ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-8223/2013 от 19.08.2013 Верховного Суда Республики Башкортостан (Республика Башкортостан)

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

дело №33-8223/2013

19 августа 2013 года г.Уфа

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:

председательствующего Зайнуллиной Г.К.

судей Галиева В.А.,

Старичковой Е.А.

при секретаре   Харрасовой Г.Г.

рассмотрела в открытом судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции гражданское дело по иску ФИО1 к Администрации сельского поселения Авдонский сельсовет муниципального района Уфимский район РБ, Администрации муниципального района Уфимского район РБ о признании незаконным решений общественных комиссий об отказе в постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, исключении из состава участников Республиканской программы государственной поддержки молодых семей и восстановления нарушенных прав.

Заслушав доклад судьи Старичковой Е.А., судебная коллегия

установила:

ФИО1 обратилась с иском к Администрации сельского поселения Авдонский сельсовет МР Уфимский район РБ, Администрации MP Уфимский район РБ о признании незаконным исключение ее семьи в составе ... человек (она, супруг и двое несовершеннолетних детей) из списка молодых семей-претендентов на получение социальных выплат, Списка участников Федеральной целевой программы и Республиканской Программы государственной поддержки молодых семей, мотивируя требования тем, что решением районной комиссии № ... от 03.02.2006г. ее семья была включена в состав участников Республиканской программы государственной поддержки молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий на 2003-2010 г.г. На момент принятия указанного решения ее семья отвечала всем предъявляемым требованиям для включения их в список молодых семей-претендентов на получение социальной выплаты. Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 28.04.2011 № 131 утверждена Республиканская программа государственной поддержки молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на 2011 - 2015 годы.

18 июля 2012 года Администрация сельского поселения Авдонский сельсовет MP Уфимский район РБ отказала ФИО1 в принятии ее семьи на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма на основании ст.53 ЖК РФ, однако никаких умышленных действий с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях она не совершала. Просила с учетом уточнений исковых требований признать незаконным решение общественной комиссии по жилищным вопросам Администрации сельского поселения Авдонского сельсовета MP Уфимского района РБ № ... от 19.07.2012 года об в принятии на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма; обязать Администрацию сельского поселения Авдонского сельсовета MP Уфимского района РБ восстановить ее семью в составе ... человек (истицы, ее супруга и двоих детей) на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении со дня обращения; признать незаконным решение комитета по делам молодежи Администрации MP Уфимский район Республики Башкортостан от 20.07.2012 года об исключении ее семьи из состава участников Республиканской программы государственной поддержки молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на 2011-2015 года, в том числе, отказ в выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома, и исключение из числа молодых семей, претендующих на получение данной социальной выплаты в 2012 году; обязать Администрацию MP Уфимский район Республики Башкортостан восстановить ее семью в составе из 4 человек в списке участников Республиканской программы государственной поддержки молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на 2011-2015 годы, в том числе в списке молодых семей претендентов на получение социальной выплаты в 2012 году и выдать свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома.

Решением Уфимского районного суда г. Уфы РБ от 29 марта 2013 года исковые требования ФИО1 удовлетворены в полном объеме.

Не согласившись с указанным решением суда, глава Администрации МР Уфимский район РБ ФИО2 обратился с апелляционной жалобой, в которой просил отменить постановленное решение, указав, что истицей не представлены документы, подтверждающие нуждаемость ее семьи в улучшении жилищных условий. Прописка и проживание семьи истицы в жилом помещении по адресу: ... подтверждают обеспеченность каждого члена семьи жилой площадью, превышающей учетную норму, а последующее переселение в жилое помещение по адресу: ... свидетельствует о намеренном ухудшении жилищных условий, так как на каждого члена семьи стало приходиться по ... кв.м. Решение суда об обязании Администрации выдать свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения является невыполнимым, поскольку социальные выплаты предоставляются государственным заказчиком Программы, каковым является Госстрой РБ, не привлеченный к участию в деле.

При проверке материалов дела судебная коллегия установила, что указанное гражданское дело необоснованно рассмотрено судом первой инстанции без привлечения к участию в деле в качестве заинтересованного лица Государственного комитета РБ по строительству и архитектуре, разрешив при этом вопрос о правах и обязанностях указанного лица, в связи с чем, судебной коллегией по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан 30 июля 2013 года принято определение о переходе к рассмотрению настоящего дела по правилам производства в суде первой инстанции с привлечением к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, Государственного комитета РБ по строительству и архитектуре.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции представитель истицы ФИО1 – ФИО3 по доверенности от ... года, уточнила исковые требования и просила признать незаконным решение общественной комиссии по жилищным вопросам Администрации сельского поселения Авдонского сельсовета MP Уфимского района РБ № ... от 19.07.2012 года об отказе ФИО1 в принятии на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма. Обязать Администрацию сельского поселения Авдонского сельсовета MP Уфимского района РБ осуществить постановку истицы ФИО1 в составе семьи из ... человек (истицы, ее супруга и детей) на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении со дня обращения, с ... года. Признать незаконным пункт 3.1., пункт 3.2., пункт 4.1. и пункт 6 Протокола № 64 заседания районной комиссии Администрации муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан по реализации Республиканской программы государственной поддержки молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на 2011-2015 годы от 20 июля 2012 года, а также решение районной комиссии Администрации муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан по реализации Республиканской программы государственной поддержки молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на 2011-2015 годы об исключении семьи ФИО1 из состава участников Республиканской программы государственной поддержки молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на 2011-2015 года, в том числе, отказ в выдаче семье ФИО1 свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома, и исключение их из числа молодых семей, претендующих на получение данной социальной выплаты в 2012 году, в связи с признанием отсутствия у семьи ФИО1 нуждаемости в улучшении жилищных условий, на основании пункта 6.3 и подпункта «а» пункта 4.5. и пункта 1.7. Порядка предоставления социальных выплат участникам подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 -2015 годы в Республике Башкортостан. Обязать районную комиссию Администрации муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан по реализации Республиканской программы государственной поддержки молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на 2011-2015 годы восстановить семью ФИО1 в составе из ... человек в списке участников Республиканской программы государственной поддержки молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на 2011-2015 годы, в том числе в списке молодых семей претендентов на получение социальной выплаты в 2012 году, внести изменения в списки семей претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году и выдать ФИО1 свидетельство «о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома».

В судебное заседание суда апелляционной инстанции истица ФИО1, будучи надлежащим образом извещенной о времени и месте судебного заседания, не явилась, направила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствии, обеспечив участие в суде своего представителя по доверенности.

Представитель истицы ФИО1- ФИО3 уточненные исковые требования в части признания недействительными пункты 3.1, 3.2, 4.1,6 протокола заседания общественной комиссии Администрации МР Уфимский район РБ от 20.07.2012 года не поддержала, в остальной части просила иск удовлетворить, пояснив суду, что, поскольку в действиях истицы отсутствует намеренное ухудшение жилищных условий с целью признания ее семьи нуждающейся в жилом помещении, исключении ее из списка Республиканской программы является незаконным.

Представитель ответчика Администрации МР Уфимский район РБ ФИО4, действующая на основании доверенности от ... года, иск не признала, суду пояснила, что, поскольку истице отказано в принятии ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, оснований для включении семьи истицы в Список молодых семей-претендентов на получение социальной выплаты в планируемом 2013 году не имелось.

Представитель ответчика Администрации СП Авдонский сельсовет МР Уфимский район РБ, извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, направив заявление о рассмотрении дела в отсутствии представителя Администрации.

Представитель третьего лица Государственного комитета РБ по строительству и архитектуры ФИО5, действующая по доверенности от ... года, оставила разрешение дела на усмотрение суда, пояснив в судебном заседании, что Госстрой является заказчиком и основным исполнителем Республиканской Программы государственной поддержки молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий. По представленным заявителями документов, Администрация муниципальноо образования РБ обязана до 1 сентября года, предшествующего планируемому, сформировать Список молодых семей-участников Подпрограммы и представить их Заказчику Программы, который, в свою очередь, исходя из средств финансирования утверждает сводный Список участников Подпрограммы, представляет его в Минрегион России для определения объема субсидий. В последующем с учетом субсидий утверждается Список претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году и доводит до сведения администрации муниципальных образований лимиты выделенных средств и выписки из утвержденного списка молодых семей-претендентов на получение социальных выплат.

Исследовав материалы дела, выслушав объяснения сторон по делу, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст.330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

В соответствии с п.4 ч.4 ст.330 ГПК РФ основаниями для отмены решения суда первой инстанции в любом случае является принятие судом решения о правах и обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле.

Судебной коллегией при проверке доводов, изложенных в апелляционной жалобе, установлено, что суд первой инстанции, принимая решение по делу, не принял во внимание с учетом характера спорного правоотношения, положения ст.43 ГПК РФ, не определил круг лиц, чьи права и интересы могут быть затронуты и необоснованно разрешил спор без привлечения к участию в деле в качестве третьего лица Государственного комитета РБ по строительству и архитектуре, в компетенции которого как государственного заказчика Программы и ее основного исполнителя входит утверждение окончательного списка молодых семей-претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году, выписки из которого направляются администрациям муниципальных образования для выдачи свидетельств по установленной форме на право получения социальных выплат, в связи с чем, имелись основания к тому, что его права затрагиваются при рассмотрении иска ФИО1

В соответствии со ст.43 ГПК РФ третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, могут вступить в дело на стороне истца или ответчика до принятия судом первой инстанции судебного постановления по делу, если оно может повлиять на их права или обязанности по отношению к одной из сторон. Они могут быть привлечены к участию в деле также по ходатайству лиц, участвующих в деле, или по инициативе суда в случае невозможности рассмотрения дела без участия соответчика или соответчиков в связи с характером спорного правоотношения, суд привлекает его или их к участию в деле по своей инициативе.

Указанное нарушение влечет за собой в соответствии с п.4 ч.4 ст.330 ГПК РФ безусловную отмену решения суда независимо от доводов апелляционной жалобы.

При отмене решения, судебная коллегия на основании п.2 ст.328 ГПК РФ находит необходимым принять по делу новое решение о частичном удовлетворении иска по следующим основаниям.

Федеральной целевой программой "Жилище" на 2011-2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации N 1050 от 17 декабря 2010 года, предусмотрена государственная поддержка в виде финансовой помощи при решении жилищной проблемы молодых семей. В частности, Подпрограммой «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы предусмотрено предоставление молодым семьям социальных выплат на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства.

Постановлением Правительства Республики Башкортостан N 131 от 28 апреля 2011 года утверждена Республиканская программа поддержки молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на 2011-2015 годы, а также Порядок предоставления социальных выплат участникам Подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы в Республике Башкортостан.

Согласно разделу 4 Республиканской программы, п. 1.6 Порядка предоставления социальных выплат право на участие в Программе и участником Подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семе» может быть молодая семья, признанные в установленном порядке нуждающимися в жилых помещениях и отвечающие следующим условиям:

молодая семья - семья, возраст супругов в которой на день принятия органом исполнительной власти РБ решения о включении молодой семьи-участника Подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет;

наличие у молодой семьи доходов либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой государственной поддержки.

Как следует из положений п.1.12 Порядка, молодые семьи - участники подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 года N 675, и (или) Республиканской программы государственной поддержки молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на 2003 - 2010 годы, утвержденной Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 25 марта 2003 года N 80, поставленные на учет, но не получившие государственную поддержку на улучшение жилищных условий и соответствующие условиям пункта 1.6 Порядка, без предоставления дополнительных заявления и документов, установленных пунктом 4.1 Порядка, получают государственную поддержку в порядке очередности в рамках подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы.

(п. 1.12 введен Постановлением Правительства РБ от 23.11.2011 N 418)

В соответствии с п.1.6 Порядка предоставления социальных выплат участникам Подпрограммы под нуждающимися в улучшении жилищных условий понимаются молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 1 марта 2005 г. по основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Судом апелляционной инстанции установлено, что семья истицы, состоящая из ... человек на момент предъявления иска, включая истицу ФИО1, ... года рождения, ее супруга Н.А.А., ... года рождения, и их несовершеннолетних детей Н.Д.А., ... года рождения, Н.Н.А., ... года рождения,   решением районной комиссии Администрации МР Уфимский район РБ №... от 23.12.2006 года была включена в состав участников Республиканской программы государственной поддержки молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на 2003-2010 годы.

На дату предъявления иска семья истицы, поставленная на учет, государственную поддержку на улучшение жилищных условий не получала.

... года супругам ФИО1 согласно заключенному с Коммерческим банком «...» (ООО) кредитному договору № ... выдан кредит в размере ... руб. для приобретения жилого помещения – ... квартиры по адресу: ... сроком на ... месяцев под ...% годовых с обеспечением обязательств по договору ипотекой жилого помещения.

... года по договору купли-продажи супруги Н-вы приобрели в общую совместную собственность вышеуказанную квартиру за ... руб., право собственности на которую зарегистрировано супругами Н-выми ... года. Согласно закладной Кредитор в лице Коммерческого банка «...» (ООО) являлся залогодержателем жилого помещения по адресу: ....

... года у истицы родился сын Н.Н.А.

Как следует из исследованных судом апелляционной инстанции материалов гражданского дела №... по иску КБ «...» (ООО) к Н.А.А., ФИО1 о взыскании задолженности по кредитному договору и обращении взыскания на заложенное имущество, решением Уфимского районного суда РБ от ... года с ответчиков Н-вых в солидарном порядке в пользу истца взыскана кредитная задолженность в размере ... руб.... коп. и обращено взыскание на квартиру, расположенную по адресу: ... путем продажи на торгах по цене ... руб. Право пользования квартирой ответчиками, в том числе, и их несовершеннолетними детьми прекращено.

Кассационным определением судебной коллегии Верховного Суда РБ от ... года решение Уфимского районного суда РБ от ... года отменено в части прекращения права пользования жилым помещением с вынесением в отмененной части нового решения об отказе в удовлетворении требований, в остальной части решение оставлено без изменения.

... года между КБ «...» (ООО) и Н.А.А. заключен договор об отступном, по условиям которого заемщик Н.А.А. передал в собственность кредитору в качестве отступного в размере ... руб. квартиру по адресу: ... и обязался сняться с регистрационного учета в передаваемой квартире, что прекратило его обязательства по кредитному договору от ... года.

Согласно акту приема-передачи от ... года Н.А.А. передал КБ «...» (ООО) вышеуказанное жилое помещение.

По выписке из похозяйственной книги Администрации СП Авдонский сельсовет МР Уфимский район РБ от 18.07.2012 года, истица и ее несовершеннолетние дети с ... года после снятия с регистрационного учета по месту проживания в квартире № ... д. ... по ул.... с.... ... района, зарегистрированы в доме № ... по ул.... с.... ... района, принадлежащего родителям супруга истицы Н.А.А.

Как следует из пояснений свидетеля Н.Л.Н. в судебном заседании 29.03.2013 года, протокол судебного заседания которого оглашен при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции (л.д.126, 128), она действительно зарегистрировала сноху и ее детей в своем доме, прописка имела формальный характер, фактически семья ее сына в дом не вселялась, в доме она проживает с супругом и двумя сыновьями, возможности для проживания семьи третьего сына нет.

Согласно выписке из похозяйственной книги Администрации СП Авдонский сельсовет МР Уфимский район РБ от ...12г. истица с несовершеннолетними детьми с ... года, супруг истицы Н.А.А. с ... года зарегистрирована по адресу: ..., владельцем которой является Л.Н.Ф., зарегистрированная в квартире вместе с мужем и двумя детьми.

Из пояснений в судебном заседании суда первой инстанции от 29.03.13г. свидетеля Л.Н.Ф., протокол которого оглашен при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции (л.д.126,129) следует, что она прописала истицу, которую давно знала, в связи с проблемами семьи ФИО1 с банком. Фактически семья истицы в ее квартире, где она живет с супругом и двумя сыновьями, не проживала.

Согласно справке ФКБ «...» (ООО) от 19.12.2012 года № ... (л.д.37), право собственности на жилое помещение по адресу: ... зарегистрировано за КБ «...» (ООО) 12 сентября 2012 года на основании договора об отступном от ... года. В квартире до момента ее реализации Банком проживает семья Н-вых (Н.А.А., ФИО1 и их дети Н.Д. и Н.).

Указанные в справке обстоятельства подтверждены справкой об оплате Н.А.А. коммунальных платежей за ... года (л.д.36).

16 июля 2012 года ФИО1 подано заявление на имя главы Администрации МР Уфимский район РБ о включении ее семьи в составе ... человек (она, супруг и двое несовершеннолетних детей) в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы.

Согласно материалам исследованного судом апелляционной инстанции личного дела ФИО1, к указанному заявлению истицей были приложены документы, предусмотренные п.4.1 Порядка предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования.

При этом, в подтверждение признания семьи нуждающейся в жилом помещении (п. 4.1 п.15 Порядка) истицей представлены справки о составе семьи, технический паспорт жилого помещения, справки БТИ и Госреестра об отсутствии в собственности жилых помещений, договор купли-продажи квартиры от ... года, договор об отступном КБ «...» (ООО) и акт передачи квартиры в собственность банка от ... года.

Решением заседания районной комиссии по реализации Республиканской программы государственной поддержки молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на 2011-2015 годы от 20 июля 2012 года № ... семье ФИО1 отказано в признании нуждающимися в улучшении жилищных условий и выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома на основании п.6.3, подпункта «а» п.4.5 и пункта 1.7 Порядка предоставления социальных выплат. Также на основании п.6.3, подпункта «а» п. 4.5 и п.1.7 Порядка и в связи с отсутствием нуждаемости в жилых помещениях семья ФИО1 исключена из Списка молодых семей-претендентов на получение социальной выплаты в 2012 году и из Списка участников Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы и Республиканской программы государственной поддержки молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий на 2011-2015 годы (л.д.13-15).

Исключая вышеуказанным решением комиссии Администрации Уфимского района РБ № ... от 19 июля 2012 года семью ФИО1 из числа участников Федеральной целевой программы «Жилище» и Республиканской программы государственной поддержки молодых семей, ответчик сослался на отсутствие нуждаемости семьи истицы в жилом помещении.

При этом 18 июля 2012 года решением общественной комиссии по жилищным вопросам Администрации СП Авдонский сельсовет МР Уфимский район РБ ФИО1 было отказано в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях на основании ст.53, п.п.1 п.3 ст.54 ЖК РФ.

Органами местного самоуправления при принятии вышеуказанных решений было принято во внимание, что истица и члены ее семьи до момента обращения в 2012 году в Администрацию СП Авдонский сельсовет с заявлением о признании семьи в составе ... человек нуждающимися в жилом помещении, были прописаны в квартире по адресу: ... площадью ... кв.м. Тем самым на каждого члена семьи приходилось по ... кв.м, что превышает учетную норму, позволяющую признать граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма согласно положениям ст.51 ЖК РФ. Однако 09 июля 2012 года семья Н-вых зарегистрировалась в жилом помещении по адресу: ... площадью ... кв.м, в связи с чем, приходящаяся на одного человека жилая площадь (... кв.м) стала ниже учетной, что привело к нуждаемости семьи Н-вых в жилом помещении. Данное обстоятельство согласно ст.53 и п.1 ст.54 ЖК РФ ответчиком расценено как намеренное ухудшение жилищных условий и явилось основанием для отказа комиссии по жилищным вопросам администрации СП Авдонский сельсовет от 18.07.2012 года в постановке на учет, а комиссии Администрации МР Уфимский район РБ от 20.07.2012 года в признании семьи истицы нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Разрешая возникший спор, суд апелляционной инстанции признает права истицы нарушенными, а обжалуемые решения органов местного самоуправления незаконными, исходя из того, что ФИО6, ее супруг и несовершеннолетние дети не являлись членами семьи собственника квартиры, в которой состояли на регистрационном учете, в связи с чем, площадь принадлежащей гр.Л.Н.Ф. жилого помещения не могла быть принята во внимание при расчете обеспеченности жилой площадью истицы и членов ее семьи. Иного жилого помещения для проживания истица и члены ее семьи не имели, нуждались в улучшении жилищных условий, что было подтверждено истицей представленными к заявлению документами, в том числе и договором об отступном и актом от ... года передачи заложенной квартиры, на которую обращено взыскание, в собственность Коммерческого Банка «...» (ООО).

При этом судебная коллегия принимает во внимание правовую позицию Конституционного Суда РФ, изложенную в Определении N 258-О-О от 19.04.2007 г., согласно которой ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.

Из дела следует, что истица, ее супруг и несовершеннолетние дети на момент подачи заявления о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, а также заявления о включении в состав участников Подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» на 2011-2015 годы, были вынуждены зарегистрироваться в жилом помещении по адресу: ... в связи с выполнением условий договора об отступном от ... года, наложением ареста на жилое помещение супругов ФИО6 по адресу: ... путем продажи на торгах.

Как отметил Конституционный Суд РФ в приведенном выше Определении, применение ст. 53 ЖК РФ и развивающих ее подзаконных нормативных актов должно осуществляться во взаимосвязи с п. 3 ст. 10 ГК РФ, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.

Материалы дела не свидетельствуют о том, что истица совершила умышленно какие-либо действия с целью создания ухудшения жилищных условий.

Согласно ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, нуждающимися в жилых помещениях признаются граждане, не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.

К членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи (ч. 1 ст. 31 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Таким образом, при разрешении спора о признании граждан, проживающих в жилом помещении, членами семьи его собственника подлежат установлению факты вселения в спорное жилое помещение в установленном порядке в качестве члена семьи собственника и фактическое проживание в нем.

Однако, при разрешении данного спора обстоятельства вселения и проживания истицы и ее несовершеннолетних детей в период с ... года по ... года в жилом доме, принадлежащем свекрови Н.Л.Н. по адресу: ..., а также вселения семьи Н-вых и проживания в качестве членов семьи гр.Л.Н.Ф. начиная с ...12г. по адресу: ..., по делу не установлены. Более того, из представленных и указанных выше документов подтвержден факт проживания семьи истицы в спорные периоды в квартире по адресу: ... с разрешения КБ «...», являющегося в настоящий момент собственником указанной квартиры. Согласно представленным представителем истца судебных решений Уфимского районного суда РБ от ... года, вступившим в законную силу, ФИО1, ее супруг Н.А.А.., а также их несовершеннолетние дети признаны неприобретшими право пользования жилыми помещениями, расположенными по адресу: ... и ....

Поскольку суд апелляционной инстанции пришел к выводу о незаконности принятых органами местного самоуправления решений об отказе в признании семьи истицы нуждающейся в улучшении жилищных условий и отказе в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, судебная коллегия считает, что заявители имели право на получение государственной поддержки в порядке очередности в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы на основании п.1.12 Порядка предоставления социальных выплат участникам Подпрограммы, утвержденного постановлением Правительства РБ от 28.04.2011 года № 131.

В соответствии со ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.

В соответствии с п. 1 ст. 254 ГПК РФ, граждане, организации вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их прав и свободы.

Поскольку в соответствии с пунктом 1.12 Порядка предоставления социальных выплат участникам Подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» на 2011-2015 годы, молодые семьи-участники подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей на 2002-2010 годы», поставленные на учет, но не получившие государственную поддержку, без предоставления дополнительного заявления и документов, установленных пунктом 4.1 Порядка, получают государственную поддержку в порядке очередности в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, суд апелляционной инстанции признает незаконным решение Администрации МР Уфимский район РБ № ... от 20 июля 2012 года, которым семья истицы, будучи поставленной на учет в качестве участников Подпрограммы в 2006 году, была исключена из списка молодых семей – претендентов на получение социальной выплаты в 2012 году, Списка участников Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, Списка участников Республиканской программы государственной поддержки молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на 2011-2015 годы. Поскольку супругу истицы Н.А.А. ... лет исполнилось ... года, а семья истицы состояла в списке молодых семей-участников Республиканской программы, утвержденного 30 сентября 2011 года, под номером ..., данная семья отвечала предъявляемым требованиям и могла рассчитывать в 2012 году на момент утверждения Списка органом исполнительной власти и выделенных субсидий на получение государственной поддержки в виде социальной выплаты в соответствующем году в порядке очередности.

Суд апелляционной инстанции, принимая во внимание, что представителем истца не представлены доказательства нарушения порядка принятия общественной комиссией Администрации МР Уфимский район РБ решения 20 июля 2012 года согласно протоколу заседания от 20 июля 2012 года, а также ввиду того, что в судебном заседании представитель истца в указанной части уточненные исковые требования не поддержала, приходит к выводу об отказе в удовлетворении иска в части признания недействительными пунктов 3.1,3.2,4.1.6 протокола заседания комиссии Администрации МР Уфимский район РБ от 20.07.2012 года.

Суд апелляционной инстанции также приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска в части обязания Администрации МР Уфимский район РБ выдать истице свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого дома или строительство индивидуального жилого дома, учитывая, что выдача указанного свидетельства представляет собой окончательный этап в процедуре оказания государственной поддержки молодым семьям-участникам Подпрограммы и выдается органом местного самоуправления муниципального образования после утверждения Заказчиком Программы сводного списка и определения размера субсидий в планируемом году. Поскольку доказательств того, что в 2012 году семья истицы, состоящая на учете под №..., подлежала включению в Список молодых семей, имеющих право на социальную выплату согласно очередности, по материалам дела отсутствуют, иск в указанной части удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь ст.ст. 327-330 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Уфимского районного суда Республики Башкортостан от 29 марта 2013 года отменить.

Принять по делу новое решение.

Иск ФИО1 к Администрации Сельского поселения Авдонский сельсовет Муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан и Администрации Муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан удовлетворить частично.

Признать незаконным решение общественной комиссии по жилищным вопросам Администрации Сельского поселения Авдонский сельсовет Муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан от ... года об отказе в принятии на учет в качестве нуждающейся семьи ФИО1 в улучшении жилищных условий и обязать Администрацию СП Авдонский сельсовет МР Уфимский район РБ восстановить ФИО1 в составе семьи из ... человек (ФИО1, супруга Н.А.А., несовершеннолетних детей – Н.Д.А., ... года рождения, Н.Н.А., ... года рождения) на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении со дня обращения - ... года.

Признать незаконным решение районной комиссии по реализации Республиканской программы государственной поддержки молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на 2011-2015 годы Администрации Муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан № ... от 20 июля 2012 года в части отказа в признании семьи ФИО1 в составе ... человек нуждающейся в улучшении жилищных условий, исключения семьи ФИО1 из Списка молодых семей-претендентов на получение социальной выплаты в 2012 году, Списка участников Федеральной целевой Программы «Жилище» на 2011-2015 годы и Республиканской программы государственной поддержки молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий на 2011-2015 годы.

Обязать Администрацию Муниципального района Уфимский район РБ восстановить семью ФИО1 в составе ... человек (ФИО1, супруга Н.А.А., несовершеннолетних детей – Н.Д.А., ... года рождения, Н.Н.А., ... года рождения) в Списке молодых семей-претендентов на получение социальной выплаты в 2012 году, Списке участников Федеральной целевой Программы «Жилище» на 2011-2015 годы и Республиканской программы государственной поддержки молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на 2011-2015 годы согласно очередности, имевшей место при утверждении Списка постановлением главы Администрации МР Уфимский район РБ от ... года.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

Председательствующий: Г.К. Зайнуллина

судьи В.А. Галиев

Е.А. Старичкова

Справка: судья Н.Г.Р.