ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-8222/15 от 08.12.2015 Ставропольского краевого суда (Ставропольский край)

Судья Аветисова Е.А. Дело №33-8222/15.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

08 декабря 2015 года г. Ставрополь

Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе:

судьи-председательствующего Берко А.В.,

судей: Киселева Г.В., Горкуна В.Н.,

при секретаре судебного заседания Хубиевой А.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе истца Келасовой М.С., поданной представителем по доверенности Шкурченко В.А. на решение Ессентукского городского суда Ставропольского края от 10 сентября 2015 года

по иску Келасовой М.С. к Министерству финансов Ставропольского края о взыскании недополученных денежных средств на содержание ребенка, находящегося под опекой (попечительством), индексации,

заслушав судью-докладчика Киселева Г.В.,

установила:

11 августа 2015 года Келасова М.С. в лице представителя по доверенности Шкурченко В.А. обратилась в Ессентукский городской суд с данным иском, указав, что Пудовкина Н.В. являлась опекуном Келасовой (Пудовкиной) М.С., 22 января 1992 года рождения, на основании Постановления Главы администрации г. Ессентуки №333 от 22 мая 1992 года «Об установлении опеки». Выплата денежного пособия на содержание подопечной назначена с 22 мая 1992 года и производилась в 1992-2004 годах без учёта фактических цен, сложившихся в Ставропольском крае. В соответствии с произведёнными истцом расчётами ежемесячных расходов на питание и одежду в соответствии с нормами установленными Постановлением Правительства Российской Федерации №409 и данными Территориального органа Федеральной службы Государственной статистики по Ставропольскому краю за 1992-2004 годы на опекаемую Келасову М.С. должно было быть выплачено за 1992 год 53 рубля 16 копеек, за 1993 год - 740 рублей 81 копейка, за 1994 год - 2.423 рублей 99 копеек, за 1995 год - 5.833 рубля 66 копеек, за 1996 год - 7.463 рубля 79 копеек, за 1997 год - 8.356 рублей 86 копеек, за 1998 год - 18.278 рублей 05 копеек, за 1999 год - 26.665 рублей 02 копеек, за 2000 год - 28.899 рублей 56 копеек, за 2001 год - 34.993 рубля 42 копейки, за 2002 год - 39.301 рубль 52 копейки, за 2003 год - 42.641 рубль 79 копеек, за 2004 год - 46.278 рублей 71 копейка, всего - 261.930 рублей 34 копейки. За 1992-2004 годы на основании личных данных опекуна, подтверждённых нормативно-правовыми актами администрации г. Ессентуки фактически на содержание опекаемой Келасовой М.С. выплачено 86.215 рублей 04 копейки. Задолженность за питание, обеспечение одеждой, обувью, мягким инвентарем и необходимым оборудованием, расходы на культурно-массовую работу, приобретение хозяйственного инвентаря, предметов личной гигиены, игр, игрушек, книг Келасовой М.С. составила 175.714 рубля 94 копейки. Просила суд взыскать с Администрации г. Ессентуки, Министерства финансов Ставропольского края в пользу Келасовой М.С. задолженность за период с июля 1992 года по 2004 год включительно сумм на питание, обеспечение одеждой, обувью, мягким инвентарем и необходимым оборудованием, а так же за расходы на культурно-массовую работу, приобретение хозяйственного инвентаря, предметов личной гигиены, игр, игрушек, книг и индексацию существующей задолженности в связи с утратой покупательной способности этих денежных средств, а так же затраты на нотариальные услуг в размере 1.044.600 рублей 58 копеек, в том числе: 175.714 рублей 94 копейки - задолженность за питание, обеспечение одеждой, мягким инвентарем и необходимым оборудованием, а так же за расходы на культурно-массовую работу, приобретение хозяйственного инвентаря, предметов личной гигиены, игр, игрушек, книг; 867.335 рублей 63 копейки - индексацию существующей перед ней задолженности; 1.550 рублей - затраты на нотариальные услуги (л.д.2-4).

Обжалуемым решением Ессентукского городского суда от 10 сентября 2015 года в удовлетворении исковых требований Келасовой М.С. к Министерству финансов Ставропольского края о взыскании недополученных денежных средств на содержание ребенка, находящегося под опекой (попечительством), индексации отказано (л.д.80-93).

