земельными участками с кадастровыми номерами *** и ***

 Сведения об указанных земельных участках были внесены в государственный кадастр недвижимости кадастровым инженером Соловьевым С.В. 25.04.2013 года на основании межевого плана от 01.02.2013 года. Как было установлено в дальнейшем, согласование границ земельных участков с кадастровыми №*** и *** было осуществлено на основании извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельного участка, опубликованного в Бондарской газете «Народная трибуна» №***) от 14 ноября 2012 года.

 Заказчиком кадастровых работ по выделу вышеуказанных земельных участков выступал Комитет по управлению имуществом Тамбовской области. Считает, что выдел земельных участков произведён в нарушение п. 2 ст. 13 ФЗ « Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» и п.п.2-3 ст. 14.1 данного закона. В извещении отсутствует повестка дня общего собрания; собрание проводилось в здании Администрации Бондарского района, а закон устанавливает, что оно должно быть проведено на территории муниципального образования по месту расположения земельного участка; извещением установлена дата проведения собрания 18 декабря 2012г., а дата публикации извещения- 14 ноября 2013г. из чего следует, что не соблюден установленный п.2 ст. 14.1 вышеуказанного Закона 40-дневный срок на публикацию.

     Извещение о проведении собрания о согласовании местоположения границы земельного участка сделано с нарушением ФЗ « Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» и не может свидетельствовать о соблюдении процедуры созыва общего собрания, либо надлежащем уведомлении собственников земельных долей о согласовании размера и местоположения границ выделяемого земельного участка без собрания.

     Комитетом по управлению имуществом Тамбовской области не был надлежащим образом согласован проект межевания земельных участков, что влечет признание недействительным выполненного на основании проекта межевания земельного участка межевого плана от 01.02.2013г.

     Считает, что земельные участки с кадастровыми номерами ***, в отношении которых ею заявлено требование о снятии с кадастрового учета, должны были быть поставлены на кадастровый учет в 2010г., после проведения собрания 2006 года и подготовки межевого плана этих земельных участков. Только после постановки на кадастровый учёт Комитет вправе был обращаться в суд с иском о признании права собственности на земельные участки.

 После вступления в законную силу судебных решений о собственности на земельные участки Комитет, в порядке, установленном в Законе «О государственном кадастре недвижимости», мог осуществлять согласование границ данных земельных участков.

 Согласно кадастровым выпискам о земельных участках от 28.06.2013г, сведения о земельных участках с кадастровыми номерами *** и *** были внесены в государственный кадастр недвижимости *** года, а не в 2010 г.

      Выдел указанных участков был осуществлен из земельного участка с номером ***, который находится в долевой собственности и поставлен на кадастровый учет значительно ранее 2010 года. Участником общей долевой собственности в указанном участке является и она.

     Ввиду отсутствия сведений в государственном кадастре недвижимости земельных участках, в отношении которых проводилось согласование границ, и, следовательно, отсутствие таковых участков как самостоятельных объектов недвижимости, Комитет по управлению имуществом Тамбовской области должен был осуществлять выдел сельскохозяйственных земельных участков в порядке, установленном ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». При этом Комитет мог осуществлять выдел одним из 2-х, предусмотренных Законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» способов, указанные факты также подтверждается тем, что в решениях суда, на которые ссылается Комитет в своих возражениях, также не содержится сведений о кадастровом номере кадастровых номерах) земельных участков, на которые было признано право собственности Тамбовской области.

 С учетом уточненного искового заявления от 09.09.2013г просила признать недействительным межевой план земельных участков от 01.02.2013г.; признать незаконной - постановку на кадастровый учет земельных участков с кадастровыми номерами *** и ***; обязать ФГБУ «Федеральная кадастровая палата госреестра» в лице филиала по Тамбовской области» осуществить снятие с государственного кадастрового учета земельных участков с кадастровыми номерами *** и ***.

 Решением Бондарского районного суда Тамбовской области от 10 декабря 2013 года в удовлетворении требований Толстеневой Н. Е. к ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» и Комитету по управлению имуществом Тамбовской области отказано.

 Не согласившись с решением суда от 10 декабря 2013 г. Толстенева Н. Е. подала апелляционную жалобу, в которой считает, что вынесенное определение является незаконным и подлежит отмене.

 В решении суда от 10.12.2013 года (страница 14) суд первой инстанции признал несостоятельными доводы истца о том, что при выделе, согласовании границ и постановке на кадастровый учет земельных участков с кадастровыми номерами *** и *** надлежит руководствоваться нормами статей 13, 13.1, 14.1 ФЗ от 24.07.2002 г. №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (в ред. от 29.06.2012 г.) и нормами статей 22, 27, 39 ФЗ от 24.07.2007 г. №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (в ред. от 02.07.2013 г.).

 В качестве правового обоснования указанного вывода, суд указал на письма Минэкономразвития РФ №ОГ-Д23-605 от 26.07.2011 года и от 27 апреля 2012 г. N 8151-ИМ/Д23 от 27 апреля 2012 г. «О государственном кадастровом учете земельных участков, выделяемых в счет доли или долей в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения».

 По мнению суда первой инстанции, основанному на указанных письмах, если процедура выдела земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в счет земельных долей начата до 01 июля 2011 года, то выдел и последующая постановка таких земельных участков осуществляется в порядке, действовавшем до 01 июля 2011 года.

      Считает, что указанный вывод суда основан на не полном исследовании обстоятельств дела и представленных в материалы дела документов.

     Так, 16.04.2006 года проводилось собрание собственников земельных долей по определению местоположения невостребованных земельных долей. На основании решения указанного собрания 31.03.2008 года земельный участок с кадастровым номером *** был поставлен на кадастровый учёт.

 11.09.2008 года было принято постановление Администрации Тамбовской области №*** «Об образовании в счет невостребованных земельных долей земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения на территории Бондарского района». Указанным Постановлением были образованы, в том числе, и *** земельных участков из земельного участка с кадастровым номером ***.

 Согласно имеющимся в материалах дела кадастровым выпискам, указанные земельные участки были поставлены на временный кадастровый учет *** года.

 В 2010 году за Тамбовской областью было признано право собственности на земельные участки общей площадью *** га. При этом судебные решения (имеются в материалах дела) не содержат указаний относительно местоположения данных земельных участков.

 12.02.2011 года земельные участки, выделенные на основании решения собрания от 16.04.2006 года и постановления от 11.09.2008 года были сняты с кадастрового учета на основании пункта 4 статьи 24 ФЗ «О государственном кадастровой, недвижимости» - так как в течение двух лет с даты их постановки на кадастровый учет не были зарегистрированы права на указанные участки.

 Факт снятия с кадастрового учета земельных участков 12.02.2011 г. ответчиком был признан и не оспаривался в процессе рассмотрения дела.

 В процессе рассмотрения дела было установлено, что 21.10.2011 года Комитетом по управлению имуществом Тамбовской области был вынесен Приказ №*** об образовании новых земельных участков из земельного участка с кадастровым номер ***

 В рамках указанного приказа были образованы и спорные земельные участки кадастровыми номерами *** и ***.

 Государственный контракт № *** на выполнение кадастровых работ с целью подготовки межевых планов земельных участков, в том числе и спорных земельных участков, был заключен 12 октября 2012 года. Сообщение о согласовании местоположения границ земельных участков было опубликовано в газете «Народная трибуна» 14 ноября 2012года.

 Согласно имеющимся в материалах дела кадастровым выпискам, земельные участки с кадастровыми номерами *** и *** были поставлены на кадастровый учет 25.04.2013 года.

 Считает, что земельные участки с кадастровыми номерами *** и ***, поставленные на кадастровый учет 25.04.2013 года, являются самостоятельными земельными участками и как было установлено в рамках рассмотриваемого дела, не имеют никакого отношения к ранее поставленным и снятым *** года с кадастрового учета земельным участкам.

 Представитель ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра», который в судебном заседании 06.12.2013 года подтвердил, что Комитет по управлению имуществе Тамбовской области обратился именно с заявлением о постановке участков на кадастровый учет, а не с заявлением об уточнении границ ранее поставленных на кадастровый учет земельных участков.

 По указанным земельным участкам был также подготовлен новый межевой план 01.02.2013 года.

 Таким образом, все документы, представленные в материалы дела ответчиком и кадастровым инженером Соловьевым С.В., а именно: приказ №*** от 21.10.2011 года об образовании земельных участков, Государственный контракт от 12 октября 2012 года, межевой план от 01.02.2013 года, публикация от 14 ноября 2012 года однозначно свидетельствуют об осуществлении Комитетом по управлению имуществом Тамбовской области нового выдела из земельного участка с кадастровым номером ***. который находится в долевой собственности.

 Все действия ответчика по образованию земельных участков с кадастровыми номерами *** и *** были осуществлены после 01 июля 2011 года, следовательно, к ним должен применяться ФЗ « Об обороте земель сельскохозяйственного назначения » в редакции от 29.12.2010 года, необходимость подготовки проекта межевания земельных участков и установившей обязательные требования к подготовке и согласованию указанного Проекта (статьи 13. 13.1-. 14.1 Закона)

 Полагает, что суд не исследовал в полном объеме имеющиеся в деле письменные доказательства, что повлекло ошибочный вывод о неприменении к спорным отношениям ФЗ « об обороте земель сельскохозяйственного назначения» в редакции от 29.12.2010 года и ФЗ « О государственном кадастре недвижимости» в редакции, действовавшей на момент обращения ответчика с заявлением о постановке спорных земельных участков на кадастровый учет.

     Неприменение вышеуказанных норм привело к постановке спорных земельных участков на кадастровый учет при предоставлении неполного пакета документов (в отсутствие ненадлежащим образом подготовленного и согласованного проекта межевания земельных участков) и нарушению прав истца, так как ввиду не опубликования извещения о согласовании размера и местоположения границ спорных земельных участков в г. « Тамбовская жизнь», истец не имел возможности представить свои возражения.

 Комитет по управлению имуществом Тамбовской области подал возражения на апелляционную жалобу, указывая, что нарушений норм действующего закона при постановке на кадастровый учёт земельных участков не допущено.

 Рассмотрев дело в пределах доводов апелляционной жалобы, заслушав лиц, явившихся в судебное заседание, судебная коллегия приходит к выводу о законности и обоснованности судебного решения.

 Доводы апелляционной жалобы о нарушении ответчиком ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» процедуры постановки земельных участков *** и *** на кадастровый учёт не основаны на законе.

 Истец, обосновывая свою позицию указывает в жалобе, что земельные участки *** и ***, поставленные на кадастровый учёт 25.04.2013 года являются самостоятельными земельными участками. Учитывая, что все действия по образованию земельных участков Комитет по управлению имуществом осуществлял после 01 июля 2011 года, возникшие правоотношения должны регулироваться ФЗ « Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» в редакции от 29.12.2010 года, установившим необходимость подготовки проекта межевания земельных участков и установивший обязательные требования к подготовке и согласованию указанного проекта межевания. Считает, что ссылка суда на письма Минэкономразвития РФ №ОГ-Д23-605 от 26.07.2011 года и от 27 апреля 2012 г. N 8151-ИМ/Д23 от 27 апреля 2012 г. «О государственном кадастровом учете земельных участков, выделяемых в счет доли или долей в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения» необоснованна.

 Судебная коллегия приходит к выводу об ошибочности позиции истца.

     Судом первой инстанции установлено, что образование земельных участков в счёт невостребованных земельных долей с кадастровыми номерами *** и *** в границах СПК «Бондарское» Бондарского района Тамбовской области с кадастровым номером *** происходило в два этапа и началось с 2006 года.

 16 апреля 2006 года общим собранием собственников земельных долей СПК «Бондарский» было определено местоположение части находящегося в общей долевой собственности земельного участка, в границах которого находятся невостребованные доли (протокол от 16 апреля 2006 года). Администрацией Бондарского района после решения общего собрания начала выполнять процедуру установления граждан, не распорядившихся земельными долями ( публикация в газете, проведение согласительной процедуры).

     После выполнения указанных действий и определения собственников, не желавших воспользоваться правом участника долевой собственности, комитетом были согласованы границы земельных участков, выделяемых в счёт невостребованных земельных долей, составлен межевой план.

 Данное обстоятельство подтверждается актами установления и согласования границ земельного участка ( л.д.109-141).

 По завершении указанных работ администрация Тамбовской области приняла постановление от 11.09.2008 года №*** « Об образовании из земель сельскохозяйственного назначения в счёт невостребованных земельных долей земельных участков на территории Бондарского района», в том числе в границах СПК «Бондарское» Бондарского района Тамбовской области. Земельные участки поставлены на кадастровый учёт.

 Для признания права государственной собственности Тамбовской области на земельные участки, выделенные в счёт невостребованных земельных долей в границах указанного СПК комитет по управлению имуществом обратился в суд.

     Решениями Бондарского районного суда Тамбовской области от 2010 года было признано право государственной собственности Тамбовской области на земельные участки в связи с чем были скорректированы границы и местоположение участков, на которые признано право государственной собственности Тамбовской области.

 21.10.2011 года Комитетом по управлению имуществом Тамбовской области издан приказ № *** «Об образовании новых земельных участков в границах сельскохозяйственного производственного кооператива «Бондарский» на территории Бондарского района». Из текста приказа следует, что основанием для образования земельных участков послужили решения Бондарского районного суда Тамбовской области от 2010 года, которыми признано право государственной собственности на земельные участки, образованные в счёт невостребованных земельных долей, расположенные в границах СХПК «Бондарский» на территории Бондарского района. При этом было указано, что при образовании земельных участков следует учитывать материалы произведённых работ по межеванию земельных участков, образованных в счёт невостребованных земельных долей и результаты государственного кадастрового учёта.

 Следовательно, доводы истца о том, что земельные участки с кадастровыми номерами *** и *** в границах СПК «Бондарское» Бондарского района Тамбовской области, поставленные на кадастровый учёт *** года являются самостоятельными земельными участками и не имеют никакого отношения к ранее поставленным и снятым с кадастрового учёта 12.02.2011 года земельным участкам не основаны на материалах дела.

 То обстоятельство, что 12.02.2011 года действительно были сняты с кадастрового учёта земельные участки, выделенные на основании решения общего собрания от 16.04.2006 года в счёт невостребованных земельных долей и постановления администрации Тамбовской области от № *** « Об образовании в счёт невостребованных земельных долей земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения на территории Бондарского района» не влечёт недействительность постановку спорных земельных участков на кадастровый учёт 25.04.2013 года по документам, ранее составленным.

 Доводы истца о том, что образование земельных участков состоялось по приказу Комитета по управлению имуществом от 21.10.2011 года, т.е. после 1 июня 2011 года, после вступивших в силу изменений в законе, то выдел и постановка земельных участков на кадастровый учёт должна производиться в порядке, определённым ст. 22 ФЗ № 221 действующей в редакции ФЗ № 435 с 01.07.2011 года основаны на неправильном толковании норм материального права.

 Федеральным законом № 435 –ФЗ внесены изменения в ст. 22 ФЗ №221, вступившие в законную силу с 01.07.2011 года.

 В соответствии с п.11 указанной статьи заявитель ( в случае выдела земельного участка на основании решения общего собрания) предоставляет заверенные органом местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в общей долевой собственности, либо нотариально удостоверенные : копия проекта межевания земельных участков, копии решения общего собрания участников долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения об утверждении указанного проекта, перечня собственников образуемых земельных участков и размеров их долей в праве общей долевой собственности на такие земельные участки либо сведения о реквизитах данных документов в случае их предоставления ранее в орган кадастрового учёта.

 П. 11 ст. 22 ФЗ № 221 введён в действие ФЗ № 435-ФЗ, вступившим в силу с 01.07.2011 года

 Согласно ст.4 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.

 Суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что поскольку процедура образования земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в счёт земельных долей начата до 1 июля 2011 года (решение общего собрания состоялось 16 апреля 2006 года), то оформление прав на образованные земельные участки осуществляется в порядке, действовавшем до 01 июля 2011 года.

 При таких обстоятельствах, доводы апелляционной жалобы удовлетворению не подлежат.

 Кроме того, согласно ч.3 ст. 30 Закона о государственном кадастре с заявлениями об учёте изменений объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или в случаях, предусмотренных федеральным законом, иные лица.

      Федеральным законодательством не предоставлено право лицу обращаться с заявлением о снятии с кадастрового учёта земельного участка, собственником которого он не является по причине наложения границ на земельный участок, местоположение границ которого он устанавливает.

 В силу п.52,53,56 Постановления пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29.04.2010 года № 10\22 « о некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» следует, что требование, направленное на оспаривание установления границы или кадастрового учёта пересекающегося земельного участка, должно рассматриваться в исковом порядке.

     Истец, заявляя требования об аннулировании сведений о земельных участках, избрал неверный способ защиты права.

 При таких обстоятельствах, у судебной коллегии отсутствуют правовые оснований для отмены решения суда.

 Руководствуясь ст. 328,329 ГПК РФ, судебная коллегия

 ОПРЕДЕЛИЛА:

 Решение Бондарского районного суда Тамбовской области от 10 декабря

 201 3года оставить без изменения, апелляционную жалобу Толстенёвой Н.Е. без удовлетворения.

 Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.

 Председательствующий:

 Судьи: