ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-8234/2014 от 15.04.2014 Краснодарского краевого суда (Краснодарский край)

  Судья Завалко С.П. дело № 33 –8234/2014

   АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 15 апреля 2014 года г.Краснодар

 Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:

 председательствующего Поповой Е.И.

 судей Шакитько Р.В., Кудинова А.В.

 по докладу судьи Поповой Е.И.

 при секретаре Лукки А.А.

 с участием прокурора Бровкова М.Ю.

 слушала в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Южного энергетического таможенного поста Центральной энергетической таможни по доверенности ФИО1 на решение Ленинского районного суда г. Новороссийска Краснодарского края от 14 февраля 2014 года

 Заслушав доклад, судебная коллегия

 УСТАНОВИЛА:

 ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7 обратились в суд с иском к Южному энергетическому таможенному посту Центральной энергетической таможни ФТС России (далее по тексту - «ЮЭТП») о признании незаконным приказа о  проведении организационно-штатных мероприятий.

 В обоснование исковых требований указали, что несут службу в ЮЭТП. Приказом начальника ЮЭТП < номер обезличен > от 24 сентября 2013 года «Оборганизационно-штатных мероприятиях» внесены изменения в штатное расписание ЮЭТП согласно приложению к приказу, по которому происходит перераспределение должностей государственной гражданской службы между структурными подразделениями ЮЭТП, в результате чего занимаемые истцами должности исключаются из штатного расписания (сокращаются). Считали, что оспариваемый приказ издан начальником поста ФИО8 лишь для сокращения занимаемых ими должностей для последующего увольнения, в связи cо сложившимися неприязненными отношениями, и не имеет под собой обоснования. При издании приказа начальником поста допущены нарушения положений Приказа ФТС N 970 «Об утверждении Положения об организационно-штатной работе в таможенных органах РФ». В частности, приказ подготовлен и издан без материально-технического и экономического обоснования. Предложения о внесении изменений в штатное расписание не выносились на обсуждение организационно-структурной комиссии. Приложение к приказу «изменения в штатное расписание» не подписаны начальником, не имеется приказа ФТС России об утверждении предложения о внесении изменений в штатное расписание. Фактически изменения сведены к переименованию отделов. Представитель нанимателя не проинформировал за 2 месяца выборный профсоюзный орган о возможном увольнении сотрудников в связи с изменениями в штатном расписании. По указанным основаниям просили суд признать незаконным Приказ начальника Южного энергетического таможенного поста Центральной энергетической таможни России ФИО8 < номер обезличен > от 24 сентября 2013года «Об организационно-штатных мероприятиях».

 В судебном заседании истцы ФИО3, ФИО4, ФИО6 и представитель истцов по доверенностям ФИО9 уточнили заявленные исковые требования, просили суд признать незаконным приказ начальника ЮЭТП < номер обезличен > от 24 сентября 2013 года < номер обезличен >, включая приложение к нему, и обязать ответчика отменить указанный приказ. При этом представитель истцов по доверенности ФИО9 пояснил, что изданный приказ не имеет мотивированного обоснования рациональности и эффективности изменений в штатном расписании. Приказ не содержит положений о предстоящем увольнении сотрудников и госслужащих, хотя на момент рассмотрения иска один из истцов - ФИО2, занимавшая должность начальника отделения кадров уволена со службы в связи с отказом занять должности инспекторов отделов, при том, что должность начальника вновь образованного отдела кадров ей не предлагалась. Должность истца ФИО3 вообще исключается из нового штатного расписания, которое не содержит аналогичную должность, соответствующую его уровню квалификации, профессионального образования и опыта работы. Остальные истцы также не согласны с допущенными нарушениями при издании приказа об организационно-штатных мероприятиях, поскольку это напрямую страгивает их права и законные интересы. В самом тексте приказа указано только на переименование Отдела ТОиТК < номер обезличен > в Отдел ТОиТК < номер обезличен >. Об исключении и сокращении должностей в приказе ничего не сказано, что является нарушением Положения об организационно-штатной работе в таможенных органах РФ. Просил удовлетворить уточненные исковые требования в полном объеме.

 Представители ответчика ЮЭТП по доверенности ФИО10, ФИО11, ФИО12 исковые требования не признали, просили суд отказать в их удовлетворении.

 Решением Ленинского районного суда г. Новороссийска Краснодарского края от 14 февраля 2014 года исковые требования ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7 удовлетворены.

 В апелляционной жалобе представитель Южного энергетического таможенного поста Центральной энергетической таможни по доверенности ФИО1 просит отменить решение суда и принять новое решение об отказе в удовлетворении иска, ссылаясь на то, что при вынесении решения судом были допущены существенные нарушения норм материального и процессуального права, неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела.

 Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения ФИО3, ФИО4, ФИО6, ФИО7, их представителя по доверенностям ФИО9, прокурора Бровкова М.Ю., просивших решение суда оставить без изменения, судебная коллегия приходит к выводу о законности и обоснованности решения суда первой инстанции.

 В соответствии со ст. 328 ГПК РФ по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционные жалобу, представление без удовлетворения.

 Как следует из материалов дела, согласно контракту < номер обезличен > от 01 апреля 2013 года ФИО3 несет службу в должности заместителя начальника Южного энергетического таможенного поста (со статусом самостоятельного юридического лица) Центральной энергетической таможни ФТС России.

 Согласно контракту < номер обезличен > от 10 апреля 2013 года ФИО4 несет службу в должности заместителя начальника таможенного поста начальника отдела таможенного оформления и таможенного контроля < номер обезличен > Южного энергетического таможенного поста Центральной энергетической таможни ФТС России.

 Согласно служебному контракту < номер обезличен > от 29 марта 2013 года ФИО2 несла государственную гражданскую лужбу в Южном энергетческом таможенном посту Центральной энергетической таможни ФТС России в должности начальника отделения кадров.

 Согласно контракту < номер обезличен > от 01 августа 2007 года ФИО5 несет службу в должности начальника отдела специальных таможенных процедур < номер обезличен > Южного энергетического таможенного поста Центральной энергетической таможни ФТС России.

 Согласно контракту < номер обезличен > от 01 августа 2007 года ФИО6 несет службу в должности заместителя начальника отдела специальных таможенных процедур < номер обезличен > Южного энергетического таможенного поста центральной энергетической таможни ФТС России.

 Согласно контракту < номер обезличен > от 21 августа 2012 года ФИО13 несет службу в должности начальника отдела таможенного оформления и таможенного контроля < номер обезличен > Южного энергетического таможенного поста центральной энергетической таможни ФТС России.

 Приказом начальника ЮЭТП ФИО8 < номер обезличен > от 24 сентября 2013 года «Об организационно-штатных мероприятиях» отдано распоряжение: переименовать отдел таможенного оформления и таможенного контроля < номер обезличен > < адрес обезличен >) в отдел таможенного оформления и таможенного контроля < номер обезличен > (< адрес обезличен >) (п. 1); отделению кадров и отделению Бухгалтерского учета и финансового мониторинга внести изменения в штатное расписание ЮЭТП согласно приложению к настоящему приказу (п.2); отделению кадров внести изменения и дополнения в служебный и внутренний распорядки таможенного поста с учетом функциональных и штатных изменений (п.3); обеспечить соблюдение законности (п. 4); разработать проекты должностных инструкций и регламентов (п. 5). Пунктом 6 Приказа предусмотрено вступление его в силу с 27 ноября 2013 года.

 Приказ < номер обезличен > от 24 сентября 2013 года мотивирован начальником поста рациональным и эффективным использованием кадрового потенциала для выполнения задач, возложенных на таможенный пост.

 Приложением к приказу ЮЭТП < номер обезличен > от 24.09.2013 года «Изменения в штатном расписании ЮЭТП (со статусом юридического лица)», предусматриваются следующие изменения в штатном расписании таможенного поста: должность заместителя начальника таможенного поста, занимаемая истцом ФИО3, сокращается и не предусматривается; - должность заместителя начальника таможенного поста — начальника «отдела таможенного оформления и таможенного контроля < номер обезличен > (< адрес обезличен >), занимаемая истцом ФИО4, сокращается в связи с переименованием отдела в отдел таможенного оформления и таможенного контроля < номер обезличен > (< адрес обезличен >); - должность начальника отдела таможенного оформления и таможенного контроля < номер обезличен > сокращается. Вместо нее вводится должность заместителя начальника таможенного поста — начальника отдела таможенного оформления и таможенного контроля < номер обезличен >; - должность начальника отдела таможенного оформления и таможенного контроля < номер обезличен > занимаемая истцом ФИО7, сокращается. Вместо нее вводится должность начальника отделения таможенного оформления и таможенного контроля < номер обезличен >;- должность начальника отдела специальных таможенных процедур < номер обезличен >, занимаемая истцом ФИО5, сокращается. Вместо нее вводится должность заместителя начальника таможенного поста - начальника отдела специальныхтаможенныхпроцедур< номер обезличен > - должность заместителя начальника отдела специальных таможенных процедур < номер обезличен >, занимаемая истцом ФИО6, сокращается; - должность начальника отделения кадров, занимаемая истцом ФИО2, сокращается. Вместо нее вводится должность начальника отдела кадров. Уведомлением от 26.09.2013 года до сведения ФИО2 доведен приказ начальника ЮЭТП от 24.09.2013 года < номер обезличен > «Об организационно-штатных мероприятиях» с 27.11.2013 года предусматривающий перераспределение должностей государственной гражданской службы между структурными подразделениями ЮЭТП с охранением штатной численности таможенного поста. Занимаемая ею должность начальника отделения кадров подлежит исключению из штатного расписания таможенного поста, в связи с чем изменяются существенные условия служебного контракта.

 Согласно п. 3 ст. 29 ФЗ от 27.07.2004 N79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ», если гражданский служащий не согласен на замещение должности гражданской службы и прохождение гражданской службы в том же государственном органе или другом государственном органе в связи с изменением существенных условий служебного контракта, представитель нанимателя вправе освободить его от замещаемой должности гражданской службы и уволить с гражданской службы.

 При таких обстоятельствах суд первой инстанции обосновано пришел к выводу о том, что изложенные обстоятельства свидетельствуют о том, что приказ начальника ЮЭТП от 24.09.2013 года < номер обезличен > «Об организационно-штатных мероприятиях» затрагивает трудовые права и законные интересы истцов, связанные с несением ими службы в ЮЭТП.

 В соответствии с п.п. 4 п. 12 Приказа ФТС от 13 августа 2007 года N 965 «Об утверждении Общего положения о таможенном посте», начальник таможенного поста, являющегося юридическим лицом утверждает штатное расписание таможенного поста в пределах установленной ФТС России численности и фонда оплаты труда должностных лиц и работников таможенного поста.

 В соответствии с п. 15 Приказа Федеральной таможенной службы от 18 октября 2005 года N 970 «Об утверждении Положения об организационно-штатной работе в таможенных органах Российской Федерации и в учреждениях, находящихся в ведении ФТС России», РТУ, таможни, таможенные посты, (со статусом юридического лица), таможни, непосредственно подчиненные ФТС России, разрабатывают, утверждают штатные расписания в соответствии с типовой структурой и ведут дальнейшую работу с ними согласно типовым наименованиям структурных подразделений, перечням должностей, установленным штатной численности и фонду оплаты труда должностных лиц и работников и порядку, определенному Положением. Для специализированных РТУ,  Центральной таможни Кинологического центра ФТС  России), Центральной базовой таможни и учреждений, находящихся в ведении ФТС  России, разрабатываются индивидуальные структуры.

 Согласно п. 18. Приказа Федеральной таможенной службы от 18 октября 2005 года № 970, начальник таможенного органа в пределах утвержденной штатной численности и фонда оплаты труда должностных лиц и работников в праве: 1) изменять штатную численность структурных подразделений путем - перераспределения численности между ними, создавать или сокращать структурные подразделения или отдельные должности в соответствии с типовыми структурами таможенных органов, изменять должности сотрудников, государственных гражданских служащих и работников в соответствии с нормативными и иными правовыми актами Российской Федерации и нормативами, приведенными в Положении (см.приложение N3 к Положению); 2) изменять штатную численность подчиненных таможенных постов путем перераспределения численности между ними, а так же штатную численность структурных подразделений таможни путем передачи ее на таможенные посты.

 Согласно п. 2 Приказа ФТС  от 18 октября 2005 года N970, основным -принципом организационно-штатной работы является законность-соответствие принимаемых решений Конституции Российской Федерации, федеральным законам и действующим нормативным и иным правовым актам.

 В соответствии с п.п. 32, 33 Приказа ФТС  от 18 октября 2005 года N970, предположения таможенного органа о внесении в штатное расписание таможенного Органа изменений, подписанные его начальником, направляются в соответствующее Региональное таможенное управление (РТУ), где они обобщаются для их дальнейшего рассмотрения на Организационно-структурной комиссии (ОСК) РТУ.  Предложения после их рассмотрения на ОСК РТУ  направляют в ФТС России в соответствии с установленным порядком.

 В соответствии с п. 35 Приказа ФТС от 18 октября 2005 года N970, РТУ рассматривает предложения о перераспределении штатной численности между подчиненными таможенными органами, обобщает их в целом и направляет в ФТС  России с 1 по 15 марта или с 1 по 15 сентября. Предложения таможенных органов, одобренные на ОСК ФТС  России, утверждаются приказами ФТС  России, которые вступают в силу с 1 июля текущего года или с 1 января следующего года.

 В связи с тем, что ЮЭТП  имеет непосредственное подчинение Центральной энергетической таможне, которая в свою очередь подчинена ФТС,  то предложения о внесении изменений в штатное расписание должны были быть направлены в ФТС  России и подлежали рассмотрению и одобрению ОСК ФТС, после чего должны были быть утверждены приказом ФТС  России. Приказ об утверждении изменений в штатное расписание вступает в силу с 1 июля текущего года или с 1 января следующего года. Однако ответчиком в судебном заседании не представлено доказательств одобрения предложений ОСК ФТС  и/или издания приказа ФТС России об утверждении предложений ЮЭТП о внесении изменений в штатное расписание.

 При этом суд первой инстанции обосновано пришел к выводу, что, письмом < номер обезличен > от 23.09.2013 года начальника ЦЭТ в адрес Управления государственной службы и кадров ФТС согласовывался проект изменений в штатном расписании ЮЭТП, поскольку данное письмо не отвечает форме и порядку одобрения и утверждения предложения о внесении изменений в штатное расписание. На письмо наложена лишь резолюция заместителя начальника УГСК ФТС о том, что управление не возражает против реализации предложений ЮЭТП при условии соблюдения законодательства. Однако, как следует из Приказа ФТС от 18 октября 2005 года N 970 утверждение предложений производится в форме приказа ФТС, подписанного должностным лицом ФТС России, имеющим соответствующие полномочия, а не в форме резолюции на письме, подписанным Должностным лицом управления государственной службы и кадров.

 Так же, требованиями ч. 4 п. 6; ч. 3 п. 8; п.п. «г» ч. 8 п. 13, ч. 2 п. 34 Приказа ФТС от 18 октября 2005 года N970, предусматривается наличие справочно-аналитической информации по организационно-штатным вопросам и наличие обоснования предлагаемых изменений перед началом проведения организационно-штатных мероприятий.

 Согласно п. 30 Приказа ФТС от 18 октября 2005 года N 970, ответственность за разработку штатного расписания и за издание приказа о его утверждении несет начальник таможенного органа. Из текста оспариваемого приказа видно, что начальник ЮЭТП лишь приказал переименовать ОТОиТК < номер обезличен > в ОТОиТК < номер обезличен > и внести изменения в штатное расписание согласно приложению к приказу. Однако само Приложение к приказу < номер обезличен > от 24.09.2013 года «Изменения в штатном расписании ЮЭТП» начальником поста ФИО8 как ответственным лицом не утверждено и не подписано. В соответствии с ч. 4 п. 37 Приказа ФТС от 18 октября 2005 года N970, приказ «Об организационно-штатных мероприятиях» - обобщающее наименование может применяться в случаях, указанных в подпунктах 2 и 3, но если в результате проводимых мероприятий сокращается штатная численность или штат (т.е. то, что дает основание уволить должностное лицо или работника по инициативе работодателя), это должно быть отражено в тексте приказа.

 В нарушение ч. 3 ст. 40 Приказа ФТС от 18 октября 2005 года N 970, приказ о проведении организационно-штатных мероприятий < номер обезличен > не содержит сроки и порядок ознакомления с приказом должностных лиц и работников.

 Согласно п.. 2 п. 19 Приказа ФТС от 18 октября 2005 года N970, ачальник таможенного органа при проведении мероприятий, указанных в пункте 18 Положения, обеспечивает соблюдение законодательства Российской "Федерации в отношении должностных лиц и работников, занимающих должности, подлежащие перераспределению.

 Согласно п.п. 2 п. 38 Приказа ФТС от 18 октября 2005 года N970, при проведении организационно-штатных мероприятий порядок осуществления действий определяется в отношении государственных гражданских служащих - федеральными законами от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ», от 27.05.2003 N 58-ФЗ «О системе государственной службы РФ» и Трудовым кодексом РФ.

 Согласно ст. 1 ФЗ от 21 июля 1997 года N 114-ФЗ «О службе в таможенных органах РФ» служба в таможенных органах является особым видом государственной службы граждан Российской Федерации, осуществляющих, профессиональную деятельность по реализации функций, прав и обязанностей таможенных органов, входящих в систему правоохранительных органов Российской Федерации.

 Федеральный Закон «О службе в таможенных органах» не определяет специальный порядок рассмотрения служебных споров, в связи с чем к данным отношениям подлежат применению нормы ФЗ «О государственной гражданской службе РФ», так как служба в таможенных органах входит в систему государственной службы РФ. Так, ФЗ от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» применяется к отношениям между гражданином и таможенным органом при отсутствии специальных норм, предусмотренных ФЗ от 21 июля 1997 года N 114-ФЗ «О службе в таможенных органах РФ».

 Согласно п.п. 1,2,13 ст. 70 ФЗ от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ», в судах рассматриваются служебные споры по письменному заявлению гражданского служащего в соответствии с гражданским процессуальным законодательством.

 В связи с изложенным, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу об удовлетворении исковых требований, указав, что ответчиком не представлено в суд доказательств наличия справочно-аналитической информации и материально-технического обоснования предлагаемых изменений в штатное расписание, а также не соблюдены требования законодательства при проведении мероприятий. Кроме того, оспариваемый приказ < номер обезличен > от 24 сентября 2013 года «Об организационно-штатных мероприятиях» дает основание уволить должностное лицо по инициативе работодателя, что, в частности, подтверждается увольнением ФИО2 на момент рассмотрения спора, однако, текст приказа не содержит положений о возможном предстоящем увольнении должностных лиц по инициативе представителя нанимателя (работодателя). Факт уведомления выборного профсоюзного органа в порядке ст. 38 ФЗ от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе» об изменении существенных условий служебного контракта не умаляет значимость нарушений законодательства, допущенных при проведении организационно-штатных мероприятий

 Доводы апелляционной жалобы о неправильном применении закона, в частности ФЗ «О государственной гражданской службе в РФ», направлены на неправильное токование норм материального права.

 Другие доводы жалобы, не могут быть приняты во внимание, поскольку были предметом обсуждения суда первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка.

 При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу о законности и обоснованности решения суда первой инстанции, вынесенного с соблюдением норм материального и процессуального права.

 Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

 О П Р Е Д Е Л И Л А:

 Решение Ленинского районного суда г. Новороссийска от 14 февраля 2014 года - оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

 Председательствующий:

 Судьи: