№ 33-824 судья Ежелый В.Л. 2013 год
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Тверского областного суда
в составе председательствующего судьи Образцовой О.А.,
судей Буйнова Ю.К., Яшиной И.В.
при секретаре Варламовой А.Е.
27 марта 2013 года
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Твери
по докладу судьи Образцовой О.А.
дело по апелляционной жалобе Межрайонной ИФНС России № по Тверской области на решение Осташковского городского суда Тверской области от 27 декабря 2012 года, которым постановлено:
«Признать незаконным исчисление Межрайонной ИФНС России № по Тверской области транспортного налога ФИО1 на автомашину <данные изъяты> регистрационный знак <данные изъяты> в соответствии с налоговым уведомлением № по ставке, установленной для транспортных средств «автобусы», обязав ее исчислить заявителю транспортный налог за указанную автомашину для транспортных средств «легковые автомобили».
Судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
ФИО2 обратился в суд с заявлением об оспаривании действий Межрайонной ИФНС России № по Тверской области по определению ставки транспортного налога, ссылаясь на то, что является собственником автомашины <данные изъяты>, регистрационный знак <данные изъяты>. До 2012 года транспортный налог уплачивался им по ставке, установленной для легковых автомобилей. В 2012 году получил требование об уплате транспортного налога за период с 2009 года по 2012 год по ставке, установленной для автомашин категории «Д», то есть автобусов. Считает действия ИФНС № по определению ставки транспортного налога незаконными, так как его автомашина относится к легковым автомашинам категории «В», имеет мощность двигателя 98 л.с.
В судебном заседании ФИО2. поддержал доводы заявления и просил признать незаконными действия ИФНС № по определению ставки транспортного налога, ссылаясь на положения Конвенции о дорожном движении, ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 апреля 1974 года № 5938-VIII, в силу которой его автомашина по своей классификации относится к легковым.
Представители ответчика - Межрайонной ИФНС России № по Тверской области по доверенности ФИО3 и ФИО4. исковые требования не признали.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Межрайонной ИФНС России № по Тверской области ставится вопрос об отмене решения суда. В обоснование жалобы указывается следующее.
Категория транспортного средства в целях налогообложения должна определяться на основании представляемых уполномоченными органами в налоговые органы сведений исходя из типа транспортного средства и его назначения (категории), указанных в паспорте транспортного средства на основании Одобрения типа транспортного средства. Сама категория (А, В, С, Б, прицеп) не квалифицирует транспортное средство как легковой автомобиль или автомобиль иной категории. На это неоднократно указывало Министерство финансов РФ в письмах: от 17 января 2008 № 03-05-04-01/1 (доведено для руководства в работе письмом ФНС РФ от 18 февраля 2008 № ШС-6-3/112@), от 13 августа 2012 № 03-05-06-04/137.
Приведенные выше нормы свидетельствуют о том, что при отнесении спорного автомобиля к определенной категории транспортных средств, поименованных в статье 361 НК РФ, следует руководствоваться всей совокупностью имеющихся документов и представленных в дело доказательств.
Согласно паспорту транспортного средства, приобщенному к материалам дела, в строке 3 «Наименование (тип ТС)» указано - автобус. Вторая цифра в коде «Марка, модель ТС» указана цифра «2», что также свидетельствует об отнесении автомашины <данные изъяты> к категории - автобус.
При таких обстоятельствах вывод суда о принадлежности спорного транспортного средства к легковым автомобилям противоречит фактическим обстоятельствам дела и приобщенным к делу доказательствам.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы и возражения на неё, заслушав выступление представителей Межрайонной ИФНС России № 6 по Тверской области по доверенности ФИО5 и ФИО6, поддержавших доводы жалобы, ФИО2, с жалобой не согласившегося, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по доводам жалобы.
Из материалов дела усматривается, что ФИО2 является собственником автомашины <данные изъяты>. Транспортный налог за период 2009-2011 года им уплачивался на основании выставляемых налоговой инспекцией уведомлений как за легковой автомобиль (<данные изъяты> руб.), что не отрицалось участниками процесса. Согласно налоговому уведомлению <данные изъяты> налоговой инспекцией за указанный период (2009-2011 годы) был произведён перерасчёт транспортного налога и предложено ФИО2 уплатить до 01 ноября 2012 года задолженность по транспортному налогу, исходя из налоговой ставки для автобусов с мощностью двигателя до 200 л.с. (<данные изъяты> руб.). Не согласившись с необходимостью уплаты налога по налоговой ставке для автобусов, ФИО2 обжаловал действия налоговой инспекции, обратившись в суд.
В соответствии со статьёй 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.
Согласно части 7 статьи 3 Налогового кодекса РФ все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).
В силу статей 356, 357, 358 Налогового кодекса РФ транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют ставку налога в пределах, установленных настоящей главой, порядок и сроки его уплаты.
Налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статьёй 362 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
В соответствии со статьёй 361 Налогового кодекса РФ, в редакции Федерального закона от 27 ноября 2010года№307-ФЗ, налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортного средства в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или одну единицу транспортного средства.
До 01 января 2011 года данная норма закона действовала в следующей редакции: «Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства».
Порядок уплаты транспортного налога определён законом Тверской области от 06 ноября 2002г. № 75-ЗО «О транспортном налоге в Тверской области», положения статьи 1 которого соответствовали положениям статьи 361 Налогового кодекса РФ.
Таким образом, до 01 января 2011 года при определении налоговой ставки учитывалась категория транспортного средства.
Приказом Федеральной налоговой службы России от 17 сентября 2007 года №ММ-3-09/536@ утверждена форма сведений о факте регистрации транспортного средства и об его владельце, в соответствии с которой органами ГИБДД предоставляются сведения в налоговые органы о транспортных средствах и их владельцах.
Как видно из материалов дела, органами ГИБДД в налоговую инспекцию были предоставлены сведения в отношении автомобиля <данные изъяты>, принадлежащего ФИО2, где в графе «Категория транспортного средства» было указано – В, легковой автомобиль. В графе «Тип транспортного средства» - 49, автобусы прочие. Такие сведения, по пояснениям представителей налоговой инспекции, предоставлялись в течение спорного периода. Иных доказательств представлено не было.
Учитывая приведённые выше положения статей 362, 361 Налогового кодекса РФ, статьи 1 Закона Тверской области № 75-ЗО, у налоговой инспекции не имелось оснований не принимать во внимание представленные органами ГИБДД сведения о категории автомобиля ФИО2 как о легковом автомобиле.
Доводы представителей налоговой инспекции в суде апелляционной инстанции о том, что изменения в налоговом законодательстве предоставляют право налоговому органу пересчитать транспортный налог за прошлый период в соответствии с данными изменениями, не могут быть приняты как противоречащие положениям статьи 57 Конституции Российской Федерации и статьи 5 Налогового кодекса РФ.
Кроме того, судебная коллегия также исходит из того, что нормы статьи 361 Налогового кодекса РФ и статьи 1 Закона Тверской области № 75-ЗО, в том числе и в действующей редакции, не предоставляют право налоговой инспекции применять налоговую ставку, исходя из типа транспортного средства, указанного в сведениях, предоставленных органами ГИБДД, без учёта его категории.
Ссылки апелляционной жалобы на Отраслевую нормаль ОН025 270-66
«Классификация и система обозначения автомобильного подвижного состава, а также его агрегатов и узлов, выпускаемых специализированными предприятиями» (утв. Минавтопромом СССР 30 июня 1966г.) не могут быть приняты, поскольку понятия и термины, содержащиеся в данном акте, не используются в налоговом законодательстве. Так, в Отраслевой нормали указано, что классы автомобилей делятся на виды (легковые, автобусы, грузовые, самосвалы, цистерны, фургоны, резерв, специальные). Автомобили по данной классификации подразделяются на категории - стандартные (виды 1-3) - легковые, автобусы и грузовые, предназначенные для перевозки пассажиров и грузов разного назначения; специализированные (виды 4-7) - тягачи, самосвалы, цистерны и фургоны, предназначенные для перевозки сыпучих, вязких и жидких, скоропортящихся, а также однородных грузов (хлеб, одежда и т.д.); специальные (вид 9), имеющие технологическое или другое назначение.
Судебная коллегия не соглашается с доводами апелляционной жалобы о том, что судом первой инстанции необоснованно использованы понятия, содержащиеся в международных актах, в частности Конвенции о дорожном движении.
Согласно приказу Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 09 апреля 2003 года № БГ-3-21/177 «Об утверждении методических рекомендаций по применению главы 28 «Транспортный налог» части второй Налогового кодекса Российской Федерации», при определении видов автотранспортных средств и отнесении их к категории грузовых или легковых автомобилей следует руководствоваться: Общероссийским классификатором основных фондов ОК 013-94 (ОКОФ) (утвержденным постановлением Госстандарта России от 26 декабря 1994 г. № 359) и Конвенцией о дорожном движении (Вена, 08 ноября 1968 г.).
В соответствии с пунктом 3 статьи 15 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов.
Постановлением Правительства РФ от 18 мая 1993 г. № 477 «О введении паспортов транспортных средств» одобрено предложение Министерства внутренних дел Российской Федерации о введении паспортов транспортных средств.
Паспорт транспортного средства - это документ, действующий на территории Российской Федерации для регистрации и допуска транспортных средств к эксплуатации. Паспорт транспортного средства подтверждает, в том числе, наличие одобрения типа транспортного средства (постановление Госстандарта Российской Федерации от 01 апреля 1998 г. № 19 «О совершенствовании сертификации механических транспортных средств и прицепов»), которое непосредственно указывается в паспорте транспортного средства. Как указано в приведённом постановлении, Госстандартом России в 1992 году введена сертификация автомототранспортных средств и прицепов, которая основана на международных принципах, нормах и процедурах Женевского Соглашения 1958 года.
В Правилах по проведению работ в системе сертификации механических транспортных средств и прицепов, утверждённых постановлением Госстандарта РФ от 01 апреля 1998 г. № 19, указано, что «одобрением типа транспортного средства» признаётся соответствующая международной практике форма оценки соответствия типа транспортного средства, а также одноименный документ, оформляемый при положительных результатах оценки соответствия.
Согласно пунктам 26 - 28 Положения о паспортах транспортных средств и шасси транспортных средств, утвержденного приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации № 496, Министерства промышленной энергетики Российской Федерации № 192, Министерства экономического развития Российской Федерации № 134 от 23 июня 2005 г., в строке 2 паспорта «Марка, модель ТС» указывается условное обозначение транспортного средства, присвоенное в порядке, установленном для изделий автомобильной промышленности, и приведенное в Одобрении либо в регистрационных документах и состоящее, как правило, из присвоенного транспортному средству буквенного, цифрового или смешанного обозначения, независимого от обозначения других транспортных средств; в строке 3 «Наименование (тип ТС)» указывается характеристика транспортного средства, определяемая его конструкторскими особенностями и назначением; в строке 4 «Категория ТС (A, B, C, D, прицеп)» указывается категория, которая соответствует классификации транспортных средств, установленной Конвенцией о дорожном движении.
В Конвенции о дорожном движении определено, что к категории транспортных средств "B" относятся автомобили, разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 кг и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает восьми. В приложении № 3 к Положению приведена сравнительная таблица категорий транспортных средств по классификации Комитета по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии ООН (КВТ ЕЭК ООН) и по классификации Конвенции о дорожном движении.
КВТ ЕЭК ООН определена следующая классификация транспортных средств: в том числе, M1 - Механические транспортные средства для перевозки пассажиров, имеющие не менее 4 колес и не более 8 мест для сидения (кроме места водителя), N1 - Механические транспортные средства для перевозки грузов, максимальная масса которых не более 3,5 тонны, N2 - Механические транспортные средства для перевозки грузов, максимальная масса которых более 3,5 тонны, но не превышает 12 тонн, M2 - Механические транспортные средства для перевозки пассажиров, имеющие более 8 мест для сидения (кроме места водителя) и максимальная масса которых не более 5 тонн.
В Конвенции о дорожном движении, принятой на Конференции Организации Объединенных Наций по дорожному движению в г. Вене, под термином «автомобиль» понимается механическое транспортное средство, используемое обычно для перевозки по дорогам людей или грузов или для буксировки по дорогам транспортных средств, используемых для перевозки людей или грузов.
Согласно ГОСТ Р52051-2003 «Механические транспортные средства и прицепы. Классификация и определения» (принят и введен в действие постановлением Госстандарта России от 07 мая 2003 г. № 139-ст) выделены, в частности, следующие категории автомобилей: категория М1 - транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров и имеющие, помимо места водителя, не более 8 мест для сидения; категория N1 - транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие максимальную массу не более 3,5 т.
Данные по сертификации автомобиля в соответствии с ГОСТом должны быть указаны заводом-изготовителем в технической документации на автомобили.
Приказом МНС РФ от 11 июня 2004 года № САЭ-3-09/363@ «О применении сведений, поступающих в налоговые органы по формам, утвержденным приказом МНС России от 10 ноября 2002 г. № БГ-3-04/641 «Об утверждении форм сведений о транспортных средствах и лицах, на которых они зарегистрированы, представляемых органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств», в целях постановки на учет (снятия с учета) организаций и физических лиц в налоговых органах по месту нахождения транспортных средств» установлено, что сведения о транспортных средствах и лицах, на которых они зарегистрированы, представляемые органами, осуществляющими регистрацию транспортных средств в соответствии с пунктом 4 статьи 85 и пунктом 4 статьи 362 Налогового кодекса Российской Федерации, направляются указанными органами в налоговые органы однократно по формам, утвержденным Приказом МНС России от 10 ноября 2002 г. № БГ-3-04/641 «Об утверждении форм сведений о транспортных средствах и лицах, на которых они зарегистрированы, представляемых органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств», зарегистрированным в Минюсте России 18 декабря 2002 г., № 4038, и являются основанием для постановки на учет организаций и физических лиц в налоговых органах по месту нахождения транспортных средств в соответствии с положениями статей 83, 84, 85 Налогового кодекса Российской Федерации и Приказа МНС России от 03 марта 2004 г. № БГ-3-09/178@.
При этом, Минфин России в письме от 29 марта 2007 г. № 03-05-06-04/17, а также в письме от 7 февраля 2008 года № 03-05-04-04/01 указал, что если автомобиль согласно паспорту транспортного средства относится к категории «В» - легковой, то налоговую ставку следует применять в соответствии с региональным законом о транспортном налоге по категории «Автомобили легковые» исходя из мощности, указанной в паспорте ТС.
В «Методических рекомендациях по проведению независимой технической экспертизы транспортного средства при ОСАГО (№ 001МР/СЭ)» (утв. НИИАТ Минтранса РФ 12 октября 2004 г., РФЦСЭ при Минюсте РФ 20 октября 2004 г., ЭКЦ МВД РФ 18 октября 2004 г., НПСО «ОТЭК» 20 октября2004 г.) содержится определение термину автобус, согласно которому это - автотранспортное средство, предназначенное для перевозки пассажиров и имеющее более 8 мест для сидения, не считая места водителя. Автобусы подразделяются на микроавтобусы, городские, пригородные, междугородние и туристические автобусы.
В п. 1.2.1 Приказа Минтранса РФ от 08 января 1997 г. № 2 «Об утверждении Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами» разъяснено, что «Автобус» - автотранспортное средство с двигателем, предназначенное для перевозки пассажиров с числом мест для сидения (помимо сиденья водителя) более 8 (классификация автотранспортных средств принята правилами ЕЭК ООН, М-2 и М-3).
Из приведенных выше нормативных положений следует, что правомерность действий налогового органа по начислению транспортного налога обусловлена содержанием сведений, предоставленных органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств, о зарегистрированных транспортных средствах.
Спор о размере подлежащего уплате налога связан с имеющимися противоречиями в классификации транспортных средств семейства «Газель» производства ОАО «ГАЗ».
Согласно паспорту транспортного средства спорный автомобиль марки <данные изъяты> графе наименование (типа ТС) значится как автобус на 6 мест, категория ТС - В, разрешенная максимальная масса 2800 кг, изготовитель ОАО «ГАЗ».
Из разъяснений Департамента обеспечения безопасности движения МВД России в адрес управлений ГИБДД МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации следует, что в соответствии со сведениями, содержащимися в одобрениях типа транспортного средства такие транспортные средства классифицированы как М2 (специальное пассажирское транспортное средство) и не предназначены для осуществления маршрутных перевозок. В связи с этим в строке 3 «Наименование (тип ТС)» паспортов транспортных должна быть произведена аналогичная запись с указанием количества пассажирских мест.
В соответствии с классификацией, установленной Конвенцией о дорожном движении 1968 г., в строке 4 «Категория ТС» паспортов транспортных средств, оформленные на такие транспортные средства и имеющие восемь и менее мест, указывается категория «В» - легковые автомобили.
Разрешая заявленные ФИО2 требования, суд первой инстанции установил, что разрешенная максимальная масса транспортного средства – автомобиля <данные изъяты> не превышает 3500кг и число пассажирских мест, помимо места водителя, не превышает восьми, т.е. его классификация по категории «В» соответствует наименованию этой категории по Венской Конвенции по типу «М1» - механические ТС для перевозки пассажиров, имеющие не менее четырех колес и не более восьми мест для сидения, кроме места водителя.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу о том, что отнесение принадлежащего истцу транспортного средства к категории «В» и соответствие его типу «М1» по Венской Конвенции с учётом сведений, предоставляемых органами ГИБДД в отношении <данные изъяты> как о легковом автомобиле, дает право применять ставки, установленные Законом Тверской области для легковых автомобилей, поскольку как заводом-изготовителем, так и регистрирующим органом данный автомобиль был классифицирован именно по этой категории и не был отнесен ни к автомобилям, разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 килограммов - категория «С», ни к автомобилям, предназначенным для перевозки пассажиров и имеющим более 8 сидячих мест, помимо сиденья водителя, в том числе автобусы, - категория «D».
С учетом изложенного, принимая во внимание положения части 7 статьи 3 НК РФ, согласно которой все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Осташковского городского суда Тверской области от 27 декабря 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной ИФНС России № по Тверской области – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи