ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-823/2017 от 10.03.2017 Вологодского областного суда (Вологодская область)

Судья Голодова Е.В.

ВОЛОГОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 10 марта 2017 года № 33-823/2017

г. Вологда

Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе

председательствующего Образцова О.В.,

судей Теплова И.П., Вахониной А.М.,

при секретаре Вальковой Н.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Тотемского районного суда Вологодской области от 15.12.2016, которым в удовлетворении искового заявления ФИО1 к администрации Бабушкинского муниципального района об отмене распоряжения, восстановлении на работе, взыскании заработной платы, компенсации морального вреда отказано.

Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Теплова И.П., объяснения ФИО1, представителя администрации Бабушкинского муниципального района по доверенности ФИО2, заключение прокурора прокуратуры Вологодской области Ивановой Н.Ю., полагавшей необходимым оставить решение суда без изменения, судебная коллегия

установила:

ФИО1 обратилась 16.11.2016 в суд с исковым заявлением к администрации Бабушкинского муниципального района о восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда.

В обоснование заявленных требований указала, что ФИО1 с 15.12.2015 была принята на работу на должность главного специалиста отдела сельского хозяйства администрации Бабушкинского муниципального района, с 01.02.2016 переведена на должность заведующего отделом социально-экономического развития и торговли, 13.10.2016 ей было выдано уведомление о расторжении трудового договора, в связи с не соответствием занимаемой должности, поскольку отсутствует документ об образовании, с 28.10.2016 была уволена с работы в связи с нарушением установленных правил заключения трудового договора.

Просила отменить распоряжение исполняющего обязанности главы администрации Бабушкинского муниципального района ФИО3 №... от 28.10.2016 о прекращении (расторжении) трудового договора с истцом (увольнении), восстановить ФИО1 в должности заведующего отделом социально-экономического развития и торговли администрации Бабушкинского муниципального района, взыскать заработную плату за время вынужденного прогула с 28.10.2016 по дату подачи иска, взыскать компенсацию морального вреда в размере ... рублей.

В судебном заседании истец ФИО1 требования поддержала, суду пояснила, что диплом бакалавра по специальности «Управление персоналом» получила 01.07.2016, с уведомлением о расторжении трудового договора она была ознакомлена, но от подписи отказалась, от предложенной должности главного специалиста отдела социально-экономического развития района отказалась ввиду отсутствия высшего экономического образования, на момент увольнения не знала, что находится в состоянии беременности.

Представитель ответчика администрации Бабушкинского муниципального района по доверенности ФИО2 в судебном заседании исковые требования не признал, суду пояснил, что должность заведующего отделом социально-экономического развития района относится к главной группе должностей муниципальной службы, квалификационные требования к данной должности высшее экономическое образование, не менее 2 лет муниципальной службы или 4 лет стажа работы по специальности. Диплом ФИО1 не соответствует указанной должности, а на момент приема на эту должность она имела только среднее специальное образование, просил в иске отказать.

Судом принято приведенное решение.

В апелляционной жалобе ФИО1 просит решение суда отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований, ссылаясь на неправильное определение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, поскольку полученный истцом диплом о высшем профессиональном образовании соответствует занимаемой должности.

В возражениях на апелляционную жалобу администрация Бабушкинского муниципального района, прокурор, участвовавший в деле, просят решение суда оставить без изменения, жалобу истца– без удовлетворения.

Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией по гражданским делам Вологодского областного суда в порядке, установленном главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), с учетом части 1 статьи 327.1 ГПК РФ, по смыслу которой повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела, и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционных жалобы, представления и в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции.

Из материалов дела усматривается, что 15.12.2015 на основании трудового договора ФИО1 была принята на работу в администрацию Бабушкинского муниципального района на должность главного специалиста отдела сельского хозяйства, с 01.02.2016 была переведена на должность заведующего отделом социально-экономического развития и торговли администрации Бабушкинского муниципального района, на момент данного перевода указанный работник имел диплом о начальном профессиональном образовании.

ФИО1 была уведомлена 13.10.2016 о расторжении трудового договора ввиду отсутствия документа о соответствующем высшем образовании, от предложенной должности главного специалиста отдела социально-экономического развития и торговли администрации района она отказалась 27.10.2016.

Распоряжением от 28.10.2016 №... данный работник был уволен с работы на основании п. 11 ч. 1 ст. 77, п. 3 ч. 1 ст. 84 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) в связи с нарушением установленных правил заключения трудового договора, в связи с отсутствием соответствующего документа об образовании.

В силу ст. 42 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" правовое регулирование муниципальной службы, включая требования к должностям муниципальной службы, определение статуса муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, осуществляется федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и иными муниципальными правовыми актами.

Положениями ст. 9 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" предусмотрено, что для замещения должности муниципальной службы требуется соответствие квалификационным требованиям к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы или работы по специальности, направлению подготовки, знаниям и умениям, которые необходимы для исполнения должностных обязанностей, а также при наличии соответствующего решения представителя нанимателя (работодателя) - к специальности, направлению подготовки (часть 1); квалификационные требования к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы или стажу работы по специальности, направлению подготовки, необходимым для замещения должностей муниципальной службы, устанавливаются муниципальными правовыми актами на основе типовых квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы, которые определяются законом субъекта Российской Федерации в соответствии с классификацией должностей муниципальной службы (часть 2).

Из содержания приведенной правовой нормы следует, что основой квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы являются: соответствующий уровень профессионального образования, наличие определенного стажа муниципальной службы (государственной службы) или стажа работы по специальности.

Согласно п. 11 ч. 1 ст. 77 ТК РФ основанием прекращения трудового договора является нарушение установленных настоящим Кодексом или иным федеральным законом правил заключения трудового договора, если это нарушение исключает возможность продолжения работы (статья 84 настоящего Кодекса).

В соответствии со ст. 84 ТК РФ трудовой договор прекращается вследствие нарушения установленных настоящим Кодексом или иным федеральным законом правил его заключения (пункт 11 части первой статьи 77 настоящего Кодекса), если нарушение этих правил исключает возможность продолжения работы, в случае отсутствие соответствующего документа об образовании и (или) о квалификации, если выполнение работы требует специальных знаний в соответствии с федеральным законом или иным нормативным правовым актом.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 51 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.03.2004 № 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации", в силу пункта 11 части первой статьи 77 и статьи 84 ТК РФ трудовой договор может быть прекращен вследствие нарушения установленных Трудовым кодексом РФ или иным федеральным законом правил заключения трудового договора, если нарушение этих правил исключает возможность продолжения работы, и работник не может быть переведен с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу.

Согласно ч. 2 ст. 2 Закона Вологодской области от 09.10.2007 № 1663-ОЗ «О регулировании некоторых вопросов муниципальной службы в Вологодской области» (в редакции Закона от 06.06.2016 № 3954-ОЗ) для замещения должностей муниципальной службы установлены типовые квалификационные требования к главным должностям муниципальной службы для муниципальных районов, городских, сельских поселений (должность заведующего отделом социально-экономического развития и торговли администрации Бабушкинского муниципального района относится к данной категории) - наличие высшего образования, не менее двух лет стажа муниципальной службы или не менее четырех лет стажа работы по специальности.

Согласно Положению об отделе социально-экономического развития и торговли, утвержденному постановлением администрации Бабушкинского муниципального района от 29.01.2010 № 38, он создан для изучения социально-экономического положения района и прогнозирования основных показателей, для урегулирования отношений, связанных с созданием условий для обеспечения жителей района услугами торговли, общественного питания и бытового обслуживания, координации работы по контролю за деятельностью лесопромышленного комплекса, размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд.

В соответствии с п. 1.6 должностной инструкции заведующего отделом социально-экономического развития и торговли администрации Бабушкинского муниципального района, утвержденной 01.02.2010, на должность заведующего отделом назначается лицо, имеющее высшее профессиональное образование по одной из специальностей: финансы и кредит, экономика, бухгалтерский учет, анализ и аудит, экономика и управление либо высшее профессиональное образование иного направления подготовки по специальностям, соответствующим функциям и конкретным задачам, возложенным на отдел социально-экономического развития и торговли, муниципального служащего или дополнительное профессиональное образование по специализации замещаемой должности.

Учитывая, что на момент издания приказа от 29.01.2016 о переводе ФИО1 не имела высшего профессионального образования по одной из необходимых специальностей, работодателем ей предлагалась вакансия, соответствующая ее образования, от которой ФИО1 отказалась, выводы суда первой инстанции о соблюдении ответчиком процедуры увольнения, о неправомерности заявленных исковых требований являются обоснованными.

Доводы жалобы о том, что полученный 01.07.2016 истцом диплом об освоении программы «бакалавр» по направлению подготовки «38.03.03 управление персоналом» после завершения обучения в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования «Российская Академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» соответствует должности заведующего отделом социально-экономического развития и торговли администрации Бабушкинского муниципального района не могут быть приняты во внимание судебной коллегией по следующим основаниям.

Действительно, указанное направление подготовки «Управление персоналом» входит в группу направлений подготовки высшего образования «38.00.00 Экономика и управление», утвержденной приказом Минобрнауки России от 25.03.2015 № 270 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.09.2013 № 1061 «Об утверждении перечней специальностей и направлений подготовки высшего образования» (зарегистрировано в Минюсте России 22.04.2015 № 36994).

Вместе с тем, данная образовательная программа «Управление персоналом» ориентирована, в первую очередь, на менеджеров по персоналу, выпускники данного направления предназначены для работы в службе управления персоналом государственных и муниципальных органов власти и управления предприятий, учреждений и организаций всех форм собственности в промышленности, торговле, на транспорте, в банковской, страховой, туристической и других сферах.

Основными видами деятельности выпускников в службе управления персоналом являются: организаторская, управленческая, правовая, учетно-документационная, воспитательная, педагогическая, социально-бытовая, психологическая, социологическая.

Задачами и функциями отдела социально-экономического развития и торговли администрации Бабушкинского муниципального района в соответствии с Положением о данном отделе, утвержденном постановлением главы администрации данного района от 29.01.2010 № 38, являются: изучение социально-экономического положения района, разработка прогнозов экономического и социального развития (жилищного строительства и коммунального хозяйства, использования трудовых ресурсов производства товаров народного потребления, социально-культурного, торгового, бытового и иного обслуживания населения), анализ в отраслевом и территориальных разрезах, участие в процессе планирования развития района.

Из анализа задач и функций указанного отдела усматривается, что образовательная программа «Управление персоналом» не ориентирована на обеспечение выполнения должностных обязанностей заведующего отделом социально-экономического развития и торговли администрации Бабушкинского муниципального района.

При данных обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным, оснований для удовлетворения доводов апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Тотемского районного суда Вологодской области от 15.12.2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: