САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД
Рег. № 33-8255/2016 | Судья: Муратова С.В. |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
председательствующего | Шиловской Н.Ю. |
судей | ФИО1, Подгорной Е.П. |
при секретаре | ФИО2 |
рассмотрела в судебном заседании 24 мая 2016 года гражданское дело № 2-2972/2015 по апелляционной жалобе Федерального казенного учреждения «Военный комиссариат города Санкт-Петербурга» на решение Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 30 ноября 2015 года по иску ФИО3 к Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат города Санкт-Петербурга» о перерасчёте пенсии.
Заслушав доклад судьи Шиловской Н.Ю., объяснения представителя Федерального казенного учреждения «Военный комиссариат города Санкт-Петербурга» - Р. ФИО3, его представителя М., судебная коллегия городского суда,
УСТАНОВИЛА:
ФИО3 обратился в Октябрьский районный суд Санкт-Петербурга к ответчику об обязании произвести и выплатить подполковнику запаса ФИО3 перерасчет выплаченной с 01 октября 2012 года по 31 мая 2015 года пенсии за выслугу лет из расчета 32 (28) года, исходя из оклада по воинскому званию «подполковник» и должностного оклада 15 тарифного разряда с применением к суммам недоплаты пенсии индекса роста потребительских цен в городе Санкт-Петербурге в общем размере <...>; обязании выплачивать ФИО3 пенсию за выслугу лет 32 года, исходя из оклада по воинскому званию «подполковник» и должностного оклада 15 тарифного разряда в порядке, установленном Законом Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-1.
В обоснование своих требований указал, что решением Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 13 марта 2014 года по делу № 2-342/2014, оставленным без изменения апелляционным определением Санкт- Петербургского городского суда от 23 июля 2014 года и вступившим в законную силу 23.07.2014, признан незаконным отказ Военного комиссариата города Санкт-Петербурга в назначении ФИО3 пенсии за выслугу лет, на военный комиссариат Санкт-Петербурга возложена обязанность назначить и выплачивать ФИО3 пенсию за выслугу лет с 01.10.2012.
Во исполнение вышеуказанного решения суда ФИО3 назначена пенсия в размере <...> в месяц, затем, пенсия была пересчитана и назначена за выслугу лет из расчета 20 лет 06 месяцев 22 дня исходя из наличия воинского звания «капитан-лейтенант» и оклада по воинской должности «командир группы засекреченной связи боевой части связи» <...> (14 тарифный разряд) и в настоящее время выплачивается в размере <...>. Истец полагает, что расчёт пенсии из расчёта выслуги 20 лет, звания «капитан-лейтенант» и должности 14 тарифного разряда нарушает его права.
Решением Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 30 ноября 2015 года исковые требования удовлетворены.
Данным решением суд обязал Федеральное казенное учреждение «Военный комиссариат города Санкт-Петербурга» произвести и выплатить подполковнику запаса ФИО3 перерасчет выплаченной с 01 октября 2012 года по 31 мая 2015 года пенсии за выслугу лет 32 (28) года, исходя из оклада по воинскому званию «подполковник» и должностного оклада 15 тарифного разряда с применением к суммам недоплаты пенсии индекса роста потребительских цен в городе Санкт-Петербурге в общем размере <...>.
Обязал Федеральное казенное учреждение «Военный комиссариат города Санкт-Петербурга» с июня 2015 года выплачивать ФИО3 пенсию за выслугу лет 32 года, исходя из оклада по воинскому званию «подполковник» и должностного оклада 15 тарифного разряда в порядке, установленном Законом Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-1.
В апелляционной жалобе ответчик просит отменить решение суда, полагая его незаконным и необоснованным, принятым с нарушением норм действующего законодательства.
Представитель Министерства Обороны Российской Федерации Департамент социальных гарантий в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, доказательств уважительности причин неявки в суд не представил /л.д. 1184/.
Согласно части 1 статьи 327, статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела в суде апелляционной инстанции.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, выслушав, явившихся участников процесса, оценив доводы апелляционной жалобы, приходит к следующему.
Разрешая требования, суд первой инстанции на основании представленных доказательств, объяснений сторон, пришел к выводу, что выплата истцу пенсии в меньшем размере (за выслугу 20 лет, звание «капитан-лейтенант» и должность 14 тарифного разряда) является незаконной, в связи с чем, размер пенсии подлежит перерасчету на выслугу лет 32 года, исходя из воинского звания «подполковник» и по должностному окладу 15 (пятнадцатого) тарифного разряда.
Между тем с указанным выводом судебная коллегия согласиться не может по следующим основаниям.
Из ответа военного комиссариата Санкт-Петербурга от 21 октября 2013 года следует, что оснований для назначении пенсии ФИО3 в соответствии с Законом РФ № 4468-1 от 12 февраля 1993 года «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исправительной системы, и их семей» не имеется, поскольку Приднестровская Молдавская Республика в состав СНГ не входит, договор между Российской Федерацией и Приднестровской Молдавской Республикой о пенсионном обеспечении не заключался. На день увольнения истец проходил военную службу в вооруженных силах Приднестровской Молдавской Республике, из вооруженных сил СССР и Российской Федерации ФИО3 не увольнялся.
В соответствии со статьей 29 Венской конвенции о праве международных договоров от 23 мая 1969 года, обязательная сила международного договора устанавливается для каждого участника в отношении всей его территории.
Пунктом 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные Законом, то применяются правила международного договора.
08 декабря 1991 года руководителями союзных республик СССР - Республики Беларусь, Российской Федерации и Украины было подписано Соглашение «О создании Содружества Независимых Государств».
21 декабря 1991 года Постановлением Верховного Совета РФСР № 2014-1 ратифицировано Соглашение между Республикой Беларусь, РСФСР и Украиной о создании СНГ от 8 декабря 1991 года, указанное Соглашение 08 августа 1994 года также ратифицировано Республикой Молдова.
13 марта 1992 года было подписано Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13.03.1992 г. (Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Россия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украина). По условиям Соглашения пенсионное обеспечение граждан государств - участников Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают. Соглашение распространяется на все виды пенсий, которые установлены или будут установлены законодательством государств - участников Соглашения. При этом, как установлено ст. 7 Соглашения, при переселении пенсионера в пределах государств - участников Соглашения выплата пенсии по прежнему месту жительства прекращается, если пенсия того же вида предусмотрена законодательством государства по новому месту жительства пенсионера. Применительно к переселенцам из государств - участников Соглашения от 13.03.1992 года государство, назначившее пенсию, может продолжать выплату пенсии переселившемуся пенсионеру до приобретения им права на пенсию соответствующего вида в Российской Федерации.
Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Молдова о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения от 10 февраля 1995 года, ратифицированным Федеральным законом от 23 ноября 1995 года № 173-ФЗ, предусмотрено пенсионное обеспечение граждан по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Как установлено материалами дела, 18.12.2003 приказом Министра обороны Приднестровской Молдавской Республики № 072 ФИО3 в звании «подполковник» уволен с действительной военной службы с должности начальника 3 отделения районного военного комиссариата (л.д.44) и 22.12.2003 исключен из списков личного состава Рыбницкого ОГВК. Выслуга лет на момент увольнения с военной службы составила 32 года 01 месяц 27 дней.
С 23 декабря 2003 года ФИО3 назначена пенсия за выслугу лет 32 года, которая выплачивалась Рыбницким ОГВК Приднестровской Молдавской республики (Республика Молдова) до 01 октября 2012 года.
В связи с переездом 03 сентября 2013 года к новому месту жительства в Санкт-Петербург с 09 сентября 2013 года ФИО3 поставлен на
воинский учет в Василеостровский районный военный комиссариат города
Санкт-Петербурга.
30 сентября 2013 года ФИО3 обратился Военный комиссариат города Санкт-Петербурга с заявлением о выплате (возобновлении) военной пенсии за выслугу лет в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших воет1ую службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно - исполнительной системы, и их семей».
21 октября 2013 года письмом № ЦСО/ПГ-327301 Военным Комиссариатом города Санкт-Петербурга ФИО3 в назначении пенсии за выслугу лет отказано.
Решением Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 13 марта 2014 года по делу № 2-342/2014, оставленным без изменения апелляционным определением Санкт- Петербургского городского суда от 23 июля 2014 года рег. № 33-10090/2014 и вступившим в законную силу 23.07.2014, признан незаконным отказ Военного комиссариата города Санкт-Петербурга в назначении ФИО3 пенсии за выслугу лет, на военный комиссариат Санкт-Петербурга возложена обязанность назначить и выплачивать ФИО3 пенсию за выслугу лет с 01.10.2012 года ( л.д.7 -16).
Как следует из письма ФКУ «Военный комиссариат города Санкт-Петербурга» № ЦСО ПГ-327301 от 14.10.2014 г., согласно решению суда пенсия была назначена ФИО3 в размере РРП <...> в месяц.
Впоследствии, пенсия ФИО4 была пересчитана за выслугу лет 20 лет 06 месяцев 22 дня исходя из наличия воинского звания «капитан-лейтенант» и оклада по воинской должности «командир группы засекреченной связи боевой части связи» <...> (14 тарифный разряд) и в настоящее время выплачивается в размере <...> (письма ФКУ «Военный комиссариат города Санкт- Петербурга» № ЦСО ПГ-327301 от 22.04.2015).
Вывод суда о том, что ФИО3 на момент увольнения имел воинское звание «подполковник» не может быть принят во внимание по следующим основаниям.
В суд апелляционной инстанции для обозрения представлено личное дело 327301 ФИО3.
На титульном листе «Послужного списка», формы № 1 /ЛД Министерства обороны СССР, имеющегося в материалах личного дела, в графе «воинские звания» указаны: лейтенант, старший лейтенант, капитан – лейтенант. Указанные звания присвоены ФИО3 в период прохождения воинской службы в Вооруженных силах СССР, присвоение указанных званий подтверждено материалами личного дела.
В той же графе имеется указание на присвоение истцу звания капитан 3 ранга и подполковник, данные звания присвоены Приказами Министра обороны Приднестровской Молдавской Республики 03.12.1992 и 22.02.1997 соответственно.
Однако, документов, подтверждающих присвоение указанных званий как в материалах личного, так и гражданского дела, не имеется.
Между тем, в материалах личного дела ФИО3 имеется выписка из приказа Министра Обороны Приднестровской Молдавской Республики № 4 от 20.01.2003, согласно которой с подполковником ФИО3, начальником 3 отделения Рыбницкого объединенного городского военного комиссариата надлежало заключить контракт на два года.
Во исполнение указанного приказа Военным комиссаром гор. Рыбницка от 29.01.2003 ФИО3 начальнику 3 отделения Рыбницкого ОГВК приказано выплатить три оклада денежного содержания, между тем в приказе указано звание ФИО3 как капитан 2 ранга.
Кроме того, во всех документах, находящихся в личном деле, ФИО4 указывал на наличие у него звания «капитан 2 ранга».
При этом в материалах личного дела не имеется документов, подтверждающих присвоение ФИО3 звания подполковника и капитана 2 ранга, как в вооруженных силах СССР, так и в вооруженных силах Приднестровской Молдавской Республики и республики Молдова.
Из показаний истца, данных в суде апелляционной инстанции, следует, что звание капитан 2 ранга ему не присваивалось, указания в документах о наличии у него данного звания объяснил тем, что ранее проходил службу на флоте, воинское звание «капитан 2 ранга» присваивается офицерам, проходившим службу на флоте, присвоенное звание «подполковник» он не признавал из – за конфликтных отношений с Министром обороны Приднестровской Молдавской Республики, а Военный комиссар г. Рыбница из уважения к истцу указывал в официальных документах о наличии у него (ФИО3) звания капитана 2 ранга.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу, что документов, подтверждающих, увольнение ФИО3 с действительной военной службы в звании подполковника не имеется.
При этом довод апелляционной жалобы о том, что ФИО3 был уволен из вооруженных сил Приднестровской Молдавской Республики, которая самостоятельной стороной Соглашения не является, а потому применение положений Закона РФ от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» для разрешения настоящего спора не применимо, не может быть принят во внимание, поскольку, государственный суверенитет Республики Молдова установлен 27 августа 1991 года в отношении всей территории бывшей Молдавской ССР, в том числе в отношении территории автономно - территориального образования с особым правовым статусом – Приднестровская Молдавская Республика. Законодательными актами Республики Молдова установлено, что Приднестровье является неотъемлемой составной частью Республики Молдова и в пределах полномочий, определенных Конституцией и другими законами Республики Молдова, решает вопросы, отнесенные к его ведению.
Из изложенного следует, что Приднестровская Молдавская Республика самостоятельным субъектом международного права не признана международным сообществом, следовательно, на граждан упомянутого административно-территориального объединения распространяются положения международных соглашений, подписанных и ратифицированных Республикой Молдова.
Как следует из материалов дела, военного билета и послужного списка ФИО3, истец проходил военную службу в вооруженных силах СССР с 24 июня 1984 года по 18 февраля 1992 года, с 24 марта1992 года по 05 августа 1992 года - в вооруженных силах Республики Молдова, а с 5 августа 1992 года - в вооруженных силах Приднестровской Молдавской Республики. ФИО3 уволен со службы приказом Министра обороны Приднестровской Молдавской Республики № 084 от 21 декабря 1999 года по основанию, предусмотренному статьей 42 Положения о прохождении военной службы в Приднестровской Молдавской Республике (указание в послужном списке, соответствующей выписки из приказа н имеется.).
В материалах личного дела имеется выписка из того же приказа Министра обороны Приднестровской Молдавской Республики № 084 от 21 декабря 1999 года из которой следует, что ФИО3 определен в добровольном порядке на действительную военную службу и назначен на должность начальника 3 отделения Рыбницкого ОГВК.
С 1 марта 2000 года ФИО3 являлся получателем пенсии за выслугу лет, однако в связи с переездом истца на постоянное место жительства в Санкт-Петербург выплата пенсии в Приднестровской Молдавской Республике с 1 октября 2012 года была прекращена.
Из выписки из приказа Министра обороны Приднестровской Молдавской Республики № 072 от 18 декабря 2003 года следует, что истец уволен в запас.
Также, судебная коллегия не может согласиться с выводом суда, что выплата истцу пенсии в меньшем размере (за выслугу 20 лет, звание «капитан-лейтенант» и должность 14 тарифного разряда) является незаконной по следующим основаниям.
Согласно письму Штаба Объединенного стратегического командования Западного военного округа от 18 февраля 2015 г. № 5/1/1666 по должности начальника 3 отделения (офицеров запаса (и кадра) военного комиссариата 2 разряда установлен 15 (пятнадцатый) тарифный разряд.
Согласно представленного военным комиссариатом Приднестровской Молдавской Республики по запросу суда расчету, общая выслуга лет ФИО3 составила 32 года 02 мес. 04 дн., календарный срок службы - 24 года 04 мес. 16 дн., на воинских
должностях, предусмотренных в штатах кораблей - 07 лет 09 мес. 12 дн. (л.д. 72-.74).
Между Правительством РФ и Правительством Республики Молдова о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения от 10.02.1995г., ратифицированным Федеральным законом от 23.11.1995г. № 173-ФЗ, предусмотрено пенсионное обеспечение граждан по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Соглашением установлено, что пенсионное обеспечение и обязательное государственное страхование военнослужащих Вооруженных Сил государств -участников Содружества и других воинских формирований, созданных законодательными органами этих государств. Объединенных Вооруженных Сил Содружества, Вооруженных Сил и иных воинских формирований бывшего Союза ССР, а также пенсионное обеспечение семей этих военнослужащих осуществляются на условиях, по нормам и в порядке, которые установлены или будут установлены законодательством государств -участников, на территории которых проживают указанные военнослужащие и их семьи, а до принятия этими государствами законодательных актов но данным вопросам - на условиях, по нормам и в порядке, установленным законодательством бывшего Союза ССР. При этом уровень пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей, устанавливаемый законодательством государств - участников в соответствии с Соглашением о социальных и правовых гарантиях военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей от 14 февраля 1992 года, не может быть ниже уровня, установленного ранее законодательными и другими нормативными актами бывшего Союза ССР.
В выслугу лет для назначения пенсий военнослужащим засчитывается служба (в том числе на льготных условиях) в Вооруженных Силах и других воинских формированиях, указанных в статье 1 настоящего Соглашения, в порядке, установленном законодательством государств - участников, на территории которых военнослужащие проходили службы.
Размер денежного довольствия (заработка) для назначения пенсий
военнослужащим и их семьям определяется в порядке, установленном законодательством государств - участников, на территории которых проживают военнослужащие или их семьи.
В соответствии с изложенным, и отсутствием в пенсионном деле документов Республики Молдова об увольнении с военной службы, прохождении военной службы в вооруженных силах Республики Молдова, отсутствия расчета выслуги лет на пенсию Министерства обороны Республики Молдова, пенсионное дело истца было выслано в Департамент Социальных Гарантий МО РФ для определения в соответствии со своей компетенцией, поскольку именно на Департамент Социальных Гарантий возложена обязанность составлять расчет выслуги лет на пенсию (Приказ МО РФ от11.12.2006 года № 075 зарегистрирован в Министерстве юстиции РФ 17.06.2010 года, per. № 17586).
В соответствии с пунктом 13 Постановления Правительства РФ от 22.09.1993 года № 941 при назначении или возобновлении выплаты пенсии уволенным со службы военнослужащим государств-участников СНГ и других государств, с которыми РФ заключены соответствующие договоры о социальном обеспечении, исчисляются исходя из суммы денежного довольствия, установленного законодательством РФ для соответствующих категорий военнослужащих РФ при аналогичном служебном положении и прочих равных условиях.
Порядок установления должностных окладов воинских должностей указанным военнослужащим, определен Департаментом Социальных Гарантий МО РФ, должностные оклады устанавливаются в каждом конкретном случае индивидуально по согласованию с Главным оперативным Управлением Генерального Штаба ВС МО РФ применительно к окладам по аналогичным должностям в соответствующих структурах ВС МО РФ и при прочих равных условиях по объему, характеру решаемых задач, боевому составу и численности войск (сил), количеству лиц, подлежащих призыву в военное время, количеству штабов и т.д..
В соответствии с Консультативным заключением Экономического суда СНГ от 12 апреля 2012 года № 01-1/4-11 о толковании части 2 статьи 2 Соглашения стран СНГ от 15 мая 1992 года установление соответствия служебного положения приобретенного бывшим военнослужащим в государстве - участнике Соглашения от 15 мая 1992 года, где проходила его военная служба, аналогичному служебному положению в вооруженных силах государства-участника по новому месту жительства, а также определения размера должностного оклада как составляющей денежного довольствия в целях назначения пенсии осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством государства нового места жительства военного пенсионера для определения выслуги лет на пенсию, должностного оклада и воинского звания, из которого необходимо произвести расчет пенсии.
После возврата пенсионного дела из Департамента Социальных Гарантий МО РФ, где был составлен расчет выслуги лет на пенсию, протарифицирован должностной оклад и оклад по воинскому званию, истцу было в бесспорном порядке пересчитана пенсия из следующих параметров и произведена доплата за период с 01 октября 2012 года:
- должностной оклад по воинской должности «Командир группы засекреченной связи боевой части связи», 14 тарифный разряд - <...>;
- оклад по воинскому званию капитан-лейтенант - <...>.
Выслуга лет на пенсию согласно расчету за 20 лет службы, в том числе в льготном исчислении.
Сумма доплаты составила <...>.
Размер пенсии был установлен и выплачивается в размере на сегодняшний день <...>.
Согласно указания Департамента Социальных Гарантий МО РФ разъяснялось, что в соответствии с частью 1 статьи 2 Соглашения от 15 мая 1992 года «О порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств-участников Содружества Независимых Государств» в выслугу лет для назначения пенсий военнослужащим засчитывается служба (в том числе на льготных условиях) в вооруженных силах и других воинских формированиях в порядке, установленном законодательством государств-участников, на территории которого военнослужащие проходили службу. С учетом изложенного при подтверждении уполномоченными органами Министерства обороны Республики Молдова периодов службы истца в Вооруженных силах Республики Молдова, расчет выслуги лет может быть уточнен.
Военный комиссариат города Санкт-Петербурга исх. № ПГ-327301 от 19 сентября 2014 года направил запрос в Министерство обороны Республики Молдова о подтверждении прохождения службы в Министерстве обороны Республики Молдова.
В соответствии с ответом Архива Национальной армии Республики Молдова исх. № 320 от 23 октября 2014 года информации о прохождении ФИО3 службы в Национальной армии Республики Молдова в архиве не обнаружено.
Согласно данных послужного списка с 05.08.1992 истец остался для прохождения дальнейшей службы в должности помощника начальника 1 отделения Рыбницкого объединенного военного комиссариата Приднестровской Молдавской республики (приказ
Начальника Республиканского Управления обороны № 31 ПМР).
Уволен в запас приказом министра обороны Приднестровской Молдавской Республики № 84 от 21.12.1999 года по основанию, предусмотренному ст. 42 Положения о прохождении военной службы в Приднестровской Молдавской Республики.
В соответствии с подписанным между Правительством РФ и Правительством Республики Молдова о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения от 10.02.1995г., ратифицированным Федеральным законом от 23.11.1995 № 173-ФЗ, в их взаимосвязи со ст. 3 Закона Республики Молдова от 22.05.2005 года №162-XV1 «О
статусе военнослужащих», Пунктом 2 Постановления Правительства Республики Молдова от 17 августа 2006 года № 941, Законом о статусе военнослужащих №162-XVI от 22 июля 2005 года "Законом о подготовке граждан к защите Родины №1245-XV от 18 июля
2002 года, настоящим положением, иными нормативными актами в области национальной обороны, а также с международными договорами, стороной которых является Республика Молдова - лица уволенные непосредственно из вооруженных сил Республики Молдова, имеют право на пенсионное обеспечение в Российской Федерации, в соответствии с Законом Российской Федерации от 12.02.1993 г. № 4468-1 «О пенсионном
обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», т.к. это не противоречит Конституции Республики Молдова, нормативным актам, а также международным соглашениям, стороной которых является Республика Молдова.
Соглашение о гарантиях прав граждан государств участников СНГ в области пенсионного обеспечения от 13.03.1991, которое касается только государств, а не его отдельной части. Пенсия назначается военнослужащим МО Республики Молдова, а не военнослужащим, которые были уволены отдельным районом или области государства, при этом ФИО3, как усматривается из личного дела офицера, которое поступило в военный комиссариат Санкт-Петербурга, был уволен из вооруженных сил Приднестровской Молдавской республики, документы, необходимые для назначения пенсии на иных условиях, отличных от определенных Департаментом социальных гарантий МО РФ, республикой Молдова не ратифицированы.
Размер денежного довольствия (заработка) для назначения пенсий военнослужащим и их семьям определяется в порядке, установленном законодательством государств - участников, на территории которых проживают военнослужащие или их семьи.
Согласно пункту 13 Постановления Совета Министров. - Правительства Российской Федерации N 941 от 22 сентября 1993 года "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную Службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации", при назначении либо возобновлении выплаты в России пенсий уволенным со службы военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел (полиции). Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы государств - участников Содружества Независимых Государств и других государств, с которыми Российской Федерацией либо бывшим Союзом ССР заключены соответствующие договоры (соглашения) о социальном обеспечении, а также семьям указанных военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава пенсии исчислять им исходя из суммы денежного довольствия, установленного законодательством Российской Федерации для соответствующих категорий военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов Внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы России при аналогичном служебном положении и прочих равных условиях, в порядке, предусмотренном, пунктами 8-12 настоящего Постановления.
Пунктом 9 указанного постановления установлено, что в денежное довольствие, учитываемое при исчислении пенсий в порядке, предусмотренном пунктом 8 настоящего Постановления, включать уволенным с военной службы военнослужащим (кроме указанных в подпунктах "в", "г" и "д" настоящего пункта) - оклад по последней штатной должности (с учетом абзаца второго настоящего подпункта), оклад по воинскому званию, присвоенному ко дню увольнения, и процентную надбавку за выслугу лет, исчисленную из этих окладов.
Истец на момент увольнения занимал должность начальник 3 отделения Рыбницкого объединенного городского военного комиссариата Министерства обороны Приднестровской Молдавской Республики.
Согласно статье 43 и части первой статьи 49 Закона "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел. Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семей", пенсии лицам, проходившим военную службу, исчисляются из денежного довольствия военнослужащих; для исчисления им пенсии учитываются в порядке определяемом Правительством Российской Федерации, оклады по должности, воинскому или специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных и высокогорных местностях и в других особых условиях) и процентная надбавка за выслугу лет, включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия; пенсии в связи с увеличении денежного довольствия военнослужащих подлежат пересмотру, исходя из увеличения учитываемого при исчислении пенсий денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих и сотрудников одновременно с увеличением.
Департамент социальных гарантий рассмотрел вопрос о должностном окладе, взятом в расчет исчисления пенсии и установил Должностной оклад по воинской должности «Командир группы засекреченной связи боевой части связи», 14 т.р. - <...> из которого и исчисляется пенсия истцу, других сведений об установлении истцу иного должностного оклада уполномоченным органом не представлено.
Таким образом, решением, вопроса о том, является ли аналогичной должность, которую занимал истец до увольнения, и должность в Российской Федерации устанавливается по согласованию с Главным оперативным управлением генерального штаба Вооруженных сил Российской Федерации.
Доводы истца о том, что ему необходимо назначить оклад по 15 тарифному разряду исходя из той должности, что и в Российской Федерации, несостоятельны, так как истец не занимал указанную должность в Российской Федерации.
Ссылки истца на справку, являются несостоятельными, так как в ней указан тарифный разряд по воинской должности подразделения военнослужащих вооружённых сил Российской Федерации, между тем истец был уволен из вооруженных сил Приднестровской Молдавской Республике.
Кроме того, согласно приказу Министра обороны РФ № 2700 от 30.12.2011 (Приложение № 3) 15 тарифный разряд соответствует <...>.
Департамент социальных гарантий рассмотрел вопрос о воинском звании, им взят расчет исчисления пенсии из оклада по воинскому званию, капитан-лейтенант - <...> из которого и исчисляется пенсия истцу, других сведений об установлении истцу иного оклада по воинскому званию уполномоченным органом не представлено.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу, что доказательств того, что должность, в Приднестровской Молдавской Республике, которую занимал истец, и должность в Российской Федерации, являются аналогичными, не представлено.
Также судебная коллегия не может согласиться с выводом суда о порядке исчисления стажа
Правила исчисления выслуги лет для назначения военнослужащим, проходящим военную службу по контракту ежемесячной надбавки за выслугу лет установлены Постановлением Правительства РФ «О порядке исчисления выслуги лет для назначения военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, ежемесячной надбавки за выслугу лет» от 21.12.2011 №1074.
Согласно подпункту «в» пункта 2 названных Правил военнослужащим в выслугу лет для назначения надбавки (далее - выслуга лет) засчитываются в календарном исчислении следующие периоды: военная служба граждан Российской Федерации в вооружённых силах, других войсках, воинских формированиях и органах государств - участников Содружества Независимых Государств (при их переводе в установленном порядке в Вооружённые Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы).
В своем консультативном заключении № 01-1/2-09 от 09.12.2009 г. Экономический Суд Содружества Независимых Государств заключил, что выслуга лет для определения процентной надбавки исчисляется в соответствии с ч. 2 ст. 2 Соглашения от 15.05.1992 г. по нормам законодательства государств-участников, на территории которых проживают военнослужащие. В вышеуказанной статье Соглашения для исчисления выслуги лет в одном случае - для определения права на пенсию (часть первая), в другом случае - для определения размера денежного довольствия (часть вторая) установлены отдельные правила относительно применяемого национального законодательства. Пенсионное обеспечение военнослужащих, уволенных с военной службы и членов их семей в Российской Федерации, регулируются Законом РФ от 12.02.1993г. № 4468-1 (в ред. Федеральных законов от 01.07.2011г. № 169-ФЗ, от 08.11.2011г. № 309-ФЗ) «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал, что само по себе изменение способа определения размеров тех или иных денежных выплат - при соблюдении конституционных принципов справедливости, равенства, соразмерности, а также стабильности и гарантированности прав граждан - является прерогативой законодателя (постановления от 19.06.2002 № 11-П и от 27.11.2008 № 11-П, определения от 11.07.2002 № 191-0, от 16.05.2007 № 375-0-П и др.).
С 01.01.2012 произведено реформирование системы денежного довольствия военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел, в связи с чем в законодательство о пенсионном обеспечении указанных лиц внесены положения, предусматривающие изменение правил учета денежного довольствия для исчисления пенсий.
При введении нового правового регулирования, касающегося учета денежного довольствия для исчисления пенсий лицам, проходившим военную службу, и членам их семей, в соответствии с принципом стабильности правового регулирования гарантируется сохранение достигнутого к 1 января 2012 года уровня их пенсионного обеспечения: так, часть 1 статьи 5 Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» закрепляет сохранение размеров пенсий, установленных названным лицам в соответствии с ранее действовавшим законодательством Российской Федерации, в случае уменьшения размеров назначенных им пенсий в связи с вступлением в силу данного Федерального закона и Федерального закона от 08.11.2011г. № 309-ФЗ.
Пенсии за выслугу лет и по инвалидности, назначаемые лицам, проходившим военную службу, а также пенсии по случаю потери кормильца членам их семей исчисляются из денежного довольствия, в составе которого в соответствии с частью первой статьи 43 Закона РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» учитываются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, оклад по воинской должности, оклад по воинскому званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и ежемесячная надбавка за выслугу лет, включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия. При этом понятие "денежное довольствие для исчисления пенсии военнослужащим" отличается от понятия "денежное довольствие военнослужащих", определяемого законодательством о статусе военнослужащих, и имеет самостоятельное нормативное значение для целей исчисления пенсии и ее пересмотра военным пенсионерам (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 14.12.2004г. №429-0).
С 01.01.2012 вступил в силу Федеральный закон от 07.11.2011г. № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат». В законодательство о пенсионном обеспечении лиц, уволенных с военной службы, внесены положения, устанавливающие новые правила учета денежного довольствия для исчисления пенсий.
Истцу не включены в расчёт выслуги лет для выплаты процентной надбавки периоды службы с 05.08.1992 по 22.12.2003 года (служба в вооруженных силах Приднестровской Молдавской Республики) на основании и в соответствии с Федеральным законом «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» от 07.11.2011 №306-Ф3 и Постановлением Правительства РФ «О порядке исчисления выслуги лет для назначения военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, ежемесячной надбавки за выслугу лет» от 21.12.2011 № 1074.
Процентная надбавка за выслугу лет в расчет пенсии установлена в размере 25 % в соответствии с выслугой лет исходя из расчета 16 лет 08 месяцев 07 дней без учета в выслугу лет периодов службы с 05.08.1992 по 22.12.2003 (служба в вооруженных силах Приднестровской Молдавской Республики).
Довод истца, что выслуга у него составляет 32 года не может быть принята во внимание.
Принципы определения права на пенсию военнослужащих государств-участников Содружества независимых государств (далее по тексту СНГ) и ее размера заложены в Соглашении от 15 мая 1992 года «О порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих участников СНГ».
По содержанию и смыслу части 1 статьи 2 Соглашения в выслугу лет для назначения пенсий военнослужащим засчитывается служба (в том числе на льготных условиях) в вооруженных силах и других воинских формированиях, указанных в статье Соглашения, в порядке, установленном законодательством государств-участников, на территории которых военнослужащие проходили военную службу. В статье 1 Соглашения определен контингент лиц, имеющих право на пенсионное обеспечение в соответствии с этим правовым актом, а именно это военнослужащие ВС государств-участников Содружества и других воинских формирований, созданные законодательными органами этих государств, объединенных вооруженных сил Содружества, и иных воинских формирований бывшего союза СССР.
Принятие тем или иным государством - участником Содружества независимых государств дополнительных норм пенсионного обеспечения военнослужащих, выходящих за рамки соглашения, является внутренним правом этого государства. Принимаются такие решения исходя из конкретных условий и экономических возможностей государства и не могут носить обязательный характер при применении другими государствами-участниками Содружества независимых государств.
Департамент социальных гарантий рассмотрел вопрос и составил расчет выслуги лет на пенсию истцу. Выслуга лет составляет 20 лет 6 месяцев 27 дней.
При подтверждении уполномоченными органами Министерства обороны Республики Молдова периодов службы истца в Вооруженных силах Республики Молдова, расчет выслуги лет может быть уточнен.
В связи с изложенным исчислять пенсии в иной выслуге лет оснований не имеется.
На основании изложенного требования ФИО3 не подлежат удовлетворению в полном объеме, а решение суда подлежит отмене.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 30 ноября 2015 года ОТМЕНИТЬ.
В удовлетворении исковых требований ФИО3 к Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат города Санкт-Петербурга» о перерасчёте пенсии отказать.
Председательствующий:
Судьи: