ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-8229/2023 от 26.12.2023 Суда Ханты-Мансийского автономного округа (Ханты-Мансийский автономного округ-Югра)

86RS0002-01-2023-005434-83

судья Макиев А.Д. 33-8229/2023

(I инст. 2-5447/2021)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе:

председательствующего Гавриленко Е.В.

судей Баранцевой Н.В., Кузнецова М.В.

при секретаре Вторушиной К.П.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора города Нижневартовска, в защиту интересов неопределенного круга лиц, к МАДОУ «ДС № 86 «Былинушка» о возложении обязанности по оборудованию здания, к администрации города Нижневартовска по проведению организационных мероприятий по финансированию работ по обустройству зданий, третье лицо Департамент образования и науки Ханты-Мансийского автономного округа – Югры,

по апелляционной жалобе ответчика администрации г. Нижневартовска на решение Нижневартовского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 12 сентября 2023 года, которым постановлено:

«Обязать МАДОУ «ДС № 86 «Былинушка» (ИНН (номер)) оборудовать здания МАДОУ «ДС № 86 «Былинушка», расположенные по адресам: город Нижневартовск улица 60 лет Октября дом 78 и город Нижневартовск улица 60 лет Октября дом 80, поручнями и специально оборудованными для нужд инвалидов санитарно-гигиеническими помещениями, необходимыми для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам и услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности, в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Обязать администрацию города Нижневартовска (ОГРН (номер)) провести организационные мероприятия по финансированию работ по обустройству зданий образовательного учреждения, расположенных по адресам: город Нижневартовск улица 60 лет Октября дом 78 и город Нижневартовск улица 60 лет Октября дом 80, поручнями и специально оборудованными для нужд инвалидов санитарно-гигиеническими помещениями».

Заслушав доклад судьи Кузнецова М.В., выслушав прокурора Лаптеву Е.В., указавшей на законность решения суда и несостоятельность доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия

установила:

прокурор г. Нижневартовска, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с исковым заявлением к МАДОУ «ДС № 86 «Былинушка», администрации г. Нижневартовска, предъявив требования об обязании МАДОУ «ДС № 86 «Былинушка» оборудовать здания МАДОУ «ДС № 86 «Былинушка», расположенные по адресам: город Нижневартовск улица 60 лет Октября дом 78 и город Нижневартовск улица 60 лет Октября дом 80, поручнями и специально оборудованными для нужд инвалидов санитарно-гигиеническими помещениями, необходимыми для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам и услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности, в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу. Так же прокурор просил обязать администрацию города Нижневартовска провести организационные мероприятия по финансированию указанных выше работ по обустройству зданий образовательного учреждения поручнями и специально оборудованными для нужд инвалидов санитарно-гигиеническими помещениями.

Прокурором указано, что Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрено обязанности по обеспечению инвалидов. Когда действующие объекты невозможно приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов. Конкретные параметры доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения содержатся в СП 59.13330.2020. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001. МАДОУ «ДС № 86 «Былинушка» является образовательным учреждением, расположено по адресам в г. Нижневартовске: улица 60 лет Октября дом 78 и улица 60 лет Октября дом 80, собственниками которых является МО г. Нижневартовск. Данные здания не обеспечивают в полном объеме доступность для инвалидов, отсутствуют поручни и специально оборудованные для нужд инвалидов санитарно-гигиенические помещения.

При рассмотрении спора судом первой инстанции помощник прокурора города Нижневартовска Волкова Е.Б. на заявленных по делу требования настояла в полном объеме.

Представители ответчика МАДОУ «ДС № 86 «Былинушка» в судебном заседании с исковыми требованиями не согласились.

В судебном заседании представитель ответчика администрации города Нижневартовска просил в иске отказать.

Представитель привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица Департамента образования и науки Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в судебное заседание будучи извещенным не явился.