В апелляционной жалобе истец Келасова М.С. в лице представителя по доверенности Шкурченко В.А. просит решение Ессентукского городского суда от 10 сентября 2015 года отменить, принять новое решение, удовлетворить иск в полном объёме, указав, что ссылка суда на неотменённые решения Администрации г. Ессентуки об установлении размера денежных пособий является неправомерной, так как они не свидетельствуют о незаконности требований истца. Установленные Администрацией г. Ессентуки размеры опекунских пособий не соответствуют основным показателям качества жизни детей по стандартам, установленным федеральными органами государственной власти. Вывод суда о недоказанности истцом невыплаты денежных средств на его содержание является несостоятельным. Суд пришёл к неправильному выводу о том, что истцом пропущен срок исковой давности, поскольку для данной категории дел срок исковой давности не предусмотрен (л.д.95-96).

Возражений относительно доводов апелляционной жалобы не поступило.

Исследовав материалы гражданского дела №2-1872/15, обсудив доводы изложенные в апелляционной жалобе, заслушав представителя истца Келасовой М.С. по доверенности Шкурченко В.А,. поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя ответчика - Министерства финансов Ставропольского края по доверенности Никитину Ю.В,, возражавшую против удовлетворения доводов апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия считает, что оснований для отмены решения суда нет.

В соответствии с положениями ч.1 ст.39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24 июля 1998 года №124-ФЗ устанавливает основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Конституцией Российской Федерацией, в целях создания правовых, социально-экономических условий для реализации прав и законных интересов ребёнка.

Общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, установлены ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ.

Как следует из положений ст.4 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции на момент исследуемых правоотношений), дополнительные гарантии по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством.

Согласно положений ст.5 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» расходы на реализацию мер по обеспечению дополнительных гарантий по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, производятся за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, за счет государственных внебюджетных фондов и других не запрещенных законом источников.

Данные правоотношения регулируются также Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 июня 1992 года №409 «О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (утратившим силу в связи с изданием Постановления Правительства Российской Федерации от 07 ноября 2005 года №659).

Материалы дела свидетельствуют о следующем.

Постановлением Главы администрации г. Ессентуки от 22 мая 1992 года №333 «Об установлении опеки» Пудовкина Н.В. назначена опекуном над внучкой, круглой сиротой Пудовкиной Мариной, 1992 года рождения (л.д.7).

Согласно приказа Отдела образования администрации г. Ессентуки от 28 января 1994 года №9 с 01 января увеличена выплата опекунам денежных средств на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря подопечным, исходя из установленных натуральных норм, по фактическим ценам региона, 60,0 т.р. в месяц (л.д.8).

Из приказа Отдела образования администрации г. Ессентуки от 03 января 1996 года №1 «О повышении суммы выплаты ежемесячного пособия детям-сиротам и детям, оставшимся без родительского попечения» следует, что с 01 января 1996 года в связи с увеличением расходов на содержание детей, находящихся под опекой и попечительством в семьях, производить выплату ежемесячного пособия, назначенного постановлением главы администрации г. Ессентуки и в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации №409 от 20 июня 1992 года п.3 на содержание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в сумме 150.000 рублей (л.д.9).

Как следует из приказа Отдела образования администрации г. Ессентуки от 30 апреля 1996 года №61а «О повышении суммы выплаты ежемесячного пособия детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей», с 01 мая 1996 года в связи с увеличением расходов на содержание детей, переданных под опеку (попечительство) граждан следует производить выплату ежемесячного пособия назначенного постановлением главы администрации города опекунам (попечителям) на содержание подопечных детей в сумме 200.000 рублей на одного ребёнка (л.д.10).

В соответствии с приказом Отдела образования администрации г. Ессентуки от 01 апреля 1997 года №54 «О повышении суммы выплаты ежемесячного пособия детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей» с 01 апреля 1997 года в связи с увеличением расходов на содержание детей, переданных под опеку (попечительство) в семьи граждан определено производить выплату ежемесячного пособия, назначенного постановлением главы города опекунам (попечителям) на содержание подопечных детей в сумме 350.000 рублей на одного ребёнка (л.д.11).

Приказом Отдела управления образованием от 15 мая 1998 года №96 «О повышении суммы выплаты ежемесячного пособия детям-сиротам и детям, оставшимся без родительского попечения» с 01 июня 1998 года в связи с увеличением расходов на содержание детей, воспитывающихся в семьях опекунов (попечителей) определено производить выплату ежемесячного пособия, назначенного постановлением главы города опекунам (попечителя) на содержание подопечных детей в сумме 450 рублей на одного ребёнка (л.д.12).

Согласно Постановления Главы г. Ессентуки от 01 ноября 1999 года №3465 «Об установлении выплаты ежемесячного пособия детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей», постановлено установить выплату ежемесячного пособия на содержание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных под опеку (попечительство) в семьи граждан в размере 600 рублей на одного ребёнка. Выплату производить с 01 ноября 1999 года в пределах средств бюджета, утверждённого на 1999 год (л.д.14).

Из постановления Главы г. Ессентуки от 21 декабря 2000 года №4100 «Об установлении выплаты ежемесячного пособия детям-сиротам и детям, ставшимся без попечения родителей, находящихся под опекой (попечительством)», постановлено установить выплату ежемесячного пособия на содержание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и находящихся под опекой (попечительством) в семьях граждан в размере 800 рублей на одного ребёнка. Выплату производить с 01 января 2001 года в пределах средств бюджета, утверждённого на 2001 год (л.д.15).

Как следует из постановления Главы г. Ессентуки от 02 июля 2001 года №2322 «Об установлении выплаты ежемесячного пособия детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, находящихся под опекой (попечительством)», установлена выплата ежемесячного пособия на содержание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и находящихся под опекой (попечительством) в семьях граждан в размере 1.000 рублей на одного ребёнка. Выплату производить с 01 июля 2001г ода в переделах средств бюджета, утверждённого на 2001 год (л.д.16).

В соответствии с постановлением Главы г. Ессентуки от 15 декабря 2002 года №3152 «Об установлении размера выплаты ежемесячного денежного пособия на содержание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся под опекой (попечительством)», установлена с 01 января 2003 года выплата ежемесячного пособия на содержание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся под опекой (попечительством) в размере 1.500 рублей на одного ребёнка в переделах средств бюджета, утверждённого на 2003 год (л.д.17).

Постановлением Главы г. Ессентуки от 07 июля 2003 года №1764 «Об установлении размера выплаты ежемесячного денежного пособия на содержание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся под опекой (попечительством)», установлена с 01 июля 2003 года выплата ежемесячного пособия на содержание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся под опекой (попечительством) в размере 1.600 рублей на одного ребёнка в переделах средств бюджета, утверждённого на 2003 год (л.д.18).

В соответствии с положениями ст.1071 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.

Судом не установлен факт нарушения Министерством финансов Ставропольского края прав и охраняемых законом интересов истца Келасовой М.С. невыплатой, как указано в иске, опекунского пособия, как не представлено доказательств незаконности действий (бездействия) органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов.

Как следует из материалов дела, решения о назначении ежемесячного пособия детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, находящихся под опекой (попечительством) принимались Администрацией г. Ессентуки. Указанные решения в установленном законом порядке не были обжалование, признаны незаконными, отменены.

С учётом приведенных обстоятельств суд первой инстанции обоснованно пришёл к выводу об отказе в удовлетворении иска.

По мнению судебной коллегии, доводы апелляционной жалобы истца Келасовой М.С. направлены на переоценку обстоятельств, установленных и исследованных судом первой инстанции в соответствии с положениями статей 12, 56, 67 ГПК РФ, не содержат фактов, не проверенных и не учтённых судом первой инстанции при рассмотрении дела и имеющих юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияющих на обоснованность и законность судебного постановления, либо опровергающих выводы суда первой инстанции, в связи с чем являются несостоятельными, и не могут служить основанием для отмены решения суда.

Руководствуясь статьями 327-329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Ессентукского городского суда от 10 сентября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу истца Келасовой М.С. без удовлетворения.