ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-822/2015 от 19.05.2015 Верховного Суда Республики Марий Эл (Республика Марий Эл)

Судья Малышев И.М. Дело № 33-822/2015

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Йошкар-Ола 19 мая 2015 года

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Марий Эл в составе:

председательствующего Петровой О.А.,

судей Попова Г.В. и Салиховой Э.И.,

при секретаре Демаковой В.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционному представлению Горномарийской межрайонной прокуратуры на решение Горномарийского районного суда Республики Марий Эл от 3 марта 2015 года, которым отказано в удовлетворении заявления Горномарийского межрайонного прокурора, предъявленного в интересах муниципального образования «Горномарийский муниципальный район» Республики Марий Эл к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Виловатовская средняя общеобразовательная школа» Горномарийского района Республики Марий Эл о признании незаконным реестра закупок.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Марий Эл Салиховой Э.И., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Горномарийский межрайонный прокурор в интересах муниципального образования «Горномарийский муниципальный район» Республики Марий Эл обратился в суд с заявлением о признании реестра закупок, осуществленных без заключения государственных и муниципальных контрактов, в период с 00.00.00 по 00.00.00, муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Виловатовская средняя общеобразовательная школа» Горномарийского района Республики Марий Эл не соответствующим бюджетному законодательству, возложении на ответчика обязанности привести реестр закупок в соответствие с требованиями статьи 73 Бюджетного кодекса Российской Федерации путем внесения сведений обо всех закупках с указанием: краткого наименования закупаемых товаров, работ и услуг, наименования и местонахождения поставщиков, подрядчиков и исполнителей услуг.

В обоснование заявленных требований прокурор сослался на то, что Горномарийской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением «Виловатовская средняя общеобразовательная школа» Горномарийского района Республики Марий Эл (далее – МБОУ «Виловатовская средняя общеобразовательная школа»), в ходе которой выявлены нарушения Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) в части отсутствия в реестре закупок, осуществленных учреждением без заключения государственных и муниципальных контрактов, необходимых сведений, что влечет нарушение принципа прозрачности размещения закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов, препятствует осуществлению контроля за расходованием средств местного бюджета МО «Горномарийский муниципальный район» и внебюджетных источников финансирования, т.е. влечет ущемление интересов Российской Федерации и муниципального образования.

Суд постановил вышеуказанное решение.

В апелляционном представлении Горномарийская межрайонная прокуратура просит отменить решение суда, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований. В качестве доводов для отмены решения указано на то, что у суда первой инстанции отсутствовали основания для отказа в удовлетворении заявления, поскольку требования статьи 73 БК РФ распространяются на МБОУ «Виловатовская средняя общеобразовательная школа», которая является получателем бюджетных средств.

В возражениях на апелляционную жалобу МБОУ «Виловатовская средняя общеобразовательная школа» приводит доводы в поддержку решения суда, просит оставить его без изменения.

Выслушав объяснения прокурора Полозовой Т.В., поддержавшей апелляционное представление, изучив доводы апелляционного представления, возражений, проверив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.

Осуществляя закупки в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд без заключения государственных или муниципальных контрактов, получатели бюджетных средств обязаны вести реестры закупок.

Статья 73 БК РФ содержит перечень обязательных сведений, которые должны содержаться в реестре закупок.

Требования статьи 73 БК РФ о ведении реестра закупок, осуществляемых без заключения государственных и муниципальных контрактов, установлены для получателей бюджетных средств. В соответствии со статьей 6 БК РФ получателем бюджетных средств (получателем средств соответствующего бюджета) является орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств казенное учреждение, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени публично-правового образования за счет средств соответствующего бюджета, если иное не установлено настоящим Кодексом.

Отказывая в удовлетворении заявления прокурора, предъявленного к МБОУ «Виловатовская средняя общеобразовательная школа», суд первой инстанции пришел к выводу о том, что указанное учреждение не является получателем бюджетных средств, вследствие чего на него не распространяются положения БК РФ, в том числе статьи 73 в части ведения реестра закупок.

Судебная коллегия находит выводы суда, изложенные в решении, правильными, основанными на установленных по делу обстоятельствах, и соответствующими нормам материального права, подлежащим применению к возникшим правоотношениям.

Так, из материалов дела следует и установлено судом, что ответчик является муниципальным бюджетным учреждением, чьим учредителем является муниципальное образование «Горномарийский муниципальный район» (пункты 1.1, 1.2 Устава МБОУ «Виловатовская средняя общеобразовательная школа»).

Органом управления ответчика является Отдел образования администрации муниципального образования «Горномарийский муниципальный район» (пункт 1.7 Устава), который на основании договора № ... от 00.00.00 осуществляет бухгалтерское обслуживание финансово-хозяйственной деятельности МБОУ «Виловатовская средняя общеобразовательная школа» ( л.д. 7-8).

В соответствии с положениями статьи 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ (ред. от 02.05.2015) «О некоммерческих организациях» бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах (пункт 1). Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации (абзац 1 пункта 6).

Согласно пункту 1 статьи 78.1 БК РФ в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации предусматриваются субсидии бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания, рассчитанные с учетом нормативных затрат на оказание ими государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат на содержание государственного (муниципального) имущества.

Следовательно, после списания в установленном порядке субсидии на выполнение государственного задания с единого счета бюджета и ее зачисления на счет бюджетного учреждения указанная субсидия теряет статус средств соответствующего бюджета, в связи с чем доводы, изложенные в представлении прокурора о том, что ответчик как бюджетное учреждение, получающее субсидии из бюджета, таким образом является получателем бюджетным средств, основаны на неправильном толковании норм материального права.

Ранее пункт 1 статьи 73 БК РФ предусматривал обязанность бюджетных учреждений вести реестр закупок, осуществленных без заключения государственных или муниципальных контрактов, однако с 1 января 2011 года согласно новой редакции данной правовой нормы указанная обязанность распространяется только на получателей бюджетных средств, которыми новые бюджетные учреждения, к которым относится ответчик, уже не являются. Таким учреждениям предоставлено право самостоятельно решать вопрос о необходимости ведения реестра закупок, содержание которого не регламентируется статьей 73 БК РФ.

Суд первой инстанции при вынесении решения проанализировал нормы действующего законодательства, отметив, в том числе, внесение изменений в статью 73 БК РФ, подробно и исчерпывающим образом изложив свои выводы об отсутствии оснований для удовлетворения заявления прокурора.

Нарушений норм материального и процессуального права судом не допущено, в связи с чем оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции в апелляционном порядке не имеется.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Горномарийского районного суда Республики Марий Эл от 3 марта 2015 года оставить без изменения, апелляционное представление Горномарийской межрайонной прокуратуры – без удовлетворения.

Председательствующий

О.А. Петрова

Судьи

Г.В. Попов

Э.И. Салихова