Суд постановил вышеуказанное решение, которое в апелляционной жалобе ответчик администрация г. Нижневартовска просит отменить. В жалобе указано, что в материалах дела отсутствуют доказательства, что для выполнения исковых требований понадобится проведение реконструкции или капитального ремонта здания МАДОУ детский сад № 86 «Былинушка». Кроме того, истец не доказал, что имеется техническая возможность установить поручни и оборудовать санитарно-гигиенические помещения для нужд инвалидов. Утверждения истца о том, что положения п. 1 ст. 15 Закона № 181-ФЗ распространяются на уже существующие объекты, независимо от того, когда было построено здание необоснованными, поскольку они противоречат действующему законодательству, а именно п. 3 ст. 26 Закона № 419-ФЗ. Ссылаясь на СП 59.13330.2020 указывают, что в случае если при реконструкции, капитальном ремонте не представляется полностью приспособить здание для нужд инвалидов, то в этом случае следует осуществить проектирование в рамках «разумного приспособления». Также указано, что ответчиками проводятся мероприятия по созданию условий для маломобильных групп населения, в том числе, по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инфраструктуры, при этом, доказательств, свидетельствующих о неэффективности и (или) недостаточности принятых учреждением мер для соблюдения прав инвалидов на беспрепятственный доступ к объектам инфраструктуры истцом, в нарушение ст. 56 ГПК РФ, не представлено. В материалах дела имеется экспертное заключение ООО «Инва-Дом» от 04.09.2023, в котором указано, что имеющийся уровень доступности для инвалидов в зданиях дошкольного учреждения является максимально доступным. Прокурор в обоснование иска ссылается на правовые акты, которые к зданиям дошкольного учреждения 1989 года постройки, не применяются, и, следовательно, исполнению при имеющихся обстоятельствах не подлежат. Финансовое обеспечение мероприятий по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, в том числе к дошкольным учреждениям, не относится к вопросам местного значения, поскольку финансирование указанных мероприятий должно производиться из средств бюджета субъекта, таким образом, считают, что исковые требования к администрации г. Нижневартовска по проведению организационных мероприятий финансированию работ по обустройству зданий удовлетворению не подлежат.

В возражениях на апелляционную жалобу прокурор г. Нижневартовска просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурор Лаптева Е.В. указала на необоснованность доводов апелляционной жалобы, полагала постановленное решение отвечающим нормам материального права, и не подлежащим отмене.

В судебное заседание апелляционной инстанции представители ответчиков МАДОУ «ДС № 86 «Былинушка», администрации г. Нижневартовска будучи извещенными не явились. Руководствуясь статьями 327, 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия рассмотрела апелляционную жалобу в их отсутствие.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, оценив имеющиеся в деле доказательства, судебная коллегия приходит к следующему.

Судом первой инстанции при принятии решения по спору установлено, что при проведении проверки прокуратурой города Нижневартовска по вопросу соблюдения требований Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», в зданиях по адресам: город Нижневартовск улица 60 лет Октября дом 78, и город Нижневартовск улица 60 лет Октября дом 80 (принадлежат на праве собственности администрации города Нижневартовска), где МАДОУ «ДС № 86 «Былинушка» (закреплены на праве оперативного управления) осуществляет свою деятельность: были выявлены следующие нарушения – отсутствие поручней и специально оборудованными для нужд инвалидов санитарно-гигиенических помещений, необходимыми для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам и услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности (в нарушение СП 59.13330.2020. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001, утвержденных приказом Минстроя России от 30.12.2020 № 904/пр).

Согласно п. 1.1., п. 2.2., Устава МАДОУ «ДС № 86 «Былинушка», данное муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение является унитарной некоммерческой организацией, осуществляющей в качестве основного вида своей деятельности образовательную деятельность по программам дошкольного образования, в том числе по адаптированным образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми.

Учредителем МАДОУ «ДС № 86 «Былинушка» является муниципальное образование город Нижневартовск (п. 1.4. Устава), собственником имущества данного автономного учреждения является муниципальное образование город Нижневартовск, при этом права собственника имущества осуществляет администрация города (п. 1.5. Устава), а управление и распоряжение муниципальным имуществом, переданным в оперативное управление автономному учреждению, от имени собственника осуществляет департамент муниципальной собственности и земельных ресурсов администрации города (п. 1.6. Устава).

При указанных выше обстоятельствах указывающих на наличие несоответствия оборудования дошкольного учреждения критериям доступности зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Прокурором предъявлены требования об обязании ответчиков совершить определенные действия.

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции руководствовался положениями ст. ст. 45, 56, 57 ГПК РФ, ст. ст. ГК РФ, Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, пришел к выводу об удовлетворении исковых требований.

Судебная коллегия, изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, считает постановление решение подлежащим отмене в части обязания МАДОУ «ДС № 86 «Былинушка» оборудовать здания МАДОУ «ДС № 86 «Былинушка», поручнями, а так же обязания администрации города Нижневартовска провести организационные мероприятия по финансированию данных работ, ввиду следующего.

В силу ст. 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Социальная защита инвалидов относится к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (п. ж ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации). В то же время органы местного самоуправления в силу конституционного предназначения местного самоуправления как наиболее приближенного к населению уровня власти (статьи 12, 130 - 133 Конституции Российской Федерации) в пределах своих полномочий участвуют в деятельности по обеспечению инвалидам, проживающим на территории соответствующих муниципальных образований, равных с другими гражданами возможностей в реализации их прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации (статьи 2, 7, 18 и 19).

В соответствии с п. 3 ст. 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации одним из основных принципов законодательства о градостроительной деятельности является обеспечение инвалидов условиями для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения.

В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников):

1) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам; возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски.

В соответствии со ст. 18 ФЗ РФ от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» органы, осуществляющие управление в сфере образования, и образовательные организации совместно с органами социальной защиты населения и органами здравоохранения обеспечивают получение инвалидами общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования и среднего профессионального образования, а также бесплатного высшего образования.

В силу ст. 19 Закона государство поддерживает получение инвалидами образования и гарантирует создание инвалидам необходимых условий для его получения.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 31 ФЗ РФ «Об образовании» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.

Судебной коллегией, в целях проверки фактических обстоятельств дела, учитывая доводы апелляционной жалобы, поставлен на обсуждение вопрос о предоставлении в дело дополнительных доказательств в подтверждение исполнимости заявленных по спору требований применительно к спорным зданиям с учетом их строительных особенностей.

Из поступивших в адрес суда апелляционной инстанции экспертного заключения ООО «Инва-Дом» дополнительных пояснений от 26.12.2023 года следует, что в рамках исполнения требований ФЗ 181 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» на объекте: МАДОУ города Нижневартовска детский сад № 86 «Былинушка», расположенного по адресам: г. Нижневартовск, улица 60 лет Октября, дом 78 и дом 80 необходимо произвести реконструкцию всех структурно-функциональных зон (Территория, прилегающая к зданию (участок), Вход (входы) в здание, Путь (пути) движения внутри здания (в т.ч. пути эвакуации), Зона целевого назначения здания (целевого посещения объекта), Санитарно-гигиенические помещения, Система информации и связи (на всех зонах)) с целью обеспечение беспрепятственного доступа у услугам, оказываемым на объекте.

В рамках исполнения принципа «Разумное приспособление» (СП 59.13330.2020) реконструкция СФЗ является несоразмерным или неоправданным бременем и не целесообразна, т.к. на объекте осуществляется исключительно уставная деятельность учреждения и иные, дополнительные услуги не оказываются. С целью компенсации доступа, отдельным нозологиям инвалидности, на объекте разработан алгоритм по оказанию ситуационной помощи на объекте, где услугу по обеспечению доступа оказывает квалифицированный персонал учреждения.

Между тем, экспертом также сделан вывод о том, что предложенные мероприятия по обеспечению тактильно-графической системой навигации на объекте (мнемосхема 1 этажа, контрастная маркировка дверных проемов и ручек дверей на путях движения инвалидов, контрастная маркировка ступеней лестниц входных группы), оборудовать санитарную кабину с учетом потребностей людей с инвалидностью категорий слабослышащие, слабовидящие, с нарушением опорно-двигательного аппарата, с ментальными нарушениями, а именно - установка двух опорных поручней вдоль стен, установка крючков (держателей) для трости/костыля, контрастная маркировка входной двери санитарной кабины, установка мнемосхемы, установка системы вызова помощи для МГН позволят обеспечить, в рамках исполнения принципа «Разумное приспособление*» (СП 59.13330.2020) максимально возможный уровень доступности без учета реконструкции СФЗ объекта.

Таким образом, для удовлетворения требований истца об обязании оборудовать объекты поручнями необходима полная реконструкция всех структурно-функциональных зон, что является несоразмерно необоснованными затратами, учитывая, что на объекте осуществляется исключительно уставная деятельность и иные дополнительные услуги не оказываются.

Более того, судебная коллегия отмечает, что осуществление мероприятий по строительству или реконструкции зданий предшествуют процедуры по внесению предложения о строительстве или реконструкции, признанию целесообразности данного предложения и принятию нормативно-правового акта о строительстве или реконструкции МАДОУ «ДС № 86 «Былинушка», предусмотренного указанными правилами, а также по выделению соответствующих бюджетных средств, что не было учтено судом первой инстанции и в подтверждение чего прокурором в материалы дела надлежащих доказательств не представлено, а равно как не представлено доказательств реальной возможности проведения реконструкции зданий детского сада.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции в части обязания МАДОУ «ДС № 86 «Былинушка» оборудовать здания МАДОУ «ДС № 86 «Былинушка», расположенные по адресам: город Нижневартовск улица 60 лет Октября дом 78 и город Нижневартовск улица 60 лет Октября дом 80, поручнями, а так же обязания администрации города Нижневартовска (ОГРН (номер) провести организационные мероприятия по финансированию работ по обустройству зданий образовательного учреждения, расположенных по адресам: город Нижневартовск улица 60 лет Октября дом 78 и город Нижневартовск улица 60 лет Октября дом 80, поручнями, подлежит отмене, с принятием в указанной части нового решения об отказе прокурору г. Нижневартовска в удовлетворении требований.

В остальной части решение суда по доводам жалобы отмене либо изменению не подлежит. В оставшейся части решение суда отвечает критериям «разумного приспособления» (СП59.13330.2020) и максимально возможно обеспечит уровень доступности.

Обязанность органа местного самоуправления, так же являющегося собственником зданий используемых дошкольным образовательным учреждением в силу вышеприведенных в апелляционном определении положений материального права, прямо предусмотрена, в связи с чем. доводы жалобы ответчика в данной части приняты быть не могут.

Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Решение Нижневартовского городского суда от 12 сентября 2023 года в части обязания МАДОУ «ДС № 86 «Былинушка» (ИНН (номер)) оборудовать здания МАДОУ «ДС № 86 «Былинушка», расположенные по адресам: город Нижневартовск улица 60 лет Октября дом 78 и город Нижневартовск улица 60 лет Октября дом 80, поручнями, а так же обязания администрациии города Нижневартовска (ОГРН (номер)) провести организационные мероприятия по финансированию работ по обустройству зданий образовательного учреждения, расположенных по адресам: город Нижневартовск улица 60 лет Октября дом 78 и город Нижневартовск улица 60 лет Октября дом 80, поручнями отменить.

Принять в данной части новое решение об отказе в удовлетворении данных требований.

В остальной части решение Нижневартовского городского суда от 12 сентября 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации города Нижневартовска без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев через суд первой инстанции.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 27 декабря 2023 года.

Председательствующий Гавриленко Е.В.

Судьи Баранцева Н.В.

Кузнецов М.В.