дело 33-8260-2017
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Оренбург 21 ноября 2017 года
Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе:
председательствующего судьи Ившиной Т.В.,
судей областного суда Имамовой Р.А., Морозовой Л.В.,
при секретаре Михалёвой В.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в г. Оренбурге на решение Ленинского районного суда г. Оренбурга от 16 августа 2017 года по гражданскому делу по иску ФИО1 к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Оренбурге о признании решения незаконным, возложении обязанности включить в стаж периоды работы, назначить досрочную страховую пенсию по старости
Заслушав доклад судьи Ившиной Т.В., объяснения представителя истца ФИО2, возражавшего против удовлетворения жалобы, судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратился в суд с исковым заявлением к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Оренбурге (УПФР в г. Оренбурге), сославшись в обоснование заявленных требований на то, что он обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях". Однако по результатам рассмотрения представленных документов решением ответчика от 14 июня 2017 N № ему отказано в досрочном пенсионном обеспечении в связи с отсутствием требуемой продолжительности стажа на соответствующих видах работ.
Не согласившись с указанным решением, считая, что действия УПФР в г. Оренбурге не соответствуют нормам действующего законодательства, нарушают его права на пенсионное обеспечение, истец просил суд:
признать незаконным решение начальника УПФР в г. Оренбурге от 14 июня 2017 N №;
обязать УПФР в г. Оренбурге включить в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсию по старости периоды работы истца:
с 01 июля 1996г. по 19 ноября 2001г.- слесарем по ремонту котельного оборудования в бригаде по ремонту и обслуживанию котельной базы ***
с 20 ноября 2001г. по 04 сентября 2016г., с 10 сентября 2016г. по 11 сентября 2016г., с 17 сентября 2016г. по 31 декабря 2016г.- слесарем по ремонту котельного оборудования и пылеприготовительных цехов бригады по ремонту и обслуживанию котельной базы ***
обязать УПФР в г. Оренбурге назначить страховую пенсию по старости с 07 апреля 2017 года.
Ответчик иск не признал.
Решением суда исковые требования ФИО1 удовлетворены частично.
Суд постановил признать решение начальника Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Оренбурге от 14 июня 2017г. N № незаконными в части не включения ФИО1 в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости периодов работы:
с 01 июля 1996г. по 19 ноября 2001г.- слесарем по ремонту котельного оборудования в бригаде по ремонту и обслуживанию котельной базы ***
с 20 ноября 2001г. по 31 декабря 2012г. - слесарем по ремонту котельного оборудования и пылеприготовительных цехов бригады по ремонту и обслуживанию котельной базы ***
Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Оренбурге включить ФИО1 в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости периоды работы:
с 01 июля 1996г. по 19 ноября 2001г.- слесарем по ремонту котельного оборудования в бригаде по ремонту и обслуживанию котельной базы ***
с 20 ноября 2001г. по 31 декабря 2012г. - слесарем по ремонту котельного оборудования и пылеприготовительных цехов бригады по ремонту и обслуживанию котельной базы ***
Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Оренбурге назначить ФИО1 досрочную страховую пенсию по старости с 07 апреля 2017 года, в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях".
В удовлетворении остальной части исковых требований ФИО1 отказать.
В апелляционной жалобе УПФР в г. Оренбурге, ссылаясь на неправильное определение судом юридически значимых обстоятельств и неправильное применение норм материального права, просит данное решение отменить в части удовлетворения требований о включении в специальный стаж истца периодов работы с 01 июля 1996г. по 19 ноября 2001г. слесарем по ремонту котельного оборудования в бригаде по ремонту и обслуживанию котельной базы ***, с 20 ноября 2001г. по 31 декабря 2012г. –слесарем по ремонту котельного оборудования и пылеприготовительных цехов бригады по ремонту и обслуживанию котельной базы *** Вынести по делу новое решение об отказе в удовлетворении данных исковых требований.
ФИО1, представитель УПФР в г. Оренбурге надлежащим образом уведомлённые о месте и времени рассмотрения дела судом апелляционной инстанции, в судебное заседание не явились, об отложении рассмотрения дела не просили.
В соответствии со статьёй 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда по доводам жалобы, судебная коллегия пришла к следующему.
Решение суда в части отказа в удовлетворении требования о включении в специальный стаж истца, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение периодов работы с 01 января 2013г. не обжалуется. В соответствии с частью 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия проверяет решение в обжалуемой части.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" предусматривает назначение страховой пенсии по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда не менее 12 лет 6 месяцев и имеют страховой стаж не менее 25 лет.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (пункт 2 статьи 30 названного Федерального закона).
Списком № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденным постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение" право на льготное пенсионное обеспечение установлено слесарям, электромонтерам, электрослесарям всех наименований, занятым на обслуживании, ремонте котельного, турбинного (парогазотурбинного) оборудования, оборудования пылеприготовления и обеспечивающих его работу средств измерений и автоматики (раздел XIII "Электростанции, энергопоезда, паросиловое хозяйство", код позиции 2140000а-18455).
Основным условием для назначения льготного пенсионного обеспечения электромонтерам, указанным в разделе XIII "Электростанции, энергопоезда, паросиловое хозяйство" (код 2140000 а - 18455) Списка N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, утвержденного постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 N 10, является постоянная занятость на обслуживании и ремонте котельного, турбинного (парогазотурбинного) оборудования, оборудования топливоподачи и пылеприготовления и обеспечивающих его работу средств измерений и автоматики.
Согласно разъяснению Министерства труда Российской Федерации "О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда на пенсию за выслугу лет" N 5 от 22 мая 1996 года, право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня.
Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 процентов рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций.
В соответствии с пунктами 4, 5 постановления Правительства РФ от 11 июля 2002 г. N 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" установлено, что в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. При применении настоящих Правил к уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации приравнивается уплата взносов на государственное социальное страхование до 1 января 1991 г., единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности.
В пп. 2 п. 2 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Минздравсоцразвития РФ от 31 марта 2011 г. N 258н, предусмотрено, что в соответствии с настоящим порядком подтверждению подлежат работы с тяжелыми условиями труда.
Согласно пункту 3 Порядка периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, подтверждаются до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01 апреля 1996г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования» до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица – документами, выдаваемыми работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами;
После регистрации гражданина в качестве застрахованного лица, в соответствии с Федеральным законом от 01 апреля 1996г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования» - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учёта.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что 14 марта 2017 ФИО1, (дата) года рождения, обратился в УПФР в г. Оренбурге с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением начальника Пенсионного фонда в г. Оренбурге от 14 июня 2017 N № ему отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемой продолжительности стажа на соответствующих видах работ. По представленным документам продолжительность стажа, дающего право на досрочную страховую пенсию по старости составила 00 лет 00 месяцев 00 дней, требуется 12 лет 06 месяцев при достижении возраста 55 лет.
При этом в специальный стаж не были включены периоды работы истца с 01 июля 1996г. по 19 ноября 2001г.- слесарем по ремонту котельного оборудования в бригаде по ремонту и обслуживанию котельной базы ***, с 20 ноября 2001г. по 04 сентября 2016г., с 10 сентября 2016г. по 11 сентября 2016г., с 17 сентября 2016г. по 31 декабря 2016г.- слесарем по ремонту котельного оборудования и пылеприготовительных цехов бригады по ремонту и обслуживанию котельной базы ***, так как работа в бригаде по обслуживанию котельной базы не утверждена в газопромысловым управлении как работа, дающая право на досрочное назначение пенсии, кроме того индивидуальные сведения за период с 01 января 2005г. работодателем представлены без кода льготных условий труда, не представлены сведения об уплате (начислении) дополнительного тарифа страховых взносов начиная с 01 января 2013г. и справка, уточняющая льготный характер работы.
Из трудовой книжки следует, что ФИО1 01 июля 1996г. принят в ***, 20 ноября 2001г. переведен слесарем по ремонту котельного оборудования пылеприготовительных цехов 4 разряда этой же службы, 18 марта 2002г. переведен слесарем по ремонту котельного оборудования и пылеприготовительных цехов 5 разряда этой же службы, 01 января 2015г. переведён слесарем по ремонту оборудования котельных и пылеприготовительных цехов 5 разряда бригады по ремонту и обслуживанию котельной базы ***, в трудовой книжке имеется отметка от 19 октября 2016г., в соответствии с которой истец работает по настоящее время.
В материалы дела представлен трудовой договор, заключенный 01 июля 1996г. между *** (работодатель) и ФИО1 (работник), в соответствии с которым работник принимается на работу в *** с 01 июля 1996г. года. В пункте 3 договора указано, что истцу устанавливается повременная оплата труда в зависимости от тарифного разряда в размере согласно штатному расписанию. Пунктом 8.1 указанного договора ФИО1 устанавливается ежегодный отпуск 24 рабочих дня и дополнительный оплачиваемый отпуск в соответствии с положением об отпусках. В пункте 10.2 договора указано, что работодатель обязуется обеспечить работнику обустройство рабочего места, защищенного от воздействия вредных или опасных производственных факторов, выдачу инструментов, спецодежды, спецобуви, и других средств индивидуальной защиты, а также моющих средств и молока в соответствии с условиями труда и установленными нормами.
Соглашением от 16 февраля 2016 года пункт 3 исключен из действующего трудового договора. Установлено, что в соответствии со штатным расписанием по данной должности установлена минимальная гарантированная месячная (часовая) тарифная ставка (оклад) в размере *** рублей. В соответствии с действующим Положением об оплате труда работников *** с учетом занятости на работах с вредными и (или) опасными условиями труда работнику на момент заключения трудового договора устанавливается месячная (часовая) тарифная ставка (оклад) в размере *** рублей. Кроме того, в соглашении указано, что за работу с вредными и (или) опасными условиями труда работнику устанавливается доплата к месячной (часовой) тарифной ставке (окладу) для рабочих в размере 6 % в соответствии с действующим коллективным договором.
Соглашением от 07 июня 2016г. об изменении условий трудового договора от 01 июля 1996 года установлено, что за время действия трудового договора работник обязан проходить вводный инструктаж по охране труда, обучение и проверку знаний требований охраны труда, промышленной безопасности, стажировку на рабочем месте, обучение по безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве (п. 2.2.13). Работодатель обязан обеспечить работника оборудованием, инструментами, технической документацией и иными средствами, необходимыми для исполнения им трудовых обязанностей, с том числе специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, соответствующими условиям труда на рабочем месте, согласно утвержденным нормам (п. 3.2.4) Согласно пункту 4.2 соглашения с 01 апреля 2016г. на основании карты специальной оценки условий труда, условия труда на рабочем месте соответствуют: вредным (3.1 класс). В соответствии с п. 5.4 работнику предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск 7 календарных дней за работу с вредными или опасными условиями труда в соответствии с ТК РФ и коллективным договором. Пунктом 6 соглашения установлено, что с 01 января 2016г. в соответствии со штатным расписанием по данной должности установлена минимальная гарантированная месячная (часовая) тарифная ставка (оклад) в размере *** рублей. С 01 июля 2016г. за работу с вредными и (или) опасными условиями труда работнику устанавливается доплата к месячной (часовой) тарифной ставке (окладу) для рабочих в размере 4 % в соответствии с действующим коллективным договором.
В соответствии с положением о ***, основной задачей управления является добыча газа, газового конденсата, нефти, попутного нефтяного газа, для чего на управление возлагаются следующие функции: организация производственной деятельности по добыче подготовке и компримированию углеводородного сырья; разработка газоконденсатных и газонефтяных залежей Оренбургского нефтегазоконденсатного месторождения; добыча, подготовка и компримирование углеводородного сырья и другие.
Судом исследован технический регламент проведения ППР тепловых энергоустановок ГПУ, утвержденный 18 мая 2017г., в соответствии с которым в состав теплоэнергетического оборудования включены: котлы паровые вертикально водотрубные на давление до 1,4 МПа (14 кгс/см.кв.), котлы водогрейные теплопроизводительностью до 5 Гкал/ час и другие. В п. 3 регламента перечислен типовой объем работ при техническом обслуживании тепловых энергоустановок, в том числе котлов, экономайзеров, утилизационных теплообменников, а именно: осмотр работающего оборудования, контроль его состояния с целью своевременного выявления дефектов, смазка трущихся деталей, замена смотровых стекол и др.
Из штатных расписаний персонала ***, утвержденные на 1997-2015 гг. усматривается, что на предприятии имелась бригада по ремонту и обслуживанию котельной базы, в штат, которого входили слесари по ремонту оборудования котельных и пылеприготовительных цехов.
Как следует из рабочей инструкции слесаря по ремонту котельного оборудования и пылеприготовительных цехов, к профессиональной деятельности слесаря пятого разряда относятся следующие должностные обязанности: уметь выполнять работы слесаря по ремонту котельного оборудования 2-го, 3-го и 4-го разряда, разбирать, ремонтировать, реконструировать, собирать, испытывать, регулировать, проводить наладку сложных узлов, деталей и механизмов основного и вспомогательного оборудования, поверхностей нагрева, барабанов котла, коллекторов, механизмов подачи топлива, трубопроводов пара, воды, газа, арматуры различных параметров; проводить слесарную обработку деталей; проверять в работе вращающиеся механизмы, определять размеры вибрации и причины, вызывающие ее, устранение вибрации; проводить гидравлические испытания котлов и агрегатов и др.
Согласно личной карточке истца формы Т-2 периоды его работы на поименованных выше должностях определены работодателем как периоды работы во вредных условиях труда.
Из представленного графика отпусков следует, что за период с 01июля 1996 г. по 01 июля 2015г. имело место предоставление истцу дополнительных отпусков за вредность.
Из карты специальной оценки условий труда № от 09 ноября 2015 слесаря по ремонту оборудования котельных и пылеприготовительных цехов следует, что согласно оценке условий труда по вредным (опасным) факторам класс условий труда по шуму составляет 3.1, итоговый класс (подкласс) условий труда составляет 3.1. При этом имеются гарантии и компенсации работникам, занятым на данном рабочем месте, а именно повышенная оплата труда, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск. Право на досрочное назначение трудовой пенсии отсутствует.
Удовлетворяя требования истца о включении в его стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение спорных периодов работы, суд первой инстанции исходил из того, что указанная в трудовой книжке истца, трудовая деятельность в качестве слесаря по ремонту котельного оборудования на объектах по добыче нефти и газа, слесаря по ремонту котельного оборудования и пылеприготовительных цехов прямо предусмотрена Списком. Совокупность представленных доказательств позволяет сделать вывод о том, что характер выполняемой истцом работы в спорный период – это обслуживание и ремонт котельного оборудования, оборудования пылеприготовления.
Отсутствие в сведениях индивидуального персонифицированного учета данных о льготном характере работы в периоды работы истца после его регистрации в системе индивидуального персонифицированного учета не может рассматриваться в качестве законного основания для отказа в зачете спорных периодов, поскольку обязанность представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного пенсионного обеспечения, Федеральным законом РФ N 167-РФ от 15.12.2001 "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" возложена на работодателя (ст. 14 Закона).
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции об обоснованности заявленных требований о включении в специальный стаж истца периодов работы с 01 июля 1996г. по 19 ноября 2001г., а также с 20 ноября 2001г. по 31 декабря 2004г. поскольку из материалов дела следует, что истец был принят на должность и в производство, предусмотренные Списком № 2, утв. постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991г. № 10 на полный рабочий день. С даты подачи сведений о застрахованном лице работодатель до 2005 года подтверждал занятость ФИО1 на тяжелых работах постоянно, в течение полного рабочего дня, указывая в отношении него сведения об особых условиях труда с кодом 27-2/2140000А-18455. То есть собранными по делу документами, в том числе выписками из лицевого счета ФИО1 подтверждается его полная занятость на работах, дающих право на досрочное пенсионное обеспечение в данные спорные периоды.
Данные сведения перестали предоставляться с 2005г., также не была представлена справка, уточняющая особый характер работы ФИО1
Согласно письму от 21 марта 2017г. ***» справку, уточняющую льготный характер работы, предоставить не могут, так как работа в бригаде по обслуживанию котельной базы не утверждена в газопромысловом управлении как работа, дающая право на досрочное назначение пенсии и не утверждена перечнем рабочих мест, наименований профессий и должностей, занятость в которых даёт право на досрочное назначение трудовой пенсии.
При таких обстоятельствах у суда отсутствовали основания для зачёта в специальный стаж истца, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение периода работы с 01 января 2005г. по 31 декабря 2012г., поскольку, начиная с 2005 года работодатель не подтверждает полную занятость истца на работах, дающих право на досрочное пенсионное обеспечение.
Ссылка суда на то, что истцу производились начисления за вредные и (или) опасные условия труда, предоставлялся ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за работу с вредными или опасными условиями труда, производилось обеспечение средствами индивидуальной защиты, а также моющих средств и молока не может являться основанием для включения указанного периода в специальный стаж, поскольку предоставление работнику указанных гарантий регламентировано трудовым законодательством, а не пенсионным.
Учитывая, что на дату обращения за назначением страховой пенсии по старости у истца отсутствовал требуемый стаж 12 лет 6 месяцев, у суда отсутствовали также основания для удовлетворения требования о возложении на УПФР в г. Оренбурге обязанности назначить истцу досрочную страховую пенсию по старости с 07 апреля 2017г.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328,329 ГПК РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Ленинского районного суда г. Оренбурга от 16 августа 2017 г. отменить в части удовлетворения требования ФИО1 о признании решения начальника Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Оренбурге от 14 июня 2017г. N № незаконным в части не включения ФИО1 в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости периодов работы с 01 января 2005г. по 31 декабря 2012г. - слесарем по ремонту котельного оборудования и пылеприготовительных цехов бригады по ремонту и обслуживанию котельной базы ***; возложения на Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Оренбурге обязанности включить ФИО1 в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии указанный период работы, назначить ФИО1 досрочную страховую пенсию по старости с 07 апреля 2017 года, в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях".
Вынести в указанной части новое решение, которым ФИО1 в удовлетворении данных требований отказать.
В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в г. Оренбурге – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи