Дело № 33-824 судья Пасечникова Е.В.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Тульского областного суда в составе:
председательствующего Алдошиной В.В.,
судей Абросимовой В.В., Старцевой Т.Г.,
при секретаре Жуковой Е.Н.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ГУ ТО УСЗН Тульской области на решение Донского городского суда Тульской области от 8 сентября 2021 года по гражданскому делу №2-951/2021 по иску ФИО1к Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения Тульской области» и Федеральному государственному казенному учреждению «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по городу Москве» о признании права на ежемесячную денежную компенсацию на питание с молочной кухни для детей до 3-х лет, ежемесячную денежную выплату на ребенка до достижения им возраста 3-х лет, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Заслушав доклад судьи Абросимовой Ю.Ю., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
ФИО1 обратилась в суд с исковым заявлением к ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Тульской области» в лице филиала отдела социальной защиты населения по г.Донской и Федеральному государственному казенному учреждению «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по городу Москве» о признании права на ежемесячную денежную компенсацию на питание с молочной кухни для детей до 3-х лет, ежемесячную денежную выплату на ребенка до достижения им возраста 3-х лет, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС в отношении дочерей ФИО2 <данные изъяты> и ФИО2 <данные изъяты>, с момента ее обращения за каждым спорным видом ежемесячной денежной выплаты.
В обоснование заявленных требований указала, что 15.05.2021 она обратилась к ответчику ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Тульской области» в лице филиала отдела социальной защиты населения по г. Донской с заявлением о назначении ежемесячной выплаты на детей до достижения ими возраста 3 лет, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, по результату рассмотрения которого, получила отказ со ссылкой, что является действующим сотрудником 3 ОБП МОВО по ЗАО ФГКУ «УВО ВНГ России по г. Москве» в должности полицейского комендантской группы, в связи с чем, за назначением ежемесячной выплаты на детей до достижения ими возраста 3-х лет гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, ежемесячной компенсации на питание с молочной кухни для детей до 3-х лет, постоянно проживающих на территориях зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, ей необходимо обратиться по месту работы.
При обращении с аналогичным заявлением по месту своей работы в МОВО по ЗАО ФГКУ «УВО ВНГ РФ по г.Москве» 22.06.2021 она получила письменный ответ о необходимости обращения с данного рода заявлением в органы социальной защиты населения по месту регистрации.
Ссылаясь на нормы ст.7 Конституции РФ, ст.2 Федерального закона от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющих детей», п.6 ст.19 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и Постановление Правительства РФ от 31.12.2004 № 907 «О социальной поддержке граждан, подвергшихся воздействию радиации, вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» просила суд обязать надлежащего ответчика назначить ей ежемесячную денежную компенсацию на питание с молочной кухни для детей до 3-х лет, ежемесячную денежную выплату на ребенка до достижения им возраста 3-х лет, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС в отношении дочерей ФИО2 <данные изъяты> и ФИО2 <данные изъяты>, с момента ее обращения за каждым спорным видом ежемесячной денежной выплаты.
В судебном заседании истец ФИО1 исковые требования поддержала, просила установить надлежащего ответчика и удовлетворить заявленные ею исковые требования. Подтвердила, что непосредственно перед рождением дочерей ФИО2 <данные изъяты> и ФИО2 <данные изъяты> она проходила службу по контракту полицейским комендантской группы 3 отдельного батальона полиции Межрайонного отдела вневедомственной охраны по Западному административному округу ФГКУ «УВО ВНГ России по городу Москве» на территории города Москвы, о чем ГУ ТО УСЗН ТО филиал Отдел Социальной защиты населения по г.Донскому был извещен при оформлении иных пособий на детей. При этом она зарегистрирована проживающей по адресу: <адрес>
Представитель ответчика ГУ ТО УСЗН ТО филиал Отдел Социальной защиты населения по г.Донскому по доверенности ФИО3 исковые требования не признала и пояснила, что истцу было отказано в назначении спорных выплат, поскольку она является сотрудником полиции - полицейским комендантской группы 3 отдельного батальона полиции Межрайонного отдела вневедомственной охраны по Западному административному округу ФГКУ «УВО ВНГ России по городу Москве» по контракту, в связи с чем, финансовое обеспечение расходных обязательств Российской Федерации по возмещению вреда и предоставлению мер социальной поддержки военнослужащим, сотрудникам органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов Российской Федерации, пенсионерам из числа этих лиц, в том числе, работающим (независимо от места работы), гражданскому персоналу указанных федеральных органов исполнительной власти, а также пенсионерам из числа лиц, уволенных из федеральных органов налоговой полиции, в том числе работающим (независимо от места работы), подвергшимся радиационному воздействию, осуществляется в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете на соответствующий год федеральным органам исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба.
В обоснование данных доводов ссылалась на ст. 5.1 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» № 1244-1 от 15.05.1991 и п. 6 Постановления Правительства РФ от 30.08.2005 № 542 (ред. от 04.03.2015) «Об утверждении Правил финансового обеспечения расходных обязательств Российской Федерации по возмещению вреда и предоставлению гражданам мер социальной поддержки, предусмотренных Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», Федеральным законом «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча» и Федеральным законом «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне».
По этим доводам считает, что надлежащим ответчиком по возбужденному истцом спору является Федеральное государственное казенное учреждение «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по г.Москве» и межрайонный отдел вневедомственной охраны по Западному административному органу – филиал федерального государственного казенного учреждения «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по городу Москве».
Представитель ответчика Федерального государственного казенного учреждения «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по г.Москве» и межрайонного отдела вневедомственной охраны по Западному административному органу – филиалу федерального государственного казенного учреждения «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по городу Москве» по доверенности ФИО4, исковые требования не признала, не согласна с тем, что надлежащим ответчиком по делу является Федеральное государственное казенное учреждение «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по г.Москве» и межрайонный отдел вневедомственной охраны по Западному административному органу – филиал федерального государственного казенного учреждения «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по городу Москве», поскольку работодатель дислоцируется в городе Москве и не направлял истца проходить службу в регион с льготным социально- экономическим статусом, а именно, в г. Донской Тульской области.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, относительно предмета спора, Министерства труда и социальной защиты Тульской области, в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил.
Суд решил: признать за ФИО1 право на назначение ежемесячной выплаты на ребенка до достижения им возраста 3х лет гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС в отношении дочери ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с 01.04.2020 по 31.10.2021 и в отношении дочери ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с 01.04.2020 по 30.11.2022.
Признать за ФИО1 право на назначение ежемесячной компенсации на питание с молочной кухни для детей до 3-х лет в отношении дочери ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с 01.04.2020 по 02.10.2021, и в отношении дочери ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с 01.04.2020 по 10.11.2022.
Обязать ГУ ТО УСЗН ТО назначить ФИО1 на ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ежемесячную выплату на ребенка до достижения им возраста 3 лет гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС с 01.04.2020 и по 31.10.2021, и ежемесячную компенсацию на питание с молочной кухни для детей до 3-х лет с 01.04.2020 г. по 02.10.2021, в соответствии со ст.19 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» № 1244-1 от 15.05.1991;
назначить ФИО1 на ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ежемесячную выплату на ребенка до достижения им возраста 3 лет гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, с 01.04.2020 по 30.11.2022, и ежемесячную компенсацию на питание с молочной кухни для детей до 3-х лет с 01.04.2020 по 10.11.2022 в соответствии со ст.19 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» № 1244-1 от 15.05.1991.
Обязать ГУ ТО УСЗН ТО выплатить ФИО1 ежемесячную выплату на детей: ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, до достижения ими возраста 3 лет гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС за период с 01.04.2020 по 08.09.2021 на каждую, и ежемесячную компенсацию на питание с молочной кухни для детей до 3-х лет за период с 01.04.2020 по 08.09.2021 на каждую.
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к ФГКУ «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по городу Москве» о признании права на ежемесячную денежную компенсацию на питание с молочной кухни для детей до 3-х лет, ежемесячную денежную выплату на ребенка до достижения им возраста 3-х лет, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, отказать.
В апелляционной жалобе ГУ ТО УСЗН ТО ставит вопрос об отмене постановленного решения как незаконного и необоснованного.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя ГУ ТО УСЗН ТО по доверенности ФИО7, возражения представителя ФГКУ «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по г.Москве» и межрайонного отдела вневедомственной охраны по Западному административному органу – филиалу федерального государственного казенного учреждения «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по городу Москве» по доверенности ФИО4, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации в Российской Федерации как социальном государстве обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов, пожилых граждан, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7); материнство и детство, семья находятся под защитой государства (статья 38, часть 1).
Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" N 1244-1 от 15.05.1991 (далее по тексту Закон N 1244-1) направлен на защиту прав и интересов, а также определяет государственную политику в области социальной поддержки граждан Российской Федерации, оказавшихся в зоне влияния неблагоприятных факторов, возникших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 года, либо принимавших участие в ликвидации последствий этой катастрофы.
Как следует из положений статьи 3 названного закона, гражданам гарантируются возмещение вреда, причиненного их здоровью и имуществу вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, возмещение вреда за риск вследствие проживания и работы на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, превышающему допустимые уровни в результате чернобыльской катастрофы, а также предоставление мер социальной поддержки.
В силу части первой статьи 13 Закона N 1244-1 к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется его действие, отнесены двенадцать категорий граждан, в число которых входят, в том числе граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.
В соответствии со ст.19 Закона N 1244-1 для граждан, постоянно проживающих (работающих) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом предусмотрены возмещение вреда и меры социальной поддержки граждан в виде:
- ежемесячной компенсация на питание с молочной кухни для детей до трех лет: детям первого года жизни - 230 рублей, детям второго и третьего года жизни - 200 рублей;
-ежемесячная выплата на каждого ребенка: с 01.07.2016 до достижения возраста полутора лет - в размере 3 000 рублей; в возрасте от полутора до трех лет - в размере 6 000 рублей.
В целях реализации Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" постановлением Правительства РФ от 28.06.2016 №588 (в редакции на момент возникновения спорных правоотношений) были разработаны и утверждены Правила предоставления ежемесячной выплаты на каждого ребенка до достижения им возраста 3 лет гражданам, подвергшимся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС (далее Правила, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 28.06.2016 №588) и Постановлением Правительства РФ от 31.12.2004 № 907 утверждены Правила предоставления ежемесячной компенсации на питание с молочной кухни для детей до з-х лет, постоянно проживающих на территории зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС.
Данные виды ежемесячной компенсации и ежемесячной денежной выплаты предоставляется при условии постоянного проживания (работы) граждан на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом не менее 4 лет непосредственно перед ее предоставлением (за исключением детей независимо от места их рождения, чьи родители (один из родителей) непосредственно перед рождением ребенка постоянно проживали (работали) в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом и при условии, что ребенок после рождения постоянно проживает в этой зоне).
И та и другая меры социальной поддержки предоставляется одному из родителей либо бабушке, дедушке, опекуну ребенка.
К заявлению прилагаются следующие документы: заверенная копия удостоверения (справки), дающего право на меры социальной поддержки (кроме родителей (одного из родителей), непосредственно перед рождением ребенка постоянно проживавших (работавших) в зонах отселения и проживания с правом на отселение и при условии, что ребенок независимо от места его рождения после рождения постоянно проживает в этих зонах); заверенная копия свидетельства о рождении ребенка; копия документа, подтверждающего период проживания (работы) получателя компенсации на территориях зон радиоактивного загрязнения, - в случаях, предусмотренных пунктом 1(2) настоящих Правил.
Предусмотренные законом №1244-1 возмещение вреда и меры социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на чернобыльской АЭС, являются расходными обязательствами РФ. Порядок финансирования расходных обязательств РФ устанавливается Правительством РФ.
С 01.01.2015 на основании ФЗ № 428-ФЗ от 22.12.2014 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничений полномочий в сфере социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации», дополнившегося Закон № 1244-1 статьей 5.1, Российская Федерация передала органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление полномочия по предоставлению, в том числе по доставке гражданам компенсаций и других выплат (за исключением компенсаций и других выплат, предоставляемых военнослужащим, сотрудникам органов внутренних дел, учреждений \ органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, таможенных органов Российской Федерации пенсионерам из числа этих лиц, в том числе работающим (независимо от места работы) гражданскому персоналу указанных федеральных органов исполнительной власти, а также пенсионерам из числа лиц, уволенных из федеральных органов налоговой полиции, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, в том числе работающим (независимо от места работы), предусмотренных абзацем четвертым пункта 4 пунктами 5 и 7 (за исключением ежемесячного пособия по уходу за ребенком в двойном размере, выплачиваемого гражданам, подлежащим обязательному социальному страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в части, приходящейся на выплату данного пособия до достижения ребенком возраста полутора лет), 8-10 части первой) статьи 18, пунктами 4, 6 и 7 части второй статьи 19 Закона от 15.05.1991 №1244-1.
В соответствии с п. 6 Постановления Правительства РФ от 30.08.2005 № 542 (ред. от 04.03.2015) "Об утверждении Правил финансового обеспечения расходных обязательств Российской Федерации по возмещению вреда и предоставлению гражданам мер социальной поддержки, предусмотренных Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", Федеральным законом "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча" и Федеральным законом "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" финансовое обеспечение расходных обязательств Российской Федерации по возмещению вреда и предоставлению мер социальной поддержки военнослужащим, сотрудникам органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов Российской Федерации, пенсионерам из числа этих лиц, в том числе, работающим (независимо от места работы), гражданскому персоналу указанных федеральных органов исполнительной власти, а также пенсионерам из числа лиц, уволенных из федеральных органов налоговой полиции, в том числе работающим (независимо от места работы), подвергшимся радиационному воздействию, осуществляется в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете на соответствующий год федеральным органам исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба.
В ходе судебного разбирательства установлено, что истец ФИО1 является матерью ФИО2 <данные изъяты>, и ФИО2 <данные изъяты>.
Семья истца признана многодетной, постоянно проживающей на территории Тульской области.
Согласно сведениям паспорта серии <...>, выданного на имя ФИО1, и справки с места жительства, истец ФИО1 с 12.03.1987 и по настоящее время зарегистрирована по адресу: <адрес> ее дочери зарегистрированы с ней по этому же адресу: <данные изъяты> и по настоящее время.
Постановлением Правительства РФ от 08.10.2015 № 1074 определено, что г.Донской Тульской области относится к территории с зоной проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Истец проходит службу по контракту в должности полицейского комендантской группы 3 отдельного батальона полиции Межрайонного отдела вневедомственной охраны по Западному административному округу ФГКУ «УВО ВНГ России по городу Москве».
В отношении дочери ФИО5 ежемесячная выплата на ребенка до достижения возраста 3х лет гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, была назначена истцу с 01.10.2018 и по 31.10.2021 на основании ее заявления от 13.11.2018, и ежемесячная компенсация на питание с молочной кухни для детей до 3-х лет была назначена истцу на основании ее заявления от 13.11.2018.
В отношении дочери ФИО6 ежемесячная выплата на ребенка до достижения им возраста 3х лет гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, была назначено истцу с 01.12.2019 и по 30.11.2022 на основании ее заявления от 09.12.2019, а ежемесячная компенсация на питание с молочной кухни для детей до 3-х лет с 01.01.2020 и по 10.11.2022 на основании заявления от 09.12.2019.
Распоряжением Государственного учреждения Тульской области “Управление социальной защиты населения Тульской области” от 10.03.2020 с 01.04.2020 истцу ФИО1 прекращены выплаты ежемесячных выплат на дочерей Василису и Алису до достижения возраста 1,5 лет и ежемесячных компенсаций на питание с молочной кухни для детей до 3-х лет на том основании, что истец ФИО1 является сотрудником отдельного батальона полиции.
Данный вывод начальником отдела г.Донского Государственного учреждения Тульской области “Управление социальной защиты населения Тульской области” был сделан на основании справки от 11.02.2020 №б/н, предоставленной истцом ФИО1 с места работы - 3 ОБП МОВО по ЗАО ФГКУ «УВО ВНГ России по городу Москве», свидетельствующей о том, что она в должности старшего сержанта полиции состоит на службе в должности полицейского.
При повторном обращении истца 10.07.2020 и 29.01.2021 с заявлениями в отдел г.Донского Государственного учреждения Тульской области “Управление социальной защиты населения Тульской области” о назначении спорных видов мер социальной поддержки в отношении каждой из дочерей, были приняты решения об отказе в их удовлетворении со ссылкой на ст. 5.1 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» № 1244-1 от 15.05.1991, п. 6 постановления Правительства РФ от 30.08.2005 № 542 (ред. от 04.03.2015) «Об утверждении Правил финансового обеспечения расходных обязательств Российской Федерации по возмещению вреда и предоставлению гражданам мер социальной поддержки, предусмотренных Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», Федеральным законом «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча» и Федеральным законом «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне», и рекомендовано истцу обратиться за назначением данных выплат по месту прохождения службы.
При обращении истца 15.05.2021 по месту прохождения службы в Межрайонный отдел вневедомственной охраны по Западному административному округу ФГКУ «УВО ВНГ России по городу Москве» о назначении спорных мер социальной поддержки, по результату рассмотрения которого 10.06.2021 в его удовлетворении было отказано по доводам, указанным представителем данного ответчика в ходе судебного разбирательства, и рекомендовано обратиться в органы социальной защиты по месту регистрации.
Право истца на получение выплат по закону ЧАЭС не оспаривается ответчиками, поскольку факт ее проживания с детьми на территории с льготным социально – экономическим статусом подтвержден представленными доказательствами.
Оценивая доводы ответчиков относительно отсутствия у каждого из них обязанности по назначению истцу ФИО1 спорных мер социальной поддержки, суд первой инстанции посчитал надлежащим ответчиком по исковым требованиям ФИО1 - ГУ ТО УСЗН ТО, в связи с тем, что работодатель истца дислоцируется в городе Москве и не направлял истца проходить службу в регион с льготным социально- экономическим статусом, а именно, в г. Донской Тульской области, а выплаты (льготы) предоставляются гражданам только в случае постоянного проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, то право назначить истцу ежемесячную выплату и компенсацию на питание с молочной кухни для детей до трех лет в данном случае у него отсутствует.
С данным выводом суда судебная коллегия согласиться не может, по следующим основаниям.
Федеральный закон от 22.12.2014 N 428-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием разграничения полномочий в сфере социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации" дополнил Закон РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" статьей 5.1.
В соответствии с указанной статьей (в редакции на момент возникновения спорных правоотношений) Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов РФ осуществление полномочия по предоставлению гражданам компенсаций и других выплат за исключением компенсаций и других выплат, предоставляемых военнослужащим, сотрудникам органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, Федеральной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов РФ, пенсионерам из числа этих лиц, в том числе работающим, гражданскому персоналу указанных федеральных органов исполнительной власти, предусмотренных пунктом 5 (в части дополнительного оплачиваемого отпуска) статьи 14, пунктом 3 (в части ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров) части первой статьи 15, частью первой статьи 40 (в части ежегодной компенсации на оздоровление). Средства на осуществление переданного в соответствии с частью первой настоящей статьи полномочия предусматриваются в виде субвенций из федерального бюджета. Выделяемые средства носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели. Порядок предоставления субвенций устанавливается Правительством РФ.
Данные изменения были внесены и в п.7 Правил предоставления ежемесячной выплаты на каждого ребенка до достижения им возраста 3-х лет гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС, утвержденных постановлением Правительства РФ от 28.06.2016 №588, где было определено, что предоставление ежемесячной выплаты осуществляется не только органами в сфере социальной защиты населения, но и уполномоченными органами федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба.
Пунктом 6 Правил финансового обеспечения расходных обязательств Российской Федерации по возмещению вреда и предоставлению гражданам мер социальной поддержки, предусмотренных Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», Федеральным законом «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча" и Федеральным законом «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2005 № 542 установлено, что финансовое обеспечение расходных обязательств РФ по возмещению вреда и предоставлению мер социальной поддержки военнослужащим, сотрудникам органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения РФ, федеральной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов РФ, пенсионерам из числа этих лиц, в том числе работающим (независимо от места работы), гражданскому персоналу указанных органов исполнительной власти, а также пенсионерам из числа лиц, уволенных из федеральных органов налоговой полиции, в том числе работающим (независимо от места работы), подвергшимся радиационному воздействию, осуществляется в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете на соответствующий год федеральным органам исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба.
При этом, ограничений по вопросу применения данного пункта на какие-либо определенные меры социальной поддержки и привязки к месту дислокации федерального органа исполнительной власти, не имеется.
Согласно п.3 Постановления Правительства РФ от 28.06.2016 № 588, утвердивших Правила предоставления ежемесячной выплаты на каждого ребенка до достижения им возраста 3-х лет гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС, и о внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ, предусмотрено аналогичное Правилам № 542 финансовое обеспечение расходных обязательств РФ.
На основании выше изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что ежемесячная выплата на ребенка до достижения им возраста трех лет, лицам, являющимся, в том числе сотрудниками органов вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ по г.Москве (независимо от места работы) выплачиваются за счет средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете на соответствующий год федеральным органам исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба.
При таких обстоятельствах, расходные обязательства по предоставлении выплаты на ребенка до достижения им возраста 3-х лет и ежемесячной компенсации на питание с молочной кухни для детей до 3-х лет, истцу, как лицу, проходящему военную и приравненную к ней службу, предусмотрены действующим законодательством у ФГКУ «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ по г.Москве», в связи с чем постановленное решение суда подлежит отмене с вынесением нового решения по делу.
Доводы представителя ФГКУ «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ по г.Москве» о том, что финансовое обеспечение расходных обязательств Российской Федерации, связанных с предоставлением ежемесячной выплаты осуществляется федеральным органом исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, только в отношении лиц, проходящим службу в населенных пунктах, расположенных в зонах радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, судебная коллегия полагает ошибочными, основанными на неправильном толковании норм Постановления Правительства РФ от 28.06.2016 №588, Постановления Правительства РФ от 30.08.205 №542, в совокупности и в системном толковании с нормам Федерального закона от 22.12.2014 N 428-ФЗ и Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1, предусматривающими финансовое обеспечение расходных обязательств РФ, связанных с ежемесячной денежной выплатой на ребенка до достижения им возраста 3-х лет, ежемесячной компенсацией на питание с молочной кухни на детей до 3-х лет.
В п.5 Правил предоставления ежемесячной выплаты на каждого ребенка до достижения им возраста 3х лет гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС, утвержденных постановлением Правительства РФ от 28.06.2016 №588 разъяснен порядок назначения ежемесячной выплаты за прошедший период. Так, ежемесячная выплата предоставляется одному из родителей с месяца возникновения права на нее по месяц наступления оснований для ее прекращения включительно, если обращение за ее предоставлением последовало не позднее достижения ребенком, на которого назначается ежемесячная выплата 3-х лет.
Установив, что ФИО1 ежемесячная выплата была назначена ГУ ТО «УСЗН ТО» и выплачивалась на ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения с 01.10.2018, на ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения с 01.12.2019 и прекращена 01.04.2020, в связи с тем, что ФИО1 является сотрудником вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ, принимая во внимание, что право на получение ежемесячной выплаты в отношении ФИО5 и ФИО6, она не утратила, т.к. постоянно проживала с детьми на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, обращение за назначением ежемесячной выплаты после ее прекращения от истца в ФГКУ «УВО ВНГ РФ по г.Москве» поступило 15.05.2021, т.е. до достижения детьми возраста 3-х лет, то судебная коллегия полагает возможным признать за ФИО1 право на назначение ежемесячной выплаты на ребенка до достижения им возраста 3 лет гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС в отношении дочери ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с 01.04.2020 по 31.10.2021 и в отношении дочери ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с 01.04.2020 по 30.11.2022.
Порядок назначения ежемесячной компенсации на питание с молочной кухни для детей до 3-х лет в соответствии с п.6 ст.19 Закона РФ №1244-1 от 15.05.1991 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС» определен Правилами предоставления ежемесячной компенсации на питание с молочной кухни для детей, постоянно проживающих на территориях зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС», утвержденными постановлением Правительства РФ №907 от 31.12.2004, в соответствии с п.7 данных Правил компенсация производится, начиная с месяца, следующего за месяцем подачи заявления, возврат данной компенсации за предыдущие периоды в соответствии с законодательством не предусмотрен, учитывая, что с заявлением по месту службы истец обратилась только 15.05.2021, то судебная коллегия полагает необходимым определить право ФИО1 на назначение ежемесячной компенсации на питание с молочной кухни для детей до 3-х лет в отношении дочери ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с 01.06.2021 по 02.10.2021, и в отношении дочери ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с 01.06.2021 по 10.11.2022.
Судебная коллегия считает необходимым возложить назначение данных мер социальной поддержки на ответчика ФГКУ «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по городу Москве».
Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Донского городского суда Тульской области от 8 сентября 2021 года отменить, постановить по делу новое решение, которым исковые требования ФИО1 удовлетворить частично.
Признать за ФИО1право на назначение ежемесячной выплаты на ребенка до достижения им возраста 3х лет гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС в отношении дочери ФИО2 <данные изъяты> с 01.04.2020 по 31.10.2021 и в отношении дочери ФИО2 <данные изъяты>, с 01.04.2020 по 30.11.2022.
Признать за ФИО1право на назначение ежемесячной компенсации на питание с молочной кухни для детей до 3-х лет в отношении дочери ФИО2 <данные изъяты> рождения, с 01.05.2021 по 02.10.2021, и в отношении дочери ФИО2 <данные изъяты>, с 01.05.2021 по 10.11.2022.
Обязать ФГКУ «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по городу Москве» назначить и выплачивать ФИО1на ФИО2 <данные изъяты>, ежемесячную выплату на ребенка до достижения им возраста 3 лет гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС с 01.04.2020 и по 31.10.2021, и ежемесячную компенсацию на питание с молочной кухни для детей до 3-х лет с 01.05.2021 по 02.10.2021, в соответствии со ст.19 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» № 1244-1 от 15.05.1991;
назначить и выплачивать ФИО1на ФИО2 <данные изъяты>, ежемесячную выплату на ребенка до достижения им возраста 3х лет гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, с 01.04.2020 по 30.11.2022, и ежемесячную компенсацию на питание с молочной кухни для детей до 3-х лет с 01.05.2021 по 10.11.2022 в соответствии со ст.19 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» № 1244-1 от 15.05.1991.
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Тульской области» о признании права на ежемесячную денежную компенсацию на питание с молочной кухни для детей до 3-х лет, ежемесячную денежную выплату на ребенка до достижения им возраста 3-х лет, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, отказать.
Председательствующий
Судьи